Музыкально- литературная композиция В Шекспир. Знакомство учащихся с литературой, с Мировой художественной культурой через музыку , изобразительное искусство, мировые шедевры - воспитание культуры личности каждого ученика . Занятия проводятся в музыкальной гостинной , с показом слайдов презентаций, видео фрагментов. .Шекспир
шекспир литерат русский и МХК 9кл.docx
Интегрированный урок по теме
« Уильям Шекспир бриллиант мировой художественной литературы»
(Предметы: литература, английский язык, МХК)
Авторы: Михеева Е О
Цели:
Учебная: познакомить студентов с биографией и основным творческим наследием
драматурга мировой известности, с особенностями театра
его времени,
относящемуся к эпохе Возрождения.
Методическая: используя элементы современной технологии личностно
ориентированного обучения (кейстехнология, тип кейса – исследовательский), способствовать активизации самостоятельной деятельности студентов, умению
аргументировать свое мнение, обобщать и делать выводы.
Задачи:
активизировать познавательную деятельность студентов;
развивать у студентов способности образного мышления и восприятия
художественного текста в оригинале (на английском языке) и в переводе (на
русском языке);
научить студентов выделять билингвистические связи;
воспитывать интерес к изучению творчества Шекспира;
совершенствовать навыки работы конспектирования.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайдовая презентация, книжная
выставка, иллюстрации к произведениям Шекспира, музыкальное сопровождение.
Для проведения данного урока требуется предварительная подготовка
учащихся (распределение тематического материала, его сбор, систематизация,
подготовка презентаций, проблемных вопросов и заданий), объединенных в
подгруппы: «Знатоки», « Литературоведы» и « Искусствоведы».
Материал презентаций является образцом, его можно видоизменять и
пополнять.
Ход урока
I.
Вводная часть. Мотивация учебной деятельности.
Слайд № 1 презентации
учителя
1. Слово учителя русского языка и литературы.
Сегодня мы поговорим о человеке, жизнь которого полна загадок и тайн, о
писателе, произведения которого уже много веков не оставляют равнодушными
читателей всего мира.
Слово
Today we are going to speak about William Shakespeare. For nearly four centuries
Shakespeare has remained one of the best known playwrights and poets in the world.
Every new generation of people finds in his works something important. As Ben Johnson
once said, Shakespeare"belongs not to the century, but to all times".
Слайд № 2 презентации (видеофрагмент)
английского
языка
.
Чтение стихотворения Д. Мильтона.
Нуждается ль, покинув этот мир
В труде каменотесов мой Шекспир,
Чтоб в пирамиде, к звездам обращенной,
Таился прах, веками освещенный?
Наследник славы, для грядущих дней Не просишь ты свидетельства камней.
Ты памятник у каждого из нас
Воздвиг в душе, которую потряс.
К позору нерадивого искусства
Твои стихи текут, волнуя чувства,
И в памяти у нас из книг твоих
Оттиснут навсегда дельфийский стих.
Воображенье наше до конца
Пленив и в мрамор превратив сердца,
Ты в них покоишься. Все короли
Такую честь бы предпочли.
Задумывались ли вы когданибудь над вопросом, что значит «быть человеком»?
Трудно ли быть человеком? В чём заключается ценность человеческой жизни? Как
стать справедливым в своём отношении к людям? Почему человек стремится иметь
идеал? Что значит «любить человека»?
Поисками ответов на «вечные» вопросы, волнующие человеческую душу,
занимались писатели эпохи Возрождения. Они утверждали, что самую большую
ценность на земле представляет человек. Такие люди назывались гуманистами, к
ним принадлежал Шекспир. Что вам известно о нем и его творчестве?
Применение З Х У. Работа в группах, составление кластеров, комментарии к ним.
Слайд 3 презентации
Краткие выводы преподавателей английского языка и русского языка и
литературы.
Слово преподавателя русского языка и литературы.
Шекспир творил в эпоху Ренессанса, особенностью которой является развитие
человеческой личности, мощный рост активности, инициативы и таланта человека.
В идейной жизни крепнет новое направление – гуманизм. Главным содержанием
искусства становится человек и его земная жизнь, борьба за счастье. Одной из
самых ярких и загадочных звезд на небосклоне Ренессанса был и остается Шекспир.
Главные принципы этой эпохи: « Человек – венец природы!», «Человек есть мера
всех вещей!», «Знания делают человека богаче!» нашли отражение в творчестве
Шекспира.
