«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).
Оценка 4.7

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
13.12.2018
«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).
Тема: «В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час). Цель: расширить знания детей о воронежских сказочниках и сказительницах. Задачи: учить детей пересказывать текст сказки, используя разную интонацию голоса; развивать речь детей и слуховое восприятие; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
В гостях у чуда..doc
Тема: «В гостях у чуда. О воронежских фольклористах,  сказочниках и сказительницах» (литературный час). Цель: расширить знания детей о воронежских сказочниках и сказительницах. Задачи: учить детей пересказывать текст сказки, используя разную интонацию голоса; развивать речь детей и слуховое восприятие; воспитывать любовь к устному народному творчеству. Ход занятия: Орг.момент; психологическийнастрой. Вводная беседа.  В мире много разных сказок Грустных и смешных И прожить на свете Нам нельзя без них. В сказке может всё случиться, Наша сказка впереди. Сказка в двери к нам стучится, Скажем гостье: «Заходи!» Исконно   русская   присказка   –   «в   некотором   царстве,   в   некотором   государстве»   – заставляет детей обратиться в слух и замереть в ожидании волшебства. Основная часть. Первый и самый знаменитый сказочник Воронежской земли – Александр  Николаевич Афанасьев – родился в 1826 году в городе Богучар Воронежской  губернии в семье уездного стряпчего. По своей должности отец будущего сказочника  тщательно следил за ходом судебных дел в уезде и считался одним из умнейших людей в  округе. Он очень ценил образование и привил эту любовь детям. По окончании гимназии Александр Николаевич  отправился в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. После там же, в столице, его приняли на   службу   в   главный   архив   Министерства   иностранных   дел,   где   он   сначала   стал начальником отделения, а вскоре – правителем дел комиссии печатания государственных грамот   и   договоров.   Эта   работа   позволяла   Афанасьеву   посвящать   свободное   время исследованию   истории   и   литературы.   Ещё   будучи   студентом,   он   передал   несколько литературоведческих   статей   в   толстые   журналы.   И   сотрудничество   с   ними   только нарастало.   Литературоведа   публиковали   в   «Отечественных   записках»,   «Русском вестнике», «Современнике», в газетах «Московские ведомости» и «Санкт–Петербургские ведомости». Как любитель старины, Афанасьев часто приобретал старые рукописи и книги на толкучке у Сухаревской башни. Поговаривают, что из тех находок получилась большая и ценная библиотека, из которой фольклорист черпал сведения по истории русской культуры. Главный научный труд – трёхтомник «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного   изучения   славянских   преданий   и   верований   в   связи   с   мифическими сказаниями   других   родственных   народов»   –   до   сих   пор   считается   одной   из   самых подробных работ о фольклоре. Прославился, правда, Афанасьев больше собирательством сказок. Так, в 1870 году в России вышла книга «Русские детские сказки», куда попали такие известные ныне сказки, как «Царевна–лягушка», «Колобок», «Морозко», «Теремок» и   другие.   Надо   сказать,   что   ещё   в   1862   году   Афанасьева   уволили   из   архива   за политическую неблагонадёжность, поскольку он был одним из тайных корреспондентов журнала Александра Герцена «Колокол». С трудом собиратель сказок смог устроиться секретарём в московскую Думу, а затем в мировой суд. Но годы нужды не прошли даром – он заболел чахоткой, и из–за подорванного здоровья прожил всего 45 лет. Анна Куприяновна Барышникова, известная как «бабушка Куприяниха». Родилась она в деревне Чуриково, расположенной близ села Большая Верейка Землянского уезда Воронежской губернии, в 1868 году. Как и многие крестьянские дети, за свою жизнь перенесла   немало   лишений.   