Вебинар "Буллинг в школе"

  • pdf
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Буллинг в школе.pdf

БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ: 

КАК РАСПОЗНАТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ  ВОЗНИКШУЮ ОПАСНОСТЬ

ПРОВЕРКА СВЯЗИ

+ +  видно и слышно

+ -  только слышно или только видно

                     - -     не видно и не слышно

ПЛАН ВЕБИНАРА

1.          Буллинг в школе: определение, характеристики, признаки и виды.

 

2.          Распространенные мифы о буллинге.

 

3.          Причины возникновения травли в школьном коллективе.

 

4.          Эффективные антибуллинговые методики.

 

5.          Профилактические средства предупреждения буллинга.

 

БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ –

систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить. Это психологический террор, он предполагает затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.

ХАРАКТЕРИСТИКИ БУЛЛИНГА

    Умышленность и регулярность.  

    Неравенство сил.  

    Четкое распределение ролей.

    Буллинг не заканчивается сам по себе.

 ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА

Заметные – физическая и словесная агрессия (удары, пинки, обзывание, грубости и т. п.).

 

Скрытые – наличие одиноких, ни с кем не общающихся в классе детей, группировок, постоянно подавленное настроение у кого-то из детей, слезы, необъяснимые перемены настроения, отсутствие желания ходить в школу, внезапное падение интереса к учебе и тому подобное.

ВИДЫ БУЛЛИНГА

Словесный (вербальный) – оскорбления, насмешки, обзывание, запугивание, угрозы, сплетни.

 

Физический – плевки, удары, щипки, пинки, толкание, подножки, выкручивание рук, любые другие действия, причиняющие боль и даже телесные повреждения, действия сексуального характера, кража или умышленное повреждение личного имущества жертвы.

 

Социальный (психологический) – оскорбительные жесты или действия, игнорирование, отказ от общения, исключение из игры, бойкот, вымогательство денег, еды, вещей или принуждение к чему-то.

 

Кибербуллинг – буллинг с использованием гаджетов и интернета, SMS, электронные письма, оскорбительные комментарии, распространение личной информации, передача сообщений, фотографий и видео оскорбительного, агрессивного, сексуального содержания, снятие драк и травли и публикация в сети.

УЧАСТНИКИ БУЛЛИНГА

Агрессоры

                         Наблюдатели                Жертвы

АГРЕССОРЫ

          Не признают ответственность, обвиняют жертву («Мы просто прикололись», «Ничего такого не делали», «Он/а сам/а виноват/а», «Шуток не понимает», «Мы не обязаны с ним/ней общаться» и т.д.).

 

          Присваивают     агрессивный    и   неуважительный способ поведения       с   другими   людьми    и пренебрежение   правилами       (драки,     воровство, вандализм, хранение оружия, прогулы школы, низкие учебные достижения, курение, употребление алкоголя,    наркотиков). 

 

          Подвержены депрессии. Имеют средний или низкий уровень самооценки (считают себя влиятельными, но хотят занять более высокое положение).

 

          Учебные успехи у детей занимающихся травлей, несколько ниже среднестатистических показателей.

 

ЖЕРТВЫ

         Испытывают сложности с физическим и психическим здоровьем. 

 

         Начинают отставать в учёбе.

 

         Могут иметь склонность к суициду, девиантное поведение.

 

         Становятся тревожными, видят мир полным опасностей, а себя – неспособными оказать влияние на происходящее.

НАБЛЮДАТЕЛИ

          Малейшее одобрение преследования – усиливает страдания жертвы и служит подкреплением для агрессора; во многом внимание свидетелей и является мотивом такого поведения.

 

          В то же время неодобрение травли и попытки защитить жертву имеют важнейшее значение для ребенка, которого обижают.

 

          Могут боятся вступиться за жертву и из страха присоединяться к агрессору – ощущать за это стыд, вину, обесценивание ситуации и снижение эмпатии. 

 

          Ощущают         небезопасность     среды;    боятся потерять свой статус, тоже стать жертвой и лишиться имеющейся безопасности.

РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ

          Если не реагируют на травлю → у свидетелей снижается способность к сочувствию, они привыкают к своей пассивности → ухудшается социальный климат в коллективе → в обществе растет молчаливое пассивное большинство, готовое принимать насилие в свой адрес.

