В настоящее время апробирую программу «Начальная школа XXІ века» в условиях ФГОС.

  • docx
  • 09.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала диагностика умк Начальная школа 21 века.docx

      В настоящее время апробирую  программу «Начальная школа XXІ века» в условиях ФГОС.

    УМК «Начальная школа 21 века» включает в себя учебники  по следующим учебным предметам:   
- Обучение грамоте и чтению. 
 -Букварь. Авторы:  Журова Л.Е., Евдокимова О.А.  
- Русский язык. Авторы:  Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. 
- Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А. 
- Математика. Авторы:  Рудницкая В.Н. и др.  
- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.
- Технология. Автор Лутцева Е.А.
- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.              

.

   Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

    Среди принципиальных особенностей УМК авторы-разработчики выделяют следующие: 1) Сопровождается  педагогической диагностикой. Программа целенаправленна,  уделяет большое значение диагностике учащихся с 1по 4 классы. Это важно: Учителю — дается понимание проблем каждого ученика и знание того,  как их исправить, возможность оценить и проанализировать эффективность проводимой дифференцированной работы на уроках, помогает увидеть негативные моменты.
Ученику — позволяет снять напряжение, поскольку диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы.

     Основными целями педагогической диагностики, в отличие от мониторинга и контрольной работы, является, во-первых, получение объективных данных о продвижении ученика в формировании у него умений учебной деятельности; во-вторых, не количественная (ученик справился - ученик не справился с заданием), а качественная (почему не выполнил конкретное задание, каждая ошибка имеет свою причину) оценка усвоения учащимися изученного материала, в том числе их умение применить освоенные способы действия в стандартных и нестандартных ситуациях.

2) В процессе обучения реализуется интегрированный подход. Комплект содержит интегрированные курсы: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык» и «Математика». Методика обучения этим предметам строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе. В учебно-методическом комплекте представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Таким образом, УМК «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание.  Это позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить).  А  с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников «Для тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир» и др.). В процессе обучения широко используются различные формы организации учебного процесса (в первую очередь, групповая).  Отдельные учебные предметы в комплекте решают общедидактические задачи.  Расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика;  расширение и закрепление учебных действий ребенка, их от­дельных операций и последовательности;   развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности;  выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям.           В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК.

      Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль – роль  «исследователя». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняются место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса, как воображение, поэтому в учебно-методическом комплекте впервые разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит, воображение и творчество ученика.

    В УМК «Начальная школа XXI века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

    С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе.  Это побудило авторов обратить особое внимание при изучении конкретного предмета на:

  • приоритетное использование наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста;
  • целесообразное включение игровых методов обучения, которая остается важнейшим методов обучения младших школьников на протяжении всех лет пребывания в школе, хотя доля и цели игры меняются от 1 к 4 классам;
  • такую организация учебного процесса, которая обеспечивала бы ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.  

     Мнения об этой программе неоднозначные: кому-то нравится, кому-то нет. Есть и плюсы, и минусы, как, впрочем, и в любом УМК.  Приходится где-то выкручиваться, добавлять что-то новое, интересное. Контрольные, тесты имеют 6 вариантов ( на каждого ребенка по 3, чтобы выбрал себе задание. Я считаю, что в  математике очень мало практической работы: примеров,  на мой взгляд, недостаточно типовых задач, не отрабатывается вычислительные навыки. Большую помощь в обучении оказывают тетради.   В них, как и в учебнике можно найти материал разного уровня сложности. Мои дети любят уроки литературного чтения. С большим удовольствием проводят звукобуквенный анализ слов, с удовольствием играют в "Живые звуки","Кто внимательный", "Как тебя зовут" и др. дидактические игры. На уроках литературного чтения я использую рабочую тетрадь " Я учусь писать и читать", она удачно дополняет учебник и развивает мышление. Мне нравится, что в «Букваре» даются тексты для хорошо читающих детей, их тяга к чтению не уменьшается, а увеличивается.

       Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторинг.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,        умений и навыков;

– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

– установить уровень овладения учебной деятельностью;

– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Функции  диагностики
     Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся.

       Первое диагностическое обследование в первом классе проводится в сентябре - это диагностика готовности ребенка к обучению. Проверяет не предметные знания, а определяет сформированность  у ребенка предпосылок к овладению грамотой и математикой. (см. презентация )

        Детям предлагается 7 заданий на диагностических бланках. К каждому заданию дается инструкция учителя.  Например,  задание 1.

Цель: выявить умение передать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры. Инструкция: посмотрите сюда. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру, рассмотрите ее внимательно, нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке и  т . д.

