федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Мичуринский государственный аграрный университет»
Центр-колледж прикладных квалификаций
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
классного часа
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО
Подготовила преподаватель
Коновалова Л.И.
Мичуринск - Наукоград
Данная методическая разработка адресована классным руководителям средних специальных учебных заведений, курирующих группы начальных курсов.
Ведущая идея – воспитание духовно - нравственной культуры и национального самосознания, основанного на духовной связи с родным краем.
Музейно-экскурсионная форма работы способствует формированию творческого познания на примерах исследовательской деятельности.
Оглавление
Введение………………………….……………………………………………..3
Подготовительная работа………………...…………………………………....4
План классного часа……………………………………………………...........5 Структура классного часа……………………………………………………...6
Методические рекомендации по проведению классного часа………………6
Организация классного часа…………………………….……………………..6
Сценарий классного часа………………….…………………………………...7
Заключение……………….…………………………………………………....11
Литература…………………………………………………………………....12
Введение
В настоящей разработке представлена методика проведения классного часа на тему: «В поисках утраченного».
Слово о нравственных святынях волнует и трогает, радует и утешает, судит и смиряет, затрагивает самые сокровенные струны человеческого сердца.
Умирают философские системы, забываются политические теории, блекнут цветы поэзии, но есть ценности, которые всегда с нами. В них скрыта вечно живая истина. К таким относятся русские храмы как символ Веры, Любви, Добра.
Краеведение – это удивительный мир образов, предметов, тайн, событий.
Музейно-экскурсионная деятельность – форма творческой активности студентов. Этот вид деятельности построен на взаимном интересе, неординарности материала, заданий и поиске.
Данная форма помогает оживить изучаемый материал, приобщить студентов к предметному миру прошлого, воспитать чувство гордости за свою историю, историческое и культурное наследие родного города.
Студенты строят свой уникальный жизненный образ на основе включенности в родную культуру, освоения русской духовной традиции и построения собственной системы нравственных координат.
Музейно-экскурсионная форма работы приводит, в итоге, к пробуждению у студентов интереса к историко-культурному наследию человечества, расширению и углублению знаний о предметном мире, к умению ориентироваться в нем.
Процесс познания, образования бесконечен. В этом убеждает нас жизнь.
Данный методический материал включает подробное описание подготовительного этапа, сценарий классного часа, тексты стихов и песен и адресован в помощь классным руководителям с целью обмена опытом организации воспитательной работы, при которой деятельность классного руководителя направлена на активизацию студентов.
При подготовке методических рекомендаций использован опыт работы классных руководителей средних учебных заведений, который обобщен и изложен в журнале «Классный руководитель», материалы краеведческого музея.
Подготовительная работа
За месяц до проведения классного часа классный руководитель знакомит студентов со сценарием, основными целями мероприятия, определяются домашние задания: для оформления зала подобрать материал, назначаются ответственные за запись фонограмм и музыкальное оформление классного часа.
Необходимо провести распределение ролей, при этом постараться определить поручения для каждого студента, чтобы подготовка и проведение классного часа стали коллективным творческим делом.
Так как с первого дня учёбы в колледже группа ведёт свою летопись, следует напомнить ответственному за фотографирование мероприятий о необходимости подготовки к фотосъёмки классного часа, а также назначить ответственного за видеосъёмку.
Для тематического оформления мероприятия следует назначить ответственных из каждой команды для слайдовой презентации.
Репетиции классного часа рекомендуется проводить не реже двух раз в неделю.
Перед началом мероприятия перед входом в аудиторию вывешивается объявление о начале классного часа.
В аудитории выделяются места для зрителей, а также для участников. Место для ведущих определяется в центре.
План проведения классного часа.
Тема: «В поисках утраченного»
Цели:
воспитательная: формирование личности, включенной в русскую культуру, освоившей опыт отечественной духовной традиции, способной к жизненной реализации самостоятельно выработанной системы идеалов и ценностей;
развивающая: развитие эстетического, нравственного и патриотического начал.
