Вариативная программа по художественно - эстетическому развитию для детей 3-4 лет "Каляка - маляка"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вариативная программа «Каляка - маляка» ориентирована на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей. Возраст 3-4 лет выбран не случайно, т.к. нетрадиционные методики рисования очень привлекательны для детей младшего возраста. Они открывают большие возможности выражения детских фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Использование художественного, бросового, природного материалов и креативных технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное рядом, посмотреть на мир другими глазами. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Иконка файла материала Программа -Каляка - маляка.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка

детский сад № 4«Солнышко» г .Спасск – Дальний.

 


УТВЕРЖДЕНА

Приказом заведующего                                                                                                                                     МБДОУ ЦРР                                                                                                        д/с № 4 «Солнышко»

г.о. Спасск – Дальний

 от 31.08.2018г. №        

 

ПРИНЯТА

Решением педагогического совета

МБДОУ ЦРР

                   д/с № 4 «Солнышко»

г.о. Спасск – Дальний

от 30.08.2018г. №    


 

                                                                                  

                                                Вариативная программа «Каляка - маляка»

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»,

предметная дисциплина «Рисование». Младшая группа детского сада /3-4 года/.

 

 

Разработала:

 Мокина Валентина Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

 

г. Спасск – Дальний

2018г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Разделы Программы

стр.

 

Титульный лист

1

 

Содержание

2

I

Целевой раздел

 

1

Пояснительная записка

 

 

·        обоснованность  программы; программа, с учётом которой осуществляется реализация и обновление содержания

4

 

·        цели, задачи программы

5

 

·        направленность программы, ценностные ориентиры (духовно-нравственные, социально-нравственные, художественно-эстетические)

5

 

·        условия реализации программы

6

 

·        срок реализации программы

 

 

·        возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы; целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе.

 

 

·        осуществление интеграции

 

 

·        перечень основных видов организованной образовательной деятельности

 

 

·        режим образовательной деятельности (количество занятий (общее, в неделю), длительность одного занятия)

 

2

Планируемые результаты

 

 

·        планируемые результаты освоения программы

 

 

·        конкретизация требований к планируемым результатам с учетом возрастных возможностей детей

 

 

·        мониторинг достижения планируемых результатов

 

II

Содержательный раздел.

 

 

·        описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностями

 

 

·        взаимодействие участников образовательных отношений

 

 

·        описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

 

III

Организационный раздел.

 

 

·        материально-техническое, методическое обеспечение программы, обеспеченность средствами обучения и воспитания

 

 

·        особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

 

 

·        примерный режим дня и организация образовательной деятельности по реализации программы

 

IV

Календарно-тематическое планирование

 

V

Литература для педагога и детей

 

VI

Приложения

 

 

Приложение 1.            Диагностические  методики к уровню подготовки детей, предложенные авторским коллективом под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

 

 

Приложение 2. Описание нетрадиционных техник рисования:.

 

 

Приложение 3.       Творческие игры по рисованию на развитие воображения, фантазии у детей дошкольного возраста.

 

 

 Приложение 4.  Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»

 

 

 

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка.

           Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.

           Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

           Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

            Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

            Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

            Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).  

             Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

            Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

                    Вариативная программа «Каляка - маляка » разработана в  соответствии:

·       с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

·       примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией, Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой;

·       с учетом парциальной авторской Программы художественного воспитания, обучения и развития детей изобразительной деятельности 3-4 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой и приоритетности  художественно-эстетического  направления МБДОУ.

        

Цель: формирование творческих способностей детей при помощи нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1.     Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

2.     Формировать технические умения и навыки рисования при помощи нетрадиционных техник.

3.     Развивать творчество, фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Направленность программы:

         Вариативная программа «Каляка - маляка» ориентирована на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей.

Возраст 3-4 лет выбран не случайно, т.к. нетрадиционные методики рисования очень привлекательны для детей младшего возраста. Они открывают большие возможности выражения детских фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Использование художественного, бросового, природного материалов и креативных технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное рядом, посмотреть на мир другими глазами.

Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

 

 Условия реализации программы.                                                                                                              

Для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста и отвечающие их возрастным и психофизическим особенностям,  

  а именно:                                                                            

-  формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;                                                                                

 -  создание развивающей среды для занятий по рисованию и для самостоятельного детского творчества;    Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги.

- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

-  Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- Образцов рисунков по различным  нетрадиционным техникам.

-  Демонстрационного  наглядного  материала.

Срок реализации программы -1 год: с  сентября по май

 

         Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы; целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе.

              Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

            Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

            Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.

            Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Целевые ориентиры образования:

 

Изобразительная деятельность:

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

ü Изображают отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;

ü подбирают цвета, соответствующие изображаемым предметам;

ü правильно пользуются карандашами, фломастерами, кистью и красками;

ü умеют отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;

ü лепят различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки;

ü создают изображения предметов из готовых фигур;

ü украшают заготовки из бумаги разной формы;

ü подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;

ü умеет аккуратно использовать материалы.

        

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.

          Память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за­помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошколь­ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

 

Осуществление интеграции

           Программа построена на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

         Интеграция с другими образовательными областями:

          1. Художественно — эстетическое развитие:

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкотерапия– прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

         2. Познавательное развитие:

сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.

         3. Речевое развитие:

практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и  монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей ;развитие  коммуникативной функции речи: .на занятиях используется прием комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, 

         4. Социально — коммуникативное развитие:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

         5. Физическое развитие:

развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:

·     ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;

·     осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;

·     использовать физкульт.минутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук ,для  концентрации внимания и усидчивости, подготовка руки к письму.

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

игровая (дидактические игры),

художественная,

продуктивная,

чтение.

Виды НОД:

фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;

групповая – организация работы в группах;

индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий.

 

Режим образовательной деятельности:

Программа разработана для детей 3-4 лет.  Рассчитана на 1 учебный год. Включает в себя 36 занятий. Занятия проводятся во второй половине дня с группой  детей 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 15 минут.

 2. Планируемые результаты освоения программы

К концу годового курса обучения, по вариативной программе «Каляка - маляка» обучающиеся будут:

Уметь создавать образы, используя различные изобразительные материалы и техники,

ü проявлять творческую активность, быть уверенными в себе.

ü  Научаться использовать нетрадиционные техники в  рисовании.

ü Приобретут потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.

ü Разовьют, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

 

·        Конкретизация требований к планируемым результатам с учетом возрастных возможностей детей.

К концу годового курса обучения по вариативной программе  «Каляка - маляка»   дети будут владеть алгоритмом работы по использованию таких нетрадиционных техник рисования, как:

 

«Пальцевая живопись» (рисование пальчиками, ладошкой).

 «Рисование Стопами»

 «Скатывание бумаги»

 «Рисование тампончиками»

 «Рисование пышными красками».

 «Штамп» /Оттиск печатками из сырых овощей, смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом

«Тычок (жёсткой полусухой кистью)

«Файларт»

 

·        Мониторинг достижения планируемых результатов.

 

         Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

 

№/n

Ф.И. реб-ка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразитель-

ности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоя-тельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

 

Пальцевая живопись

Рисование стопами

Скатывание бумаги

Рисование ват. палочками

Рис. пышными красками

Штамп

Тычок

Файларт

 

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

Н.- начало года

К.- конец года

В диагностической таблице используется следующее обозначение:

высокий уровень – В;

средний – С;

низкий - Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

             При организации образовательной деятельности  необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к  разумному «минимуму».

Вариативная Программа «Я рисую мир» превышает образовательный стандарт через освоение разнообразных нетрадиционных техник рисования.

