Валеология – наука о формировании здоровья.
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Здоровьесберегающие технологии в ОУ. Валеология. 1.1. Понятие здоровьесбережения………………………………. |
6 |
1.2. Культура питания…………………………………………… |
8 |
Глава 2. Формы и метода работы по оздоровлению детей в ОУ 2.1. Культура здоровья в рамках работы ОУ…………………. |
12 |
2.2. Формы и методы работы…………………………………….. |
17 |
2.3. Диагностика успешности ребенка после внедрения оздоровительных технологий в области рационального питания……………………………………………………………. |
25 |
Заключение………………………………………………………… |
33 |
Литература…………………………………………………………. |
34 |
Приложение………………………………………………………... |
37 |
Введение
Здоровье дороже всего
Русская народная пословица
Оздоровление школьников – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Так как условий для оздоровления школьников много, то мы выберем первый аспект – рациональное питание, которое особо актуально для спортсменов, в дни экзаменов и контрольных работ.
В рамках новых стандартов ФГОС возникает необходимость во введении системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании школьников в рамках здоровьесбережения, уже сегодня приняты ряд мер на уровне области и города: в столовых не продают сладкие снеки и соки, в магазинах в округе 100 метров не продают алкоголь и сигареты. О ЗОЖ можно говорить с детьми на естественно-научных предметах (циклы тем о человеке), математике (считать калории), русском языке (мудрость русского народа), истории (изобретение зубных щеток, расчесок), физической культуре, конечно. Классные часы, акции, конкурсы, конференции могут быть посвящены проблемам валеологии – науке о формировании здоровья.
Актуальность данной работы заложена в содержательной основе здоровьесберегающих технологий в ОУ, так как работа в данном направлении подкрепляет умения, полученные на занятиях по литературе, музыке, физической культуре и изобразительном искусстве, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Цель курсовой работы – формирование навыков культуры здорового образа жизни: рационального питания у школьников посредством системно - деятельностного подхода, рассмотрение проблем валеологии в современной педагогике.
Задачи:
образовательные:
· овладение основами научных знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
· формирование у школьников мотивации к саморазвитию, в том числе и на основе самонаблюдений за состоянием своего здоровья;
· развитие у школьников здоровьесберегающего мышления, познавательных способностей и культурных интересов, потребностей в реализации норм здорового образа жизни;
воспитательные:
· развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
· активное вовлечение родителей в вопросы организации рационального витаминизированного питания детей;
· воспитание детей физически и нравственно здоровыми.
Предмет нашего исследования – здоровьесберегающие технологии в ОУ, наука валеология. Объект – обучение и воспитание школьников в рамках проблемы здоровьесбережения и оздоровления.
Гипотеза. Работа по оздоровлению школьников должна осуществляться посредством системно-деятельностного подхода в контексте с ФГОС второго поколения и быть направлена на формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
· понимание и сохранение учебной задачи;
· понимание выделенных воспитателем или педагогом ориентиров действия в новом учебном материале;
· планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные УУД:
· осуществление поиска необходимой информации в открытом информационном пространстве;
· построение сообщения в устной форме;
· смысловое восприятие познавательных текстов;
· осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
Коммуникативные УУД:
· использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
· построение монологического высказывания;
· владение диалогической формой коммуникации.
Структура. Работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения, списка литературы
Теоретическая база исследования включает работы Банниковой Л.П., Голомидовой С.Е., Еременко Н.И., Картушина М.Ю. и др.
База исследования. Студент работал с ОУ____, г. _________. Контингент детей смешанный, учащиеся принадлежат к разным национальностям, общекультурным и социальным уровням.
Кабинеты учреждения оснащены учебной и методической литературой, дидактическим и раздаточным материалами, имеются современные технические средства обучения, есть доступ в Интернет, игровая комната, музыкальный зал, спортивный зал, столовая.
Культура здоровья – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания.
Существует более 300 определений здоровья. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Такое определение имеет явные, в нем здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал.
Глава 1. Здоровьесберегающие технологии в ОУ. Валеология.
1.1.Понятие здоровьесбережения
Валеология – наука, которая стоит особняком по отношению к педагогике, но она важна для современного юного поколения, потому что государству необходимы специалисты, которые анализируют уровень болезней и результатов неправильного питания и вредных привычек.
Приобщение детей и подростков к ценностям здорового образа жизни, что, в свою очередь, предполагает расширение и углубление знаний о строении и функционировании организма; формирование психологической установки на здоровый образ жизни, а у специалистов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс, четких ориентиров на проведение работы по повышению валеологической грамотности детей.
Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и др.);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Сегодня в рамках нового закона об образовании становится актуальным вопрос о здоровьесбережении ребенка, начиная от первой ступени обучения и воспитания в рамках ОУ.
Здоровьесберегающая образовательная технология в широком смысле – это качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья»; в узком смысле – «совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения» [7, с.18].
Здоровьесберегающая образовательная технология – функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.
Подходы к здоровьесбережению в ОУ [1, с.62].
1.Системный подход.
Дает возможность рассматривать здоровьесберегающие технологии в трех взаимосвязанных ракурсах – структурном, функциональном и динамическом.
2. Комплексный подход.
v соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию среды и организации учебного и воспитательного процессов в ОУ;
v проведение физкультурно-оздоровительной работы;
v соблюдение рационального режима для школьников;
v организация квалифицированной медицинской и психологической помощи;
v мониторинг состояния здоровья школьников;
v организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди школьников, педагогов и родителей.
Компоненты здоровьесберегающей системы ОУ (в соответствии с СанПином) [3, 78]:
v рациональная организация режима дня;
v оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;
v организация качественного питания;
v организация качественного медицинского сопровождения.
В основе оздоровления лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность. Использование проблемно-поискового подхода обеспечивает «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания основ здорового питания.
В результате школьники овладеют:
· знаниями о пользе витаминов как одной из составляющих здоровья человека;
· знаниями о правилах рационального питания, его роли в сохранении и укреплении здоровья;
· умениями применять эти правила в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
· проявление устойчивых познавательных интересов в области здорового питания;
· принятие установок, норм и правил правильного питания;
· способность делать осознанный выбор продуктов питания богатых витаминами и полезными веществами.
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
· расширение кругозора о культуре питания, о пользе витаминов для нашего организма;
· рациональное использование учебной информации для проектирования и создания личной траектории правильного питания;
· соблюдение норм и правил безопасности труда, правил санитарии и гигиены;
· сформированность представления о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
1.3. Культура питания
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания.
Существует более 300 определений здоровья. «Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие» [4, с.11]. Такое определение имеет явные, в нем здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет [2, с.75].
Образ жизни – тип жизнедеятельности людей.
Основными параметрами образа жизни являются труд и учеба, быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.
Одной из важнейших задач воспитания учащихся школьного возраста является забота о здоровье детей, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-психолого-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания. Правильная организация питания предусматривает обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их развитию, повышает сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды. Именно в этот период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка.
Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе.
«Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов» [3, с.11]. В СанПине по питанию отводится весомая часть. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест.
В школе питание организовано в столовых. Приготовление – на пищеблоке, который имеет отдельный выход.
Должно быть перспективное меню на 7-10 дней: используется специальная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания. Готовая пища пробуется медработником, делается запись в журнале.
Дети получают 3-х разовое питание, в состав которого включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса.
Здоровье детей – это основное условие гармоничного роста. Правильно организованное питание закладывает основы культуры питания.
Основные принципы организации питания в ОУ следующие:
- Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
- Сбалансированность в рационе пищевых веществ.
- Правильная технологическая обработка продуктов.
- Оптимальный режим питания, культура приема пищи.
Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития.
Домашний рацион питания должен дополнять, а не заменять рацион в школе. Необходимо придерживаться рационального меню в выходные и праздничные дни. Об это говорится на собраниях и в рамках мероприятий тематических месячников.
Пища должна быть безопасной. Также нужно обеспечить высокие вкусовые качества приготовленных блюд. Пища должна химически "щадить" ребенка. Особо важно соблюдать режим питания. Постоянны в рационе детей молоко и молочные продукты, овощи, фрукты и соки.
Дети любят интересно оформленные блюд. «Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня» [13, с.71].
А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще.
Нельзя обойти вниманием и напитки. Ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко.
Так что соблюдение принципов рационального питания для школьника − хороший повод употреблять здоровую пищу и для взрослых.
Человек, умеющий правильно питаться, всегда привлекателен. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания. Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, основы знаний о культуре питания, ее значимости.
Глава 2. Формы и метода работы по оздоровлению детей в ОУ
2.1. Культура здоровья в рамках работы ОУ
Для достижения формирования навыка здорового образа жизни у обучающихся педагоги и руководство школы используют следующие типы технологий:
1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
2. Оздоровительные (физ. подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
3. Технологии обучению здоровью (включение соответствующих тем в образовательный процесс).
4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия, внеклассные мероприятия, конкурсы, соревнования, дни здоровья…)
Основная задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить школьнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья для будущей счастливой самостоятельной жизни.
