"Виды и формы организации музыкальной деятельности детей на начальном этапе обучения"

"Виды и формы организации музыкальной деятельности детей на начальном этапе обучения"

Руководства для учителя
doc
музыка
5 кл—10 кл
13.02.2020
Развитие эмоциональной сферы – процесс длительный и объёмный, который нужно начинать с первых шагов обучения в ДШИ. При создании условий для формирования ранних музыкальных способностей ребенка, следует ориентироваться на то, что ребенку очень сложно удержать долгое время внимание произвольно, ему интересно восприятие активной предметной деятельности. Поэтому, планируя занятия музыкой, необходимо наполнять их активными, разнообразными двигательными формами, эмоционально на¬сыщенными и создающими ощуще¬ние праздника. От таких занятий у ребенка пробуждается разви¬тие воображения и фантазии, а, следовательно, и эмоционально - чувствительная сфера.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Виды и формы организации муз. деятельности детей на начальном этапе обучения.doc

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Кашкина Ольга Владимировна

Преподаватель по классу фортепиано

 МБУДО Новоспасской ДШИ Ульяновской области

Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Музыка даёт ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве, - наиболее восприимчивом из всех возрастов.

Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Дошкольники имеют небольшие представления о существующих в реальной жизни чувствах че­ловека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Формирование музыкального мышления способствует об­щему интеллектуальному развитию. Словесный запас детей обогащается образ­ными словами и вы­ражениями. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из музыкальных способно­стей. Она связана с эмоциональной отзывчивостью и в жизни, с воспита­нием таких качеств, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. А также:

-  формирует готовность к дальнейшему обучению;

-  развивает навыки общения и соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;

- формирует у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятель­ность и свободу мышления.

Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения ученика.

Родители и педагоги должны отчетливо представлять конечный результат от занятий, которые они спланировали для раннего музыкального развития ребенка. Важно, чтобы педагог сумел убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развит­ии детей.

Развитие эмоциональной сферы – процесс длительный и объёмный, который нужно начинать с первых шагов обучения в ДШИ.

При создании условий для формирования ранних музыкальных способностей ребенка, следует ориентироваться на то, что ребенку очень сложно удержать долгое время внимание произвольно, ему интересно восприятие активной предметной деятельности. Поэтому, планируя занятия музыкой, необходимо наполнять их активными, разнообразными двигательными формами, эмоционально на­сыщенными и создающими ощуще­ние праздника. От таких занятий у ребенка пробуждается разви­тие воображения и фантазии, а, следовательно, и эмоционально - чувствительная сфера.

Приобщать к музыке детей следует в процессе основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пе­ние, музыкально-ритмические движения, исполнительство. Восприятие является здесь ведущим. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое вос­приятие обогащает все творческие проявления де­тей. Любому виду музы­кальной деятельности предшествует восприятие музыки - слушание и осо­знание ее эмоционального содержания.

Слушая музыку, дети учатся сопереживать тем мыслям и чувствам, которые выражены в музыкальных произведениях. Через воздействие на эстетические чувства педагог вводит ребёнка в нравственные переживания, которые подводят к сознательному отрицанию зла и признанию всего доброго.

Эмоциональный мир ребёнка ограничен - его радуют или огорчают только понятные конкретные жизненные явления. Подбор музыкальных произведений должен быть доступным восприятию детей, пьесы должны ярко выражать определённое настроение. На начальном этапе обучения именно программ­ная музыка помогает ученикам прочувствовать образно-эмоциональное содержание произведения. В сочетании яркой мелодии, выразительной интонации, характерного ритма и гармонии композитор выражает своё отношение к окружающему миру образным языком музыки.

При восприятии музыки дети различают ее настроения,  элементы изобразительности, жанровые особенности.

Пе­дагог знакомит ребёнка с комплексом вырази­тельных музыкальных средств, даёт почувствовать их неразрывную связь с эмоциональным содержанием музыки. Последовательное знакомство детей с наиболее доступными средствами выразительности: звуковысотным соотношением, характерной ме­лодической интонацией, ритмическим рисун­ком, изменением темпа, динамическими и тембровыми оттенками помогает ребёнку постепенно приобщиться к музыкальному языку, и более осознанно, эмоцио­нально, полноценно воспринимать музыку. Очень важную роль при знакомстве со средствами выра­зительности выполняют слово и изображе­ние, которые неоспоримо помогают ученикам проникнуть­ся определённым эмоциональным настроем, прочувствовать и понять выразительность элементов му­зыки. Как правило, глядя в ноты, дети просят сыграть то произведение, где есть яркая запоминающаяся картинка.

Дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Виваль­ди, В.А.  Моцарта, Ф. Шуберта и дру­гих композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, ра­достную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются пред­почтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом. Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается по­верхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если чело­век рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется нега­тивное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоцио­нального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».

          При определении задач по слушанию музыки необходимо учитывать возрастные возможности ребенка. Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное со­держание. У 3-летних малышей сравнительно слабая устойчивость внима­ния, бы­страя его переключаемость - они лучше воспринимают небольшие произведения, яркие по своим об­разам. Эмоциональнее они откликаются на вокальную музыку. Для этого возраста характерны внеш­ние проявления чувств при слушании - жесты удивления, радость, выражающаяся в под­прыгивании, хлопках в ладоши. Чувства, вызываемые музыкой, быстро возникают и быстро исчезают. У детей 4-5 лет уже заметна некоторая устойчивость в музыкальных переживаниях. Они очень живо, бурно, весе­ло откликаются на бодрые плясовые мелодии, у них возникает большая, чем у малышей, заинтере­сованность в содержании музыки. Дети часто хо­тят узнать, о чем рассказывает музыка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюдательности. У детей 5-7 лет значительно изменяются особенн­ости музыкального восприятия в результате полученного ими опыта по слушанию музыки. Выра­батываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали ис­полнения. Они отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой. Появляются любимые произведения, которые они готовы слу­шать неоднократно. При повторном слушании дети замечают новые, ранее не отмеченные детали построения музыкального произведе­ния. Они спо­собны уловить и установить не только общее настроение, характер произ­ведения, но и смену их на протяжении развития музыкальных образов. В памяти детей создается «фонд» любимых произведений, которые они слу­шают неоднократно, узнают и различают. Постепенно развивается музы­кальная память. Многие первые музыкальные впечатления человек помнит всю жизнь.

  Навыки культуры слушания музыки формируются на основе воспитанных в детстве умений при­слушиваться к музыке. Детей 3-4 лет приуча­ют дослушивать песню или инструментальную пьесу до конца, а затем прослушать ее вторично, обращая внимание на определенные ее стороны. У них вы­рабатываются навыки устойчивого слухового внимания. А это означает, что ребенок способен эмоциональнее и сознательнее восприни­мать музыку и испытывать силу ее воздействия, что ведет к воспитанию культуры слушания музыки. Вначале от детей не требуется точных фор­мулировок, за­поминания сложных терминов. Имея запас знакомых музы­кальных произведений, дети могут разли­чать по характеру и незнакомые им произведения (такие, как марш, пляска, колыбельная). У них формиру­ются первоначальные представления о содержании песен, инструменталь­ных пьес, об их форме, средствах музыкальной выразительности.

Дальнейшее развитие музыкального образования в условиях модернизации учебного процесса требует неоспоримого внедрения современных и инновационных технологий в образовательный процесс школы искусств, с которыми наши дети с малых лет очень хорошо знакомы. А также вовле­чение родителей учащихся в деятельность школы особенно на начальном этапе обучения. Особенное внимание надо уделить тем детям, которые будут учиться по общеразвивающим программам, т.е. 3-4 года, и нам педагогам нужно успеть раскрыть каждого ребёнка с художественной стороны - научить образно мыслить, добиваясь выразительного исполнения произ­ведений, применяя конечно и традици­онные методы работы, а также прибегать к помощи компьютера, интернета.

