Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК На тему- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.Римский-Корсаков был создателем композиторской школы,[8] среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов
Дополнительный материал для проведения уроков музыки в
общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК
На тему ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙКОРСАКОВ
(1844-1908)
Декабрь 1905 года. Весь год, начиная с 9 января — с «кровавого
воскресенья», — бурлила Россия революционными стачками, забастовками,
демонстрациями. Петербургская консерватория разделилась на два лагеря.
Большая часть студентов и меньшая часть профессоров стояла на стороне
революции. В зтом лагере был и замечательный русский композитор, гордость
России Николай Андреевич РимскийКорсаков. Он сказал о себе, что в эти
дни стал «яркокрасным». Когда дирекция консерватории предложила
профессорам составить списки студентов — «зачинщиков» забастовок,
РимскийКорсаков потребовал отставки директора. В ответ на это великого
композитора уволили из консерватории. А вслед за ним ушли и возмущенные
произволом начальства другие передовые профессора. Первыми среди них
были известные композиторы Глазунов и Лядов.
Через несколько дней после этих событий состоялась премьера оперы
РимскогоКорсакова «Кащей Бессмертный».
Призрачная, гнетущая музыка вступления и ария Кащея вводит слушателя в
мрачное Кащеево царство. Страшно и одиноко прекрасной царевне КрасеНенаглядной рядом с жестоким Кащеем. Тепла, трогательна и человечна ее
песняжалоба «Дни без просвета, бессонная ночь». Тоскуя, ждет она своего
жениха Королевича — он должен освободить ее из Кащеева плена. Кащей
шлет навстречу Королевичу свирепую метель, невидимые голоса
предсказывают смерть витязю. Но Королевич бесстрашно идет на поиски
невесты. Злая дочь Кащея подстерегает храбреца. Она должна завлечь его в
свой терем и погубить. Но Королевич так смел и прекрасен, что в холодном
сердце Кащеевны мелькнуло вдруг чувство жалости и любви к нему. Буря
помогает Королевичу бежать от Кащеевны и найти царевну. Кащеевна
страдает, впервые из глаз ее льются слезы, а с ними приходит и смерть к
Кащею. Он спрятал свою смерть в слезы дочери, никогда не знавшей жалости.
Любовь сломила злую Кащеевну и победила Кащея.
БуряБогатырь весело распахивает ворота мертвого Кащеева царства. «Конец
злому царству», — поет невидимый хор «На волю, на волю, вам буря ворота
открыла», — приветствует пленников БуряБогатырь.
В зале поняли истинный смысл оперысказки. В опере свергнуто было
Кащеево царство, в зале находились люди, верившие в свержение царизма. В
зале были люди, давно покоренные музыкой РимскогоКорсакова, знавшие его
передовые взгляды, его верность идеям революционных демократов
Белинского, Добролюбова, Чернышевского. В зале были люди, возмущенные
увольнением РимскогоКорсакова из консерватории. Спектакль превратился в
общественную манифестацию. В театр была вызвана полиция. На сочинения
РимскогоКорсакова власти наложили запрет, а за композитором установили
полицейский надзор. Но революция продолжалась, и властям скоро пришлось
отменить свои действия, вызвавшие волну протеста среди передовой
интеллигенции.
Последняя опера РимскогоКорсакова, написанная в 1906 году, была тоже
направлена против самодержавия. Это операсатира «Золотой Петушок».
Опера яркая, красочная, оригинальная. Принимаясь за нее, композитор писал
одному из друзей: «Додона надеюсь осрамить окончательно».
И он уничтожил царя Додона и его окружение беспощадной сатирой. Глупый
и жестокий самодур Додон в музыке РимскогоКорсакова еще глупее и
смешнее, чем в сказке Пушкина. Откровенная издевка над царем звучит в
любовной песенке старого Додона, положенной на мотив «Чижика».Композитору не пришлось увидеть на сцене последнюю свою оперу — цензура
была против ее постановки.
Не успел РимскийКорсаков осуществить много лет занимавший его замысел
оперыпесни «Стенька Разин». Остались планы, наброски. «Не надо
увлекаться намеками на современное положение вещей; и без того
соприкосновение с ним будет ясно для всякого», — писал композитор.
РимскийКорсаков написал пятнадцать опер, около восьмидесяти романсов,
симфонию, симфонические сюиты «Шехеразада» и «Анчар», симфоническую
картину «Садко». Он исправлял, оркестровал и даже записывал многие
произведения своих гениальных друзей Бородина и Мусоргского, готовил к
изданию партитуры опер Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».
Н. А. РимскийКорсаков. Ария Снегурочки из оперы "Снегурочка" (Пролог)
Исполняет Елизавета Шумская
РимскийКорсаков написал учебники, по которым до сих пор учатся
композиторы своему трудному искусству.
РимскийКорсаков стал ближайшим помощником Балакирева в период
расцвета деятельности «Могучей кучки», Бесплатной музыкальной школы и
Русского музыкального общества.
Он был талантливым педагогом и любимцем студентов Петербургской
консерватории. Никогда не подавлял начинающих композиторов своими
требованиями и взглядами. Он был «другом, отцом и слугой» своих учеников.
И не удивительно, что многие из его учеников стали выдающимися
композиторами: Асафьев, Аренский, Глазунов, Гнесин, Гречанинов, Лысенко,
Лядов, ИпполитовИванов, Мясковский, Прокофьев, Стравинский,
Спендиаров.
Н. А. РимскийКорсаков прославился как композиторсказочник. Народные
былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей
поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и
записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями,
скромным изяществом и задушевностью. Очень интересовала его история
Руси, особенно эпоха Ивана Грозного. Именно к этому времени относится
действие его опер «Псковитянка» и «Царская невеста». Ему, как и
Мусоргскому, нравились повести Гоголя с их сочными бытовыми картинами,описанием народных обрядов и фантастическими историями. Он выбрал из
всех повестей «Майскую ночь» и «Ночь перед рождеством» и написал по ним
оперы. Мир фантастический и реальный переплетаются в оперебылине
«Садко», в героикопатриотической опере «Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии», в поэтичной весенней сказке «Снегурочка», в
волшебной «Сказке о царе Салтане».
Композиторсказочник (не правда ли?) переплетается в нашем сознании с
другим сказочником, «царем Берендеем живописи» художником Васнецовым
Виктором Михайловичем.
Источник http://allforchildren.ru/music/composer15.php