Великая Северная экспедиция 1732-1743г.г.
Оценка 4.7

Великая Северная экспедиция 1732-1743г.г.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
география
12.07.2020
Великая Северная экспедиция 1732-1743г.г.
Великая Северная экспедиция 1732-1743г.г..docx

Великая Северная экспедиция 1732-1743г.г.

 

Как известно, после возвращения из Первой Камчатской экспедиции в 1730 году Витус Беринг был встречен в Петербурге с недоверием. К представленному им рапорту отнеслись с иронией. Дело в том, что как раз перед ним в Адмиралтейств-коллегии успел отчитаться по итогам своей экспедиции казачий полковник, «конкистадор» и покоритель чукчей А.Ф.Шестаков. Шестаков представил  составленную им в 1724 г. карту Северо-Восточной Сибири и Курильских островов после чего,  в 1727 г. по его предложению правительство инициировало военную экспедицию приблизительно численностью в  600 чел. для покорения чукчей и поиска земель и островов в Ледовитом и Тихом океанах. Руководитель этой экспедиции полковник А.Ф.Шестаков погиб в 1730 г. от рук чукчей. Но так как Шестаков не то, что карты составлять - писать не умел, то Берингу не составило труда показать преимущество результатов собственной экспедиции. И чтобы окончательно убедить руководство Адмиралтейства в своей правоте, Беринг вышел с инициативой организовать еще одну исследовательскую экспедицию к восточным пределам государства. Он представил краткую  записку,  в  которой  предлагал: 

1. обойти и подробно исследовать море на юг от Камчатки до Японии и устья Амура;

2. обойти весь северный берег Сибири и произвести его съемку;

3. отправиться на восток от Камчатки  для  отыскания  вероятно  недалеко расположенных от нее берегов Америки,  после чего завести там торговые сношения с туземцами. 

 

http://tur-plus.ru/bering/bering-biografio.jpg 

 

Предложения Беринга встретили поддержку у обер-секретаря Сената И. К. Кирилова и президента Адмиралтейств-коллегии Н. Ф. Головина. Государственные мужи сознавали, что у России до сих пор нет элементарной «описи приобретенного имущества» - почти все северные владения империи оставались белым пятном на карте. Исправить ситуацию было делом государственной важности. Поэтому проект Беринга Адмиралтейством был расширен и доработан. 

Проектом  Беринга  заинтересовались и влиятельные лица во главе с графом Остерманом, отвечающим за флот и являвшимся самым влиятельным на ту пору лицом в государстве. 

 

http://tur-plus.ru/sever/sever-oster.jpg

 

Граф Остерман был одним из сподвижников Петра I, руководивший внешней политикой Российской империи в 1720-е и 1730-е годы. Фактически он являлся руководителем государства при Анне Иоанновне в 1730-40г.г. В Россию его привез из Амстердама адмирал Корнелий Иванович Крюйс, который в своё время «сосватал» на русскую службу и Беринга.  Остерман был одной из самых влиятельных фигур как при Петре I, когда он являлся автором множества преобразований и законов, в том числе и знаменитой «Табели о рангах», так и при последующих правителях, вплоть до окончания царствования Анны Иоанновны в 1740г. При Елизавете граф Остерман попал в опалу и был сослан в Сибирь. 

Адмиралтейств-коллегия поддержала план Беринга об организации следующей экспедиции на Камчатку. Более того, она расширила его до грандиозного проекта по исследованию восточных и северных окраин империи, который вошел в историю как «Великая Северная экспедиция». Детально разработанный план обследования Сибири, побережья Северных морей и Дальнего Востока был утвержден Сенатом. Руководителем всего проекта был назначен сам Витус Беринг, получивший за прошлые заслуги звание капитан-командора. Ему же поручалось возглавить отряд по поиску морского пути к Американскому континенту. Для всех отрядов была предусмотрена постройка новых кораблей. Все отряды экспедиции возглавляли офицеры Военно-Морского флота. 

Задачи Второй Камчатской экспедиции. 

