Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧАЯ КУЧКА"
Могучая кучка (а также Бала́киревский кружо́к, Новая русская музыкальная школа или, иногда, Русская пятёрка) — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов.Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки в
общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК
На тему ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧАЯ КУЧКА"
Михаил Иванович Глинка в последний приезд свой изза границы редко
выходил из дома, мало кого принимал — только самых близких знакомых да
друзеймузыкантов. В его доме, в узком кругу, друзья пели, играли на
фортепьяно, обсуждали новые музыкальные сочинения, беседовали о путях
развития русской музыки. Однажды давний знакомый Михаила Ивановича,
известный дипломат, любитель и исследователь музыки Улыбышев
представил Глинке своего юного друга Милия Балакирева. Юноша получил в
доме Улыбышева прекрасное музыкальное воспитание и проявил такие редкие
способности, что Улыбышев решил во что бы то ни стало ввести его в
музыкальный мир столицы. Оба они, и Улыбышев и Балакирев, восхищены
были музыкой Глинки и потому к нему первому и пошли, приехав из Нижнего
Новгорода в Петербург.
Милий Алексеевич Балакирев
С первой встречи Балакирев понравился Глинке. Нравился он сам — умный,
пытливый, с искрометными черными глазами, нравились его взгляды и
рассуждения, его фантазия на тему из «Сусанина», нравилось, как он играл на
рояле. Скоро Балакирев стал очень близким человеком в доме Глинки. «В
первом Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим, во всем,
что касается музыки, — говорил Глинка сестре,— ...со временем он будет
второй Глинка».Уезжая снова за границу, Глинка подарил юному другу две испанские
музыкальные темы. Балакирев обработал их. Одна из них легла в основу
первого его симфонического сочинения — увертюры для симфонического
оркестра. Вторую Балакирев использовал в одном из поздних сочинений для
фортепьяно — «Испанской серенаде».
И еще — перед самым отъездом Глинка просил сестру непременно исполнить
его желание: никому, кроме Балакирева, не доверять музыкального
образования ее дочери Оли — любимой племянницы Глинки.
Балакирев навсегда сохранил любовь к Глинке, к его музыке и вместе с
сестрой Глинки многое сделал для того, чтобы увековечить произведения
великого русского композитора и продолжить в русской музыке начатое им
дело.
Балакирев был блестящим пианистом и дирижером. Он знал наизусть почти
все произведения Бетховена, Шопена, Глинки, Шумана, Листа. Особенно
часто исполнял он Шопена, исполнял посвоему, и Шопен в его исполнении
звучал всегда мужественно, трагично.
Первые же выступления в публичных концертах принесли Балакиреву
громкую славу. Среди ближайших друзей его вскоре оказался В. В. Стасов —
человек яркий, талантливый, широкообразованный, с передовыми взглядами
на общественную жизнь, на литературу и искусство. Стасов называл себя
учеником великих русских революционных демократов Белинского и
Чернышевского. Он увлек молодого Балакирева чтением самых передовых в
то время журналов («Современник» Чернышевского и «Колокол» Герцена).
Литературные новинки, новые музыкальные сочинения, художественные
выставки, споры об искусстве живо интересовали и увлекали Стасова. На
каждое значительное событие в русской литературе, музыке, живописи он
откликался пламенными статьями. Стасов был истинным борцом за
утверждение передового, самобытного русского искусства. Балакирев стал
таким же борцом в музыкальной жизни России. В 1855 году Балакирев
появился в Петербурге, а к 1860 году вокруг него и Стасова уже собралась
группа музыкантов и композиторов.
Сначала к молодому Балакиреву примкнул композиторлюбитель инженер
Цезарь Кюи, затем юный гвардейский офицер, талантливый пианист и
импровизатор Мусоргский. Балакирев стал давать им уроки композиции,
теории музыки, разбирал их произведения, знакомил своих друзей створчеством Глинки, Шуберта, Шумана, Шопена, Бетховена, играл свои
сочинения. Через некоторое время в кружок Балакирева вступил талантливый
музыкант, морской офицер РимскийКорсаков, а потом и профессор
химии Бородин, человек необычайно даровитый и образованный. Большим
другом кружка был композитор старшего поколения, соратник Глинки А. С.
Даргомыжский. «Великим учителем музыкальной правды» называл его
Мусоргский.
