Веревочный курс

  • Игры
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Веревочный курс - это представляет собой серию тренинговых упражнений. "ВК" - это программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. В "ВК" нет места соревновательности. Важен успех и полученный опыт. Он направлен на сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.Веревочный курс - это представляет собой серию тренинговых упражнений. "ВК" - это программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. В "ВК" нет места соревновательности. Важен успех и полученный опыт. Он направлен на сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.
Иконка файла материала 10 - ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС.docx
ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС Веревочный   курс   (далее   ­   "ВК")   представляет   собой серию   тренинговых   упражнений.   "ВК"   ­   это   программа самообучения   группы,   в   которой   ее   участники   находят решения,   руководствуясь   лишь   собственным   опытом.   В "ВК"   нет   места   соревновательности.   Важен   успех   и полученный опыт. "ВК" может проводиться одновременно для нескольких групп. В каждой группе упражнение проводит специально подготовленный ведущий. Цель:  сплочение   группы   в   процессе   преодоления трудностей,   создание   атмосферы   взаимного   доверия   и поддержки в коллективе. Участники:  оптимальное число участников в группе ­ 15   человек.   Возраст   участников   ­   с   14   лет.   Участники одеты в спортивную форму. Время проведения:  время выполнения упражнений не регламентируется.   Группа   самостоятельно   решает: продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При   желании   группа   всегда   может   вернуться   к невыполненному упражнению. Место проведения:  большая территория включающая участки леса и спорт площадку. Инвентарь:  деревья,   веревки,   футбольный, баскетбольный и волейбольный мячи, турник, шесты. Обязательное требование "ВК": обеспечение для его участников безопасности. Функции ведущего:­ в   начале   каждого   упражнения   зачитывает   группе его  задание   и  правила.  При  возникновении   у   участников вопросов,   задание   и   правила   повторно   зачитываются   без дополнительных   объяснений.   При   выполнении   задания действует принцип: "Разрешено все, что не запрещено", но участники должны сами догадаться об этом; ­ во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте; ­ во время прохождения группой "ВК" поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников. Рекомендации организаторам: ­ организаторами   "ВК"   должны   быть   взрослые, прошедшие "ВК" в качестве участников; ­ с   целью   обеспечения   безопасности   привлекать   к оборудованию мест упражнений специалистов по работе с туристическим снаряжением; ­ для   осознания   членами   группы   процесса   ее развития   следует   организовать   самоанализ   действий группы. Главные цели веревочного курса ­ командная работа и лидерство. Курс дает:  выработку стратегии группой;  творческий подход;  самовыражение;  результативное лидерство;  уверенность в себе;  решение проблем;  преодоление себя.Варианты организации самоанализа: 1. После каждого упражнения. Этот вариант наиболее приемлем   при   использовании   "ВК"   в   качестве   тренинга, когда   наибольшее   внимание   уделяется   психологическим аспектам взаимоотношений в группе. В ходе обсуждения участники   группы   делятся   своими   впечатлениями, отмечают   трудности,   которые   они   испытывали   при выполнении упражнения. 2. В середине "ВК" и после него. Этот вариант наиболее распространен   среди   организаторов   и   используется   при проведении   "ВК"   с   целью   сплочения   коллектива, находящегося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения   участники   группы   делятся   своими впечатлениями,   выявляют   и   анализируют   трудности, которые группа испытывала при выполнении упражнений, и определяют   пути   их   преодоления   при   выполнении последующих упражнений. После "ВК" участники группы подводят его итоги и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения. 3.  После   всего   "ВК".  Данный   вариант   рекомендуется использовать только в случае, когда время на проведение "ВК"   очень   ограничено.   