Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА
русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других.Пушкин и Глинка создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке
Дополнительный материал для проведения уроков музыки в
общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК
На тему ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА
М. И. Глинка
(1804-1857)
В доме грозной и капризной бабушки не было музыки. Из жарких, неумеренно
натопленных комнат нельзя было выходить на улицу ни зимой, ни осенью, ни
весной. Дом был красив, и прекрасен был окружавший его парк, и луга, и
поля, и цветы, и все село Новоспасское. Все это принадлежало ему, любимцу
бабушки. Но зачем ему все зто, если запрещено покидать комнаты, запрещено
играть с ребятами? Зачем бабушка любит его, если она кричит, осердясь, на
повара, на кучера или горничную? Зачем она не пускает его в комнаты
родителей и неприязненно морщится, когда матушка приходит к нему с его
маленькой сестренкой?
Как чудесно звонят колокола в церкви, как грустно поют девушки за окном,
— но все это далеко, там, куда ходить не позволено. Единственной отрадой
были песни и сказки любимой молодой няни Авдотьи Ивановны. Мягкий,
ласковый мальчик рос болезненным, нервным. От священника, который ходит
к бабушке, мальчик сам научился читать.
Когда ему минуло десять лет и бабушки уже не было, родители стали учить
его разным наукам, музыке и языкам.Учителя и родные не могли надивиться успехам Мишеля.
В Новоспасскую усадьбу часто съезжались гости, и тогда родители
приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки, который жил в
соседнем имении. Мишель часами не отходил от оркестра — забывал и о
гостях и о танцах. Музыканты, кроме танцев, играли инструментальные пьесы
и русские песни, переложенные для оркестра.
Музыка и книги о путешествиях, о далеких странах больше всего увлекали
юного Глинку.
В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в пансион при
Главном педагогическом институте. Учился он охотно и успешно. В первые
годы гувернером его был друг поэта Пушкина декабрист Кюхельбекер, а
младший брат Пушкина Лев, учившийся с ним вместе, стал его товарищем.
Все больше и больше увлекаясь музыкой, Глинка начал брать уроки у
известных исполнителей.
Когда случалось ему играть на фортепьяно или петь в кругу друзей, он делал
это с таким чувством и так искусно, что у слушателей на глаза набегали
слезы.
Слава первоклассного пианиста и чуткого певца сделала его желанным гостем
всюду, где любили и понимали музыку. Он познакомился с Жуковским,
Пушкиным, Крыловым, Гоголем, Грибоедовым. Он, как и все передовые люди
того времени, думал о судьбе родного искусства, родной литературы. Дума
декабриста Рылеева о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина
привлекла Глинку своей героической темой и картинами русской народной
жизни. Глинка любил оркестр, хорошо знал каждый инструмент и мечтал
писать для оркестра. Он умел петь и работать с певцами — и мечтал писать
для певцов не только романсы и песни. Музыка жила в нем. «Музыка — душа
моя», — сказал он както. Он не мог не сочинять, но чувствовал, что
недостаточно хорошо знаком с правилами композиции, что мало знает
сочинения известных европейских композиторов. В Петербурге не было в то
время консерватории, туда редко приезжали с концертами известные
музыканты, и ноты произведений знаменитых в Европе композиторов
попадали в Россию случайно.
М. И. Глинка. ВальсфантазияВ 1830 году Глинка отправился за границу. В Италии, встречаясь с
известными музыкантами и певцами, выступая в концертах и домах
любителей музыки, Глинка скоро прославился как пианист. Он слушал
музыку в концертах, в опере и, главное, на улицах итальянских городов,
жадно ловил новые, свежие мелодии, в которых не было там недостатка. Но
чем больше он погружался в яркий, волшебный мир солнечной Италии, тем
сильней тянуло его на родину, тем ясней вырисовывался его собственный путь
в музыке. Там, в Италии, а потом в Вене и в Берлине, все стройней
становились метавшиеся в голове мелодии и планы русских симфоний,
русских опер, русских романсов.
