Величие русской средневековой художественной культуры
Оценка 4.9

Величие русской средневековой художественной культуры

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
27.02.2018
Величие русской средневековой художественной культуры
Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей Развитие Киевской Руси подготовило почву, для того чтобы, в конце 10 века князь и правящая верхушка решили в качестве государственной религии принять христианство. Крещение сыграло большую роль в формировании древнерусской культуры. В основе нового учения лежали понятия о мире, которые решительно отличались от воззрений древних славян. Теперь уже не обожествлялись силы природы. Божество представлялось как нравственная, духовная сила; на него переносились некоторые представления о человеке. Летопись говорит о греческом проповеднике, который показал князю Владимиру “запону” (икону) с изображением “страшного суда”, праведников, идущих в рай, и грешников, идущих в ад. Икона произвела на Владимира такое сильное впечатление, что он выразил желание быть вместе с теми, кому предстояло “вечное блаженство”. В этом рассказе выявляется значение назидательной картины: живописный образ убедил князя больше, чем слова проповедника. О роли искусства говорит и другой легендарный рассказ летописи о поездке посланников князя в разные страны для знакомства с верой и обрядами различных народов. В Камской Болгарии русским послам не по душе пришлось то, что “нет веселя у них, но печаль и смрад великий”. У немцев видели службу, но “не видали никакой красоты”. В Византии в храме Св. Софии их так очаровал церковный обряд, что они не знали, где они – на небе или на земле. “Мы убо не можем забыти красоты тоя”, - заявили послы князю, склоняя его принять крещение от греков.
Величие русской средневековой.doc
Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей Развитие Киевской Руси подготовило почву, для того чтобы, в конце 10 века князь и правящая  верхушка решили в качестве государственной религии принять христианство. Крещение сыграло  большую роль в формировании древнерусской культуры. В основе нового учения лежали понятия о  мире, которые решительно отличались от воззрений древних славян. Теперь уже не обожествлялись  силы природы. Божество представлялось как нравственная, духовная сила; на него переносились  некоторые представления о человеке. Летопись говорит о греческом проповеднике, который показал князю Владимиру “запону” (икону) с  изображением “страшного суда”, праведников, идущих в рай, и грешников, идущих в ад. Икона  произвела на Владимира такое сильное впечатление, что он выразил желание быть вместе с теми, кому предстояло “вечное блаженство”. В этом рассказе выявляется значение назидательной картины:  живописный образ убедил князя больше, чем слова проповедника. О роли искусства говорит и другой  легендарный рассказ летописи о поездке посланников князя в разные страны для знакомства с верой и  обрядами различных народов. В Камской Болгарии русским послам не по душе пришлось то, что “нет  веселя у них, но печаль и смрад великий”. У немцев видели службу, но “не видали никакой красоты”.  В Византии в храме Св. Софии их так очаровал церковный обряд, что они не знали, где они – на небе  или на земле. “Мы убо не можем забыти красоты тоя”, ­ заявили послы князю, склоняя его принять  крещение от греков. Крещение Руси имело огромное значение для судеб русской культуры. С принятием христианства  распространилась письменность, быстро развивалось просвещение. И в Новгороде, и в Киеве монахи  начали вести погодные записи о событиях общегосударственного значения, так называемые летописи.  С принятием христианства восстановились связи русской культуры с традициями античности. Князь  Владимир привез в Киев бронзовую четверку коней и две статуи, и эти памятники украсили главную  площадь столицы. В 11веке происходит знакомство русских людей с греческой литературой. “Изборник Святослава”  1073г. заключает в себе краткое изложение основ классической поэтики и риторики, философских  понятий о сущности поэтических троп. В дальнейшем образованные русские люди приобрели  некоторые сведения о классиках древности, в частности о Гомере. С принятием христианства киевский князь приобретал ореол богоизбранности. В 10 в. Святослав в  холщовой рубахе, с чубом на голове и серьгой в ухе удивлял византийцев простой своего общения с  дружиной. Его ближайшим потомкам уже не знакома подобная простота. Сын Святослава Владимир  после крещения женился на дочери византийского императора. Этим союзом с византийским  самодержцем, почитавшимся главой, как государства, так и церкви, киевский князь поднимал свой  авторитет. Отныне он почитался не только как властитель своих подданных на земле, но и как