ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ЭДВАРД ГРИГ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ЭДВАРД ГРИГ Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Среди самых известных произведений Грига — две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты.Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии.
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный  материал   для проведения  уроков       музыки в  общеобразовательной и музыкальной школах   по любому УМК  На тему    ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ЭДВАРД ГРИГ Эдвард Григ (1843-1907) Суровое море, небо, с трудом вырвавшееся из тумана, тучи, редкая улыбка  солнца, гладь залива, то серая, то посветлее, причудливое нагромождение  скал вдоль берега фьорда. Узкие улицы и простенькие дома Бергена. Что тут,  кажется, привлекательного?.. Но если это родина? Если для тебя только здесь раздвигает солнечный луч облака и делает вдруг нарядными и дома, и скалы,  и сосну на камне у самой воды? Где же еще можно забираться так далеко в  горы, слушать, как грохочет в скалах голос горного короля, как пляшут  тролли? И разве есть еще где­нибудь такие бесстрашные рыбаки, как в  соседнем поселке? Они суровы, молчаливы, но глаза и редкая улыбка выдают  их сердечную доброту. А сколько песен можно услышать в деревне! Как  пляшут там халлинги и спрингдансы. Какие прекрасные песни поют в горах  пастухи... Радостно видеть и слышать все это, шагая рядом со взрослым другом,  вернувшимся в родную Норвегию из дальних странствий, — рядом с  «норвежским Паганини» Уле Буллем. Уле Булль слушает первые сочинения  Эдварда Грига, рассказывает о народной норвежской музыке.Это мать, прекрасная пианистка, научила Эдварда владеть инструментом,  любить Баха, Моцарта, Глюка, Бетховена, Шуберта, она научила его быть  настойчивым и не бояться трудностей. Уле Булль, послушав сочинения Эдварда, решительно сказал родителям:  мальчик должен быть музыкантом. Дома Эдвард получил все, что мог  получить. Ему необходимо теперь поехать в Лейпциг, в консерваторию (в  Норвегии в то время своей консерватории не было). Когда худенький мальчик с мечтательными сияющими голубыми глазами,  влюбленный в окружающий мир, покидал Берген, ему было всего пятнадцать  лет. Впереди — неведомая, чужая Германия. В душе пряталась надежда:  может, не примут. Тогда он снова будет дома, в родном Бергене, с горячо  любимыми родителями. Но Эдварда приняли. Это было осенью 1858 года. А в 1862 году он окончил  Лейпцигскую консерваторию, получив самые высокие отзывы профессоров о  его композиторских способностях. К тому времени у юноши было уже немало самостоятельных сочинений. Первый концерт в родной Норвегии принес Григу большой успех. Но ни в  родном Бергене, ни в столице Христиании Григ не нашел применения своему  таланту. Как и многие его соотечественники — музыканты, писатели, он в  1863 году уехал в Данию, в Копенгаген. Там и начался расцвет музыки Грига... Копенгаген был тогда большим культурным центром Европы. В Копенгагене  жил и творил великий датский писатель, сказочник и поэт Ханс Кристиан  Андерсен, к которому тянулись все передовые люди Дании. Вслед за  Андерсеном поэты, музыканты, художники Скандинавских стран обращались  к народной поэзии и музыке, под его влиянием развивалась тогда самобытная  и яркая культура Скандинавии. И молодой Григ был покорен прекрасной, полной любви к человеку поэзией  Андерсена, ко многим стихам его он писал музыку. А великий сказочник был  одним из тех, кто первым оценил творчество Грига. Первый сборник романсов «Мелодии сердца.» Эдвард Григ посвятил Хансу Кристиану Андерсену. Композитор хорошо знал и любил скандинавскую поэзию, многие стихи он  перекладывал на музыку. В молодости ему посчастливилось встретить юную  Нину Хагеруп, девушку с прекрасным голосом, умную, чуткую, образованную. Она стала женой и верным другом, первой и лучшей исполнительницейромансов и песен Эдварда Грига. Нина жила его радостями, его надеждами,  его страданиями, его музыкой. В Копенгагене Григ сблизился с молодым норвежцем композитором  Нурдроком, человеком сильной воли и благородного сердца. Нурдрок был  пламенным патриотом Норвегии и личный долг свой видел в борьбе за  развитие национальной музыки. Он радовался растущему успеху Эдварда и  верил, что Грига ждет великое будущее. Мечтательный и далекий от  общественной жизни страны, молодой Григ под влиянием Нурдрока незаметно для себя встал в ряды передовых людей Норвегии. Смерть Нурдрока рано прервала их дружбу. Для Грига потеря Нурдрока была одним из первых сильных потрясений в жизни. Первое большое горе,  пережитое Григом, с необычайной силой и глубиной передал он в «Траурном  марше памяти Нурдрока». Лучшей памятью о патриоте могла быть забота о  развитии