          Эти семь заданий позволяют определить уровень общего развития-з.5,    степень развития ряда функций, лежащих в основе овладения математическими и лингвистическими понятиями-з.1,2, наличие интуитивных дочисловых представлений-з.3,4,  уровень развития речи-з.6,7.

     Данные, собранные в процессе ее проведения позволяют выявить различные уровни готовности учеников до начала систематического обучения. Это позволит выбрать стратегию и тактику обучения для каждого ребенка, проведение в случае необходимости коррекционно-развивающей работы. Ведь очень важно не упустить ничего с первых школьных дней.

Следующая диагностика проводится в середине учебного года.   Позволяет увидеть продвижение детей за прошедшие полгода и наметить, что нужно изменить в обучении каждого ученика в последующие полгода ,чтобы достичь планируемых результатов.

     Задания, предлагаемые в начале, середине, в конце года, связаны между собой и усложняются от одного диагностического обследования к другому.

      Если мы проверяем, например, умение передавать форму  фигуры, то в начале года дети должны это сделать на нелинованном листе бумаги (з.1),в середине года все части фигуры уже должны быть просчитаны по клеточкам и точно скопированы (з.1).В конце года, кроме того, необходимо изменить и пространственное расположение фигуры (з.7)        

        Здесь мы видим 6 заданий по русскому языку, 6 заданий по математике.   На выполнение этих заданий отводится 1 урок.

Диагностика, проводимая в конце года, дает возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений. 8 заданий по русскому языку,10 заданий по математике. Задания усложняются. Поэтому и на математику и на русский язык нужно потратить по одному уроку.                                                                                           Русский язык-1,2 – проверяет состояние фонематического слуха. восприятия;                                                    3,4 – выявляет степень овладения звуко - буквенным анализом и умением правильно воспринимать учебную задачу;  5 – выявляет умение найти пару согласного звука по звонкости-глухости;   6-выявляет знание написания сочетаний жи- ши;                                                                             7 – выявляет умение составлять предложение из слов и правильно его записывать.                                                                                                                                                Математика                                                                                                                                                                                                1 –выявляет  умение анализировать условие предложенной задачи, умение найти способы решения;                                                                                                                                                                2 – умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации и т.д. Очень подробно каждое задание с инструкцией дано  в «Беседах учителя».

     Посмотрим, как меняется задание на проверку фонематического восприятия. Взгляните на первое задание. В начале года - зачеркнуть кружок под картинкой, если в названии есть звук [с]; в середине года- нужно отметить слова, в которых есть звук [ а]; в конце года дети должны ориентироваться на звуки, хотя слова они видят написанными и отметить те слова, в которых все согласные звуки- мягкие.

Каждое задание оценивается по четырехбальной системе.                                                         0 баллов – задание не выполнено                                                                                                                            1 балл – наличие 2 ошибок                                                                                                                           2 балла – наличие 1 ошибки                                                                                                                                           3 балла – правильное выполнение

Результаты заносятся в таблицу, где в верхней части записаны номера заданий, слева - фамилии учащихся, а на пересечении этих столбцов – оценка за выполнение заданий (баллы).В результате можно выявить группу детей с высоким уровнем развития-3,2 б; средний уровень -2,1 б; низкий уровень -1,0 б. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому в процессе дальнейшего обучения.

             Мне было интересно составить на каждого ребенка индивидуальную карту-гистограмму по результатам диагностики в середине и  в конце года по каждому предмету. На ней мы видим,  где достигнуты хорошие результаты и над чем - работать дальше.

     Результаты педагогической диагностики успешности обучения учащихся 1 класса

Русский язык.

  1. Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
  2. Умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные; твердые и мягкие согласные)
  3. Умение находить в слове заданный звук.
  4. Умение сопоставить слова по звуковому составу
  5. Умение соотнести слово с его слогоударной схемой.
  6. Знание позиционного принципа русского письма – умение поставить гласную букву после твердого или мягкого согласного.

0 баллов – задание не выполнено

1 балл – допущено более 1 ошибки

2 балла – наличие 1 ошибки

3 балла – правильное выполнение задания

    Нам, учителям, получившим класс шестилеток, интересно знать, с какой учебной мотивацией  пришли к нам дети 1 сентября. С этой целью обычно проводим с учащимися индивидуальные беседы с каждым учеником в любое удобное для ученика время.  Проводить эту работу рекомендуется в первую неделю сентября и вторую диагностику в конце 1 класса.  (см. презентация)

  Методика исследования учебной мотивации школьников М.Р. Гинзбурга

Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Возраст:  6,6 – 7 лет (25 детей)

Форма: опросник

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком учитель  выкладывает карточку с рисунком
№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Учитель  выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Учитель  выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
Учитель  выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Учитель выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Учитель  выкладывает карточку с рисунком № 6: фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа учитель  задаёт вопросы:

  • А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
  • С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
  • С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

     Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

      Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих с школу. Количество знаков "+" в каждой колонке свидетельствует о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей.

