Виды деятельности на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие.
Оценка 4.8

Виды деятельности на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие.

Оценка 4.8
Документация
docx
русский язык
5 кл—8 кл
09.06.2024
Виды деятельности на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие.
Данная работа предназначена для применения на уроках русского языка с целью повышения эффективности учебного процесса через комплексное использование рациональных методов и приёмов обучения, игровых технологий.
Виды деятельности на уроках русского языка.docx

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Пожарского муниципального округа

 

 

Учебно-методическое пособие

по русскому языку

 

Виды деятельности на уроках русского языка.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0f4f210c44f8bfe65f825473e4ac0414b57b173d-10555250-images-thumbs&n=13

 

 

Составила: Банюшевич Любовь Николаевна,

 учитель русского языка и литературы.

Творческие работы учащихся 5-7 классов

 

 

 

 

пгт. Лучегорск, 2024 год

 

Аннотация

Данная работа предназначена для применения на уроках русского языка с целью повышения эффективности учебного процесса через комплексное использование рациональных методов и приёмов обучения, игровых технологий.

В основу работы положена система обучения русскому языку по развитию активного словарного запаса, предупреждению ошибок, развитию орфографической зоркости и умению использовать справочную литературу.

Работа эффективна, так как в пособии используются различные методы и приёмы обучения на уроках русского языка для формирования устойчивой грамотности.

Разнообразие методов и приёмов способствуют развитию наблюдательности, памяти, воображения, делает гуманным обучение русскому языку.

Работа может быть использована на уроках русского языка в 5-9 классах.

Цель: Повысить эффективность учебного процесса через комплексное использование наиболее рациональных методов и приёмов обучение   на уроках русского языка. (Различные виды деятельности)

Задачи: 1. Развитие активного словарного запаса учащихся, орфографической

зоркости и умения обращаться со словарём.

2. Предупреждение ошибок в контрольных диктантах.

3. Помочь серьёзный, напряжённый труд сделать занимательным

и интересным.

4.  Предупредить утомление, перегрузки     учащихся.

Объяснительная записка

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно логично выразить свою мысль.

Важнейшее условие заинтересованного отношения ребёнка к предмету – это личность педагога, его увлечённость своим делом. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитывать ученика – люби свою науку, и ты воспитаешь их»

Но сейчас мало любить свой предмет, необходимо ещё и знание возрастных, психологических особенностей детей и применение на уроках русского языка различных форм и методов обучения.

«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - говорил Ф. Буслаев. Невозможен какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему. Для того чтобы привлечь интерес к русскому языку, на уроках использую различные виды деятельности учащихся. Эвристическая задача - лучший способ привлечь внимание и учебный интерес (стандартное задание- вставить пропущенные буквы в тексте, творческая - составить упражнение – возможно, для ваших будущих учеников). Результаты многоплановы. Возникает интерес, внимание сосредотачивается на тексте. Учащиеся приучаются самостоятельно видеть места, где могут быть ошибки. Корректирование и редактирование текста (Содержит опечатки в тексте, обеспечивают концентрацию внимания.) Опорные сигналы помогают учащимся получать целостные теоретические знания. У ребят школьного возраста зрительный способ даёт лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой. Игровые моменты делают уроки живыми и интересными, это пробуждает в детях стремление как можно лучше обладать предметом. Нельзя забывать и то, что игра – естественная потребность для детей среднего школьного возраста. Только в игре ребёнок раскрепощается, он может и творить, и познавать в творчестве.

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности, вызывающий у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.

Различные виды деятельности на уроках благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного эмоционального фона всего урока. Является опорой для развития профессиональной памяти. Существуют различные виды деятельности на уроках русского языка. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению.

На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определённую часть урока в соответствии с его дидактическими задачами.

Игры – упражнения развивают память, внимание, сообразительность, общий кругозор. Игра «Переводчик». Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами. (Доктор прописал пациенту инъекции. Разъярённая вьюга замела тропинку. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.) Игра «Перевёртыш». Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол- сказуемое приобрёл переносное значение. (Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Малыш улыбается. Птица поёт. Дети играют. Отец спит.). На уроках использую упражнения с подсказками, линокарты, шарады (Первая часть слова – лес, вторая – количественное числительное, третья – главная буква, которая может быть соединительной гласной, предлогом или междометием. Всё слово – знаменитое сражение. Бородино), анаграммы, метаграммы, перфокарты, кроссворды, шуточные вопросы (Какие личные местоимения имеют значения любого рода? Какие местоимения читаются одинаково слева направо, справа налево? Какие местоимения не имеют именительного падежа? Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?), загадки-складки, головоломки, лингвистические сказки, различные виды диктантов: орфоэпический (правильное произношение), лексический «Объясни разницу»,

зрительный (запоминание предложений), слуховой, со взаимопроверкой, пунктуационный. Этот вид работы формирует умение расставлять знаки препинания на слух.