В   ходе   обсуждения   участники группы   делятся   своими   впечатлениями,   отмечают трудности,   которые   они   испытывали   при   выполнении упражнения, что в действиях группы мешало их быстрому преодолению.   Для   эффективности   этого   варианта самоанализа важно в ближайшее время дать возможность группе   использовать   сделанные   выводы   в   другой коллективной деятельности.Обращение к участникам перед началом "ВК" Дорогие  друзья!  Сейчас  вам  предстоит  пройти  серию испытаний,   которая   называется   "Веревочный   курс". Испытания   достаточно   сложные,   и,   чтобы   ваша   группа успешно   их   преодолела,   каждому   из   вас   придется приложить   максимум   усилий.   Некоторые   испытания связаны   с   риском   получения   ссадин   и   более   серьезных травм,   поэтому   вам   необходимо   постоянно   помнить   о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга. В начале   каждого   испытания   будут   зачитывать   вам   его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. Но по условиям "веревочного курса" инструктор имеет право   только   повторно   зачитать   задание   и   правила   без дополнительных объяснений. Если какое­либо испытание не удается долго пройти, вы можете перейти к выполнению следующего. При желании вы всегда можете вернуться к не пройденному испытанию. Вам нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше   испытаний.   Это   будет   непросто,   но   очень увлекательно. Помните, что от вклада каждого в достижение общей   цели   зависит   успех   группы.   Вы   ­   справитесь,   если будете одной командой.  Упражнения для "ВК" «Паутина» Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями ­ 2,5 метра. Верхняя веревка ­ на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя ­ на высоте 0,3 метра. Ячейки "паутины" такие, чтобы в них можно было каким­то образом пролезть участнику. Числоячеек   на   два   ­   три   меньше   числа   участников.   Группа находится по одну сторону от "паутины". Задание: пролезть всей группе сквозь "паутину". Ограничения: ­   сквозь   одну   ячейку   может   пролезть   только   один человек; ­   над   "паутиной"   и   под   ней   могут   пролезть   два участника; ­   обходить   "паутину"   нельзя   ни   в   ту,   ни   в   другую сторону; ­ нельзя касаться "паутины" (веревки); ­ при касании любым участником "паутины" (веревки) упражнение выполняется всей  группой с самого начала. Примечание для ведущего: Использовать ячейки "Паутины" вторично разрешается, если участников больше чем ячеек, и только после того, как будут использованы все ячейки по одному разу. «Колодец» (Треугольник) Исходные условия:  между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями ­ 2   метра.   Внутри   "треугольника"   лежит   прочная   палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека.   Группа   находится   внутри   "треугольника" ("колодца").  Задание:  всей   группе   выбраться   из   "колодца"   через "верх" над веревками. Ограничения: ­ нельзя касаться веревки и пролезать под ней; ­ при касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с начала.«Бревно» (Обрыв) Исходные   условия:  вся   группа   встает   в   шеренгу   на бревно, скамейку (шириной 20 сантиметров и длиной 7­8 метров). Задание:  Начиная   с   первого   человека,   команда переправляется   на   противоположный   конец   бревна.   В результате   должна   получиться   та   же   линия,   в   том   же порядке. Ограничения:  при   касании   земли   любым   участником упражнение выполняется всей группой с начала. «Маятник» Исходные условия:  между двумя деревьями на высоте 3,5­4 метров натянута прочная веревка. Расстояние между деревьями   ­   2,5   метра.   К   середине   веревки   привязана висящая вертикально прочная веревка с узлами в нижней части.   Нижний   конец   висящей   веревки   ­   на   высоте   0,5 метра   над   землей.   Параллельно   натянутой   между деревьями   веревке   на   земле   чертятся   две   линии   на расстоянии   1,5   метра   от   деревьев.   Расстояние   между линиями ­3 метра. Группа находится за одной из линий. Задание:  всей группе переправиться за другую линию. Кроме   того,   каждому   члену   команды   нужно   перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли. Ограничения: ­ нельзя касаться земли между линиями; ­ нельзя обходить деревья; ­ нельзя проливать воду; ­ нельзя перепрыгивать;­ при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала. «Стена» Исходные условия:  отвесная стена высотой 2,5 метра и шириной   не   менее   3   метров.   