В афинских школах и гимназиях

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В афинских школах и гимназиях Форма урока: игра “Путешествие в прошлое. Афинская школа”. Тип урока: изучение нового материала. Цели: Методические: 1. способствовать развитию информационной культуры; 2. продолжить знакомство с возможностями компьютера на уроках; 3. развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках истории. Обучающие: • сформировать представления о сущности образовательного процесса в древнегреческой школе, о её особенностях, достоинствах и недостатках; • выявить общие черты и отличия её от современной школы; • формировать умение применять полученные знания на других предметах. Развивающие: • продолжить работу по формированию навыков сравнения, установления причинно-следственных связей, изложения собственного мнения, участия в дискуссии, развитие логического мышления. Воспитательные: • воспитание художественного вкуса, эстетической культуры; • воспитание уважения к труду учителя.
Иконка файла материала В афинских школах и гимназиях.doc
В афинских школах и гимназиях  Форма урока: игра “Путешествие в прошлое. Афинская школа”. Тип урока: изучение нового материала. Цели: Методические: 1. способствовать развитию информационной культуры; 2. продолжить знакомство с возможностями компьютера на уроках; 3. развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках истории. Обучающие: Развивающие:   сформировать представления о сущности образовательного процесса в древнегреческой школе, о её особенностях, достоинствах и недостатках; выявить общие черты и отличия её от современной школы;   формировать умение применять полученные знания на других предметах. продолжить работу по формированию навыков сравнения, установления причинно­ следственных связей, изложения собственного мнения, участия в дискуссии, развитие  логического мышления. Воспитательные:   воспитание художественного вкуса, эстетической культуры; воспитание уважения к труду учителя. Оборудование урока:  Истории Древнего мира 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С Свенцицкая, ­ 18­е изд. ­ М.,: Просвещение, 2011 г.; презентация “В афинских школах и гимнасиях”; компьютер; проектор; “слепая карта”; таблички с географическими названиями для “слепой” карты: древнегреческий алфавит.       План урока. 1.Организационный момент. 2.Вступительное слово преподавателя. 3. Воспитание детей в афинских семьях. 4. На уроках в греческой школе. 5. Посещение палестры. 6. В афинских гимнасиях. 7. Закрепление полученных знаний. 8. Подведение итогов. 9. Рефлексия. 1. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку. 2. Вступительное слово преподавателя. Тема нашего урока “В афинских школах и гимнасиях”. Слайд 1. План урока. Слайд 2. Мы сегодня с вами узнаем, чему обучались в школах афинские дети, какие предметы они изучали,  сравним с обучением в современных школах. Проведём урок необычно. Мысленно перенесёмся в  Древние Афины и представим себя в роли древнегреческих учеников. Слайд 3. Постановка проблемного задания. Древнегреческий философ Аристипп писал: “Детей надо учить тому, что пригодиться им, когда они  вырастут”. Проблемные задания:­ Почему образование в Греции считалось лучшим в Древнем мире? ­ Как знания, полученные в школе, помогали греческим гражданам в жизни? Итак, путешествие начинается. Слайд 4. До семи лет дети воспитывались в семье. Слайд 5 Они беззаботно играли: катали обруч, строили из песка домики, кораблики… Слайд 6. Но с семи лет жизнь детей менялась. Девочек начинали обучать мамы умению вести домашнее  хозяйство: шить, вышивать, ткать, играть на музыкальном инструменте, петь, танцевать, и если умела  сама, то читать и писать. Главное для них – не получать образование, а стать покорными жёнами и  хорошими матерями. Слайд 7 А вот мальчика отбирали от женщин и передавали педагогу. Слайд 8. Греческий педагог ­ не учитель. В переводе с греческого это слово означает “сопровождающий  ребёнка”. ­ Посмотрите на Древнегреческую статуэтку и предположите, кто мог выполнять обязанности  педагога? Выслушиваются ответы учащихся. Да, ребята, вы правы роль педагога выполнял раб. ­ Как выглядел раб­педагог? ( Он стар, ворчлив, неопрятен, не способен выполнять другие работы).  