Тема: Виды СПП с несколькими придаточными
Цель: ознакомить с особенностями строения СПП с несколькими придаточными, формировать умение строить схемы предложений с однородным, последовательным и параллельным подчинением и их комбинированием, способствовать воспитанию неравнодушия, активной жизненной позиции, чувства личной ответственности за жизнь социума.
Эпиграф:
Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто ж тогда рассеет мрак?
Н. Хикмет
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Изучение нового материала
3.1.Работа с эпиграфом. Создание мотивации
-Давайте обратимся к эпиграфу урока. Это слова в полной мере можно отнести к теме Вов, освещенной в стихотворении О. Бергольц, о котором вы писали отзыв. Чувство личной ответственности за происходящие события, конечно, свойственно и людям нашего времени. Как вы понимаете эти слова? Что значит «гореть», «рассеять мрак»? При помощи какой синтаксической конструкции построил свое высказывание Хикмет? Сегодня мы продолжим ознакомление с разными видами СПП?
3.2. Анализ предложения
-Запишем эпиграф и подчеркнем грамматические основы
Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак? СПП, которое состоит из 4 частей. Давайте зададим вопросы и определим, где главная, а где придаточные части.
3.3.Формулировка темы. Целеполагание
-С такими предложениями мы еще не работали. Итак, тема урока: «Виды СПП с несколькими придаточными». Давайте совместно поставим цель урока.
3.4. Работа с учебником
3.4.1. Чтение материала на с. 154-156
3.4.2 С опорой на учебник совместное заполнение таблицы
ВИДЫ СПП с несколькими придаточными
№ |
Вид подчинения |
Особенности строения |
1 |
последовательное |
От главной части задаем ? к 1-ой придаточной, а от 1-йко 2-ой придаточной |
2 |
однородное |
От главной части задаем ? ко всем придаточным частям |
3 |
Параллельное (неоднородное) |
От главной части задаем задаем ? к 1 прид-ой, а 2 –й ? к другой прид-ой (гл.ч. одна, а ? к придаточным разные) |
4 |
Комбинированное |
Сочетание нескольких вышеназванных видов подчинения |
3. 5 Работа в парах
Объяснение друг другу информации о видах СПП (с опорой на таблицу)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4 Закрепление
4.1. Работа с учебником
УПР. 236
4.2 Работа на доске и в тетрадях. Построение схем
4.2.1.Построить схему 4 предложения из упр. 236, определить вид подчинения и виды придаточных частей
[… гл], (что… наречие времени), (как только….. сущ), (в который….) 1 ч – придаточная изъяснительная (что?), от 2-ой к 3-й (придт. Времени ), от 3 к 4 –Какой? (определительная) – последовательное подчинение
4.2.2. Построить схему предложения-эпиграфа
Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак?
(Если…), (если…), (если…), [….]. – однородное подчинение, ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?, прид. условия
4.2.3 Построение СПП с несколькими придаточными на тему «кто ж тогда рассеет мрак?» по шаблонам. Определить вид подчинения
(Если…), (если…), (если…), [каждый из нас почувствует поддержку].-ОДНОРОДНОЕ
(Когда каждый человек будет неравнодушен к проблемам другого), [то….], (который…) –ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ
[Я уверен... ], (что…), (когда….) – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ
5 Рефлексия. Подведение итогов урока
-Как вы видите, очень важно занимать активную жизненную позицию, быть неравнодушным, понимать друг другу. Составленные вами предложения это подтвердили. Надеюсь, что это будет не только на словах, на и на деле.
-Давайте вспомним, какую цель урока мы поставили. Достигли ли мы её? Что новое вы узнали о СПП? Помогла ли составленная нами опорная таблица систематизировать материал?
5 Д.З.
П. 27, упр. 239, повторить правописание НЕ, НИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.