Весь курс начальной школы в схемах и таблицах

  • Книги
  • pdf
  • 06.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обнаружила в интернете очень полезную книжку для учителя начальной школы. Всё доступно можно объяснить деткам. В данной книге предложен перечень предметов: Русский язык, математика, английский язык и окружающий мир. Книга содержит в себе схемы и таблицы, а так же материал для объяснения.
Иконка файла материала ves_kurs_nachalnoy_shkoly_v_skhemakh_i_tablitsakh.pdf





УДК 373.167.1*01/04

ББК я71

Б 39

Безкоровайная, Елена Викторовна.

Б 39 Весь курс начальной школы в схемах и таблицах / Е.В. Безкоровайная, Е.В. Берестова, Н.Л. Вакуленко и др. — Москва : Эксмо, 2015. — 416 с. — (Наглядно и доступно. Начальная школа).

ISBN 978-5-699-76286-6

В книге собран материал по основным предметам начальной школы — русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Правила и определения объединены в наглядные логические блоки, схемы и таблицы, которые позволяют лучше усвоить и понять информацию. Кроме того, приводятся и практические задания для повторения и закрепления полученных навыков.

Книга поможет учащимся систематизировать  имеющиеся знания и окажет неоценимую помощь в подготовке к итоговой аттестации за курс начальной школы. Адресовано ученикам 4-го класса, родителям, педагогам.

УДК 373.167.1*01/04

ББК я71

© Коллектив авторов, 2014

ISBN 978-5-699-76286-6                     © Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

СОДЕРЖАНИЕ

МАТЕМАТИКА

Числа и цифры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Натуральные числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Разряды и классы натуральных чисел . . . . . . . . . .15 Сравнение чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Сложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Таблица сложения натуральных чисел                                  3

в пределах 20 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 Таблица сложения натуральных чисел  в пределах 20 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Вычитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23 Состав числа (первый десяток) . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 Законы сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 Сложение и вычитание с переходом через 

десяток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 Сложение и вычитание двузначных чисел  без перехода через десяток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 8 Вычитание однозначного числа из 

разрядных десятков, сотен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 Вычитание двузначного числа из круглого  двузначного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 Вычитание двузначных чисел с переходом 

через десяток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 Письменное сложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Письменное вычитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Проверка сложения и вычитания . . . . . . . . . . . . . . . .37

Умножение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

Деление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Законы умножения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41 Свойства деления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42 0

Нахождение компонентов деления . . . . . . . . . . . . . . .46

Таблица умножения и деления . . . . . . . . . . . . . . . . . .47

Таблица умножения Пифагора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51

Особые случаи умножения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51

Особые случаи деления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

Умножение на 10, 100, 1000 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52 Умножение круглого числа на однозначное . . . .53 Устное умножение двузначных и трёх-

значных чисел на однозначное число . . . . . . . . . .54 Письменное умножение многозначного  числа на однозначное (в столбик) . . . . . . . . . . . . . .55 Умножение многозначного числа на  двузначное, трёхзначное и т. д. . . . . . . . . . . . . . . . . .56 Умножение чисел с нулём на конце . . . . . . . . . . .57 Умножение многозначного числа на много - значное число с нулём в середине . . . . . . . . . . . .58 Деление на 10, 100, 1000 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59

Деление круглых чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59 Деление двузначного числа на двузначное . . . . .60

Деление с остатком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61

Письменное деление на однозначное число 

(деление в столбик) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63

Примеры письменного деления . . . . . . . . . . . . . . . . . .64

Деление многозначного числа на круглое . . . . . .67 Случаи деления на однозначное число,  когда 0 в середине частного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 Деление многозначного числа на 

двузначное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 Деление многозначного числа 

на трёхзначное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73 Проверка деления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75

Признаки делимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75

Именованные числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78

Преобразования именованных чисел  . . . . . . . . . . .78

Сложение и вычитание именованных чисел . . . .80

Умножение и деление именованных чисел . . . . .81

Выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83

Содержание

Порядок действий в выражениях . . . . . . . . . . . . . . . .83

Равенства и неравенства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85 Уравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86

Решение простейших уравнений . . . . . . . . . . . . . . . . .87 Учимся решать задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90 Задачи на нахождение суммы двух чисел . . . . .91

Задачи на нахождение остатка . . . . . . . . . . . . . . . . . .93 Задачи на увеличение числа на несколько 

единиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94

Задачи на уменьшение числа на несколько                         3

единиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95 Задачи на разностное сравнение 

двух чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 Задачи на нахождение неизвестного 

слагаемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97 Задачи на нахождение неизвестного 

уменьшаемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97 Задачи на нахождение неизвестного 

вычитаемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98

Задачи на нахождение произведения                                    8

двух чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99 Задачи на нахождение частного двух 

чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100 Задачи на увеличение числа в несколько 

раз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101

Задачи на уменьшение числа в несколько 

раз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102 Задачи на кратное сравнение двух чисел. . . . .103 Задачи на нахождение неизвестного  множителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103 Задачи в косвенной форме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105 Обратные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108 Цена, количество, стоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110         0

Составные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111 Задачи на приведение к единице . . . . . . . . . . . . . .113 Усложнённые задачи на приведение 

к единице . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114 Задачи на нахождение слагаемого 

и вычитаемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115 Задачи на нахождение суммы двух 

произведений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116 Составные задачи на совместную работу . . . . . .118 Составные задачи на зависимость между  величинами «цена», «количество», 

«стоимость» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120

Задачи на пропорциональное деление . . . . . . . . .121

Задачи на движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .122

Задачи на встречное движение . . . . . . . . . . . . . . . . .125 Задачи на движение в противоположных 

направлениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128 Задачи на движение в одном 

направлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130 Дроби . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132

Сравнение дробей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133 Простые задачи на нахождение части 

от числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134 Простые задачи на нахождение числа

по его части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135 Составные задачи на нахождение части 

от числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135 Составные задачи на нахождение числа по его части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136

Основы геометрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137

РУССКИЙ ЯЗЫК

Язык и речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146 Текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146 Предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149 Главные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151 Второстепенные члены предложения . . . . . . . . . . .152

Содержание

Распространённые и нераспространённые  предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153 Однородные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . .152 Запятая при однородных членах 

предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156 Простые и сложные предложения . . . . . . . . . . . . . .157 Порядок разбора предложения 

по членам предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158

Слово. Значение слова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160

Однозначные и многозначные слова . . . . . . . . . . .162         3

Омонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163

Синонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164 Антонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164

Фразеологизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165 Состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165

Корень. Однокоренные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166

Окончание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167

Основа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168

Приставка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168

Суффикс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169   8

Порядок разбора слова по составу . . . . . . . . . . . .171

Звуки. Гласные и согласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172

Слог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174

Ударение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174 Буквы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175

Алфавит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177 Порядок звуко-буквенного разбора 

слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178 Орфография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180 Орфограмма «Буквы и, а, у после 

шипящих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180 Орфограмма «Буквосочетания чк, чн,  нч, щн» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181 0 Орфограмма «Буквы и и ы после 

буквы ц» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181 Орфограмма «Разделительный ь». . . . . . . . . . . . . . . .182 Орфограмма «Разделительный ъ» . . . . . . . . . . . . . . .182 Орфограмма «Безударные гласные 

в корне слова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183 Орфограмма «Непроверяемые безударные  гласные в корне слова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183 Орфограмма «Проверяемые согласные 

в корне слова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184 Орфограмма «Соединительные гласные  о и е в сложных словах» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184 Орфограмма «Непроизносимые согласные 

в корне слова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .185 Орфограмма «Гласные и согласные 

в приставках» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .185 Орфограмма «Правописание приставок 

пре- и при-» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186 Правила переноса слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187

Части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188

Имя существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189

Число имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191

Род имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192 Орфограмма «Мягкий знак (ь) после  шипящих на конце имён 

существительных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193 Склонение имён существительных  . . . . . . . . . . . . .194 Несклоняемые имена существительные . . . . . . . . .195

Три склонения имён существительных . . . . . . . . .196 Орфограмма «Буквы е и и в падежных  окончаниях имён существительных» . . . . . . . . . . . .198 Орфограмма «Буквы о и е после 

шипящих и ц в окончаниях имён 

существительных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199 Порядок разбора имени существительного  как части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199 Имя прилагательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200

Содержание

Род имён прилагательных  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .201 Орфограмма «Родовые окончания имён 

прилагательных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202 Число имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203 Орфограмма «Безударные гласные 

в окончаниях имён прилагательных» . . . . . . . . . . .204 Образование имён прилагательных . . . . . . . . . . . . .205 Краткая форма имён прилагательных . . . . . . . . . .206

Порядок разбора имени прилагательного                            3

как части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206 Местоимение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207 Правописание личных местоимений 

с предлогами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211 Порядок разбора местоимения как части 

речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211 Образец оформления разбора в тетради . . . . . .212