Сфера – Я и общество.
Социальные роли – нравственная, коммуникативная.
Форма проведения – заочная экскурсия.
Место проведения – учебная аудитория.
Время проведения – 45 минут.
Участники – группа 1 - го курса специальности «Информационные системы и программирование».
Оформление и оборудование – книжная выставка об истории области и города, аудиоаппаратура, мультимедийный проектор, компьютер, гитары.
В отдельном файле представлена слайдовая презентация классного часа.
Структура классного часа
1. Организация классного часа (2 мин.)
2. Вводная часть (3 мин.)
3. Ход классного часа (35 мин.)
4. Подведение итогов классного часа (5мин.)
Методические рекомендации по проведению классного часа
Организация классного часа
Перед началом мероприятия классному руководителю необходимо удостовериться в присутствии всех участников, ответственных за звуковое, видео- и фотооформление; проверить качество работы музыкальной аппаратуры, наличие необходимого реквизита, наглядного оформления.
Вводная часть
Ведущие приветствуют участников и зрителей мероприятия, называют его форму, тему, объясняют цели проведения настоящего классного часа.
Ход классного часа
Основными методами проведения классного часа являются: слайдовая презентация, чтение стихов о городе, рассказ, литературно-музыкальная композиция.
Использование слайдовой презентации позволит студентам ярче представить себе картины из исторического прошлого города, проникнуться атмосферой того времени.
Материал классного часа, сопровождаемый отрывками музыкальных и поэтических произведений, способствует развитию эстетического вкуса студентов, их творческих способностей и организаторских навыков.
Участниками классного часа выступают студенты второго курса агрономического отделения, которые в ходе мероприятия исполняют роль экскурсоводов.
Приложение 1
Сценарий классного часа
(В кабинете звонят колокола, на экране демонстрируются слайды).
Парили в небе купола,
Стояла гордо колокольня…
Когда-то празднично и вольно
Был виден далеко окрест
Почти от каждого порога,
Светясь торжественно и строго,
Под небо вознесенный крест.
Воздвигла добрая рука
Тот храм в порыве вдохновенья,
Стояло долгие века
Великолепное творенье…
Был храм. Осталось голубое небо. Осталась история. А могла бы продолжаться…
Дорогие друзья! Добро пожаловать на слайдовую презентацию проекта краеведческой образовательной программы «В поисках утраченного».
Само название подразумевает поисковую работу. Так вот. Искать будем утраченные святыни. То, что когда-то было поругано, растоптано, разрушено.
Вопрос об актуальности этой темы может показаться риторическим. И все же. Почему необходимо обращаться к прошлому? Не лучше ли писать историю с чистого листа?
Да, знать об этом нужно. Этого требует историческая память. Все мы стали свидетелями и участниками возрождения духовных традиций. Храм – это небо на земле. Насколько огромно, незаменимо благодатное воздействие храма Божьего. Он делает людей чище. Недаром его называют «училищем благочестия».
- А что для Вас храм?
Я приглашаю вас на небольшую заочную экскурсию. Мы совершим прекрасное путешествие в драматическую историю.
Более 350-и лет прошло с тех пор, как в Тамбовском крае стали возводиться православные храмы, сначала деревянные, позже каменные. Возводились они лучшими мастерами-умельцами. Талантливые живописцы украшали их искусно выполненными фресками, иконами. Строились храмы по проектам известных архитекторов.
Церкви Тамбовщины придавали нашему краю неповторимое очарование, а звуки колоколов наполняли души русских людей глубоким чувством гордости и духовного единства со всей святой Русью.
Среди многочисленных катастроф XX века особняком высится небывалая по масштабу трагедия национальной культуры и архитектуры. Православные храмы, составляющие с древнейших времен неотъемлемую панораму городов, обезглавливались, приспосабливались под склады, мастерские, стирались с лица земли.
