Тема урока: «В музыкальном театре. Балет.»
«Балет «Ярославна»
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.
Задачи урока:1) образовательные — знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;
уметь — определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле,
приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.
2. воспитательные — воспитание патриотизма.
3. Развивающие — развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия».
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие: - День добрый! День добрый! Слова эти мы повторим. День добрый! День добрый! - Всем друзьям говорим!
2. Актуализация ЗУНов.
Проведем разминку.(презентация)
Следующий вид работы — Найди лишнее:
3. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С. Пушкина:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- Почему именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа?
- О чем пойдет речь сегодня на уроке?
Обратите внимания на изображения, которые лежат у вас на партах.
Предложите тему сегодняшнего урока.
3. Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися.
Что мы должны узнать на уроке? С какой целью будем вспоминать и расширять наши знания о таком жанре, как «балет».
- Узнали ли персонажей балета П. И. Чайковского?
Действительно, создатель русского классического балета — П. И. Чайковский.
Он автор трех балетов — каких?
Некоторые фрагменты из этих балетов давно уже стали самостоятельными концертными номерами.
Давайте посмотрим такой фрагмент и попробуем вспомнить, что такое балет.
Видеофрагмент. - Танец маленьких лебедей.
4. Изучение новой темы — расширение и углубление понятий.
На экране — несколько вариантов определений «балета».
Балет — от итальянского «танцевать»
Балет — сложный жанр.
Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».
Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.
По тематике балеты бывают разные:
Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)
с каким понятием мы не встречались на уроках? (опера-балет)
Любой балет не может обойтись без:
балетмейстера, дирижера
Типы танцев в балете: характерные, классические.
Танец маленьких лебедей — это какой танец? Почему?
Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.
На экране — виды танцев:
Соедините стрелкой нужное определение танца.
Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире:
Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».
В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?
Вспомним действующих лиц:
Современную интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.
(1939 — 2010)
В своих учебниках вы видите только год рождения, так как в декабре 2010 году после продолжительной болезни композитор скончался. Каким он был, давайте посмотрим видеофрагмент и отметим.
Видеофрагмент о жизни композитора Тищенко Б.И.
После вступления звучит хор. «Стон Русской земли».
Давайте сравним мнение самого композитора о своем произведении.
Видеофрагмент.
Композитор Б. И. Тищенко сделал свою интерпретацию произведения, причем не совпадающую с мнением композитора А. П. Бородина. Вы согласны?
5. Вокально-хоровая работа.
Но все-таки какую красивую мелодию создал Бородин, исполняющуюся до сих пор.
Исполнение мелодии «Улетай на крыльях ветра».
- Новая песня, над которой мы начали работать на прошлом уроке имеет некоторое сходство с лиричности и протяжности. Какие особенности исполнения вы заметили?
Про себя поем 1 куплет. Потом вслух
Вспомним мелодию припева.
6. Обобщение темы, задач урока.
- С каким композитором познакомились на уроке?
- Как называется произведение, которое он сочинил?
- Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко.
Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?
Мы знаем, что Россия для каждого из нас — тоже мать.
И закончить урок мне хочется песней «Моя Россия».
Споем только 3 куплет.
7. Домашнее задание. - интересное по вариантам. - только в тетради записать правильные ответы в кроссворде.
8. Оценка деятельности учащихся.
Предварительный просмотр:
Тема урока___________________________________________________
Балет —это______________________________________________________________
Виды танцев:
1. па-де-де 1) танец втроем
2. па-де-труа 2) танец вдвоем
3. гран-па 3) медленный танец главных героев
4. адажио 4) большой танец
Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________
Балет «Ярославна»
Вступление
Хор «Стон Русской земли» - тип хора__________________________________
Тема урока___________________________________________________
Балет —это______________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.