Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ЭДВАРД ГРИГ
Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
Среди самых известных произведений Грига — две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты.Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии.
Дополнительный материал для проведения уроков музыки в
общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК
На тему ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ЭДВАРД ГРИГ
Эдвард Григ
(1843-1907)
Суровое море, небо, с трудом вырвавшееся из тумана, тучи, редкая улыбка
солнца, гладь залива, то серая, то посветлее, причудливое нагромождение
скал вдоль берега фьорда. Узкие улицы и простенькие дома Бергена. Что тут,
кажется, привлекательного?.. Но если это родина? Если для тебя только здесь
раздвигает солнечный луч облака и делает вдруг нарядными и дома, и скалы,
и сосну на камне у самой воды? Где же еще можно забираться так далеко в
горы, слушать, как грохочет в скалах голос горного короля, как пляшут
тролли? И разве есть еще гденибудь такие бесстрашные рыбаки, как в
соседнем поселке? Они суровы, молчаливы, но глаза и редкая улыбка выдают
их сердечную доброту. А сколько песен можно услышать в деревне! Как
пляшут там халлинги и спрингдансы. Какие прекрасные песни поют в горах
пастухи...
Радостно видеть и слышать все это, шагая рядом со взрослым другом,
вернувшимся в родную Норвегию из дальних странствий, — рядом с
«норвежским Паганини» Уле Буллем. Уле Булль слушает первые сочинения
Эдварда Грига, рассказывает о народной норвежской музыке.Это мать, прекрасная пианистка, научила Эдварда владеть инструментом,
любить Баха, Моцарта, Глюка, Бетховена, Шуберта, она научила его быть
настойчивым и не бояться трудностей.
Уле Булль, послушав сочинения Эдварда, решительно сказал родителям:
мальчик должен быть музыкантом. Дома Эдвард получил все, что мог
получить. Ему необходимо теперь поехать в Лейпциг, в консерваторию (в
Норвегии в то время своей консерватории не было).
Когда худенький мальчик с мечтательными сияющими голубыми глазами,
влюбленный в окружающий мир, покидал Берген, ему было всего пятнадцать
лет. Впереди — неведомая, чужая Германия. В душе пряталась надежда:
может, не примут. Тогда он снова будет дома, в родном Бергене, с горячо
любимыми родителями.
Но Эдварда приняли. Это было осенью 1858 года. А в 1862 году он окончил
Лейпцигскую консерваторию, получив самые высокие отзывы профессоров о
его композиторских способностях. К тому времени у юноши было уже немало
самостоятельных сочинений.
Первый концерт в родной Норвегии принес Григу большой успех. Но ни в
родном Бергене, ни в столице Христиании Григ не нашел применения своему
таланту. Как и многие его соотечественники — музыканты, писатели, он в
1863 году уехал в Данию, в Копенгаген. Там и начался расцвет музыки Грига...
Копенгаген был тогда большим культурным центром Европы. В Копенгагене
жил и творил великий датский писатель, сказочник и поэт Ханс Кристиан
Андерсен, к которому тянулись все передовые люди Дании. Вслед за
Андерсеном поэты, музыканты, художники Скандинавских стран обращались
к народной поэзии и музыке, под его влиянием развивалась тогда самобытная
и яркая культура Скандинавии.
И молодой Григ был покорен прекрасной, полной любви к человеку поэзией
Андерсена, ко многим стихам его он писал музыку. А великий сказочник был
одним из тех, кто первым оценил творчество Грига. Первый сборник романсов
«Мелодии сердца.» Эдвард Григ посвятил Хансу Кристиану Андерсену.
Композитор хорошо знал и любил скандинавскую поэзию, многие стихи он
перекладывал на музыку. В молодости ему посчастливилось встретить юную
Нину Хагеруп, девушку с прекрасным голосом, умную, чуткую, образованную.
Она стала женой и верным другом, первой и лучшей исполнительницейромансов и песен Эдварда Грига. Нина жила его радостями, его надеждами,
его страданиями, его музыкой.
В Копенгагене Григ сблизился с молодым норвежцем композитором
Нурдроком, человеком сильной воли и благородного сердца. Нурдрок был
пламенным патриотом Норвегии и личный долг свой видел в борьбе за
развитие национальной музыки. Он радовался растущему успеху Эдварда и
верил, что Грига ждет великое будущее. Мечтательный и далекий от
общественной жизни страны, молодой Григ под влиянием Нурдрока незаметно
для себя встал в ряды передовых людей Норвегии.
Смерть Нурдрока рано прервала их дружбу. Для Грига потеря Нурдрока была
одним из первых сильных потрясений в жизни. Первое большое горе,
пережитое Григом, с необычайной силой и глубиной передал он в «Траурном
марше памяти Нурдрока». Лучшей памятью о патриоте могла быть забота о
развитии норвежской национальной музыки. И Григ до последних дней своих
делал все, что было в его силах, для музыки своей родины.
