Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ФРАНЦ ШУБЕРТ
При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте. Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ФРАНЦ ШУБЕРТ
Дополнительный материал для проведения уроков музыки в
общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК
На тему ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ФРАНЦ ШУБЕРТ
(17971828)
Юноша был близорук, мал ростом, скромен и застенчив. Он любил мать, отца,
братьев, сестер. Дома, еще в детские годы, открылась ему большая радость —
отец ввел его в мир музыки. Гайдн, Моцарт, Бетховен — их музыка была его
счастьем. В доме пели, играли на разных инструментах. Недели не проходило
без домашних концертов.
Благодаря хорошему голосу Франца приняли в придворный хор. На его
способности обратил внимание знаменитый Антонио Сальери и стал учить
искусству композиции. Но застенчивый ученик оказался удивительно
упрямым: он сочинял песни на слова немецких поэтов и не хотел писать
блестящих арий в итальянской манере, которые навязывал ему учитель.
Учитель не знал немецкого языка и не понимал народной музыки и поэзии
страны, в которой долгие годы жил. Ученик не понимал итальянского языка,
не любил никакого блеска и влюблен был в родную поэзию.
Когда наступило время, у мальчика, как и у всех подростков, стал ломаться
голос. Пришлось уйти из хора. Надо было решать, по какому пути идти
дальше. Мальчик очень много сочинял, и опытные учителя, музыканты в один
голос говорили о его необычайной одаренности. Но отец знал: профессиямузыканта требует предприимчивости, уверенности, настойчивости, внешнего
блеска. Его мальчику, робкому, застенчивому, невзрачному, эта профессия
принесет только бедность, ненужные огорчения и заботы. Отец решил сделать
его учителем в своей школе, а потом передать эту школу целиком в его руки.
Юноша любил семью, отца, был послушен. Он подчинился. Но музыка жила в
нем, музыка влекла его — и больше он ничем не мог заниматься. Он жил в
Вене. А в Вене всюду звучала музыка: на улицах, в домах, за городом, в
театре, в концерте. В Вене жили австрийцы, немцы, чехи, словаки, венгры,
цыгане, итальянцы. Всюду звучали народные песни, танцы.
Шуберт нехотя учил музыке детей младших классов, слушал музыку, и
сочинял, сочинял, сочинял. Песни, хоры, симфонии, сонаты, квартеты...
Мелодии переполняли его, он не успевал их записывать. За один 1815 год он
сочинил сто пятьдесят песен. Каждая из них — яркая, новая, ни на одну
другую не похожая. Школьные уроки становились все ненавистней. И вот
настал день, когда робкий и мягкий юноша покинул родной дом. Этот день
был его горем и его радостью. Нестерпимая боль разрыва с родными людьми
— и радость свободы, творчества.
Смерть любимой матери привела его снова домой. Но отец был непреклонен в
своем решении сделать из него учителя. Юноша ушел, теперь уже навсегда.
Это было в 1822 году. Тогда изпод пера его вырвались взволнованные строки
единственного литературного сочинения в прозе, которое он назвал «Мой
сон»:
«...Так снова я удалился и с сердцем, исполненным бесконечной любви к тем,
которые пренебрегли мною, снова направился на чужбину. Песни пел я теперь
долгие, долгие годы».
Он пел свои прекрасные песни, несмотря ни на что...
У Шуберта не было знатных покровителей. Единственным влиятельным
знакомым, который мог бы помочь ему, был придворный композитор Сальери.
Но Шуберт не разделял его взглядов на музыку и не хотел просить у него
помощи. Мягкий, робкий человек был очень гордым.
Он не выступал в публичных концертах. Его не знали при дворе.
Издатели платили композитору гроши, пользуясь его непрактичностью, а сами
наживали капиталы. Часто у него не было денег, чтобы снять комнату, многиесвои сочинения он писал без инструмента, потому что у него долгое время не
было своего фортепьяно, ему не на что было купить себе хороший костюм, и
случалось, что он несколько дней подряд питался только сухарями с кофе.
Здоровье его было подорвано. Поэтому, когда осенью 1828 года он заболел
тифом, врачи не сумели спасти его.
Отец оказался прав — профессия музыканта принесла Шуберту страдания,
нужду, заботу о куске хлеба и не принесла славы, громкого успеха, удачи в
жизни.
Но он был счастлив другим: своей музыкой и друзьями. У Шуберта оказалось
много верных друзей — художников, поэтов, артистов, таких же бедных
«неудачников», как он сам, так же влюбленных в родную музыку, родную
поэзию — людей с передовыми взглядами и чутких ко всему прекрасному.
