Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей
группе «В мире комнатных растений»
Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях.
Программное содержание:
-Познакомить детей с понятием «комнатное растение»
-Познакомить с комнатным цветком- фиалкой.
- Закреплять умение поливать растение из лейки, рыхлить землю в горшке.
-Учить протирать листья влажной тряпочкой, пользоваться опрыскивателем.
- Продолжать формировать у детей интерес к растениям.
-Развивать познавательную активность, внимательность, речь, память.
-Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.
Материал к занятию:
Комнатные растения: фиалка (цветущая и не цветущая., фикус.
Леечка с водой, палочка для рыхления, опрыскиватель для цветов, тряпочка для протирания листьев, молоток игрушечный, ложка.
Кукла Машенька.
Телефон, белый халат.
Заготовки из цветной бумаги, ватман клей, кисти, клеенки.
Предварительная работа: 1) Наблюдения за комнатными растениями, знакомство с способами ухода за цветами.
2) Выполнение детьми трудовых поручений.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает поздороваться:
С добрым утром, глазки (поглаживаем веки)
Вы проснулись (делаем из указательного и большого пальцев «биноколь»)
С добрым утром, ушки! (поглаживают ладошками уши)
-Вы проснулись (расставляют пальцы, прикладывают растопыренные ладони к ушам)
С добрым утром, ручки! (гладят то одну, то другую руку)
-Вы проснулись? (хлопают в ладоши)
-С добрым утром солнце! (руки вверх)
-Я проснулся (голову вверх)
Далее воспитатель просит детей сесть красиво, ножки «подружить», спинку выпрямить. Тут в дверь раздается стук: в гости пришла кукла Машенька, в руках у нее цветок в горшке.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Машенька. Машенька, а что у тебя в руках?
Кукла: - Да сама даже не знаю, что это такое. Подарили на праздник, сказали, что это цветок. Только вот разве бывают такие цветы? Это больше похоже на обычную траву в горшке. Вот пришла к вам, может, вы мне поможете разобраться, что же это такое? Может и правда цветок такой.
Воспитатель: - Машенька, ну конечно, это цветок. Это комнатное растение. Ребята, растут ли сейчас на улице зеленые растения? (нет)
-Почему не растут? (зима,холодно)
-Правильно, растения зеленеют сейчас только в комнате, в тепле. И называются поэтому –комнатными.
Их маленькими сажают в горшочек, за ними ухаживают, а потом они вырастают большими и красивыми. Давайте все вместе покажем, как растут комнатные растения.
Физкультминутка: дети приседают, медленно встают и тянутся вверх, изображая, как растет растение. Потом растение набирает бутончик и распускается цветок. (пальчиковое упражнение «Цветок»)
Вот бутоны,вот цветки
Распускают лепестки.
Повторить 2 раза.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Машенька, твой цветок называется фиалка. Ребята, давайте все вместе скажем, как называется Машенькин цветок.
(Фронтальное, индивидуальное, фронтальное закрепление названия комнатного растения.)
Воспитатель: - Ну вот, Машенька, запомнила, как называется твое растение?
Машенька: - Ну вроде запомнила: фиалка
Воспитатель: - Машенька, посмотри, ведь у нас тоже есть фиалка!
(на стол ставится цветущая фиалка)
Машенька: - Но, это же совсем другое растение. Вон на нем цветочки есть, а на моем нет.
Воспитатель: - ребята, давайте все вместе внимательно посмотрим на эти два растения. Посмотрим на их листочки: одинаковые у них листочки или разные?
(Дети отвечают, что листочки у растений одинаковые)
Воспитатель: - Вот видишь, Машенька, это тоже фиалка, просто на ней уже появились цветы.
Машенька: - А моя фиалка тоже будет цвести?
В: - ну, конечно, Машенька. Просто за ним надо правильно ухаживать. Наши ребятки тебе сейчас об этом расскажут. Ребята, как надо ухаживать за растением, чтобы оно росло большим, красивым, чтобы на нем появились цветы?
Дети отвечают, что растение надо поливать.
В:-Извините,пожалуйста! У меня срочный звонок! Кто говорит? Ой,здравствуйте уважаемый, Доктор Айболит. Внимательно слушаю! Да-да,обязательно передам!
Воспитатель пересказывает разговор с Доктором Айболитом, который позвонил и напомнил о том, как правильно ухаживать за цветами, чтобы они не болели.
Дети переходят в «больницу для комнатных растений»
Опыт:
Воспитатель показывает, какие цветы надо протирать от пыли влажной тряпочкой, какие – опрыскивать. Знакомит с новым инструментом – опрыскивателем. Дети пробуют сами.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что почва в одном горшке твердая, плотная.
-Что делать? Есть секретное оружие от твердой почвы! Рыхлитель!
Воспитатель показывает новый инструмент, демонстрирует, как им пользоваться.
Демонстрирует, как правильно поливать, напоминает, что много воды не нужно лить. Дети называют знакомый инструмент-лейку.