Для достижения этой цели мы используем различные формы организации внеурочной деятельности:
- экскурсии
- круглые столы
- конференции
- диспуты
- соревнования
- конкурсы
- выставки
- деловые игры
- дискуссии
- учебная игра
- устный журнал
-акции волонтеров
- общественно полезные практики
- дебаты и другие
На сегодняшний день мы, как и многие наши коллеги, находимся в постоянном поиске новых идей, новых направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в формировании культуры здоровья школьников.
Одним из самых результативных направлений в этой работе является волонтерская деятельность.
Успех в воспитании и обучении детей культуре здорового образа жизни во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия с семьей и формы воспитания и обучения в ОУ. Назовем основные формы взаимодействия.
Е.В. Трифонова, А.П.Чернявская, Л.В Байбородова подчеркивают значимость игры, труда в формировании какого-либо навыка, игра и труд формируют у малышей самостоятельность, которая рассматривается авторами как качество, необходимое для организации совместной деятельности детей. Самостоятельность – способность ставить перед собой цель и достигать ее. Рассматривает гуманистическую направленность педагога как необходимость выбора им наиболее адекватной позиции.
М.М.Безруких, Т.А. Филлипова полагают, что гуманистическая традиция никогда не угасала в культуре человечества и сохранялась философской мыслью в течение многих веков. Главной ценностью в педагогическом процессе является ребенок. Обеспечение его полноценного развития возможно при условии законов его развития.
Е.Н. Лункина, М.Ю. Картушина, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова сформулировали теорию максимального обогащения (изо, музыка, спорт) как необходимого условия разностороннего воспитания ребенка. Организовывать саму жизнь ребенка, его взаимоотношения с окружающими в духе нравственных принципов – главное условие, которое способствует созиданию, в чем проявляется их истинный, гуманный смысл.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. «Содержание работы нацелено на достижение идеала здорового человека» [3, с.42] .
Аксиологический принцип. В пределах системы базовых национальных ценностей «общественные субъекты могут оказывать содействие в формировании у детей той или иной группы ценностей», например, привлечение родителей, фельдшера, медсестры [1, с.131].
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – «ведущий метод воспитания» [4, с.53]. Содержание воспитательного процесса и деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения – правильного питания.
Принцип диалогического общения со значимым другим. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но «предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Диалогическое общение ребенка со сверстниками, родителями, воспитателем и другими значимыми взрослыми играет большую роль в формировании ценностей» [8, с.38]. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски образа здоровой личности невозможны вне диалогического общения ребенка со значимым другим.
Принцип идентификации. «Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него» [14, с.57]. Для детей идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Здоровьесберегающее развитие личности поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм – происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет ребенку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием здоровому примеру укрепляет свои цели, рефлексию, навык ЗОЖ, готовность ребенка поступать правильно в определении питания.
«Принцип полисубъектности воспитания и социализации» [9, с.12]. Эффективная организация воспитания и социализации современных детей возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. «Воспитание – это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним значимых проблем» [17, с.36].
Таким образом, принципы формирования навыка здорового питания:
• ценностное отношение к себе и окружающему;
• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни, в самом себе, в своем организме; здоровье как эстетический идеал;
• представление о питании, здоровье, витаминах, утренней гимнастике, других продуктах питания, микроэлементах.
2.2. Формы и методы работы
ФГОС нового поколения дает педагогу ориентиры в планировании результатов. В предметных результатах становится актуальным вопрос о предметных и метапредметных результатах, связанных с формированием привычки к здоровому образ жизни. [28, с. 15].
Метод обучения – «категория дидактики, процесс взаимодействия между педагогом и воспитанниками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков по предмету» [6, с.62]. Педагог обладает всем многообразием методов и приемов обучения и воспитания.
Прием обучения (обучающий прием) – 2кратковременное взаимодействие между воспитателем и детьми» [5, с.94], направленное на передачу и усвоение одного из умений или навыков.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические;
2.Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы стимулирования познавательной деятельности: значимость предмета/ явления в жизни взрослого человека, значимость и польза для личности, грамоты, благодарности, поощрения, похвала.
В зависимости от методов и приемов обучения педагог выбирает соответствующие средства обучения:
►раздаточный материал:
● тексты сказок, иллюстрации;
● карточки с заданиями разной тематики и уровня сложности;
► медиа-ресурсы:
· аудиозаписи;
· видеозаписи;
►мобильный стенд «Здоровячок», на котором размещаются материалы: задки, девизы, картинки, меню (приложение 2);
►проекты, презентации, плакаты, коллажи (презентация к приложению 2);
►памятка для родителей (приложение 3).
Родительские собрания. Жигалин С.С. обращает внимание на то, что в собрании можно обратиться к нормативной базе или к трудам педагогов и физиологов в области здоровьесбережения.
