Ход урока
I. Организационный этап
II. Повторение. Актуализация опорных знаний
1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки)
2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)
a. Доволен успехами;
б) управлять автомобилем,
в) читать лежа,
г) характерные черты,
д) стена из кирпича.
3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)
a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)
4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
III. Постановка целей и задач урока.
- С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).
- Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).
Работа с таблицей.
Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.
- Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
- Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ).
2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
(доска) Сравните:
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Например: (карточка)
1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.
(доска)
1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.
3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.
V. Закрепление нового материала
Упр. 187 устно.
1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики
2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки
У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)
[Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).
Вопросы ученикам:
1. С какими видами придаточных познакомились?
2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
3. На какой вопрос они отвечают?
4. Какими союзами они прикрепляются к главному?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).
Ход урока
I. Организационный этап
II. Повторение. Актуализация опорных знаний
1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки)
2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)
a. Доволен успехами;
б) управлять автомобилем,
в) читать лежа,
г) характерные черты,
д) стена из кирпича.
3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)
a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)
4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
III. Постановка целей и задач урока.
- С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).
- Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).
Работа с таблицей.
Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.
- Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
- Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ).
2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
(доска) Сравните:
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Например: (карточка)
1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.
(доска)
1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.
3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.
V. Закрепление нового материала
Упр. 187 устно.
1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики
2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки
У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)
[Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).
Вопросы ученикам:
1. С какими видами придаточных познакомились?
2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
3. На какой вопрос они отвечают?
4. Какими союзами они прикрепляются к главному?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).
Ход урока
I. Организационный этап
II. Повторение. Актуализация опорных знаний
1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки)
2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)
a. Доволен успехами;
б) управлять автомобилем,
в) читать лежа,
г) характерные черты,
д) стена из кирпича.
3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)
a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)
4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
III. Постановка целей и задач урока.
- С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).
- Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).
Работа с таблицей.
Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.
- Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
- Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ).
2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
(доска) Сравните:
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Например: (карточка)
1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.
(доска)
1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.
3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.
V. Закрепление нового материала
Упр. 187 устно.
1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики
2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки
У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)
[Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).
Вопросы ученикам:
1. С какими видами придаточных познакомились?
2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
3. На какой вопрос они отвечают?
4. Какими союзами они прикрепляются к главному?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).
Ход урока
I. Организационный этап
II. Повторение. Актуализация опорных знаний
1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки)
2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)
a. Доволен успехами;
б) управлять автомобилем,
в) читать лежа,
г) характерные черты,
д) стена из кирпича.
3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)
a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)
4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
III. Постановка целей и задач урока.
- С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).
- Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).
Работа с таблицей.
Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.
- Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
- Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ).
2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
(доска) Сравните:
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Например: (карточка)
1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.
(доска)
1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.
3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.
V. Закрепление нового материала
Упр. 187 устно.
1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики
2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки
У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)
[Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).
Вопросы ученикам:
1. С какими видами придаточных познакомились?
2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
3. На какой вопрос они отвечают?
4. Какими союзами они прикрепляются к главному?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).
Ход урока
I. Организационный этап
II. Повторение. Актуализация опорных знаний
1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки)
2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)
a. Доволен успехами;
б) управлять автомобилем,
в) читать лежа,
г) характерные черты,
д) стена из кирпича.
3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)
a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)
4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
III. Постановка целей и задач урока.
- С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).
- Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).
Работа с таблицей.
Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.
- Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
- Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ).
2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
(доска) Сравните:
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Например: (карточка)
1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.
(доска)
1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.
3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.
V. Закрепление нового материала
Упр. 187 устно.
1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики
2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки
У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)
[Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).
Вопросы ученикам:
1. С какими видами придаточных познакомились?
2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
3. На какой вопрос они отвечают?
4. Какими союзами они прикрепляются к главному?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).
Ход урока
I. Организационный этап
II. Повторение. Актуализация опорных знаний
1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки)
2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)
a. Доволен успехами;
б) управлять автомобилем,
в) читать лежа,
г) характерные черты,
д) стена из кирпича.
3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)
a. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
b. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
c. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
d. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)
4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
III. Постановка целей и задач урока.
- С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).
- Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).
Работа с таблицей.
Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.
- Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
- Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ).
2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
(доска) Сравните:
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Например: (карточка)
1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.
(доска)
1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.
3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.
V. Закрепление нового материала
Упр. 187 устно.
1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики
2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки
У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)
[Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).