            Занятия по Программе позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

 - воображения и фантазии;                                                                                                        

 - мелкой моторики рук и тактильного восприятия;                                        

  -  пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;        

- внимания и усидчивости;                                                                                                                                                                                                                                     -  изобразительных навыков и умений,  

- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;                                                                                                   - речи.                                                                                                                        

             Работа с детьми строится на принципах:       

Ø от простого к сложному;

Ø индивидуального подхода;                                                                             

Ø развития творческой инициативы.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей разнообразно по форме: совместные специально организованные занятия, оформление группы к семейным праздникам, изготовление подарков к праздникам и дням рождения, встречи с художниками, посещение музея, художественных выставок, мастер — классов для родителей. С родителями проводятся индивидуальные и групповые (на родительских собраниях) консультации, беседы о значении нетрадиционного рисования в развитии и воспитании детей, с практическими советами и рекомендациями, способствующими повышению педагогической образованности родителей.  

 Для реализации  вариативной программы   по   изобразительной   деятельности «Волшебная палитра» используются  разнообразные  приёмы  и  методы.   Выбор  осуществляется  с  учётом возрастных, психофизических возможностей детей:                

·        словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка);

·         наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);               

·        метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца)

– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);                                                

·        метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное   задание); 

- практические – упражнения, эксперименты и др.                                                                                                                                   методы эстетического воспитания:                                                                                                                                                                                              - метод   пробуждения  ярких  эстетических  эмоций  и  переживаний  с  целью овладения даром сопереживания;                                                               - метод  побуждения  к  сопереживанию,  эмоциональной  отзывчивости  на  прекрасное в окружающем мире;                                                               - метод   сенсорного  насыщения (без сенсорной основы немыслимо  приобщение детей к художественной культуре)                                                       ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности - метод эвристических и поисковых ситуаций.   

             Все методы используются в комплексе и:                                                                                                                                                                 – позволяют  развивать  специальные  умения  и  навыки,  подготавливающие   руку   ребенка   к письму;                                                                                                                                                                   – дают  возможность  почувствовать  многоцветное  изображение   предметов,   что  влияет     на полноту восприятия окружающего мира;                                                                                                                                                                                                                                   – формируют   эмоционально  –   положительное  отношение  к  самому   процессу   рисования;                                                           – способствуют  более  эффективному  развитию  воображения,  восприятия  и,  как   следствие, познавательных способностей.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

Материально-техническое обеспечение программы. Для плодотворного творческого процесса  реализации Программы большое значение имеют  материально — технические условия, созданные на базе ДОУ: использование  телевизора, видео, слайдов, компьютера для просмотра образцов, этапов работы над изображением, мастер - классов;- использование музыкального центра для создания психологического комфорта во время занятий;- использование картин, таблиц, плакатов настольных дидактических игр и др. В работе используются, кроме традиционных (акварельные краски, гуашь, кисти, карандаши), нетрадиционные материал:-акварельные, восковые  мелки, свеча, ватные палочки, печатки из поролона, картофеля, моркови, пробок, трубочки для коктейля,  салфетки, нитки и многое другое. Этим материалом может быть любой предмет из окружающего мира.                                                                                            Главный критерий отбора материала для занятий— его воспитательная ценность, безопасность и возможность развития всесторонних способностей ребенка. Вариативная программа наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними.                                                                                                                                                                                                                         

Методическое обеспечение программа                                                                                                                                                                        Данная программа составлена с учетом  парциальных программ и технологий, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении:

            - Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.:Издательство ИД Цветной мир, 2011, 144 с.         

            - Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗОстудии» -   М.: ИД «Карапуз»: ТЦ Сфера, 2009, 192 с., ил.

         - Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. А. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» - М.: ТЦ «Сфера», 1999,80 с.

         -Дронова Т. Н. «Художественное творчество детей 2-7 лет: метод.пособие для воспитателей»: Просвещение, 2011.-240с.: ил.

            - «Коллективное творчество дошкольников» под ред. А. А. Грибовской - М : ТЦ Сфера, 2010 -192с.

            - Журнал «Старший воспитатель» , электронное издание

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.                                                                                                               НОД с детьми проводится в  кабинете изобразительной деятельности (изостудии), где размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами народных промыслов, репродукции картин известных художников.  Кроме того, в этом кабинете находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности.

