(Из опыта работы)
1. Программа подготовки к школе детей сельской местности.
Содержание.
1) Обучение счету.
2) Обучение грамоте и развитию речи.
3) Обучение рисованию.
4) Трудовое обучение.
1.Введение и пояснительная записка.
Главное назначение этой программы состоит в том, чтобы помочь дошкольникам подготовится к обучению в школе. Занятия проводятся в апреле, мае, июне, 2 занятия в неделю по 30 минут, программа рассчитана на 34 часа
На занятиях по обучению счету развивать у детей логическое мышление, математическую речь, закреплять знание чисел до 10. На занятиях дети упражняются в формировании пространственных представлений сравнивают числа и группы предметов, учатся в порядковом и количественном счете На занятиях предполагается развития мелкой моторики рук, развитие у детей фантазии воображения, творческих способностей. Формируются представления о свойствах предметов: форме, цвете, размере учатся различать и называть геометрические фигуры, развивают ориентировку в пространстве, во времени.
Главное назначение подготовки состоит в том, чтобы развивать фонематический слух детей, обучение умелой, искусной, эффективной речи. Помочь детям осмысливать свою речь, чтобы на этой основе помочь им идти вперед в обладании общением. Дети должны усвоить основные понятия: для чего нужна речь, виды общения, речевая ситуация, словесная вежливость, речевые жанры: сказки, считалки, рифмы. На занятиях дети упражняются в различении гласных и согласных звуков, «строят» звуковые домики, играют в игры. Дети учатся выделять из потока речи предложения, переставлять слова в предложении, добавлять, заменять слова в предложении, составлять новые предложения, использовать «живые модели» в процессе обучения. Учить детей правильному определению гласных и согласных звуков, звуков, знакомить с особенностями твердых и мягких согласных. Глухих и звонких. При работе над звуковым анализом слов следует включать задания на обозначение ударения, на «работу» гласных и согласных звуков, на количество слогов в слове, на выделение нужного звука в слове. Где произношение расходится с пожеланием. На занятиях дети должны как можно больше сами говорить. Большая часть времени отводится практике: анализу текстов – что сказал, и что хотел сказать ребенок, словесным играм: - «Доскажи словечко» - «Придумай рифму», - «Найди свой домик», - «Назови слов или предложение по заданной модели», - «Чистоговорки, скороговорки, загадки, считалки (упражнения типа « Произнесем шепотом, но отчетливо», «Задуем свечу», «Пусть сейчас прожужжит жук, просветит ветер, прошипит уж и.т.д.»
Главная задача - формирование, у детей нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, формирование художественно – творческой активности детей. На занятиях дать детям четкое представление о системе взаимодействия искусства с жизнью, привлечению жизненного опыта детей живых примеров из окружающей жизни. Работа на основе, наблюдения и изучения окружающей деятельности важное условие успешного освоения детьми материла и служит источником их самостоятельных творческих поисков. Для выполнения учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование, декоративная работа, беседы об искусстве и красоте вокруг нас, учитывается особенность времени года и интересы детей.
Главная задача – развитие художественного творчества дошкольников.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеет разнообразные виды трудовой деятельности: лепка, аппликация, ручной труд, конструирование. Такие занятия дарят детям радость познания и творческого самовыражения. Для этого необходимо создать условия, которые обеспечивают эмоционально – образное восприятие ребенком действительности формирования эстетических чувств, развитие образного мышления и воображения.
Для полноценной подготовки детей к школе важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности в процессе труда: умение слушать. Выполнять инструкции учителя, понимать поставленную задачу, планировать ход роботы, подбирать необходимую трудовую операцию, выбирать рациональный вариант работы, осуществлять самоконтроль.
Программа
Обучение счету.
На занятиях по обучению счету развивать у детей логическое мышление, математическую речь, закреплять знание чисел до 10. На занятиях дети упражняются в формировании пространственных представлений сравнивают числа и группы предметов, учатся в порядковом и количественном счете. На занятиях предполагается развития мелкой моторики рук, развитие у детей фантазии воображения, творческих способностей. Формируются представления о свойствах предметов: форме, цвете, размере учатся различать и называть геометрические фигуры, развивают ориентировку в пространстве, во времени.
Обучение грамоте и развитию речи.
Главное назначение подготовки состоит в том, чтобы развивать фонематический слух детей, обучение умелой, искусной, эффективной речи. Помочь детям осмысливать свою речь, чтобы на этой основе помочь им идти вперед в обладании общением. Дети должны усвоить основные понятия: для чего нужна речь, виды общения, речевая ситуация, словесная вежливость, речевые жанры: сказки, считалки, рифмы. На занятиях дети упражняются в различении гласных и согласных звуков, «строят» звуковые домики, играют в игры. Дети учатся выделять из потока речи предложения, переставлять слова в предложении, добавлять, заменять слова в предложении, составлять новые предложения, использовать «живые модели» в процессе обучения. Учить детей правильному определению гласных и согласных звуков, звуков, знакомить с особенностями твердых и мягких согласных. Глухих и звонких. При работе над звуковым анализом слов следует включать задания на обозначение ударения, на «работу» гласных и согласных звуков, на количество слогов в слове, на выделение нужного звука в слове. Где произношение расходится с пожеланием. На занятиях дети должны как можно больше сами говорить. Большая часть времени отводится практике: анализу текстов – что сказал, и что хотел сказать ребенок, словесным играм: - «Доскажи словечко» - «Придумай рифму», - «Найди свой домик», - «Назови слов или предложение по заданной модели», - «Чистоговорки, скороговорки, загадки, считалки (упражнения типа « Произнесем шепотом, но отчетливо», «Задуем свечу», «Пусть сейчас прожужжит жук, просветит ветер, прошипит уж и.т.д.»