Вопросы ученикам:
1. С какими видами придаточных познакомились?
2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
3. На какой вопрос они отвечают?
4. Какими союзами они прикрепляются к главному?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).
ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Цели урока: закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции; формирование умения правильного употребления словосочетаний в предложении.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Словарная работа
Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-нибудь.
Анималист - художник, изображающий животных. Живописец-анималист. Фотограф-анималист.
Аниматор - художник, создающий мультфильмы.
3. Синтаксическая разминка.
Задание: подберите к словосочетаниям синонимичные:
материнские заботы - заботы матери,
расчётные таблицы - таблицы для расчёта,
драматический театр - театр драмы.
- Докажите, что это словосочетания, скажите, изменилось ли смысловое значение? (Нет.)
- А синтаксическая характеристика? (Да.)
Изменилась схема, так как зависимым словом стало существительное вместо прилагательного. Изменился и вид связи. Как именно - мы узнаем сегодня на уроке.
4. Изучение нового материала.
1. Изучение теоретического материала на стр. 33- 34.
2. Составление схемы.
Согласование Управление Примыкание
Главное слово Главное слово Главное слово
+ + +
прилагательное существительное наречие
причастие местоимение деепричастие
местоимение в косвенном падеже инфинитив
числительное
3. Конструирование предложений.
Задание: закончите предложения:
Примыкают... (наречия, деепричастия, инфинитив).
Согласовываются ... (причастия, прилагательные, местоимения, числительные).
Управляют ... (существительным или местоимением в косвенном падеже).
4. Исследование таблицы.
Словосочетание Строение Грам. значение Связь
1. Таинственный гром
2. Поила дождем
3. Кругом облегала прил. + сущ.
глаг. + сущ.
нареч. + глаг. признак предмета
действие предмета
признак действия согласование
управление
примыкание
5. Разбор словосочетаний.
Чтение порядка и образца разбора словосочетания, с. 36 учебника.
5. Закрепление
1. Выборочное списывание.
• Задание: выберите словосочетания, определите вид связи:
1) весеннее солнце 2) быстро плавит
3) солнце плавит 4) с полей.
• Задание: выбрать словосочетания на разные виды связи
Божественная осень! Все горит золотом вокруг. Березы нежно и сильно желты. Осины обтрясли почти все свои красноватые листочки, зелены кусты ветлы, их зелень чуть припудрена серебристым пеплом. Приглядишься - зеленого вроде бы хватает, а вокруг все желто.
2. Синтаксический разбор словосочетаний.
Единицы синтаксиса; Синтаксический разбор; Внимательно изучить
3. Упражнение 63.
4. Речевой практикум. Предупреждение речевых ошибок.
Задание: поставьте вопрос к зависимому слову, укажите его падеж.
Восхищаться талантом - преклоняться перед талантом,
вера в будущее - уверенность в будущем,
прикасаться к стене - касаться стены,
платить за проезд - оплатить проезд.
надеть пальто – одеть ребенка
отзыв о книге
рецензия на повесть
уверенность в победе
удостоен награды
описать путешествие
гордиться успехами
удивляться красоте
памятник Пушкину
отклик на событие
5. Упражнение 71.
6. Обобщение
- Назовите виды словосочетаний.
Упражнения 67 и 68 (устно).
Домашнее задание
Упражнение 64.
Дополнительный материал.
Выборочный диктант
Задание: из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова. Разберите словосочетание со способом связи «примыкание».
В раскрытое окно беззвучно слетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла написанные строчки.
...Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад. В саду было по-осеннему тихо и пусто, как в заколоченном доме…
Задание: выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу:
а) согласования: Сегодня не совсем обычный день. Учащиеся первого курса знакомятся с училищем. В тесном окружении молодых людей директор училища проходит от одной машины к другой и ведет неторопливую беседу. (По В. Ларину.)
Идя прямо на противника, за последним песчаным холмом среди исковерканной, прокаленной земли они увидели не тронутую войной поляну. (По И. Куриленко.)
б) управления: Звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосый шум строек, сквозь гул машин он веселой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят в родные школы…
в) примыкания: Все ближе и ближе подходили мужественные и бесстрашные пограничники к макам. И вдруг цепи разомкнулись. Никто не приказывал пограничникам делать это, но они разомкнулись без заминки, обошли поляну и сомкнулись вновь. (По И. Куриленко.}
ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Цели урока: закрепление умения вычленять словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от синтаксической конструкции; формирование умения правильного употребления словосочетаний в предложении.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Словарная работа
Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-нибудь.