Работать   начала   с   восьми   лет.   Из–за   бедности   ходила   в соседние сёла с нищенской сумой. В военные годы пережила фашистскую оккупацию. Сама Барышникова говорила, что талант сказительницы к ней перешёл от деда и отца. «За свои сказки мой отец немало подарков получил. Везде его привечали как гостя дорогого. Муку   в   пекарню   привезёт,   а   пекари   рады.   Когда   он   сказки   говорил,   работа   лучше спорилась», – рассказывала женщина. Известность   к   Барышниковой   пришла   незаметно.   Впервые   её   сказки   записала ленинградская   фольклористка   в   1925   г.,   когда   приезжала   в   Воронежскую   губернию   с этнографической экспедицией. В разнообразном репертуаре Куприянихи было более 100 сказок.   Причём   она   не   только   пересказывала   услышанное,   но   и   сочиняла   сама.   Так, например,   сложила   сатирическую   историю   «Как   немецкий   генерал   к   партизанам   в   лес попал». Ещё одна воронежская сказительница – Анна Королькова была тоже родом из простой семьи. Родилась в 1892 году в селе Старая Тойда, ныне Аннинского района. Так же, как и Барышникова, начала работать в восемь лет. То с детьми посидит, то бельё постирает, то воды принесёт. В 20 лет девушку выдали замуж в большую семью, где она стала десятой по счёту   снохой.   Жили   очень   бедно,   она   и   муж   занимались   хозяйством   и   воспитывали шестерых детей. В 1933 году супруги переехали в Воронеж, где муж пошёл на завод, а она организовала хор и тоже в нём пела. При этом не забывала о сказках. И её, и соседские дети выросли на историях, которые пересказывала и сочиняла Анна Королькова. «Сивка– бурка», «Финист – ясный сокол», «Горошинка» – это любимые истории сказительницы. Кстати, в 1957 году она стала членом Союза писателей СССР, хотя писать практически не умела. Иван-дурак. Жили-были старик со старухой, у них было три сына: два умных, третий дурачок. Этот все в золе лежал. Вот когда отец умирал, то приказывал: "Сынки, вы меня по ночке откараульте". Вот они поконалися, кому вперед караулить. Досталось боольшему брату караулить. Он говорит: "Иван, иди покарауль за меня". У этого нет отказу, у Иванушки. Берет дубинку на плечо и идет на могилку. Бу-ух об отцову могилу дубинкой! Спрашивает отец: "Кто пришел?" - "Батюшка, я!" Выводит он ему коозу-золотые рога: "Пусти, - говорит, - в поле, она тебе пригодится". На утросереднему брату идти караулить. "Иванушка, иди за меня". Наваливает дубинку на плечо, идет на могилку. Бух об могилку! Спрашивает отец: "Кто там?" - "Батюшка, я!" Выводит ему свинку- золотую щетинку: "Пусти, - говорит, - в поле, она тебе пригодится". Потом идет он караулить за себя. Наваливает дубинку - бух об могилку! Отец спрашивает: "Кто там? - "Батюшка, я!" Выводит он ему коня, - золотая грива, золотой хвост у него: "Пусти, Иван, в поле, он тебе пригодится". Когда он да будет нужен, свистни, крикни своим тонким громким голосом: "Стань, конь, передо мной, как лист перед травой". В ухо влезь, вдругое вылезь, станешь кровь с молоком". Вот у царя дочь засидела. Царь сделал башню и посадил дочь туда. Объявил: "Кто достанет мою дочерю поцеловать, тот ее замуж возьмет". Пусть слепой, пусть хромой, и нищим не требует, лишь бы схитрил. Вот братья убираются идти на эти смотры. Иванушка говорит: "Братья, возьмите меня с собой". Они говорят: "Дурак, куда тебе, тебя там задавят".