их  защитник на небе. Население на протяжении долгого времени оказывало сопротивление крещению и в Новгороде, и в  северных землях. Народ силой, “аки стада”, по выражению летописца, приходилось загонять в реку  для крещения. В заботе о том, чтобы новая религия стала доступна людям, оказывала на них  наибольшее воздействие, созидатели нового искусства не только строили церкви на месте языческих  капищ, но восприняли некоторые элементы народной религии природы. Святым стали приписывать  роль старых богов, молитвы стали похожи на заговоры, иконы – на идолов. Класс 10 Продолжительность учебного занятия: 1 урок 45 минут Тип учебного занятия: Комбинированный урок: повторения пройденного и изучения нового  метериала. Цели (образовательная, развивающая и воспитательная) и задачи учебного занятия: 1. Дать общие представления об особенностях культуры Киевской Руси. Рассмотреть основные этапы  развития худ. культуры Древней Руси. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор –  летописец и его “Повесть временных лет”. Возвеличивание духовных подвигов, жанр бытия. Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменитое пение – хоровое  одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста. 2. Развитие чувств, эмоций, образно­ассоциативного мышления; овладение умением анализировать  произведение искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное  суждение. Расширение кругозора учащихся; развитие умственных способностей (анализа и синтеза);  эстетическое развитие; создание единой картины мира; раскрытие связи между самовосприятием  личности и ее отражением в искусстве; построение межпредметных связей (МХК, литература,  история). 3. Воспитание художественно­эстетического вкуса, освоение знаний о стилях и направлениях в  мировой художественной культуре и их характерных особенностях. Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютер, экран,  мультимедийный проектор. Диск “Мировая художественная культура 10­11 классы” ЗАО  “Инфостудия Экон”, диск “Культурология” ЗАО “Новый диск”, диск “МХК от зарождения до XVII  века” Издательский дом “Питер”. Дидактические материалы к учебному занятию: Презентация на основе ЦОР “ Культура Киевской  Руси”; Литературный текст “Принятие христианства”. Ход учебного занятия Компетенции Методы Формы Используе мые ЦОРы словесный фронтальный   Этапы учебного занятия 1.  Организаци онный  момент Вре мя 2­3  ми нут ы Цель этапа Подгото вка  учащихс я к  работе Знания Умения организация  внимания и  внутренней  готовности умение  организовы ваться Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Приветствие 2.Выявление отсутствующих 3.Проверка готовности к уроку 4.Изложение темы урока – художественная  культура Киевской Руси. 5.Сообщение целей урока. 1.Подготовка к работе. 2.Приветствие учителя. 3.Прослушивание инструктажа. Этапы  учебного  занятия Вре мя Цель  этапа Компетенции Методы Формы Знания Умения Используе мые ЦОРы Фронтальна я беседа. Фронтальная  работа с  классом. Слайд­ фильм на  цифровых  носителях. Слайд №3 2.  Повторение  пройденног о материала 3  ми нут ы Актуали зация и  проверк а знаний  учащихс я. Иметь  навык  работы с  различными источникам и  информаци и. Знать  основные  этапы  развития  мировой  истории, в  частности  истории  Средневековь я, Древней  Руси. Знать  особенности  развития  Киевской  Руси. Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Учащиеся отвечают на вопросы  учителя устно. 1.Актуализация знаний учащихся Мы продолжаем изучать искусство Древней  Руси. Но прежде чем мы начнем новую тему,  давайте вспомним материал, изученный на  прошлых уроках. Назовите особенности древнерусской  культуры. Перечислите славянские племена. Назовите основных богов древних славян. Что такое “капище”? Какие князья правили древней Русью? Этапы  учебного  занятия Вре мя Цель  этапа Компетенции Методы Формы Знания Умения Используе мые ЦОРы Знакомство с  материалом с демонстраци онного  экрана,  выборка  интересной  информации. Анализиров ать  полученную информаци ю,  сравнивать  пройденный материал с  новым  материалом . Работа с  репродукти вным  материалом . Объясните льно­ иллюстрати вный.  Репродукт ивная  беседа  (трансляци я). Коллективна я,  индивидуаль ная,  самостоятель ная и  исследовател ьская. слайд­ фильм на  цифровых  носителях. Использов ание  аудиторно й  демонстра ционной  техники  на основе  ПК. Слайды № 4, 6­28 3.   Знакомство  с новым  материалом 25  ми нут Знакомс тво с  особенн остями  культур ы  Киевско й Руси.  Рассмот реть  основны е этапы  развития худ.  культур ы  Древней  Руси.  Памятни ки  архитект уры.  София  Киевска я.  Фрески.  Мозаики .  Знамени тое  пение –  хоровое  одногол осие.  