В мире мудрых мыслей. Притчи
Оценка 4.9

В мире мудрых мыслей. Притчи

Оценка 4.9
Разработки курсов +1
docx
обществознание
4 кл
14.04.2017
В мире мудрых мыслей. Притчи
Притчи – это особенный учебный материал, который также эффективно воздействует на личность ребенка, как и сказка, открывая главные общечеловеческие ценности, проявления взаимопомощи, великодушия, доброты и милосердия, отзывчивости и безразличия, добра и зла, счастья и беды... Притчи для многих из нас становятся неотъемлемой частью уроков духовно-нравственной направленности, т. к. в них заложен глубокий смысл и огромный воспитательный аспект.
В мире мудрых мыслей.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа №17»  В мире мудрых мыслей Притчи            Методическая разработка Э.И. Ивлева, учитель начальных классов 1 Полысаево 2016 В мире мудрых мыслей Притчи        «Знание без нравственной основы — ничего не значит»  (Л. Н. Толстой)          Притчи – это особенный учебный материал, который также эффективно воздействует   на   личность   ребенка,   как   и   сказка,   открывая   главные общечеловеческие ценности, проявления взаимопомощи, великодушия, доброты и   милосердия,   отзывчивости   и   безразличия,   добра   и   зла,   счастья   и   беды... Притчи для многих из нас становятся неотъемлемой частью уроков духовно­ нравственной направленности, т. к. в них заложен глубокий смысл и огромный воспитательный аспект.                Основные  характерные  черты  притчи,  играющие  большое значение в процессе духовно­нравственного воспитания детей:   •   нацеленность   на   формирование   целостной   личности   человека   (в   единстве разума и чувств, ума и души); •   обогащение его внутреннего мира новыми смыслами, жизненными целями и т.п.;  • универсальность, проявляющаяся в обращении к ребенку, независимо от его возраста и духовного опыта;   • разговор об абсолютных истинах, духовно­нравственных основах (устоях) и ценностях, не имеющих «идеологической зависимости»;  2 • показ разнообразных форм, особенностей духовной жизни и взаимодействия людей;   • умение выстраивать диалог с самим собой, другими людьми и окружающим миром в целом на основе внутреннего взаимовосприятия личностей педагога и ученика, их общих ценностей, идеалов, смыслов и т.п.                Советский   энциклопедический   словарь   трактует   притчу   как   малый дидактико­аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или   религиозное   поучение   ("премудрость"),   как   универсальное   явление   в мировом фольклоре и литературе [3, c. 1062].        В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона притча предстаёт как небольшой рассказ аллегорический по форме и нравственно­дидактический по цели [1], а в Интернет­словаре на MegaBook как краткий иносказательный поучительный рассказ.        Подчеркнем, что понятие «притча» неоднократно трансформировалось за время   его   существования:   если   ранее   оно   трактовалось   как   «изречение», «апофегма» (притчи Соломона, входящие в Ветхий завет, являются собранием изречений морально­религиозного характера), то позднее притчи для большей доходчивости стали сопровождаться образными историями, заканчивающимися моралью (выводом) в форме изречения. Часто притчи по форме близки к басням своей иносказательностью, но в отличие от них, в притчах редко используются олицетворения,   схематично   изображаются   персонажи   (их   характеры)   и «рисуется» сюжетная линия, а в более серьезном и «возвышенном» содержании дидактично   и   рельефно   показываются   морально­этические   проблемы, нравственные основы и нормы человеческого существования и взаимодействия.          Использование притч на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»   (далее   –   ОРКСЭ)   позволяет   смоделировать   и   организовать образовательный   процесс,   пробуждая   и   мотивируя   познавательный   интерес школьников,   активизируя   их   деятельность   на   уроке   в   диалоговом   режиме, 3 включая   и   самостоятельное   формулирование   мыслей   (выводов,   собственной позиции)   на   основе   всестороннего   изучения   и   осмысления   рассматриваемого вопроса   (проблемы,   события,   ситуации,   примеров   морали,   человеческой мудрости и т.п.), выявления взаимосвязи поступков (процессов) и последствий. Безусловно, это требует от педагогов методической грамотности, взвешенного подхода,   своевременности,   обоснованности   и   адекватности   в   использовании притч на учебных занятиях. А.В. Левитский предупреждает, что «несмотря на то,   что   школьники   часто   интуитивно   улавливают   аллегорический   и метафорический   характер   притч,   им   бывает   трудно   раскрыть   их   смысл   и значение» [2, c. 24]. Он подчеркивает необходимость «воссоздания культурного и   исторического   контекста,   в   котором   созданы   эти   притчи»   [2,   c.   25],   и систематизирует способы использования притч в учебном процессе:  • обсуждение основной идеи и смысла истории;  • анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);  • притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;  •иллюстрация   рассказа   (предложить   рисунки,   картинки,   фотографии, изображения);  • сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;  • выделить ключевые понятия;  • инсценировка по рассказу (истории);  •   сделать   разбор   текстового   документа   (в   том   числе   анализ   символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);  • найти или предположить (вставить) пропущенные слова;  •   рассмотреть   притчу   с   ролевой   позиции   (представителя   определенной исторической эпохи, культуры, религиозной концессии, социальной роли и т.