Никто из членов кружка, кроме Балакирева, вначале не относился всерьез к
своим музыкальным занятиям. Однако Балакирев и Стасов, ставшие
идейными вождями, заставили всех — и Мусоргского, и РимскогоКорсакова,
и Бородина — поновому взглянуть на свои сочинения. Они поставили
высокую цель — выражать в музыке самые передовые идеи своего времени,
приблизить творчество к народу и замечательное народное искусство сделать
достоянием русской классической музыки. Этот кружок в русской музыке
сыграл примерно такую же роль, как «передвижники» в русской живописи.
Илья Репин
Портрет Владимира Васильевича Стасова,
русского музыкального критика
и историка искусства (1883)
«...Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже
могучей кучки русских музыкантов», — написал однажды Стасов о своих
друзьях композиторах. С тех пор кружок и стали называть «Могучей кучкой».«Кучкисты» регулярно собирались. О том, как проходили эти встречи,
рассказал сам Балакирев: «Наши занятия... заключались в приятельских
беседах и происходили не только за фортепьяно, но и за чайным столом.
Бородин (как и вся тогдашняя наша компания) играл новое свое сочинение, а
я делал свои замечания касательно формы, оркестровки и проч., и не только
я, но и все остальные члены нашей компании принимали участие в этих
суждениях. Таким образом, сообща вырабатывалось критически все
направление нашей композиторской деятельности».
Хотя членов кружка связывали общие взгляды, хотя они постоянно
советовались друг с другом, каждый шел в искусстве своей дорогой,
разрабатывал свои темы, искал свои образы и формы. Главным и
обязательным для всех было: нести народу правду в музыке.
Центром всех собраний, главным критиком всегда был Балакирев. Вот что
рассказывает о нем РимскийКорсаков: «Его слушались беспрекословно, ибо
обаяние его личности было страшно велико. Молодой, с чудесными,
подвижными огненными глазами, красивой бородой, говорящий решительно,
авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за
фортепьяно, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно
играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто
другой. Ценя малейший признак таланта в другом, он не мог, однако, не
чувствовать своей высоты над ним, и этот другой тоже чувствовал его
превосходство над собою. Влияние его на окружающих было безгранично...»
Свои сочинения Балакирев тоже давал на обсуждение товарищам: он был
очень требователен не только к другим, но в первую очередь к себе. Занятый
постоянно другими делами, сам он писал мало, иногда по многу лет работая
над одним произведением.
В конце 1862 года Балакиреву удалось организовать Бесплатную
музыкальную школу для одаренных молодых людей, которые не могли брать
платные уроки музыки. В Бесплатной музыкальной школе проходили уроки
пения, теории музыки и игры на скрипке. Хор и оркестр, организованные
Балакиревым из слушателей школы, выступали с концертами.
В 1866 году вышел сборник русских песен, записанных Балакиревым в
Приволжье. Народные мелодии украшают все сочинения Балакирева — его
симфонии, увертюры, фантазии, картины, романсы. Композитор обращался ик музыкальному творчеству других народов: чешского, испанского,
грузинского, кабардинского, татарского.
В 1866 году Балакирев с огромным успехом поставил в Праге оперы Глинки
«Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», сам дирижировал ими. Он был
счастлив, что его любимые оперы наконецто с восторгом приняты публикой.
Успех Балакирева в Праге на некоторое время изменил отношение к нему и в
Петербурге. Дирижер стал смело вводить в программу современную музыку
— русскую и западную. Это вызвало новый приступ ярости у противников
передового искусства. Они стали еще ожесточеннее нападать на композитора.
Враги делали все возможное, чтобы подорвать деятельность Бесплатной
школы и «Могучей кучки». Средств у Балакирева и его друзей на содержание
школы не хватало.
В конце концов Бесплатная школа прекратила свои концерты. Балакирев
устал в борьбе, он вдруг оставил музыку, друзей, сблизился со случайными
людьми — с богомольцами, гадалками. Друзья не могли понять, как могло
случиться, что человек, далекий от религии, умный, образованный, вдруг
погрузился в бесконечные разговоры о боге. В конце жизни Балакирев, правда,
снова вернулся к музыкальной деятельности — выступал как дирижер и
пианист, сочинял музыку, занялся опять Бесплатной школой. Но прежнего
Балакирева, смелого, ярого борца за передовое искусство, уже не было.
Отошел от взглядов «Могучей кучки» и Цезарь Кюи — наименее талантливый
из всех композиторов знаменитой «пятерки». Мусоргский, Бородин, Римский
Корсаков до конца жизни остались верны идеям, которые некогда открыл им
Балакирев, продолжали в музыке дело, начатое Глинкой, создали
произведения, прославившие русскую музыку и принесшие ей мировую
известность.
Источник http://allforchildren.ru/music/composer12.php