Еременко Н.И. и Мухина В.С. говорят о том, что в основе развития ребенка лежит игра, которая передает законы социума. Новой сферой становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Игра – средство воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-школьника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.
Структурные компоненты игры |
Театрализованные игры |
Сюжетно-ролевые игры |
С готовым содержанием и правилами |
Сюжет |
Литературная или фольклорная основа содержания лежит в основе постановки |
Жизненные реалии: аптека, пожарная служба, магазин, автомойка, библиотека и др. |
Подвижные, математические, природоведческие, речевые и др. |
Роль |
Ребенок, исполняя роль в качестве артиста, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности |
Игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры |
В играх с правилами, ребенка привлекает игровой процесс, он – участник соревнований. |
Игровые действия |
Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста |
Игровые действия дают: механизм развития личности, опыт через познание, процесс приобретения и накопления знаний и опыта, посредством взаимодействия с миром при помощи разума и чувств |
Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания. Игры с правилами делятся на две большие группы: дидактические игры и подвижные игры. |
Правила |
• Художественное восприятие; • освоение специальных умений; • самостоятельная творческая деятельность |
Наличие вымышленной ситуации, четко заданные правила, наличие «инвентаря» к игре |
Наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия |
Мотив |
творческой активности |
коммуникативный, социальный, мотив самореализации |
желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать |
Дидактические игры. Психолог Эльконин Д.Б. говорил о том, что: «игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» [19, с.73].
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как воспитан школьник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции, ведь привычка рационального питания формируется всю жизнь, начиная с раннего детства.
Игры, направленные на воспитание нравственно-волевых качеств личности:
«Огород Здоровячков: собери игрушки-овощи» (можно разбиться на команды),
«Книга о вкусной пище»,
«Сажаем зелень: наши растишки»,
«Как важна гигиена в питании: убираем посуду»,
«Не хочу быть Емелей»,
«Здоровая улыбка: советы Зубарика»,
«Я – спортсмен и кашу ем!»,
«Почему нужно правильно питаться: разговор с моим животиком».
Игры, направленные на сближение детей друг с другом. В процессе таких игр усиливается эмоциональная связь с другими участниками, игра сближает, объединяет детей, ребенок познает основы социального поведения, учится взаимопомощи и уважению к другим людям, т. е. общению с людьми, в процессе такого эмоционального положительного настроя, возможно более эффективно сформировать навыки здорового питания.
«Пожелаем друг другу: «Приятного аппетита!»,
«Волшебный мяч пожеланий Здоровячка»,
«Отправляемся в поход и берем с собой компот!»,
«Путешествие в Африку: где растут бананы?»,
«Путешествие на фабрику «Веселый Молочник»,
«Школа Витаминов»,
«Наш поезд: «Здоровье!»,
«Мы – музыкальная группа «Барбарики» (поем песни о ЗОЖ).
Игры-сочинялки по развитию речи можно использовать в подготовительной группе. Игра «Рисуночное письмо» подходит наиболее всего для развития понятийного мышления посредством использования изображений на экране. Необходимо подобно древним людям «написать» с помощью рисунков короткое письмо, адресованное другу: «Меню ужина». Можно использовать игру «Слово-сказка»: учащимся дается слово, например, молоко, надо на каждую букву придумать действующее лицо, а затем создать сказку.
Примерно с 2–3 лет развивается самосознание ребенка, с приобретением жизненного опыта у ребенка складываются собственные понятия и представления о жизни. В этот период развития очень важно включить оценочный момент, объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо, что допустимо и недопустимо с точки зрения общества, что приносит пользу, а что – вред здоровью.
Игры, направленные на формирование ценностного отношения к миру:
«Дочки-Матери: готовим обед»
«Мы – садоводы»
«Магазин: покупаем полезные продукты»
«Лечим животики»
«Аптека: витамины на грядке»
«День рождения: чем угостить гостей»
«Чтобы зубки не болели: советы Здоровейки»
Арт-бульвар «Мои любимые продукты», «Я мамочку люблю, ей на кухне помогу», «Наши растишки»
«Добрый волшебник: Дед Здоровье»
Сказкотерапия.
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений. С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира ребенка.
Работа педагога в направлении сказкотерапии не только даст возможность перед умения и навыки в области здорового питания, но и скорректирует психо-эмоциональное состояние детей, активно разовьет их речевой аппарат.
Сказочные персонажи во многом персонифицированы: они олицетворяют собой наши чувства, мысли, желания, надежды.
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др. [20, с.82-84].
Приведем несколько вариантов.
Правила Здоровячка «Сказка о здоровье…»
Сказка о любимом фрукте: почему апельсин – оранжевый, лимон – желтый…,
Сказка о питании «Здоровячок не боится болезней!»,
Мой Детский Сад «Сказка о нас…».
