ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ФРАНЦ ШУБЕРТ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ФРАНЦ ШУБЕРТ При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте. Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ФРАНЦ ШУБЕРТ
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный  материал   для проведения  уроков       музыки в  общеобразовательной и музыкальной школах   по любому УМК  На тему­   ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ  ФРАНЦ ШУБЕРТ (1797­1828) Юноша был близорук, мал ростом, скромен и застенчив. Он любил мать, отца,  братьев, сестер. Дома, еще в детские годы, открылась ему большая радость — отец ввел его в мир музыки. Гайдн, Моцарт, Бетховен — их музыка была его  счастьем. В доме пели, играли на разных инструментах. Недели не проходило  без домашних концертов. Благодаря хорошему голосу Франца приняли в придворный хор. На его  способности обратил внимание знаменитый Антонио Сальери и стал учить  искусству композиции. Но застенчивый ученик оказался удивительно  упрямым: он сочинял песни на слова немецких поэтов и не хотел писать  блестящих арий в итальянской манере, которые навязывал ему учитель.  Учитель не знал немецкого языка и не понимал народной музыки и поэзии  страны, в которой долгие годы жил. Ученик не понимал итальянского языка,  не любил никакого блеска и влюблен был в родную поэзию. Когда наступило время, у мальчика, как и у всех подростков, стал ломаться  голос. Пришлось уйти из хора. Надо было решать, по какому пути идти  дальше. Мальчик очень много сочинял, и опытные учителя, музыканты в один  голос говорили о его необычайной одаренности. Но отец знал: профессиямузыканта требует предприимчивости, уверенности, настойчивости, внешнего блеска. Его мальчику, робкому, застенчивому, невзрачному, эта профессия  принесет только бедность, ненужные огорчения и заботы. Отец решил сделать  его учителем в своей школе, а потом передать эту школу целиком в его руки. Юноша любил семью, отца, был послушен. Он подчинился. Но музыка жила в  нем, музыка влекла его — и больше он ничем не мог заниматься. Он жил в  Вене. А в Вене всюду звучала музыка: на улицах, в домах, за городом, в  театре, в концерте. В Вене жили австрийцы, немцы, чехи, словаки, венгры,  цыгане, итальянцы. Всюду звучали народные песни, танцы. Шуберт нехотя учил музыке детей младших классов, слушал музыку, и  сочинял, сочинял, сочинял. Песни, хоры, симфонии, сонаты, квартеты...  Мелодии переполняли его, он не успевал их записывать. За один 1815 год он  сочинил сто пятьдесят песен. Каждая из них — яркая, новая, ни на одну  другую не похожая. Школьные уроки становились все ненавистней. И вот  настал день, когда робкий и мягкий юноша покинул родной дом. Этот день  был его горем и его радостью. Нестерпимая боль разрыва с родными людьми  — и радость свободы, творчества. Смерть любимой матери привела его снова домой. Но отец был непреклонен в своем решении сделать из него учителя. Юноша ушел, теперь уже навсегда.  Это было в 1822 году. Тогда из­под пера его вырвались взволнованные строки  единственного литературного сочинения в прозе, которое он назвал «Мой  сон»: «...Так снова я удалился и с сердцем, исполненным бесконечной любви к тем,  которые пренебрегли мною, снова направился на чужбину. Песни пел я теперь долгие, долгие годы». Он пел свои прекрасные песни, несмотря ни на что... У Шуберта не было знатных покровителей. Единственным влиятельным  знакомым, который мог бы помочь ему, был придворный композитор Сальери. Но Шуберт не разделял его взглядов на музыку и не хотел просить у него  помощи. Мягкий, робкий человек был очень гордым. Он не выступал в публичных концертах. Его не знали при дворе. Издатели платили композитору гроши, пользуясь его непрактичностью, а сами наживали капиталы. Часто у него не было денег, чтобы снять комнату, многиесвои сочинения он писал без инструмента, потому что у него долгое время не  было своего фортепьяно, ему не на что было купить себе хороший костюм, и  случалось, что он несколько дней подряд питался только сухарями с кофе.  