Глагол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .212

Неопределённая форма глагола . . . . . . . . . . . . . . . . .213 Возвратные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213         8

Лицо и число глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214

Время глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214

Спряжение глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215 Орфограмма «Буквы е и и в окончаниях 

глаголов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .218 Орфограмма «Мягкий знак (ь) после  шипящих в неопределённой форме 

глагола и во 2-м лице единственного 

числа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219 Орфограмма «Раздельное написание  частицы не с глаголами» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219 Орфограмма «-тся и -ться в глаголах» . . . . . . . .220 Порядок разбора глагола как части речи . . . . .221 0

Наречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .222

Правописание наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223

Предлог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223

Союз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224

Частица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Алфавит / The ABC . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226

Согласные звуки / Consonants . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .228

Гласные звуки / Vowels . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230

Дифтонги / Diphthongs . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231

Трифтонги / Triphtongs . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .232

Правила чтения / Rules of reading . . . . . . . . . . . . . . .233

Глагол «быть» в настоящем времени / 

Present Simple: to be . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236

Глагол «быть» в прошедшем времени / 

Past Simple: to be . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238

Глагол «иметь» / Тhe Verb to have got . . . . . . . . . .240

Настоящее простое время / 

The Present Simple Tense . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242 Образование 3-го лица единственного 

числа глаголов в настоящем простом 

времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245

Настоящее длительное время / The Present

Continuous Tense . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .247 Образование причастия настоящего 

времени / Present Participle . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250

Прошедшее простое время / 

The Past Simple Tense . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252

Будущее простое время / 

The Future Simple Tense . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255 Оборот to be going to для обозначения  будущего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258 Модальные глаголы / Modal Verbs . . . . . . . . . . . . . . . .261

Вопросительные предложения / Questions . . . . . . . .264

Имя существительное / The Noun . . . . . . . . . . . . . . . .272

Число имён существительных / 

The Number of nouns . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273

Содержание

Падеж имён существительных / 

The Case of Nouns . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275

Артикль / The Article . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277

Местоимение / The Pronoun . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .283

Имя прилагательное / The Adjective . . . . . . . . . . . . . .289

Наречие / The Adverb  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .291

Имя числительное / The Numerals . . . . . . . . . . . . . . . .296 Даты / Dates . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298

Деньги / Money Британские деньги / 

British Money . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298     3

Который час? / What’s the Time? . . . . . . . . . . . . . . . . .301

Оборот «There is / are…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305

Оборот «There was/were…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308

Год / A Year . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .310

Дни недели / The days of the week  . . . . . . . . . . .311

Части света / The Points of the compass . . . . . . . .312 Неправильные глаголы / Irregular Verbs . . . . . . . . . .314

Разговорные темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317

                            ОКРУЖАЮЩИЙ МИР                                           8

Живая и неживая природа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .322

Наблюдение за природой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .326 Растения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .328

Условия жизни растений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330

Группы растений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331

Растительные группировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331

Культурные и дикорастущие растения . . . . . . . . .333

Лекарственные растения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333

Размножение растений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .335

Животные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .336

Насекомые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338

Рыбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .340 Земноводные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .342    0

Пресмыкающиеся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .344

Птицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345 Млекопитающие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .347 Тела, вещества, частицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .349 Воздух . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351 Температура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .353

Вода. Свойства воды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .353

Круговорот воды в природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .356 Водоёмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .358 Почва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .361 Полезные ископаемые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .362 Солнечная система. Планеты солнечной 

системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .363 География . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .369 Строение Земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .372 Материки Земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373

Символы России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .374

Географическое положение России . . . . . . . . . . . . . .377

Реки России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .378 Моря России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .379 Озёра России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .381

Рельеф территории России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .382 Горы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .382

Овраги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .384 Балки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .385

Холмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .385 Равнины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .386

Природные зоны России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .387 Календарь государственных, народных 

и православных религиозных праздников 

России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .404

Строение тела человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .408

Почему мы можем стоять и двигаться . . . . . . . .409

Как обращается кровь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .409

Что происходит, когда ты дышишь . . . . . . . . . . . . .411

Что происходит с пищей, которую ты ешь . . . .411

Наше питание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .411

Здоровый образ жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .412











































































































  

 

 

 Математика

ближайшим круглым числом. Это число 60.

2)     Делим 315 на 60. Для этого достаточно разделить 31 на 6. Пробная

цифра 5.

3)     Умножаем 63 на 5 (устно). Получаем

                           315. Значит, цифра 5 подходит.                         3

4)     Читаем ответ: частное равно 5.

