ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • docx
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.docx

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

ВОЗНИКАЮЩИЕ

КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

 

ДЕЙСТВИЙ

ПРОБЛЕМЫ

КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ

ДИАГНОСТИКА

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Самоопре-

Внутренняя

Отношение к школе,

При

1.

Положительное отношение к школе.

Методика «Беседа о

деление

позиция

учению и поведение в

несформированно

2.

Чувство необходимости учения.

школе» для 7 лет.

(личностное,

школьника

процессе учебной

сти позиции

3.

Адекватное представление о школе.

(модифицированный

професси-

 

деятельности.

школьника

4.

Предпочтение коллективным занятиям

вариант Т.А. Нежновой и

ональное,

 

 

возможны

индивидуальным занятиям дома.

др.)

жизненное)

 

 

мотивационная

5.

Предпочтение оценке своих знаний – отметке,

 

 

 

 

незрелость, низкая

а не (сладостям и подаркам).

 

 

 

 

успеваемость.

 

 

 

 

Самооценка

 

 

1.

Широта диапазона оценок.

Методика «Кто Я?».

 

 

 

 

2.

Обобщенность категорий оценок.

(М. Кун) для 9-10 лет.

 

- Когнитивный

 

 

3.

Социальная роль ученика.

Методика «Хороший

 

компонент

 

 

4.

Адекватное осознанное представление о

ученик»

 

 

Это ядро самосознания

 

качествах хорошего ученика.

для 9-10 лет

 

 

личности. Выступает как

1. Заниженная

5.

Осознание своих возможностей в учении на

 

 

 

система оценок и

самооценка.

основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

 

 

 

представлений о себе,

2. Завышенная

6.

Осознание необходимости

 

 

 

своих качествах и

самооценка.

самосовершенствования.

 

 

Самооценка

возможностях, своем мире

 

1.

Способность адекватно судить о причинах

Методика казуальной

 

 

и в отношениях с другими.

 

своего успеха/неуспеха в учении, связывая

атрибуции

 

- Регулятивный

 

 

успехи с усилиями, трудолюбием.

(интерпретация причин

 

компонент

 

 

 

 

своего и чужого

 

 

 

 

 

 

поведения)

 

 

 

 

 

 

успеха/неуспеха.

Смыслообра

Мотивация

Формирование

1. высоко развиты

1.

сформированность познавательных мотивов.

Методика «Беседа о

зовани

учебной

ценностных ориентиров и

другие мотивы

2.

интерес к новому.

школе» для 7 лет.

 

деятельности

смыслов учебной

(игровой,

3.

интерес к способу решения и общему способу

(модифицированный

 

 

деятельности на основе

внешний)

действия.

вариант Т.А. Нежновой и

 

 

развития познавательных

2. трудности в

4.

сформированность социальных мотивов.

др.)

 

 

интересов, учебных

учебе

5.

быть полезным обществу.

Шкала выраженности

 

 

мотивов, формирования

 

6.

сформированность учебных мотивов.

учебно-познавательного

 

 

мотивов достижения и

 

7.

стремление к самоизменению – приобретению

интереса (по Г.Ю.

 

 

социального признания,

 

новых знаний и умений.

Ксензовой) для 9-10 лет.

 

 

мотива, реализующего

 

8.

установление связи между учением и будущей

Опросник мотивации.

 

 

потребность в социально

 

профессиональной деятельностью.

 

 


1


 

 

значимой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Выделение морального

 

Ориентировка на моральную норму

После уроков (норма

 

 

 

содержания ситуации

 

(справедливого распределения, взаимопомощи,

взаимопомощи)

 

 

 

нарушения моральной

 

правдивости)

 

 

 

 

 

нормы/следования

 

 

 

 

 

 

 

моральной норме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дифференциация

 

Ребенок понимает, что нарушение моральных

Опросник Е. Кургановой

 

Нравственно-этическая

конвенциональных и

 

норм оценивается как более серьезное и недо-

 

 

ориентация

моральных норм

 

пустимое по сравнению с конвенциональными

 

 

 

 

 

 

нормами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Решение моральной

 

Учет ребенком объективных

последствий

«Булочка»

 

 

 

дилеммы на основе

 

нарушения нормы.