Группа   находится   с   одной стороны стены. Задание: всей группе перебраться через стену. Ограничения: ­ обходить стену нельзя; ­   одновременно   стены   не   могут   касаться   несколько участников. «Крокодил» Исходные условия:  участники садятся на землю (пол) вплотную друг за другом, вытянув в стороны ноги. Руки участников   подняты   над   головой   и   согнуты   в   локтях. Первый   участник   встает   и   ложится   спиной   на   руки сидящих за ним, скрестив свои руки на груди. Участники передают его на руках в "хвост" группы. Задание: переправить таким образом всех участников. Ограничения: ­ переправляющим участникам нельзя вставать; ­ переправляемый участник не должен касаться земли (пола); ­ при падении или касании земли (пола) передаваемым человеком упражнение выполняется всей группой с начала. «Качающееся бревно» Исходные   условия:  бревно   длиной   2,5   ­   3   метра   и диаметром   0,4   метра   подвешено   за   концы   прочнымиверевками   на   высоте   0,2   метра   над   землей.   Веревки крепятся   к   деревьям,   расстояние   между   которыми   3,5­4 метр. К дереву, у которого находится группа, прислонена прочная палка длиной 1,5 метра. Задание: всей группе переправиться по бревну за другое дерево. Ограничения: ­ можно использовать палку длиной 1,5 метра; ­ нельзя касаться земли между деревьями; ­   переходить   от   дерева   к   дереву   можно   только   по бревну; ­   при   касании   любым   участником   земли   между деревьями упражнение выполняется всей группой с начала «Тать» Исходные   условия:  на   земле   начерчены   две параллельные   линии,   расстояние   между   которыми   25 метров. У одной линии лежат три жерди длиной 4,5 метра и диаметром 10 ­15 см. Перед этой линией находится группа. Задание: всей группе переправиться за другую линию. Ограничения: ­ можно использовать три жерди; ­ при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала. «Откос» Исходные   условия:  участники   встают   в   колонну вплотную   друг   за   другом.   Ведущий   с   помощью   одной веревки   затягивает   петли   на   правой   ноге   каждого участника   (на   уровне   щиколотки).   Длина   веревки   10 метров.Задание: не разрывая петель, пройти 100 метров. «Квадрат» Исходные   условия:   на   земле   начерчен   квадрат   со стороной 1 м. Задание: уместиться всей группой внутри квадрата. Ограничения: ­ не заступать за его стороны; ­ продержаться в таком положении не менее 10 секунд. «Прыжок с шестом» Исходные   условия:  яма   (канава)   глубиной   1   метр   и шириной   2,5   метра.   По   краям   ямы   начерчены   две параллельные линии, расстояние между которыми равно 3 метрам.   Группа   находится   за   линией,   у   которой   лежит деревянный шест длиной 2,5 метра и диаметром 10 см. Задание:  переправиться   всей   группе   через   яму   за противоположную линию с помощью шеста. Ограничения: ­ нельзя перепрыгивать яму; ­ при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала. «Гусеница» Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает   правую   руку   между   ними   стоящему   позади,   при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди. Задание:  всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.Ограничения:  при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала. «Электроцепь» Исходные условия: участники садятся в круг на землю (пол), касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки. Задание:  всем   участникам   одновременно   (синхронно) встать, не расцепляя рук и не меняя положения ступней. Ограничения:  при   расцеплении   рук   или   несинхронном подъеме   всех   участников   упражнение   выполняется   всей группой с начала. «Пенальти» Исходные   условия:  на   расстоянии   10   м.   перед футбольными   воротами   шириной   3   м.   установлен футбольный мяч. Задание:  группе   забить   ногой   мяч   в   ворота   15   раз подряд с расстояния 10 м. Ограничения:  при промахе счет забитых мячей идет с начала. «Баскетбол» Исходные условия: группа находится на баскетбольной площадке. Задание:  каждому   участнику   с   линии   штрафного броска забросить в баскетбольную корзину баскетбольный мяч два раза. «Подтягивание» Исходные условия: группа находится перед турником.