Великая сила природы (экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка).
Оценка 4.9
Лекции
doc
русский язык +1
Взрослым
10.12.2017
Статья разработана для учителей русского языка и представляет собой обзор по учебникам Разумовской М.М. В статье представлен анализ упражнений по классам, через которые учитель может осуществлять экологическое воспитание учащихся. Особое внимание в статье уделяется сочинению, так как в нем отражается внутренний мир ученика.
Великая сила природы.doc
(экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка).
Великая сила природы
Наверное, нет ни одного поэта или прозаика России, который не обращался бы к теме
«Человек и природа». Каждый из них воспринимал природу посвоему, и каждый посвоему
открывал читателю мир природы и самого себя в нём. Для первой половины XIX века
характерны гармонические отношения человека и природы. Поэты и писатели воспринимали
природу, как источник прекрасного для человека, как нечто вечное, непреходящее, как грозную
силу, стоящую над человеком. Люди уходят, а природа, вечно прекрасная, но немного
отчужденная, остается.
И. С. Тургенев в «Записках охотника» писал: «Дайте мне руку, любезный читатель, и
пойдемте вместе со мною». Он вводил нас в удивительный и прекрасный мир чисто русской
деревенской природы, лугов и лесов Орловской и Калужской губерний. Природа у Тургенева
разная: добрая и щедрая к человеку, иногда грозная и непостижимая. Но именно у Тургенева в
его романе «Отцы и дети» есть герой с другим взглядом на природу. «Природа – не храм, а
мастерская, и человек в ней работник» это слова Базарова, которому интересна прежде всего
практическая сторона взаимоотношений человека и природы. Этот базаровский тезис в 60е годы
XIX века не случаен, так как это годы бурного развития естественных наук, и сугубо
практическое, рационалистическое отношение к природе, к жизни, к искусству находит
достаточно широкое распространение в обществе. Можно сказать, что это и является началом
нашей современной трагедии взаимоотношений с природой: человек почувствовал себя
хозяином, покорителем природы, что и привело к страшным ошибкам.
Так вот, чтобы не совершать еще более серьезных ошибок, нужно попытаться объяснить
ребятам, когда они еще юны и, как губка, впитывают информацию. Проблемы экологического
воспитания можно и нужно поднимать на уроках русского языка. Я несколько лет работала по
учебному комплексу под редакцией М. М. Разумовской. Хочется отметить, что весь языковой
материал по развитию речи направлен на внимание к экологии. Такой материал очень удобен для
анализа, полезен при записи различных примеров, в то же время он заставляет учащихся
задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить
свой родной край.
Среди всех видов работ по русскому языку исключительно важное место занимают
сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, по сочинениям можно проследить
развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношения к жизни. Так, в учебниках за
5 класс авторами представлены репродукции для сочинений. Это репродукции И.И.Левитана
«Осенний день. Сокольники», И.И.Шишкина «Корабельная роща», И.Э.Грабаря «Ясный осенний
вечер». В процессе работы над картинами учащиеся составляют зарисовки дня, погоды,
подбирают стихотворения, которые более соответствуют настроению картины. Знакомятся с
понятием «корабельная роща», видят и чувствуют огромную любовь художников к Родине,
глубокое понимание красоты ее природы.
Также в книге помещены фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен», «Стволы
берез», «Ландыши», «Зарянка», «Пятнистый олень». В процессе работы над этими
фотографиями ребята вспоминают и о бережном отношении к первоцветам, и о «слезах» на
белых нежных стволах берез; сравнивают деревьякрасавцы в корабельной роще и сухие стволы сосен, где нет «ничего живого, все искорежено»; знакомятся с отрывком рассказа Г.Скребицкого
об олене, сбрасывающем рога, и пытаются написать сочинение «История жизни оленя».
Предварительная подготовка к сочинениям на экологическую тематику может вестись в
течение нескольких уроков. Можно использовать не только длительные наблюдения, записанные
в тетрадях, но и экскурсии в лес, к реке, в поле.
Описание животных, птиц, рыб требует посещение зоопарка, музея, экологического
центра. Знакомясь с информацией о жизни живых существ, о флоре и фауне планеты, о Красной
книге, школьники вырабатывают собственную нравственную позицию.
Особенно интересно дети пишут о домашних животных, которых они любят и опекают.
Восхищаясь грациозностью и изяществом своих домашних любимцев, они готовы наблюдать за
ними часами. Так, в учебнике есть упражнения о воробьях, мышках, о морской свинке, о петухе,
о собаках, о коте. Во время работы над сочинениями могут прозвучать музыкальные зарисовки
из сюжета «Карнавал животных» СенСанса «Аквариум», «Черепахи».
По программе 6 класса учащиеся знакомятся с особенностями научного и делового
стилей. Поэтому и задания по развитию речи усложняются. В описании состояния окружающей
среды школьники пишут сочиненияминиатюры об осеннем дождике, ливне, метели, снегопаде.
Также через тексты и задания прививаются навыки и правильные действия при разжигании
костра, сборе грибов (упр. 706), приготовлении ухи (упр.406), сохранении цветов, купленных
заранее. В упр. 645 дается задание о том, как синоптик ведет наблюдения за погодой (ребята
учатся делать соответствующую запись с указанием даты, числа и часа наблюдений), пишут
зарисовки: как выглядит сегодня ваш двор, сквер, парк, бульвар.
Общение с природой помогает человеку расти духовно, воспитывая в нем чувство
прекрасного, доброту, мудрость. Так, в 7 классе ребята задумываются о природе в городе: как
здесь живется дереву, поют ли птицы на его ветвях, как чувствуют себя кошки и собаки в наших
квартирах, всегда ли мы внимательны к ним. Задумываются о состоянии человека в единстве с
состоянием природы, отражаются ли выхлопные газы машин и болезнетворные микробы на
природе города и на человеке – жителе города.
Я думаю, что экология культуры, экология окружающей среды, экология языка тесно
связаны между собой, так как отношения к языку, культуре и природе требует выполнения
общих правил нравственности, осознания человеком себя как части природы и культуры.
В 8 классе учебного комплекса М. М. Разумовской есть много интересных упражнений на
экологическую тему, но хочется выделить одно упр. 185. «Около г. Обояни разбит яблоневый
сад на местах жестоких сражений. Сад на пепелище – три тысячи гектаров… Весной над садами,
облитыми белорозовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах… гремят хоры знаменитых
курских соловьев. Есть ли реквием по усопшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем
гимн торжествующей жизни?
Спасибо человеку, которому первому пришла в голову мысль насадить сады на этой
горной равнине. Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь!»
После такого упражнения хочется говорить об экологии человеческой души. Сегодня все
мы, к сожалению, хорошо знаем, что человек использовал растущую научную и техническую
мощь во зло природе, а следовательно, и во зло себе. Хочется верить, что люди научатся внимать
природе, и их любовь к ней станет горячей и действенной. Они еще могут спасти природу и
спасти себя.
Великая сила природы (экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка).
Великая сила природы (экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.