 

( модификация задачи

 

 

 

 

Учет мотивов субъекта  при

нарушении

Ж. Пиаже)

 

 

 

децентрации

 

 

 

 

 

нормы. Учет чувств и эмоций субъекта при

(координация трех

 

 

 

 

 

норм:

 

 

 

 

 

нарушении нормы. Принятие решения на основе

 

 

 

 

 

ответственность,

 

 

 

 

 

соотнесения   нескольких моральных норм

 

 

 

 

 

справедливое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

распределение,

 

 

 

 

 

 

 

взаимопомощь — и учет

 

 

 

 

 

 

 

принципа компенсации)

 

 

 

4.Оценка действий с точки

 

Адекватность оценки действий субъекта с точки

Все задания

 

 

 

зрения на-

 

зрения нарушения/соблюдения   моральной

 

 

 

 

рушения/соблюдения

 

нормы

 

 

 

 

 

моральной нормы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Умение аргументировать

 

Уровень   развития моральных суждений

Все задания

 

 

 

необходимость

 

 

 

 

 

 

 

выполнения моральной

 

 

 

 

 

 

 

нормы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

2


РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

 

ВИДЫ

УРОВНИ

СОДЕРЖАНИЕ

КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

 

ДЕЙСТВИЙ

 

ДЕЙСТВИЙ

 

КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ

ДИАГНОСТИКА

 

 

1. Отсутствие цели.

 

Предъявляемое требование осознается лишь частично.

 

 

 

 

 

Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

______

 

 

 

 

Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие

 

 

 

 

 

промежуточных целей-требований)

 

 

 

2. Принятие

 

Принимает  и

выполняет только практические задачи (но не

 

 

 

практической задачи

 

теоретические),

в теоретических  задачах  не ориентируется

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

3. Переопределение

 

Принимает  и

выполняет только практические задачи, в

 

 

Целеполагание

познавательной

 

теоретических задачах не ориентируется

 

 

задачи  в

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

практическую

 

 

 

 

 

 

на основе соотнесения того,

 

 

 

 

 

 

что уже известно и усвоено

 

 

 

 

4. Принятие позна-

Принятая  познавательная цель сохраняется при выполнении

 

 

 

вательной цели

учащимся,

учебных действий и регулирует  весь  процесс их выполнения;

 

 

 

 

и того, что еще неизвестно

четко  выполняется требование познавательной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 .Переопределение

 

Столкнувшись с новой практической задачей,  самостоятельно

 

 

 

практической задачи

 

формулирует познавательную цель и строит действие в соответ-

 

 

 

в теоретическую

 

ствии с ней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Самостоятельная

 

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за

 

 

 

постановка учебных

 

пределы требований программы

 

 

 

целей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирован

1. Нет планирования

 

 

 

 

 

ие

 

Определение

 

 

_______

 

2. План есть, но не

 

 

 

 

последовательности

Умение планировать работу до ее начала (планирующий

 

 

 

совсем адекватный

промежуточных целей с

самоконтроль)

 

 

 

 

или неадекватно

учетом конечного результата;

 

 

 

 

 

используется

составление плана и

 

 

 

 

 

 

последовательности

 

 

 

 

 

3. План есть,

действий.

 

 

 

 

 

адекватно

 

 

 

 

 

 

используется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 


Контроль

1. Отсутствие конт-

Контроль в форме сличения

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает

 

 

внимания

роля.

способа действия и его

допущенных ошибок.

 

 

Проба на внимание

 

 

2. Контроль на уровне

результата с заданным

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив

(П.Я. Гальперин и С.Л.

 

 

непроизвольного

эталоном с целью

ошибку, ученик не может обосновать своих действий.

