Урок № 11
Тема: Великий Тюркский каганат
Тип урока: Комбинированный.
Цель
урока: Рассказать
учащимся о племенном союзе «тюрк», и образовании ими
великого каганата.
Материальное оснащение урока: Карта мира и Кыргызстана, схемы, рисунки, плакаты,
Содержание и ход урока
I. Организационная часть:
1. Проверка готовности кабинета.
2. Отметить отсутствующих на уроке.
II. Повторение пройденного материала:
1. Что вы знаете о кыргызах и хуннах?
2. Когда Хуны захватили территорию кыргызов?
3. Когда кыргызы основали первое независимое государство?
4. Где находится древняя Родина кыргызов ?
III. Сообщение новых знаний:
1. Основание великого тюркского каганата.
2. Развитие великого тюркского каганата.
3. Распад каганата на две части.
IV. Задание на дом: Прочитать и
конспектировать по книге Дж. Осмонова История
Кыргызстана с древнейших времен до
наших дней. Б., 2014 г.
V. Закрепление знаний:
1. Когда и кем был основан великий тюркский каганат?
2. Какие памятники тюркского каганата сохранились на территории
Кыргызстана?
3. Какую роль сыграли Бумын и Истеми в образовании каганата?
VI. Итог и
оценивание: Провести итог занятия и оценивать ответы студентов и
ставить оценки.
Кыргызстан во времена тюркской эпохи.
Великий тюркский каганат.
Род Ашина после переезда в Алтай оказывается в зависимости от жужанов, господствовавших в Центральной Азии и платит им дань. Алтайские горы и пастбища, удобные для развития скотоводства, железные руды в политико-экономическом укреплении рода сыграли решающую роль. Вожди рода Ашина Асянь-шад, Туу и Бумын в течение ста лет добились покорения и присоединения к своей территории владений местных народов. В результате возрастания политический значимости этого родового объединения и возник новый термин «тюрк». Вначале он применялся только в отношении правящей верхушки рода Ашина, господствующего класса, но постепенно превращается в название союза родов, в этноним объединённого населения, а затем и в название государства. Этот термин, означающий «крепкий», «мощный» (т.е. «тюрк») впервые встречается в трудах китайских авторов в 542 г.
Основатель Великого Тюркского каганата Бумын положил начало торговому сотрудничеству, установлению дипломатических связей с соседними владениями. В 545 г. в его ставку прибыл посол от Западного Вейского императора Тайцзу, являвшегося врагом жужанов. Через год тюркский посол совершает ответный визит в ставку этого императора. Некоторые историки раннюю эпоху становления Великого Тюркского каганата связывают именно с этими событиями 545―547 гг. Осознавая, что время восстания против хана жужанов Анахуана ещё не назрело, Бумын продолжал исправно платить дань, предметами из драгоценного металла, демонстрируя тем самым своё прежнее лояльное отношение к нему, и даже подавляет восстание жужанов.
В 550 г. роды теле, живущие в Жунгарии, отправляются в поход против ставки Анахуана в Монголии за свою независимость. Но в середине пути их неожиданно встречает хорошо вооружённое войско тюркских конников и вынуждает сдаться войско тёолёсов, состоящее из 50 тыс. воинов. После этой победы Бумын начал готовиться к походу против жужанов. Чтобы найти предлог для конфликта, он потребовал у Анахуана выдать за него замуж свою дочь. Анахуан был возмущён и оскорблён этим предложением и грубо отвечал: «Ты, мой кузнец, как ты посмел сделать такое предложение?» Бумын убивает посла Анахуана. Одновременно он заключает договор с императором Вэньди Западного Вэя и женится на его дочери Чиле. Зимой в 552 г. Бумын отправился в поход против жужанов и разгромил их. Не вытерпев такого позора, Анахуан кончает жизнь самоубийством. Бумын после этого успешного похода получает титул «илиг каган». В 552 г. был основан Великий Тюркский каганат. Вскоре после этого скончался Бумын каган. Наследнику Бумына кагана ― сыну Кара Ысык кагану было суждено править каганатом всего год. После этого престол кагана занимает другой сын Бумын кагана Мухан-каган (553― 572 гг.), во время его правления окончательно были побеждены жужаны. Часть из них была вынуждена бежать на запад Урала. К каганату за короткое время были присоединены на севере кыргызы и чикы, на востоке татабы, кидани, отуз-татары (шивейы). За время правления Му-хан-кагана в состав Великого Тюркского каганата вошли огромные территории ― с востока на запад (от залива Ляодун до Урала, с юга до севера (от Китая до Байкала и Саяно-Алтайских гор). Международные