ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИСложноподчиненные предложения с разными придаточными частямиСложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными
Оценка 4.6

ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИСложноподчиненные предложения с разными придаточными частямиСложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
03.01.2021
ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИСложноподчиненные предложения с разными придаточными частямиСложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными
Ход урока I. Организационный этап II. Повторение. Актуализация опорных знаний 1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки. Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки) 2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска) a. Доволен успехами; б) управлять автомобилем, в) читать лежа, г) характерные черты, д) стена из кирпича. 3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска) a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения. b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл. c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих) d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа) 4. Практическая работа с языковым материалом (карточки) - Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения. 1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда): 2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только): 3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.): 4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём. причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.): 5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.): 6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя): III. Постановка целей и задач урока. - С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными). - Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными). Работа с таблицей. Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия. - Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции). - Давайте рассмотрим несколько примеров: 1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ). 2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что). Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что. (Бастион – крепостное военное укрепление.) Обратите внимание! 1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных. 2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного. (доска) Сравните: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что; Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном. Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными. Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80 1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого? 2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему. 3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено). Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части. Например: (карточка) 1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении. 2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка. 3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение. В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем. (доска) 1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма. 2) Его не было в доме, почему я и оставил записку. 3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью. V. Закрепление нового материала Упр. 187 устно. 1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики 2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша) [Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.). Вопросы ученикам: 1. С какими видами придаточных познакомились? 2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия? 3. На какой вопрос они отвечают? 4. Какими союзами они прикрепляются к главному? VII. Домашнее задание 1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица 2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся. Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей) І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки. 1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков). Ход урока I. Организационный этап II. Повторение. Актуализация опорных знаний 1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки. Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки) 2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска) a. Доволен успехами; б) управлять автомобилем, в) читать лежа, г) характерные черты, д) стена из кирпича. 3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска) a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения. b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл. c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих) d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа) 4. Практическая работа с языковым материалом (карточки) - Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения. 1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда): 2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только): 3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.): 4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём. причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.): 5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.): 6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя): III. Постановка целей и задач урока. - С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными). - Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными). Работа с таблицей. Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия. - Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции). - Давайте рассмотрим несколько примеров: 1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ). 2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что). Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что. (Бастион – крепостное военное укрепление.) Обратите внимание! 1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных. 2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного. (доска) Сравните: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что; Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном. Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными. Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80 1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого? 2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему. 3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено). Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части. Например: (карточка) 1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении. 2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка. 3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение. В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем. (доска) 1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма. 2) Его не было в доме, почему я и оставил записку. 3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью. V. Закрепление нового материала Упр. 187 устно. 1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики 2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша) [Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.). Вопросы ученикам: 1. С какими видами придаточных познакомились? 2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия? 3. На какой вопрос они отвечают? 4. Какими союзами они прикрепляются к главному? VII. Домашнее задание 1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица 2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся. Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей) І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки. 1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков). Ход урока I. Организационный этап II. Повторение. Актуализация опорных знаний 1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки. Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки) 2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска) a. Доволен успехами; б) управлять автомобилем, в) читать лежа, г) характерные черты, д) стена из кирпича. 3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска) a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения. b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл. c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих) d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа) 4. Практическая работа с языковым материалом (карточки) - Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения. 1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда): 2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только): 3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.): 4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём. причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.): 5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.): 6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя): III. Постановка целей и задач урока. - С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными). - Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными). Работа с таблицей. Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия. - Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции). - Давайте рассмотрим несколько примеров: 1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ). 2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что). Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что. (Бастион – крепостное военное укрепление.) Обратите внимание! 1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных. 2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного. (доска) Сравните: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что; Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном. Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными. Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80 1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого? 2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему. 3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено). Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части. Например: (карточка) 1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении. 2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка. 3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение. В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем. (доска) 1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма. 2) Его не было в доме, почему я и оставил записку. 3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью. V. Закрепление нового материала Упр. 187 устно. 1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики 2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша) [Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.). Вопросы ученикам: 1. С какими видами придаточных познакомились? 2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия? 3. На какой вопрос они отвечают? 4. Какими союзами они прикрепляются к главному? VII. Домашнее задание 1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица 2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся. Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей) І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки. 1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков). Ход урока I. Организационный этап II. Повторение. Актуализация опорных знаний 1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки. Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки) 2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска) a. Доволен успехами; б) управлять автомобилем, в) читать лежа, г) характерные черты, д) стена из кирпича. 3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска) a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения. b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл. c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих) d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа) 4. Практическая работа с языковым материалом (карточки) - Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения. 1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда): 2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только): 3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.): 4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём. причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.): 5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.): 6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя): III. Постановка целей и задач урока. - С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными). - Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными). Работа с таблицей. Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия. - Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции). - Давайте рассмотрим несколько примеров: 1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ). 2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что). Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что. (Бастион – крепостное военное укрепление.) Обратите внимание! 1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных. 2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного. (доска) Сравните: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что; Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном. Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными. Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80 1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого? 2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему. 3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено). Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части. Например: (карточка) 1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении. 2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка. 3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение. В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем. (доска) 1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма. 2) Его не было в доме, почему я и оставил записку. 3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью. V. Закрепление нового материала Упр. 187 устно. 1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики 2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша) [Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.). Вопросы ученикам: 1. С какими видами придаточных познакомились? 2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия? 3. На какой вопрос они отвечают? 4. Какими союзами они прикрепляются к главному? VII. Домашнее задание 1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица 2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся. Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей) І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки. 1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков). Ход урока I. Организационный этап II. Повторение. Актуализация опорных знаний 1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки. Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки) 2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска) a. Доволен успехами; б) управлять автомобилем, в) читать лежа, г) характерные черты, д) стена из кирпича. 