Кабыльницкая)

 

 

внимания

обнаружения отклонений и

 

 

 

 

 

 

 

отличий от эталона.

 

 

 

 

 

 

3.Потенциальный

 

Ученик осознает правило  контроля, но затрудняется од-

 

 

 

контроль на уровне

 

новременно выполнять учебные действия и контролировать их;

 

 

 

произвольного

 

исправляет и объясняет ошибки

 

 

 

 

внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Актуальный

 

При выполнении действия ученик ориентируется на правило

 

 

 

контроль на уровне

 

контроля и успешно использует его в процессе решения задач,

 

 

 

произвольного

 

почти не допуская ошибок

 

 

 

 

внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Потенциальный

 

Решая новую задачу,

ученик  применяет старый неадекватный

 

 

 

рефлексивный

 

способ,   с помощью учителя обнаруживает это и пытается

 

 

 

контроль.

 

внести коррективы.

 

 

 

 

 

6. Актуальный

 

Самостоятельно обнаруживает

ошибки, вызванные  не-

 

 

 

рефлексивный

 

соответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и

 

 

 

контроль.

 

вносит коррективы

 

 

 

 

Оценка

1. Отсутствие оценки

Выделение и осознание

Ученик не умеет, не пытается  и

не испытывает потребности

 

 

учебной

 

учащимся того, что

оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе

 

 

деятель-

 

уже усвоено и что еще нужно

учителя

 

 

 

 

ности

 

усвоить, осознание качества и

 

 

 

 

 

2. Адекватная

Умеет самостоятельно

оценить

свои действия и содержа-

________

 

 

ретроспективна

уровня усвоения.

тельно обосновать правильность или ошибочность результата,

 

 

 

оценка

Включает следующие компо-

соотнося его со схемой действия

 

 

 

 

 

ненты: объект оценки,

 

 

 

 

 

 

3. Неадекватная

Решая новую  задачу, пытается оценить свои  возможности,

 

 

 

критерий оценки, сравнение

 

 

 

прогностическая

однако учитывает лишь факт — знает он ее или нет, а не воз-

 

 

 

объекта оценки с критерием

 

 

 

оценка

можность изменения известных ему способов действия

 

 

 

оценки, отображение в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Потенциально

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя

 

 

 

знаково-символической

 

 

 

адекватная

оценить свои возможности для ее решения, для ее решения ,

 

 

 

форме результата

 

 

 

прогностическая

учитывая изменения известных ему способов действий.

 

 

 

оценивания. Оценка

 

 

 

оценка

 

 

 

 

 

 

выполняет функцию

 

 

 

 

 

 

5. Потенциальный

Решая новую задачу,

ученик  применяет старый неадекватный

 

 

 

предоставления сведений

 

 

 

рефлексивный

способ,   с помощью учителя обнаруживает это и пытается

 

 

 

учащемуся об успешности

 

 

 

контроль

внести коррективы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

4


 

 

6. Актуальный

его учебной деятельности.

 

Самостоятельно обнаруживает   ошибки, вызванные  не-

 

 

 

 

 

рефлексивный

 

 

соответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и

 

 

 

 

 

контроль

 

 

 

 

вносит коррективы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция

1.Нет коррекции.

Внесение необходимых

 

Обнаружение ошибок и отклонений, внесение

 

 

 

 

 

 

 

 

дополнений и корректив в

 

соответствующих исправлений.

 

______

 

 

 

2. Коррекция

план и способ действия в

 

 

 

 

 

 

 

 

запаздывающая, не

случае расхождения эталона,

 

 

 

 

 

 

 

 

всегда адекватная;

реального действия и его

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Коррекция иногда

результата

 

 

 

 

 

 

 

 

запаздывающая, но

 

 

 

 

 

 

 

 

 

адекватная.