Задание:  подтянуться   всей  группе  100  раз,  при  этом каждый участник должен попытаться подтянуться. «Волейбол» Исходные   условия:  участники   стоят   в   кругу   лицом друг к другу. Ведущий подает им волейбольный мяч. Задание:  группе   сделать   25   касаний   по   правилам волейбола. Ограничения: ­ участник не может касаться мяча два раза подряд; ­ каждый участник должен коснуться мяча; ­   при   падении   мяча   или   нарушении   условий   задания счет касаний идет сначала. «Узелки» Задание:  участники   образуют   круг   и   берутся   за  руки, причем   руки   одного   человека   должны   быть   сцеплены   с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг. «Биг – мак» Исходные условия: большая площадка. Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: "Биг", ­ другой: "Мак"; один: "Ореховые", ­ другой: "Масло" и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры,   нужно   закрыть   глаза   и   не   открывать   их   до   конца события,   и,   кроме   того,   можно   произносить   только   свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы   партнеры   были   далеко   друг   от   друга.   Партнеры   сзакрытыми   глазами,   выкрикивая   свое   слово,   находят   друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание. «Сидячий круг» Команда   формирует   тесный   круг   (плечи   касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека. «Отжимания» Разбейтесь   на   группы   по   4   человека.   Ваша   задача   ­ отжаться   от   земли,   чтобы   в   нее   упирались   только   ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд. *  Подсказка   инструктору:   удобнее   всего   будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз   так,   чтобы   образовался   квадрат,   стороны   которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа). Ведущему   необходимо   узнать   у   детей,  есть   ли   у   них проблемы со спиной? «Все на борт» Оборудование:  любая   обозначенная   площадка (банкетка, стул, брусок). Задача   участников:   уместиться   всей   командой   на площадке   средней   величины.   Нужно   убрать   обе   ноги   от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. «Тролли»Оборудование: тролли ­ небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет. Обозначить   две   параллельные   линии,   находящиеся   на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды   ­   переправиться   от   одной   линии   до   другой,  не касаясь земли, используя тролли. «Прогулка слепых» Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в   путешествие   по   неприкосновенной   земле,   которой   не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку   на   плечо   впередистоящего.   Медленно   начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на   пеньки,   возвышенности,   пролезание   под   низко нависшими   деревьями   и   ветками,   протискивание   между деревьями и т.д. Финишируйте на каком­нибудь тесном (но безопасном!) месте. * Подсказка инструктору: выполнять это упражнение следует   в   полном   молчании.   Следует   выбрать   знак   для обозначения   опасности   (пожимание,   хлопок   по   плечу   и др.). «Монстр» Подготовка   этапа:  Место   очищается   от   камней   и палок   (или   выбирается   ровное   без   камней   и   палок) проводятся две черты на расстоянии около 15­20 метров друг от друга. Задание:  Вы   должны  одновременно   переправиться  от этой черты до той черты (расстояние на местности около 15­20   метров)   используя   не   более   Х*   точек   касания   споверхностью. Одна нога, одна рука, один используемый предмет – одна точка касания. Примечание:  Кол­во   точек   (Х)   определяется   по формуле  Легкий вариант: число участников / 2. (т.е., например, на 10 человек ­ 5 точек) Трудный вариант: число участников / 2 – 1 (2 или 3) «Слепой треугольник» Подготовка   этапа:  Веревка   длинной   около   5   ­10 метров связывается в кольцо и кладется на землю. В случае необходимости   подготовить   платки,   чтобы   завязывать глаза.  Задание   группе:  Вы   должны   с   закрытыми   глазами растянуть веревку в равносторонний треугольник. Примечание:  Ведущий может дать группе Х попыток, за которые группа должна выполнить упражнение, или оно считается не пройденным. Задача имеет математическое решение. После того, как группа   сообщает,   что   треугольник   готов,   ведущий проверяет, действительно ли он равносторонний. Можно вводить дополнительное условие: упражнение выполняется всеми участниками. «Летающие яйца» Подготовка   этапа:  Ведущий   обеспечивает   группу несколькими   листами   бумаги   (тетрадной   или   писчей, сырым куриным яйцом, иголкой с нитками (ниток немного, в сумме не более 2­3 метров), пластиковым или бумажным стаканчиком. К этому добавляется  некоторое количество прелых   листьев,   мха   или   еще   чего­нибудь   мягкого.   