Выборы

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор
 

II выбор
 

III выбор
 

Контрольный
выбор

    Диагностика в конце учебного года: (см. презентация)

Методика изучения учебной мотивации первоклассников 
по итогам обучения в 1-м классе

       При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге "Изучение учебной мотивации". Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).
Учащимся сообщается инструкция.
"Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+".

1. Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым; 
г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить профессию; 
е) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки; 
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями; 
г) ответы у доски; 
д) познание нового и выполнение задания; 
е) готовиться к жизни.

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку; 
б) больше знать и уметь; 
в) мне покупали красивые вещи; 
г) у меня было больше друзей; 
д) меня любила и хвалила учительница; 
е) приносить пользу, когда вырасту.

4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(а); 
б) в дневнике стоит хорошая отметка; 
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;

Обработка результатов: Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже).

 

Варианты ответов

Кол-во баллов 1 ответ

Кол-во баллов 2 ответ

Кол-во баллов 3 ответ

Кол-во баллов 4 ответ

а)

0

1

2

5

б)

5

2

5

2

в)

3

3

0

3

г)

2

0

1

0

д)

4

5

3

1

е)

1

4

4

4

 

Баллы суммируются и по оценочной таблице, выявляется итоговый уровень мотивации.

Таблица

 

 

Уровни мотивации

Кол-во баллов № 1

Кол-во баллов № 2

Кол-во баллов № 3

Кол-во баллов № 4

Сумма баллов итогового уровня мотивации

1

5

5

5

5

17 - 20

2

4

4

4

4

13 - 16

3

3

3

3

3

9 - 12

4

2

2

2

2

5 - 8

5

0 - 1

0 - 1

0 - 1

0 - 1

6         - 4

 

       Коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).  Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.  

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

rukavichki

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
  2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

  Диагностическая карта «Рукавички» 

 

1. Общая таблица _________ класса

Дата проведения _________________

Пары

Наблюдения

Уровень

Продуктивность совместной деятельности

Умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

Взаимный контрольпо ходу выполнения деятельности

 

Взаимопомощь

по ходу рисования

Эмоциональное отношение к совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диагностическое обследование ( 1 класс) 

  Список класса

1 обследование

2 обследование

3 обследование

 

Русский язык

Математика

Русский язык

Математика

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

             

 

 

 

           Учитель ___________________________                    

          ________________________         школа ________  класс_______                                                                                                         1.                                                                                                           

                                                                                                                               

Педагогическая диагностика ( 2 класс )

Список класса

1

 

                                                  2

Русский язык

Математика

 

Русский язык

Математика

 

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

                                    

 

 

                                                                                       

2

Список класса

3

Русский язык

Математика

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

                                                                                                                                                                                             Учитель_______________

 

 


Содержание инструкций и заданий для проведения

педагогической диагностики во 2 классе

 

 

1.      В начале 2-го класса

         

Русский язык

Задание 1.

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Инструкция: «Прочитайте слова в первом задании. Нужно отметить те слова, в которых все согласные звуки –мягкие. Например, если бы здесь было слово «день». Я медленно его произношу: «дееньнь». И слышу: первый звук – [дь] –мягкий согласный, второй звук – гласный, третий звук – [нь] - тоже мягкий согласный. Значит, около слова «день» нужно было бы поставить галочку – в этом слове все согласные звуки –мягкие. Так же тихонько читайте каждое слово, слушайте звуки и отмечайте только те слова, в которых все согласные звуки - мягкие.

Оценка выполнения:

0 баллов -допущены 3 ошибки.

1 балл – допущены 2 ошибки.

2 балла – допущена 1 ошибка.

3 балла – правильное выполнение задания.


 

Задание 2.

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Инструкция: «Прочитайте слова к заданию 2. Вы должны отметить те слова, в которых все согласные звуки – твердые». Например, в слове «дом» все согласные звуки – [д] , [ м]  – твердые, значит , это слово нужно было бы отметить , поставить «+».  ( учитель может дать эту инструкцию так же развернуто, как в задании 1).

Оценка выполнения:

0 баллов -допущены 3 ошибки.

1 балл – допущены 2 ошибки.

2 балла – допущена 1 ошибка.

3 балла – правильное выполнение задания.

 

Задание 3.

Цель: выявить степень овладения звуко -буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.