Если при делении на двузначное число в частном получается одна цифра (однозначное число), то её можно найти методом подбора. Для этого нужно посмотреть на последнюю цифру в делителе и делимом и, пользуясь таблицей умножения, подобрать цифру в частном. 8

2. Деление без остатка многозначного числа на двузначное, если в частном получается многозначное число.

27 904 : 64

1)     Определяем первое неполное делимое — 279.

2)     Определяем количество цифр в частном. Их бу- 27904 64 0

...

дет три: сотни, десятки, един ицы.

3)     Чтобы найти первую цифру в частном, нужно делимое 279 и делитель 64 разделить на 10, то есть закрыть по одной цифре справа. Делим 27 на 6. Ближайшее число, которое делится на 6, — 24. Делим 24 на 6. Получилось

4. Это пробное число.

3                4) Проверяем пробное чис- 27904    64

4..

ло 4: 64 · 4 = 256.

5)    Вычитаем число 256 из

279. Остаток — 23, 23 < 64. Значит, цифра 4 подобрана верно.

6)    Сносим следующую цифру (0) и записываем её рядом с остатком. По-

8 лучилось число 230. Это второе не - полное делимое.

7) Делим 230 на 64. Закрываем в делимом и делителе по одной цифре справа: 23 : 6. Берём по 3. Проверяем циф- 27904     64

                                                                                                                      256       43.

ру 3. Умножаем 64 на 3. Получилось 192. Находим остаток: 230 – – 192. Получилось 38.

0 8) Сравниваем остаток и делитель. Остаток меньше. Значит, цифра 3 подобрана верно.

 

 







































































































































































Русский язык

звезда — подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.

 ɰʑʧʠʘʥ ʣʜʑʙʥʗʞʠʗ ɤʣʡʠʞʚʟʑʰ ʣʜʑзуемое — это главный член предложения, который обозначает, что ʔʠʓʠʢʚʤʣʱ ʠ̾ ʡʠʖʝ ʗʘʑʫʗʞ  ʚ ʠʤʓʗʩʑʗʤ на вопросы что делает? что делал? П и др. Задаю вопрос: что говорится ʠ ʡʠʖʝʗʘʑʫʗʞ  ʠ̾ ʙʓʗʙʖʗ      ɴʓʗʢʜʑʝʑ  ɴʝʠʓʠ сверкала отвечает на вопрос что делала? (звезда (что делала?) сверкала). Значит, слово сверкала — сказ уемое. Подчёркиваю двумя чертами.

4.     Делаю вывод: подлежащее звезда З ʚ̾ ʣʜʑʙʥʗʞʠʗ сверкала — это главные члены предложения (грамматическая основа пред ложения).

5.     Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

 ɴʤʑʓʝʰ ʓʠʡʢʠʣ ʠʤ ʡʠʖʝʗʘʑʫʗʔʠ звезда (какая?) яркая. Это определение. Подчёркиваю волнистой ли- Б нией. Нахожу второстепенный член предложения, котор ый поясняет ска-











w

3 s 4  4       4        4

                                            6                  6

6



&

&                &     &       & r    e

                 w                  w                 q

w e    4       4

            q                      w                           q

q       w       q q    w       q q    w       q

                                         s            a              d


s

                                  a      5           5      d

                                               5      d

d          d        d       f        f d     d       s        d

            d             d                           f

d   f        s d     d d &w

                  4                4          4

e          4 e

















s                 s

                                                               5            7





5

5                  5

5                 5

7                      7

         5                       5

w       q       w w   e       e w    w       e q q

          q           q               q

e e

e e

e e e e

e

         w                  w

































a f w e     d

a

&                          a

&                                a

^                   a

d d d















s s









                      a              a

                      a                              a









w                                             a

w                                             a































































































Английский язык

Boys like football, don’t they?

Мальчики любят футбол, правда? Your friend has got a computer, hasn’t he? У твоего друга есть компьютер, не правда ли?

They have got a ball, haven’t they?

У них есть мяч, не так ли?                                     L

You’re writing a letter now, aren’t you?

Ты пишешь письмо сейчас, правда? We visited the museum yesterday, didn’t we? Мы ходили вчера  в музей, правда?

You will go to the cinema, won’t you?

Ты пойдёшь в кинотеатр, правда? You weren’t in the country, were you? R

Ты не был в деревне, не так ли? Ann doesn’t like coffee, does she?

Аня не любит кофе, да?

You don’t go to school, do you?

