В чём главный смысл сказки? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», финал)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur42-korr.doc
Литературное чтение Урок 42. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Тема: В чём главный смысл сказки? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», финал) Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. Работа с текстом до чтения. Чтение наизусть отрывков из сказки с обоснованием выбора. (Можно при этом слушать чтение в соответствии с ходом сказки, расположив отрывки в   нужной   последовательности.   Таким   образом   будет   «собрано» прочитанное на четырёх уроках содержание.) © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1II. Развитие  умений. 2  4  1  2  3  1  2  3  4  Работа с текстом сказки. Работа с текстом до чтения. Беседа с учащимися: – Какого окончания сказки вы ждёте? – Как обычно заканчиваются волшебные фольклорные сказки? – Какое же зло может быть наказано в сказке А.С. Пушкина? –   Кто   считает,   что   ткачиха   с   поварихой,   сватьей   бабой   Бабарихой   уже наказаны? Как? Только ли укусами Гвидона? Как, по­вашему, относится к ним автор? – Что будет в финале сказки с этими героями? Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение учащихся (финал). Читают вслух законченными смысловыми отрывками. – Сумели ли вы угадать финал сказки? – С кем из героев вам особенно жаль расставаться? – Какое из чудес, утех Лебедя вам особенно понравилось? А ещё что? 2) Выборочное чтение 16­й части. – Почему счастливый князь Гвидон всё­таки грустит – «Под окном сидит, молча на море глядит»? – Почему притихло море? Ведь до этого гости приплывали под аккомпанемент строк: Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД © ООО «Баласс», 2014 21. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. – Как рисует Пушкин радость Гвидона, увидевшего корабли отца? – Почему Гвидон сразу не открывается Салтану? В город он повёл царя, Ничего не говоря. – Сохранилась ли любовь к жене, сыну в душе Салтана? Почему вы так думаете? – А как чувствуют себя виновницы всех бед в сказке? – Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор? Мы, читатели? – Знакома ли вам такая концовка сказки? Работа с текстом после чтения. 1)  Составление киносценария, задание III.1 в «Тетради по литературному чтению» (урок 42). – Перечитайте начало 16­й части. Отметьте, где меняется в тексте точка зрения. – Сколько кадров может быть в вашем кинофильме? – Какие? а) Гвидон у окна; б) флот Салтана; в) радость Гвидона; г) флот подходит; д) Гвидон наводит трубу; е) царь наводит трубу; ё) общее удивление; ж) приветствие гостей; з) встреча отца и гостей с Гвидоном. Вывод о динамичности, объёмности действия. 2)  Определение главного смысла сказки: сила любви, прославление крепкой семьи,   мысль   о   победе   жизни   над   смертью.   Задание   III.2   в   «Тетради   по литературному чтению». © ООО «Баласс», 2014 3(Т) – «Сказка о царе Салтане...» говорит: и тогда все будут счастливы. «Сказка о рыбаке и рыбке» предостерегает... 3) Рассказ учителя об истории создания сказки. –  Сказка  написана А.С. Пушкиным  в год женитьбы  – 1831 г., в Петербурге; использована запись сюжета сказки 1824 г. (со слов Арины Родионовны). 4)  Сравнение   сказки   Пушкина   и   волшебной   сказки,   выявление   общего   и отличительного; задание III.3 в «Тетради по литературному чтению». 5) Определение позиции Пушкина в литературном споре с В.А. Жуковским. а)  Национальный   колорит   сказки   Пушкина   (то   есть   это   сказка   русская). Сравнить с отрывком, записанным Пушкиным со слов няни (задание III.4. урок 42). б) – Для кого написана сказка Пушкина? в) – Чем она интересна современному читателю? –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? 1)  Закончить  иллюстрирование  сказки (16­я  часть)  и  озвучить  получившийся «мультик»   (прокомментировать   кадры   близко   к   тексту   с   выборочным цитированием). 2) Подготовка к  уроку внеклассного чтения. Прочитать  «Сказку  о попе  и о работнике его Балде» А.С. Пушкина, принести в класс книгу. ΙΙΙ . Итог. IV.  Домашнее задание. © ООО «Баласс», 2014 4© ООО «Баласс», 2014 5

Посмотрите также