Антикультура в XX столетии встала вровень с подлинной культурой. А чаще – и над нею. Преодолеть ее очень трудно, но сделать это необходимо.
- Существует ли путь приобщения молодежи к сокровищнице собственно культуры?
Один из возможных путей – предложенный сегодня проект краеведческой образовательной программы «В поисках утраченного…».
На величественных просторах нашей Родины есть уголки удивительные и славные историей. Таков Козлов (а ныне Мичуринск). Здесь прошлое соседствует с настоящим, благотворно воздействуя на наших современников. Недаром говорят, что духовный потенциал России начнет свое возрождение с провинции.
Козлов называли Богоспасаемым городом. Это был музей под открытым небом из драгоценной цепи красавцев-храмов. Их было 14, 2 монастыря и 5 часовен – всего на 50 тысяч населения. Каждый храм возводили так, чтобы его было видно отовсюду, и все улицы и дороги вели к нему. Сегодня родной город украшают всего 3 церкви.
Боголюбская церковь.
С 1849 по 1879 год шло строительство этого храма. Автор проекта – академик архитектуры Константин Тон. Построенный в русско-византийском стиле, храм этот до сих пор поражает своими размерами, строгостью линий и точностью пропорций. Храм способен вместить 5000 человек. До создания Боголюбского собора по проекту Тона была построена церковь в Петербурге. Оба храма – Петербургский и Козловский были для архитектора творческой подготовкой к созданию в Москве крупнейшего русского храма Христа Спасителя.
Высоко, словно оторвавшись от земли, вопреки закону всемирного тяготения, парит над городом Ильинская церковь – главная городская доминанта.
Твой строгий силуэт и шпиль крестом увенчан,
Плывет сквозь времена, открытый всем ветрам.
Ты символ города, я верую: ты вечен!
Ты дом Господень, в честь Ильи пророка храм!
С 1924 года Ильинка значилась в списках памятников церковной архитектуры. Но в начале 30-х все же сбросили с нее колокола: в церкви разместились мастерские по ремонту тракторов, которые во время войны
сменили подбитые танки. Долгое время здесь размещался городской краеведческий музей. Ильинский собор одновременно строгий и праздничный, монументальный и изящный, прекрасный образец зодчества.
Скорбященская кладбищенская церковь была построена в 1808 году на средства козловского купца Ивана Воронова. Ее единственный престол посвящается иконе Богородицы Всех Скорбящих Радость. Эта церковь подкупает своей миниатюрностью. От звуков негромкого, но мелодичного благовеста с ее колоколенки теплеет на душе.
- А знаете ли вы историю храмов своего города? Назовите действующие храмы вашей местности.
Я рассказала вам о тех храмах, которые сохранились и действуют сегодня. Их могло бы быть больше. Вот история некоторых из них. Когда-то они украшали мой город.
Архангельская церковь.
Была построена в 1765 году на средства Козловских благотворителей. После Октябрьской революции в Архангельской церкви совершались богослужения еще целых 19 лет. В 1949 году церковь разобрали. На этом, пожалуй, и закончилась бы ее история, если бы не еще одна гримаса нашего времени: в 1983 году в мичуринский горсовет поступила директива Министерства культуры с требованием «срочно взять под охрану здание Архангельской церкви как архитектурный памятник второй половины XVIII столетия». Однако охранять было давно уже нечего. Но история все расставила по своим местам. Сейчас на этом месте Поклонный крест в честь славянских святителей Кирилла и Мефодия.
В 1843 году Козловский купец Платонов устроил в городе Богадельню для престарелых лиц. Размещалась она перед Крестовоздвиженским кладбищем. Спустя 20 лет была освящена новая церковь – Николаевского приюта.
В своем внутреннем интерьере церковь славилась богатой лепниной.
