Технологическая карта урока на тему: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Цель урока: показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства, подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи защищая в этих законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев, продолжить, формирование умений самостоятельной учебной деятельности, работы с источниками.
УУД:
Познавательные УУД: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия «закон», основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы. Формулировать и обосновывать выводы.
Личностные УУД: научатся высказывать аргументированное суждение о значение законов Хаммурапи для мира.
Регулятивные УУД: умение работать по плану, анализируя исторический документ (выдержки из законов Хаммурапи).
Коммуникативные УУД: владение диалогической формой речи, умение работать в группах (постановка вопросов).
Тип урока: комбинированный урок.
Необходимое оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта, раздаточный материал (карточки с отрывками законов Хаммурапи
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. |
Организационный момент (2 минута). |
Учитель приветствует учеников. |
Ученики отвечают на приветствие. Проверяют готовность своих рабочих мест. |
Регулятивные (контроль, коррекция). |
2. |
Актуализация знаний по теме «Древнее Двуречье» (6 минут). |
Актуализировать знания обучающихся по теме «Древнее Двуречье», подвести к пониманию причин возвышения Вавилона. Проверка домашнего задания: ответ по плану.
- Ребята как вы думаете, какие взаимоотношения были между городами Междуречья?
Действительно. Победил в этой борьбе город Вавилон (показать на карте), под властью которого объединилось почти все Двуречье. Почему как вы думаете? Давайте посмотрим на карту. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. А каково было значение рек? Правильно, по рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э. |
Отвечают на вопросы по поднятой руке.
- Воевали друг с другом за власть, кому из них быть главным.
- Расположен в удобном месте в центре Двуречья, где близко сходятся Тигр и Евфрат.
- По ним передвигались, торговали. |
Познавательные (формулировка и обоснование выводов). Коммуникативные (владение диалогической формой речи). |
3. |
Этап определения темы урок. Постановка цели урока. (10 минуты). |
Итак, Вавилон становится главным городом. Как Хаммурапи мог сохранить и укрепить свою власть, над таким большим государством? Что ему следовало сделать? А разве война укрепляет государство?
Что же тогда помогает поддерживать в государстве порядок? А что такое закон?
Действительно, Хаммурапи для укрепления государства создает законы. В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Картинка в учебнике). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Как вы думаете кто это? - Правильно. Это царь Хаммурапи и бог правосудия Шамаш. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи. Это и был текст законов, составленных Хаммурапи. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока (учитель вывешивает на доску название темы). - Какую цель на урок мы с вами поставим?
- Просто изучить? Но ведь законы не составляются просто так (учитель вывешивает на цель урока).
- Для достижения цели, какие задачи мы должны решить? (учитель вывешивает на доску задачи урока). |
- Воевать.
- Нет, во время войны умирают люди, требуются большие средства на содержание войска. Подвести к пониманию, что такое законы. закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами государства (записываем в тетрадь).
- царь Хаммурапи.
- Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
- Изучить эти законы
- Изучить эти законы и понять их значения для государства.
Дети определяют цели. |
Регулятивные (целеполагание, планирование). Познавательные (общенаучные, действие постановки и решения проблем). Коммуникативные (планирование, владение диалогической формой речи). Личностные (смыслообразование).
|
4. |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (10 минут). |
Изучить отрывки из законов царя Хаммурапи, сделать вывод, что или кого защищали законы, как наказывали за преступления. Сейчас мы будем работать с текстом законов в группах, даю вам 3 минуты, распределить в группе задачи каждого: кто записывает выводы, кто представляет выводы перед классом, кто помогает закрепить выводы на доске. Итак, пожалуйста, группы представляют свои выводы.
- Какую задачу мы с вами уже выполнили?
|
Работают в группах с текстом закона
Познакомиться с текстом законов. Узнать, что или кого защищали законы, как наказывали за несоблюдение законов. Узнать были ли люди в Вавилонском государстве равны? Представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом. Крепят свои ответы на доску (обучающиеся записывают в тетрадь): Законы царя Хаммурапи поощряли честный и добросовестный труд. Законы защищали семью и права детей. Законы защищали своих подданных от рабства. В Вавилоне существовал рабовладельческий общественный строй. Люди в Вавилонском обществе были не равны. Законы закрепляли имущественное неравенство.
- поняли цель составления, содержания и значения законов Хаммурапи; - продолжили формирование навыка работы с текстом исторического источника «Законы Хаммурапи»; - воспитывали навыки культурного поведения, воспитывали чувства товарищества и взаимопомощи при работе в группе;
|
Познавательные (общенаучные, логические, действие решения проблемы); Коммуникативные (планирование, постановка вопросов).
|
5. |
Рефлексивный этап (6 минут). |
Ребята, царь Хаммурапи правил во втором тысячелетии до н.э. И для поддержания порядка создал законы. - А только ли в Вавилоне нужны были законы?
- Как называется главный закон нашего государства? Почему важно каждому гражданину соблюдать законы?
|
Отвечают на вопросы. |
Регулятивные (удержание цели; оценка достижения цели). Познавательные (формулировать и обосновывать выводы). Личностные (формирование уважения к закону). |
6. |
Контрольно-оценочный этап (6 минут). |
Оценить работу на уроке. Заполните листы самооценок. Поднимите руку у кого 5, 4, 3.
|
Заполняют листы самооценки. Поднимают руки. |
Регулятивные (оценка своего вклада в достижение цели урока). |
7. |
Домашнее задание (2 минуты). |
Параграф 14 - пересказ |
Ученики записывают домашнее задание. |
Регулятивные. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.