Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка
детский сад № 4«Солнышко» г .Спасск – Дальний.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего МБДОУ ЦРР д/с № 4 «Солнышко»
г.о. Спасск – Дальний
от 31.08.2018г. №
ПРИНЯТА
Решением педагогического совета
МБДОУ ЦРР
д/с № 4 «Солнышко»
г.о. Спасск – Дальний
от 30.08.2018г. №
Вариативная программа «Каляка - маляка»
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»,
предметная дисциплина «Рисование». Младшая группа детского сада /3-4 года/.
Разработала:
Мокина Валентина Николаевна
воспитатель первой квалификационной категории
г. Спасск – Дальний
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
Разделы Программы |
стр. |
|
Титульный лист |
1 |
|
Содержание |
2 |
I |
Целевой раздел |
|
1 |
Пояснительная записка |
|
|
· обоснованность программы; программа, с учётом которой осуществляется реализация и обновление содержания |
4 |
|
· цели, задачи программы |
5 |
|
· направленность программы, ценностные ориентиры (духовно-нравственные, социально-нравственные, художественно-эстетические) |
5 |
|
· условия реализации программы |
6 |
|
· срок реализации программы |
|
|
· возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы; целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе. |
|
|
· осуществление интеграции |
|
|
· перечень основных видов организованной образовательной деятельности |
|
|
· режим образовательной деятельности (количество занятий (общее, в неделю), длительность одного занятия) |
|
2 |
Планируемые результаты |
|
|
· планируемые результаты освоения программы |
|
|
· конкретизация требований к планируемым результатам с учетом возрастных возможностей детей |
|
|
· мониторинг достижения планируемых результатов |
|
II |
Содержательный раздел. |
|
|
· описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностями |
|
|
· взаимодействие участников образовательных отношений |
|
|
· описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы |
|
III |
Организационный раздел. |
|
|
· материально-техническое, методическое обеспечение программы, обеспеченность средствами обучения и воспитания |
|
|
· особенности организации развивающей предметно-пространственной среды |
|
|
· примерный режим дня и организация образовательной деятельности по реализации программы |
|
IV |
Календарно-тематическое планирование |
|
V |
Литература для педагога и детей |
|
VI |
Приложения |
|
|
Приложение 1. Диагностические методики к уровню подготовки детей, предложенные авторским коллективом под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой |
|
|
Приложение 2. Описание нетрадиционных техник рисования:. |
|
|
Приложение 3. Творческие игры по рисованию на развитие воображения, фантазии у детей дошкольного возраста. |
|
|
Приложение 4. Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей» |
|
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные
техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их
использования.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как
они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом.
Вариативная программа «Каляка - маляка » разработана в соответствии:
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
· примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией, Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой;
· с учетом парциальной авторской Программы художественного воспитания, обучения и развития детей изобразительной деятельности 3-4 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой и приоритетности художественно-эстетического направления МБДОУ.
Цель: формирование творческих способностей детей при помощи нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2. Формировать технические умения и навыки рисования при помощи нетрадиционных техник.
3. Развивать творчество, фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Направленность программы:
Вариативная программа «Каляка - маляка» ориентирована на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей.
Возраст 3-4 лет выбран не случайно, т.к. нетрадиционные методики рисования очень привлекательны для детей младшего возраста. Они открывают большие возможности выражения детских фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Использование художественного, бросового, природного материалов и креативных технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное рядом, посмотреть на мир другими глазами.
Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Условия реализации программы.
Для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста и отвечающие их возрастным и психофизическим особенностям,
а именно:
- формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
- создание развивающей среды для занятий по рисованию и для самостоятельного детского творчества; Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги.
- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам.
- Демонстрационного наглядного материала.
Срок реализации программы -1 год: с сентября по май
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы; целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Целевые ориентиры образования:
Изобразительная деятельность:
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
ü Изображают отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;
ü подбирают цвета, соответствующие изображаемым предметам;
ü правильно пользуются карандашами, фломастерами, кистью и красками;
ü умеют отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;
ü лепят различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки;
ü создают изображения предметов из готовых фигур;
ü украшают заготовки из бумаги разной формы;
ü подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
ü умеет аккуратно использовать материалы.