Форму дневник «Я и мир» можно использовать в подготовительной группе. Детям, которые показывают негативные формы поведения и общения, предлагается вести собственный дневник, где они записывают собственные эмоции, ассоциируют их с природными явлениями, изображают их. Затем они представляют свое поведение в виде сказочного персонажа. Позже им предлагается постепенно заменять на бумаге негативные эмоции на положительные, а сказочных персонажей описывать в различных коммуникативных ситуациях.
Упражнение «Продолжи сказку».
«Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда».
- Какая беда случилась с принцессой?
- Можете ли вы посоветовать королю, как вылечить принцессу?
- Давайте поможем принцессе, составим для неё перечень полезных продуктов питания, содержащих необходимые и полезные витамины для молодого организма.
Загадки. Стихотворения. Рассказы. Эти формы работы поучительны, занимательны и предоставляют возможность развивать память, внимание и мышление.
Театрализованное представление.
Витамин «А» У вас снижается зрение? Нечетко видите предметы в вечернее время? Вам, конечно, не хватает меня. Догадались кто я? Витамин «А»! Меня можно найти в молочных продуктах, в моркови, салате, шпинате, икре. Я буду рада встрече с вами, ребята!
Витамин «В» Ну, а если вам не хватает витаминов группы «В», обращайтесь к таким продуктам, как: хлеб, каши, молоко, сыр, яйца. Как же определить, что вам не хватает витаминов группы «В»? Достаточно посмотреть на себя в зеркало: ведь при нехватке нас у вас образуются трещины, язвочки в уголках рта, шелушение кожи.
Витамин «С» А вот и я – самый популярный витамин. Я содержусь почти во всех свежих овощах, плодах, ягодах. Догадались, кто я? Конечно, витамин «С»! Если вы простудились, и ваш организм перестал сопротивляться болезням, то немедленно ешьте продукты с витамином «С».
Витамин «D» Я редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов – витамин «D»! Меня можно найти в сливочном масле, в яйце, в говяжьей печени, в рыбе. А еще со мной можно встретиться летом под солнышком. Как и всему живому, вам для хорошего роста необходимо солнышко. А дефицит моего витамина в организме у ребенка вызывает замедление роста.
Оздоровительная физкультминутка: «Вершки и корешки».
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь…
Викторины «Сказочный ларец». Актуальны для любой возрастной категории. Использование Интернет-ресурсов даст возможность провести это мероприятие в актовом зале или конференц-зале динамично и красочно.
Информационные буклеты. Содержат краткий информационный материал по ЗОЖ.
Акции. Проводятся как заранее подготовленные праздники, пробуждающие интерес к правильному питанию, например, «Ларец здоровья» (к 7 апреля – Всемирному дню здоровья). Содержание этого вида работы весьма разнообразно: листовки, памятки, поздравления, стихи, потешки, пословицы. Например:
ПАМЯТКА для старшей группы и родителей
1. Регулярно посещайте стоматолога.
2. Ешьте больше молочных продуктов, рыбы, овощей и фруктов.
3. Помните, чипсы и сладости наносят вред Вашим зубам.
4. Когда холодно, одевайте шапку и шарф – берегите зубы!
Семинары-практикумы «Родитель + ребенок». Наблюдая за работой воспитателя по здоровьесбережению, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком задания, направленные на формирование навыка здорового питания (Задание: нарисовать продукты, которые необходимо употреблять на завтрак и др.). Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном контакте с другими людьми, и именно коммуникативные и этические нормы помогают осуществить оптимальное общение, создать благоприятный эмоциональный климат.
Опросы родителей.
Акции «родитель+ребенок». Восточная мудрость гласит: «Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья».
Питаться рационально – это одна из привычек, которая формируется с первых дней жизни человека.
Но правильное питание – это основа здоровья личности, которая должна быть подкреплена другими компонентами: эмоциональными, психическими, физическими, духовными и социальными.
Для нашего калейдоскопа идей «Утро начинается с…» мы выбрали пять принципов, которые соотносятся с пятью видами здоровья. Кстати, число пять – универсальный символ человека и его пяти чувств.
Сейчас мы проследим, каким образом распределились ответы родителей и детей (вносится шар с надписью «Здоровье»):
Утро начинают с полезного завтрака - __% (вносится шар с надписью «Физическое»).
…с улыбки - __% (вносится шар с надписью «Эмоциональное»).
… с книги - __ % (вносится шар с надписью «Духовное»).
… со слов «Я – здоровая и счастливая личность» - __% (вносится шар с надписью «Психическое»).
… с доброго дела - __% (вносится шар с надписью «Социальное»).