Ты не ходишь в школу, правда? The girls are not doing homework, are they? Девочки не делают  домашнюю работу, да?

The boy didn’t go for a walk J yesterday, did he? Мальчик  не ходил на прогулку вчера, да?



















































































































Окружающий мир

Корень — подземный орган роста растения. С помощью корней растения поглощают из почвы воду и минеральные вещества. Корень закрепляет и удерживает растение в почве.

Стебель — орган роста. По стеблю проходит вода с питательными веществами от корня к другим органам растения (листьям, цветам, плодам).

Листья — органы дыхания и воздушного питания растений. Из углекислого газа и воды в листьях образуются питательные вещества (сахар, крахмал и др.). В свою очередь, листья наполняют окружающий воздух кислородом.

Цветки — орган размножения рас тений. При помощи ветра или насекомых-опыл ит ел ей цветки опыляются пыльцой, и на их месте образуются плоды с семенами.

Плод и семя — органы размножения растений. Плоды защищают семена и слу жат для их распространения. Семена же образуют новые растения.

















Насекомые

Насекомые — класс беспозвоночных чле нис тоногих животных, у которых тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка.

На груди насекомого находятся 3 пары ног, а также одна или две пары крыльев (у некоторых крылья отсутствуют). Насекомые имеют самую разнообразную окраску и размеры (от 0,2 мм до 330 мм).

Большинство насекомых обитает в наземн о-воздушной среде. Есть насекомые, живущие в воде (водомерки, плавунцы).

Насекомые активны с ранней весны до поздней осени. С наступлением холодов насекомые прячутся под корой деревьев, под опавшей листвой или в земле — впадают в зимнюю спячку.

Насекомые играют очень важную роль в природе. Более 80 % растений опыляются насекомыми. Санитарную роль выполняют такие насекомые, как жук-навозник, коровницы, а также насекомые — разрушители отмерших







Весной рыбы отклад ывают икру. В икр инках развиваются зародыши — личинки. Развившаяся личинка освобождается из икринки и начинает самостоятельно питаться и развиваться. Вскоре она становится похожей на взрослую рыбу, её называют мальком.

Некоторые виды рыб не откладывают икру, а рождают развившихся в их организме личинок. Таких рыб называют живородящими (акулы, скаты, некоторые виды аквариумных рыб).

В зимний период, когда вода в водоём ах замерзает, рыбы опускаются на самое дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало питаются.

Земноводные

Земноводные, или амфибии, — это животные, которые могут жить и на суше, и в воде. К ним относятся лягушки, жабы, тритоны, саламандры.

На территории России насчитывается около 30 видов этих животных.



































Приток — впадающий в реку водный поток (речка, ручей).

Излучина — место в нижней, равнинной части реки, где русло делает петлю.

Русло — наиболее пониженная часть речной долины, по которой происходит сток воды.

Слияние — место, где приток вливается в реку.

Устье — место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Широкое устье реки называется эстуарием.

Дельта — место в устье некоторых рек, где откладываются наносы, образуя приподнятые участки суши.

Если встать по направлению течения реки, то по правую руку будет правый берег, а по левую — левый берег.

Озеро — это скопление воды в природном углублении земли. Озёра бывают с пресной и с солёной водой.

Если озеро мелеет и берега его начинают зарастать растениями, которые со временем отмирают, то оно превращается в болото.







Солнца вращаются другие космические объекты: планеты и их спутники, астероиды, кометы, космическая пыль.

Планеты (в порядке удаления от Солнца) расположены следующим образом: четыре планеты средних размеров (Меркурий, Венера, Земля, Марс), а затем четыре плане ты-гиганта (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

До 24 августа 2006 года Плутон считался самой маленькой, девятой планетой, но Международный астрономический союз лишил Плутон статуса планеты из-за недостаточной массы и объёма.

 

Самая маленькая планета — Меркурий — названа в честь древнеримского бога Меркурия, покровителя торговли.

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы.

Поверхность Меркурия во многом напоминает лунную поверхность, на ней множество кратеров. Меркурий — наименее изученная планета земной группы.



           Днём    её     поверхно сть    накаляется    до

+ 120 °С, а ночью остывает до – 160 °С. Небо на Луне всегда чёрное, даже днём. Поверхность Луны покрыта смесью пыли и скалистых обломков.

Марс — четвёртая по удалённости от Солн ца и седьмая по размеру планета Сол нечной системы. Эта планета названа в честь Марса — древнеримского бога войны.

Иногда Марс называют Красной планетой из-за красноватого оттенка поверхности, который ей придаёт железо.