Анималист - художник, изображающий животных. Живописец-анималист. Фотограф-анималист.
Аниматор - художник, создающий мультфильмы.
3. Синтаксическая разминка.
Задание: подберите к словосочетаниям синонимичные:
материнские заботы - заботы матери,
расчётные таблицы - таблицы для расчёта,
драматический театр - театр драмы.
- Докажите, что это словосочетания, скажите, изменилось ли смысловое значение? (Нет.)
- А синтаксическая характеристика? (Да.)
Изменилась схема, так как зависимым словом стало существительное вместо прилагательного. Изменился и вид связи. Как именно - мы узнаем сегодня на уроке.
4. Изучение нового материала.
1. Изучение теоретического материала на стр. 33- 34.
2. Составление схемы.
Согласование Управление Примыкание
Главное слово Главное слово Главное слово
+ + +
прилагательное существительное наречие
причастие местоимение деепричастие
местоимение в косвенном падеже инфинитив
числительное
3. Конструирование предложений.
Задание: закончите предложения:
Примыкают... (наречия, деепричастия, инфинитив).
Согласовываются ... (причастия, прилагательные, местоимения, числительные).
Управляют ... (существительным или местоимением в косвенном падеже).
4. Исследование таблицы.
Словосочетание Строение Грам. значение Связь
1. Таинственный гром
2. Поила дождем
3. Кругом облегала прил. + сущ.
глаг. + сущ.
нареч. + глаг. признак предмета
действие предмета
признак действия согласование
управление
примыкание
5. Разбор словосочетаний.
Чтение порядка и образца разбора словосочетания, с. 36 учебника.
5. Закрепление
1. Выборочное списывание.
• Задание: выберите словосочетания, определите вид связи:
1) весеннее солнце 2) быстро плавит
3) солнце плавит 4) с полей.
• Задание: выбрать словосочетания на разные виды связи
Божественная осень! Все горит золотом вокруг. Березы нежно и сильно желты. Осины обтрясли почти все свои красноватые листочки, зелены кусты ветлы, их зелень чуть припудрена серебристым пеплом. Приглядишься - зеленого вроде бы хватает, а вокруг все желто.
2. Синтаксический разбор словосочетаний.
Единицы синтаксиса; Синтаксический разбор; Внимательно изучить
3. Упражнение 63.
4. Речевой практикум. Предупреждение речевых ошибок.
Задание: поставьте вопрос к зависимому слову, укажите его падеж.
Восхищаться талантом - преклоняться перед талантом,
вера в будущее - уверенность в будущем,
прикасаться к стене - касаться стены,
платить за проезд - оплатить проезд.
надеть пальто – одеть ребенка
отзыв о книге
рецензия на повесть
уверенность в победе
удостоен награды
описать путешествие
гордиться успехами
удивляться красоте
памятник Пушкину
отклик на событие
5. Упражнение 71.
6. Обобщение
- Назовите виды словосочетаний.
Упражнения 67 и 68 (устно).
Домашнее задание
Упражнение 64.
Дополнительный материал.
Выборочный диктант
Задание: из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова. Разберите словосочетание со способом связи «примыкание».
В раскрытое окно беззвучно слетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла написанные строчки.
...Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад. В саду было по-осеннему тихо и пусто, как в заколоченном доме…
Задание: выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу:
а) согласования: Сегодня не совсем обычный день. Учащиеся первого курса знакомятся с училищем. В тесном окружении молодых людей директор училища проходит от одной машины к другой и ведет неторопливую беседу. (По В. Ларину.)
Идя прямо на противника, за последним песчаным холмом среди исковерканной, прокаленной земли они увидели не тронутую войной поляну. (По И. Куриленко.)
б) управления: Звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосый шум строек, сквозь гул машин он веселой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят в родные школы…
в) примыкания: Все ближе и ближе подходили мужественные и бесстрашные пограничники к макам. И вдруг цепи разомкнулись. Никто не приказывал пограничникам делать это, но они разомкнулись без заминки, обошли поляну и сомкнулись вновь. (По И. Куриленко.}
ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Цели урока: закрепление умения вычленять
словосочетания из предложения и объяснять орфографию, зависящую от
синтаксической конструкции; формирование умения правильного употребления
словосочетаний в предложении.
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Словарная работа
Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями.
Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-нибудь.