Друзья держались вместе, в трудную минуту приходили на помощь друг
другу. Шуберт был в кружке общим любимцем. Друзья распространяли его
произведения, собирали и хранили его сочинения, переписывали рукописи,
ходили по издателям, организовывали концерты в домах знакомых, где можно
было собрать побольше людей. Благодаря им постепенно музыка Шуберта
завоевывала Вену. Особенно много сделал для Шуберта знаменитый певец
Фогль, которому понравились его необычные, простые песни: он стал
выступать с ними во всех концертах. Шуберт, никуда за всю жизнь не
уезжавший дальше предместий Вены, поехал с Фоглем в гастрольную поездку
по Верхней Австрии — на родину певца — и даже аккомпанировал ему.
В последний год жизни Шуберт, прославившийся своими необыкновенными
песнями, все чаще обращался к оркестровым сочинениям. «Я более ничего не
желаю слышать про песни, я теперь окончательно принялся за оперы и
симфонии», — писал он.
Больше всех композиторов Шуберт любил Бетховена, своего старшего
современника. К высотам симфонической музыки великого Бетховена он и
стремился. Много лет он прожил в одном городе с Бетховеном, ходил
улицами, которыми любил ходить Бетховен, издали смотрел на него и не
решался подойти, заговорить. А когда, наконец, решился и пошел, оказалось,
что Бетховен уже умер.
Кто знает, чего достиг бы Шуберт, если бы не ранняя смерть. Он работал
невероятно много и очень многого не успел сделать. Сам Бетховен в тридцатьдва года сочинил две симфонии, а Шуберт, не дожив до этого возраста, —
девять.
Широко известна сейчас «Неоконченная» симфония Шуберта. В ней две
части. Есть наброски третьей части, но именно только наброски. В
«Неоконченной» симфонии Шуберт выразил хрупкую мечту, и печальную
тревогу, и светлую надежду, и неумолимость жестокой жизни. Мелодия
меняется, звучит то приглушенным, таинственным шепотом, то протяжной
прекрасной песней. Во второй части — меньше страдания, больше спокойного
раздумья, мужественности, кажется даже, вотвот промелькнула радость...
Мелодия постепенно угасает, и остается светлая задумчивость...
Сам Шуберт не слышал своей «Неоконченной» симфонии в исполнении
оркестра. Он подарил партитуру любительскому музыкальному обществу
города Грац, но она затерялась и была случайно обнаружена лишь через много
лет после его смерти, в 1865 году. Последняя симфония Шуберта — Девятая
— до сих пор не найдена, как и некоторые другие его произведения. При
жизни Шуберта ни один издатель не выпустил в свет его симфоний, ни один
оркестр не заинтересовался его симфоническими сочинениями.
В октябре 1962 года у москвичей — любителей музыки был большой
праздник. Один из лучших пианистов нашего времени, лауреат Ленинской
премии Эмиль Гилельс впервые исполнил с оркестром «Фантазию» Шуберта,
написанную для домашнего исполнения на фортепьяно в четыре руки. В
концертах не принята игра на фортепьяно в четыре руки. Поэтому
«Фантазия» Шуберта фа минор, одно из самых ярких и поэтических его
сочинений, была совсем недоступна широкой публике. Советский композитор
Д. Б. Кабалевский, бережно сохранив музыку Шуберта, написал новую
партитуру — сольную партию для фортепьяно и оркестровое сопровождение.
Франц Шуберт. Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки
...Большой зал консерватории переполнен. Тысячи людей, боясь перевести
дыхание, волнуясь, следят за полетом прекрасной мечты Шуберта. То солнце
и радость вместе с музыкой заполняют зал, то тревожная грусть, надежда, и
опять — печаль и тревога.
Никто не помнит уже о юной графине, ученице Шуберта, для которой была
написана эта прекрасная музыкальная поэма и еще много чудесных поэм ипесен. А музыка живет вот уже сто сорок лет и рождает в людях новых
времен и поколений слезы радости и печали.
«Неоконченная» симфония, цикл взволнованных юношеских песен
«Прекрасная мельничиха» (и среди них знаменитые «Форель» и «В путь»),
цикл печальных, трагических песен «Зимний путь», «Лесной царь», на слова
Гёте, знаменитая «Серенада»;, слова которой перевёл на русский язык Н.
Огарёв «Песнь моя, лети с мольбою...»), прекрасная песня «Аве Мария»,
которую так прекрасно пел маленький итальянец Робертино Лоретти...
Франц Шуберт. Ave Maria. Поёт Робертино Лоретти
Послушайте Шуберта, его песни это он сам, его нежное, чуткое сердце, его
радости и страдания, его мечты и надежды.
Источник http://allforchildren.ru/music/composer05.php