В гости к мастеру
Вид урока: комбинированный.
Наглядность:
• иллюстрации картин известных художников;
• слайды наскальных рисунков;
• словари;
• кроссворды.
Оборудование: документ – камера, компьютер.
Цели:
• Образовательные: познакомить детей с искусством живописи, показать роль живописи в жизни людей, раскрыть особенности русской школы живописи.
• Развивающие: развивать речь детей, обогатить словарный запас, расширить кругозор детей.
• Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважение к культуре народа, любовь к Родине.
В гости к мастеру
Вид урока: комбинированный.
Наглядность:
иллюстрации картин известных художников;
слайды наскальных рисунков;
словари;
кроссворды.
Оборудование: документ – камера, компьютер.
Цели:
Образовательные: познакомить детей с искусством живописи, показать роль живописи в
жизни людей, раскрыть особенности русской школы живописи.
Развивающие: развивать речь детей, обогатить словарный запас, расширить кругозор детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважение к культуре народа, любовь к
Родине.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация опорных знаний.
Мы изучили достаточно большой период истории 19 века. Познакомились с новым разделом “В гости
к мастеру”. Узнали о древнерусских иконописцах и о знаменитых архитекторах. Для того, чтобы
узнать тему нашего урока надо разгадать кроссворд. Если вы правильно ответите на все вопросы, то
сможете прочесть тему нашего урока. (Работа в группах)
Кроссворд: Приложение. Слайд 3,4.
По горизонтали:
1.Житель мужского монастыря.
2.Известный русский иконописец.
3.Закончи предложение: В.Растрелли, Д.Жилярди …… .
4.Известная икона Андрея Рублёва.
5.Известный русский музей, в котором собраны художественные ценности.
6.Человек, создающий иконы.
7.Живописное изображение Бога, святых.
8.Рисунок из разноцветных камешков, стекла.
По вертикали:
9.Ключевое слово.
Вывод.
III. Объявление темы урока, задач на урок. Приложение. Слайд 1,2.
IV. Объяснение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Сегодня мы начинаем изучать новую тему “В мастерской художника”. В какое бы время не жил
человек, где бы он не жил, он всегда стремился к прекрасному.
Такой вид искусства, как живопись, зародился ещё в первобытные времена. Давайте узнаем об этом
чуть больше со страницы учебника 167. Слово живопись вывешиваем на доску.
Что означает это слово узнаете, если откроете словарь. (Работа со словарём в группах).
ЖИВОПИСЬ
1. Физкультминутка для глаз.
Подготовим глаза к работе.
Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем
перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее – глаза до пределавниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, тоже зафиксировав на секунду. Глаза держать
широко открытыми. Выполнить упражнение 5 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз
против часовой стрелки.
2.Чтение статьи учебника вслух.
3. Беседа по статье.
Оценивание.
Итог.
4. Рассказ учителя о настенной живописи.
Стоянка первобытных людей обнаружена археологами и на территории России, и в других странах.
Оказалось, что стены пещер – жилищ древних людей – сохранили рисунки первобытных художников.
Например, в Карелии, около Беломорска, на скалах реки Выг были изображены сцены морской охоты
и рыбной ловли. А на реке Белой, на Южном Урале, находится Капова пещера. В ней на высоте 29
метров, в потолке сделан вход на второй этаж. Если взобраться по отвесной скале и проползти по
камням 150 м вглубь пещеры, то можно увидеть на скалах изображения мамонта, носорога, лошадей.
Эти силуэты были созданы человеком каменного века. Приложение. Слайд 5.
Вывод.
Слово – наскальная вывешиваем на доску. Приложение. Слайд 6.
5. Рассказ учителя о портретной живописи, иконописи, пейзаже, натюрморте.
Долгое время на Руси ведущим направлением в живописи была иконопись. Что такое иконопись, кто
может объяснить ? Вывешиваем это слово на доску. Приложение. Слайд 7,8.
В 17 веке зарождается портретная живопись. Вывешиваем на доску слово портрет. Приложение.
Слайд 9,10.
Сохранились портреты царя Фёдора Ивановича и воеводы князя Михаила Васильевича Скопина –
Шуйского.
В 19 веке наряду с портретной живописью получают развитие и другие жанры живописи: пейзаж,
натюрморт. Вывешиваем слова – пейзаж, натюрморт на доску. Приложение. Слайд 11, 12, 13, 14.
Физкультминутка под музыку Г.Гладкова “Картины”. Приложение. Слайд 15.
6. Работа со словарём.
Найдите объяснение в словаре слов пейзаж, натюрморт. Приложение. Слайд 16.
7. Чтение статьи учебника и беседа по ней.
Сегодня мы познакомимся ещё с историческим жанром в живописи.
Кто же является мастером в этом жанре? Какие исторические события легли в основу написания
картин исторического жанра, мы узнаем из текста учебника с. 9197. Дополняем нашу схему на доске
словами исторический жанр.
Как вы думаете, почему исторический жанр в живописи один из самых трудных?
Оценивание.
Итог.
V. Итог урока.
Что такое живопись
С какими видами живописи мы познакомились?
Кто может кратко рассказать о каждом виде живописи?
VI. Домашнее задание.
с. 9197, вопросы и задания.
VII. Рефлексия.
Легко ли было на уроке? Почему?
Приложение. Слайд 17.