- «Скажи слово и послушай себя»;
- «Найди ударный слог и произнеси слово по слогам»;
- Выдели голосом первый, второй и.т.д. звук в слове, назови его»;
- Игры «Звуковички» (назвать слово с нужными звуками);
«Страшный. А М (различать гласные и согласные);
«Тим и том» (помогают различать мягкие и твердые согласные).
- Игра – загадка, когда учитель задумывает слово (из двух, трех и.т. д. звуков, где 1,2,3 и.т.д. мягкий - твердый ), ведет указкой по модели, а дети пытаются угадать данное слово.
- Дидактические игры: «закончи слово, добавив окончание: ма (к, ша, шина, рка); «Подбери рифму: друг (Лук, круг, вдруг)»; «найди слово в слове: уточка – точка; «Загадки, шарады, ребусы» и другие.
Обучение грамоте и развитие речи будет успешным, если на занятиях не будет молчащих и в группе будет не более 5 человек
Обучение рисованию.
Главная задача - формирование, у детей нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, формирование художественно – творческой активности детей. На занятиях дать детям четкое представление о системе взаимодействия искусства с жизнью, привлечению жизненного опыта детей живых примеров из окружающей жизни. Работа на основе, наблюдения и изучения окружающей деятельности важное условие успешного освоения детьми материла и служит источником их самостоятельных творческих поисков. Для выполнения учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование, декоративная работа, беседы об искусстве и красоте вокруг нас, учитывается особенность времени года и интересы детей.
К концу занятий дети должны знать:
-названия основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый и голубой)
-элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, красны и желтый, оранжевый)
Должны уметь:
-правильно сидеть за партой (столом) верно, держать лист бумаги, владеть кистью;
- правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски ровно закрашивать ими поверхность;
-выполнять простейшие узоры из элементов растительного мира;
-узнавать на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.
Трудовое обучение.
Главная задача – развитие художественного творчества дошкольников.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеет разнообразные виды трудовой деятельности: лепка, аппликация, ручной труд, конструирование. Такие занятия дарят детям радость познания и творческого самовыражения. Для этого необходимо создать условия, которые обеспечивают эмоционально – образное восприятие ребенком действительности формирования эстетических чувств, развитие образного мышления и воображения.
Для полноценной подготовки детей к школе важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности в процессе труда: умение слушать. Выполнять инструкции учителя, понимать поставленную задачу, планировать ход роботы, подбирать необходимую трудовую операцию, выбирать рациональный вариант работы, осуществлять самоконтроль.
Процент трудового обучения на занятиях должен опираться на жизненный опыт детей. Организация занятий должна быть основана на индивидуальном подходе к ребенку, должны соблюдаться дидактические принципы: доступность учебного материала, сознательность его усвоения, принцип наглядности, систематичности, последовательности одновременно решаются задачи.
образовательные: получение знаний о материальных, инструментах, процессе труда, знаний, связанных с тематикой занятий
развивающие: развитие умений пользоваться инструментом, обрабатывать материалы, выполнять простейшее трудовые операции;
воспитательные: необходимость воспитывать в детях культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, аккуратность, эстетическое отношение к продуктам труда.
Основные виды трудовой деятельности: аппликация, лепка, ручной труд.
К концу занятий дети должны уметь:
-составлять композицию на бумаге;
-планировать последовательность выполнения аппликации;
-выполнять разметку детали по шаблону самостоятельно;
-работать с пластилином;
-выполнять плоскостную аппликацию из пластилина.
Обучение счету.
Тематическое планирование.
№ п/н |
Тема занятий |
Количество часов |
Формирование знаний, умений, навыков |
1. |
Понятия «один - много», «слева - направо». |
1 час |
Научится различать данные понятия |
2. |
Число 1, цифра 1, понятия «на - над - под - за - перед». |
1 час
|
Запоминать число и цифру 1, различать данные понятия. |
3. |
Число 2, цифра 2. Свойство предметов |
1 час |
Различать число и цифру 2, свойства предметов. |
4. |
Сравнение, геометрические фигуры |
1 час |
|
5. |
Число 3, цифра 3. Понятия «между - посредине», «выше - ниже». |
1 час |
Запомнить число 3 и цифру 3. Усвоить понятия «между - посредине» |
6. |
Счет до 4. Число 4, цифра 4. Понятия «раньше - позже». |
1 час |
Различить число и цифру 4. Усвоить понятия «раньше - позже». |
7. |
Счет до 5, число 5, цифра 5. Понятия «уже - шире», «толще - тоньше» |
1 час |
Различать число 5 и цифру 5. Усвоить данные понятия. |
8. |
Повторение: числа 1-5. Понятия «больше - меньше», «столько же». |
1час |
Знать счет до 5. Уметь различать число и цифру. Усвоить данные понятия. |
9. |
Число 6, цифра 6. Дни недели |
1 час |
Запомнить число 6и цифру 6. Запомнить последовательность дней недели.