Командору Берингу и капитану Чирикову поручалось построить в Охотске или на Камчатке,  где  им  будет  найдено  более удобным,  два корабля, на которых надлежит и отправиться "для обыскания американских  берегов,  дабы они всеконечно известны были". Причем  полагалось само  собою разумеющимся, что эти берега расположены невдалеке от  Камчатки.  Достигнув  берегов,  "на   оных побывать  и  разведать подлинно,  какие на них народы,  и как то место называют,  и подлинно ль те берега американские". 

Затем предписывалось плыть  вдоль  них,  "сколько  время и возможность допустит,  по своему рассмотрению,  дабы к камчатским берегам могли  по  тамошнему  климату возвратиться; и в том у него (т.- е. Беринга) руки не связываются, дабы оный вояж учинился не бесплодной, как и первой". 

Высочайший указ о проведении Северной экспедиции был принят 17 апреля  1732  года. Беринг погрузился в организационные мероприятия в Петербурге. Затем перебрался в Тобольск, а к 1734 году был в Якутске. Этот сибирский город стал центральным «штабом» для всего мероприятия. Беринг изнывал под тяжестью организационных хлопот по снаряжению экспедиционных отрядов. Эти административные обязанности его угнетали, Берингу не терпелось, наконец, опять самому  выйти в море. В Охотске, тем временем, были заложены трёхмачтовые пакетботы - «Святой Петр» и «Святой Павел», предназначенные специально для плавания к американским берегам. Длина каждого пакетбота составляла 80 футов - 30 с небольшим метров. Они имели по 14 пушек каждый и грузоподъемность около 100 тонн. Команду обоих кораблей составляли 166 человек.  Сам Беринг отправлялся на "Святом  Петре". С ним шли лейтенант Ваксель,  штурман Эзельберг, подштурман Юшин и гардемарин Иоганн Синд. В числе  матросов  был и разжалованный в рядовые лейтенант Овцын - бывший командир одного из отрядов первой Северной экспедиции. «Святым Павлом"  командовал капитан Алексей Чириков, с которым были лейтенанты Чихачев и Плаутинг,  штурман  Елагин и гардемарин Юрлов. Провианта было взято из расчета на 20 месяцев.

 

Беринг и Чириков в бухте Петропавловска на Камчатке

А. Чириков и В. Беринг на  берегу Авачинской бухты будущего Петропавловска. Боты "Святой Петр" и "Святой Павел".

 

Основные корабли должны были сопровождать дубель-шлюпка под командой  корабельного   мастера   Хитрова   и   галиот,  управляемый подштурманом Ртищевым. На  дубель-шлюпке  должен  был  разместиться  астроном Лакройер  и  прибывший  из Петербурга натуралист Стеллер,  а также геодезист  Красильников. Оба эти вспомогательные судна отстали в пути и не приняли участие в основной экспедиции.  

8 сентября 1740 года экспедиция вышла из Охотска. Пока шли  сборы,  наступил  сентябрь. Плыть в Америку было поздно. Поэтому пошли на восточный берег Камчатки, где и стали на зимовку в необыкновенно удобной бухте реки Авача. Уникальное удобство бухты было сразу подмечено опытным мореходом. Беринг заложил тут населенный пункт, назвав его в честь своих кораблей. Зимовка в Петропавловске прошла без происшествий. К началу лета 1741г. все было готово к выполнению главной задачи.  

Сам Беринг полагал, что лучший способ добраться до Американского континента - плыть на  северо-восток, не  выше  широты  65 0. Его мнение разделяло большинство специалистов. Но  тут выступил географ отряда Л. Лакройер, который стал настаивать на первоочередном  поиске таинственной Компанейской земли, или земли Жуана де Гама, неведомого мореплавателя, который будто бы видел где-то в этих краях землю, сплошь состоявшую из серебра. Беринг, Чириков, Стеллер, разумеется, не верили этим «сказкам Шахеризады». Но беда была в том, что Адмиралтейство тоже предписывало в своих установках эту землю искать. Несуществующая земля была обозначена на карте Лакройера по параллели 45-47o. Беринг вынужден был уступить. И рано утром 4 июня 1741 года оба пакетбота двинулись на поиски несуществующей земли,  изобретенной фантазией  кабинетного ученого. Особенно возмущен и раздражен этим безобразием был ученый-натуралист Стеллер, который больше других желал скорее ступить на американскую землю. «Святой Павел» Чирикова шел впереди. Корабли, чтобы не потерять друг друга в тумане, постоянно били в колокол и стреляли из пушек. Но 19 июня они таки потеряли друг друга из вида и более не сходились.  

