В помощь учителю Методические приёмы работы над итоговым сочинением. Введение в тему...
Оценка 4.8

В помощь учителю Методические приёмы работы над итоговым сочинением. Введение в тему...

Оценка 4.8
docx
15.05.2020
В помощь учителю Методические приёмы работы над итоговым сочинением. Введение в тему...
v_pomosch_uchitelyu._metodicheskie_priyomy_raboty_nad_itogovym_sochineniem.docx

В помощь учителю

Методические приёмы работы над итоговым сочинением. Введение в тему...

Уважаемые коллеги!

Вот уже третий год учителя русского языка и литературы, преподающие в 11 классе, всё лето ждут, когда будут названы направления итогового сочинения на новый учебный год, ежедневно заглядывая на сайт ФИПИ. И в конце августа появляется долгожданная информация. Начинается судорожная работа над составлением программы действий, поиском эффективных методов и приёмов. Не так ли? Чтобы облегчить данный поиск, предлагаю Вашему вниманию несколько методических приёмов, которые можно использовать на таком этапе урока, как введение в тему...

Первый приём называется «Слово-магнит». Он применяется при выборе темы сочинения из предложенных пяти. Ученики анализируют тему, находя ключевые слова, потом заполняют «магнитное поле» выбранной темы.

В качестве примера предлагаю посмотреть «магнитное поле» к сочинению «Должен ли разум преобладать над чувствами?» (первое направление «Разум и чувства»).

Задание:

*   Внимательно прочитайте тему сочинения и найдите главные слова в теме сочинения (Ключевые слова: должны преобладать).

*   Заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова (любой другой толковый словарь) и впишем в схему значение слова преобладать.

                                                  ?

                                 ПРЕОБЛАДАТЬ

 

занимать господствующее положение          превосходить размером       иметь перевес

 

*   Что такое, по-вашему, разум и чувства? Дайте толкование этих слов.

*   Давайте попробуем оформить ваши предположения в виде «магнитного поля», то есть запишем слова, которые «притягиваются» к понятиям РАЗУМ и ЧУВСТВА:

                                        истины

РАЗУМ         познание           мира

                                                ценностей

                    самого себя    связи вещей и явлений

рациональное начало в человеке

 

 

 

ЧУВСТВА      эмоциональный процесс человека

                          оценочное отношение к реальным 

                           и абстрактным объектам

иррациональное начало в человеке (недоступность рассудку)

 

*     Отталкиваясь от составленной схемы, ученики пишут вступление.

Используя такой приём, Вы «включаете» учеников в работу на первой же минуте. Проанализировав ключевые слова, они легко напишут вступление.

 

Второй приём, который можно применить при работе  над вторым направлением  «Честь и бесчестие», называетсяОблако мыслей” (автор Ш. А.Амонашвили).

Задание 1: Запишите первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно.

 

незапятнанная репутация

 

честное имя

достоинство

справедливость

 

ЧЕСТЬ

верность

порядочность

 

благородство души

чистая совесть

БЕСЧЕСТЬЕ

 

                       отсутствие чести, достоинства      позор             поругание чести

 

Задание  2:

1) Ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «человек чести»? Какого человека можно так назвать?

2)  Опираясь на оформленное в тетрадях «облако мыслей», напишите вступление.

3) Продолжаем заполнять «Облако мыслей». Запишите рядом имена литературных героев, о которых можно сказать «человек чести» (укажите произведение).

 

Маша Миронова

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

 

 


Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

 

Андрей Соколов

М.А.Шолохов

«Судьба человека»

незапятнанная репутация

 

честное имя

достоинство

 

справедливость

 


купец Калашников

М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...»

 

ЧЕСТЬ

верность

 

Татьяна

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

порядочность

 

благородство души

чистая совесть

Петр Гринёв

А.С.Пушкин

«Капитанская дочка»

Пьер Безухов Л.Н.Толстой

«Война и мир»

Сонечка Мармеладова

Ф.М.Достоевский.

«Преступление и наказание»

 

Задание 3:

1) Назовите литературных героев, которые ведёт себя бесчестно (продолжаем заполнять схему).

БЕСЧЕСТЬЕ

 

                         отсутствие чести, достоинства   позор             поругание чести

 

    Сергей Сергеевич Паратов,              Рыбак, герой повести        Швабрин, герой романа

    герой пьесы А.Н.Островского          В.Быкова «Сотников»      А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

   «Бесприданница»

 

Так, разбирая ключевые слова второго направления, ученики выходят на литературные аргументы и, анализируя тему «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский), выбирают те произведения, которые позволят полно раскрыть её, сравнивая литературных антагонистов и проведя литературные параллели.

 

Приём третий можно применить при работе над третьим направлением «Победа и поражение»  Называется он  «Вершина».

На доске и в тетрадях нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («поражение») к вершине («победа»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой или герои рассматриваемого произведения, например:

ü  Сотников и Рыбак (В.Быков  «Сотников»).

ü  Жилин и Костылин (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»)

ü  Лена Бессольцева и Дима Сомов (Б. Железников  «Чучело»).

ü  Можно усложнить задание и предложить ученикам написать, в чём проявляется

победа и поражение героев.