отношения и военные походы. Походом на запад Великого Тюркского каганата руководил младший брат Бумына Истеми (Сильзибул, Синжи-бу). Он преследовал жужанов (на западе они известны под названием авары) и в 558 г. дошёл до берегов реки Итил (Волга). Но с юж. стороны сохранялась опасность, исходящая от государства Эфталитов. Поэтому Истеми был вынужден изменить направление своего похода в Среднюю Азию. Он так объяснил своё решение: «После того, как разгромлю эфталитов, нападу на аваров, они не убегут даже от моего щенка». Истеми в 560 г. начал войну против эфталитов, к-рые ещё задолго до этого захватили вост. часть Средней Азии, присоединив эти владения к своей территории. Истеми выдаёт замуж свою дочь за иранского шаха Хосрова I Ану-ширвану и заключает с ним союз против эфталитов. Между этими государствами устанавливается непрерывная дипломатическая связь. По сведениям Фирдоуси, тюркские послы, идущие в Иран были захвачены по пути в плен эфталитами и по приказанию эфталитского царя Гатифара преданы смерти. После этого события Истеми собирает в один кулак всю мощь и, захватив Ташкентский оазис, Чирчикский регион, через Маймург вплотную приближается к Зерафшанской долине. В это время царь Гатифар свою основную силу держал около Бухары. Между этими двумя силами развязалась война, продолжавшаяся восемь дней и эфталиты были побеждены. В это же время шах Хосров тоже напал на эфталитов и захватил многие их территории. Между тюрками и Ираном был составлен договор, согласно к-рому народы, населяющие сев. сторону Аму-Дарьи должны были платить дань Истеми. Но прошло немного времени, и между двумя союзниками началась непримиримая вражда. Причиной этой вражды стал отказ иранского шаха Хосрова пропустить через свою территорию в Византию торговцев шелками. Персидские торговцы за счёт древнего «Великого Шёлкового пути» продолжали получать огромную прибыль. Тюркский каганат также рассчитывал обогатиться за счёт этого торгового пути, проходящего по Средней Азии. Поэтому при поддержке Истеми согдианские послы во главе с Маниахом, согдийцем, прибыли в Иран. Но шах Хосров не только не выполнил их просьбу, а даже буквально на глазах послов приказал сжечь шёлковые материи, преподнесённые ему в качестве подарка. Послы Истеми, отправленные в Иран с аналогичной просьбой, также возвращались без ответа.
После этого в 568 г. Истеми отправляет в Византию (Урум) своих послов во главе с Маниахом. Они прибывают в Константинополь по сев. стороне Каспийского моря, через Кавказ. Византийский император Юстин II принимает тюрков в тёплой, доверительной обстановке, поддержав их предложения и выразив понимание по поводу торговых связей и их антииранских настроений. Он вместе с тюркскими послами отправил своих послов во главе с Земархом. Истеми в 569 г. в горах Актаг (в Восточном Тенир-Тоо) торжественно приняв Земар-ха, подписал соглашение с Византией. Затем отправляет своих послов во главе с Тагматар-ханом в Константинополь. Через некоторое время после этого Истеми каган со своей армией отправился в поход против Ирана. В Таласской долине Истеми принимает послов шаха Хосрова. Истеми в присутствии византийского посла Земарха отчитал их и официально обвинил Иран в том, что тот отказывается платить дань, раньше платившего эфталитам, но затем обязался платить Тюркскому каганату. Тюркская армия дальше продолжает свой поход, победно шествуя, захватив по пути несколько иранских городов в Жужане и морские порты. В 571 г. Истеми каган заключает с иранским шахом мирный договор, по к-рому демаркационной линией ― границей между двумя государствами ― стала река Аму-Дарья. Кроме, того, шах Хосров обязался ежегодно платить тюркам дань в размере 40 тыс. золотых алманских монет. Такое окончание ирано-тюркской войны не могло не беспокоить Константинополь. За короткий срок из Византии в ставке тюрков побывали шесть послов. Византийские послы во главе с Валентином настаивали на том, чтобы тюрки, следуя требованиям прежнего договора, заключённого с византийцами в 568 г., продолжали войну с Ираном. Но региональный правитель Тюркского каганата Тюрксанф принял византийских послов очень грубо. Как ответный шаг к византийским требованиям тюркская армия в 576 г. при поддержке утургуров захватила Босфор. Она дошла до Крыма и до владений Византии на Западном Кавказе. На этом заканчиваются тюркские походы на запад. Это объясняется началом внутренних распрей в самом каганате.