|
10. |
Счет до 7.Число 7, цифра 7. Месяцы. |
1 час |
Уметь считать до 7. Запомнить последовательность месяцев |
11 |
Счет до 8. число 8. Порядковый счет |
1 час |
Уметь считать до 8. Усвоить порядковый счет. |
12. |
Счет до 9. Число 9. Обратный счет. |
1 час |
Различать число 9. Уметь считать по порядку и обратно. |
13. |
Считать до 10. Число 10. Порядковый и обратный счет. |
1 час |
Уметь считать до 10 и обратно |
14. |
Повторение: числа 1-10 |
1 час
|
Знать порядковый и обратный счет. Различать число и цифру. Сравнивать группы предметов. Различать признаки предметов. |
Всего: |
|
14 часов |
|
К концу занятий дети должны знать:
- названия цифр;
- понятия «один - много»
«слева - направо»
«на - над - за - перед»
«между - посредине»
«выше - ниже»
«раньше - позже»
«уже - шире», «толще - тоньше»
«больше – меньше», «столько же».
-последовательность дней недели, месяцев;
Должны уметь:
- различать числа;
- сравнивать группы предметов;
- считать до 10 и обратно;
- называть геометрические фигуры:
треугольник, квадрат, четырехугольник, круг.
Обучение грамоте.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Формирование знаний, умений навыков. |
1. |
Предложение, слово, слог. Моделирование предложений. |
2 часа |
Усвоить схему речи: предложения слово слог звук. |
2. |
Ударение в словах. Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. |
2 часа |
Учится находить место ударения в слове. Различать ударение гласной согласной. Определять количество слогов в слове |
3. |
Звуки речи. Слова благодарности: спасибо, благодарю, я рада, удивлена |
2 часа
|
Находить в словах гласные и согласные звуки. Закреплять знания количестве слогов в слове, ударение. |
4. |
Главные звуки. Анализ загадок. Слова прощания: до свидание, спокойной ночи. |
2 часа |
Показать работу гласных звуков. Различать гласные звуки, уметь находить их в словах определять количество слогов место ударения. |
5. |
Согласные звуки. Анализ чистоговорок и скороговорок. Слова извинения: простите, извините, я не хотела…, будьте любезны. |
2 часа |
Различать согласные звуки. Учится определять мягкие -твердые, звонкие - глухие звуки, понять работу согласных звуков. |
6. |
Путешествие в страну звуков, |
1 час |
Назвать гласные и согласные звуки, различать их находить ударный слог определять количество слогов в слове, составлять предложения на данную тему; читать модели слог, слов, предложений пользоваться словами вежливости. |
|
ВСЕГО |
11 часов |
|
По обучению грамоте.
Основные требования к занятиям, умениям и навыкам дошкольников к концу занятий.
-Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре или группе.
-Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках.
-Различать гласные и согласные звуки.
-Находить место ударения в слове, (двусложные)
-Определять количество слогов (односложные, двусложные слов).
-Уметь, вычленять предложение из текста (на слух), определять количество слов в предложении.
-Знать слова приветствия, прощания, благодарность, извинения.
-Различать загадки, чистоговорки, скороговорки.
- Соблюдать правила посадки, правило поведения на занятиях, правильно держать ручку или карандаш при письме.
Обучение рисованию.
Тематический план.
№ п\н |
Тема |
Количество часов |
1. |
Рисование с натуры: ваза с цветами (ромашка, тюльпан), (акварель) |
1 час |
2. |
Декоративное «Украшение платка узорами из элементов растительного мира, (акварель, техника смешанная). |
1 час |
3. |
Рисование по представлению: «Чудо – дерево» (акварель техника смешанная). |
1 час |
4. |
Рисование по памяти: «Что за чудо эти бабочки» (акварель) Беседа по картине «Летняя лужайка». |
1 час |
5. |
Тематическое рисование: «Лесное летнее царство». Беседа по картине «В лесу». |
1 час |
К концу занятий дети должны знать:
-названия основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый и голубой)
-элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, красны и желтый, оранжевый)
Должны уметь:
-правильно сидеть за партой (столом) верно, держать лист бумаги, владеть кистью;
- правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски ровно закрашивать ими поверхность;
-выполнять простейшие узоры из элементов растительного мира;
-узнавать на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.
Трудовое обучение.
Тематический план.