В первую очередь педагог обычно старается познакомить детей с разнохарактерной музыкой на примере двух контрастных пьес. Они очень хорошо чувствуют и легко могут сопоставить весёлое произведение с грустным («Солнышко» и «Дождик»), беспокойное и взволнованное с нежным и ласковым (А.Гедике «В лесу ночью» и А.Гречанинова «Материнские ласки»). Прослушав контраст­ную по характеру музыку на уроке, на дом задание: подготовить, выбрать картинки или фото, отображающие разный характер, можно с интернета и принести на урок подготовленный материал на флэшкарте, планшете; так-как далеко не все дети могут хорошо рисовать, передавать соответствую­щее настроение исполняемой музы­ки. Также с выбранными рассказами, стихами, которые можно чи­тать не обязательно наизусть, но обязательно выразительно. Конечно родители, однозначно должны оказывать помощь ребёнку в подготовке до­машнего задания на начальном этапе. В настоящее время очень важно за­интересовать родителей в об­разовательном процессе школы дополнитель­ного образования, так-как музыкальное образование для их детей -неоспоримо важный фактор в воспитании интеллектуально-развитой и культурной личности. Чуть позже ребёнка нужно познакомить с похожими явлениями, которые вызывают различное настроение. Например, такое время года как зима - композитор в своих произведениях может показать по разному, и каждый вариант будет вызывать различные" чувства и переживания, постепенно переходя от одного эмоционального состояния к другому: метель - грусть, мороз и солнце -радость и веселье, тихо кружащие снежинки в свете фонарей - созерцание.

Следующий этап - это пробудить интерес у ребёнка к содержанию произведения, о чём написана кон­кретная музыка. Вначале знакомим ученика с пье­сами одночастной формы («Воробей» композитор А.Руббах ,«Сонная песенка» музыка Р.Паулса). Затем знакомство с пьесами, где происходит развитие образа, а также с произведениями, где сопоставлены контрастные образы.

После прослушивания пьесы, идёт беседа о выразительных средствах музыки. Педагог обращает внимание ребёнка на:

1.     звуковысотные соотношения интонаций, интервалов;

2.     ритмические особенности;

3.     динамику;

4.     темповые изменения.

В развитии музыкального воображения ребёнка полезно прибегать с самого начала к тембро-динамическому слуху.

Выразительность звуковысотных соотношений - интонаций, интерва­лов - подчёркивается тем, что они передают определённое явление в жиз­ни: например, равномерное нисходящее движение звуков малой терции передаёт покачивание колыбели (И.Филипп «Колыбельная»); равномерное нис­ходящее движение кварты и квинты имитирует ход часов - тик-так (Я.Медынь «Часы», Е.Теличеева «Часы»); повторяющиеся интервалы ма­лой и большой секунды - напев гармошки (Д.Кабалевский «Частушка», А. Гречанинов «На гармонике»); движение звуков октавами напоминают звон колоко­лов (украинская народная песня «Звоны»). Дети учатся различать высоту звуков, опираясь на имею­щийся у них опыт определения высокого и низкого регистров, на этой основе дети легко усваивают термины: «вы­сокий», «низкий» звуки, «выше», «ниже». Далее учатся различать по высо­те два - три звука.

Развитие ритмического слуха связано с осознанием и умением разли­чать соотношение звуков по длительности. То, что один звук может быть долгий, другой короткий, ребёнок усваивает по ана­логии с различными жизненными наблюдениями (например, долго или коротко гудит паровоз -ту, ту, туууу...

Большую роль в комплексе средств, характеризующих музыкальные образы в их развитии, игра­ют динамические оттенки и темповые.

Динамические оттенки воспринимаются учащимися на начальном этапе при сопоставлении звучания контрастной силы - громко и тихо. Осо­знание значения динамики происходит на основе их представлений о явле­ниях природы, действиях людей («Эхо» И.Лотман, «Труба и эхо» И.Арсеев), иногда динамический контраст выступает как одна из особен­ностей общего характера музыки, например танец мальчиков «Матросский танец» Р. Петерсон (тяжело, сдержанно - громко) и танец девочек «Вальс маленькой феи» Л. Стреаббог, «Кукольный вальс» О. Хромушин (плавный, нежный - негромко и легко, движения мягкие).

Кроме сопоставления динамики в контрастном соотношении дети знакомятся с постепенным усилением и ослаблением звучности. Вырази­тельность крещендо и диминуэндо ассоциируется, например: с приближе­нием и удалением марширующего отряда пионеров, с набегающей и откатыв­ающейся волной, с порывом ветра и его затиханием. Важно, чтобы ребенок не только воспринимал эти оттенки, но и мог воспроизвести эти ню­ансы, играя на инструменте.

Выразительность темповых оттенков хорошо осознается при сравне­нии медленного и быстрого движения, например: медленный шаг черепахи и быстрый бег зайца, скорость пешехода, велосипе­диста и машины. После того, как ребенок усвоил соотношение темпов в различных произведениях, он начинает осознавать такие понятия, как «ускорение», «замедление» («Поезд» И. Арсеев).