Беринг спустился к югу до 45-й параллели, походив туда-сюда, и не обнаружив никакой Компанейской земли, взял курс на северо-восток. Это отклонение от прямого пути на Америку стало главной причиной многих неудач путешественников на «Св. Петре».   

После полутора месяцев плавания, около полудня 16 июля 1741г. на широте 58o14' и долготе 49o31' впереди на севере стали вырисовываться туманные очертания горных массивов. Радости команды не было предела. Больше всех радовался натуралист Стеллер. 20  июля 1741г. пакетбот "Святой Петр" смог бросить якорь невдалеке от берега. Американского берега - в этом не было сомнений, потому, что перед ними маячили горные хребты, покрытые ледниками, высота которых составляет порядка 3000-6000 метров над уровнем моря. Ныне эта горная цепь называется «Горы Св. Ильи - Saint Elias Mountains)» на границе Канады и США. 

 

Горный жребет на Аляске, который увидел Беринг и Чириков

 

Всеобщего ликования не разделял лишь Беринг. Он был угрюм и с несвойственной ему решительностью объявил команде о необходимости немедленно возвращаться обратно. Мотивировал командор свое решение тем, что до Камчатки далеко, и что впереди зима, и запасов мало, и значительная часть команды больна, включая его самого. Очевидно, у Беринга было предчувствие чего-то нехорошего. И сам он очень устал в этом плавании и был болен. Ему ведь было уже за 60 лет.  Одним словом, командор настоял на своем решении. Одному лишь Стеллеру удалось побывать на американской земле, и то всего несколько часов. Но и за это ничтожное время неугомонный немец сумел собрать большую коллекцию всяческих растений. Стеллер умолял Беринга побыть здесь еще немного, но командор был неумолим. Да, за Берингом числились странные и непонятные решения уходить от цели, когда до нее было уже рукой подать. Задержись он на пару недель в 1728 году подольше в Беринговом проливе - уже тогда бы «открыл Америку». Нет, повернул обратно. Пройди он немного к югу в 1727 году и обогни Камчатку с юга - не нужно было тащиться обозом по суше всю зиму 800 верст через горы со всем имуществом экспедиции в Нижнекамчатск. И тут он мог бы настоять, что сначала Америка - потом Компанейская земля, на обратном пути. Нет. В результате потеряли время, истощили запасы.  

Командор урезонил команду тем, что на будущий год они вернутся сюда со свежими силами и уже капитально обследуют все. Тем более, что инструкция Адмиралтейства-коллегии это позволяла.  Обратный путь домой был полон лишений. По пути были открыты ряд островов из группы Алеутских. В конце концов, «Святой Петр» потерпел крушение возле неизвестного безлюдного острова, который путешественники приняли за Камчатку. Оказалось - не Камчатка. До нее не дотянули 180 миль. Впоследствии этот остров назовут именем  Беринга. Именно здесь великий путешественник нашел свое последнее пристанище. 8 декабря 1741 года капитан-командора Витуса Беринга не стало. Вместе с ним на этом острове нашла свой последний приют и значительная часть команды. Те, кто выжил, всего 46 человек, на следующее лето, из остатков «Святого Петра», построили самодельное судно и на нем, в августе 1742 года добрались до Авачинской бухты. Перезимовав здесь, путешественники в 1743 году добрались до Охотска,  и  в  том же году прибыли в Петербург.

 

Алексей Чириков и пакетбот «Святой Павел».

 

Капитан Алексей Чириков 

 

А что же Чириков и бот «Святой Павел?» Судьба этой команды была ненамного лучше команды «Святого Петра». После потери из виду корабля Беринга, Чириков прекратил поиски неведомой Компанейской земли и взял курс на восток. 15 июля 1741 года, на полтора суток прежде Беринга, он увидел американский континент. Это был южный берег Аляски и те же горы Св. Ильи. Бросили якорь милях в трех от берега. Снарядили весельный бот с целью высадки на побережье, разведки местности, пополнения запасов воды и установления контактов с местным населением, если таковое окажется. Но бот обратно не вернулся.  