        

              Для реализации программы в ДОУ имеется изостудия, основная цель которой  заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей.  В изостудии  объединены разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной).  В студии достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Имеются столы, стульчики, мольберты.  Для хранения и систематизации изобразительных материалов и инструментов есть стеллажы,   магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в изостудии по мере необходимости.

 

Примерный режим дня и организации образовательной деятельности по реализации программы.

 

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Хлодный период

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика

 

7.30-8.25

Подготовка к завтраку. Завтрак.

8.25-9.00

 

Непрерывная образовательная деятельность  

9.00-10.05

 

Игры, подготовка к прогулке, прогулка.

10.05-11.30

 

Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры.

11.30-11.50

 

Подготовка к обеду, обед.

11.50-12.30

 

Подготовка ко сну, дневной сон.

12.30-15.00

 

Подъем детей, закаливающие процедуры. Непрерывная образовательная деятельность.

Дополнительное образование по вариативной ОП «Каляка – маляка»

15.00-15.20

       15.20-15.35

Подготовка к полднику, полдник.

15.40-16.10

 

Игры,  развлечения, индивидуальная работа

16.10-16.45

 

Прогулка. Игры, индивидуальная работа с детьми, родителями, Уход детей домой.

16.45-18.00

 

·        Дополнительное образование по вариативной ОП «Каляка – маляка», проводиться во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут.

Учебный план:

 

Деятельность

Количество занятий

Новый материал

закрепление

1

«Пальцевая живопись» (рисование пальчиками, ладошкой).

6

3

2

 «Рисование Стопами»

3

1

3

 «Скатывание бумаги»

3

1

4

 «Рисование тампончиками, ватными палочками»

3

1

5

 «Рисование пышными красками».

2

 

6

 «Штамп» (Оттиск печатками из сырых овощей, смятой бумагой, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск листьев)

3

2

7

«Тычок (жёсткой полусухой кистью)

3

2

8

«Файларт»

2

 

 

Итоговое мероприятие

 

1

 

Итого:

25

11

 

 

36 зан.

 

 

 

 

 

 

IV.Календарно – тематическое  планирование

 

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

Сентябрь

 

1.

Мой люби­мый дождик

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобрази­тельной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и ко­ротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразитель­ности. Воспитывать аккуратность

Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеен­ными тучками разной вели­чины, синяя гуашь в мисоч­ках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы

 

2

Цветы, которые я видел летом

 

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком,  расширять знания детей о цветах, учить рисовать цветы с помощью своих пальчиков, воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус.

Альбомный лист белой бумаги, гуашь, иллюстрации с изображением цветов, салфетки.

 

3

Веселые му­хоморы (пер­вое

занятие)

Рисование пальчи­ками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования паль­чиками. Учить наносить ритмично и рав­номерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать

Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различ­ной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллю­страции мухоморов

 

4

Веселые му­хоморы (вто­рое занятие)

Рисование пальчиками

Закрепить навыки наклеивания. Учить рисо­вать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа)

Листы формата А4 голубого и серого цвета или ватманский лист, зеленая гуашь в мисочках, кисти, сухие листья, салфетки

 

5

Счастливый щенок

Техника рисования стопой

Познакомить с нетрадиционной изобрази­тельной техникой рисования стопой. Развивать у детей двигательные навыки, наглядно-образное мышление, воображение.

Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материала­ми, необходимыми для работы в нетрадици­онных изобразительных техниках.

Не стесняющая движений одежда, позволяющая свободно двигать стопой;

 два ряда стульев; 

стол для демонстрационных материалов; 

дорожки здоровья (2 шт.);  гладкая ровная доска; 

емкости с водой и листы бумаги; средства гигиены: влажные салфетки, полотенца.

 

 

Октябрь

 

6

Ягоды и яб­лочки

Оттиск пробкой, печаткой из карто­феля (круги разной величины)

Познакомить с техникой печатания проб­кой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и ябло­ки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчика­ми. Развивать чувство композиции

Круг из тонированной бума­ги, гуашь в мисочках желтого, красного, фиолето­вого, зеленого цветов, раз­личные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи

 

7

Рябинка.

Рисование тампончиками.