№ п\н |
Тема |
Количество часов |
1. |
Плоскостная аппликация. Тем «Кораблик». |
1 час |
2. |
Плоскостная лепка. Тема: «Весенние цветы». |
1 час |
3.
|
Ручной труд. Тема: «Бабочка» (оригами) |
1 час |
4. |
Конструирование из геометрических фигур «Домик на поляне» |
1 час |
Процент трудового обучения на занятиях должен опираться на жизненный опыт детей. Организация занятий должна быть основана на индивидуальном подходе к ребенку, должны соблюдаться дидактические принципы: доступность учебного материала, сознательность его усвоения, принцип наглядности, систематичности, последовательности одновременно решаются задачи.
образовательные: получение знаний о материальных, инструментах, процессе труда, знаний, связанных с тематикой занятий
развивающие: развитие умений пользоваться инструментом, обрабатывать материалы, выполнять простейшее трудовые операции;
воспитательные: необходимость воспитывать в детях культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, аккуратность, эстетическое отношение к продуктам труда.
Основные виды трудовой деятельности: аппликация, лепка, ручной труд.
К концу занятий дети должны уметь:
-составлять композицию на бумаге;
-планировать последовательность выполнения аппликации;
-выполнять разметку детали по шаблону самостоятельно;
-работать с пластилином;
-планировать последовательность выполнения аппликации;
-выполнять разметку детали по шаблону самостоятельно;
-работать с пластилином;
-выполнять плоскостную аппликацию из пластилина.
1-й день
Урок 1.
Первый день начинается с родительского собрания, на которое родители приходят вместе с детьми. Здесь решаются два вопроса:
1) Знакомство родителей с системой, по которой планирую работать на протяжении четырех лет. Родители задают интересующие их вопросы.
Затем прошу родителей ответить на вопросы анкеты, что-то вроде характеристики на своего ребенка, отметив те качества, которые определяют его индивидуальность. Подробные сведения о ребенке позволяют строить отношения «учитель – ученик» в нужном направлении;
2. Находясь рядом с родителями, дети быстрее адаптируются к школе. Пока папы или мамы отвечают на вопросы анкеты, я непроизвольно начинаю общаться с детьми. Вопросы для детей: цель, что ребенок знает о себе, каким себя представляет.
1) Что ты больше всего на свете любишь? Что вообще ты любишь; что тебе нравится?
2) Что ты больше всего не любишь на свете? Чего ты вообще не любишь; что тебе не нравится?
3. Представьте себе человека, который бы так понравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похож на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похож?
4. Представьте себе человека, который тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть на него похож. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похож?
5.Что вы можете рассказать о себе? Какие вы сами?
А Н К Е Т А
для родителей.
1) Легко ли расстраивается ребенок, много переживает, все слишком близко воспринимает к сердцу.
2) Чуть что – в слезы, плачет или ноет, ворчит, не может успокоиться.
3) Часто обижается, не переносит никаких замечаний.
4) Быстро устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.
5) Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
6) Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям или проявляет.
7)Никогда не делится с другими детьми игрушками или сладостями или наоборот.
8) У него нет друзей в детском саду, во дворе или есть
9) Не проявляет интерес к коллективным играм, играет один или наоборот.
10)Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети или наоборот.
Урок 2.
Знакомство детей друг с другом. «Расскажи нам о себе» (дети говорят о себе все, что хотят).
Затем я рассаживаю детей за парты и начинается беседа о школе, о правилах поведения в ней, о предметах, которые они будут изучать.
Потом дети задают вопросы, которые их интересуют. В конце нашего знакомства звучат стихи. Рассказывают стихи те дети, которые помнят и хотят их прочитать.
Затем сама читаю стихотворение о самом близком и дорогом человеке – о маме.
Е. Благинина. Посидим в тишине.
Мама спит, она устала …
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
«Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!»
Прошу детей высказаться об услышанном «Что можете сказать об этой девочке?»
На этом мы прощаемся с детьми. Прошу их принести из дома цветные карандаши, настольное зеркало.
2-й день.
1 урок.
1).Проговаривание стихотворения с движениями:
Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой
На цветы – кривое движение правой руки
И на дорожку – обе руки перед собой.
Льется, льется ой – ей - ей! - покачивание головой
Побежали мы домой – бег на месте.
2).Прибежали мы домой и сели (садимся)
Наш язычок тоже живет в домике за заборчиком. Покажите свой заборчик в настольном зеркале (дети показывают самим себе ровный ряд зубов), почистите заборчик язычком («чистят» языком внутреннюю сторону зубов)..
Надоело языку сидеть за заборчиком и решил он погулять: вышел и смотрит, есть ли лужи на земле (язык широкий на нижней губе). Затем посмотрел, есть ли солнышко на небе (язык широкий на верхней губе).
3) Видит – в небе идет дождь.
Сейчас я вам буду говорить, как идет дождь: медленно или быстро: кап … кап… кап … . А вы пальчиком по столу постучите, покажите, как это бывает (движения повторяются в разном темпе, дети словно играют на фортепиано).
4) А теперь на листочках в клетку (раздаю) покажем, как идет дождь (ставим точку в уголок каждой клетки)
* * * * *
* * * * *
- Можно капельки рисовать синим цветом? Почему?