Целую неделю «Святой Павел» маневрировал вдоль побережья, ожидая возвращения своих товарищей. Один день увидели на берегу дым. Снарядили оставшуюся на корабле небольшую лодку с плотницкими принадлежностями, полагая, что ботик потерпел крушение и требует ремонта. Но и лодка не вернулась обратно. Либо обе команды попали в руки индейцев, либо просто лодки разбились о прибрежные камни. Как бы там ни было, но положение команды Чирикова стало критичным. К берегу не на чем было подойти, ни как не пополнить запасы пресной воды. Про исследования новой земли не могло быть и речи. Нужно было срочно возвращаться обратно. На обратном пути вдоль Алеутского архипелага к кораблю подходили на лодках алеуты, но ни один из них не поднялся на борт. Не удалось выменять у них хотя бы пресной воды. А вода на корабле заканчивалась, команда валилась от слабости и болезней. Еды и водки было в достатке. Но без пресной воды команда полностью обессилела. «Святому Павлу» повезло больше, чем «Святому Петру». 8 октября 1741 года штурман Елагин увидел берега Камчатки и «Святой Павел» с еле живой командой на борту добрался до Авачинской бухты.

 

Маршруты первой и второй Камчатской экспедиции Беринга

 

Чириков был крайне недоволен результатами экспедиции. Быть у американских берегов и даже не сойти на землю! Перезимовав в Авачинской бухте, он на следующий сезон сделал еще одну попытку достигнуть Америки. 25  мая 1742г. «Святой Павел» с остатками команды снова вышел в море в направлении Америки. Однако непогода не позволила ему даже отойти от берегов Курильской гряды. И Чириков решил прекратить поход. К августу он и его сподвижники были уже в Охотске, откуда направились прямой дорогой в Петербург. 

Так закончилась Вторая Камчатская экспедиция Беринга-Чирикова. Её главным итогом было пребывание российских кораблей возле Западного побережья Северной Америки. Открытие Алеутских островов и целого ряда прочих. Бытует мнение, что русские открыли берега Северной Америки (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции. Это не так. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки был бот «Св. Гавриил». Тот самый, который построил Беринг и на котором Первая Камчатская экспедиция обнаружила Берингов пролив! Событие это случилось 21 августа 1732 года. «Святым Гавриилом» командовали геодезист М. Гвоздев и подштурман И. Федоров. Они оба были членами «экспедиции казачьего полковника А.Ф. Шестакова  - Д. И. Павлуцкого 1729-1735 гг.» А к американской земле подходили как раз в Беринговом проливе. И тоже на нее не сходили. В правдивости сообщений М. Гвоздева и И. Федорова об Аляске, есть, однако, некоторые сомнения и путаница в показаниях.

 

Основные Направления Великой Северной экспедиции. 

Все побережье северных морей, от Печоры до Чукотки, было разбито Адмиралтейств-коллегией на 5 участков. За самый западный участок (от Печоры до Оби) отвечало само Адмиралтейство.  Всем остальным "хозяйством" ведал Витус Беринг. 

 

Двинско-Обский отряд.

Задача отряда: пройти морем и сделать съемку побережья от устья Печоры до Оби. 

Командир - лейтенант Степан Муравьев. Второй командир - лейтенант Михаил Павлов.

Корабли: коч "Экспедицион",  коч "Обь".

Вследствие неудовлетворительных результатов и поведения командиров отряда, Адмиралтейство в 1736 году отстранило Муравьева и Павлова от работы в экспедиции. Руководителями «Двинско-Обского отряда» стали:

Командир - лейтенант Степан Малыгин. Второй командир - лейтенант Алексей Скуратов.

Дополнительно было построено 2 судна: бот «Первый» и бот «Второй».

Начало работы - 1734. Окончание - 1737.

 

http://tur-plus.ru/sever/sever-1.jpg

 

Результат: отряд справился с поставленной задачей. Были обследованы и нанесены на карту побережье Северного Ледовитого океана от реки Печоры до устья Оби, включая полуостров Ямал, часть берега Обской губы, нижнее течение реки Обь до г. Березов. 