Марс в 2 раза меньше Земли.

У Марса два естественных спутника: Фобос и Деймос. На Марсе есть атмо сфера, которая в основном состоит из углекислого газа и небольшого количества кислорода. Воды на Марсе мало, и она, как утверждают учёные, не жидкая, а твёрдая (лёд).

Юпитер — пятая планета от Солнца, крупнейшая планета в Солнечной сиОкружающий мир

стеме. Своё название получил в честь древнеримского бога Юпитера — повелителя людей и богов.

Юпитер по размерам больше Земли в 120 раз.

Если посмотреть на Юпитер в телескоп, то на поверхности планеты можно увидеть много разноцветных полосок. Однако самое интересное в облике планеты — это её «Большое красное пятно» и «Малое красное пятно».

По данным на декабрь 2005 года, у Юпитера 63 спутника.

Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Эта планета получила своё название в честь древнеримского бога времени Сатурна. По размерам — вторая в Солнечной системе. Она в 10 раз больше Земли.

Сатурн относится к типу газовых планет: он в основном состоит из газов и не имеет твёрдой поверхности.

Сатурн обладает заметной кольцевой системой, состоящей главным образом

















Государственный гимн  Российской Федерации

Государственный гимн Российской Федерации принят Государственной Думой в декабре 2000 года.

Слова гимна написал С. В. Михалков, а музыку — А. А. Александров.

Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!





Окружающий мир

Моря России

Берега России омывают 12 морей трёх океанов: Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического. И лишь одно море — Каспийское — принадлежит к внутреннему бессточному бассейну Евразии.

Моря Северного Ледовитого океанаБаренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское — омывают территорию России с севера. Все моря Северного Ледовитого океана открытые. Температура в зимний период очень изменчива: от – 5 °С над акваторией Баренцева моря до – 30 °С в районе моря Лаптевых. Средняя температура в летний период у северной границы морей около 0 °С, а у побережья — + 4, + 5 °С.

Самое глубокое море — море Лаптевых. Максимальная глубина — 3385 м. Самое мелк оводное море — Восточно-

Сибирское (средняя глубина — 54 м).

Наиболее яркой отличительной особенностью северных морей является круглогодичное присутствие льдов в их акваториях. В северных морях встречаются крупные айсберги.

Моря Тихого океана Берингово, Охотское и Японское — омывают восточные берега России и имеют здесь свою наибольшую глубину.

Самое глубокое и наибольшее по площади море Тихого океана — Бе- рингово. Площадь Берингова моря — 2315 км2, а максимальная глубина — 4151 м.

Три внутренних моря Атлантического океанаБалтийское, Чёрное и Азовское — омывают небольшие участки территории России.

Балтийское (древние славяне называли его Варяжским) — одно из небольших морей Атлантического океана.

Самое тёплое среди морей, омывающих берега нашей Родины, — Чёрное море (в Древней Греции его называли Понтом Эвксинским, что значит «негостеприимное море»).

Азовское море — мелководное: наибольшая глубина — 13 м. Это самое маленькое по площади море на всей Окружающий мир

планете. Мелководное Азовское море летом хорошо прогревается. Максимальная температура воды у самых берегов — до + 32 °С.

Каспийское море, по сути, представляет собой бессточное озеро (самое большое озеро на Земле), вода в нём солёная. Температура воды в Каспийском море летом составляет + 22, + 24 °С, а зимой — 0, – 1 °С. Каспийское море расположено на границе двух частей света — Европы и Азии.

Озёра России

Озеро — это замкнутый естественный во доём в углублении суши, котловине. Озёра не являются частью Мирового океана.

На территории России находится свыше 2 миллионов озёр. В основном это небольшие озёра. Крупных озёр в России мало. Лишь два озера — Байкал и Ладожское — входят в число 18 крупнейших озёр мира; по площади приближается к ним Онежское озеро.











































Окружающий мир

цитрусовые (мандарины и лимоны), различные виды тюльпановых деревьев, лавр, агава, юкка, пальмы; произрастают чайный куст и эвкалипт.

Животный мир

Очень разнообразен. В этом районе обитает большое количество насекомых и бабочек. В конце мая — начале июня в ночное время появляются крупные светлячки. Из крупных животных в лесах обитают косули, кавказские зубры, туры (горные козлы). В водах Чёрного моря водятся дельфины, морские коньки, рыбы-иглы, а также крабы и медузы. Деятельность человека

Благоприятный климат побережья сказывается на хозяйственной деятельности человека — развито чаев одство, плодоводство, возделывание цитрусовых. Черноморское побережье — крупнейшая в России зона пляжного туризма и важнейшая здрав ница страны.