- Красным? Почему?
(Синий – цвет воды, зеленый – это как горошек, красный – это как конфетки с неба).
Сначала дождь капал, а теперь он стал сильнее. Вот что получилось на стекле.
(соедините верхнюю точку с нижней)
Физкультурная минутка.
Игра «Карлики – великаны». Это игра на внимание. По условию игры дети должны на слово «карлики» приседать, на слово «великаны» - поднимать руки вверх. Учитель, говоря эти слова, сам может выполнять движения, им не соответствующие. Задача детей не попасть на эту уловку учителя, а выполнять задание согласно правилу.
2 урок.
1) Но вот дождь закончился, а мы можем поиграть.
Произнесите звук [c], а теперь если [c] услышите в словах, то хлопните в ладоши: сани, конь, сок, луна, нос, самолет, каша, солнце, лист, сон, клубок, астра, поезд.
2) Теперь будем играть в «Поезд». Для игры необходимо 10 – 12 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик, все они разные. Объясняю детям: поиграем в поезд. Я кладу первую картинку. Потом вы будете класть картинки по очереди. У поезда получаются вагончики. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы на ходу не отцепились. Наши вагончики – картинки надо тоже скрепить. Это делается так: кладем картинку, на которой нарисовано платье, за ней кладем картинку, где нарисованы брюки, скрепляем. Почему? Брюки и платье – это одежда. Теперь раскладываем все картинки, скрепляем и объясняем почему.
3)Игра «Доскажи словечко».
Он большой, как мяч футбольный, если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его ….. (арбуз).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больших зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор …
(Айболит)
На ветке не птичка – зверек –
Мех теплый, как грелка
Кто же это?
(Белка)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота …
(Гол) .
Эту сказку мы прочтем
Тихо, тихо, тихо …
Жили – были серый ёж
И его …
(Ежиха).
4)Чистоговорки. (Записаны на доске)
Повторяем:
Жу-жу-жу – молоко дадим ему
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи- эдесь живут ежи.
Же-же-же- дождь пошел уже.
Жо-жо-жо – лужок,снежок, пирожок, творожок
5)Упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Будем заниматься спортом. Встаньте. Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу. Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!
Урок 3.
1) А теперь давайте споем математическую песенку.
Раз – два - три – четыре – пять – шесть – семь.
Семь – шесть – пять – четыре – три – два – один.
-Что вам показалось интересного в этой песенке?
Дети: Числа называли сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Сначала они увеличивались, затем уменьшались.
- А теперь давайте назовем число по математической ленте. (Прямой и обратный счет)
- Ну вот вы узнали, что цифры живут в определенном порядке, что у каждой у них есть соседи. Назовите соседей чисел 3, 6, 7, 8, 5.
2) Задание «Букет»
- Давайте соберем букет.
Раздаю карточки с цветами, которые дети должны раскрасить.
- Раскрасили? А теперь посчитайте и скажите, у кого сколько цветов на карточке?
3) Игра «Молчанка».
Дети показывают пальцы рук, которые соответствуют ответу на вопрос.
Сколько хвостов у кошки?
Сколько ног у петуха?
Сколько лапок у щенка?
А ушей у нашей кошки?
Сколько ног у Лены и Веры вместе?
Сколько ног у двух воробьев?
3- день
1 урок.
Начинается с прогулки в школьный парк. Проводится игра – загадка «Лес».Учитель загадывает загадки, дети отгадывают. Ответ – отгадку показываем в природе (если есть возможность) или картинки, макеты, заранее приготовленные.
Что за дерево: и зимой и летом зелено?
(Ель)
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьице белые,
Шапочки зелены
(Березки)
Весной гроздья зелены.
Летом - осенью красны.
(рябина)
Растет в траве Аленка
В красной рубашке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает.
Земляника)
Вдаль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
(Грибы)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост – пушистый – краса!
А зовут её
(Лиса)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы!
(Заяц)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Днем спит, ночью летает
(Сова)
Кто на ёлке, на суку
Счет ведет ку – ку, ку – ку!
(Кукушка)
Верещунья, белобока,
А зовут её
(Сорока)
Черный жилет,
Красный берет.
А ещё лесным
Доктором зовут
(Дятел)
2 урок.
1) Закрепление правил поведения детей в школе.
Звучит запись на магнитофоне.
Стихи читают выпускники – четвероклассники.
Кто – то, где – то сделал парту. Для кого?
Для нас. (хором)
Книги новые прислали. Для кого?
Карандаш, перо в пенале? Для кого?
И пришли вы на рассвете
Первый раз в класс.
Зазвенит звонок. Для кого?
Начинается урок. Для кого?
Значит, нужно так учиться,
Значит, нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться
За кого?
Содержи всегда в порядке
Парту, книги и тетрадки.
Платье, обувь и жилище
Быть должно как можно чище.
Тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.
Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.
Ты не должен оставлять
Дома книгу и тетрадь.
Парта это не кровать.
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.