3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска) a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения. b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл. c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих) d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа) 4. Практическая работа с языковым материалом (карточки) - Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения. 1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда): 2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только): 3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.): 4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём. причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.): 5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.): 6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя): III. Постановка целей и задач урока. - С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными). - Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными). Работа с таблицей. Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия. - Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции). - Давайте рассмотрим несколько примеров: 1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ). 2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что). Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что. (Бастион – крепостное военное укрепление.) Обратите внимание! 1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных. 2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного. (доска) Сравните: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что; Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном. Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными. Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80 1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого? 2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему. 3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено). Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части. Например: (карточка) 1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении. 2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка. 3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение. В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем. (доска) 1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма. 2) Его не было в доме, почему я и оставил записку. 3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью. V. Закрепление нового материала Упр. 187 устно. 1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики 2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша) [Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.). Вопросы ученикам: 1. С какими видами придаточных познакомились? 2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия? 3. На какой вопрос они отвечают? 4. Какими союзами они прикрепляются к главному? VII. Домашнее задание 1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица 2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся. Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей) І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки. 1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков). Ход урока I. Организационный этап II. Повторение. Актуализация опорных знаний 1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки. Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки) 2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска) a. Доволен успехами; б) управлять автомобилем, в) читать лежа, г) характерные черты, д) стена из кирпича. 3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска) a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения. b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл. c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих) d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа) 4. Практическая работа с языковым материалом (карточки) - Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения. 1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда): 2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только): 3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.): 4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём. причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.): 5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.): 6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя): III. Постановка целей и задач урока. - С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными). - Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными). Работа с таблицей. Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия. - Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции). - Давайте рассмотрим несколько примеров: 1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ). 2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что). Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что. (Бастион – крепостное военное укрепление.) Обратите внимание! 1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных. 2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного. (доска) Сравните: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что; Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном. Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными. Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80 1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого? 2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему. 3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено). Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части. Например: (карточка) 1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении. 2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка. 3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение. В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем. (доска) 1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма. 2) Его не было в доме, почему я и оставил записку. 3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью. V. Закрепление нового материала Упр. 187 устно. 1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики 2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша) [Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.). Вопросы ученикам: 1. С какими видами придаточных познакомились? 2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия? 3. На какой вопрос они отвечают? 4. Какими союзами они прикрепляются к главному? VII. Домашнее задание 1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица 2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся. Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей) І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки. 1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков). ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ Цели урока: закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции; формирование умения правильного употребления словосочетаний в предложении. Ход урока 1. Организационный момент 2. Словарная работа Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-нибудь. Анималист - художник, изображающий животных. Живописец-анималист. Фотограф-анималист. Аниматор - художник, создающий мультфильмы. 3. Синтаксическая разминка. Задание: подберите к словосочетаниям синонимичные: материнские заботы - заботы матери, расчётные таблицы - таблицы для расчёта, драматический театр - театр драмы. - Докажите, что это словосочетания, скажите, изменилось ли смысловое значение? (Нет.) - А синтаксическая характеристика? (Да.) Изменилась схема, так как зависимым словом стало существительное вместо прилагательного. Изменился и вид связи. Как именно - мы узнаем сегодня на уроке. 4. Изучение нового материала. 1. Изучение теоретического материала на стр. 33- 34. 