Особенн ости  интонир ования  богослу жебного  текста. Деятельность учителя Деятельность учащихся Смотрят, слушают, записывают в  тетрадь, отвечают на вопросы. Через проектор с монитора ПК проводится  демонстрация подобранного материала по  теме урока “Культура Киевской Руси”. Материал: Культура Киевской Руси 10­11 вв. На рубеже 10­11вв. древнерусское  государство достигает экономического и  политического расцвета, чему содействовало  развитие городов. Киев находился в центре  торговых путей, которые связывали Русь со  скандинавскими странами, с Германией, с  Хорезом, с Царьградом. Из Киева вывозили  меха, мед, воск и металлические изделия.  Основой процветания городов были ремесла и  торговля. В Киеве были высоко развиты  кузнечное дело, производство оружия,  ювелирное мастерство, гончарное и  кожевенное производство. Киевские  металлические изделия из серебра с  филигранью и чернью имели распространение  за рубежом. Росту хозяйственной жизни  содействовал обмен между городами и селами. Роскошь все больше входит в жизнь и быт  киевской знати 11в. Под властью князя  Владимира и сына его Ярослава  сосредоточены были обширные земли.  Успешные походы показали могущество  русского воинства. Укреплению  международного положения содействовало и  то, что русские князья роднились с  королевскими домами и выдавали своих  дочерей за иностранных государей. Единство стиля в искусстве Киевской Руси Все киевское искусство 11в. отличается  цельностью, единством своего стиля. Это  относится к зданиям этого времени,  украшающей их мозаике и стенописи,  ювелирным изделиям и миниатюрам. Новым  было проявление церковной архитектуры:  монументальной, каменной, точнее кирпичной, подобной которой славяне не знали до конца  10века. В этой области больше всего сказались технические успехи. Чередование тонкого  красного кирпича с широким розовым слоем  извести ­ цемянки не только содействовало  большой крепости построек, но придавало им  особую нарядность. Новыми видами  изобразительного искусства были мозаика и  перегородчатая эмаль, фреска и миниатюра.  Мозаика обладала тем преимуществом, что  позволяла создавать настенные изображения, Этапы учебного занятия Вре мя Цель этапа 5  ми нут 4.  Самостояте льная  работа  учащихся Приобщ ить  учащихс я к  навыкам работы с литерату рным  текстом. Компетенции Методы Формы Знания Умения Знать  особенности  принятия  христианства на Руси. Доказывать  свою точку  зрения,  используя  литературн ый  материал. Исследоват ельский.  Фронтальн ый опрос. Работа с  текстом,  обсуждение в парах. Деятельность учителя Деятельность учащихся Организация исследовательской работы.  Контроль. Вывод результатов на экран. Изучение и анализ текста. Ответы на вопросы. Этапы  учебного  занятия Вре мя Цель  этапа Компетенции Методы Формы Знания Умения 5  ми нут 5.   Закреплени е и  применение  знаний Проверк а и  контрол ь  получен ных  знаний. Знать  важнейшие  памятники  искусства  Киевской  Руси. Анализиров ать  особенност и основных  памятников Древнерусс кого  искусства. Контроль  полученны х знаний. Индивидуаль ная Используе мые ЦОРы Слайд­ фильм на  цифровых  носителях. Использов ание  аудиторно й  демонстра ционной  техники  на основе  ПК. Слайд №5 Используе мые ЦОРы Слайд­ фильм на  цифровых  носителях. Использов ание  аудиторно й  демонстра ционной  техники  на основе  ПК. Слайд №  30­32 Деятельность учителя Деятельность учащихся Мы на уроке познакомились с художественной культурой Киевской Руси. Закрепим ваши знания по изученной теме. Учащимся предлагаются зрительный диктант. Индивидуальная письменная работа. Компетенции Методы Формы Используе мые ЦОРы Словесные. Фронтальная.   Этапы  учебного  занятия 6.  Итог  урока Вре мя Цель  этапа 3м ин. Обобще ние  знаний  по теме  “Искусс тво  Киевско й Руси”. Знания Умения Знать  художествен ные  произведения Киевской  Руси. Анализиров ать  полученную информаци ю. Деятельность учителя Деятельность учащихся Мы на уроке познакомились с художественной культурой Киевской Руси. 1.Культуру, какого периода мы рассмотрели? 2.Назовите основные произведения искусства  Киевской Руси? Отвечают на вопросы. Учащиеся рассказывают, что нового они узнали на уроке 9. Домашнее  задание 2 мин. Словесные . Индивид уальная   Закреп ление  и  приме нение  знаний по  теме  “Иску сство  Киевс кой  Руси”. Знать  художес твенные произве дения  Киевско й Руси. Анализи ровать  получен ную  информ ацию,  уметь  применя ть ее в  практич еской  работе. Деятельность учителя Деятельность учащихся Предлагает разноуровневое домашнее  задание: 1.Составить вопросы для проверочной  работы. 2.Составить кроссворд. Запис

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры

Величие русской средневековой художественной культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018