Ответить хочешь –
руку подними.
Но только не шуми!
2). На этом уроке проверяется, что дети знают и умеют.
На альбомном листе дети пишут буквы, цифры, слова, предложения, примеры.
3). Поучимся говорить чистоговорки.
Со – со – со – нам сменили колесо.
Цо – цо – цо – снесла курица яйцо.
Су – су – су – в лесу видели лису.
4). Сколько слов со [c] вы услышали?
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
5). Физкультурная минутка.
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.
Прыг скок, прыг скок.
Стоп! Сели! Травку покушали,
Тишину послушали, выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
3 урок.
Это урок рисования.
Каждый рисует то, что больше всего любит.
На этом же уроке, пока дети работают, я вижу кто левша, кто рассеян и часто роняет карандаш, кто неусидчив, болтлив, кто самостоятелен, ни на кого не обращает внимание, не отвлекается, не подсматривает у соседа. Все свои наблюдения позже заношу в таблицу.
Здесь же проводится упражнение на расслабление мышц рук.
Руки лежат на коленях. Сожмите пальцы в кулачок покрепче, сильно – сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам не приятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох – выдох.
Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Большой палец крепко прижимаем к остальным.
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.
4 – день.
Урок 1.
1) Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых, волшебных слов. Вспомните их. С чего начинается общение? Какие слова приветствия вы знаете? Кого вы можете приветствовать словом «здорово», «привет»? А какое слово «здравствуйте» или «здорово» вы, говорите чаще? Слово «здравствуйте» - очень интересное слово. Вдумайтесь в его значение. «Здравствуйте» - мы желаем вам здоровья. Поэтому людям приятно слышать это приветствие.
-Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы.
-Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
-Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалось в жизни?
-Можете вы ответить на вопрос поэта? Я повторю их ещё раз. Для того, чтобы людам было радостней, приятней, мы добавляем слова –приветствия, которые делают нашу речь более теплой и доброжелательной.
Мы говорим:
-Здравствуй, мамочка!
-Здорово, Шурик!
-Привет, братишка!
2) Анализ текстов, в которых приводятся примеры употребления вежливых слов в процессе общения.
а) Послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляет герой при встрече? Какие слова приветствия вы употребляете?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут …, а в прочем лучше
Мы здесь его не назовем
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово!»
Он вместо «здравствуй говорит!»
б) Чтение стихотворения В. Кривошеева
«Доброе утро».
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
-Доброе утро. Доброе утро!
Солнцу и птицам доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
3) Анализ и разыгрывание речевых ситуаций.
а) Утро. Вы идете в детский сад. По дороге встречаете ребят из группы. Как вы поздороваетесь в ними?
б) Вы вошли в детский сад. Увидели воспитателя. Кто должен здороваться первым? Как вы будете приветствовать воспитателя?
в) Вечер. Мама, папа приходя с работы. Как вы будете их приветствовать, что вы рады их видеть?
4).Игра – соревнование: кто сердечнее, теплее произнесет слова – приветствия.
Для чего люди говорят: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Здравствуй!», «Привет!». Какие новые приветствия вы узнали?
Урок 2.
1) Он посвящен тесту, который помогает увидеть роль ребенка в семье, его взаимоотношения с другими её членами. Отношение к семье определяется тем цветом, который ребенок выбрал при рисовании: красный, желтый, оранжевый, голубой – это хорошие, доброжелательные отношения.
Если же в рисунке преобладают черный, коричневый цвета – это означает тревожность.
2) Теперь эту работу продолжаем устно. Дети рассказывают о своей семье: с кем они живут, где и кем работают их родители. Интересуюсь, какие общие дела связывают ребенка с каждым членом семьи. При этом проверяется эрудиция, речь ребенка, умение выражать свои мысли и чувства. Так постепенно проясняется самое важное – психологический климат в семье.
3) Упражнение на расслабление мышц шеи
Любопытная Варвара
Смотрит влево
Смотрит вправо,
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена!
И расслаблена.
(Движения повторить 2 раза в каждую сторону)
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена!
А сейчас медленно опустите голову вниз
А теперь посмотрим вниз
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И расслаблена!
Урок 3.
а) Ребята, а сейчас мы с вами посчитаем. Я буду читать стихи, а вы внимательно слушать и говорить мне ответы.
1)По тропинке зайчик шел,
подосиновик нашел.
Походил вокруг осин
И нашел ещё один.
Сколько всего подосиновиков нашел зайчик?
2)Пять щенят
Плюс мама – лайка.
Сколько будет?
Сосчитай-ка.
3) Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал
От товарищей отстал
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
4) Ёжик по лесу шел,
На обед пять грибов нашел.
Три положил на спину,
А остальные в корзину
Сколько их будет в плетеной корзинке?
б) А теперь мы с вами посчитаем вагоны. Сколько вагонов у первого поезда? (7 вагонов) А у второго ? (6)
- А какой поезд длиннее?
- А какой короче?
- Значит, в первом поезде больше вагонов, чем во втором?