 

Обско-Енисейский отряд.

Задача отряда: пройти водным путем и нанести на карту побережье Северного океана от устья Оби до устья Енисея. 

Командир - лейтенант Дмитрий Овцын. Помощники командира - штурман Федор Минин, подштурман Дмитрий Стерлегов.

Корабли: дубель-шлюпка «Тобол», бот «Обь-Почтальон»

Начало работы - 1734. Окончание - 1737.

 

 http://tur-plus.ru/sever/sever-1-1.jpg

 

Результат: отряд справился с поставленной задачей. Были сделаны промеры глубин, нанесены на карту фарватеры, берега, мели. На берегах поставлены навигационные знаки. Cоставлена карта Гыданского полуострова. 

После трех неудачных попыток пробиться к Енисею в 1734-36 гг. на дубель-шлюпке «Тобол», отряду Д.Овцына в Тобольске построили новое судно - бот «Обь-Почтальон». Летом 1737 г. экспедиция вышла из Обской губы в Северный Ледовитый океан и достигла устья Енисея. Кроме того, геодезист отряда Прянишников сделал описание и нанес на карту русло Енисея вниз от Туруханска, пройдя по берегу больше тысячи вёрст. 

 Командир отряда Д. Овцын по окончании работ был арестован. Ему поставили в вину общение с сосланным в Берёзов  князем И.А.Долгоруким. Овцына разжаловали в матросы и сослали в Сибирь. Под стражей он был доставлен в Охотск, в отряд Витуса Беринга. Участвовал в плавании к берегам Америки. Офицерское звание ему было возвращено лишь в 1742, после возвращения из Второй Камчатской экспедиции. Дослужился до капитана второго ранга. 

 

Восточно-Енисейский отряд.  

Задача отряда: составить описание побережья Северного океана и полуострова Таймыр от устья Енисея до реки Хатанга. 

Командир - штурман Федор Минин. Помощник - подштурман Дмитрий Стерлегов.

Корабль - бот «Обь-Почтальон» (переданный отрядом Д. Овцына).

Начало работ - 1738. Окончание - 1743.

 

 http://tur-plus.ru/sever/sever-2.jpg

 

Результат: поставленная задача выполнена частично. Пройдено по морю, нанесено на карту и описано лишь западное побережье п-ова Таймыр до 75° с. ш. В конце июля 1738 года отряд Ф. Минина достиг мыса на 73°29′ северной широты и возвратился.  В январе 1740 года Д. Стерлегов отправился в сухопутную экспедицию. Удалось пройти на северо-восток от реки Пясина и описать побережье от мыса Северо-Восточный до 75°29′ с. ш. В 1740 и 1742 Ф. Минин на боте «Обь-Почтальон» сделал еще две  безуспешные попытки  обойти по морю Таймыр. В 1743 году деятельность отряда была закончена. 

 

Западно-Ленский отряд.  

Задача отряда: разведать возможность прохождения морем от Лены на запад к Енисею, исследование и нанесение на карту побережья, полуострова Таймыр, а также русла реки Лена ниже Якутска. 

Командир - лейтенант Василий Прончищев. Второй командир - лейтенант Харитон Лаптев. Помощник - штурман Семён Челюскин.

Корабли - дубель-шлюпка «Якутск».

Начало работ - 1735. Окончание - 1742.

 

http://tur-plus.ru/sever/sever-3.jpg 

 

Результат: отряд почти полностью справился с поставленной задачей. Нанесен на карту практически весь Таймыр и побережье на запад от Лены до устья реки Хатанги. За две навигации Прончищеву удалось пройти морем от устья Лены до «середины» береговой линии Таймыра и нанести на карту более 500 вёрст побережья. Во время второй навигации сам В. Прончищев и сопровождавшая его супруга Татьяна погибли. Отряд возглавил Х. Лаптев. На «Якутске» команда Х. Лаптева в 1739-40г.г. продолжила описание Таймырского побережья. После гибели судна, Х. Лаптев начал «сухопутное» обследование Таймыра, разделив отряд на три группы. Группе С.Челюскина в 1742 удалось выйти на самую северную точку Таймыра и всего Азиатского материка - Восточно-Северный мыс с координатами 77°43′ с. ш. 104°18′ в. д. К 100-летнему юбилею экспедиции «Русское географическое общество» переименовало эту географическую точку в мыс Челюскина. Д. Прончищев и Х. Лаптев, помимо географических вычислений, вели наблюдение за погодой, природой, животным миром, сделали массу наблюдений за бытом и обычаями коренного населения. 

