МКОУ "ООШ с. Талон"
Методическая разработка
урока математики в 5 классе,
посвященного Победе
в Великой Отечественной Войне.
подготовила учитель
математики 1 категории
Золоташкина Н. В.
2019г.
ТЕМА: Великая Отечественная война в числах и фактах.
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Учебные задачи, направленные на достижение:
o продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
o развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач,
o способствовать патриотическому воспитанию учащихся, развить чувства национальной гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Тип урока: урок обобщения и закрепления.
Формы работы учащихся:
Необходимое оборудование:
Учебник: Математика. 5класс/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.
Ход урока:
1. Организационный момент.( 2 мин)
(1 слайд)
Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости.
( слайд 2)
Сегодняшний урок мы посвящаем Дню Победы в Великой Отечественной войне. Да, именно на уроке математики познакомимся с самыми памятными датами Великой Отечественной войны, решая примеры и задачи по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Запишите число, классную работу.
Будем выполнять разные задания, выставлять баллы в оценочные листы и все получите оценки в конце урока, будьте внимательны.
Приготовились? Начинаем!!!
2. Основная часть:
1. а) Устная работа. (5 мин)
Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны, и, кажется, все позабылось, раны должны зарасти. Но чем дальше уходят времена, тем ярче высвечиваются подвиги нашего народа.
( слайд 3)
- Когда началась ВОВ? Надо узнать число, месяц и год. Выполните задания устно, в тетрадь запишите ответ.
Запишите короче число 22,00000. Вы получили число
3,5+2,5=6 - это месяц. Какой?
1941,8-0,8= 1941 - это год.
( слайд 4)
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германские войска вероломно напали на нашу страну. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.
- Сколько дней продолжалась война? А узнать это нам поможет карточка №1.
(слайд 5)
Карточка №1
(718-( 6,9+2,1))*2=1418 дней
-Сколько лет длилась война?
- Закончилась устная работа, поставьте в оценочный лист баллы.
б) Проверка усвоения знаний по теме. ( слайд 6) (13 мин)
- В ходе проверки усвоения знаний, я познакомлю Вас с особо значимыми сражениями ВОВ. Узнать об этом сражении вам поможет карточка № 2.
Сталинград. Карточка №2
Поставьте запятую в нужном месте
32+18=5
3+108=408
42+17=212
57-4=17
736-336=4
63-27=603
Ответ: 3,2+1,8=5
3+1,08=4,08
4,2+17=21,2
5,7-4=1,7
7,36-3,36=4
63-2,7=60,3
( слайд 7)
Город Царицын в 1925г. переименовали в честь Сталина. Как стал называться этот город?
С |
т |
а |
л |
и |
н |
г |
р |
а |
д |
( слайд 8)
Дата битвы: 17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г.
17 июля 1942 года в нескольких километрах от города началась битва за Сталинград. Советские войска мужественно сражались, но приходилось отступать: у противника был численный перевес в технике и людях.
23 августа немцы ворвались в Сталинград. Люди теперь воевали буквально за каждый клочок земли, за каждый дом.
Немцы захватывали одну территорию города за другой. К ноябрю в их руках был почти весь город: у русских остался лишь небольшой участок земли вдоль берега Волги. Гитлер уже считал себя победившим и трубил об этом на весь мир.
Однако в последний момент советские войска смогли реабилитироваться. Еще с сентября генеральный штаб занимался разработкой операции «Уран». Ее суть состояла в том, чтобы ударить по флангам немецкой армии, который состоял из плохо вооруженных и не особо воодушевленных венгров, итальянцев и румын.
( слайд 9)
19 ноября началось осуществление данного плана. Советские войска повергли союзников Германии, а 23 ноября окружили немецкое войско (330 тысяч человек).
Теперь уже немцы были вынуждены оборонятся. Гитлер отверг вариант отступления, немецкая армия под командованием Паулюса продолжала бой до 2 февраля.
2 февраля 1943 г. остатки
обороняющейся армии сдались в плен. Взят был и сам Паулюс.
Интересный факт: в
ходе войны Гитлер предлагал обменяться пленными, сына Сталина на Паулюса. На
это Сталин ему ответил: «Я фельдмаршалов на рядовых не меняю» — и отказался от
обмена.
В Сталинградской битве СССР одержала победу. И она стала переломным моментом войны. Это была первая крупная победа советских войск, и первое крупное поражение немецких в этой войне. План немцев по быстрому захвату страны был разрушен. Однако и Германия, и СССР потеряли немало людей… Русские немного более 1 миллиона, немцы – 840 тысяч. Это была ужасно кровопролитная битва и для тех, и для других. С одной лишь разницей: русские преследовали более высокие цели, они защищали Родину, свои семьи и дома. Немцы же всего лишь решили захватить мир и истребить евреев.
Выставить баллы.
Физкультминутка ( слайд 10 ) (3 мин)
Залог победы на войне – дисциплина солдата. Для солдата слово командира - закон. Приказ он выполняет с первого слова и никогда не оспаривает его.
- Ребята, вы разведчики. Вам необходимо расшифровать задания и
выполнить их.Взяли карточки и выполняем. (карточка физминутка)
-Молодцы, вы отлично справились.
Для того, чтобы перейти к следующему событию, Вам необходимо выполнить карточку №3.