К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Осуществление интеграции
Программа построена на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. Художественно — эстетическое развитие:
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкотерапия– прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
2. Познавательное развитие:
сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.
3. Речевое развитие:
практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей ;развитие коммуникативной функции речи: .на занятиях используется прием комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря,
4. Социально — коммуникативное развитие:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
5. Физическое развитие:
развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:
· ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;
· осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
· использовать физкульт.минутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук ,для концентрации внимания и усидчивости, подготовка руки к письму.
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
игровая (дидактические игры),
художественная,
продуктивная,
чтение.
Виды НОД:
фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;
групповая – организация работы в группах;
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий.
Режим образовательной деятельности:
Программа разработана для детей 3-4 лет. Рассчитана на 1 учебный год. Включает в себя 36 занятий. Занятия проводятся во второй половине дня с группой детей 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 15 минут.
2. Планируемые результаты освоения программы
К концу годового курса обучения, по вариативной программе «Каляка - маляка» обучающиеся будут:
Уметь создавать образы, используя различные изобразительные материалы и техники,
ü проявлять творческую активность, быть уверенными в себе.
ü Научаться использовать нетрадиционные техники в рисовании.
ü Приобретут потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.
ü Разовьют, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
· Конкретизация требований к планируемым результатам с учетом возрастных возможностей детей.
К концу годового курса обучения по вариативной программе «Каляка - маляка» дети будут владеть алгоритмом работы по использованию таких нетрадиционных техник рисования, как:
«Пальцевая живопись» (рисование пальчиками, ладошкой).
«Рисование Стопами»
«Скатывание бумаги»
«Рисование тампончиками»
«Рисование пышными красками».
«Штамп» /Оттиск печатками из сырых овощей, смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом
«Тычок (жёсткой полусухой кистью)
«Файларт»
· Мониторинг достижения планируемых результатов.
Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n |
Ф.И. реб-ка |
Технические навыки |
Точность движений |
Средства выразитель- ности (цвет, форма и др.) |
Наличие замысла |
Проявление самостоя-тельности |
Отношение к рисованию |
Речь в процессе рисования |
|
||||||||||||||||||
Пальцевая живопись |
Рисование стопами |
Скатывание бумаги |
Рисование ват. палочками |
Рис. пышными красками |
Штамп |
Тычок |
Файларт |
|
|||||||||||||||||||
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||||||||
7 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Н.- начало года
К.- конец года
В диагностической таблице используется следующее обозначение:
высокий уровень – В;
средний – С;
низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
При организации образовательной деятельности необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Вариативная Программа «Я рисую мир» превышает образовательный стандарт через освоение разнообразных нетрадиционных техник рисования.
Занятия по Программе позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- воображения и фантазии;
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости; - изобразительных навыков и умений,
- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; - речи.
Работа с детьми строится на принципах:
Ø от простого к сложному;
Ø индивидуального подхода;
Ø развития творческой инициативы.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей разнообразно по форме: совместные специально организованные занятия, оформление группы к семейным праздникам, изготовление подарков к праздникам и дням рождения, встречи с художниками, посещение музея, художественных выставок, мастер — классов для родителей. С родителями проводятся индивидуальные и групповые (на родительских собраниях) консультации, беседы о значении нетрадиционного рисования в развитии и воспитании детей, с практическими советами и рекомендациями, способствующими повышению педагогической образованности родителей.
Для реализации вариативной программы по изобразительной деятельности «Волшебная палитра» используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка);
· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца)
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание);
- практические – упражнения, эксперименты и др. методы эстетического воспитания: - метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; - метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; - метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре) ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности - метод эвристических и поисковых ситуаций.