Инструкция «Вам нужно отметить слова, в которых букв больше, чем звуков. ( учитель пишет на доске слово «конь». )Например, если бы  здесь было слово «конь», я бы делала так: первый звук в слове «конь» - [к ], второй звук – [о ], третий – [нь]. В этом слове 3 звука, но 4 буквы, то есть букв больше, чем звуков. Я ставлю «+» в квадратике около слова «конь». Так же разберите все слова и опсчитайте, в каких словах букв больше, чем звуков»

Оценка выполнения:

0 баллов –задание не выполнено.

1 балл – одно слово отмечено правильно, а другое ошибочно.

2 балла – отмечено одно слово.

3 балла – отмечены слова «день», «медведь».

 

Задание 4.

Цель: выявить степень овладения звуко -буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.

Инструкция: «Вам нужно отметить слова, в которых звуков больше, чем букв. Давайте разберем слово «яма». ( Учитель пишет на доске слово «яма»). В слове «яма» первый звук – [й ], второй – [а ], третий – [м] , четвертый – [а]. Вы видите, в слове «яма» - 3 буквы, но 4 звука, то есть звуков больше, чем букв, я ставлю «+» в квадратике около этого слова. Так же разберите все слова и посчитайте, в каких словах звуков больше, чем букв».

Оценка выполнения:

0 баллов –задание не выполнено.

1 балл – одно слово отмечено правильно, а другое ошибочно.

2 балла – отмечены два слова.

3 балла – отмечены слова «юла», «ежик», «змея».

 

Задание 5.

Цель: выявить умение найти пару согласного звука по звонкости-глухости.

Инструкция: «Рассмотрите внимательно буквы верхнего и нижнего рядов. Подумайте, по какому признаку объединены эти буквы в пары , и в пустые клеточки допишите пропущенные буквы. Будьте внимательны при выполнении задания».

Оценка выполнения:

0 баллов –задание не выполнено.

1 балл – допущено две и более ошибки.

2 балла – допущена одна ошибка.

3 балла – установлена закономерность и записаны все буквы.

 

Задание 6.

Цель: выявить знание написания сочетаний «жи»- «ши».

Инструкция: « Прочитайте слова. Запишите рядом с каждым словом такое слово, которое обозначает много этих предметов».

Оценка выполнения:

0 баллов –задание не выполнено.

1 балл – допущено две и более ошибки в написании сочетаний «жи» - «ши».

2 балла – допущена одна ошибка.

3 балла – все слова записаны правильно.

 

Задание 7.

Цель: выявить умение составлять предложение из слов и правильно его записать.

Инструкция: «У каждого из вас на листочке написаны слова. Из них нужно составить предложение и записать его на пустой строке».

Оценка выполнения:

0 баллов –задание не выполнено.

1 балл – предложение составлено верно, но в записи допущены ошибки ( не обозначена большая буква и точка в конце предложения).

2 балла – предложение составлено верно, но в записи допущена ошибка ( например, предлог записан вместе со словом).

3 балла – предложение составлено и записано правильно.

 

 

 

Математика

Задание 1.

Цель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи, включающей отрицание; умение найти оба способа решения.

Инструкция: «Здесь вы будете выполнять первое задание ( Учитель держит в руках лист с заданиями и показывает всему классу верхнюю часть листа, где надо будет выполнять первое задание). Посмотрите на свои листы. Найдите имена девочек. Послушайте задание. В вазе лежат яблоко, груша и апельсин. ( Учитель схематично изображает на доске яблоко, грушу и апельсин.) Катя, Маша  и Наташа могут взять из вазы только по одному фрукту. Катя выбрала не яблоко и не апельсин. Какие фрукты могут оказаться у других девочек? Дорисуйте их. Попробуйте выполнить задание двумя способами.

 Оценка выполнения:

0 баллов – нет ответа.

1 балл – определено, какой фрукт у Кати: рядом с именем «Катя» нарисована груша.

2 балла – верно указан один из способов решения ( например, у Кати –груша, у Маши – апельсин, у Наташи – яблоко), есть попытка выполнить вторым способом ( у Кати – груша, у Маши – яблоко, у Наташи – апельсин ), но работа не завершена.

3 балла – найдены правильно два способа решения задачи.

 

Задание 2.

Цель: выявить умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации.

Инструкция: «Найдите на своих листах этот рисунок. ( Учитель показывает место для выполнения задания 2.) рассмотрите многоугольник. Справа на рисунке раскрасьте синим карандашом такие же по форме и по расположению многоугольники, как и многоугольники слева.»

Оценка выполнения:

0 баллов – не приступил к выполнению задания.

1 балл – задание выполнено частично ( найден только один многоугольник ) или ребенок не нашел нужный многоугольник, увидел какую-то другую фигуру и закрасил или обозначил ее контур.