 

 

 

Нравственное падение – предательство Родины,Рыбак


,Нравственное падение – предательство друга,Дима Сомов


,Нравственное падение – предательство самого себя,Костылин

,Преодоление самого себя: 
Преодоление страха, душевной слабости, физической боли
,Жилин, 
            Лена Бессольцева,  
                                         Сотников

, ,  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


После этой работы ученикам предлагается обсудить тему «Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя»? 

Приём четвертый, который называется «Связи» (автор Г.И.Иванов, мастер ТРИЗ[1]), поможет нам начать работу над темой сочинения  «Согласны ли Вы с утверждением Б. Шоу «Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости»?»  (четвертое направление «Опыт и ошибки»). В качестве литературного аргумента берётся рассказ-миниатюра Ирины Курамшиной «Сыновний долг», который читается в классе.

*       Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить?

*       Действительно ли в мире всё связано со всем? Докажите.

*       Предлагаю Вашему вниманию два слова ПОПРЫГУНЬЯ и ВНУКИ. Попробуйте выстроить цепочку, которая покажет, что эти слова связаны друг с другом.

Примерная схема:

ПОПРЫГУНЬЯ           СТРЕКОЗА            ВЕСЕЛЬЕ            ЛЕТО          ЛЕГКОМЫСЛИЕ

          ОТСУТСТВИЕ СЕМЬИ              ОТСУТСТВИЕ ВНУКОВ

*       Прочитайте рассказ-миниатюру Ирины Курамшиной «Сыновний долг» (вслух – 12 минут)

*       Вернёмся к логическим связям и продолжим логическую цепочку, выписывая ключевые слова из рассказа-миниатюры «Сыновний долг» (работают самостоятельно)

ПОПРЫГУНЬЯ           СТРЕКОЗА          ВЕСЕЛЬЕ           ЛЕТО          ЛЕГКОМЫСЛИЕ

ОТСУТСТВИЕ ДРУЗЕЙ           СЫН           БОГАТЫЙ ЛЮБОВНИК           КРУГЛОСУТОЧНЫЙ ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЫНА             СТАРЕНИЕ          СТРАШНАЯ БОЛЕЗНЬ          НЕОЖИДАННОЕ СПАСЕНИЕ            ВОЗДУШНЫЙ ПОЦЕЛУЙ          БУДУЩИЕ ВНУКИ

*       Свяжите получившуюся цепочку  со словами направления «Опыт и ошибки».

*       Какой урок преподаёт неопытный (молодой) сын своей опытной (прожившей жизнь) матери?

 

Пятый приём «Чтение с остановками» - это приём технологии развития критического мышления. Применяем его  при работе над пятым направлением «Дружба и вражда». Ученикам предлагается притча, которую читает учитель до определенного фрагмента.

Притча

По длинной  дикой дороге шел человек с собакой. Он шел себе, шел, устал, устала и собака. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, музыка, цветы, журчание ручья –  словом, отдых.

—  Что это такое? — спросил путешественник у привратника.

—  Это — рай, ты уже умер... Теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.

—  А там есть вода?

—  Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…

—  А там есть дадут?

—  Все, что захочешь...

—  Но со мной собака.

—  Сожалею, сэр, но с собакой нельзя. Её придется оставить здесь.

И путешественник прошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот сидел привратник.

—  Я хочу пить, - попросил путешественник.

—  Заходи, во дворе есть колодец.

—   А моя собака?

—  Возле колодца увидишь поилку.

—  А поесть?

—  Могу угостить тебя ужином.

—  А собаке?

— Найдется косточка.

—  А что это за место?

—  Это рай.

*   Предположите, как закончится это произведение?

*   Давайте прочитаем концовку притчи.

—  Как так? Привратник у дворца неподалёку сказал мне, что рай там.

—  Врет он всё, там — ад.

—  Как же вы здесь, в раю, это терпите?

—  Нам это очень полезно. До рая доходят те, кто не бросает своих друзей.

 

*            Сбылись ваши предположения или нет и почему?

*            Сегодня мы будем говорить о тех, кто не бросает друзей.

*            Как вы думаете, кто может быть другом и зависит ли выбор друга от его возраста, национальности, цвета волос, глаз... Или выбор друга зависит от чего-то другого? Ваше мнение?

После этой работы ученики размышляют над темой сочинения  «Согласны ли вы с китайской мудростью «Хороший друг – это настоящий клад»?». В качестве литературного аргумента одиннадцатиклассники обращаются к повести Михаила Самарского «Радуга для друга».

 

Мы поговорили только о пяти методических приёмах, которые можно использовать в начале урока, чтобы активизировать деятельность одиннадцатиклассников, чтобы каждый ученик включился в работу над итоговым сочинением. Думаю, такое начало урока и Вам доставит удовольствие.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] ТРИЗ - теория решения изобретательных задач

В помощь учителю Методические приёмы работы над итоговым сочинением

В помощь учителю Методические приёмы работы над итоговым сочинением

Задание 2: 1) Ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «человек чести»?

Задание 2: 1) Ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «человек чести»?

После этой работы ученикам предлагается обсудить тему «

После этой работы ученикам предлагается обсудить тему «

Древние мудрецы говорили: « Трогая траву, не потревожь звезду

Древние мудрецы говорили: « Трогая траву, не потревожь звезду

Нам это очень полезно. До рая доходят те, кто не бросает своих друзей

Нам это очень полезно. До рая доходят те, кто не бросает своих друзей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2020