Все методы используются в комплексе и: – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Материально-техническое обеспечение программы. Для плодотворного творческого процесса реализации Программы большое значение имеют материально — технические условия, созданные на базе ДОУ: использование телевизора, видео, слайдов, компьютера для просмотра образцов, этапов работы над изображением, мастер - классов;- использование музыкального центра для создания психологического комфорта во время занятий;- использование картин, таблиц, плакатов настольных дидактических игр и др. В работе используются, кроме традиционных (акварельные краски, гуашь, кисти, карандаши), нетрадиционные материал:-акварельные, восковые мелки, свеча, ватные палочки, печатки из поролона, картофеля, моркови, пробок, трубочки для коктейля, салфетки, нитки и многое другое. Этим материалом может быть любой предмет из окружающего мира. Главный критерий отбора материала для занятий— его воспитательная ценность, безопасность и возможность развития всесторонних способностей ребенка. Вариативная программа наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними.
Методическое обеспечение программа Данная программа составлена с учетом парциальных программ и технологий, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении:
- Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.:Издательство ИД Цветной мир, 2011, 144 с.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗОстудии» - М.: ИД «Карапуз»: ТЦ Сфера, 2009, 192 с., ил.
- Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. А. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» - М.: ТЦ «Сфера», 1999,80 с.
-Дронова Т. Н. «Художественное творчество детей 2-7 лет: метод.пособие для воспитателей»: Просвещение, 2011.-240с.: ил.
- «Коллективное творчество дошкольников» под ред. А. А. Грибовской - М : ТЦ Сфера, 2010 -192с.
- Журнал «Старший воспитатель» , электронное издание
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. НОД с детьми проводится в кабинете изобразительной деятельности (изостудии), где размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами народных промыслов, репродукции картин известных художников. Кроме того, в этом кабинете находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности.
Для реализации программы в ДОУ имеется изостудия, основная цель которой заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. В изостудии объединены разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). В студии достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Имеются столы, стульчики, мольберты. Для хранения и систематизации изобразительных материалов и инструментов есть стеллажы, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в изостудии по мере необходимости.
Примерный режим дня и организации образовательной деятельности по реализации программы.
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Хлодный период
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика
|
7.30-8.25 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. |
8.25-9.00
|
Непрерывная образовательная деятельность |
9.00-10.05
|
Игры, подготовка к прогулке, прогулка. |
10.05-11.30
|
Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры. |
11.30-11.50
|
Подготовка к обеду, обед. |
11.50-12.30
|
Подготовка ко сну, дневной сон. |
12.30-15.00
|
Подъем детей, закаливающие процедуры. Непрерывная образовательная деятельность. Дополнительное образование по вариативной ОП «Каляка – маляка» |
15.00-15.20 15.20-15.35 |
Подготовка к полднику, полдник. |
15.40-16.10
|
Игры, развлечения, индивидуальная работа |
16.10-16.45
|
Прогулка. Игры, индивидуальная работа с детьми, родителями, Уход детей домой. |
16.45-18.00 |
· Дополнительное образование по вариативной ОП «Каляка – маляка», проводиться во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут.