В январе 1867 года по его инициативе в Норвегии была открыта
«Музыкальная академия». Изза нехватки средств и недостатка грамотных
музыкантов оркестр в Христиании получился слабым, да и интерес публики к
национальной музыке был еще невелик. Григу и его друзьям пришлось
преодолеть немало трудностей, прежде чем «Музыкальная академия»
получила право на жизнь.
Композитор часто ездил с концертами по разным городам Европы, выступая
как пианист, дирижер и как аккомпаниатор Нины Григ. Григи исполняли не
только произведения Эдварда. Их выступления в Норвегии, Швеции, Дании,
Германии, Италии, Франции, Англии открывали слушателям необычайную
красоту самобытной норвежской музыки.
Дирижерская служба, концерты, педагогическая и общественная деятельность
отнимали у Грига много сил и времени. Когда же Григ попросил власти
назначить ему государственную стипендию, чтобы иметь возможность
оставить службу и заняться только сочинением музыки, то в ответ получил
отказ. Произведений его не печатали. На Грига смотрели как на рядового
музыканта.
К счастью, одно из лучших творений Грига — юношеская фортепьянная
соната, навеянная композитору картинами природы родной Норвегии, ееисторией, ее народными мелодиями, попала к прославленному композитору
Ференцу Листу. Лист пришел в восторг от необычной, не похожей ни на какую
другую музыки Грига. Он написал тут же об этом юному норвежцу, выразив
горячее желание встретиться с ним.
Дружеское письмо Листа решило судьбу Грига. Норвежское общество тут же
изменило свое отношение к молодому композитору. Да и как не изменить,
когда музыкант с мировым именем пишет их начинающему композитору:
«Льщу себя надеждой, что у себя на родине вы пользуетесь успехом и
поощрением, которых вы заслуживаете. Впрочем, и за ее пределами вы в них
не будете нуждаться». Равнодушие публики сменилось доброжелательностью.
Словно Лист открыл ей глаза на сокровище, которое до тех пор оставалось
незамеченным. Григу назначили государственную стипендию.
Встречи с Листом в 1870 году в Риме были для Грига праздником. Он
наслаждался неповторимой игрой Листа, говорил с ним. слушал замечания и
советы. Его окрылило напутствие великого музыканта: «Продолжайте! У вас
для этого есть все данные. И не позволяйте себя запугивать!»
Хочешь узнать Грига — послушай музыку его к драме великого норвежского
писателя Ибсена «Пер Гюнт».
Это пьеса о человеке, у которого нет в жизни настоящего большого дела,
который не выбрал своего пути и лишь бесцельно тратит годы.
Слышишь, как манит тебя в горы приветливая, плавная песня пастушьего
рожка? А вот открывается вид в долину, и ручеек серебрится в камнях,
прозрачен и прохладен воздух.
Однако взгляни, как встревожен нынче веселый бездельник Пер Гюнт.
Умирает его мать — старая Осе. Это она научила его в детстве одну за другой
плести причудливые сказки, защищая от грубости пьяницыотца. Теперь он
расскажет ей последнюю сказку — умчится с ней в горы, в облака на
волшебном коне. Он не даст ей думать о смерти.
Цепочкой тянутся в пещеру горного короля тролли. Это Пер, убежав от
людей, забрел в их царство. Что ему люди с их великими делами — он хочет
жить среди этих волшебных существ...
Э. Григ. «В пещере горного короля» (из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»)Вот танцует перед Пером свой легкий, воздушный танец дикарка Анитра. От
удивления Пер разинул рот: не так танцуют девушки в его деревне. Далеко,
однако, от родной Норвегии забрел он, шатаясь по белу свету...
А что это за прекрасная, знакомая песня? Кто поет ее так нежно? У девушки с
таким голосом должно быть доброе и любящее сердце...
Ты песней чудной сделал жизнь мою.
Благословляю первое свиданье
И эту нашу встречу...
Это Сольвейг — скромная Сольвейг, с лучистыми глазами и золотой косой.
Это Сольвейг, которая так долго и так терпеливо ждет своего любимого.
Ждет и верит, что все хорошее, что есть в душе ее Пера, победит — он
вернется к ней на родину.
Для тысяч и миллионов слушателей, которые, так же как он, любят каждый
свою родину, свой народ, так же грустят и радуются вместе с ним, творчество
Грига стало дорогим и понятным.
О том, как близка музыка Грига русскому сердцу, хорошо сказал П. И.
Чайковский, которого соединяла с норвежским композитором личная дружба:
«...Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке,
проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской
природы, то величественной, широкой, грандиозной, то серенькой, скромной,
убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть чтото нам
близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий
сочувственный отклик».
Источник http://allforchildren.ru/music/composer10.php