Папки-передвижки. Содержат материал с разработанными пирамидами питания.
Дни открытых дверей. Такая форма знакомит родителей с организацией воспитательной работы в группе, развивая знания о здоровом питании.
Уголок для родителей. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Культура здорового питания и семья»
Сотрудничество с библиотекой. С целью воспитания любви к книге, просвещения, посещения тематических выставок, направленных на культуру питания.
Анкетирование. Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей питанием и опрос о проблемах питания в семьи позволяет структурировать работу в этом направлении.
Родительские пятиминутки. Кратковременная личная консультация.
Средства массовой информации. Предлагается материал не только для родителей, но и доводится информационный материал для широкой публики.
Для достижения этой цели мы используем и такие формы организации деятельности школьников, как:
- конкурсы,
- выставки,
- беседы,
- учебные игры,
- устные журналы.
Каждое занятие раскрывает ценность продуктов, его значимость для молодого растущего организма. Задача педагога расширить знания детей о правилах питания, научить через игру использовать витамины в своём питании [7, с.61].
Выполнение практических заданий вызывает огромный интерес у школьников, они много рисуют, раскрашивают, разгадывают кроссворды [21, с.128]. Эти задания развивают внимание, логическое мышление, память, при этом одновременно закрепляются новые знания. Особую радость может приносит такая творческая работа, которая поощряется яркими и забавными наклейками, повышающими самооценку ребенка.
С успехом на занятиях применяются формы коллективной деятельности: совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. Школьники во взаимодействии друг с другом и в сотрудничестве со взрослыми приобретают новый опыт, применяя ранее усвоенные знания и умения, разрабатывают пути решения поставленной цели, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу.
В результате деятельности дети учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результату, проявляют творческую активность, пишут сказки, рассказы, составляют кроссворды об овощах и фруктах, хлебе и т.д.
Обучение носит в данном случае интерактивный характер и представляет собой систему игровых заданий.
Для практических занятий можно предложить работу с конструктором по следующим темам: «Овощная база»; «Овощной магазин»; «Машина везут овощи и фрукты»; «Дом для доктора Айболита»; «Аптека».
Для развития творческих способностей детей на занятиях широко используется изодеятельность по трём направлениям: рисование, аппликация, лепка.
Совместная творческая деятельность детей и родителей проводится по темам: «Посадка лука»; «Посадка семян моркови, редиса, капусты»; фруктовый салат «Дары Солнца»; изготовление поделок из природного материала; изготовление книжек-малышек «Витамины - наши друзья».
Возможно различные коллективные мероприятия: «Вот веселый огород, что здесь только не растет»; игра-викторина «Фруктоежка»; театрализованное представление «Витамин - витаминочка»; игра-инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…».
При использовании в работе системно - деятельностного подхода дети учатся работать в паре, группе; строить свои сообщения в устной форме; осуществлять минимальный анализ, классификацию; учатся общению друг с другом, умению договариваться, приходить к единому мнению.
Итак, необходимо, чтобы сложилась определенная система в работе с родителями по формированию культуры здорового питания. Использование разнообразных форм работы должно дать плодотворные результаты.
Одним из важных показателей реализации методики является вовлеченность 100% родителей в образовательный процесс.
Просветительская работа с родителями о правильном питании необходима с первого дня пребывания в ОУ [7, с.8].
В работе по вопросам формирования основ культуры здоровья у школьников возможно использовать следующие формы взаимодействия с родителями: беседы, семинары, родительские собрания, тематические вечера, разработка памяток, составление презентаций, дискуссии.
Нами был проведен опрос респондентов из числа родителей, дети которых посещают ОУ_____ (после системы занятий по оздоровлению).
90% родителей осознанно поняли, что правильная организация питания предусматривает достаточное обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам, в первую очередь, к инфекционным заболеваниям. 60% родителей стали готовить на завтрак каши, соки не только для детей, но и для всей семьи. Рационально составленное меню содержит такой подбор блюд, который соответствует потребностям детей с учетом их возраста, состояния здоровья и условий жизнедеятельности.
У детей и родителей сформировалось позитивное отношение к навыку правильного питания, как части общей культуры здоровья.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.
2.3. Диагностика успешности ребенка после внедрения оздоровительных технологий в области рационального питания
Диагностика 1.
Цель: анализ снижения эмоционального напряжения и коррекция процесса внимания посредством игровых и трудовых форм работы с применением здоровьесберегающих технологий.
В начале детям предлагается встать в круг и выполнить упражнение «Я желаю тебе…» - пожелание друг друга высказывают все участники занятия, передавая мягкую игрушку по кругу. Важно, что 68% детей пожелали друг другу не болеть, быть здоровыми и красивыми.