Слово
Shakespeare is a great English playwriter and he is worth English speaking about. And
now we are going to compare words and word combinations with their translation.
Слайд 4
А) Эвристическая беседа.
Какие произведения Шекспира вы читали? Что вас в них привлекло и
заинтересовало?
Каким образом прочитанные произведения, литературный герой могут помочь вам
преподавателя
языка
:
английского в обыденной жизни?
Как вы думаете, не устареет ли Шекспир, не исчезнет ли к его творчеству интерес?
Б) Игра «Разгадай криптограмму».
Слайд № 6
Ответ: Не хвастай, время, властью надо мной (Слайд № 7)
Как вы понимаете смысл этих слов?
Чтение сонета на русском и английском языках.
Не хвастай, время, властью надо
мной.
Те пирамиды, что возведены
Тобою вновь, не блещут новизной.
Они перелицовка старины.
Наш век недолог. Нас немудрено
Прельстить перелицованным
старьем.
Мы верим, будто нами рождено
Все то, что мы от предков узнаем.
Цена тебе с твоим архивом грош.
Во мне и тени удивленья нет
Пред тем, что есть и было.
Эту ложь плетешь ты в спешке
суетливых лет.
И если был я верен до сих пор,
Не изменюсь тебе наперекор!
No, Time, thou shalt not boast that I do
change:
Thy pyramids built up with newer might
To me are nothing novel, nothing strange;
They are but dressings of a former sight.
Our dates are brief, and therefore we admire
What thou dost foist upon us that is old,
And rather make them born to our desire
Than think that we before have heard them
told.
Thy registers and thee I both defy,
Not wondering at the present nor the past,
For thy records and what we see doth lie,
Made more or less by thy continual haste.
This I do vow and this shall ever be;
I will be true, despite thy scythe and thee.
II.
Восприятие и усвоение нового материала. Работа с группами.
(Презентации студентов, слайды, факты из биографии Шекспира,
конспектирование, заполнение рабочих карточек)
1.Экскурсия по старинному Лондону, Стратфорду – на Эйвоне или В гостях у
Шекспира.
Что мы знаем о Шекспире? Что он великий, гениальный, писал бессмертные
произведения… И в нашем воображении возникает «забронзовевший»
хрестоматийный образ, а не живой драматург с чутким сердцем и пытливым умом.
А давайте сегодня попробуем услышать его шаги на улицах старого Лондона, пройдёмся по тихим улочкам к театру «Глобус»… « Кому нужна такая улица,
которая не заканчивается театром?» шутил Шекспир.
Как работал он актёр, драматург, режиссёр? Кого любил? О чём мечтал?
Постарайтесь представить его эпоху, дайте волю фантазии и воображению! Итак,
мы отправляемся на экскурсию по старинным улочкам Лондона.
Трудной ли была жизнь Шекспира, как вы думаете? Какими фактами из биографии
писателя вы можете подтвердить свою мысль?
(Слайд –видео « Шекспировский Стратфорд»)
2.Работа с текстами, отбор сонетов.
Трудами изнурен, хочу уснуть,
Блаженный отдых обрести в постели.
Но только лягу, вновь пускаюсь в путь
– В своих мечтах к одной и той же цели…
(Из сонетов В.Шекспира)
3.Группа «Знатоки». Презентация проекта «Театр шекспировской эпохи».
Представим себе, что вам удалось попасть на спектакль в театр «Глобус». Что вы
увидели?
Творческая работа. Устное словесное рисование.
Например: Публики много, перед спектаклем стоит шум: обсуждают драгоценности
посетителей, запасаются пудингом и яблоками, которые можно купить у снующих
между рядами торговок. Скоро все галереи заполнятся. Сцена окружена зрителями.
Декорации практически отсутствуют, их заменяют дватри предмета, просто
холсты, наспех раскрашенные художниками. Перед спектаклем — шум, гвалт,
обсуждают новости, наряды. Зрители, мы надеемся, будут с напряжением слушать,
следить за каждым словом, поворотом судьбы героев, ловить каждую фразу.
Проблемный вопрос от группы «Знатоков»:
Марк Твен не верил в авторство Шекспира, называл великого драматурга самым
знаменитым из никогда не существовавших на свете людей.
Выдающиеся знания Шекспира в области античной литературы, географии,
иностранных языков, философии, психологии, истории заставили многих
исследователей усомниться: по плечу ли всё это сыну простого перчаточника?