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозиро-

 

___

Предвосхищение результата

 

 

___________

 

_______

 

вание

 

 

 

и уровня усвоения знаний,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

его временных характеристик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

 

КРИТЕРИЙ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ

ДИАГНОСТИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ

 

 

 

Анализ

 

1. Семантический анализ направлен на обеспечение

1.  Умение выбирать смысловые единицы

Построение

 

 

текста

 

содержания текста и предполагает выделение и осмысление:

текста и устанавливать отношения между

числового

 

 

задачи

 

— отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и

ними.

эквивалента

 

 

 

 

 

математических;

 

2.  Умение создавать структуры взаимосвязей

или

 

 

 

 

 

— грамматических конструкций («если... то», «после того,

смысловых единиц текста (выбор и

взаимнооднозначног

 

 

 

 

 

как...» и т. д.);

 

организация элементов информации).

о соответствия

 

 

 

 

 

— количественных характеристик объекта, задаваемых

3. Умение выделять обобщенные схемы типов

(Ж. Пиаже, А.

 

 

 

 

 

словами «каждого», «какого-нибудь» и т. д.;

 

отношений и действий между единица?

Шеминьска)

 

 

 

 

 

— восстановление предметной ситуации, описанной в задаче,

4. Умение выделять формальную структуру

 

 

 

 

 

 

путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с

задачи.

 

 

 

 

 

 

выделением только существенной для решения задачи ин-

5. Умение записывать решение задачи в виде

 

 

 

 

 

 

формации;

 

 

 

выражения.

 

 

 

 

 

 

— выделение обобщенного смысла задачи — о чем говорится

 

 

 

 

 

 

 

 

в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть

 

 

 

 

Логическ

 

 

найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т. д.). 2. 2.

 

 

 

 

ие

 

 

 

Логический анализ предполагает:

 

 

 

 

 

 

 

— умение заменять термины их определениями;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— умение выводить следствия из имеющихся

 

 

 

 

 

 

 

 

в условии задачи данных (понятия, процессы,

 

 

 

 

 

 


5


явления).

 

3.  Математический анализ включает анализ условия и требования задачи.

 

Анализ условия направлен на выделение:

• объектов (предметов, процессов):

— рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей,

— рассмотрение количества объектов и их частей;

• величин, характеризующих каждый объект;

• характеристик величин:

— однородные, разнородные,

— числовые значения (данные),

— известные и неизвестные данные,

 

— изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются,

— отношения между известными данными величин.

 

Анализ требования:

 

— выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта (ов)

 

Перевод

1.

Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным

Умение выражать смысл

текста на

смысловым единицам.

ситуации различными средствами (рисунки,

язык

2.

Выбрать знаково-символические средства для построения

символ, схемы, знаки).

математик

модели.

2. Умение выражать структуру

и с

3.

Последовательно перевести каждую смысловую единицу и

задачи разными средствами

помощью

структуру их отношений в целом на знаково-символический

 

вербальны

язык

 

х и

 

 

 

невербаль

 

 

 

ных

 

 

 

средств

 

 

 

Установле

Установление отношений между:

 

ние

данными условия;

 

отношени

данными требования (вопроса);

 

й между

— данными условия и требованиями задачи

 

данными

 

 

 

и

 

 

 

вопросом

 

 

 

Составлен

1. Определить способ решения задачи.

 

ие плана

2. Выделить содержание способа решения.

 

решения

3. Определить последовательность действий

 

Осуществ

1.

Выполнение действий.

Умение выполнять операции со знаками и


 

6


 

 

ление

2.   Запись решения задачи.

символами, которыми   были обозначены

 

 

 

 

плана

Запись решения задачи может осуществляться в виде

элементы задачи и отношения между ними

 

 

 

 

решения

последовательных конкретных действий

 

 

 

 

 

 

 

(с пояснениями и без)  и в виде выражения (развернутого

 

 

 

 

 

 

 

или сокращенного)

 

 

 

 

 

 

Проверка

1. Составление и решение задачи, обратной данной.

1.