Учебный план:
№ |
Деятельность |
Количество занятий |
|
Новый материал |
закрепление |
||
1 |
«Пальцевая живопись» (рисование пальчиками, ладошкой). |
6 |
3 |
2 |
«Рисование Стопами» |
3 |
1 |
3 |
«Скатывание бумаги» |
3 |
1 |
4 |
«Рисование тампончиками, ватными палочками» |
3 |
1 |
5 |
«Рисование пышными красками». |
2 |
|
6 |
«Штамп» (Оттиск печатками из сырых овощей, смятой бумагой, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск листьев) |
3 |
2 |
7 |
«Тычок (жёсткой полусухой кистью) |
3 |
2 |
8 |
«Файларт» |
2 |
|
|
Итоговое мероприятие |
|
1 |
|
Итого: |
25 |
11 |
|
|
36 зан. |
IV.Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Нетрадиционные техники |
Программное содержание |
Оборудование |
|
|
|
Сентябрь |
|
||
1. |
Мой любимый дождик |
Рисование пальчиками |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность |
Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы |
|
2 |
Цветы, которые я видел летом
|
Рисование пальчиками |
Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком, расширять знания детей о цветах, учить рисовать цветы с помощью своих пальчиков, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус. |
Альбомный лист белой бумаги, гуашь, иллюстрации с изображением цветов, салфетки. |
|
3 |
Веселые мухоморы (первое занятие) |
Рисование пальчиками |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать |
Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов |
|
4 |
Веселые мухоморы (второе занятие) |
Рисование пальчиками |
Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа) |
Листы формата А4 голубого и серого цвета или ватманский лист, зеленая гуашь в мисочках, кисти, сухие листья, салфетки |
|
5 |
Счастливый щенок |
Техника рисования стопой |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования стопой. Развивать у детей двигательные навыки, наглядно-образное мышление, воображение. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Не стесняющая движений одежда, позволяющая свободно двигать стопой; два ряда стульев; стол для демонстрационных материалов; дорожки здоровья (2 шт.); гладкая ровная доска; емкости с водой и листы бумаги; средства гигиены: влажные салфетки, полотенца.
|
|
Октябрь |
|
||||
6 |
Ягоды и яблочки |
Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины) |
Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции |
Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, фиолетового, зеленого цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи |
|
7 |
Рябинка. |
Рисование тампончиками. |
Учить
рисовать на ветке ягодки тампончиками, а листики-пальчиками-примакиванием. |
Квадратный лист цветной бумаги с нарисованными ветками, зеленая, желтая и оранжевая гуашь, миски, салфетка и ветка рябины.
|
|
8 |
Цыпленок |
Скатывание бумаги |
Учить мять в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывать из неё шарик. Приклеивать на основу. |
Все имеющиеся в наличии |
|
9 |
Птички клюют ягоды |
Рисование пальчиками, оттиск пробкой |
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность |
Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеенка, салфетки |
|
Ноябрь |
|
||||
10 |
Мои любимые домашние животные |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью — учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги |
Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого, серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных |
|
11 |
Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться? |
Оттиск печатками из картофеля (круги разной величины) |
Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие |
Индивидуальный лист (или ватманский лист) с желтым кругом в середине, желтая, оранжевая, красная, малиновая гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка |
|
12 |
Мы рисуем, что хотим |
Рисование тампончиками |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках |
Все имеющиеся в наличии |
|
Декабрь |
|
||||
13 |
Моя любимая чашка |
Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность |
Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
|
14 |
Маленькой елочке холодно зимой |
Рисование пальчиками, оттиск печатками |
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать елочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность |
Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна — две елочки из зеленой бумаги, клей (если используется аппликация) |
|
15 |
Снежинка |
Скатывание бумаги |
Продолжать знакомить детей с техникой скатывание бумаги. Учить детей выкладывать скатанные комочки по контуру. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и умение довести начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику. |
Листы бумаги с нарисованными снежинками, клей ПВА, кисти, салфетки белого цвета. |
|
16 |
Мои рукавички |
Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками |
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность |
Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки |
|
17 |
Снег кружиться, летает. |
Рисование пышными красками |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках |
Все имеющиеся в наличии |
|
Январь |
|
||||
18 |
Елочка пушистая, нарядная |
Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками |
Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность |
Маленькая елочка, вырезанная из плотной бумаги, зеленая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета в мисочке, салфетка |
|
19 |
Забавный пингвинёнок |
Техника рисования стопой |
Продолжать знакомиться с техникой печатания стопой. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мышление, память, речь. |
Лист бумаги голубого цвета, гуашь белая, чёрная, салфетки. |
|
20 |
Веселый снеговичок |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура |
Вырезанный из бумаги снеговичок (два круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жесткая кисть, красный и черный маркеры, ватман, тонированный темным цветом |
|
|
|
Февраль |
|
||
21 |
Весёлые осьминожки (коллективная) |
Рисование ладошками |
Совершенствовать технику печатания ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику ,мышление, память, речь. Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. |
Лист ватмана голубого цвета, гуашь разноцветная в чашечках, салфетки. |
|
22 |
Мы рисуем, что хотим |
Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках |
Все имеющиеся в наличии |
|
23 |
Цветочек для папы |
Рисование тампончиками |
Упражнять в печатании с помощью тампончиков. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции |
Открытка для папы: на лицевой стороне — аппликация, на развороте — место для рисунка, печатки в форме цветов, гуашь зеленая, синяя, оранжевая, красная и т.п., гуашь в мисочках, кисти, салфетки |
|
24 |
Мои любимые животные из сказок |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура |
Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведь, лиса, заяц и т.д.), гуашь разных цветов, жесткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом |
|
|
|
Март |
|
||
25 |
«Сиреневый букет» |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. |
Цветные салфетки, силуэт сирени, клей, гуашь фиолетовая, коричневая |
|
26 |
Совушка |
Техника рисования стопой |
Совершенствовать умения и навыки в технике печатания стопой. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мышление, память, речь. |
Синий лист бумаги, белая, черная и жёлтая гуашь. |
|
27 |
Солнышко |
Рисование ладошками |
Упражнять в технике печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки — лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. |
Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски |
|
28 |
Божьи коровки на лужайке |
Техника рисования стопой |
Закрепить умения рисовать техникой печатания стопой. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) |
Лист бумаги, салфетки и бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная и красная гуашь в мисочках, клей для педагога.
|
|
29 |
Весна - красна |
Файларт |
Знакомить с новой техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
любая жидкая краска (сметанообразной консистенции), это могут быть пальчиковые краски или жидкая гуашь; прозрачные пакеты (обычные пакеты для продуктов или прозрачные файлы), скотч; ватные палочки (можно рисовать просто пальчиком). |
|
Апрель |
|||||
30 |
Мы рисуем, что хотим |
Оттиск пробкой, печаткой из картофеля рисование пальчиками |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках |
Все имеющиеся в наличии |
|
31 |
Подснежник |
Рисование пышными красками |
Продолжать знакомить детей с техникой рисования пышными красками. Развивать творчество. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. |
Листы голубого цвета с силуэтом подснежника, кисти, клей ПВА, цветная бумага зелёного цвета, «пышные краски» белого цвета, салфетки. |
|
32 |
Мы рисуем, что хотим |
Рисование тампончиками |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках |
Все имеющиеся в наличии |
|
Май |
|||||
33 |
Травка |
Рисование ладошкой |
Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие |
Ватманский лист, темно- и светло-зеленая гуашь (можно налить в блюдце), кисти, салфетки |
|
34 |
Весенние ручьи |
Файларт |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках |
Любая жидкая краска (сметанообразной консистенции), это могут быть пальчиковые краски или жидкая гуашь; прозрачные файлы, скотч; ватные палочки (можно рисовать просто пальчиком). |
|
35 |
Цветочек радуется солнышку |
Скатывание салфеток |
Упражнять в технике скатывания бумаги. Учить выкладывать шарики салфеток, заполняя всё пространство. Дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции |
Лист светло-голубой бумаги, печатки в форме цветков, гуашь различных цветов в мисочках, темно- и светло- зеленая гуашь, кисть, иллюстрации и эскизы. |
|
36 |
Золотая рыбка |
Рисование пальчиками |
Совершенствовать умения в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными методами. |
Вырезанные из белой бумаги силуэты рыб, «мама-рыбка» (образец), гуашь жёлтого цвета, Чашечки для краски, салфетки. |
|
37 |
Выставка рисунков детей данной группы |
|
Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе (понравившихся и непонравившихся рисунков) Рисунки детей за год (выбирается несколько лучших рисунков у каждого ребенка) |
|
V. Литература:
1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»,2006г.
2. Давыдова Н.Г. « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (Часть I, II)- М.2007г.
3. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.