2 балла – найдены и закрашены  не все многоугольники.

3 балла – правильно найдены и закрашены все 6 многоугольников ( или выделены их контуры).

 

Задание 3.

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости.

Инструкция: «Это задание будете выполнять на клетчатой части листа бумаги. ( Указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в четный цвет.

1.      Возьмите зеленый карандаш, отсчитайте от черной клеточки влево 4 клеточки и пятую закрасьте зеленым карандашом.

2.      Возьмите красный карандаш, от зеленой клеточки отступите вниз 6 клеток и седьмую закрасьте красным карандашом.

3.      Возьмите синий карандаш  и клеточку, расположенную рядом с красной, но правее ее, закрасьте синим карандашом.

4.      Возьмите желтый карандаш, отсчитайте от синей клеточки вверх 3 клеточки и четвертую закрасьте желтым карандашом.

Оценка выполнения:

0 баллов – не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.

1 балл – выполнен только один пункт задания, допущены ошибки в направлении , пересчете клеток, начале отсчета.

2 балла – выполнено верно два или три пункта задания.

 3 балла – все пункты задания выполнены верно.

 

Задание 4.

          Цель: выявить уровень развития геометрической наблюдательности ( зоркости).

 Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание. ( Указывается рамочка – место для выполнения задания 4). «Найдите на своих листочках рамочку с цифрой 4. Здесь нарисован многоугольник.  Сколько треугольников вы видите на этом рисунке? Запишите в кружке свой ответ».

Оценка выполнения:

0 баллов –нет ответа.

1 балл – найден один, два или три треугольника.

2 балла – найдено четыре треугольника.

3 балла – найдены все пять треугольников.

 

Задание 5.

Цель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи.

Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание. ( Указывается рамочка с цифрой 5 для выполнения задания. ) Запишите в рамочке с цифрой 5 ответ на вопрос задачи: « Я старше сестры на 5 лет. Мне 7 лет. Сколько лет сестре?».

Оценка выполнения:

0 баллов –нет ответа.

1 балл – дан ответ «12 лет», недостаточно сформировано представление об отношении, обратном отношению «старше», допущена ошибка в выборе действия.

2 балла – даны ответы «3 года» или «4 года» допущены ошибки в подсчете.

3 балла – задача решена верно. 2 года.

 

Задание 6.

Цель: выявить умение правильно представить условие задачи и перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов.

Инструкция: «Найдите на своих листочках рамочку с цифрой 6. Здесь вы будете выполнять следующее задание. Послушайте задачу: «На уроке физкультуры друг за другом бегут 10 учеников. Саша бежит третьим, Дима – девятым. Сколько ребят бегут между ними?»

Оценка выполнения:

0 баллов –задание выполнено неверно: ответ не связан с условием задачи или получен с помощью вычитания: 9-3=6.

1 балл – есть попытка найти решение задачи, используя способ моделирования условия, но ответ не найден.

2 балла – решение выполнено с использованием моделирования условия задачи: нарисованы 10 кругов, отмечены третий и девятый круги, а круги, расположенные между ними, закрашены или обведены замкнутой линией, но числового ответа нет.

3 балла – задача решена верно: дан ответ «5 ребят». Решение задачи может быть получено с использованием способа моделирования.

 

Задание 7.

Цель: выявить пространственные представления учащихся; выяснить умение ребенка намечать план действия до начала выполнения задания, а также умение изобразить точно такую же фигуру при изменении ее пространственного расположения.

Инструкция: «Посмотрите на вазочку у меня в руках. ( Учитель показывает детям перевернутую вверх дном вазу для цветов. Для демонстрации  Вы можете использовать стакан для карандашей, чашку и т.п.). В эту вазу сейчас я не могу поставить цветы. Что надо сделать с вазой, чтобы в нее можно было поставить цветы?» Найдите на своих листах рисунок к заданию 7. ( Учитель показывает место для выполнения задания.). В эту вазу нельзя положить конфеты. Справа по клеточкам нарисуйте вазу так, чтобы в нее можно было положить конфеты.»

Оценка выполнения:

0 баллов – есть попытка изобразить фигуру, но не схвачена общая форма фигуры.

1 балл –  допущены ошибки в изображении нескольких элементов фигуры или изображена точно такая же ваза, как и слева, не изменено ее пространственное расположение.

2 балла – допущена ошибка в изображении одного из элементов фигуры ( верхняя часть , основание или средняя часть). Есть ошибки в подсчете клеток.

3 балла – фигура изображена верно.

 

Задание 8.

Цель: выявить способности правильно понимать высказывание, а также понимание терминов «внутри» и «вне».