Послеоктябрьский период стал роковым и в судьбе этого городского храма. Сбросили колокола, разобрали колокольню и купола…
17 октября 1888 года у станции Борки, что недалеко от Харькова сошел с рельсов императорский поезд. Царская семья спаслась чудом. В память о чудесном спасении Александра III всего за три с небольшим года была выстроена в центре города часовня. Это было очень живописное сооружение в древнерусском стиле. Сразу после революции часовню закрыли. Весной 1928 года сломали.
Такая же участь постигла:
Покровский собор
Вознесенскую церковь
Крестовоздвиженскую церковь
Александро-Невскую церковь
Троицкую церковь
Пушкарскую Николаевскую церковь
Сторожевскую церковь.
Нет больше строгой красоты
Навек загубленных творений!
Нам не хватает доброты,
Страшит безверье поколений…
- Надеюсь, вас не оставил равнодушным рассказ о судьбе утраченных святынь. Какие чувства вы испытываете?
- Какую лепту могли бы внести вы в общее дело?
Колокольный звон.
У каждого из нас в душе свой храм. Храм как символ жизни, любви, веры. Как символ будущего. О будущем думали наши предки, возводя по всей Руси величественные церкви, соборы, монастыри.
Слышите этот звон?
О чем он?
Заключение
Основная идея предлагаемого методического мероприятия заключается в изложении педагогических приёмов, позволяющих студентам показать свои творческие способности и возможности, проявить на деле полученные практические навыки, развивать чувство активности, собранности, ответственности
Используя настоящий материал, классный руководитель сумеет организовать весь коллектив группы для участия в мероприятии, распределив между студентами обязанности ведущих, чтецов, оформителей, фотографов.
Руководствуясь методической разработкой, классный руководитель заметит, как данная форма работы приводит, в итоге, к пробуждению у обучающихся интереса к историко-культурному наследию человечества, расширению и углублению знаний о предметном мире, к умению ориентироваться в нем.
Процесс познания, образования бесконечен. В этом убеждает нас жизнь.
Студент, являясь субъектом образовательной системы, развивается и воспитывается в системе отношений с другими субъектами. Именно в этой среде, в этой системе отношений к себе, к людям, к Родине, к прекрасному происходит распознавание и утверждение моральных ценностей.
Именно в этой системе взаимоотношений могут быть созданы условия для саморазвития и самореализации обучающихся как личности.
Педагогическая среда обеспечивает условия для свободного возрастания «человека в человеке», раскрытия духовного, интеллектуального и физического потенциала личности на основе богатого наследия русской культуры.
Список литературы
1. Белых М. Козлов-Мичуринск прощается с XX веком/ Михаил Белых // Мичуринская правда. - 2000. - 1 июля. - С.З.
2. Белых М.П. Привет из Козлова/ М.П. Белых. - Мичуринск: ТОГУП «Издательский дом «Мичуринск», 2005. - 224 с.
3. Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация в средних специальных учебных заведениях: научно-методический сборник/ сост. А.Ф. Щепотин, А.П. Шеховцов; под ред. М.В. Угольниковой. - М.: ИПР СТО, 2003. - 176 с.
4. Константинов В. К. Город старый, город новый/ В.К. Константинов, В.В.
Коробов. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1980.-1б0 с.
5. Профессиональное образование и формирование личности специалиста: научно-методический сборник/ сост. А.Ф. Щепотин, С.Ю., Черноглазкин, А.П. Шеховцов; под ред. Т.Н. Манниной. - М.: ИПР СПО, 2002.-176 с.
6. Сборник классных часов и внеклассных мероприятий в развивающей воспитательной технологии/ сост. Г.П. Смирнова. - М.: УМЦ СПО Минсельхоза России, 2003. - 184 с.
7. Сборник классных часов по курсу «Основы человековедения»: часть Д/
сост. Г.П. Смирнова. - М.: УМЦ СПО Минсельхоза России, 2002.-185 с.
8. Семенов В. Облик древнего града/ В. Семенов// Мичуринская правда. -
1996.-3 сентября. - С.2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.