= В первом поезде вагонов столько же (рукой закрывает 1 вагон), да еще 1
Значит первый поезд длиннее, чем второй, а второй – короче, чем первый.
- А теперь, дети, нарисуйте в тетради столько кругов, сколько вагонов во втором поезде.
- В первом поезде сколько вагонов? Нарисуйте столько же квадратов.
-Чего больше?
= Квадратов.
-А на сколько?
= На 1.
- Значит, 7 больше 6, а 6 меньше 7.
в) Посмотрите на картинку. Мальчик строил домики в два ряда. Посчитайте, сколько домиков с красной крышей? (5)
-Сколько домиков с зеленой крышей? (4)
-Каких домиков больше?
-Почему?
=Их столько же, да еще 1.
-Посчитайте, сколько домиков с синими крышами? (3)
-Скажите, каких домиков меньше?
-Почему?
-Посчитайте, сколько елок в первом ряду? (5).
-Сколько елок во втором ряду? (4)
-Где больше елок?
-А на сколько?
Давайте нарисуем эти елочки в два ряда.
-Что можете сказать о количестве домиков и о количестве елок?
=Домиков с красной крышей столько, сколько и елок в первом ряду.
=Домиков с синей крышей меньше, чем елок во втором ряду.
=Елок в первом ряду больше, чем домиков в зеленой крышей.
г) Игра «Сосчитай, сообщи секрет на ушко».
(Все получают карточки)
Заштрихуйте сливы. Посчитайте. Нарисуйте в третьем квадрате и заштрихуйте
+ =
Определите, где больше слив, а где – меньше.
5 день
Урок 1.
1)Этот урок начинаю с беседы о том, как важно и интересно уметь писать. Рассуждаем об этом вместе. Затем рассматриваем плакат «Как правильно сидеть при письме». Подмечаем все тонкости и пробуем сидеть так как на рисунке. Повторяем все правила посадки, дети проверяют их каждый для себя.
2)А теперь давайте поиграем на различных музыкальных инструментах:
на трубе – губы трубочкой, звук [y];
на барабане – язык ударяет в бугорочки за верхними зубами.
(эти упражнения повторяем 5-6 раз)
3)Знакомство с тетрадью. Рассматриваем разлиновку, выделяем рабочую строку и межстрочное пространство. Проверяю каждого ребенка. Затем нам дается время для того, чтобы посидеть правильно, как на плакате и поиграть в игру «Назови одним словом».
Кот, корова, собака, лошадь, овца - …..
(домашние животные)
Земляника, малина, ежевика - ….
Заяц, лев, волк, лиса, лось - ….
Ромашка, астра, колокольчик - …
Кузнечик, бабочка, муравей, жук - ….
Лена, Наташа, Оля, Света - …
Кукла, мяч, юла - ….
Сова, сорока, дятел, воробей - …
Дуб, береза, осина, ель, сосна - …
Груша, яблоко, вишня, слива - …
Урок 2.
1)На этом уроке я не ставлю задачу научить ребенка писать буквы. Буквы – это сочетания элементов, которых не так уж много. Поэтому к письму подходим через воспроизведение этих элементов.
Строчные: __________________
Заглавные: __________________________
Рассматриваем элементы, дети говорят, на что они похожи.
Затем дети обводят эти элементы по бледному письму.
2)Мышечная релаксация по представлению «Волшебный сон». Сейчас я буду читать стихи, вы закроете глаза. Вы не заснете по настоящему, будете все слышать, но вы не будете двигаться и открывать глаза пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Волшебный сон закончится тогда, когда я громко скажу «Откройте глаза! Встаньте!» Внимание … Наступает волшебный сон …
Реснички опускаются …
Глазки закрываются …
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем …
Дышится легко … ровно …глубоко …
Наши руки отдыхают …
Отдыхают … засыпают … (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена …
Губы чуть приоткрываются …
Все чудесно расслабляются … (2 раза)
Дышится легко … ровно … глубоко …
Длительная пауза. Дети выводятся из волшебного сна.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали …
Громче, быстрее, энергичнее
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и вставать!
Постоим чуть – чуть и сядем так, как на плакате «Сиди правильно при письме».
Попробуйте самостоятельно прописать элементы по показу.
Урок 3
На уроке я провожу тест: ориентирование в пространстве (верх, низ, лево, право, центр, середина); копирование образца по строке; понятие «столько же».
У детей подписанные листы, на которых они на разлинованной первой строке копируют:
Р о м а е л с у п.
На второй строке: нарисуйте столько кругов сколько я покажу предметов. На обратной стороне листа под диктовку рисуют: в центре домик, слева озеро, справа лес, вниз идет дорога от дома, вверх солнышко.
Эти листы собираются и анализируются. Итоги подвожу на родительском собрании в последний день занятий.
6 день.
Урок 1.
1)Игра «Сколько звуков услышал?»
если кто-то из вас слышал один звук – ставьте одну руку на локоть, кто услышал два звука – две руки на локоть; [c], [ма], [ко], [y], [в], [a], [ри], [ло], [ж]
2)Сегодня идем в лес. Для этого нарисуем ёлки.