Анималист - художник, изображающий животных.
Живописец-анималист. Фотограф-анималист.
Аниматор - художник, создающий мультфильмы.
3.
Синтаксическая разминка.
Задание:
подберите к словосочетаниям синонимичные:
материнские заботы - заботы
матери,
расчётные таблицы - таблицы
для расчёта,
драматический театр - театр
драмы.
- Докажите, что это
словосочетания, скажите, изменилось ли смысловое значение? (Нет.)
- А синтаксическая
характеристика? (Да.)
Изменилась схема, так как
зависимым словом стало существительное вместо прилагательного. Изменился и вид
связи. Как именно - мы узнаем сегодня на уроке.
4.
Изучение нового материала.
1.
Изучение теоретического материала на
стр. 33- 34.
2. Составление схемы.
Согласование
Управление
Примыкание
Главное слово
Главное слово
Главное слово
+
+
+
прилагательное
существительное
наречие
причастие
местоимение
деепричастие
местоимение
в косвенном падеже
инфинитив
числительное
3. Конструирование предложений.
Задание: закончите предложения:
Примыкают... (наречия, деепричастия, инфинитив).
Согласовываются ... (причастия, прилагательные, местоимения,
числительные).
Управляют ... (существительным
или местоимением в косвенном падеже).
4. Исследование таблицы.
Словосочетание
|
Строение
|
Грам. значение
|
Связь
|
1. Таинственный гром
2. Поила дождем
3. Кругом облегала
|
прил. + сущ.
глаг. + сущ.
нареч. + глаг.
|
признак предмета
действие предмета
признак действия
|
согласование
управление
примыкание
|
5. Разбор словосочетаний.
Чтение порядка и образца
разбора словосочетания, с. 36 учебника.
5.
Закрепление
1. Выборочное списывание.
·
Задание: выберите словосочетания, определите вид связи:
1) весеннее
солнце 2) быстро плавит
3) солнце плавит 4)
с полей.
·
Задание: выбрать словосочетания на разные виды связи
Божественная осень! Все горит
золотом вокруг. Березы нежно и сильно желты. Осины обтрясли почти все свои
красноватые листочки, зелены кусты ветлы, их зелень чуть припудрена серебристым
пеплом. Приглядишься - зеленого вроде бы хватает, а вокруг все желто.
2. Синтаксический разбор словосочетаний.
Единицы синтаксиса; Синтаксический
разбор; Внимательно
изучить
3. Упражнение 63.
4. Речевой практикум. Предупреждение
речевых ошибок.
Задание: поставьте вопрос к зависимому слову, укажите его падеж.
Восхищаться талантом -
преклоняться перед талантом,
вера в будущее - уверенность в
будущем,
прикасаться к стене - касаться
стены,
платить за проезд - оплатить
проезд.
надеть пальто – одеть ребенка
отзыв о книге
рецензия на повесть
уверенность в победе
удостоен награды
описать путешествие
гордиться успехами
удивляться красоте
памятник Пушкину
отклик на событие
5. Упражнение 71.
6.
Обобщение
- Назовите виды словосочетаний.
Упражнения 67 и 68 (устно).
Домашнее задание
Упражнение 64.
Дополнительный материал.
Выборочный диктант
Задание: из
первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова.
Разберите словосочетание со способом связи «примыкание».
В раскрытое окно беззвучно
слетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко
расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла
написанные строчки.
...Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый
осенний лист, и вышел в сад. В саду было по-осеннему тихо и пусто,
как в заколоченном доме…
Задание: выписать
словосочетания, в которых слова связываются по способу:
а) согласования:
Сегодня не совсем обычный день. Учащиеся первого курса знакомятся
с училищем. В тесном окружении молодых людей директор училища проходит от одной
машины к другой и ведет неторопливую беседу. (По В. Ларину.)
Идя прямо на противника, за
последним песчаным холмом среди исковерканной, прокаленной земли они увидели не
тронутую войной поляну. (По И. Куриленко.)
б) управления: Звенит школьный звонок!
Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосый шум строек, сквозь гул
машин он веселой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает
ребят в родные школы…
в) примыкания: Все ближе и ближе
подходили мужественные и бесстрашные пограничники к макам. И вдруг цепи
разомкнулись. Никто не приказывал пограничникам делать это, но они разомкнулись
без заминки, обошли поляну и сомкнулись вновь. (По И. Куриленко.}
Скачано с www.znanio.ru