Окружающий мир

Почему мы можем стоять  и двигаться

Скелет и мышцы образуют опорнодвигательную систему. Скелет образован костями, соединёнными между собой, а мышечная систем а — мышцами, которые прикреплены к костям.

Мышцы могут сокращаться и растягиваться. Опорно-двигательная система обеспечивает поддержание формы тела и его перемещение в пространстве.

От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, нужно следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой.

Как обращается кровь

Человеческое сердце — это насос. Сердце закачивает кровь через одну трубку и выталкивает её через другую. Кровь течёт по всему телу по эластичным трубкам — сосудам.









Больше двигайся!

Малоподвижный образ жизни вре- дит здоровью, поэтому старайся больше двиг аться. Утром делай зарядку. Почаще играй в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Занимайся физическим трудом, физкультурой. Если есть возможность, посещай бассейн.

Не заводи вредных привычек!

Самые вредные привычки — это курение, употребление спиртного и наркотиков.

Курение вредно для лёгких, да и для всего организма. Ребёнок, который начинает курить, хуже растёт, быстрее устаёт при любой работе, чаще болеет.

Наркотик и — особые вещества, разрушающие организм человека. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека.

Чтобы сохранить здоровье, никогда не начинай курить, не пробуй спиртного, не прикасайся к наркотикам!

Ñïðàâî÷íîå èçäàíèå анықтамалық баспа

Äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà мектеп жасындағы  кіші балаларға арналған

ÍÀÃËßÄÍÎ È ÄÎÑÒÓÏÍÎ. ÍÀ×ÀËÜÍÀß ØÊÎËÀ

Áåçêîðîâàéíàÿ Åëåíà Âèêòîðîâíà

Áåðåñòîâà Åëåíà Âëàäèìèðîâíà

Âàêóëåíêî Íàòàëüÿ Ëåîíèäîâíà Ìàð÷åíêî Èðèíà Ñòåïàíîâíà

ÂÅÑÜ ÊÓÐÑ ÍÀ×ÀËÜÍÎÉ ØÊÎËÛ

 ÑÕÅÌÀÕ È ÒÀÁËÈÖÀÕ

(орыс тілінде)

Îòâåòñòâåííûé ðåäàêòîð À. Æèëèíñêàÿ

Âåäóùèé ðåäàêòîð Â. Åðìîëàåâà

Ðåäàêòîð À. Ðóäíåâà

Õóäîæåñòâåííûé ðåäàêòîð Å. Çàäâèíñêàÿ Êîìïüþòåðíàÿ âåðñòêà À. Íåâêðûòûé

Ñâåäåíèÿ î ïîäòâåðæäåíèè ñîîòâåòñòâèÿ èçäàíèÿ ñîãëàñíî çàêîíîäàòåëüñòâó

 ÐÔ î òåõíè÷åñêîì ðåãóëèðîâàíèè ìîæíî ïîëó÷èòü ïî àäðåñó: http://eksmo.ru/certification/

Өндірген мемлекет: Ресей

Сертификация қарастырылған

Ïîäïèñàíî â ïå÷àòü 23.09.2014. Ïðîèçâåäåíî 06.10.2014.

Ôîðìàò 60x901/16. Ïå÷àòü îôñåòíàÿ. Óñë. ïå÷. ë. 26,0. Òèðàæ          ýêç. Çàêàç


Îïòîâàÿ òîðãîâëÿ êíèãàìè «Ýêñìî»:

ÎÎÎ «ÒÄ «Ýêñìî». 142700, Ìîñêîâñêàÿ îáë., Ëåíèíñêèé ð-í, ã. Âèäíîå, Áåëîêàìåííîå ø., ä. 1, ìíîãîêàíàëüíûé òåë. 411-50-74.

