БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ:
КАК РАСПОЗНАТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ ВОЗНИКШУЮ ОПАСНОСТЬ
+ + видно и слышно
+ - только слышно или только видно
- - не видно и не слышно
1. Буллинг в школе: определение, характеристики, признаки и виды.
2. Распространенные мифы о буллинге.
3. Причины возникновения травли в школьном коллективе.
4. Эффективные антибуллинговые методики.
5. Профилактические средства предупреждения буллинга.
систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить. Это психологический террор, он предполагает затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.
• Умышленность и регулярность.
• Неравенство сил.
• Четкое распределение ролей.
• Буллинг не заканчивается сам по себе.
ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА
Заметные – физическая и словесная агрессия (удары, пинки, обзывание, грубости и т. п.).
Скрытые – наличие одиноких, ни с кем не общающихся в классе детей, группировок, постоянно подавленное настроение у кого-то из детей, слезы, необъяснимые перемены настроения, отсутствие желания ходить в школу, внезапное падение интереса к учебе и тому подобное.
Словесный (вербальный) –
оскорбления, насмешки, обзывание, запугивание, угрозы, сплетни.
Физический –
плевки, удары, щипки, пинки, толкание, подножки, выкручивание рук, любые другие
действия, причиняющие боль и даже телесные повреждения, действия сексуального
характера, кража или умышленное повреждение личного имущества жертвы.
Социальный (психологический) –
оскорбительные жесты или действия, игнорирование, отказ от общения, исключение
из игры, бойкот, вымогательство денег, еды, вещей или принуждение к чему-то.
Кибербуллинг – буллинг с использованием гаджетов и
интернета, SMS, электронные письма, оскорбительные комментарии, распространение
личной информации, передача сообщений, фотографий и видео оскорбительного,
агрессивного, сексуального содержания, снятие драк и травли и публикация в
сети.
Агрессоры
Наблюдатели Жертвы
•
Не признают ответственность, обвиняют жертву («Мы просто
прикололись», «Ничего такого не делали», «Он/а сам/а виноват/а», «Шуток не
понимает», «Мы не обязаны с ним/ней общаться» и т.д.).
• Присваивают агрессивный и неуважительный способ поведения с другими людьми и пренебрежение правилами (драки, воровство, вандализм, хранение оружия, прогулы школы, низкие учебные достижения, курение, употребление алкоголя, наркотиков).
• Подвержены депрессии. Имеют средний или низкий уровень самооценки (считают себя влиятельными, но хотят занять более высокое положение).
• Учебные успехи у детей занимающихся травлей, несколько ниже среднестатистических показателей.
• Испытывают сложности с физическим и психическим здоровьем.
• Начинают отставать в учёбе.
• Могут иметь склонность к суициду, девиантное поведение.
• Становятся тревожными, видят мир полным опасностей, а себя – неспособными оказать влияние на происходящее.
•
Малейшее одобрение преследования – усиливает страдания
жертвы и служит подкреплением для агрессора; во многом внимание свидетелей и
является мотивом такого поведения.
• В то же время неодобрение травли и попытки защитить жертву имеют важнейшее значение для ребенка, которого обижают.
• Могут боятся вступиться за жертву и из страха присоединяться к агрессору – ощущать за это стыд, вину, обесценивание ситуации и снижение эмпатии.
• Ощущают небезопасность среды; боятся потерять свой статус, тоже стать жертвой и лишиться имеющейся безопасности.
• Если не реагируют на травлю → у свидетелей снижается способность к сочувствию, они привыкают к своей пассивности → ухудшается социальный климат в коллективе → в обществе растет молчаливое пассивное большинство, готовое принимать насилие в свой адрес.
•
Буллинг отвлекает на себя внимание детей, мешая им учиться;
портит психологический климат в классе, не давая сотрудничать и решать учебные
задачи совместно.
• Учитель, не пресекающий буллинг, чувствует беспомощность, бессилие, некомпетентность, неэффективность, напряжение, снижение мотивации, что ведет к профессиональному выгоранию.
• Учителю важно помогать детям поддерживать позитивную атмосферу взаимной поддержки в классе, придумать правила реагирования на ситуации травли.
• Ситуации травли не являются нормой, вызывают множество серьезных негативных последствий и нуждаются в том, чтобы на них обращали внимание, обсуждали, прекращали и по возможности предупреждали.
МИФЫ О БУЛЛИНГЕ
Травля
происходит в любой социальной группе.
Травля
является, и всегда будет оставаться, нормальной составляющей взросления.
«Для
твоей же пользы»: из опыта травли ребенок извлекает для себя урок.
Есть
такие дети, которых обязательно будут травить.
Подмена
проблемы: путать травлю и непопулярность.
«Сами
разберутся…»
Школьный буллинг возникает в группе, где для него есть благоприятная среда:
1.
Высокий уровень тревоги, участники не понимают своего места
в коллективе и готовы таким жестоким способом добиваться определенности.
2. Выделение отчетливых лидеров и явно неуспешных детей (либо разделение по другим признакам) формирует иерархию, в которой травля будет служить поддержкой.
Буллинг возникает внутри системы – решать его необходимо тоже системно.
Основными способами работы с уже существующими эпизодами травли в Российских школах сейчас являются:
а) индивидуальная работа с участниками ситуаций
(выполняющими роли агрессоров и жертв);
б) работа с сообществом класса.
https://mega-talant.com
БУЛЛИНГА
1. Признание
проблемы.
2. Принятие ответственности.
3. Разработка стратегии.
4. Соблюдение прозрачности.
5. Достижение результата.
6. Интеграция опыта.
1. Секретная
встреча.
2. Первые
результаты.
3. Эффективность
и возможные трудности.
Фаза 1: Признание достоинства и человеческой ценности пострадавшей стороны.
Фаза 2: Набор Команды.
Фаза 3: Разработка плана.
Фаза 4: Отслеживание изменений.
Фаза 5: Празднование успеха.
1. Назвать явление.
2. Принять ответственность.
3.
Дать однозначную оценку.
4. Обозначить травлю как проблему группы.
5. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор.
6. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт.
7. Мониторинг и поддержка позитивных изменений.
8. Гармонизировать иерархию.
Возможность травли повышается при:
• начале обучения в первом классе;
• переходе в среднюю школу;
• появлении новых учеников в классе;
• смене классного руководителя;
• ситуациях, когда устойчивость группы еще не сформирована или может подвергаться угрозе.
1. Работа с качеством психологопедагогического процесса в целом:
•
повышение эффективности
классного руководства;
• тренинги командообразования,
социальных навыков в классе;
• включение родительского сообщества в жизнь школы.
Такой подход решает множество задач одновременно:
-
улучшает психологический климат;
- повышает субъективную безопасность в классе;
- служит профилактикой выгорания у
педагогов;
- повышает качество учебного процесса;
- снижает тревогу у всех участников; - подготавливает школьное сообщество к тематической работе.
2. Тематическая работа с проблемой буллинга:
• выработка специалистами определений, правил и алгоритмов на тему травли;
• обсуждение с детьми буллинга и способов обращения с ним.
1. «Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах» (Управление по социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», Москва, 2013).
2. «Травля в школе», Людмила Петрановская.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.