Древнетюркская культура жилище
• Древние тюрки вели кочевой образ жизни, их жилищем была юрта. Вход в юрту находился с восточной стороны.
Письменность
• В начале древние тюрки пользовались согдийским курсивным письмом, в конце VI в. согдийские графемы были приспособлены для передачи тюркской речи. Древнетюркский алфавит возник в VII в. и состоял из 38 знаков, геометризированных очертаний и был хорошо приспособлен для фиксации на камне, дереве, металле.
Мифология
• Среди древних тюрков был широко распространен миф о сотворении мира. Согласно надписям вначале были сотворены «голубое небо» и «бурая земля», а затем между ними возникли «сыны человеческие». В древнетюркских надписях упомянуты «три бытия (мира)», что соответствует верхнему, среднему и нижнему мирам в мифологии тюркоязычных народов.
Религия
• К высшему уровню относится Верховное божество – Тенгри (небо), которое принадлежало верхнему миру. Ко второму уровню относится божество Умай, это божество олицетворяло женское начало и являлось покровительницей детей и хранительницей домашнего очага. К третьему уровню относится божество Идук Йер-Су, по представлению древних тюрков, оно обитало в средней зоне Вселенной и покровительствовало Родине (Земле-Воде), где жили Тюрки. К культу Йер-Су примыкал и культ гор.
• К четвертому уровню относиться Эрклиг – Бог нижнего мира, подземного царства, разлучающий людей, враждебный верхнему миру. Кроме этого, древние тюрки поклонялись огню, верили в его очистительную силу.
Искусство
• К произведениям искусства тюрков можно отнести изделия из металла, гравировку по кости, каменные изваяния и наскальные рисунки. Кроме стелл были и сложные статуи с показом: детали человеческих тел, оружия, поясных блях, частей одежды, посуды и т. д.
Ослабление Тюркского каганата. В 572 г. скончался тюркский каган Мухан. Его наследник ― родной брат Таспар (Тобо) каган (572―581 гг.) централизованную власть держал в крепких руках. В эпоху его правления государства Ци и Чжоу на севере Китая ежегодно платили Великому Тюркскому каганату дань в размере 100 тыс. рулонов шёлка. После того как умер Таспар каган, начались внутренние распри между родами, входящими в каганат и борьба за овладение троном кагана. 581 ― 583 гг. в каганате стали временем массового падежа скота, засухи и неурожая. «Вместо хлеба использовалась костная мука» ― говорится об этой эпохе. В соответствии с реформами Мухан-кагана на каганский трон должен был сесть не сын умершего кагана, а его младший брат. Но это правило было нарушено, и сын Таспара Амрак избирается каганом. После этих событий борьба за престол кагана обострилась, принимая ожесточённый характер, продолжаясь в течение длительного времени. Вост. и зап. части Великого Тюркского каганата оказались отколовшимися от единого государства. На трон сел сын Истеми-кагана Тарду-Бёке, чтобы покончить с распрями между наследниками.
В 581―588 гг. каганат был объединён под началом Суйской династии (581―618 гг.) Китая, раньше не обладавшей единой сильной политической системой. Эта династия отказывалась платить дань тюркам и на их нашествия продолжала отвечать достойным отпором. Иран в 588 г. под Гератом вышел победителем в войне с западными тюрками. В 590 г. Византия отвоевала Босфор. В результате таких внутренних и внешних причин в 603 г. после смерти Бёке-кагана Великий Тюркский каганат официально разделился на два государства ― на Западный и Восточный каганаты.Великий Тюркский каганат не только владел огромной территорией, но и объединял в себе различные тюркские роды, открыв тем самым возможности для возвращения тюркского народа на историческую арену. Вместе с тем каганат внёс неоценимый вклад в развитие культурных взаимоотношений человечества и мировой истории.
Распад Великого Тюркского каганата. Основание Западного и Восточного Тюркских каганатов. Положение Великого Тюркского каганата из-за длительных внутренних распрей (в борьбе за трон), противоречии, неурожая и сепаратистской политики родовых верхушек неизбежно продолжало ухудшаться. В 582―603 гг. каганат окончательно разделился на Западный и Восточный каганаты, и у каждого из них были свои территориальные владения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.