Учить рисовать на ветке ягодки тампончиками, а листики-пальчиками-примакиванием.
Развитие чувства восприятия, композиции.

Квадратный лист цветной бумаги с нарисованными ветками, зеленая, желтая и оранжевая гуашь, миски, салфетка и ветка рябины.

 

 

8

Цыпленок

Скатывание бумаги

Учить мять в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывать из неё шарик. Приклеивать на основу.

Все имеющиеся в наличии

 

9

 

Птички клюют ягоды

 

Рисование пальчика­ми, оттиск пробкой

Учить рисовать веточки, украшать в техни­ках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величи­ны и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспиты­вать аккуратность

Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеенка, салфетки

 

Ноябрь

 

10

Мои любимые

домашние

животные

Тычок жесткой полу­сухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью — учить ими­тировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги

Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого, серо­го цветов, иллюстрации и изобра­жения домашних животных

 

11

Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?

Оттиск печатками из картофеля (круги разной величины)

Упражнять в технике печатания. Закре­пить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Раз­вивать цветовосприятие

Индивидуальный лист (или ватманский лист) с желтым кругом в середине, желтая, оранжевая, красная, малино­вая гуашь в мисочках, рисун­ки с изображением солнышка

 

12

Мы рисуем, что хотим

Рисование тампончиками

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с мате­риалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных тех­никах

Все имеющиеся в наличии

 

Декабрь

 

13

Моя люби­мая чашка

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисова­ние пальчиками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по воз­можности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисоч­ках, различные печатки, сал­фетки, выставка посуды

 

14

Маленькой елочке хо­лодно зимой

Рисование пальчи­ками, оттиск печат­ками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей по­верхности листа (снежинки, снежные ко­мочки). Учить рисовать елочку (или за­крепить навыки наклеивания, если ис­пользуется аппликация). Воспитывать аккуратность

Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна — две елочки из зеленой бумаги, клей (если используется аппликация)

 

15

Снежинка

Скатывание бумаги

Продолжать знакомить детей с техникой скатывание бумаги. Учить детей выкладывать скатанные комочки по контуру. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и умение довести начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику.

Листы бумаги с нарисованными снежинками, клей ПВА, кисти, салфетки белого цвета.

 

16

Мои рука­вички

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчи­ками

Упражнять в технике печатания. Закре­пить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспи­тывать аккуратность

Вырезанные из бумаги рука­вички разных форм и разме­ров, печатки, гуашь в мисоч­ках, выставка рукавичек, салфетки

 

17

Снег кружиться, летает.

Рисование пышными красками

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с мате­риалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных тех­никах

Все имеющиеся в наличии

 

 

Январь

 

18

Елочка пу­шистая, на­рядная

Тычок жесткой по­лусухой кистью, рисование пальчи­ками

Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выра­зительности, как фактура. Закрепить уме­ние украшать рисунок, используя рисова­ние пальчиками. Воспитывать аккурат­ность

Маленькая елочка, вырезан­ная из плотной бумаги, зеле­ная гуашь, жесткая кисть, гуашь красного или оранже­вого цвета в мисочке, сал­фетка

 

19

Забавный пингвинёнок

Техника рисования стопой

Продолжать знакомиться с техникой печатания стопой. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мышление, память, речь.

Лист бумаги голубого цвета, гуашь белая, чёрная, салфетки.

 

20

Веселый снеговичок

Тычок жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить ис­пользовать такое средство выразитель­ности, как фактура

Вырезанный из бумаги снеговичок (два круга разной величины) серого или голу­бого цвета, белая гуашь, жесткая кисть, красный и черный маркеры, ватман, тонированный темным цве­том

 

 

 

Февраль

 

21

Весёлые осьминожки (коллективная)

Рисование ладошками

Совершенствовать технику печатания ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику ,мышление, память, речь. Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Лист ватмана голубого цвета, гуашь разноцветная в чашечках, салфетки.