И вот пришел день, когда в Петербурге в придворной опере, привыкшей к
блестящим итальянским увертюрам и невероятным руладам приезжих
знаменитостей, певица в костюме крестьянской девушки запела вдруг по
русски грустную и задушевную песню «Не о том скорблю, подруженьки...» На
сцене были мужики в лаптях. Их арии и хоры напоминали простые
деревенские песни... В зале дамы в пышных шелках и бриллиантах, офицеры в
сверкающих мундирах, чиновники, увешанные орденами, недоуменно
переглядывались, брезгливо морщились. Но никто не осмелился встать и уйти:
сам государь император сидел в царской ложе и был доволен. Это он
разрешил поставить оперу и даже приказал дать ей название «Жизнь за царя».
У Глинки опера называлась «Иван Сусанин», и писал он ее по думе
декабриста Рылеева, гордый подвигом народа и взволнованный судьбою
костромского крестьянина Ивана Сусанина. Но оперу негде было поставить,
кроме как в придворном театре, и пришлось идти на уступки, вкладывать в
уста Сусанина и крестьян слова восхваления царя и менять название оперы.
Музыка же говорила о другом. В музыке открывалось чуткое и щедрое сердце
простого крестьянина, его любовь к родине, храбрость и благородство. Все
симпатии композитора явно были на стороне народа.
Пушкин, Гоголь, Одоевский — передовые люди своего времени — с
восторгом приняли первую истинно национальную русскую оперу и защищали
Глинку от злых нападок врагов, тут же назвавших музыку Глинки
«кучерской». «Это хорошо, — заметил, узнав об этом Глинка, — и даже
верно, ибо кучера, помоему, дельнее господ».Пушкин, откликаясь на постановку «Ивана Сусанина», писал:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
Никакая травля не могла уже остановить Глинку. Он шел своим путем, он
пробивал новую дорогу русской музыке.
Вскоре после «Ивана Сусанина» появился «Вальсфантазия» для
симфонического оркестра — произведение необычайно поэтическое и
красочное. В это же время Глинка написал музыку к драме Кукольника
«Князь Холмский». Драма не выдержала испытания временем, но музыка
«Князя Холмского» хорошо известна нам, как и все, что написал Глинка.
В эти годы появились его знаменитые романсы: «Сомнение», «Ночной зефир»,
«В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок»,
«Попутная песня».
Сразу после постановки «Сусанина» Глинка взялся за новую оперу — «Руслан
и Людмила». Пушкин, узнав о планах Глинки, был рад и собирался сам кое
что переделать в юношеской поэме для оперы. Смерть поэта помешала им
вместе работать. Однако опера была написана. Любовь свою к Пушкину, веру
в вечность его прекрасной поэзии высказал Глинка в знаменитой песне Баяна.
Музыка «Руслана» богата мелодиями и яркими характеристиками героев —
мудрый Баян, нежная Людмила, пылкая Горислава, храбрый и благородный
Руслан, горячий Ратмир, смешной и хвастливый Фарлаф, мудрый старец
Финн, злая Наина и коварный Черномор.
И по сей день композиторы изучают оперное искусство по партитурам
«Руслана и Людмилы». Опера Глинки не сходит со сцены не только советских,
но и зарубежных оперных театров.
Но это теперь. И этого не видит и не знает Глинка. Премьера «Руслана и
Людмилы» в 1842 году встречена была влиятельной публикой равнодушно. И
несмотря на то, что «простые» слушатели приняли оперу восторженно (она
выдержала тридцать два представления за три месяца — для тех времен это
был редкий случай), в следующий сезон «Руслан» уже не шел. Партитуру с
трудом удалось опубликовать сестре композитора лишь после его смерти.Источник http://allforchildren.ru/music/composer11.php