Братья его не взяли. Он свистнул, крикнул своим тонким громким голосом: "Стань, конь, передо мной, как лист перед травой!" В ухо влез, в другое вылез, стал кровь с молоком и полетел он к этой башне. Летит, а у коня из ноздрей дым валит, из-под копыта огни брызжут, изо рта огонь пышет, под золото седло, на уздах серебро. Разлетелся, чуть-чуть не поцеловал, тыщивеликие народу помял. Пустил опять в поле. Обмотал голову утиркой и опять лег в назол. Приходят братья и рассказывают: "Ну, какой-то был королевич из иных земель. Отродя с роду не видали, какие долго прожили, этакого господина". - "То-то я-то, братья!" - "Сиди, дурак, а то тебя свяжут. Знаешь, там сколько народу подавило? А ты, вот в золе копаешься". Другой день подходит, братья собираются опять смотреть. "Братья, возьмите меня с собой". - "Сиди, дурак, там тебя задавят". Братья ушли. Выходит он в поле, свистнул, крикнул своим тонким громким голосом: "Стань, конь передо мной, как лист перед травой!" В ухо влез, в другое вылез, стал кровь с молоком, полетел туда. Тут стали пространство давать, ожидают. Конь бежит, из ноздрей дым валит, изо рта огонь пышет, из-под копыта огнем брызжет. Чуть- чуть он ее не поцеловал, еще ближе. Приходят братья оттуда и говорят: "Ну, нынче еще ближе, чуть- чуть не поцеловал". - "То-то я-то!" - "Сиди, дурак, тебя свяжут. Нешто мыслено такой убор? Где ты его возьмешь?"Сам (Иван) в золе скрылся. На третий день убираются опять братья идти. "Братья, возьмите меня с собой". - "Сиди, дурачок, а то тебя там задавят". Выходит в поле, свистнул, крикнул своим тонким громким голосом: "Стань, конь, передо мной, как лист перед травой!" В ухо влез, в другое вылез, стал кровь с молоком. Снова здорово опять полетел. Тут уж стоит народ, ожидает. Поцеловал он ее, и перстень она ему свой отдала. До тех пор Марья-королевна рада была, из иных государств себе жениха дождала. Ищут жениха - нигде не находится. Вот у этих братьев спрашивают: "Нет ли у вас кого, не проживает ли кто?" Эти отказываются: "Нет, у нас нет никого". Больший брат говорит: "Уж не наш ли Иван?" Посмотрели - на нем кольцо и печать на лбу. Ну, что делать, Марья-королевну венчать надо. Перевенчали их. Там еще свояки из иных государств. Позвали его (Ивана) на охоту. Эти на быстрых конях поехали, а дурачку дали плохонькую лошаденку. Он выехал в поле, пришиб эту лошаденку, сдернул с нее шкуру: "Сороки, вороны, свежее мясо!"Наловил галок и ворон через мешок. Принес в хоромы, распустил своих ворон. А свояки его приехали с охоты: "Ну, - говорят, - мы там таких видели пречудных зверей: свинья-золотая щетинка и коза с золотыми рогами". --"То-то моя скотинка!" Те на него: "Сиди, - говорят, - дурак!" На утро убираются. Ему дали плохонькую лошаденку, а те поехали опять на прежних лошадях. Сдернул он с нее шкуру и опять: "Сороки, вороны, свежее мясо!" Наловил их целый мешок. Пустил в дом их.На третий день убираются они опять ехать. Иван вышел в поле, свистнул, крикнул своим тонким громким голосом: "Стань, конь, передо мной, как лист перед травой!" Собрал свою эту охоту. Эти его свояки по два дня гоняли за козою и свиньею и то не поймали. Он собрал свою охоту и ведет. "Что ж я с вас возьму? С руки по пальцу, из спины по ремню". (Коня не продал, это он только свинью да козу.) Приехали они, собрались обедать, царь и говорит: "Что ж ты, Иванушка? Видишь, эти зятья привели с охоты, а ты что ж?" - "Батюшка, то-то я-то им продал". - "А сколько ты с них взял?" - "Из руки по пальцу, из спины по ремню".(Они в перчатках сидят едят.)Осерчал его тесть на тех зятьев, осерчал и их прогнал. Вот жена его и видит, что он такой мудрый. Легли спать, она и спрашивает: "Иванушка, мне стыдно перед батюшкой, не мучай ты меня, открой мне свою мудрость". Потом он вышел на утро в поле. Свистнул, крикнул тонким громким голосом. В ухо влез, в другое вылез, стал кровь с молоком. Выбросил он то, за что продал им, из кармана, приехал к жене на коню. Такой красавица и умный стал. И посейчас он умный. Я у них была, чай пила, такие они славныелюди. Физкультминутка. Сказки Корольковой Анны Николаевны Творчество Анны Николаевны Корольковой в условиях современной литературы  – явление уникальное. Вышедшая из простонародной среды, тесно связанная с  нею духовными узами, она в своих сказках продолжила лучшие традиции этого  древнего и всеми любимого жанра. Королькова Анна Николаевна родилась 15 февраля 1892 года. Уроженка села  Старая Тойда Воронежской области. Родина эта богата песнями и сказками. Она прожила долгую и нелегкую жизнь. Дед ее, осиротев в 6 лет, стал поводырем  слепого певца, от которого заучил много песен и стихов. Бабушка славилась как  сказочница и выдающаяся песеньница.