2. Составление схемы. Согласование Управление Примыкание Главное слово Главное слово Главное слово + + + прилагательное существительное наречие причастие местоимение деепричастие местоимение в косвенном падеже инфинитив числительное 3. Конструирование предложений. Задание: закончите предложения: Примыкают... (наречия, деепричастия, инфинитив). Согласовываются ... (причастия, прилагательные, местоимения, числительные). Управляют ... (существительным или местоимением в косвенном падеже). 4. Исследование таблицы. Словосочетание Строение Грам. значение Связь 1. Таинственный гром 2. Поила дождем 3. Кругом облегала прил. + сущ. глаг. + сущ. нареч. + глаг. признак предмета действие предмета признак действия согласование управление примыкание 5. Разбор словосочетаний. Чтение порядка и образца разбора словосочетания, с. 36 учебника. 5. Закрепление 1. Выборочное списывание. • Задание: выберите словосочетания, определите вид связи: 1) весеннее солнце 2) быстро плавит 3) солнце плавит 4) с полей. • Задание: выбрать словосочетания на разные виды связи Божественная осень! Все горит золотом вокруг. Березы нежно и сильно желты. Осины обтрясли почти все свои красноватые листочки, зелены кусты ветлы, их зелень чуть припудрена серебристым пеплом. Приглядишься - зеленого вроде бы хватает, а вокруг все желто. 2. Синтаксический разбор словосочетаний. Единицы синтаксиса; Синтаксический разбор; Внимательно изучить 3. Упражнение 63. 4. Речевой практикум. Предупреждение речевых ошибок. Задание: поставьте вопрос к зависимому слову, укажите его падеж. Восхищаться талантом - преклоняться перед талантом, вера в будущее - уверенность в будущем, прикасаться к стене - касаться стены, платить за проезд - оплатить проезд. надеть пальто – одеть ребенка отзыв о книге рецензия на повесть уверенность в победе удостоен награды описать путешествие гордиться успехами удивляться красоте памятник Пушкину отклик на событие 5. Упражнение 71. 6. Обобщение - Назовите виды словосочетаний. Упражнения 67 и 68 (устно). Домашнее задание Упражнение 64. Дополнительный материал. Выборочный диктант Задание: из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова. Разберите словосочетание со способом связи «примыкание». В раскрытое окно беззвучно слетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла написанные строчки. ...Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад. В саду было по-осеннему тихо и пусто, как в заколоченном доме… Задание: выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу: а) согласования: Сегодня не совсем обычный день. Учащиеся первого курса знакомятся с училищем. В тесном окружении молодых людей директор училища проходит от одной машины к другой и ведет неторопливую беседу. (По В. Ларину.) Идя прямо на противника, за последним песчаным холмом среди исковерканной, прокаленной земли они увидели не тронутую войной поляну. (По И. Куриленко.) б) управления: Звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосый шум строек, сквозь гул машин он веселой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят в родные школы… в) примыкания: Все ближе и ближе подходили мужественные и бесстрашные пограничники к макам. И вдруг цепи разомкнулись. Никто не приказывал пограничникам делать это, но они разомкнулись без заминки, обошли поляну и сомкнулись вновь. (По И. Куриленко.} ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ Цели урока: закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции; формирование умения правильного употребления словосочетаний в предложении. Ход урока 1. Организационный момент 2. Словарная работа Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-нибудь. Анималист - художник, изображающий животных. Живописец-анималист. Фотограф-анималист. Аниматор - художник, создающий мультфильмы. 3. Синтаксическая разминка. Задание: подберите к словосочетаниям синонимичные: материнские заботы - заботы матери, расчётные таблицы - таблицы для расчёта, драматический театр - театр драмы. - Докажите, что это словосочетания, скажите, изменилось ли смысловое значение? (Нет.) - А синтаксическая характеристика? (Да.) Изменилась схема, так как зависимым словом стало существительное вместо прилагательного. Изменился и вид связи. Как именно - мы узнаем сегодня на уроке. 4. Изучение нового материала. 1. Изучение теоретического материала на стр. 33- 34. 2. Составление схемы. Согласование Управление Примыкание Главное слово Главное слово Главное слово + + + прилагательное существительное наречие причастие местоимение деепричастие местоимение в косвенном падеже инфинитив числительное 3. Конструирование предложений. Задание: закончите предложения: Примыкают... (наречия, деепричастия, инфинитив). Согласовываются ... (причастия, прилагательные, местоимения, числительные). Управляют ... (существительным или местоимением в косвенном падеже). 4. Исследование таблицы. Словосочетание Строение Грам. значение Связь 1. Таинственный гром 2. Поила дождем 3. Кругом облегала прил. + сущ. глаг. + сущ. нареч. + глаг. признак предмета действие предмета признак действия согласование управление примыкание 5. Разбор словосочетаний. Чтение порядка и образца разбора словосочетания, с. 36 учебника. 5. Закрепление 1. Выборочное списывание. • Задание: выберите словосочетания, определите вид связи: 1) весеннее солнце 2) быстро плавит 3) солнце плавит 4) с полей. • Задание: выбрать словосочетания на разные виды связи Божественная осень! Все горит золотом вокруг. Березы нежно и сильно желты. Осины обтрясли почти все свои красноватые листочки, зелены кусты ветлы, их зелень чуть припудрена серебристым пеплом. Приглядишься - зеленого вроде бы хватает, а вокруг все желто. 2. Синтаксический разбор словосочетаний. Единицы синтаксиса; Синтаксический разбор; Внимательно изучить 3. Упражнение 63. 4. Речевой практикум. Предупреждение речевых ошибок. Задание: поставьте вопрос к зависимому слову, укажите его падеж. Восхищаться талантом - преклоняться перед талантом, вера в будущее - уверенность в будущем, прикасаться к стене - касаться стены, платить за проезд - оплатить проезд. надеть пальто – одеть ребенка отзыв о книге рецензия на повесть уверенность в победе удостоен награды описать путешествие гордиться успехами удивляться красоте памятник Пушкину отклик на событие 5. Упражнение 71. 6. Обобщение - Назовите виды словосочетаний. Упражнения 67 и 68 (устно). Домашнее задание Упражнение 64. Дополнительный материал. Выборочный диктант Задание: из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова. Разберите словосочетание со способом связи «примыкание». В раскрытое окно беззвучно слетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла написанные строчки. ...Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад. В саду было по-осеннему тихо и пусто, как в заколоченном доме… Задание: выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу: а) согласования: Сегодня не совсем обычный день. Учащиеся первого курса знакомятся с училищем. В тесном окружении молодых людей директор училища проходит от одной машины к другой и ведет неторопливую беседу. (По В. Ларину.) Идя прямо на противника, за последним песчаным холмом среди исковерканной, прокаленной земли они увидели не тронутую войной поляну. (По И. Куриленко.) б) управления: Звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосый шум строек, сквозь гул машин он веселой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят в родные школы… в) примыкания: Все ближе и ближе подходили мужественные и бесстрашные пограничники к макам. И вдруг цепи разомкнулись. Никто не приказывал пограничникам делать это, но они разомкнулись без заминки, обошли поляну и сомкнулись вновь. (По И. Куриленко.}
ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ.docx

ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Цели урока: закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции; формирование умения правильного употребления словосочетаний в предложении.

Ход урока

1.        Организационный момент

2.        Словарная работа

Аналогия - сходство  между явлениями, предметами, понятиями. Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-нибудь.

Анималист - художник, изображающий животных. Живописец-анималист. Фотограф-анималист.

Аниматор - художник, создающий мультфильмы.

3.        Синтаксическая разминка.

Задание: подберите к словосочетаниям синонимичные:

материнские заботы - заботы матери,

расчётные таблицы - таблицы для расчёта,

драматический театр - театр драмы.

- Докажите, что это словосочетания, скажите, изменилось ли смысловое значение? (Нет.)

- А синтаксическая характеристика? (Да.)

Изменилась схема, так как зависимым словом стало существительное вместо прилагательного. Изменился и вид связи. Как именно - мы узнаем сегодня на уроке.

4.        Изучение нового материала.

1.         Изучение теоретического материала на стр. 33- 34.
2. Составление схемы.

Согласование                           Управление                              Примыкание

Главное слово                          Главное слово                         Главное слово

        +                                               +                                                +

прилагательное                       существительное                          наречие

причастие                                местоимение                                 деепричастие

местоимение                           в косвенном падеже                     инфинитив

числительное

3. Конструирование предложений.

Задание: закончите предложения:

Примыкают... (наречия, деепричастия, инфинитив).

Согласовываются ... (причастия, прилагательные, местоимения, числительные).

Управляют ... (существительным или местоимением в косвенном падеже).

4. Исследование таблицы.

Словосочетание

Строение

Грам. значение

Связь

1. Таинственный гром

2. Поила   дождем

3. Кругом облегала

прил. + сущ.

глаг. + сущ.

нареч. + глаг.

признак предмета

действие предмета

признак действия

согласование

управление

примыкание

5.  Разбор словосочетаний.

Чтение порядка и образца разбора словосочетания, с. 36 учебника.

5.        Закрепление

1. Выборочное списывание.

·              Задание: выберите  словосочетания, определите вид связи:

1) весеннее солнце        2) быстро плавит

3) солнце плавит        4) с полей.

·              Задание: выбрать словосочетания на разные виды связи

Божественная осень! Все горит золотом вокруг. Березы нежно и сильно желты. Осины обтрясли почти все свои красноватые листочки, зелены кусты ветлы, их зелень чуть припудрена серебристым пеплом. Приглядишься - зеленого вроде бы хватает, а вокруг все желто.

2.  Синтаксический разбор словосочетаний.

Единицы синтаксиса;         Синтаксический разбор;                 Внимательно изучить

3. Упражнение 63.

4.  Речевой практикум.  Предупреждение речевых ошибок.

Задание: поставьте вопрос к зависимому слову, укажите его падеж.

Восхищаться талантом  - преклоняться перед талантом,

вера в будущее - уверенность в будущем,

прикасаться к стене - касаться стены,

платить за проезд - оплатить проезд.

надеть пальто – одеть ребенка

отзыв о книге

рецензия на повесть

уверенность в победе    

удостоен награды

описать  путешествие

гордиться успехами
удивляться красоте
памятник Пушкину
отклик на событие

5.  Упражнение 71.

6.        Обобщение

- Назовите виды словосочетаний.

Упражнения 67 и 68 (устно).

Домашнее задание

Упражнение 64.

Дополнительный материал.

Выборочный  диктант

Задание: из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова. Разберите словосочетание со способом связи «примыкание».

В раскрытое окно беззвучно слетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла написанные строчки.

...Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад. В саду было по-осеннему  тихо и пусто,  как в заколоченном доме…

Задание: выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу:    

а) согласования:    Сегодня не совсем обычный день. Учащиеся первого курса знакомятся с училищем. В тесном окружении молодых людей директор училища проходит от одной машины к другой и ведет неторопливую беседу. (По В. Ларину.)

Идя прямо на противника, за последним песчаным холмом среди исковерканной, прокаленной земли они увидели не тронутую войной поляну. (По И. Куриленко.)

б) управления:    Звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосый шум строек, сквозь гул машин он веселой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят в родные школы…

в) примыкания:    Все ближе и ближе подходили мужественные и бесстрашные пограничники к макам. И вдруг цепи разомкнулись. Никто не приказывал пограничникам делать это, но они разомкнулись без заминки, обошли поляну и сомкнулись вновь. (По И. Куриленко.}


 

Скачано с www.znanio.ru

ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ Цели урока: закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции; формирование умения правильного употребления словосочетаний в…

ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ Цели урока: закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции; формирование умения правильного употребления словосочетаний в…

Выборочное списывание. ·

Выборочное списывание. ·

Звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосый шум строек, сквозь гул машин он веселой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят…

Звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосый шум строек, сквозь гул машин он веселой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2021