Курская битва. (12 мин)
Решив каждое задание, необходимо расположить числа в порядке возрастания и снизу записать букву, которая соответствует полученному числу. После выполнения всех заданий должно получиться слово. Естественно, что слово получится только при всех верно выполненных заданиях. ( работают у доски )
Карточка №3
1. 2,145 + 3,01 Р
2. 105,11 – 8,7 К
3. Решите уравнение 1 – х = 0,89 К
4. Решите уравнение х + 15,35 = 19,4 У
5 Танк Т-34 ехал к Прохоровке со скоростью 48, 7 км/ч, а танк ИС -1 ехал со скоростью 32, 25 км/ч. На сколько скорость первого танка больше скорости второго танка? С
5,155 (Р); 0,11 (К); 16,45 (С); 96,41 (К) 4,05 (У)
Расположите числа в порядке возрастания и прочтите слово.
Число |
|
|
|
|
|
Буква |
|
|
|
|
|
Учитель: ( слайд 11 )
Курская битва (битва на Курской дуге), длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны.
Эта битва была запланирована немецко-фашисткими захватчиками в ответ на битву под Сталинградом, где они потерпели сокрушительное поражение. Немцы, как обычно, хотели напасть внезапно, но случайно попавшийся в плен сапер-фашист, сдал своих. Он сообщил о том, что ночью пятого июля 1943 года гитлеровцы приступят к операции «Цитадель». Основным замыслом этой операции было нанесение внезапного удара по России с привлечением мощнейшей техники и самоходных установок. Гитлер не сомневался в своем успехе. Советской армией принимается решение начать битву первыми.
Свое интересное название в виде битвы на курской дуге сражение получило из-за внешней схожести линии фронта с огромной дугой.
( слайд 12 )
В сражениях на Курской дуге принимали участия более шести тысяч танков. Во время сражений на Курской дуге, у деревни Прохоровка произошло крупнейшее в истории танковое сражение. В бою сошлись по 800 танков с каждой стороны. Это было впечатляющее и страшное зрелище. На поле боя были лучше танковые модели второй мировой войны. Советский Т–34 схлестнулся с немецким Тигром.
Битву на Курской дуге называют поворотным пунктом в ходе Второй мировой войны – после неё Германия полностью потеряла контроль над дальнейшими событиями.
Итоги Курской битвы:
-резкий поворот хода событий Великой Отечественной войны;
-после того, как фашистам не удалось провернуть свою операцию «Цитадель», на мировом уровне это выглядело как полный разгром немецкой кампании перед Советской Армией;
-фашисты оказались морально подавлены, пропала все уверенность в своем превосходстве.
Значение Курской битвы.
После
мощнейшего танкового сражения, Советская Армия повернула события войны вспять,
взяла инициативу в свои руки и продолжила продвижение на Запад, освобождая при
этом российские города.
Карточка №4 ( 7 мин)
( слайд 13 ) Закончи предложение:
1. Если в конце десятичной дроби приписать 6 нулей, то…….(получится дробь, равная данной
2. Целую часть от дробной части в десятичной записи числа отделяют …(запятая)
3. Если 0, 125 кг перевести в граммы, то получим..............грамм
125 г хлеба( слайд 14 )
125- граммовый кусочек хлеба был минимальным дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней ( 8 сентября 1941 г. - 27 января 1944 г.), но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
( слайд 15 )
За годы блокады погибло, по разным данным, от 630 тысяч до 1,5 миллиона человек.
Поставьте баллы.
5. Итог урока. Рефлексия. ( 2мин)
Долгих, четыре года продолжалась война. ( слайд 16 )
9 мая 1945 года прогремел победный, долгожданный салют. Закончилась Великая Отечественная война.
- Над какой темой работали на уроке?
- Что выполняли на уроке? Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? Что помогло выполнить задания?
- Что хотелось бы еще узнать? Как оцениваете свою работу на уроке?
- Сформулируйте правила сложения, вычитания десятичных дробей.
Посчитайте количество баллов и поставьте оценки,
6.Домашнее задание (1 мин)
Придумать 2 задачи по математике, связанные с Великой Отечественной Войной, найти интересные факты о блокадном Ленинграде.
Используемая литература:
1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с.
2. Математика, 5 класс. Часть 2: учебник для 5 класс / Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. – «С-инфо», «Баласс», 1997.
3. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост. Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2012.
Приложение.
Карточка №1
(718-( 6,9+2,1))*2= дней
-Сколько лет длилась война?
Карточка №2
32+18=5
3+108=408
42+17=212
57-4=17
736-336=4
63-27=603
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка №3
1. 2,145 + 3,01 Р
2. 105,11 – 8,7 К
3. Решите уравнение 1 – х = 0,89 К
4. Решите уравнение х + 15,35 = 19,4 У
5. В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня? С
(Р); (К); (С); (К); (У)
Расположите числа в порядке возрастания и прочтите слово.
Число |
|
|
|
|
|
Буква |
|
|
|
|
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ФИО |
|
Устная работа Начало ВОВ (4-5 баллов) |
|
Проверка знаний Сталинград (3-5 баллов) |
|
Курская битва (4-5 баллов) |
|
Закончи предложения (3-5 баллов) |
|
Дополнительное задание |
|
Итог урока |
|
«5» - 19 - 25 баллов;
«4» - 15 - 18 баллов;
«3» - 10 - 14 баллов.
Физминутка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.