Дляэтапа   нужна   скала   с   отрицательным   углом   или   иная возвышенность метров 15­ 20 с которой можно бросать. Задание группе: Вы должны сбросить это яйцо со скалы так,   чтобы   оно   не   разбилось.   Вы   можете   использовать только те предметы, которые у вас есть.  Примечание:  Если   группа   достаточно   успешна, стаканчик можно не давать, т.к. он может быть сделан из бумаги.  «Логический лабиринт» Подготовка этапа:  Ведущий мысленно или на листе бумаги рисует простой лабиринт. Кривая линия – единственный путь выхода. Участники находятся в «А» ­ точке входа и должны «выйти» через Б– точку выхода по линии, соединяющей А и Б. Задание   группе:  Вы   стоите   у   входа   в   лабиринт.   Он существует   только   в   нашем   воображении.   Вы   можете говорить мне как вы идете (прямо, налево, направо, вперед, назад). Если вы сделали неверный шаг, вы возвращаетесь назад.   Каждый   участник   группы   должен   будет   пройти правильным   маршрутом,  если   ошибается   хотя   бы   кто­то один, все возвращаются назад. Примечание:  Если лабиринт сложный (или группа не очень   успешна),   можно   разрешить   пользоваться   бумагой, чтобы участники могли по ходу рисовать правильный путь (но листок ведущего им не показывается). «Переправа» Подготовка   этапа:  Необходимы   две   большие   жерди (на   которые   сможет   встать   вся   группа   и   две   веревки (размер примерно в 1,5 ­2 раза больше жердей), которыепривязываются   к   каждой   из   жердей   с   двух   концов.   На местности   проводится   две   черты   (расстояние   15­20 метров) Задание   группе:   Вы   должны   переправиться   от   этой черты до другой, все вместе, используя эти палки. Нельзя касаться земли частями тела. Примечание:  Для   упрощения  этапа   можно  разрешить использовать   другие   палки,   как     лыжные   палки   (сами жерди в упражнении используются как лыжи) «Расходящиеся бревна» Подготовка этапа: Два бревна или жерди (длина около 5­10 метров) кладут на землю под углом примерно 20­30 градусов на расстоянии друг от друга. Задание группе: Перед вами два расходящихся бревна. Вы должны пройти по ним парами держась за руки, лицом друг   к   другу.  Если   хотя   бы   одна   пара   не   проходит   все возвращаются назад. Примечание:  Важно   прикинуть   максимальное расстояние   между   бревнами   так,   чтобы   этап   был,   в принципе, проходим. «Траст – фол» Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90   градусов).   Руки   чередуются   между   собой,   образуя "колыбель" для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем   случае   не   сцеплены   ни   между   собой,   ни   с   руками соседа   сбоку   или   напротив.   Колени   страхующих   слегка согнуты.   Поставьте   сильных   ребят   на   то   место,   кудапридется   наибольший   вес   падающего   и,   чтобы   ни случилось, нельзя убирать рук во время падения участника. Руководитель   (Маэстро)   находится   вне   лини,   он проверяет падающего: торс и ноги должны быть абсолютно прямыми,   как   струнка,   руки   ­   скрещены   на   груди   и сцеплены   в   замок,   голова   немного   откинута   назад, попросите снять очки и вынуть предметы из карманов. Слова,   которые   обязательно   должны   быть   сказаны перед падением:  1) ПАДАЮЩИЙ: "Готовы страхующие?" 2) СТРАХУЮЩИЕ: "Страхующие готовы" 3) МАЭСТРО: "Падай". После приземления покачайте товарища на руках. Заключение:   это   упражнение   на   доверие   и   снятие комплексов.   Попросите   каждого   поделиться   опытом   и чувствами,   т.к.   ощущение   каждого   индивидуальны. Начните обсуждение, сказав:  ­ Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после? ­   Что   можно   сделать,   чтобы   создать   доверительную атмосферу в коллективе? На этом "Веревочный курс" закончен. Результаты этой программы   вы   получили.   Все   ли   смогли   выполнить упражнение? Никто не остался в стороне? Материал Е.М.Бондарь   подготовлен   педагогом­психологом­

Посмотрите также