норвежской национальной музыки. И Григ до последних дней своих  делал все, что было в его силах, для музыки своей родины. В январе 1867 года по его инициативе в Норвегии была открыта  «Музыкальная академия». Из­за нехватки средств и недостатка грамотных  музыкантов оркестр в Христиании получился слабым, да и интерес публики к  национальной музыке был еще невелик. Григу и его друзьям пришлось  преодолеть немало трудностей, прежде чем «Музыкальная академия»  получила право на жизнь. Композитор часто ездил с концертами по разным городам Европы, выступая  как пианист, дирижер и как аккомпаниатор Нины Григ. Григи исполняли не  только произведения Эдварда. Их выступления в Норвегии, Швеции, Дании,  Германии, Италии, Франции, Англии открывали слушателям необычайную  красоту самобытной норвежской музыки. Дирижерская служба, концерты, педагогическая и общественная деятельность отнимали у Грига много сил и времени. Когда же Григ попросил власти  назначить ему государственную стипендию, чтобы иметь возможность  оставить службу и заняться только сочинением музыки, то в ответ получил  отказ. Произведений его не печатали. На Грига смотрели как на рядового  музыканта. К счастью, одно из лучших творений Грига — юношеская фортепьянная  соната, навеянная композитору картинами природы родной Норвегии, ееисторией, ее народными мелодиями, попала к прославленному композитору  Ференцу Листу. Лист пришел в восторг от необычной, не похожей ни на какую другую музыки Грига. Он написал тут же об этом юному норвежцу, выразив  горячее желание встретиться с ним. Дружеское письмо Листа решило судьбу Грига. Норвежское общество тут же  изменило свое отношение к молодому композитору. Да и как не изменить,  когда музыкант с мировым именем пишет их начинающему композитору:  «Льщу себя надеждой, что у себя на родине вы пользуетесь успехом и  поощрением, которых вы заслуживаете. Впрочем, и за ее пределами вы в них  не будете нуждаться». Равнодушие публики сменилось доброжелательностью. Словно Лист открыл ей глаза на сокровище, которое до тех пор оставалось  незамеченным. Григу назначили государственную стипендию. Встречи с Листом в 1870 году в Риме были для Грига праздником. Он  наслаждался неповторимой игрой Листа, говорил с ним. слушал замечания и  советы. Его окрылило напутствие великого музыканта: «Продолжайте! У вас  для этого есть все данные. И не позволяйте себя запугивать!» Хочешь узнать Грига — послушай музыку его к драме великого норвежского  писателя Ибсена «Пер Гюнт». Это пьеса о человеке, у которого нет в жизни настоящего большого дела,  который не выбрал своего пути и лишь бесцельно тратит годы. Слышишь, как манит тебя в горы приветливая, плавная песня пастушьего  рожка? А вот открывается вид в долину, и ручеек серебрится в камнях,  прозрачен и прохладен воздух. Однако взгляни, как встревожен нынче веселый бездельник Пер Гюнт.  Умирает его мать — старая Осе. Это она научила его в детстве одну за другой плести причудливые сказки, защищая от грубости пьяницы­отца. Теперь он  расскажет ей последнюю сказку — умчится с ней в горы, в облака на  волшебном коне. Он не даст ей думать о смерти. Цепочкой тянутся в пещеру горного короля тролли. Это Пер, убежав от  людей, забрел в их царство. Что ему люди с их великими делами — он хочет  жить среди этих волшебных существ...   Э. Григ. «В пещере горного короля» (из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»)Вот танцует перед Пером свой легкий, воздушный танец дикарка Анитра. От  удивления Пер разинул рот: не так танцуют девушки в его деревне. Далеко,  однако, от родной Норвегии забрел он, шатаясь по белу свету... А что это за прекрасная, знакомая песня? Кто поет ее так нежно? У девушки с таким голосом должно быть доброе и любящее сердце... Ты песней чудной сделал жизнь мою.  Благословляю первое свиданье  И эту нашу встречу... Это Сольвейг — скромная Сольвейг, с лучистыми глазами и золотой косой.  Это Сольвейг, которая так долго и так терпеливо ждет своего любимого.  Ждет и верит, что все хорошее, что есть в душе ее Пера, победит — он  вернется к ней на родину. Для тысяч и миллионов слушателей, которые, так же как он, любят каждый  свою родину, свой народ, так же грустят и радуются вместе с ним, творчество Грига стало дорогим и понятным. О том, как близка музыка Грига русскому сердцу, хорошо сказал П. И.  Чайковский, которого соединяла с норвежским композитором личная дружба: «...Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке,  проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественной, широкой, грандиозной, то серенькой, скромной,  убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что­то нам  близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий  сочувственный отклик». Источник http://allforchildren.ru/music/composer10.php