Тема: Виды почв. Песчаная, глинистая. Различия песчаных и глинистых почв.
Цели урока:
Формировать знания учащихся о разнообразии почв.
Задачи:
Расширить представления учащихся о видах почвы.
Формирование образов разнообразия почв .
Развитие образного мышления.
Корригировать связную речь.
Оборудование: ИКТ
Словарная работа: почва, черноземная почва, глинистая почва, песчаная почва .
Ход урока
1. Организационный момент.
а) рапорт дежурного
б) пальчиковая гимнастика, упражнение на внимание
2. Повторение.
1. Что такое рельеф?
2. Как образуется овраг?
3. Почему надо бороться с оврагами?
Физминутка. «Ветер»
Осторожно ветер
За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево.)
Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте.)
Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте.)
Покачал тихонько (Руки вверх и махи руками вправо-влево.)
Ветками черемух,
Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте.)
И, расправив гордо
Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте.)
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в локтях, махи руками в стороны.)
Новая тема:
Ребята берег реки состоит из разных слоёв земли. Самый верхний слой тёмный и рыхлый.
В верхнем слое земли находятся остатки засохшей травы, листьев и умерших животных. Они постепенно гниют и превращаются в перегной. Тёмный перегной перемешивается с разрушенной горной породой (частицами песка и глины) и образует почву. Рыхлая почва богата перегноем (питательными веществами для растений), хорошо пропускает воду и воздух. На такой плодородной почве хорошо развиваются растения.
Почва - это верхний рыхлый плодородный слой земли. на котором растут растения.
Под слоем почвы находится более светлый слой земли, в котором больше песка, чем перегноя. Этот светло-желтый слой песка почти неплодороден. Ниже находится плотный слой глины. Иногда этот слой имеет серый или белый оттенок. А ещё глубже находятся камни различной величины и формы. Среди камней встречаются различные виды известняков.
Свойства почвы зависят от её состава. Почва, богатая перегноем, называется чернозёмной. Почва, содержащая много глины, называется глинистой,
Песчаная почва рыхлая, хорошо пропускает воду, содержит достаточно воздуха. Почва, содержащая много песка, называется песчаной.
Через песчаную почву вода проходит очень быстро. Она в ней не задерживается. Эта почва хорошо поглощает воду, но плохо удерживает её. Песчаные почвы бедны перегноем и поэтому малоплодородные.
Глинистая почва плохо поглощает воду и хорошо её удерживает.
В глинистых почвах мало перегноя почвы тяжёлые и плотные. В них долго застаивается вода. Весной, после таяния снега, глинистая почва плохо
просыхает и прогревается солнцем.
Медленнее протекает вода через чернозёмную почву.
Чернозёмная почва хорошо поглощает воду и хорошо её удерживает
Лучшими почвами являются чернозёмные. В них много перегноя, а значит, и минеральных солей, необходимых для питания растений.
На них выращивают высокие урожаи сельскохозяйственных культур: пшеницы, хлопчатника, картофеля, сахарной свёклы и т. д.
1. Физические свойства почвы.
Влажность почвы определяется в полевой обстановке прямыми наблюдениями.
Плотность (твердость) почвы имеет большое значение для продвижения в ней организмов. Определяется по следующим признакам:
Пластичность (скатываемость) почвы имеет значение для живых организмов при прокладывании и заделке нор. Она определяется на ощупь следующим образом: кусочек почвы сильно увлажняют (почти до состояния текучести), затем между ладонями раскатывают в наиболее тонкую «колбаску». Легкие почвы скатываются только в виде шарика. Чем тяжелее почва, тем легче она скатывается.
2. Механический состав почвы.
Механический состав почвы определяет ее термический режим. Глинистые и суглинистые почвы характеризуются большой теплоемкостью, что влияет, в свою очередь, на влажность.
Выделяют следующие механические различия почв:
Пальчиковая гимнастика
Работа в тетрадях. Открыли тетради взяли в руки ручки записали число тему урока.
Закрепление
1. Что такое почва?
2. Какие бывают почвы?
3. Чем черноземная почва отличается от песчаной и глинистой?
4. От чего зависит плодородие почвы?
5. Какая почва считается плодородной?
V. Итог:
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам больше запомнилось?
VI. Домашнее задание I – II уровень, по тетради, дети - III – IV уровня стр. 126 параграф 51.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.