E-mail: reception@eksmo-sale.ru

Ïî âîïðîñàì ïðèîáðåòåíèÿ êíèã «Ýêñìî» çàðóáåæíûìè îïòîâûìè ïîêóïàòåëÿìè îáðàùàòüñÿ â îòäåë çàðóáåæíûõ ïðîäàæ ÒÄ «Ýêñìî» E-mail: international@eksmo-sale.ru

International Sales: International wholesale customers should contact Foreign Sales Department of Trading House «Eksmo» for their orders.   international@eksmo-sale.ru

Ïî âîïðîñàì çàêàçà êíèã êîðïîðàòèâíûì êëèåíòàì,  â òîì ÷èñëå â ñïåöèàëüíîì îôîðìëåíèè, îáðàùàòüñÿ ïî òåë. +7 (495) 411-68-59, äîá. 2261, 1257. E-mail: vipzakaz@eksmo.ru

Îïòîâàÿ òîðãîâëÿ áóìàæíî-áåëîâûìè è êàíöåëÿðñêèìè òîâàðàìè äëÿ øêîëû è îôèñà

«Êàíö-Ýêñìî»: Êîìïàíèÿ «Êàíö-Ýêñìî»: 142702, Ìîñêîâñêàÿ îáë., Ëåíèíñêèé ð-í, ã. Âèäíîå-2, Áåëîêàìåííîå ø., ä. 1, à/ÿ 5. Òåë./ôàêñ +7 (495) 745-28-87 (ìíîãîêàíàëüíûé).

e-mail: kanc@eksmo-sale.ru, ñàéò: www.kanc-eksmo.ru

 Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå: â ìàãàçèíå «Ïàðê Êóëüòóðû è ×òåíèÿ ÁÓÊÂÎÅÄ», Íåâñêèé ïð-ò, ä.46.

Òåë.: +7(812)601-0-601, www.bookvoed.ru/

Ïîëíûé àññîðòèìåíò êíèã èçäàòåëüñòâà «Ýêñìî» äëÿ îïòîâûõ ïîêóïàòåëåé:

 Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå: ÎÎÎ ÑÇÊÎ, ïð-ò Îáóõîâñêîé Îáîðîíû, ä. 84Å. Òåë. (812) 365-46-03/04.

 Íèæíåì Íîâãîðîäå: ÎÎÎ ÒÄ «Ýêñìî ÍÍ», 603094, ã. Íèæíèé Íîâãîðîä, óë. Êàðïèíñêîãî, ä.

29,  áèçíåñ-ïàðê «Ãðèí Ïëàçà». Òåë. (831) 216-15-91 (92, 93, 94).

 Ðîñòîâå-íà-Äîíó: ÎÎÎ «ÐÄÖ-Ðîñòîâ», ïð. Ñòà÷êè, 243À. Òåë. (863) 220-19-34.

 Ñàìàðå: ÎÎÎ «ÐÄÖ-Ñàìàðà», ïð-ò Êèðîâà, ä. 75/1, ëèòåðà «Å». Òåë. (846) 269-66-70.

 Åêàòåðèíáóðãå: ÎÎÎ «ÐÄÖ-Åêàòåðèíáóðã», óë. Ïðèáàëòèéñêàÿ, ä. 24à.

Òåë. +7 (343) 272-72-01/02/03/04/05/06/07/08.

 Íîâîñèáèðñêå: ÎÎÎ «ÐÄÖ-Íîâîñèáèðñê», Êîìáèíàòñêèé ïåð., ä. 3.

Òåë. +7 (383) 289-91-42.

E-mail: eksmo-nsk@yandex.ru

 Êèåâå: ÎÎÎ «ÐÄÖ Ýêñìî-Óêðàèíà», Ìîñêîâñêèé ïð-ò, ä. 9.  Òåë./ôàêñ: (044) 495-79-80/81.

 Äîíåöêå: óë. Àðòåìà, ä. 160. Òåë. +38 (032) 381-81-05.

 Õàðüêîâå: óë. Ãâàðäåéöåâ Æåëåçíîäîðîæíèêîâ, ä. 8. Òåë. +38 (057) 724-11-56.

Âî Ëüâîâå: ÒÏ ÎÎÎ «Ýêñìî-Çàïàä», óë. Áóçêîâà, ä. 2. Òåë./ôàêñ (032) 245-00-19.

 Ñèìôåðîïîëå: ÎÎÎ «Ýêñìî-Êðûì», óë. Êèåâñêàÿ, ä. 153. Òåë./ôàêñ (0652) 22-90-03, 54-32-99.

 Êàçàõñòàíå: ÒÎÎ «ÐÄÖ-Àëìàòû», óë. Äîìáðîâñêîãî, ä. 3à.

Òåë./ôàêñ (727) 251-59-90/91. rdc-almaty@mail.ru

Èíòåðíåò-ìàãàçèí ÎÎÎ «Èçäàòåëüñòâî «Ýêñìî» www.fiction.eksmo.ru

Ðîçíè÷íàÿ ïðîäàæà êíèã ñ äîñòàâêîé ïî âñåìó ìèðó. Òåë.: +7 (495) 745-89-14. E-mail: imarket@eksmo-sale.ru