Один из знаменитых афинян, Перикл, как­ то сказал о рабе, который сломал ногу: “Вот ещё одним  педагогом больше”. Раб ­ педагог сопровождал в школу мальчика и нес сумку с письменными принадлежностями. Педагоги учили мальчиков правилам поведения. Эти правила соблюдаете вы в наши дни. ­ Как нужно вести себя за столом? ( Выслушиваются мнения ребят. Не брать ничего самому. Сидеть  прямо, не болтать ногами, не опираться подбородком на руки. Хлеб надо брать левой рукой,  а остальную пищу ­ правой…) ­ Как надо вести себя со взрослыми? (нельзя заговаривать со взрослыми первым, если в комнату  входят взрослые, то надо встать…) Педагог суров: розга ­ его главный аргументы и основной метод воспитания. Да и от родителей  мальчику часто попадало. Слайд 9. Рано утром педагог ведет мальчика в школу. Школ в Греции было много, но они были частные и за  обучение надо было платить. Но, не смотря на это, в V в. до н. э. среди афинян не было неграмотных.  Правда, бедняки учились недолго. ­ Как вы думаете почему? (детям из бедных семей надо было помогать родителям по хозяйству). А “сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже всех перестают её посещать”. Мы подошли к школе. Педагогов, взрослых туда не пускали. Начинаются уроки. Тихонечко проходим и садимся. ­ Посмотрите, чем отличался класс в греческой школе от современного класса? (в одном помещении  проводится одновременно несколько уроков, не было доски, парт, тетрадей …) ­ Какие предметы могли изучать в афинской школе? (письмо, чтение, игра на музыкальных  инструментах). Слайд 10. Мы попали с вам на урок письма. Достанем письменные принадлежности. Слайд 11 ­ Перечислите, пожалуйста, что вы достали из своих сумок? (дощечки, натёртые воском,  тростниковое перо, стиль, чернильницу.) Слайд 12.Перед вами греческий алфавит. Скажите, а с какой письменностью вы уже знакомы? (египетскими иероглифами, китайскими, алфавитом финикийцев.) ­ В чем была трудность прочтения финикийского письма? (нет гласных). ­ Скажите, что нового появилось в греческом алфавите? (гласные буквы). ­ Скажите, есть ли знакомые вам буквы в греческом алфавите? ­ Какой вывод можно из этого сделать? (Основой русского алфавита является греческий.) Для упражнений мальчики писали прописи. В Берлинском музее есть дощечка, на котором рукой  учителя написано: “Будь прилежен мальчик, чтобы тебя не драли”. И рукой ученика эта надпись  четырежды повторена на той же дощечке. Давайте и мы попробуем написать слово народ по­гречески (Демос. Обучающиеся часто пишут  греческими буквами слово народ, а это неверно.) Работа учеников оценивается, а первый,  написавший правильно, пишет это слово на доске. Учитель: А знает ли кто ­ нибудь из вас о том, откуда произошло его имя и что оно означает? (если  ребята затрудняются ответить, учитель помогает). С принятием на Руси христианства, у нас по христианскому обычаю стали называть детей греческими  именами. Александр­защитник людей. Андрей ­ человек мужества Кирилл ­ господин Дмитрий ­ посвящённый Деметре. Учитель: Урок письма закончился, а теперь урок географии. Слайд 13. Перед вами бюст Эратосфена, которого греки нарекли “отцом географии”. Мы сейчас проверим, как  хорошо вы знаете карту Древней Греции. Подходите по очереди к доске и прикрепляйте по одной  табличке на “слепую” карту. Учитель оценивает ответы ребят. Молодцы, вы хорошо справились с заданием, даже некого наказать плёткой из бычьего хвоста,  которой наказывали непослушных учеников, лодырей. Нет у нас сведений как поощрялись ученики  греческих школ. Может быть, учитель хвалил усердного ученика,а лодырю говорил: “Невежа ­ самое  дикое из существ на земле”. Слайд 14. А нас уже ждут на уроке математики. Как вы думаете, зачем мне эти предметы? (камешки,  ракушки…) Ребята высказывают предположения ( для счёта). Молодцы, правильно. Это нам  понадобиться для счета. Ученики обычно при счёте повторяли хором: “Один да один ­ два. Два да два ­ четыре”. Учитель показывает камешки, а ученики должны повторить хором. Великим математиком в Греции был Пифагор. Он подготовил для нас задачки. Давайте решим  их. Первый ученик, правильно выполнивший задание, пишет решение на доске, а остальные проверяют правильность решения. Учитель оценивает результаты учащихся. (Если времени достаточно, то можно решить еще одну задачку. Написать 5 одинаковых цифр, сложив  которые можно в сумме получить 14. (11+1+1+1=14) Слайд 4. Учитель: Следующий урок ­ литература. Кого из известных поэтов, писателей Греции вы знаете? Назовите их произведения. (Ученики  называют известных им писателей, поэтов.) Молодцы! Греки многие произведения заучивали наизусть: “Илиаду”, “ Одиссею” и гордились этим.  