В музыкальном театре. Балет
Оценка 4.8

В музыкальном театре. Балет

Оценка 4.8
docx
16.09.2021
В музыкальном театре. Балет
В музыкальном театре. Балет.docx

Тема урока: «В музыкальном театре. Балет.»

«Балет «Ярославна»

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.

Задачи урока:1) образовательные — знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;

уметь — определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле,

приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.

2.     воспитательные — воспитание патриотизма.

3.     Развивающие — развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия».

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Ход урока

1.     Музыкальное приветствие: - День добрый! День добрый! Слова эти мы повторим. День добрый! День добрый! - Всем друзьям говорим!

2.     Актуализация ЗУНов.

Проведем разминку.(презентация)

  • Назовите простые жанры (песня, танец, марш)
  • Вспомните сложные жанры (опера, балет, симфония, концерт)
  • Что мы называем душой музыки? (мелодия)
  • Что такое скорость исполнения музыкального произведения? (темп)
  • Назовите русских композиторов. (Бородин, Глинка, Чайковский, ..)

Следующий вид работы — Найди лишнее:

  • «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Щелкунчик», «Иван Сусанин»
  • «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизнь за царя», «Щелкунчик».
  • Ритм, динамика, вальс, мелодия.
  • Труба, флейта, виолончель, гобой.
  • К. Сен-Санс, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, А. П. Бородин.

3. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С. Пушкина:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

 - Почему именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа?

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Обратите внимания на изображения, которые лежат у вас на партах.

Предложите тему сегодняшнего урока.

3. Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися.

Что мы должны узнать на уроке? С какой целью будем вспоминать и расширять наши знания о таком жанре, как «балет».

 - Узнали ли персонажей балета П. И. Чайковского?

Действительно, создатель русского классического балета — П. И. Чайковский.

Он автор трех балетов — каких?

Некоторые фрагменты из этих балетов давно уже стали самостоятельными концертными номерами.

Давайте посмотрим такой фрагмент и попробуем вспомнить, что такое балет.

Видеофрагмент. - Танец маленьких лебедей.

4. Изучение новой темы — расширение и углубление понятий.

На экране — несколько вариантов определений «балета».

Балет — от итальянского «танцевать»

Балет — сложный жанр.

Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».

Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

По тематике балеты бывают разные:

  • лирический,
  • эпические
  • драматические
  • лирико-драматические
  • эпико-драматические
  • балет-поэма
  • балет-сказка
  • опера-балет.

Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)

с каким понятием мы не встречались на уроках? (опера-балет)

Любой балет не может обойтись без:

балетмейстера, дирижера

Типы танцев в балете: характерные, классические.

Танец маленьких лебедей — это какой танец? Почему?

Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.

На экране — виды танцев:

  • па-де-де
  • па-де-труа
  • гран-па
  • адажио

Соедините стрелкой нужное определение танца.

  • танец вдвоем
  • танец втроем
  • большой танец
  • медленный танец главных героев

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире:

  • Анна Павлова
  • Галина Уланова
  • Раиса Стручкова
  • Майя Плисецкая
  • Вацлав Нижинский
  • Михаил Барышников
  • Рудольф Нуреев.

Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».

В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?

Вспомним действующих лиц:

  • Князь Игорь
  • Ярославна — его жена
  • хан Кончак

Современную интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

(1939 — 2010)

В своих учебниках вы видите только год рождения, так как в декабре 2010 году после продолжительной болезни композитор скончался. Каким он был, давайте посмотрим видеофрагмент и отметим.

Видеофрагмент о жизни композитора Тищенко Б.И.

  • Балет «Ярославна» - одно из самых известных произведений композитора. Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление.
  • Какой инструмент солирует?
  • Приём скольжения звуков флейты роднит этот инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?
  • Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты.
  • С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении — три?

После вступления звучит хор. «Стон Русской земли».

  • С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив?
  • Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный.
  • Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли».

Давайте сравним мнение самого композитора о своем произведении.

Видеофрагмент.

Композитор Б. И. Тищенко сделал свою интерпретацию произведения, причем не совпадающую с мнением композитора А. П. Бородина. Вы согласны?

5. Вокально-хоровая работа.

Но все-таки какую красивую мелодию создал Бородин, исполняющуюся до сих пор.

Исполнение мелодии «Улетай на крыльях ветра».

 - Новая песня, над которой мы начали работать на прошлом уроке имеет некоторое сходство с лиричности и протяжности. Какие особенности исполнения вы заметили?

Про себя поем 1 куплет. Потом вслух

Вспомним мелодию припева.

6.     Обобщение темы, задач урока.

 - С каким композитором познакомились на уроке?

- Как называется произведение, которое он сочинил?

- Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко.

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности.  Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?

Мы знаем, что Россия для каждого из нас — тоже мать.

И закончить урок мне хочется песней «Моя Россия».

Споем только 3 куплет.

7.     Домашнее задание. - интересное по вариантам. - только в тетради записать правильные ответы в кроссворде.

8.     Оценка деятельности учащихся.



Предварительный просмотр:

Тема урока___________________________________________________

Балет —это______________________________________________________________


Виды танцев:

1.     па-де-де                                            1) танец втроем

2.     па-де-труа                                         2) танец вдвоем

3.     гран-па                                              3) медленный танец главных героев

4.     адажио                                              4) большой танец

Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________

Балет «Ярославна»

Вступление

Хор «Стон Русской земли»  - тип хора__________________________________

Тема урока___________________________________________________

Балет —это______________________________________________________________


 

Тема урока: «В музыкальном театре

Тема урока: «В музыкальном театре

Предложите тему сегодняшнего урока

Предложите тему сегодняшнего урока

Соедините стрелкой нужное определение танца

Соедините стрелкой нужное определение танца

С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении — три?

С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении — три?

Виды танцев: 1. па-де-де 1) танец втроем 2

Виды танцев: 1. па-де-де 1) танец втроем 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2021