п.);  • загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать);  • сравнение нескольких притч [2, c. 27].      Иоффе А.Н. рассмотрел и пояснил основные функции притч: 4 1. Функция   зеркала   (отражает   восприятие)   –   Человек   может   сравнить   свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, 2. 3. что в данное время соответствует его собственному психическому образу.  Функция модели (образцы решения проблем и конфликтов) – Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.   Функция опосредования (посредник между учеником и учителем) ­ Между двумя   людьми   (учеником   –   учителем,   взрослым   –   молодым)   при существующем   внутреннем   противостоянии   появляется   посредник   в   виде истории.   Благодаря   ситуативной   модели   какой­либо   истории   можно   в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.   Функция хранения опыта (хранитель традиций и ценностных ориентаций) 4. [4].        Продолжая, Андрей Наумович, подчеркнул, что притчи могут играть особую роль в курсе ОРКСЭ, так как «в них отражаются религиозные и светские   традиции   наших   предков,   передаются   нравственные   идеалы   и показываются образцы поведения.      Притчи  отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы самостоятельно (часто – совершенно разные на основе одной и той же истории).     Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает   ее   осмысление.   Они   являются   одним   из   древнейших   способов передачи   мысли   и   обучения   молодежи.   С   одной   стороны,   обобщенные, массовые   истории   порождают   множество   индивидуальных   интерпретаций, что при их озвучивании в конечном итоге приведет к снижению качества обучения. С другой стороны, столкновение мнений, противоположность и дополняемость   интерпретаций   позволяют   раскрыть   многомерность 5 метафоры,   многозначность   ее   смысла   и   найти   то   общее,   что   примиряет разные позиции, и указать новое желательное поведение» [5].       Как показывает практика, возможность использования притчи на уроках практически безгранична: они могут включаться в начале урока, в качестве анализа   и   обобщения,   в   качестве   ситуации   (понятия,   процесса)   для   обсуждения или в качестве рефлексии.      учитывать   возрастные   и индивидуальные   особенности   детей,   правильно   и   аргументировано   Но   при   выборе   притчи   необходимо   подбирать   методические   приемы,   комментировать   (пояснять)   притчу,   не оставляя   вопросы   детей   без   ответа,     четко   формулировать   проблемные вопросы,   на   которые   предстоит   ответить   школьникам,     определить   пути размышлений учеников и т.п.                                       Схема анализа текста притчи Главное (ключевое) слово Герои - действующие лица Событие-действие (ситуация) Событие-действие (ситуация) СИМВОЛЫ Основная мысль - вывод                                   Обратимся    к  нескольким  притчам, в  которых  выявим  мораль,  то  есть поучительный   нравственный   вывод,   отметим   содержательные   и   языковые особенности   и   пропишем   вопросы   к   притче   для   детей   младшего   школьного возраста. 6 Притча для детей и взрослых «Совесть без муки»         «Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!» Беседа по притче: ­ Как поступит герой притчи? ­Почему  он вернет кошелек  хозяину? ­Что помогает человеку  отличить добро от зла?               Конечно же, это совесть.             ­ В чем смысл притчи? ­ Чему она нас учит? В притче «Совесть без муки»  не определено конкретное время, не сказано, на какой территории происходит событие, не названы исторические имена. В тексте человек безымянен, то есть это «человек вообще» (на его месте  могли быть разные люди). Интересна эта притча  и тем, что мораль в ней открывается сразу: все люди, даже   очень   бедные,   поступают   по   совести.   Притча   учит   нас   тому,   что   мы должны быть всегда честными, не поддавались соблазнам, поступать по совести. Язык   притчи   простой.   Текст   почти     содержит   простую   разговорную лексику.                                                  Притча  «Два волка»      «Когда­то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один   волк   представляет   зло:   зависть,   ревность,   сожаление,   эгоизм, 7 амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.                Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Беседа по притче:            ­ Кто главные герои притчи?               ­C чем сравнивает старик внутренний мир человека?               ­ Что представляет собой каждый волк?               ­ Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?               ­В чём нравственный урок притчи?                                      Притча о человеке, построившем дом Жил­был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.  Основательно   принялся   строить   свой   дом   человек.   Он   с   любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся   на   свет   один   из   самых   красивых   домов,   которые   когда­то существовали в мире.  К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг… Когда   он   построил,   наконец,   свой   замечательный   дом,   то   не   смог найти планету, где можно было бы жить.  Анализ притчи: 1. Символы и значения, используемые в притче: Дом – семья, жизнь, опора, защита… Камни ­ правила, законы… 8 Пламя – войны, беды, несчастья… 2. Ценности  (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным… 3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире… 4. Вопросы и задания учащимся: 1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца) – Как вы думаете, что произойдет дальше? – Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас? – На сколько частей можно разделить данную притчу? 2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий) 1 группа: Составить вопросы к первой части повествования. 2   группа:   Объяснить   выражения:   «основательно   принялся   строить»,   «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился». 3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования. 4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке? Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что­нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?  (Ступенька – и человек на вершине, показать (зарисовать) иллюстрацию на доске) – Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился». – Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу? (Ступенька ниже) 9 –   Что   происходило   вокруг   человека   и   его   красивого   дома?   В   чем нуждались окружающие люди? –   Как   ведет   себя   человек?   Почему   он   отказывает   другим   в   защите   и заботе? – Можем ли мы по­прежнему восхищаться человеком?  – Какие чувства он у вас вызывает? (Ступенька ниже) –   Как   вы   думаете,   почему   человеку,   построившему   дом,   нет   места   не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан? (Демонстрация рисунков 4 группы учащихся) – Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек? Беседа – Охарактеризуйте качества человека? («Равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?) – Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает? – Что такое ДОМ в жизни каждого человека? – Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом? (Ступенька последняя – вниз) – Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи? Русские народные пословицы: Жизнь дана на добрые дела. Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души. 10 Без добрых дел нет доброго имени. Доброе дело два века живет, этот и тот. Худо тому, кто добра не делает никому. Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…                                              Притча « Садовник и падишах» Проезжал   однажды   падишах   мимо   сада   и   увидел   за   забором старика, сажавшего персиковое дерево. –   Эй,   старик,   –   обратился   падишах   к   садовнику,   –   твоя   жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему   же   твои   заботы?..   Ну   знаю,   знаю,   ты   скажешь:   «Предки   наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам. – Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – Ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!  Анализ притчи: – Как к жизни и времени относится каждый из героев? – Почему старик­садовник сказал о том, что он не завидует настоящему самого падишаха?  (Хотя падишах говорит о том, сегодняшнему поколению принадлежит   только   настоящее,   он   не   понимает   самого   главного: настоящее – связующее звено между прошлым и будущим человека.) – Какие символы использовал автор в этой истории? 11 Сад  – жизнь на Земле, закат  – время старости,  плоды – дела, поступки человека, тьма  – пустота, бездна,  дерево  – человек (древо жизни),  старик  – мудрец, забор – символ разделения… «Как мост становится мостом только тогда, когда по нему идут, как золото обретает   ценность,  только   когда   его   отделяют   от   земли,  как   ядрышко   ореха можно   съесть,   только   расколов   его   скорлупу,   так   и   знание,   заключённое   в символах,   может   открыться   только   тогда,   когда  человек  приложит   к   этому максимальные усилия..» .  – О каких ценностях поведал автор?  (Ценность – жизнь, наполненная делами, трудолюбие, уважение и почитание старшего поколения.) Русские народные пословицы: Кто добро творит, того Бог благословит. Без добрых дел нет доброго имени. Доброе дело два века живет, этот и тот. Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души. Худо тому, кто добра не делает никому. Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. Доброе дело на два века: на тот и на этот. Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. Для размышлений: «Человек уходит, а дела остаются; стало быть, и человек в конце концов остается».  (А. Исаакян)                                               Притча  «Раввин и Мыловар» (Данную   притчу   можно   использовать   при   изучении     «Основы   мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ.) Шли однажды вместе раввин и мыловар. – Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра,   правды   и   справедливости,   ни   изучение   Торы,   ни   мудрость 12 праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо? Ничего   не   ответил   раввин.   Пошли   они   дальше,   видят:   ребенок   в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин: – Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло? – Но, рабби, – возразил мыловар, – мыло не может помочь, если им не пользоваться. – Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь! Анализ притчи: –   Определите   действующих   лиц   притчи.   О   чем   в   ней   говорится? (Действующим лицом притчи является иудейский священник – раввин, речь в ней идет об истинности иудейской веры.) –   О   каком   священном   источнике   говорится   в   притче?   (Обращение   к священной книге иудеев – Торе, к мудрости праведников и идеалам иудейских пророков.) – Какие слова­символы встречаются в притче, что они обозначают? (Мыловар – сомневающийся иудей. Грязь – человеческие грехи, «грязные поступки», земное бытие человека.  Мыло  – иудейская вера (молитва, обряды, иудейские   традиции,   Тора,   заповеди,   путь   добра   и   справедливости,   благие человеческие   поступки).  Ребенок  –   неверующий   еврей;   еврей,   который   не придерживается канонов иудейской религии; грешник.)  –   Какие   ценности   отражает   притча?  (Познание   добра,   правды   и справедливости через исповедание иудейcкой веры (религиозный подход). Путь 13 к познанию идеала бытия через человеческие поступки во имя добра, правды и справедливости (культурологический подход).) – Какова основная мысль притчи? (В основе человеческих страданий и бед лежит неверие людей, их греховность и отстраненность от заповедей иудейской религии,   для   того,   чтобы   от   них   избавится   нужно   быть   истинным   иудеем (религиозный   подход).   Для   того   чтобы   прийти   к   справедливости,   добру, мудрости,   необходимо   всю   свою   жизнь   подчинять   этим   ценностям (культурологический подход).) Теоретические вопросы:  Что такое Тора?  Что означает Тора, и в переводе с какого языка? Можно ли назвать автора Торы и почему? Сколько книг включает Тора? Назовите ее основные части. Почему Тору читают до сих пор? Практические вопросы (к источнику): 1 Что стало причиной спора?  2 Какова точка зрения мыловара, наблюдающего за ребенком? Согласен ли с ним раввин? 3 Сравните героев? Чем они похожи, чем отличаются? 4 Какие уроки дал раввин мыловару?  5 Какой урок (заповедь) может сделать для себя человек, прочитав притчу? 6 В чем причина того, что люди продолжают совершать зло? 7 Какие символы вы встречаете в притче? Что, или кого может   означать каждый из героев притчи? 8 Точка зрения кого из героев вам наиболее близка? Почему?                                    Притча «Корзину­то возьми…» Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться. Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его: 14 –   Сынок,   я   не   в   обиде,   что   ты   принес   меня   сюда,   но   корзину­то возьми! – На что она мне? – Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда… Анализ притчи: О чем эта притча? О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют.) О каком важном законе нравственности напоминает притча? В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу? Чему учит притча? Для размышлений: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» Одна из заповедей христиан «Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись   на   то,   как   ты   относишься   к   своим   родителям».  Персидская поговорка «Что   ты   даешь   сегодня   своим   родителям   –   завтра   получишь   от   своих детей». Китайская поговорка «Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка «Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм «Мера   доблести   детей   в   их   отношении   к   родителям».  Армянская поговорка «Отцы   и   дети   не   должны   дожидаться   просьбы   друг   от   друга,   а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген                                                            Притча о змее 15 Некогда   жила   змея,   голова   и   хвост   которой   все   время   спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня   есть   глаза,   чтобы   смотреть,   рот,   чтобы   есть,   при   движении   я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств». В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова   снова   говорит   хвосту:   «Раз   ты   признан   старшим,   то посмотрим,  как  ты  пойдешь  первым».  Хвост  отправился вперед,   но  не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.  