 

Восточно-Ленский отряд. 

Задача отряда: попытаться пройти морем от устья Лены до «Чукотского мыса» и далее до Камчатки. На всем пути провести съемку побережья, нижнего течения основных рек, определить фарватер и провести все прочие наблюдения самого дальнего участка азиатского материка. 

Командир (1735-36) - лейтенант Петр Ласиниус (участник Первой Камчатской экспедиции). Командир (1736-1742) - лейтенант Дмитрий Лаптев (двоюродный брат Харитона Лаптева).

Корабль - дубель-шлюпка «Иркутск»

Начало работ - 1735. Окончание - 1742.

 

 

http://tur-plus.ru/sever/sever-4.jpg 

 

Результат: отряд выполнил только часть задания. Не удалось пройти морем на восток дальше устья Колымы. Нанесено на карту побережье от Лены до Колымы, обследованы русла рек Яна, Хрома, Индигирка, Колыма, Анадырь. 

Командир отряда П. Ласиниус и значительная часть команды скончались от цинги в первую же зимовку. Командиром отряда в 1736г. назначен Д. Лаптев. На дубель-шлюпке «Иркутск» продолжил попытки пройти морем на восток. Без успеха. Лаптев отправился в Петербург с отчетом о невозможности пройти морем до Чукотки. В Адмиралтействе настойчиво предложили сделать еще одну попытку. Возвратившись к отряду, Д.Лаптев сделал еще целый ряд попыток прорваться морем до «Чукотского носа». Проплыть по воде удалось только до мыса Баранов камень, восточнее устья Колымы. Зимовали в Нижнеколымском остроге. Потом пошли вверх по Колыме, ведя съемку русла, переправились в бассейн Анадыря и нанесли на карту все русло. Вернулись обратно в Нижнеколымск, оттуда на боте «Иркутск» возвратились в Якутск, после в Петербург. 

 

Отряд Беринга-Чирикова.  

Задача отряда: найти морской путь в Америку с Востока. Провести разведку, нанести на карты все, что будет встречено на пути.  

Командир - капитан-командор Витус Беринг. Второй командир - капитан Алексей Чириков.

Корабли: боты «Святой Петр» и «Святой Павел»

Начало - 1740. Окончание - 1742.

 

http://tur-plus.ru/sever/sever-amer.jpg 

 

Результат:

оба судна дошли до американского побережья.

 

Южный отряд.  

Задача отряда: найти дорогу в Японию. По возможности установить контакты с населением и местными властями. 

Командир - капитан 1 ранга Мартын Шпанберг (участник Первой Камчатской экспедиции). Второй командир - лейтенант Вилим Вальтон.

Корабли - бригантина «Архангел Михаил», дубель-шлюпка «Надежда», бот «Святой Гавриил», шлюп «Большерецк».

Начало - 1738. Окончание - 1739.

 

http://tur-plus.ru/sever/sever-jap.jpg 

 

Результат: отряд полностью справился с поставленной задачей. Обнаружена Япония, сделаны описания части побережья, установлены контакты с местным населением. Летом 1738 года отряд М. Шпанберга на трёх судах - бригантине «Архангел Михаил», дубель-шлюпке «Надежда» и боте «Святой Гавриил» отправился к берегам Японии. Но прошли только по западной части Курильских островов и вернулись на Камчатку, в Большерецк. 

К началу навигации 1739 года был построен шлюп «Большерецк» специально для прохождения прибрежных камней и мелей между островами. Все 4 судна снова вышли в море и шли по восточной стороне Курильских островов, ведя их съемку и описание. 14 июня 1739г. В. Вальтон, командовавший «Св. Гавриилом» (по причине неприязненных отношений с М. Шпанбергом), «оторвался»  от эскадры и ушел искать Японию самостоятельно. Оба командира вышли к берегам главного японского острова Хонсю почти одновременно - 16 июня 1739 на 38° северной широты.  На обратном пути М. Шпанберг 24 июня заходил и на Хоккайдо. В. Вальтон даже произвел высадку на берег 19 июня 1739, а 24 июня тоже повернул домой. Суда порознь пришли в Охотск и представили находящемуся там В. Берингу свои отчеты.