Здоровье его было подорвано. Поэтому, когда осенью 1828 года он заболел  тифом, врачи не сумели спасти его. Отец оказался прав — профессия музыканта принесла Шуберту страдания,  нужду, заботу о куске хлеба и не принесла славы, громкого успеха, удачи в  жизни. Но он был счастлив другим: своей музыкой и друзьями. У Шуберта оказалось  много верных друзей — художников, поэтов, артистов, таких же бедных  «неудачников», как он сам, так же влюбленных в родную музыку, родную  поэзию — людей с передовыми взглядами и чутких ко всему прекрасному. Друзья держались вместе, в трудную минуту приходили на помощь друг  другу. Шуберт был в кружке общим любимцем. Друзья распространяли его  произведения, собирали и хранили его сочинения, переписывали рукописи,  ходили по издателям, организовывали концерты в домах знакомых, где можно  было собрать побольше людей. Благодаря им постепенно музыка Шуберта  завоевывала Вену. Особенно много сделал для Шуберта знаменитый певец  Фогль, которому понравились его необычные, простые песни: он стал  выступать с ними во всех концертах. Шуберт, никуда за всю жизнь не  уезжавший дальше предместий Вены, поехал с Фоглем в гастрольную поездку  по Верхней Австрии — на родину певца — и даже аккомпанировал ему. В последний год жизни Шуберт, прославившийся своими необыкновенными  песнями, все чаще обращался к оркестровым сочинениям. «Я более ничего не  желаю слышать про песни, я теперь окончательно принялся за оперы и  симфонии», — писал он. Больше всех композиторов Шуберт любил Бетховена, своего старшего  современника. К высотам симфонической музыки великого Бетховена он и  стремился. Много лет он прожил в одном городе с Бетховеном, ходил  улицами, которыми любил ходить Бетховен, издали смотрел на него и не  решался подойти, заговорить. А когда, наконец, решился и пошел, оказалось,  что Бетховен уже умер. Кто знает, чего достиг бы Шуберт, если бы не ранняя смерть. Он работал  невероятно много и очень многого не успел сделать. Сам Бетховен в тридцатьдва года сочинил две симфонии, а Шуберт, не дожив до этого возраста, —  девять. Широко известна сейчас «Неоконченная» симфония Шуберта. В ней две  части. Есть наброски третьей части, но именно только наброски. В  «Неоконченной» симфонии Шуберт выразил хрупкую мечту, и печальную  тревогу, и светлую надежду, и неумолимость жестокой жизни. Мелодия  меняется, звучит то приглушенным, таинственным шепотом, то протяжной  прекрасной песней. Во второй части — меньше страдания, больше спокойного раздумья, мужественности, кажется даже, вот­вот промелькнула радость...  Мелодия постепенно угасает, и остается светлая задумчивость... Сам Шуберт не слышал своей «Неоконченной» симфонии в исполнении  оркестра. Он подарил партитуру любительскому музыкальному обществу  города Грац, но она затерялась и была случайно обнаружена лишь через много  лет после его смерти, в 1865 году. Последняя симфония Шуберта — Девятая  — до сих пор не найдена, как и некоторые другие его произведения. При  жизни Шуберта ни один издатель не выпустил в свет его симфоний, ни один  оркестр не заинтересовался его симфоническими сочинениями. В октябре 1962 года у москвичей — любителей музыки был большой  праздник. Один из лучших пианистов нашего времени, лауреат Ленинской  премии Эмиль Гилельс впервые исполнил с оркестром «Фантазию» Шуберта,  написанную для домашнего исполнения на фортепьяно в четыре руки. В  концертах не принята игра на фортепьяно в четыре руки. Поэтому  «Фантазия» Шуберта фа минор, одно из самых ярких и поэтических его  сочинений, была совсем недоступна широкой публике. Советский композитор  Д. Б. Кабалевский, бережно сохранив музыку Шуберта, написал новую  партитуру — сольную партию для фортепьяно и оркестровое сопровождение. Франц Шуберт. Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки ...Большой зал консерватории переполнен. Тысячи людей, боясь перевести  дыхание, волнуясь, следят за полетом прекрасной мечты Шуберта. То солнце  и радость вместе с музыкой заполняют зал, то тревожная грусть, надежда, и  опять — печаль и тревога. Никто не помнит уже о юной графине, ученице Шуберта, для которой была  написана эта прекрасная музыкальная поэма и еще много чудесных поэм ипесен. А музыка живет вот уже сто сорок лет и рождает в людях новых  времен и поколений слезы радости и печали. «Неоконченная» симфония, цикл взволнованных юношеских песен  «Прекрасная мельничиха» (и среди них знаменитые «Форель» и «В путь»),  цикл печальных, трагических песен «Зимний путь», «Лесной царь», на слова  Гёте, знаменитая «Серенада»;, слова которой перевёл на русский язык Н.  Огарёв «Песнь моя, лети с мольбою...»), прекрасная песня «Аве Мария»,  которую так прекрасно пел маленький итальянец Робертино Лоретти... Франц Шуберт. Ave Maria. Поёт Робертино Лоретти Послушайте Шуберта, его песни ­ это он сам, его нежное, чуткое сердце, его  радости и страдания, его мечты и надежды. Источник http://allforchildren.ru/music/composer05.php