Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
(УМК «Школа России»)
Тема: В. Крупин. Первый букварь
Тип урока: решение учебной задачи
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведением, совершенствования навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления.
Формирование УУД: Предметные: осознанно и выразительно читают познавательный текст; осуществляют поиск информации в тексте и на основе иллюстрации; знакомятся со старинной азбукой; создают свою азбуку.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать.
Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте и иллюстрации; логические – осуществляют сравнение названий русских букв и старинных.
Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий , наглядное пособие.
Литература: учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, поурочные разработки, Интернет ресурсы.
Оформление доски
|
Число Тема урока |
|
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и методы |
Формирование УУД |
|||
I этап. Орг. момент Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок. – Мы будем на уроке думать? – А может, будем спать? – Мы будем рассуждать? – А в облаках летать? – Друг другу будем помогать? – Проверим готовность к уроку |
Уч-ся организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
- Да. - Нет. - Да. - Нет. -Да. |
Фронтальная работа Словесный метод Слово учителя |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|||
II этап. Актуализация знаний 1. Игра «Угадай слово» |
- Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны буквы:
– Соедините последовательно гласные и согласные и отгадайте название урока |
Составляют слова из букв, читают
Обучение грамоте |
Фронтальная работа Словесный метод Игра |
Осуществляют словообразование путем последовательного соединения гласных и согласных букв |
|||
2. Азбука и алфавит
|
– Как называется ваша первая учебная книга? – Попробуйте объяснить, почему её так назвали – «азбука»?
– Прочитайте, как назывались буквы А и Б. – Из этих названий и получилось слово «азбука». – А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова- близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет свое постоянное место и название. |
– Азбука.
– Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.
– А - Аз, Б - Буки.
Учащиеся слушают учителя |
Фронтальная работа Словесный метод
Беседа, рассказ учителя |
Воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее, правильно формулируют ответы. Воспринимают на слух новую информацию |
|||
III этап. Целеполагание |
– Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Сегодня мы узнаем, каким был первый букварь и кто его написал и напечатал |
Ответы учащихся
Уч-ся слушают учителя |
Фронтальная работа. Словесный метод. Слово учителя |
Принимают учебную задачу |
|||
Физкультминутка
|
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно, веселее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились Ниже опустились. Покружились, повертелись Покружились, повертелись |
Учащиеся выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Коллективная работа. |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
|||
IV этап. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Чтение рассказа В. Крупина «Первый букварь» учителем. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 90–91) |
- Сейчас, ребята, я прочитаю вам рассказ «Первый букварь». - А затем вам необходимо будет ответить на вопросы.
- Кто написал и напечатал первый букварь? – Как называют Ивана Федорова? – Чем заканчивался первый букварь? – О чем говорит первая заповедь из букваря? |
Слушают рассказ, рассматривают иллюстрации с изображением Ивана Федорова. - Первый букварь написал Иван Фёдоров. - Ивана Фёдорова называют первопечатником. - Дети слушайте своих родителей - первая заповедь. |
Фронтальная работа Словесный и наглядный метод. Чтение учителем, беседа, работа с иллюстрацией |
Слушают текст в чтении учителя. На слух определяют известную и неизвестную информацию. Извлекают из иллюстрации новую информацию |
|||
2. Чтение текста учениками («цепочкой») (учебник, с. 90–91) |
– А сейчас, ребята, прочитайте рассказ по «цепочки» по одному предложению. |
Учащиеся читают рассказ по «цепочке» |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение |
Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания |
|||
V этап. Закрепление знаний и способов действий. 1. Буквы современного и древнерусского алфавита (учебник, с. 90–91) |
- Теперь, ребята, рассмотрите страницу старинной Азбуки. - Сравните буквы современного и древнерусского алфавита |
Учащиеся рассматривают и читают старинную азбуку |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа |
Соотносят название букв со страницей старинной азбуки. Сравнивают название русских букв и старинных, делают выводы |
|||
2. Что читали ваши предки и прабабушки в своих букварях |
– Прочитайте запись на доске. «Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай и твори». – Как вы понимаете эти слова? – Попробуйте это пожелание перевести на современный русский язык |
Читают запись на доске. – «Не ленитесь, усердно читайте, слушайте внимательно учителя, сами делайте «открытия», творчески подходите к заданиям» |
Групповая работа Словесный и проблемный метод Беседа |
Осуществляют чтение фразы с доски. Переводят пожелание из первого букваря на современный язык. Высказывают свое мнение и отношение к пожеланию |
|||
3. Творческая работа. Создание собственной Азбуки |
– Создайте свою азбуку. Придумайте слова, которые помогут запомнить название старинных букв русского алфавита. – Придумайте рассказ о своей азбуке (кто её автор, в каком издательстве издана, какие рассказы читали, о чем интересном узнали) |
Учащиеся выполняют задание под контролем учителя |
Групповая и практическая работа Творческое задание |
Учатся работать самостоятельно. Проектируют творческое задание. |
|||
VI этап. Подведение итогов Рефлексия |
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно
запомнилось – Спасибо за работу на уроке. |
- Узнали кто напечатал первый букварь. Отвечают на вопросы учителя |
Фронтальная работа Словесный метод Беседа |
Анализируют и оценивают работу на уроке |
Учитель:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.