Инструкция: «Посмотрите на этот чертеж» ( Указывается чертеж к заданию 8. ). Найдите на своих листах треугольник, круг, квадрат.

1.      Возьмите красный карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри квадрата, но вне треугольника и круга.

2.      Возьмите синий карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри треугольника, но вне круга и квадрата.

3.      Возьмите желтый карандаш и отметьте точку так, чтобы она была расположена внутри круга и квадрата, но вне треугольника.

4.      Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри всех фигур.

Оценка выполнения:

0 баллов – поставлены две точки по одному и тому же пункту задания.

1 балл –  выполнен верно только один пункт задания.

2 балла – выполнено верно два или три пункта задания.

3 балла – все выполнено верно.

        

           Задание 9.

          Цель: выявить умение анализировать условие задачи.

 Инструкция: «Здесь вы будете выполнять следующее задание. ( Указывается место для выполнения задания 9.). Из кубиков построили   башню. Красный кубик поставили выше зеленого, но ниже синего. Раскрасьте соответствующими карандашами кубики на своем листе».

          Оценка выполнения:

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но все кубики закрашены неверно.

1 балл – условие задания выполнено частично: красный кубик расположен выше зеленого и выше синего.

2. балла – указано верно только расположение красного кубика ( в центре «башни» ).

3 балла – задание выполнено верно.

 

Задание 10.

Цель: выявить умение классифицировать, самостоятельно находить основание для классификации.

Инструкция : «Найдите на своих листах рамочку с числом 10. Здесь вы будете выполнять следующее задание. ( Указывается место для выполнения задания 10). Рассмотрите на своих листах буквы. Это множество букв надо разбить на части. Подумайте: как бы вы это сделали? Попробуйте сделать это двумя способами.»

          Оценка выполнения:

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но буквы распределены неверно.

1 балл – в одном из способов верно записаны буквы одной части множества, например, ученик планировал записать гласные и согласные, а написал на своем листе только гласные: а, у, е.

2. балла – выполнен верно один способ классификации.

3 балла – классификация произведена верно. Задание выполнено двумя способами: первый способ – гласные ( а, у, е) и согласные ( В, с, К, в); второй способ – заглавные ( В. К ) и строчные ( а, у, с, в, е).

 

 

 

 

2. Середина  2 класса.

 

Русский язык

 

 

Задание 1.     

Цель: проверка прочности усвоения знаний об особенностях фонематической системы русского языка ( твердость-мягкость согласных звуков ).

Инструкция: «Прочитай предложения. В  ٱ рядом с правильным предложением поставь +.»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание либо не сделано, либо выбраны противоречащие друг другу ответы, например в) и г).

1 балл – выбран только один правильный ответ, неправильный ответ не выбран.

2 балла – правильно выбрано не менее двух ответов, ошибок в выборе ответов нет.

3 балла – выбраны все правильные ответы  б), в), г).

 

Задание 2.

Цель: проверка умения применить знания о фонематической системе русского языка при проведении звукового анализа, проверка способности в процессе выполнения задания опираться не на формальные признаки ( буквенная запись слов), а на звучание слов.

Инструкция:  «Поставь + в ٱ рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие.».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание либо не сделано, либо выбран ответ б).

1 балл – задание выполнено с опорой и на произношение , и на «формальные» признаки обозначения мягкости согласных, то есть  выбраны ответы а), в), г), д), е).

2 балла – выбраны либо только два правильных ответа и нет ошибок в выборе неправильных, либо выбраны все три правильных и какой-либо один неправильный.

3 балла – задание выполнено абсолютно правильно, выбраны ответы а), г), е).

 

Задание 3.

Цель: проверка способности применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации: понять принцип построения учебной задачи и сделать выводы после наблюдения над языковым материалом.

Инструкция: «В языке «Крокс» , так же как и в русском языке, нет отдельных букв для твердых и мягких согласных. Догадайся, как обозначается  твердость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «крокского» языка.

«Как ты думаешь , каких букв нет в языке «Крокс»?

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание либо не выполнено вообще, либо имеющиеся попытки выполнить задание свидетельствуют о непонимании принципа построения задания.

1 балл – есть отдельные фрагменты правильного выполнения задания, свидетельствующие о наличии попыток «разгадать» принцип задания, например в качестве отсутствующих букв указаны буквы я, е, ь ( их отсутствие легко определить по записи «крокских» слов) или правильно записано хотя бы одно слово.

2 балла – правильно понят принцип записи слов в «крокском» языке, но при этом задание выполнено не в полном объеме: либо записано только 1-2 слова, либо при выполнении задания имеются единичные ошибки в записи слов, либо не дан ответ на вопрос об отсутствующих  буквах.