 

          Буллинг отвлекает на себя внимание детей, мешая им учиться; портит психологический климат в классе, не давая сотрудничать и решать учебные задачи совместно.

 

          Учитель, не пресекающий буллинг, чувствует беспомощность, бессилие, некомпетентность, неэффективность, напряжение, снижение мотивации, что ведет к профессиональному выгоранию.

 

          Учителю важно помогать детям поддерживать позитивную атмосферу взаимной поддержки в классе, придумать правила реагирования на ситуации травли.

 

          Ситуации травли не являются нормой, вызывают множество серьезных негативных последствий и нуждаются в том, чтобы на них обращали внимание, обсуждали, прекращали и по возможности предупреждали.

МИФЫ О БУЛЛИНГЕ


Травля происходит в любой социальной группе.

Травля является, и всегда будет оставаться, нормальной составляющей взросления.

«Для твоей же пользы»: из опыта травли ребенок извлекает для себя урок.

Есть такие дети, которых обязательно будут травить.

Подмена проблемы: путать травлю и непопулярность.

«Сами разберутся…»


ПРИЧИНЫ БУЛЛИНГА

Школьный буллинг возникает в группе, где для него есть благоприятная среда:

1.            Высокий уровень тревоги, участники не понимают своего места в коллективе и готовы таким жестоким способом добиваться определенности.

 

2.            Выделение отчетливых лидеров и явно неуспешных детей (либо разделение по другим признакам) формирует иерархию, в которой травля будет служить поддержкой.

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ БУЛЛИНГА

Буллинг возникает внутри системы – решать его необходимо тоже системно.

 

Основными способами работы с уже существующими эпизодами травли в Российских школах сейчас являются:

 

а) индивидуальная работа с участниками ситуаций

(выполняющими роли агрессоров и жертв); 

 

б) работа с сообществом класса.

https://mega-talant.com

ОБЩИЙ ПЛАН ПРЕОДОЛЕНИЯ

БУЛЛИНГА

1.   Признание проблемы.

2.   Принятие ответственности.

3.   Разработка стратегии.

4.   Соблюдение прозрачности.

5.   Достижение результата.

6.   Интеграция опыта.


«ДНЕВНИК БУЛЛИНГА»

«ГРУППА ПОДДЕРЖКИ»

1.    Секретная встреча.   

2.    Первые результаты.   

3.    Эффективность и возможные трудности.

«КОМАНДА ПОД ПРИКРЫТИЕМ»

Фаза 1: Признание достоинства и человеческой ценности пострадавшей стороны.

Фаза 2: Набор Команды.

Фаза 3: Разработка плана.

Фаза 4: Отслеживание изменений.

Фаза 5: Празднование успеха.

РАБОТА С ГРУППОЙ

1.          Назвать явление.

2.          Принять ответственность.

3.          Дать однозначную оценку.

4.          Обозначить травлю как проблему группы.

5.          Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор.

6.          Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт.

7.          Мониторинг и поддержка позитивных изменений.

8.          Гармонизировать иерархию.

Возможность травли повышается при:

        начале обучения в первом классе; 

        переходе в среднюю школу; 

        появлении новых учеников в классе; 

        смене классного руководителя;

        ситуациях, когда устойчивость группы еще не сформирована или может подвергаться угрозе. 

                               

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА

1. Работа с качеством психологопедагогического процесса в целом:

   повышение эффективности

классного руководства;

 

   тренинги командообразования,

социальных навыков в классе;

 

   включение родительского сообщества в жизнь школы.

Такой подход решает множество задач одновременно

-   улучшает психологический климат; 

-   повышает субъективную безопасность в классе; 

-   служит профилактикой выгорания у

педагогов; 

-   повышает качество учебного процесса; 

-   снижает тревогу у всех участников;  - подготавливает школьное сообщество к тематической работе.

2. Тематическая работа с проблемой буллинга:

            выработка специалистами определений, правил и алгоритмов на тему травли;

 

            обсуждение с детьми буллинга и способов обращения с ним.

ИСТОЧНИКИ

1.         «Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах» (Управление по социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», Москва, 2013).

 

2.         «Травля в школе», Людмила Петрановская.

 


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!