Далее следует методика «Вежливость», которая поможет снять эмоциональное напряжение. Здесь команды выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста».
Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста. 52% детей не сделали ни одной ошибки (ср.: 4 месяца назад – 46%)
Методика «Воспроизведи рисунки». Нужно вслух воспроизвести картинки (рассказать, что на них изображено), на которых изображены фигуры, на выполнение задания отводится пять минут. Детям выдаются разные рисунки, связанные с рациональным питанием. 61% правильно интерпретировали картинки.
Методика «Раздели на группы». Оценка образно-логического мышления ребенка. Ребенку предлагают разделить представленные продукты питания на как можно большее число групп: 46% спрвились полностью с заданиями.
Методика «Что здесь лишнее?» исследует процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения. Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные продукты питания, где один продукт питания из серии «вредный». 39% детей безошибочно угадывали «лишний» продукт питания по фактору «вредный для здоровья».
Методика «Формирование понятий». Набор тарелок, ложек, стаканов – трех различных цветов и трех различных размеров.
Признаки этих фигур: форма, цвет и величина – образуют трехбуквенные искусственные понятия не имеющие смысловые значения на его родном языке. По команде педагога, ребенок в соответствии с полученным заданием начинает искать задуманное им понятие. 71% детей правильно распределили предметы.
Диагностика 2.
Цель этой диагностики: выявить насколько развиты у детей основные психические процессы: память, внимание и мышление посредством здоровьесберегающих технологий.
В начале занятия применяется методика «Да и нет».
Направлена на выявление уровня развития произвольного внимания. Для предлагаемой методики здесь запрещается отвечать на вопросы по правилам питания словами «Да» и «Нет». 52% детей ответили верно.
Методика «Последовательность событий» - задание на понимание правил питания. Задание состоит из двух частей: 1.выкладывание последовательности событий; 2.устный рассказ по ним. Справились 37% детей.
Диагностика 3.
Диагностическая карта развития навыка здорового питания
ФИ |
Критерии читательской компетенции |
||||
|
понимание значимости правильного питания |
умение выбрать верный продукт |
способность ответить на вопросы собеседника о здоровье |
умение отобрать необходимые продукты для здоровья |
готовность соблюдать режим дня |
Агафонова А. |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Агеева А. |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Бузуев С. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Волобуев Д. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Городец Н. |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Иванов А. |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Кононов А. |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
Куляев А. |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
Литьен Н. |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Морозов Е. |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Морозова А. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Носова К. |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Попова С. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Яцун В. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Оценка уровня развития
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты
2 балла – отдельные компоненты не развиты
3 балла – соответствуют возрасту
4 балла - высокий
По результатам этой диагностики высокий уровень по данным критериям имеют 63,6% школьников (сравним: до занятий 39%); выше среднего 21,9% (сравним: до занятий 28%); средний – 13,9% (сравним: до занятий 18%); ниже среднего – 0,6% школьников (сравним – 6%).
Заключение
В ходе работы нами реализованы следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.
На первом этапе был рассмотрен ряд понятий по здоровьесберегающим технологиями в рамках ФГОС нового поколения.
На втором этапе с учетом научной и методической литературы были подобраны основные методы и формы работы на занятиях: игры, конкурсы, викторины, акции памятки, сказки, стихотворения и др.
На третьем этапе мы рассматривали практическую значимость нашей гипотезы на базе ОУ_________, где дети получили знания о пользе витаминов, находящихся в овощах и фруктах, способствующих улучшению пищеварения, повышению иммунитета.
Работая в тесном сотрудничестве с медицинскими работниками ОУ______ в течение всего времени работы по данной проблеме, прослеживалась положительная динамика по уменьшению заболеваемости. На основе медицинских показателей, был проведён сравнительный анализ: 2012 год с заболеваниями ЖКТ - 40 человек - 6% от общего числа детей; 2013 год – 27 человек - 4%.
В столовой ОУ организовано паровое питание. В кабинете здоровья дети систематически получают кислородный коктейль, что способствует улучшению пищеварения.
По результатам опроса родителей 60% семей при организации питания в семье больше внимания стало уделять разнообразию и витаминизации блюд.
Оздоровление в рамках культуры питания посредством системно-деятельностного подхода в контексте с ФГОС второго поколения действительно способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию.
Литература
1. Абрамов Ю.Г. Психология среды: источники и направление развития. // Вопросы психологии, 1995. – С.130–137.
2. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. – М.: ИВА, 1996,– 480с.
3. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в школьных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 48 с.
4. Божович Л.И. Личность в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1960 – 463 с.
5. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменившихся социальных условиях. – Ростов н/Д: РГПИ, 1991. – 30 с.