Также дети знакомятся с еще одной особенностью музыкальной речи - это тембровой окраской звучания, которая зависит от гармонических со­звучий, от способа звукоизвлечения, важно, чтобы они научились разли­чать окраску голосов птиц, животных, людей, музыкальных инструментов: флейта, скрипка, виолончель, туба... И. Арсеев «Балалайка и гармошка».

Чем больше вариантов: слайдов, фото, стихов, видеороликов ребенок принесёт на урок на лю­бую из тем работы над средствами музыкальной выразительности, тем успешнее будет развиваться его эмоционально-образное мышление.

Можно ли воспитать воображение ученика, уточнить его внутреннее видение? Или все сводится здесь к природному дару?

Развивать воображение можно, и весьма значительно. Ученые подтверждают, что «все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти». Значит, память – резервуар воображения, богатство или скудость которого зависят в значительной мере от богатства или скудости запаса образов, хранящихся в этом «резервуаре».

Поэтому доминантой обучения учащегося на раннем этапе является заполнение памяти – резервуара воображения музыкальными образами.

Весь репертуар по слушанию музыки можно разделить на тематиче­ские группы, например: «Му­зыка выражает настроение и характер челове­ка», «Песня, танец, марш», «Игрушки», «Животные и птицы», «Природа в музыке», «Музыкальные инструменты». Педагог отбирает в каждой теме произ­ведения, доступные детям. Они должны быть с яркой мелодикой, выразительными интонациями. Например, в 1 тему «Музыка и настрое­ние» можно включить следующие произведения - «Ве­село-грустно» Бет­ховена, «Ласковая просьба» Свиридова, ко 2 теме «Песня, танец, марш» можно от­нести русские народные песни, «Вальс», «Польку» и «Марш де­ревянных солдатиков» Чайковского, «Марш» Шумана, и т.д. Остальные произведения можно найти в Приложении. Слушание музыки по­лезно со­проводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение. Также можно показать игрушку, олицетворяющую персонаж или предложить ре­бенку выполнить рисунок, передающий характер музыки. В занятиях нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру, следить, чтобы дети не переутом­лялись, не начали скучать.

Дети обладают разными музыкальными способностями, и пока они маленькие, нельзя перегружать их психологически, заставлять отрабатывать весь необходимый арсенал средств исполнения. Но и держать их на элементарных, легких подпевках и пьесах нельзя, так как всем, в любом возрасте хочется играть красивую, интересную, желаемую музыку.

Изучая все средства музыкальной выразительности, с детьми младших классов, продолжать эту работу с учениками более старшего возраста. Учащиеся обязательно должны пройти через собствен­ные переживания эмоционального содержания музыкальных произведений, что даст осознанное, осмысленное и выразительное исполнение. Процесс развития образного мышления ученика, проис­ходящий на уроках по специальности, по сути, является развитием его личности, расширением его музыкального и культурного кругозора.

 

Приложение:

1      тема: «Музыка, выражающая настроение и характер людей»:

·        Свиридов «Ласковая просьба»,

·        Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Ре­звушка», «Упрямый братишка», «Клоуны», «Печальная история»,

·        Шуман «Смелый наездник», «Всадник», «Первая потеря», «Бедный сиротка»,

·        Майкапар «Тревожная минута», «Пастушок», «Раз­думье», «Маленький командир»,

·        Чайковский «Мама», «Утренняя молитва», «В церкви»,

·        Гречанинов «Материнские ласки»,

·        Парфёнов «Шутки клоуна»

·        Королькова «Грустно — весело»

·        Волков «Попрыгунья», «Весёлое настроение»

2      тема: «Песня, танец и марш»:

·        Русские народные песни - «Со вью­ном я хожу», «Ходила младёшенька», «Во поле береза стояла», «Я на гор­ку шла», «Журавель»,

·        Чайковский «Камаринская», «Итальянская песенка», «Старинная фран­цузская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Полька», «Марш деревянных солдатиков», «Мазурка», «Рус­ская песня»,