 

22

Мы рисуем, что хотим

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисова­ние пальчиками

Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материала­ми, необходимыми для работы в нетрадици­онных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

 

23

Цветочек для папы

Рисование тампончиками

Упражнять в печатании с помощью тампончиков. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции

Открытка для папы: на лице­вой стороне — аппликация, на развороте — место для рисун­ка, печатки в форме цветов, гуашь зеленая, синяя, оранже­вая, красная и т.п., гуашь в мисочках, кисти, салфетки

 

24

Мои люби­мые живот­ные из сказок

Тычок жесткой по­лусухой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить ис­пользовать такое средство выразительно­сти, как фактура

Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведь, лиса, заяц и т.д.), гуашь разных цветов, жесткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом

 

 

 

Март

 

25

«Сиреневый букет»

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. 

Цветные салфетки, силуэт сирени, клей, гуашь фиолетовая, коричневая

 

26

Совушка

Техника рисования стопой

Совершенствовать умения и навыки в технике печатания стопой. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мышление, память, речь.

Синий лист бумаги, белая, черная и жёлтая гуашь.

 

27

Солнышко

Рисование ладошками

Упражнять в технике печатания ла­дошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки — лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

Лист ватмана с нарисо­ванным посередине желтым кругом, гуашь алого, желто­го, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски

 

28

Божьи ко­ровки на лужайке

Техника рисования стопой

Закрепить умения рисовать техникой печатания стопой. Закрепить умение равномерно нано­сить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (ин­дивидуальная деятельность)

Лист бумаги, салфетки и бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная и красная гуашь в мисочках, клей для педагога.

 

 

29

Весна - красна

Файларт

Знакомить с новой техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материала­ми, необходимыми для работы в нетрадици­онных изобразительных техниках.

любая жидкая краска (сметанообразной консистенции), это могут быть пальчиковые краски или жидкая гуашь;

прозрачные пакеты (обычные пакеты для продуктов или прозрачные файлы), скотч;

ватные палочки (можно рисовать просто пальчиком).

 

Апрель

30

Мы рисуем, что хотим

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля рисова­ние пальчиками

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с ма­териалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных тех­никах

Все имеющиеся в наличии

31

Подснежник

Рисование пышными красками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пышными красками. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца.

Листы голубого цвета с силуэтом подснежника, кисти, клей ПВА, цветная бумага зелёного цвета, «пышные краски» белого цвета, салфетки.

32

Мы рисуем, что хотим

Рисование тампончиками

Совершенствовать умения и навыки в сво­бодном экспериментировании с материала­ми, необходимыми для работы в нетради­ционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

Май

33

Травка

Рисование ладошкой

Упражнять в технике печатания ладош­кой. Закрепить умение заполнять отпе­чатками всю поверхность листа. Разви­вать цветовосприятие

Ватманский лист, темно- и светло-зеленая гуашь (мож­но налить в блюдце), кисти, салфетки

34

Весенние ручьи

Файларт

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с ма­териалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных тех­никах

Любая жидкая краска (сметанообразной консистенции), это могут быть пальчиковые краски или жидкая гуашь;

прозрачные файлы, скотч;

ватные палочки (можно рисовать просто пальчиком).

35

Цветочек радуется солнышку

Скатывание салфеток

Упражнять в технике скатывания бумаги. Учить выкладывать шарики салфеток, заполняя всё пространство. Дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции

Лист светло-голубой бумаги, печатки в форме цветков, гуашь различных цветов в мисочках, темно- и светло- зеленая гуашь, кисть, иллю­страции и эскизы.

36

Золотая рыбка

Рисование пальчиками

Совершенствовать умения в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику,  внимание, мышление, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными методами.

Вырезанные из белой бумаги силуэты рыб, «мама-рыбка» (образец), гуашь жёлтого цвета, Чашечки для краски,  салфетки.

37

Выставка рисунков детей данной группы

 

Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе (понравившихся и непонравившихся рисунков)  Рисунки детей за год (выбирается несколько лучших рисунков у каждого ребенка)

 

 

 

 

V.   Литература:

1.     Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»,2006г.

2.     Давыдова Н.Г.  « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (Часть I, II)- М.2007г.

3.     Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

4.     Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.



 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также