В 1742 году корабли отряда еще выходили на съемку Курильских островов. 

 

Академический отряд.  

Задача отряда: географические, геологические, этнографические, метеорологические, исторические исследования, изучение флоры и фауны материковой Сибири и Дальнего Востока.  

Профессора Г.Миллер, И.Гмелин, Л.Делакроер, историк А.Татищев, студент С.Крашенинников, геодезист А.Красильников, адъюнкты естественных и исторических наук Г.Стеллер и И.Фишер и целый ряд других исследователей.

Начало работ - 1734. Окончание - 1740. 

Результат: «отряд» справился с поставленной задачей. Трудами перечисленных ученых, их сотрудников и помощников было положено начало научному изучению Сибири. 

 

Итоги Великой Северной экспедиции.  

Несмотря на все трудности и непреодолимые по тогдашним средствам препятствия, Великая Северная экспедиция существенно расширила географические (и все сопутствующие) сведения о берегах Ледовитого океана. Были нанесены на карты полярные пределы России, низовья больших сибирских рек. Был проявлен научный подход к изучению местных народов. Русские «официально» достигли берегов Америки и Японии.  

Сведения, добытые отрядами экспедиции, более ста лет являлись единственным источником информации для ученых и мореплавателей всего мира. Именами командиров и активных участников экспедиции названы моря, проливы, острова и другие точки на карте России.

 

 

Литература и источники:

1.     Берг Л.С. Открытие Камчатки и экспедиция Беринга: 1725-1742. М.; Л., 1946.

2.     Лебедев Д.М. Плавание А. И. Чирикова на пакетботе "Св. Павел" к побережьям Америки. М., 1951.

3.     Макарова Р.В. Русские на Тихом океане во второй половине XVIII в. М., 1968.

4.     Савельев И.В. Промысловое освоение русской Америки во второй половине XVIII века: монография. Архангельск, 2006.

5.     polarmuseum.ruru.wikipedia.org

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Великая Северная экспедиция 1732-1743г

Великая Северная экспедиция 1732-1743г

Исправить ситуацию было делом государственной важности

Исправить ситуацию было делом государственной важности

Задачи Второй Камчатской экспедиции

Задачи Второй Камчатской экспедиции

Основные корабли должны были сопровождать дубель-шлюпка под командой корабельного мастера

Основные корабли должны были сопровождать дубель-шлюпка под командой корабельного мастера

Всеобщего ликования не разделял лишь

Всеобщего ликования не разделял лишь

Беринга. Именно здесь великий путешественник нашел свое последнее пристанище

Беринга. Именно здесь великий путешественник нашел свое последнее пристанище

Нужно было срочно возвращаться обратно

Нужно было срочно возвращаться обратно

Берингов пролив! Событие это случилось 21 августа 1732 года

Берингов пролив! Событие это случилось 21 августа 1732 года

Оби, включая полуостров Ямал, часть берега

Оби, включая полуостров Ямал, часть берега

Командир - штурман Федор Минин

Командир - штурман Федор Минин

Результат : отряд почти полностью справился с поставленной задачей

Результат : отряд почти полностью справился с поставленной задачей

Восточно-Северный мыс с координатами 77°43′ с

Восточно-Северный мыс с координатами 77°43′ с

Чукотки. В Адмиралтействе настойчиво предложили сделать еще одну попытку

Чукотки. В Адмиралтействе настойчиво предложили сделать еще одну попытку

Результат : отряд полностью справился с поставленной задачей

Результат : отряд полностью справился с поставленной задачей

Хонсю почти одновременно - 16 июня 1739 на 38° северной широты

Хонсю почти одновременно - 16 июня 1739 на 38° северной широты

Великая Северная экспедиция 1732-1743г.г.

Великая Северная экспедиция 1732-1743г.г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2020