ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
“В МИРЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет в среднем около 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, качественно подготовиться к ЕГЭ и конкурсным экзаменам в вузы. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Представленный элективный курс содержит 8 тем. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной. При ее раскрытии акцент должен быть сделан на выделение основных этапов решения текстовых задач и их назначение. Следует также обратить внимание учащихся на важность умелого письменного оформления. Следующие четыре темы — «Задачи на движение», «Задачи на смеси, сплавы, растворы», «Задачи на работу», «Задачи на прогрессии» — закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках. Последние три темы - «Задачи с экономическим содержанием», «Задачи на числа», «Разные задачи» - выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач.
Всего на проведение занятий отводится 34 часа. На изучение методов решения типовых задач выделено 11 часов.
Провести занятия можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач или в форме семинаров, нацелив учащихся на предварительную подготовку и самостоятельный поиск материалов с их последующим обсуждением. На практические занятия и отработку умений и навыков отведено 10 часов, из них 2 часа на самостоятельную итоговую работу и решение задач повышенной сложности, предлагаемых на вступительных экзаменах в вузы и на ЕГЭ. В программе предусмотрено проведение трех тематических зачетов (по одному часу каждый).
Цели и задачи курса:
• определить уровень способностей учащихся и уровень их готовности к профильному обучению в школе и вузе;
• систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
• познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;
• реализовать межпредметные связи.
Ожидаемые результаты
После изучения курса учащиеся должны:
· уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
· уметь применять полученные математические знания при решении задач;
· уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Возможные критерии оценок.
Критерии при выставлении оценок могут быть следующие.
Оценка «отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекция |
практика |
семинар |
||||
1 |
Текстовые задачи и техника их решения
|
3 |
1 |
2 |
|
|
2 |
Задачи на движение |
7 |
2 |
4 |
1 |
Зачет |
3 |
Задачи на сплавы, смеси и растворы |
5 |
1 |
4 |
|
Зачет |
4 |
Задачи на работу |
4 |
2 |
2 |
|
|
5 |
Задачи на прогрессии |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
6 |
Задачи с экономическим содержанием |
4 |
1 |
2 |
1 |
Зачет |
7 |
Задачи на числа |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
8 |
Разные задачи |
2 |
|
2 |
|
|
9 |
Повторение |
2 |
|
2 |
|
Ср |
Содержание программы курса
Тема 1. Текстовые задачи и техника их решения (3ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
Тема 2. Задачи на движение (7 ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Зачет по теме «Задачи на движение».
Тема 3. Задачи на сплавы, смеси, растворы (5 ч)
Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема. Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Зачет по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы».
Тема 4. Задачи на работу (4 ч)
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Тема 5. Задачи на прогрессии (4 ч)
Формула общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессий. Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии.
Тема 6. Задачи с экономическим содержанием (4 ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
Зачет по темам «Задачи на работу», «Задачи на прогрессии», «Задачи с экономическим содержанием».
Тема 7. Задачи на числа (3ч)
Представление многозначного числа в виде сумму разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.
Тема 8. Разные задачи (2ч)
Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений.
Повторение (2 ч)
Практикум по решению задач. Самостоятельная работа
Рекомендуемая литература
1. Булынин В. Применение графических методов при решении текстовых задач//Математика, 2005, № 14.
2. Бутузов В.Ф., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. и др. Математика. Учебник для экономистов 10 - 11 классов. — М.: Сантакс-Пресс, 1996.
3. Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). — М.: Наука, 1976.
4. Иванов МА. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов: Учеб. пособие. — М.: Вентана-Граф, 2002.
5. Лурье М.В., Александров Б.И. Задачи на составление уравнений. — М.: Наука, 1990.
6. Нырко В А., Табуев В А. Задачи с параметром. Текстовые задачи. Пособие для поступающих в вузы. — Екатеринбург: Изд-во УМЦ-УПИ, 2001.
7. Попов Н.И., Марасанов А.Н. Задачи на составление уравнений. Учеб. пособие. — Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2003.
8. Прокофьев А., Соколова Т.,Бардушкин В., Фадеичева Т. Текстовые задачи. Материалы вступительных экзаменов в МИЭТ// Математика, 2005, № 9.
9. Садовничий Ю.В. Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Учеб. пособие. — Ч. 6. Решение текстовых задач. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003.
10. Тимофеев Н.Г. Математика для поступающих в вузы. Учеб. пособие. — Йошкар-Ола: Марийский гос. универ., 2001.
11. Ткачук В.В. Математика— абитуриенту.— 9-е изд., испр. и доп. — М.: МЦНМО, 2002.
12. Тоом А. Как я учу решать текстовые задачи//Математика, 2004, № 46, 47.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.