Анализ притчи: – Определите героев­участников данной притчи; перечислите. А сколько героев? – О чем спорили Хвост и Голова? – Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения. – Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы? – Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать; Змея молчалива.) – Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом? – В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии.) – Могут ли подобные ситуации быть в жизни? – Назовите басни, которые можно отнести к данной притче. – Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче. – Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?                                                 Притча «Пчела и трутни» (Эзоп) 16 – Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как­то рабочая пчела,   урезонивая   трутней,   летавших   попусту   вокруг   улья.   –   Вам   бы только   не   работать.   Постыдились   бы!   Куда   ни   глянь,   все   трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами. –   Нашла   кого   ставить   в   пример!   –   огрызнулся   один   из   трутней, которому очень наскучили наставления пчелы. Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник. Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Анализ притчи: – Кто является героями притчи?  – Как вы поняли, за что рабочая пчела ругает трутней? Как пчела назвала трутней? (Бездельники.) – Назовите в этом слове приставку? Я предлагаю вам посмотреть на слова, в которых   мы   тоже   выделим   приставку   без­   :  безденежный,   бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный. Какое значение вносит приставка в слова? (Отсутствие чего­либо или недостаток.) – Как вы считаете, какая интонация чувствуется в голосе пчелы? – Перечитайте притчу еще раз. Считаю ли трутни себя бездельниками? Как они   пытаются   оправдать   себя?!   (Трутни   оговаривают   трудолюбивого муравья.) – Символом чего выступает муравей и рабочая пчела; выступают трутни? Кто   из   них   заслуживает   нашего   уважения?   Почему?   А   откуда   берутся трутни?  – Почему «труд», «трудно» и «трудность» – одного корня? 17 Работа с пословицами и поговорками: Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается. Без дела жить – небо коптить. Ленивый – к обеду, ретивый – к работе. Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. Праздность – мать пороков. Для размышлений:  «Труд – отец счастья». В. Франклин   «Лежит дорога к счастью через труд, пути иные к счастью не ведут».  Абу Шукур Бахли «Освобождение себя от труда есть преступление против себя». Ж. Ж. Руссо «Всякий, кто был полезен другому, принес пользу самому себе». Сенека «Лень – мать всех пороков». Восточная мудрость                                             Притча «Жадный Лев» Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.  Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко? (Аналитическое чтение) Однажды   вышел   Лев   на   охоту,   увидел   зайца,   погнался   за   ним, зарычал: – Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем. Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел.   Видит   Лев   –   в   козле   мяса   больше,   оставил   зайца,   погнался   за козлом.   Совсем   догнал,   было,   Лев   козла,   как   вдруг   навстречу   ему выбежала   газель.  Лев   оставил  козла   и   погнался   за  газелью.   Дорогу   им преградила   глубоководная   река.   Газель   перескочила   реку   и   дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему. 18 Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал… ­Жадность – Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу? –  К чему  стремится  жадный  человек?!  (Стремится  к наживе,   хочет получить больше, чем ему необходимо.) – Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для   нашего   героя.  В   народе   жадного   человека   называли   «прижимистым»   или «скаредным». – Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде? (Высказывания детей.) … И подумал, что перед ним какое­то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли. – Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? (Глупость) – Чему учит притча? Для размышлений: «Жадность   заключается   в   желании   иметь   больше,   чем   необходимо». Августин                                                      Притча «Медведь» 1 Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах): 1 «Собери картинку» (пазлы): учащиеся собирают пазлы и отгадывают героя притчи. 2 Читают отрывок текста и тоже отгадывают героя. Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными   ягодами   и   вкусными   корешками   растений.   Но   не   откажется   и   от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной. 19 Итак, героем нашей притчи будет медведь. – Что любят медведи больше всего? (Мёд.) – Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный. – А что может испугать медведя? (Выслушать варианты.)  Кого боится медведь? Сказали как­то медведю: – На тебя вся деревня идет! – А я не боюсь! – отвечает косолапый. – Кого же ты боишься?! – А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться. –   Чего   же   боится   медведь?   Что   его   может   испугать?   (Предательство близких.) – В чем смысл притчи? В обозримом прошлом Земли, зародилось и ушло в небытие немало народов. От одних осталось только их название, от других – несколько строк в историографии. Объективных причин много. Но немалую роль в их ослаблении сыграли вражда, междоусобицы властителей. Именно они подрывали силу народов.                                                    Притча  «Собака и волк» Героем русских народных сказок часто является Серый волк. Отгадайте, из каких сказок данные иллюстрации (учитель демонстрирует иллюстрации или слайды из сказок «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Лиса и Волк»). – Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но   использует   силу   для   совершения   проступков;   злой,   не   пожалеет беззащитного; в каких­то ситуациях русский народ показывает его глупым.  20 Чтение притчи «Собака и Волк». Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему: – Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас   съешь   меня,   все   равно   завтра   опять   будешь   голодным.   Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе. Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах. – Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея? – Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь». – Нет, братец, пойду­ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее. Анализ притчи: – Что ценит Волк больше всего? (Ценит свободу.)          Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей. Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему? – В чем смысл притчи?        Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные. – Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас? 21 «А можно ли самому создать притчу?» ­ такой вопрос достаточно часто слышится из уст детей… Дайте им такую возможность – стать автором притчи, используя представленные ниже рекомендации.              «Представьте, что вы прочитали великолепный рассказ какого­нибудь автора. Вам   настолько   понравился   этот   рассказ,   что   вам   хочется   поделиться   им   со всеми. И вот где­нибудь на вечеринке, в гостях, на работе, вы пересказываете этот рассказ друзьям. Что вы оставите из него, что передадите в точности, слово в слово, а что опишете своими словами, а что вообще опустите?       Слово в слово вы передадите основную мысль, последнюю фразу, ключевой момент. Потому что он запомнился вам лучше всего, потому что именно в этой формулировке он несёт всю красоту рассказа. Своими словами вы расскажете всю предысторию, перескажете все обстоятельства, при которых происходило то или иное событие. И оставите только те, которые как­то будут влиять на правильное   понимание   этой   основной   мысли.   А   опустите   описание   природы, характеров,   описания   вздохов,   взглядов   и   т.п.   Ну,   признайтесь,   когда   вы, рассказывая   другу   о   фильме   или   о   моменте   в   жизни,   использовали художественные   приёмы   для   описания   выразительности   взгляда   или анализировали, какие переживания испытывал тот, о ком вы рассказываете?         То же самое с именами. Вы будете называть другу имя героя фильма или книги, если оно ему совсем ни о чём не скажет? Нет. Вы просто назовёте этого человека как­то нарицательным именем. И не будете рассказывать от первого лица, если только эта история не случилась именно с вами. А если и расскажете, то ваш друг, пересказывая её, уберёт из неё первое лицо. И вот в тот момент, когда вы пересказали сюжет фильма или рассказа своему другу, вы сделали из него притчу. По крайней мере, привели этот сюжет к формату притчи. А дальше, если этот ваш рассказ оказался ещё и поучительным, то это уже стопроцентная притча [5]».  22 Работы с притчами имеет творческую основу, духовно и интеллектуально   что   необходимо   Педагог   должен   помнить, развивают   учащихся. целенаправленно   создавать   условия   для   становления   духовно­нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому   стремится   педагог.   Важно   побудить   ученика   к   размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение   их   в   ценности   и   мотивы   поведения   возможно   только   через постоянное упражнение в их применении.                                                  Литература 1. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь: современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — М. : Эксмо, 2002. – 672 с.  2.   Левитский,   А.В.   Методологические   особенности   преподавания комплексного   учебного   курса   «Основы   религиозных   культур   и   светской этики» [Текст]:  /Учебно­методическое пособие – Екатеринбург, ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2011. – 73 с.  3. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров; ред.кол.: А.А.Гусев и др. – Изд. 4­е. – М. Сов. Энциклопедия, 1987. – 1600 с., ил.  4. Иоффе, А.Н. Методика и технология преподавания. Консультационный текст 3. Электронный режим доступа: http://www.orkce.org/node/79  5. http://pritchi.ru/post_17018#p17018  6. http://www.coachforus.ru/soznanie/pritchi/312­pritcha.html 23 24

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи

В мире мудрых мыслей. Притчи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017