ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других.Пушкин и Глинка создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный  материал   для проведения  уроков       музыки в  общеобразовательной и музыкальной школах   по любому УМК  На тему    ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА М. И. Глинка (1804-1857) В доме грозной и капризной бабушки не было музыки. Из жарких, неумеренно  натопленных комнат нельзя было выходить на улицу ни зимой, ни осенью, ни  весной. Дом был красив, и прекрасен был окружавший его парк, и луга, и  поля, и цветы, и все село Новоспасское. Все это принадлежало ему, любимцу  бабушки. Но зачем ему все зто, если запрещено покидать комнаты, запрещено  играть с ребятами? Зачем бабушка любит его, если она кричит, осердясь, на  повара, на кучера или горничную? Зачем она не пускает его в комнаты  родителей и неприязненно морщится, когда матушка приходит к нему с его  маленькой сестренкой? Как чудесно звонят колокола в церкви, как грустно поют девушки за окном,  — но все это далеко, там, куда ходить не позволено. Единственной отрадой  были песни и сказки любимой молодой няни Авдотьи Ивановны. Мягкий,  ласковый мальчик рос болезненным, нервным. От священника, который ходит  к бабушке, мальчик сам научился читать. Когда ему минуло десять лет и бабушки уже не было, родители стали учить  его разным наукам, музыке и языкам.Учителя и родные не могли надивиться успехам Мишеля. В Новоспасскую усадьбу часто съезжались гости, и тогда родители  приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки, который жил в  соседнем имении. Мишель часами не отходил от оркестра — забывал и о  гостях и о танцах. Музыканты, кроме танцев, играли инструментальные пьесы  и русские песни, переложенные для оркестра. Музыка и книги о путешествиях, о далеких странах больше всего увлекали  юного Глинку. В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в пансион при  Главном педагогическом институте. Учился он охотно и успешно. В первые  годы гувернером его был друг поэта Пушкина декабрист Кюхельбекер, а  младший брат Пушкина Лев, учившийся с ним вместе, стал его товарищем. Все больше и больше увлекаясь музыкой, Глинка начал брать уроки у  известных исполнителей. Когда случалось ему играть на фортепьяно или петь в кругу друзей, он делал  это с таким чувством и так искусно, что у слушателей на глаза набегали  слезы. Слава первоклассного пианиста и чуткого певца сделала его желанным гостем всюду, где любили и понимали музыку. Он познакомился с Жуковским,  Пушкиным, Крыловым, Гоголем, Грибоедовым. Он, как и все передовые люди  того времени, думал о судьбе родного искусства, родной литературы. Дума  декабриста Рылеева о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина  привлекла Глинку своей героической темой и картинами русской народной  жизни. Глинка любил оркестр, хорошо знал каждый инструмент и мечтал  писать для оркестра. Он умел петь и работать с певцами — и мечтал писать  для певцов не только романсы и песни. Музыка жила в нем. «Музыка — душа  моя», — сказал он как­то. Он не мог не сочинять, но чувствовал, что  недостаточно хорошо знаком с правилами композиции, что мало знает  сочинения известных европейских композиторов. В Петербурге не было в то  время консерватории, туда редко приезжали с концертами известные  музыканты, и ноты произведений знаменитых в Европе композиторов  попадали в Россию случайно.   