1)   .                                  3)  ,,.                             5) ,.

2)  ,,,.                                4)  ,,,.                            6) ,,.

Графический (составление графиков)

Начертить график.  Правописание суффиксов -чик-, -щик-

Переводчик, наборщик, барабанщик, носильщик, разносчик, перебежчик, летчик, грузчик

Творческий диктант

Подобные задания способствуют развитию языкового чутья, умению видеть в тексте фразеологизмы, а также правильно употреблять их в собственной устной и письменной речи.

Замените выделенные слова и сочетания слов фразеологическими оборотами.

Озаглавьте текст, используя пословицу.

Целую четверть Юра работал на уроках плохо. Дома он тоже ничего не делал. За домашнее задание Юра брался неохотно. В конце четверти с дневником, полным двоек, мальчик печально шёл домой. «Надо после каникул усердно приниматься за работу», - думал он.

(Заголовок: «Что посеешь, то и пожнёшь». Фразеологизмы: спустя рукава,

сидел сложа руки, скрипя сердце, засучив рукава.)

Буквенный

Определить род существительных: Сухуми, Перу, Токио, Миссисипи, Капри, Сочи, Чили, Туапсе, Конго.

1          2          3          4          5          6          7          8          9

 М        С        М         Ж        М         М         Ж        М         С

 

На уроках использую занимательные задачи, кроссворды, которые приготовили учащиеся.  1.(Задача: как козу превратить в волка. В клетки по горизонтали вписываются новые слова- существительные. В каждом новом слове можно менять только одну букву.

2. Отгадайте загадки, ответьте на вопросы. В выделенных клетках вы прочтёте название дерева.

.

1.Какой зверёк любит орешки?

2. Без рук, без ног, а ворота отворяет.

3.Кто живёт под землёй?

4. Зимой и летом одним светом.

5.Зимой белый, летом серый.

Кто из зверей в сказках слывёт хитрым?

Какой частью речи является слово, которое появилось в выделенных клетках? Просклоняйте его.

3. Есть ли сходство между разными предметами, названными одним словом?

Составьте и запишите словосочетания со словом-отгадкой в разных его значениях.

Какой иглой не сошьёшь рубашки?

4.Сверху вниз:

1.  Сумка школьника, которую носят на спине.

2.  Занавеска на окно.

Слева направо:

1. Рабочий столик ученика в школе.

2.  Дикая полосатая лошадка.

5. Заменить в каждом слове первую букву.

Однако новые слова в таблице нужно подбирать так, чтобы из первых букв их получилось предложение.

Составление анаграмм, метаграмм, решение и составление кроссвордов, шарад требует усиленной работы со словарями; в результате у ребят развивается орфографическая зоркость и умение обращаться со словарём. Активизируя внимание учащихся, можно добиться определённых результатов в развитии устной и письменной речи. Таким образом, существует бесконечное множество видов деятельности на уроках русского языка, которые можно использовать на любых занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Аннотация Данная работа предназначена для применения на уроках русского языка с целью повышения эффективности учебного процесса через комплексное использование рациональных методов и приёмов обучения, игровых…

Аннотация Данная работа предназначена для применения на уроках русского языка с целью повышения эффективности учебного процесса через комплексное использование рациональных методов и приёмов обучения, игровых…

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности, вызывающий у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности, вызывающий у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка

Подобные задания способствуют развитию языкового чутья, умению видеть в тексте фразеологизмы, а также правильно употреблять их в собственной устной и письменной речи

Подобные задания способствуют развитию языкового чутья, умению видеть в тексте фразеологизмы, а также правильно употреблять их в собственной устной и письменной речи

Сверху вниз: 1. Сумка школьника, которую носят на спине

Сверху вниз: 1. Сумка школьника, которую носят на спине

Виды деятельности на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие.

Виды деятельности на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2024