Учили хором, повторяя много раз за учителем. Скажите, пожалуйста, о чём поэма Гомера  “Илиада?” (Ответ: О Троянской войне.) Почему же она называется “Илиада”? (Древнее название  города Троя “Илион”) Вы назвали имена Аристофана и Софокла. Расскажите трагедию “Антигона”. Слушайте внимательно,  чтобы любой мог продолжить.Затем пересказывается сюжет комедии Софокла “Птицы” (Если времени достаточно, то можно  выразительно прочитать стихи Софокла и ответить на вопросы по учебнику стр. 181) . Ответы  учащихся оцениваются. Слайд 16. Кто мог написать такие строки: “Мать черная, земля многострадальная, С которой сбросил я позорные столбы, Рабыня раньше, а теперь свободная, На родину в Афины, в наш прекрасный град, Вернул я многих на чужбину проданных. Освободил и здесь на милой родине Рабов дрожавших перед волею господ”. (Солон.) (Учитель оценивает правильные ответы). Слайд 17. Учитель: А теперь мы отправимся в школу расположенную неподалёку ­ это палестра. Мальчики  начинали её посещать с 12 лет. Занятия проходят на открытом воздухе, а проводит их педотриб. Что  вы видите? (борьбу, один мальчик смазывает тело маслом) Зачем мальчики заниматься  спортом? (чтобы участвовать в Олимпийских играх, быть сильным, ловким, защищать Родину).  Правильно. С 18 лет афинские мальчики 4 года служили в армии. Слайд 18. ­ Как вы думаете, зачем в палестре устанавливались статуи атлетов работы великих скульпторов? И  почему атлеты изображены обнажёнными? (Скульпторы показывали, каким должен быть каждый  юноша: физически сильным, прекрасным. Готовым к подвигам.) Кто вспомнит имена победителей Олимпийских игр и расскажет об одном из них? (Милон, Полидам,  Феоген. Оценивание ответов.) Слайд 19. Учитель: Греки считали, что без любви к музыке, танцам нельзя стать настоящим человеком. Этому и посвящен наш следующий урок. Обучал их этому искусству кефарист. Мальчики играли на  лире, кефаре, флейте, разучивали религиозные гимны. Слайд 20. А также учились танцам. Прошу вас выйти, встать полукругом. Учитель с ребятами разучивает  несколько движений танца “Сиртаки”. ( самые простые 2­3 движения). Затем ребята пробуют  исполнить выученные движение под музыку. Учитель оценивает учащихся. Слайд 21. К 16 годам обучение в школе заканчивалось, но юноши могли посещать 1 из 3 гимнасиев,  расположенных за городом. Там они могли заняться спортом послушать лекции великих ученых,  ораторов, Слайд 22. обучиться красноречию ­ умению красиво говорить, философии. Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся. Слайд 23. Закрепление знаний полученных на уроке. ­ Перед вами текст. Заполните пропуски в нём. Ответы оцениваются учителем. Слайд 24. Попробуйте ответить на вопросы проблемного задания. ­Чем отличается афинская школа от современной школы? ­ Почему образование в Греции считалось лучшим в Древнем мире? ­ Как знания, полученные в школе, помогали греческим гражданам в жизни?Вывод: В школах Греции мальчиков воспитывали всесторонне образованными людьми, чтобы  потом они могли управлять государством, а так же сильными, ловкими, смелыми, чтобы они  могли защитить Родину. Слайд 25. Закрепление понятий. Слайд 26. Домашнее задание.  Напишите небольшое сочинение на тему: “Я на занятиях в палестре”.  Подготовь выступление оратора на тему: “Почему детей надо учить тому, что пригодиться им  в жизни”.  Понятия – наизусть. Выставление оценок за работу на уроке. Слайд 27. Рефлексия. Оцените сегодняшний урок и ваше участие в нем. (используя смайлики, ученики кладут их в портфель и дают оценку.) Слайд 28. Молодцы!!! Спасибо за урок.