М. И. Глинка. Вальс­фантазияВ 1830 году Глинка отправился за границу. В Италии, встречаясь с  известными музыкантами и певцами, выступая в концертах и домах  любителей музыки, Глинка скоро прославился как пианист. Он слушал  музыку в концертах, в опере и, главное, на улицах итальянских городов,  жадно ловил новые, свежие мелодии, в которых не было там недостатка. Но  чем больше он погружался в яркий, волшебный мир солнечной Италии, тем  сильней тянуло его на родину, тем ясней вырисовывался его собственный путь в музыке. Там, в Италии, а потом в Вене и в Берлине, все стройней  становились метавшиеся в голове мелодии и планы русских симфоний,  русских опер, русских романсов. И вот пришел день, когда в Петербурге в придворной опере, привыкшей к  блестящим итальянским увертюрам и невероятным руладам приезжих  знаменитостей, певица в костюме крестьянской девушки запела вдруг по­ русски грустную и задушевную песню «Не о том скорблю, подруженьки...» На  сцене были мужики в лаптях. Их арии и хоры напоминали простые  деревенские песни... В зале дамы в пышных шелках и бриллиантах, офицеры в  сверкающих мундирах, чиновники, увешанные орденами, недоуменно  переглядывались, брезгливо морщились. Но никто не осмелился встать и уйти: сам государь император сидел в царской ложе и был доволен. Это он  разрешил поставить оперу и даже приказал дать ей название «Жизнь за царя». У Глинки опера называлась «Иван Сусанин», и писал он ее по думе  декабриста Рылеева, гордый подвигом народа и взволнованный судьбою  костромского крестьянина Ивана Сусанина. Но оперу негде было поставить,  кроме как в придворном театре, и пришлось идти на уступки, вкладывать в  уста Сусанина и крестьян слова восхваления царя и менять название оперы. Музыка же говорила о другом. В музыке открывалось чуткое и щедрое сердце простого крестьянина, его любовь к родине, храбрость и благородство. Все  симпатии композитора явно были на стороне народа. Пушкин, Гоголь, Одоевский — передовые люди своего времени — с  восторгом приняли первую истинно национальную русскую оперу и защищали  Глинку от злых нападок врагов, тут же назвавших музыку Глинки  «кучерской». «Это хорошо, — заметил, узнав об этом Глинка, — и даже  верно, ибо кучера, по­моему, дельнее господ».Пушкин, откликаясь на постановку «Ивана Сусанина», писал: Слушая сию новинку,  Зависть, злобой омрачась,  Пусть скрежещет, но уж Глинку  Затоптать не может в грязь. Никакая травля не могла уже остановить Глинку. Он шел своим путем, он  пробивал новую дорогу русской музыке. Вскоре после «Ивана Сусанина» появился «Вальс­фантазия» для  симфонического оркестра — произведение необычайно поэтическое и  красочное. В это же время Глинка написал музыку к драме Кукольника  «Князь Холмский». Драма не выдержала испытания временем, но музыка  «Князя Холмского» хорошо известна нам, как и все, что написал Глинка. В эти годы появились его знаменитые романсы: «Сомнение», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок»,  «Попутная песня». Сразу после постановки «Сусанина» Глинка взялся за новую оперу — «Руслан и Людмила». Пушкин, узнав о планах Глинки, был рад и собирался сам кое­ что переделать в юношеской поэме для оперы. Смерть поэта помешала им  вместе работать. Однако опера была написана. Любовь свою к Пушкину, веру  в вечность его прекрасной поэзии высказал Глинка в знаменитой песне Баяна.  Музыка «Руслана» богата мелодиями и яркими характеристиками героев —  мудрый Баян, нежная Людмила, пылкая Горислава, храбрый и благородный  Руслан, горячий Ратмир, смешной и хвастливый Фарлаф, мудрый старец  Финн, злая Наина и коварный Черномор. И по сей день композиторы изучают оперное искусство по партитурам  «Руслана и Людмилы». Опера Глинки не сходит со сцены не только советских, но и зарубежных оперных театров. Но это теперь. И этого не видит и не знает Глинка. Премьера «Руслана и  Людмилы» в 1842 году встречена была влиятельной публикой равнодушно. И  несмотря на то, что «простые» слушатели приняли оперу восторженно (она  выдержала тридцать два представления за три месяца — для тех времен это  был редкий случай), в следующий сезон «Руслан» уже не шел. Партитуру с  трудом удалось опубликовать сестре композитора лишь после его смерти.Источник http://allforchildren.ru/music/composer11.php