·        Майкапар «Романс», «Вальс», «Полька»,

·        Гречанинов «Вальс», «Мазурка»,

·        Филипп «Колыбельная»,

·        Моцарт Менуэты,

·        Глинка Полька,

·        Меньюр «Вальс для бабушки», «Испанский танец»,

·        Шмитц «Пляска ковбоев»,

·        Бизе «Марш тореадора»

3      тема: «Игрушки»:

·        Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки»,

·        Гречанинов «Верхом на лошадке»,

·        Шостакович «Танцы кукол»,

·        Кочурбина «Мишка с куклой»,

·        Роули «В стране гно­мов»,

·        Кабалевский «Игра в мяч»,

·        Дандло «Локомотив»,

·        Градески «Маленький поезд»,

·        Петерсен «Старый автомобиль»,

·        Шмитц «Микки-Маус»,

·        Парфёнов «Матрёшка»,»Танец кукол»,

·        Шух «Детская Железная дорога».

4      тема: «Животные и птицы»:

·        Кабалевский «Ежик»,

·        Чайковский «Песня жаворонка»,

·        Глинка «Жаворонок»,

·        Климашевский «Мудрая черепаха», «Грустные глаза лани»,

·        Меньюр «Меланхолическая рыбка»,

·        Козулин «Ослик»,

·        Пылдмяэ «Прогулка медвежонка»,

·        Королькова «Носорог и воробей»,

·        Берлин «Пони Звёздочка»,

·        Сен-Санс «Лебедь»,

·        Шуберт «Форель»,

·        Щуровский «Танец маленьких лягушат»,

·        Французская нар. песня «Танец утят»,

·        Шаинский «Песенка кузнечика»,

·        Шух «Жалоба птички»,

·        Остен «Кукушкин вальс».

5   тема: «Природа и музыка»:

·        Шух «Своды таинственной пещеры», «Изумрудное озеро», «Весенние перезвоны»,

·        Григ «Утро»,

·        Парфёнов «Лыжный кросс», «В осеннем лесу», «Пришла задумчивая осень», «В весеннем лесу», «Тихое утро»,

·        Шмитц «Прыжки через лужи», «Караван», «У Ниагарского водопада».

6   тема: «Сказка»:

·        Майкапар «Сказочка»,

·        Свиридов «Колдун»,

·        Григ «В пещере горного короля»,

·        Шуман «Дед Мороз»,

·        Чайковский «Баба — Яга»,

·        Прокофьев «Сказочка»,

·        Накада «Танец дикарей»,

·        Парфёнов «Дедушку и Ослик», «Бармалей»

·        Шух «Зимняя сказка», «Страшное чудовище идёт на охоту», «Тайны старого замка», «Разбойники подкрадываются», «Вальс Мальвины»,

·        Шмитц «Марш гномиков».

7.     тема: «Музыкальные инструменты»:

·        Шо­стакович «Шарманка»,

·        Свиридов «Парень с гармошкой»,

·        Чайковский «Мужик на гармонике играет»,

·        Майкапар «Музыкальная шкатулка»,

·        Лядов «Музыкальная табакерка»,

·        Рамо «Тамбурин»,

·        Бах «Волынка»,

·        Аллерм «Арфа»,

·        Шух «Удалые трубачи играют сбор», «Давай побарабаним».

 

 

Библиографический список:

1.      Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей : учеб пособие для вузов по специальности "Дошк. педагогика и психология". В 2 ч. Ч 1 / О. П. Радынова. - М. : Вла-дос, 1997. - 606 с.

2.      Зимина, A.M. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

3.      Гогоберидзе, А Г. Теория и методика музыкального воспитания детей до­школьного возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберид­зе, В.А. Деркунская. - М : Издательский центр «Академия», 2005. -320 с.

4.     Белоусова, А. А. Методика обучения детей музыке в условиях предшколыюй подготовки в системе дополнительного образования / А. А. Белоусова / /Педагогическое мастерство: материалы Н междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Бу­ки-Веди, 2012.

5.     Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 288с.

6.     Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254с.

7.     Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. - 2-изд. - М.: Академический проект; Трикста, 2008. - 400с. - (Gaudeamus).

8.     Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие «ALLEGRO». Методическая часть: Беседа «Интерпретация» из серии «Вос¬питание искусством или искусство воспитания». - М., 2008. - 368с.

9.     Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. - М.: РИФ «Криптологос», 1992. - 56 с.


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)