Проводится индивидуальное участие в уходе за комнатными растениями, по схемам, которые показывает воспитатель.
Машенька: - я буду стараться, ухаживать за моим цветочком. Ой, только я опять забыла, как называется мой цветок.
В: - Ребята, давайте все вместе напомним Машеньке, как называется ее цветок.
Д: -Фиалка!
Воспитатель: - Ну, что, Машенька, теперь запомнила как называется твой цветок?
Машенька: - Вроде запомнила – фиалка. Ну, я побегу, буду свой цветок поливать, землю рыхлить. Спасибо вам, ребятки.
Машенька прощается с ребятами, уходит.
Итог занятия: - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Кто приходил к нам в гости? Что Машенька нам принесла? Как называется ее цветок? (Дети отвечают) Как вы думаете, Машеньке понравилось у нас?
«Дикие животные». Конспект занятия во второй младшей группе по познавательному развитию
Цель: расширение представления детей о диких животных.
Задачи: Учить детей отгадывать загадки ; закреплять знания детей о диких животных: лисе, зайце, волке, медведе, еже, лосе и их детёнышах; вызывать интерес к животным родного края.
Материалы: Лесовичок, письмо, картинки с изображением животных, их детёнышей.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо от Лесовичка,
давайте его откроем и прочтем.
«Здравствуйте, дорогие ребята. Я прислал вам письмо с загадками. Отгадав эти загадки, вы узнаете, кто живёт рядом со мной. А так же узнаете, где живу я сам»
-Ну что, ребята, хотите узнать, где живёт Лесовичок? Тогда давайте отгадаем загадки?
Загадки:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
- Правильно, заяц (показываю картинку). У него длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Летом заяц серый, а зимой меняет шубку на белую. Ему совсем не холодно, теплая шерстка согревает его в холодные зимние дни. Заяц любит чистоту и порядок, поэтому каждый день умываются язычком и причесывают шерстку лапами. У Зайчика есть враги, которых он боится. Это лиса, волк, собака, большие вороны. Он не умеет защищаться от врагов, поэтому ему приходится убегать. И это у него очень хорошо получается! Заяц быстро бегает и очень ловко прыгает.
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это… (Белка).
-Правильно, это белка (показываю картинку). У белки пушистый хвост и кисточки на ушах. Сама белка маленькая, шерстка у неё летом рыжая, а зимой серая. Она любит орехи, грибы, ягоды. Живет белка на дереве, в дупле.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)
-Конечно, это лиса (картинка). Лиса - красивое животное, с мягкой пушистой шёрсткой рыжего цвета, с чёрными лапами и белой грудкой. Лиса не меняет свою шубу, она и зимой и летом рыжего цвета. У лисы красивый пушистый хвост, узкая длинная мордочка. Она с лёгкостью по запаху определяет, где пробежал заяц, и затаилась мышка. У лисички очень хороший слух. Она способна услышать то, что происходит в противоположной части леса.
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
-Еж— мелкое животное. (показываю картинку) Спина и верхняя часть его боков покрыты короткими твердыми иглами. Днем этот зверек обычно спит в своей норке, а ночью идёт на поиски пищи. Ест ёж насекомых, ягоды, любит молоко. При опасности еж сворачивается клубком, и тогда его иглы служат защитой от врагов. Врагами ежа являются волк, лисица, филин. Зимой ёжик спит.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
-Волк - крупный зверь, внешне похожий на собаку (картинка). Морда у волка шире, чем у собаки, лоб выпуклее, а хвост обычно опущен. Он всегда ходит в серой шубке. Летом волк сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. Ночью неслышно подкрадываются волки к деревне. Если набредут на стадо овец – загрызут всех. В лесу добыча волков – лоси, кабаны, олени. Могут съесть на своем пути всех – зайца, птицу, птичье яйцо.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
-Правильно, медведь (картинка). Медведь имеет тёплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы, поэтому его назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мёд, любит рыбу. Зимой Мишка забирается в берлогу, спит и сосёт лапу
С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,
Знайте, дети, это… (Лось).
Лось – это самый крупный зверь наших лесов (картинка). Лоси живут в сосновых лесах, на полянах, около водоёмов. Летом лоси едят траву, листья. Зимой лоси кормятся корой ивы, осины, сосны, рябины, частично берёзы. В морозную зиму о лосях проявляют заботу егеря (люди, которые заботятся, охраняют диких животных). С осени они заготавливают для них сено, вяжут веники из лиственных пород деревьев, строят специальные кормушки. Украшением лосей-пап являются рога в форме лопаты с различным числом отходящих от краёв отростков. У лосей - мам рогов нет. Копыта являются основным оружием этого животного. И лось прекрасно этим пользуется, он может спокойно защищаться от волка и даже медведя.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Подскажите мне, о ком же все эти загадки? (О диких животных).
Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
Воспитатель: А вы помните, что в письме говорилось о том, что Лесовичок живет рядом с этими животными? Кто мне скажет, где же живет Лесовичок? (в лесу)
Воспитатель: Правильно! И он очень хочет с вами познакомиться. А вы хотите с ним познакомиться? (Да) Стук в дверь. Воспитатель выходит и заходит обратно с Лесовичком.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я очень рад с вами познакомиться. Давайте вместе поиграем в игру, которая называется “ Изобрази животное” Я буду называть животное, а вы будете его изображать. (Физ. минутка)
Воспитатель: Животные живут в лесу не одни, а вместе со своими детёнышами. Мы сейчас с вами играли, шумели, детёныши испугались и убежали. Давайте поможем им вернуться к своим мамам. Назовите их!
У лисицы – лисёнок;
У зайчихи – зайчонок;
У белки - бельчонок;
У ежихи – ежонок;
У волчицы – волчонок;
У медведицы - медвежонок;
У лосихи – лосёнок.
Воспитатель: Молодцы! Всех детёнышей вернули к мамам.
Лесовичок: Ребята, мне так понравилось у вас гостить! Но, к сожалению, мне пора возвращаться к себе домой. Можно я к вам ещё раз приду? (Да) До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята, о каких животных мы сегодня с вами говорили? Где они живут? Молодцы!
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе
«Путешествие с Ежиком»
Цель:
1. Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе в процессе игрового экспериментирования с предложенными предметами (пластмасса, резина, камушки).
2. Ознакомление со свойствами предметов (легкий, тяжелый, плавает, тонет, не тонет).
3. Формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (камушки, пластмасса, резина) на примере взаимодействия их с водой.
4. Продолжать знакомить детей с качественными характеристиками воздуха (невидимый, ощущаемый).
5. Учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять свойства (мнется, рвется, режется, намокает).
6. Развивать наблюдательность, восприятие, способность сравнивать, делать выводы.
7. Воспитывать интерес к экспериментированию.
(Дети садятся на коврик в круг)
- Жил был ежик. Он очень любил путешествовать. Однажды он отправился в путешествие на воздушном шарике. (Ежик летит на шарике и вдруг шар лопнул).
- Посмотрите, почему же наш Еж сидит такой грустный.
- Что случилось? (посмотрите, что это за маленькая тряпочка) (ответы детей).
- Шар лопнул.
- Ребята, а что было внутри шара? (воздух).
- А мы видим воздух? (нет, он невидимый, он невидимка.)
- А мы чувствуем воздух? (да)
- Ребята, а мы можем жить без воздуха? Для чего он нам нужен? (чтобы дышать).
- Как же нам помочь Ежику? (давайте оставим ежика у себя, научим его ловить воздух.) (ловим пакетом воздух).
Только у нас нет воздушных шариков.
- Какой красивый необычный получился шарик, подарим его Ежику (смотрите Еж повеселел).
- Давайте поиграем с Ежом (встают в круг).
«Раз, два, три, четыре, пять.
Будем с Ежиков играть.
Наклонился, правый бок: раз, два, три!
Наклонился, левый бок: раз, два, три!
А сейчас поднимем ручки
И дотянемся до тучки».
- Ребята, давайте отправимся с Ежом в нашу волшебную лабораторию. (идут за ежом).
«Мы за Ежиком идем
К игрушкам в гости попадем».
- Садятся за столы.
- Ребята, посмотрите, как много игрушек в нашей лаборатории.
- Это игрушка сделана из резины - резиновая.
Эта сделана из пластмассы – пластмассовая.
Будем учить нашего ежика проводить опыты с игрушками.
Игра «Тонет - не тонет»
- Ребята, мы сейчас будем узнавать, какие игрушки в воде не тонут, а какие плавают.
- Возьмите резиновые игрушки. Опускаем их на дно и быстро убираем руку.
- Что происходит? (ответ: игрушка быстро выпрыгивает из воды. Она не тонет, а плавает.)
- А теперь попробуем пластмассовые игрушки?
- Что происходит? (плавают).
- Ребята, а что еще у вас есть? (волшебные камушки.)
- Попробуем опустить в воду?
- Что получается? (они тонут, они тяжелые).
- Ребята, а у нас есть еще бумажные игрушки?
- Помните, а что бывает с бумагой?
- Что можно с ней сделать? (рвать, мять, клеить, резать, рисовать на ней, делать игрушки).
- А что делается в воде с бумагой? (мокрая, можно делать шарики).
- Ребята, давайте отправим Ежонка в путешествие (дети садятся в круг)
На ковре таз с водой и пластмассовая лодочка.
- Ребята, я думаю, что Ежонку у нас понравилось. Говорим Ежонку до свидания. Счастливого пути. (включаем музыку - шум воды).
- Ребята, а что это за волшебный пакет? (достает бумажные самолетики).
- Ежонок говорит вам спасибо и дарит вам самолетики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.