Умение составлять задачу, обратную

 

 

 

 

и оценка

2. Установление рациональности способа:

данной, и на основании ее решения делать

 

 

 

 

решения

- выделение всех способов решения задачи;

вывод о правильности решения исходной

 

 

 

 

задачи

- сопоставление этих способов по количеству действий, по

задачи.

 

 

 

 

 

сложности вычислений;

2.

Умение выбирать, сопоставлять и

 

 

 

 

 

- выбор оптимального способа.

обосновывать способы решения.

 

 

 

 

 

 

3.

Умение проводить анализ способов решения

 

 

 

 

 

 

с точки зрения их рациональности и

 

 

 

 

 

 

экономичности.

 

 

 

 

 

 

4.

Умение выбирать обобщенные стратегии

 

 

 

 

 

 

решения задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие знаково-символических (знаково-символические

1.

предварительный анализ текста задачи,

Методика

 

Моделирование

 

средства: цифры, буквы, схемы и др.) учебных действий,

2.

перевод текста на знаково-символический

«Кодирование» (11-

 

 

которые являются способом отделения содержания от формы.

язык (вещи или графики),

й субтеста

 

 

 

3.

построение модели,

Д.Векслера в версии

 

 

 

4.

работа с моделью,

А.Ю.Панасюка).

 

 

 

5.

соотнесение результатов, полученных на

Методика

 

 

 

модели, с реальностью (текстом).

«Нахождение схем к

 

 

 

 

 

задачам» (по А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рябинкиной)

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ

 

ВИДЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ВОЗНИКАЮЩИЕ

 

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ,

ДЕЙСТВИЙ

ДЕЙСТВИЙ

ПРОБЛЕМЫ

 

КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ

ДИАГНОСТИКА

Взаимодей-

Коммуникативно-

Эгоцентрическая позиция в

1. Строить понятные для партнера высказывания, т.е.

Задание «Левая и правая

ствие

речевые действия,

межличностных

владеть вербальными и невербальными средствами

стороны» (Ж.Пиаже)

 

направленные на учет

отношениях.

общения.

Методика «Кто прав?»

 

позиции собеседника

 

2.

Понимать относительность оценок, выборов,

(методика Г.А.Цукерман

 

(интеллектуальный

 

совершаемые людьми.

и др.)

 

аспект

 

3.

Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

 

 

коммуникации)

 

4.

Уметь задавать вопросы.

 

 

 

 

5.

Умение слушать собеседника.

 

 


 

7


 

 

 

6.

Уметь позитивно относиться к процессу общения.

 

 

 

 

 

 

 

Кооперация

1. Согласованность

1. Покорность (подчинение),

1.

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.

Задание «Рукавички»

 

усилий по

без внутреннего согласия

2.

Иметь навык конструктивного общения,

(методика Г.А.Цукерман

 

достижению общей

авторитету партнера.

взаимопонимания.

и др.)

 

цели.

2. Ярко выраженные

3.

Уметь дружить, уступать, убеждать.

 

 

2. Осуществление

индивидуалистические

4.

Уметь планировать общие способы работы

 

 

совместной

тенденции (упрямая

 

 

 

 

деятельности.

настойчивость на своем

 

 

 

 

 

мнении).

 

 

 

Интериориза

Речевые действия,

1. Отрыв речи от реальной

1.

Способность строить понятные для собеседника

Задание «Дорога к дому»

ция

служащие средством

деятельности.

высказывания.

(модифицированный

 

коммуникации

2. Преждевременный отрыв

2.

Умение с помощью вопросов получать необходимые

вариант)

 

(передачи

речи от ее исходной

сведения от партнера по деятельности.

 

 

информации другим

коммуникативной функции

3.

Рефлексия своих действий (полное отображение

 

 

людям), способствуют

(совместная работа).

предметного содержания и условий осуществляемых

 

 

осознанию и

 

действий).

 

 

усвоению

 

 

 

 

 

отображаемого

 

 

 

 

 

содержания.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8