Возник так называемый «шекспировский вопрос»…
Каких претендентов на место автора шекспировских произведений вы можете
назвать? Что вы прочли по этому вопросу на просторах интернета? (ответы
учащихся)
Ответ: Слайд № 8 видео
Заключительное слово: В Англии авторство Шекспира не подвергается сомнению
и всячески пресекаются попытки «решения» «шекспировского вопроса».
Как вы для себя решили «шекспировский вопрос»? Дайте
аргументированный ответ. (Заполнение рабочих карточек)
4. Группа «Литературоведы». Презентация проекта об эпохе Возрождения.
Возрождение, или Ренессанс, эпоха в истории культуры и искусства 1416 ст.
Родина Возрождения – Италия. Это эпоха великих географических открытий, эпоха бурного развития науки, искусства и становления высоких общечеловеческих
идеалов.
Возрождение знаменует собой переход от средневековой культуры, для которой
характерен был аскетизм с его пренебрежением ко всему земному и телесному, к
культуре Нового времени. Подкрепление своим идеям гуманисты – писатели и
художники – находили в античном искусстве и литературе, где изображался
прекрасный и сильный человек. Гуманисты как бы возрождали античную культуру,
отсюда и название всей эпохи – Возрождение.
Сначала деятели Ренессанса свою главную задачу видели в возрождении идеалов
античности, но со временем идейной основой Возрождения стал гуманизм – учение,
основанное на признании ценности человека, её права на развитие и проявление
своих способностей. Ведущей стала идея личности, достоинство которой
определялось не знатностью происхождения, не званиями и богатством, а личной
доблестью, благородством в делах и мыслях.
В средневековом искусстве в центре внимания всегда был Бог, а в искусстве
Возрождения центральное место занимает человек во всей своей физической,
моральной, интеллектуальной красоте. Беззаветная вера в человека, его
безграничные возможности были основополагающими в идеологии Ренессанса.
Проблемный вопрос от группы:
Какими произведениями прославилась эпоха Ренессанса?
(Это лирика Петрарки, «Декамерон» Боккаччо, романы «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Рабле, «Дон Кихот» Сервантеса, драматургия и лирика Шекспира).
а).Заполнение рабочих карточек
б). Выполнение упражнения № 2( карточка заданий на английском языке)
5. Группа «Искусствоведы» Презентация проекта «Живопись Ренессанса»,
демонстрация и комментирование слайдов с репродукциями картин.
Бурное развитие живописи, скульптуры и архитектуры эпохи Ренессанса в первую
очередь связано с Италией. Среди всемирно известных шедевров этого времени
можно назвать картины «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна»
Рафаэля», «Даная» Тициана, скульптуры «Давид» и «Моисей» Микеланджело.
(конспект в тетрадях).
Задание от группы: Слайд № 9
III.
Закрепление знаний, умений и навыков.
Работа в группах. Подборка материалов для кластеров на темы:
1 группа « Литературоведы – «Театр шекспировской эпохи» (ОК№1)
2 группа « Знатоки» – «Жизнь и творчество Шекспира» (ОК№2)
3 группа « Искусствоведы» – «Культура и искусство эпохи Возрождения».
Например: материал для кластера на тему «Культура и искусство эпохи
Возрождения». 1416 столетия: Италия – развитие экономики, науки, географические открытия; Возрождение – Человек («Какое чудо природы –
человек!») – гуманизм: Петрарка (Италия), Леонардо да Винчи (Италия), Рафаэль
(Италия), Боккаччо (Италия), Сервантес (Испания), Микеланджело (Италия),
Шекспир (Англия).
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Клоузтесты.
1. Выполнение задания № 3 (приложение 1задания к уроку)
2. Выполнение задания № 1 (приложение 1задания к уроку)
V.
Рефлексия. Интерактивное упражнение «Микрофон».
Учащиеся оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей,
свою активность, высказываясь одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана презентации. Слайд
VI.
Заключительное слово преподавателей. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: перевести в стихотворной форме 2 четверостишья из 2х
сонетов на выбор; найти информацию об истории написания одного из сонетов
Шекспира.
В Шекспир . Музыкально - литературная композиция
В Шекспир . Музыкально - литературная композиция
В Шекспир . Музыкально - литературная композиция
В Шекспир . Музыкально - литературная композиция
В Шекспир . Музыкально - литературная композиция
В Шекспир . Музыкально - литературная композиция
В Шекспир . Музыкально - литературная композиция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.