С девяти лет Анюта пошла в люди –  нянчила и убаюкивала ребят у снохи, потом нанялась в прислуги, укачивала  чужих детей, вспоминала потешки и байки, которые слышала от бабушки и  матери. Много сказок запомнила от пасечника Степана Ивановича Растрыгина,  дожившего до 116 лет. В двадцать лет ее отдали замуж «десятой снохой» в  большую семью. Жили трудно, муж работал конюхом, Анна Николаевна –  кухаркой у купца. В тридцатом году переехала в Воронеж. В Воронеже руководила хором на  заводе и быстро приобрела известность благодаря сказкам, песням, частушкам.  В конце 30­х годов В. А. Тонков записал от Корольковой 32 сказки, часть которых вошла в книгу «Сказки А. Н. Корольковой» (1941) и в сборник «Песни и сказки  Воронежской области» (1940). В 1956 от Корольковой записаны 72  сказки.Репертуар Корольковой разнообразен: с одинаковым мастерством она рассказывала богатырские сказки, волшебные, бытовые, авантюрные, сказки о  животных, анекдоты. Лучшие из них: «Незнайка», «Ковер­самолет», «Сивка­ бурка», «Финист — Ясный Сокол», «Мальчик с пальчик», «Сума, дай ума»,  «Ворожей». В репертуаре Корольковой есть редкие сказки: «Бова­Королевич»,  «Царь Соломон», «Баба хуже черта» и уникальная сказка «Князя Петра верная  жена», восходящая к древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских».  Королькова соблюдала при рассказе традиционную сказочную обрядность,  зачины, концовки, общие места, традиционную композицию. Сказки насыщены  бытовыми деталями, юмором, мастерски отделаны по форме. Кроме сказок,  Королькова знала много песен, загадок, пословиц и частушек. Хранительница огромного фольклорного богатства, Королькова ­ создательница самобытных произведений, в которых устно­поэтическое начало сочетается с  живой индивидуальностью автора. В 1957 году А.Н. Королькова стала членом  Союза писателей СССР. Произведения А.Н. Корольковой пользуются популярностью не только в нашей  стране, но и за рубежом. Колобок – сказки Корольковой Анны Николаевны Это было в январе, когда лютый мороз стоял на дворе. Вот этой зимой шёл  солдат со службы домой. Попросился ночевать в одну избу. Семья там жила  небольшая: старик да старуха, двое женатых сыновей да трое малых детей. А старик­то был  привередливый, себе особого почёта требовал. Хозяйка говорит: — Разбирайся, служивый, да полезай на полати отдыхать. Влез солдат на полати и поглядывает. Старуха говорит снохе: — Матрёна, иди муку сей на хлебцы через решето, а старику на колобок — через  сто. Себе хлебцы становь на воде, а старику колобок— на молоке да яичко  разбей. Сноха так и сделала. Утром посажали хлебцы, а колобок в серёдочку. Разошлись каждый по своему  делу. Соскочил солдат с полатей, схватил кочережку и давай в печке хлебцы  мешать и переворачивать. Закончил да опять на полати. Пришло время вынимать хлебцы. Старуха заслонку открывает, а там кусков наломано... Она так и ахнула. — Что же тут было... А солдат: — Да я слышал, что в печке страшная драка случилась. Один кричит: «Ишь какой вельможа нашёлся — сей его на сите, замешивай на молоке, пеки отдельно. Бей  его!» Другой орёт: «Караул, изувечили!” Третий науськивает: «Всыпь ему,  зазнайке, чтобы корка прочь отлетела!” Повздыхала старуха, а старик промолчал. С этих пор стали они вместе есть от одной ковриги. И сейчас едят, а старику  больше особые колобки не пекут. Итог:  В сказке солнышко горит Справедливость в ней царит! Сказка­умница и прелесть! Ей повсюду путь открыт.   Вот   и   закончилась   наша   сказка!   В   гостях   мы   были   у   друзей   сердечных,   в чудесной сказке каждый побывал.

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).

«В гостях у чуда. О воронежских фольклористах, сказочниках и сказительницах» (литературный час).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018