Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН
советский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог.
Один из крупнейших композиторов XX века. Автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, огромного количества произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944).Музыка Хачатуряна была представлена в исполнении зарубежных исполнителей.
Дополнительный материал для проведения уроков музыки в
общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК
На тему ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН
(1903—1978)
Вихрем врывается в зал бурная, огневая мелодия восточного танца. С первого
такта она захватывает слушателя, увлекает своей стремительностью.
Музыкальная картина нарисована так выразительно, что можно даже не
видеть на сцене танцоров и всетаки чувствовать их движения. Оркестр
воспроизводит все краски танца. У дирижерского пульта — автор Арам
Ильич Хачатурян. Его энергия, темперамент, радостное возбуждение
передаются оркестрантам, и они с увлечением исполняют знаменитый «Танец
с саблями» из балета «Гаянэ» — одно из самых популярных произведений
выдающегося советского композитора.
Когда мы слушаем теперь сложные симфонические и камерные сочинения
Хачатуряна, нам трудно поверить, что этот блестящий мастер композиции,
профессор Московской консерватории до 19 лет не знал нотной грамоты, не
слышал симфонического оркестра, не бывал в оперном театре.
Он рос в семье тифлисского переплетчика, где никому и в голову не
приходило, что его нужно специально учить музыке. Но музыка постоянно
жила в доме. С малых лет Арам привык слушать искусное пение отца под
аккомпанемент саза, кяманчи или тары. Мать пела на родные армянские
песни. Мальчик не мог не полюбить музыку. Впечатления детства, тонкоемузыкальное чутье, привязанность к народной музыке Кавказа — много лет
спустя все это проявилось у сына переплетчика.
«Мать часто напевала грустную мелодию армянской песни... — вспоминает
Арам Ильич. — Я положил эту мелодию в основу первой темы медленной
части своей Второй симфонии... Как бы потом ни изменялись мои
музыкальные вкусы, первоначальная основа, которую я воспринял с детских
лет от живого общения с народом, оставалась естественной почвой для моего
творчества».
В 1921 году Хачатурян приехал в Москву учиться. Он стал студентом
биологического факультета Московского университета. Музыкой
приходилось заниматься лишь вечерами. Все же Хачатурян начал учиться игре
на виолончели в музыкальном техникуме имени Гнесиных и очень скоро
обратил на себя внимание преподавателей. После окончания техникума его
приняли в Московскую консерваторию.
В 1934 году к выпускному экзамену в консерватории А. И. Хачатурян
сочинил свою Первую симфонию, посвятив ее пятнадцатилетию Советской
Армении. Симфония поражала радостным настроением, обилием сочных
красок, причудливой национальной ритмикой, необычной, интересной
оркестровкой.
Это была первая симфония в истории армянской музыки. А вслед за ней
появился первый балет, первый концерт для фортепьяно с оркестром, для
скрипки с оркестром.
Сочными, яркими красками пользуется Хачатурян, рисуя в своих
произведениях солнечные картины жизни, труда, побед советского народа. В
концертах Хачатуряна много лиризма, они говорят о красоте возвышенных
чувств, о родной природе. В них есть и спокойная задумчивость. И всетаки
общий тон их ликующий, праздничный.
Скрипичный и фортепьянный концерты Хачатуряна требуют большой
виртуозности исполнения. Композитор прекрасно знает возможности каждого
инструмента и всего оркестра, умело использует все их особенности.
Большим успехом пользуются у слушателей концертрапсодия для скрипки и
соната для фортепьяно.В годы войны Хачатурян написал Вторую симфонию. Hа смену ярким,
солнечным краскам пришла тогда суровая сдержанность. Родина в опасности!
Звон колокола зовет народ на защиту Отечества. О страданиях людей, об их
стойкости и мужестве рассказывает музыка. Заканчивается симфония
праздничным звоном колоколов, возвещающих о победе над врагом.
Пламенные патриотические чувства выразил Хачатурян в музыке балета
«Гаянэ».
Героическая тема все больше привлекает композитора. Он пишет музыку к
фильмам «Человек №217», «Секретная миссия», «Адмирал Ушаков»,
«Корабли штурмуют бастионы» и другим.
В 1954 году Хачатурян закончил одно из лучших своих произведений — балет
«Спартак». «Сочиняя музыку своего балета, — пишет композитор, —
стремясь мысленно постигнуть атмосферу древнего Рима, воссоздать живые
картины далекого исторического прошлого, я всегда ощущал духовную
близость Спартака нашей эпохе, нашей борьбе против всяческой тирании,
борьбе угнетенных народов против империалистовагрессоров», Балет
«Спартак» удостоен Ленинской премии и с успехом идет на сцене
крупнейших театров.
Тема из древней истории не помешала Хачатуряну остаться самим собой — в
музыке балета то же богатство красок, та же выразительность, тот же
«хачатуряновский» почерк, который легко угадывается во всех его
произведениях.
Недаром учитель композитора М. Ф. Гнесин сказал когдато: «Кто подражает
комунибудь, а Хачатурян самому себе».
Самые разные чувства рождает в слушателях повесть о героической борьбе
Спартака. Музыка правдиво передает горе страдающих в рабстве людей и
веселье свободной толпы, мужество поднявших восстание рабов и
поэтическую нежность чувств бесстрашного Спартака к его любимой.
Мелодии восточного характера нисколько не кажутся неожиданными в балете
об античном герое.
Большое место в творчестве А. И. Хачатуряна занимает музыкальное
воплощение образа великого вождя революций Владимира Ильича Ленина.
Глубоким волнением отмечена его музыка к документальному кинофильму
«Владимир Ильич Ленин». О неутешной скорби, пережитой в январские дни1924 года, и о неколебимой вере в победу ленинских идей поведал
композитор в своей «Оде памяти Ленина».
Источник http://allforchildren.ru/music/composer21.php