3 балла – задание выполнено в полном объеме, 3-4 слова записаны по правилам «крокского» языка, дан ответ на вопрос об отсутствующих буквах: записаны буквы я, е ,ё, ю, ь.

Задание 4.

Цель: проверить умение сопоставлять звуковую и графическую форму слова.

Инструкция: Отметь пары слов, в которых звуковой состав совпадает.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – невыполнение задания.

1 балл – наличие ошибок ( более одной).

2 балла – наличие одной ошибки ( один из случаев не указан или выбран неправильный ответ).

3 балла – правильное выполнение задания, выбраны ответы а), в), д).

 

Задание 5.

Цель: проверить умение различать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Инструкция: «Отметь  + верные утверждения».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – невыполнение задания или отсутствие правильных ответов.

1 балл – отмечен один верный и один неверный ответ.

2 балла – отмечен только один правильный ответ, неверный ответ не отмечен.

3 балла – правильное выполнение задания, отмечены оба правильных ответа: а), в).

 

Задание 6.

Цель: выяснить, умеет ли ребенок различать цель высказывания и интонацию предложения.

Инструкция: «Определи и подчеркни, какие это предложение по цели высказывания.»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – сделано больше двух ошибок.

1 балл – сделано две ошибки.

2 балла – наличие одной ошибки ( один из случаев не указан или выбран неправильный ответ).

3 балла – правильное выполнение задания, выбраны ответы: а) повествовательное, б) повествовательное, в) вопросительное, г) побудительное, д) побудительное.

 

Задание 7.

Цель: проверка прочности усвоения понятий «родственные слова», «корень слова».

Инструкция: «Прочитай предложения. В рядом с правильными предложениями поставь +.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание либо не сделано, либо выбраны противоречащие друг другу ответы, например б) и г).

1 балл – выбран правильный и неправильный ответ.

 2 балла – выбран только один правильный ответ, ошибок в выборе ответов нет.

3 балла – выбраны оба правильных ответа б), в).

 

Задание 8.

Цель: проверка умения применить знание признаков родственных слов.

Инструкция : «Найди и подчеркни в каждой группе только родственные слова. У родственных слов выдели корень».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не выполнено или выполнено абсолютно неправильно

1 балл – есть попытки выполнить задание, но при нахождении родственных слов не всегда есть опора на оба признака родственных слов ( общность звучания и значения), например, в а) кроме правильных подчеркнуто еще либо слово лестница, либо слово охотник, в в) либо слово великан, либо слово косилка.

 2 балла – правильно выполнено задание в строчках а) и в), в строчке б) допущена ошибка, связанная с не разграничением   родственных слов и формы одного и того же слова, то есть подчеркнуты формы слова о воде, водой.

3 балла – задание выполнено абсолютно правильно.

 

Задание 9.

Цель: проверка способности применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации: понять принцип построения учебной задачи и сделать выводы после наблюдения над языковым материалом.

Инструкция: «Прочитай смешное предложение. Постарайся догадаться, есть ли в нем родственные слова. Если есть, подчеркни их и выдели корень».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание либо не выполнено совсем, либо подчеркнут случайный набор слов.

1 балл – есть отдельные попытки выполнить задание, «разгадать» его принцип, но наряду с правильными подчеркнуты и неправильные слова, например вует.

 2 балла – задание выполнено, но либо подчеркнуты не все 4 слова, либо есть ошибка в выделении корня ( выделено и вамю, и вам).

3 балла – задание выполнено  правильно: подчеркнуты «слова» вамюшку, вамю, вамела, ваменка, выделен корень –вам-.

 

Задание 10.

Цель: выяснить уровень умения проводить морфемный анализ.

Инструкция: «Отметь слова, в которых нет приставки».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – невыполнение задания или отсутствие правильных ответов

1 балл – наличие более одной ошибки.

 2 балла – наличие одной ошибки ( один из случаев не был указан или выбран неправильный ответ).

3 балла – правильное выполнение задания, выбраны слова поганка и посуда.

 

Математика

Задание 1.

Цель: выявить умение анализировать условие предложенной задачи, включающей отрицание.

Инструкция: «В таблице дано описание четырех цветных фигур.

Катя выбрала одну из этих фигур. Известно, что это большая фигура, не желтая и не квадрат. Определи цвет этой фигуры.»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание выполнено неверно.

1 балл – задание выполнено частично: не учитываются условия задачи ( размер, цвет, форма фигуры), отмечен ответ в).

 2 балла – не учитывается одно из условий задачи ( форма фигуры), отмечен ответ а).

3 балла – задание выполнено верно: отмечен вариант б) зеленый треугольник.