6. Букатов В. М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения школьников: справочно-методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2008. – 148 с.
7. Волошина Л.Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства школьных учреждений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Волошина Л.Н. – Екатеринбург, 2006. – 45 с.
8. Голомидова С.Е. Закаливание детей школьного возраста. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96 с.
9. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
10. Школьная педагогика. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Флинта, 2007. – 381 с.
11. Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ОУ. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.
12. Жигалин С.С. Родительские позиции как система отношений родителя.// Материалы пятого конгресса молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск, СибГМУ, 2004. – 413 с.
13. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду : пример. пл. и конспекты занятий: пособие для воспитателей и педагогов/ под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2007. – 76 с.
14. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления школьников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.
15. Лункина Е.Н. Растим малыша 3-4 лет. – М.: Школьная пресса, 2007. – 106 с.
16. Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми школьного возраста / Департамент образования г. Москвы ; отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М. : Школ. кн., 2007. – 239 с.
17. Морозова Т.Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды // Шк. педагогика. - 2009. - № 5. – С.4-8.
18. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности.– М.: Московский психолого–социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. – 640с.
19. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2005. – 158 с.
20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. –М.: «Тривола», 1995. – 187 с.
21. Полтавцева Н В.Современные здоровьесберегающие технологии в школьном образовании / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова Центр развития ребенка дет. сад № 254. – Ульяновск : Изд-во УлГПУ, 2007. – 268 с.
22. Постановление Министерства здравоохранения Российской Федерации, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 24 от 26.03.2003 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03» посвящено вопросам гигиены детей.
23. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.– сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
24. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М. ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80с.
25. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова – М. ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 72с.
26. Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология развития человека. М.: «Школьная пресса», 2000. – 195 с.
27. Трифонова Е.В. Развитие игры детей 2-3 лет. Методическое пособие. Программа Истоки. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
28. Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 311 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема: ЗДОРОВАЯ ПИЩА ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ.
(УРОКИ ЗДОРОВЕЙКИ)
Цель: воспитание правильного отношения к здоровому образу жизни и культуре питания.
Задачи: 1) учить детей различать полезные и вредные продукты;
2) обратить внимание детей на пользу молочных продуктов;
3) познакомить обучающихся с правилами питания.
Оборудование: 1) плакат «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть» (Сократ)
2) карточки с названиями продуктов для игры.
3) картинки ;
4) цветные карандаши, фломастеры;
5) плакат «Золотые правила питания».
1. Беседа по теме.
- Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.
- Что означает умеренность? (ответы детей)
- Прочитайте принадлежат мудрые слова Сократа: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть».
Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переварить.
- Что значит разнообразие? (ответы детей)
Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и делать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, яблоки, бананы…).
- Объясните, как вы понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья». Вспомните загадки об овощах и фруктах.
- Подумайте, можно ли приготовить обед из трёх блюд, если у вас есть только свёкла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника?
- Какие продукты вы больше всего любите?
2. Анализ ситуации.
Чтение и обсуждение стихотворения С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла
- Кушай, Варечка, скорей –
Будешь крепче, здоровей,
Вырастешь такая – умная, большая.
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет.
- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальные все продукты – ерунда!
Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдёт,
Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?
3. Игра «Угадай-ка».
- Молоко – такой знакомый и полезный продукт. А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока?
Давайте поиграем: каждая команда по очереди будет называть молочный продукт, одно и то же название нельзя дважды повторять. Выиграет та команда, которая вспомнит больше названий.
- Вспомнить же некоторые продукты вам помогут задания:
1) если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно прокиснет и образуется …
2) если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета - …
3) если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится …
4) если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится …
4. Это интересно!
Доктор Здоровая Пища даёт нам советы:
- воздержитесь от жирной пищи,
- остерегайтесь очень острого и солёного,
- сладостей тысячи, а здоровье – одно,
- овощи и фрукты – полезные продукты.
5. Игра «Что укрепляет здоровье, а что разрушает?»
Выберите продукты, которые едят в стране Здоровячков (карточки с названиями продуктов разложить в две группы).
Полезные продукты Неполезные продукты
рыба чипсы
кефир пепси
геркулес фанта
подсолнечное масло жирное мясо
морковь торты
лук конфеты
капуста
яблоки, груши
6. Практическое задание «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».
- Нарисуйте продукты, полезные для здоровья. (можно: раскрасьте, вылепите)
7. Золотые правила питания.
1) главное – не переедайте,
2) ешьте в одно и то же время простую пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма
3) тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
8. Итог.
- Какую пищу любят есть в стране Здоровячков и как ведут себя во время еды?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.