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
В лесу соберем ягоды и грибы со звуком [p]. Пошли обратно и заблудились, стали кричать: «ау!» «ау!» «ау!»
-Сколько услышали звуков? На крик прискакала лошадка, мы сели и поехали: (лошадки – прищелкиваем языком). Пересели на качели (язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние). Попали на горку (добиваемся от каждого ребенка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка).
Добрались домой и поиграли в «Четыре лишних!. Игру можно проводить с картинками или путем перечисления.
Заяц,3 белка, яблоко, медведь.
Слива, груша, лимон, огурец.
Суп, кисель, стол, картошка.
Платье, шляпа, юбка, сарафан.
Диван, ваза, кресло, шкаф.
3)загадки.
Бел, да не сахар, ног нет, а идёт
(Снег)
Зимой белый, летом серый.
(Заяц)
-Как вы догадались?
-Какие слова помогли отгадать загадки:
4)Работа над лексическим значением слов.
День с утра погожим не был,
Даже мелкий дождик шел,
Я повесил блин на небо –
Сразу стало хорошо.
(Солнце)
-Непогожий. Это какой день?
Мелкий дождик. Какой это дождь?
-Как говорят о дожде, который идет долго?
-Подберите слово противоположное по значению к слову «мелкий».
-Что значит «повесить блин на небо?»
5)Упражнение на расслабление мышц ног.
а)Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
(Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу)
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай.
Нет пружинок отдыхай. (3 раза повторить)
б)Мы прекрасно загораем!
Ноги выше поднимаем! (Сидя на стуле)
Держим … Держим … Напрягаем …
Загорели … Опускаем!
(Ноги резко опустили на пол)
Ноги не напряжены
И расслаблены …
Урок 2.
1. Дети, давайте споем математическую песенку:
Раз –два- три – четыре – пять – шесть – семь.
Семь – шесть - пять – четыре – три – два – один.
-А кто от семи посчитает дальше?
-А кто назовет соседей чисел 8, 2, 5, 3, 9, 4, 7, 6?
-А кто назовет лишний предмет?
7 |
3 |
4 |
|
8 |
1 |
5 |
|
6 |
9 |
1 |
2 |
5 |
8 |
10 |
2. Игра «Найдите лишнее».
Ребята , а теперь я хочу узнать: наблюдательны вы или нет? Для этого я вам даю такие задания:
(карточки выставляются по очереди)
А
М 1 9
![]() |
|||
![]() |
|||
7 5
![]() |
|||
![]() |
|||
-Нам надо выяснить - все ли в порядке на этих карточках, нет ли здесь чего-нибудь лишнего? Если такие предметы есть, их нужно найти и объяснить, почему они «лишние».
Работа проходит устно. Лишние предметы дети рисуют на нелинованных листах.
3. А вот задание на сообразительность.
-Саша выше Маши. Кто высокий?
-Ване 7 лет, Тане 5 лет. Кто старше?
-Коля прибежал домой первым, а Оля – второй. Кто бегает быстрее?
-Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
-Если дерево выше цветка, то цветок ….
4.А теперь проверю ваше внимание.
-Я буду стучать по столу, и после того, как я закончу, постучите точно так же.
2-1; 1-2; 2-1-1; 1-1-2; 1-3.
Вот, ребята, и подошло наше школьное путешествие к концу.
-Вы чему – то за эти дни научились?
-Вам понравилось?
-Что особенно запомнилось?
-Вам захотелось учиться в школе?
-А кому было скучно? Почему?
В этот день я провожу заключительное родительское собрание. Я даю советы родителям, чем лучше заниматься летом, раздаю все работы, выполненные детьми, анализируя каждую работу.
Родителей, слабо подготовленных детей прошу задержаться. С учетом моего разностороннего наблюдения за ребенком даю карточку индивидуального задания на лето, точнее это совет для того, чтобы ребенку было легче заниматься в школе.
Затем диктую родителям перечень предметов, необходимых для занятий, отвечаю на все их вопросы.
Мы расстаемся до 31 августа .
Л И Т Е Р А Т У Р А
Для учителя:
1. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите играя. 1979 г
2. Сохина Ф.А. Подготовка детей к школе в детском саду. 1977г
3. Шмаков С.Я. Игры –шутки, игры – минутки.
4. Житникова Л. Учите детей запоминать.
5. Начальная школа 1998 – 2004гг
6. В. Волина. Занимательное азбуковедение. 1991 г.
7. М.Т. Карпенко. Сборник загадок. 1998 г
8. Г. Науменко. Тридцать три Егорки. 1998 г.
9. Н.В. Нижегородцева, Шадриков. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе.
Для учащихся:
1.И.Г. Салмина, А.О.Глебова. Учимся рисовать
2.С.А. Козлова.Я хочу в школу.
3.Л.Е. Журова , М.И. Кузнецов. Азбука для дошкольника.
4.Н.Б.Истомина. Готовимся к школе. Математическая подготовка.
5.О.И. Бадулина Готовимся к школе Подготовка чтения и письма
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.