 

Задание 2.

Цель: выяснить умение учащихся соотнести текст арифметической задачи с ее представлением в виде схемы.

Инструкция: «Выбери и подчеркни схему соответствующую условию задачи: Купили 30 елочных шаров. Часть шаров повесили на елку, и в коробке осталось 12 шаров. Сколько шаров повесили на елку?».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не выполнено.

1 балл – отмечена схема а), обратная условию данной задачи: ( 12+18=30).

 2 балла – отмечена схема б), показывающая решение данной задачи: 30-12=18

3 балла – отмечена схема, соответствующая условию задачи: вариант в).

 

Задание 3.

Цель: выяснить умение учащихся применять умножение для подсчета клеток, составляющих площадь закрашенной части фигуры.

Инструкция: «Как можно узнать, сколько нужно маленьких квадратов, чтобы заполнить всю большую фигуру? Подчеркни это решение.»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – отмечен вариант в).

2 балл – отмечен один из верных вариантов, вариант  а) или б).

 3 балла – отмечены оба верных варианта а) и б).

 

Задание 4.

Цель: выяснить , умеют ли учащиеся анализировать условие задачи.

Инструкция: «В автобусе было 27 свободных  мест. После остановки 19 мест заняли пассажиры. Как можно найти, сколько свободных мест осталось в автобусе? Подчеркни правильное решение.». 

Оценка выполнения задания:

0 баллов – отмечен вариант а) или б).

1 балл – вариант ответа не отмечен, записано решение: 19+8=27.

2 балла – вариант ответа не отмечен, записано верное решение: 27-19=8.

3 балла – отмечен вариант в).

 

Задание 5.

Цель: выяснить, насколько успешно учащиеся усвоили способы сложения и вычитания двузначных чисел и могут их применить в новой ситуации.

Инструкция: «В пустых клетках запиши такие цифры, чтобы результаты арифметических действий были верными.»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – отмечен вариант а) или б).

1 балл – вариант ответа не отмечен, записано решение: 19+8=27.

2 балла – вариант ответа не отмечен, записано верное решение: 27-19=8.

3 балла – отмечен вариант в).

 

Задание 6.

Цель: выявить умение решить задачу, в которой требуется установить отношения между объектами.

Инструкция: «Четыре мальчика по очереди прыгали в длину. Саша прыгал первым, Коля – следом за Сашей, Дима – между Сергеем и Колей. Кто прыгал последним? Подпиши имена мальчиков.»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но все выполнено неверно.

1 балл – задание выполнено верно частично: правильно отражено на схеме только условие: «Дима между Сергеем и Колей», но при этом очередность нарушена ( например, первый – Коля, второй – Дима, третий Сергей).

2 балла – указано верно расположение первого и второго мальчиков.

3 балла – задание выполнено верно.

 

Задание 7.

Цель: выяснить умение учащихся анализировать условие задачи и выбирать для решения необходимые числовые данные.

Инструкция: «Антон начертил три отрезка. Длина первого 18 см, второго – 16 см, а третий отрезок – на 9 см короче второго. С помощью какого из следующих действий можно узнать длину третьего отрезка?»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – отмечен неверный ответ а) или в).

1 балл – ответ не отмечен, начато построение верного чертежа к задаче, но он не закончен.

3 балла – задание выполнено верно: отмечен вариант б) или отмечен вариант б) и сделан верный чертеж к задаче.

 

Задание 8.

Цель: выявить пространственные представления учащихся – умение находить части данной фигуры в новой фигуре, составленной из тех же частей.

Инструкция: «Квадрат разрезали на части и сложили из них другую фигуру. Дорисуй карандашом линии, которые покажут, как все эти части разместились в новой фигуре.»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не приступил к выполнению задания

1 балл – фигура разбита на произвольные геометрические фигуры.

2 балла – работа выполнена верно, но не завершена..

3 балла – дорисованные линии показывают, как все части квадрата расположены в новой фигуре.

 

Задание 9.

Цель: выявить пространственные представления учащихся -умение изобразить точно такую же фигуру, но при изменении ее пространственного расположения.

Инструкция: «Рассмотри самолет. Справа по клеточкам нарисуй самолет так, чтобы он летел в противоположном направлении».

Оценка выполнения задания:

0 баллов- есть попытка изобразить фигуру, но неверно показана общая форма фигуры.

1 балл – допущены ошибки в изображении нескольких элементов фигуры или изображен такой  же самолет, но не изменено его пространственное расположение.

2 балла – допущена ошибка в изображении одного из элементов фигуры ( крыла, передней или средней части) или есть ошибки в подсчете клеток.

3 балла – фигура изображена верною.