Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл—11 кл
29.03.2018
Цели урока: дать краткий обзор жизни и творчества писателя; раскрыть проблемы, поставленные в романе; заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева; вырабатывать умение вести дискуссию.
Оборудование урока: портрет и выставка книг писателя, фотографии.
Предварительное задание: подготовка индивидуальных заданий (сообщение, выразительное чтение отрывков).
Ход урока
Вступительное слово учителя
Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без печалей и радостей не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно, накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности – на его произведения. Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы второй половины XX века, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его судьбой.
Виктор Петрович Астафьев и его роман.doc
Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный
детектив". 10–11-е классы
Цели урока: дать краткий обзор жизни и творчества писателя; раскрыть проблемы, поставленные в романе;
заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева; вырабатывать умение вести дискуссию.
Оборудование урока: портрет и выставка книг писателя, фотографии.
Предварительное задание: подготовка индивидуальных заданий (сообщение, выразительное чтение отрывков).
Вступительное слово учителя
Ход урока
Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных
трудностей, без опыта, без печалей и радостей не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и
жил человек, несомненно, накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности – на
его произведения. Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы второй
половины XX века, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его судьбой.
Сообщение учащегося
Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в ночь на второе мая 1924
года. Он рано лишился матери (она утонула в Енисее), воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в
детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал…Мальчик оказался сиротой при живом отце, который после
гибели жены вскоре завел другую семью и о сыне не заботился. Годы детства и отрочества Астафьева были
схожи с судьбами его сверстников. Душу спасали книги, которые подросток читал запоем. Об этом писатель
расскажет в повестях “Кража” и “Последний поклон”.
Незадолго до Великой Отечественной войны он окончит школу ФЗО, будет работать на железнодорожной
станции, а осенью 1942 года уйдёт на фронт. Трижды раненный, контуженный, он всё же выживет, создаст
семью. О тяжёлых послевоенных годах он расскажет в повести “Весёлый солдат”. В эти тяжёлые годы
В.П.Астафьев с семьёй живёт на Урале – там легче было найти работу.
Свой первый рассказ он написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Рассказ о судьбе связиста
Моти Савинцева похвалили и напечатали в газете “Чусовской рабочий”. Произошло это в 1951 году. И с этого
момента всю свою жизнь В.П.Астафьев посвятил писательскому труду, о котором он скажет так: “Писательский
труд – беспрестанный поиск, сложный, изнуряющий, доводящий порой до отчаяния. Лишь посредственности,
привыкшей пользоваться “вторичным сырьём”, живётся легко и вольготно. Я же автор рассказов, повестей,
среди которых есть и получившие признание читателей, переведённые на многие языки, всякий раз со страхом
приступаю к новой вещи, потом уж “разгоняюсь, вхожу” в неё, пока не закончу, никакого покоя не знаю”.
Такое отношение к своему труду свидетельствует о высокой ответственности.
Учитель
Проза Виктора Астафьева развивалась на классических традициях русской литературы Л.Н.Толстого,
Ф.М.Достоевского. Философское осмысление жизни, роль человека на земле, любовь к родине и родному дому,
добро и зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным представителям – детям, женщинам, старикам,
зверью, природе, роль семьи – вот те далеко не все нравственные вопросы, которые Виктор Астафьев решает в
своих произведениях.
У поэта Н.Новикова есть такие стихи:
Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Всё равно не вернётся обратно.
Эта истина очень проста, И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад
Невозможно…
Да, невозможно вернуть бездумно погубленную природу – дом человека. Она отплатит опустошением души.
Виктор Астафьев прекрасно это осознаёт и желает предупредить о надвигающейся катастрофе. Это желание –
боль писателя, его тоска и горькая тревога. Послушайте отрывок из заключительной главы “Нет мне ответа”
романа “Царьрыба”.
Выступление ученика
“Мана! Я поискал глазами рыжий гребешок Манского быка. Нету! Гидростроители смахнули. И сама красавица
река ощетинена торосами сплавленного леса. Через Ману проложен мост. Когда в устье реки бурили грунт под
опоры, на восемнадцатиметровой глубине попадалась в пробы древесина. Утопленный и зарытый лес, всё
больше лиственница – она в воде почти не гниёт. Может, потомки благодарить ещё нас будут за хотя бы таким
вот хитрым образом сделанные для них запасы древесины?
Прощай, Мана! И прости нас! Мы истязали не только природу, но и себя, и не всегда по дурости, больше по
нужде…
Переменилась моя родная Сибирь. Всё течёт, всё изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так
есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами;
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время молчать и время говорить.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.
Учитель
Каждое время рождает свои вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами и
отвечать на них должны мы сегодня для того, чтобы сохранилась жизнь. Об этом говорится и в романе
“Печальный детектив”.
Сообщение ученика
“Печальный детектив” был опубликован в 1ом номере журнала “Октябрь” за 1986 год. Атмосфера тех лет – это
начало перестройки. Власть взяла курс на гласность во всех сферах общественной жизни. Во многих
произведениях было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих
лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Перед читателем раскрывались неприглядные
картины современного быта и духовное обнищание человека. Такой материал обусловил и жанр “Печального
детектива” вариант публицистического обличительного дневника. Именно в публицистике 80х годов 20 века
ярко проявились приметы новой литературнообщественной ситуации. Разве можно считать случайным то
обстоятельство, что стилистика романа Астафьева “Печальный детектив” перекликается с принципами письма
писателейшестидесятников 19го века, которые провозгласили своей целью и назначением литературы
воспитание в человеке свободы, ответственности и сознательности. Вот почему роман “Печальный детектив”
требует вдумчивого чтения и глубокого осмысления.
Аналитическая беседа
Попробуйте передать эмоциональное восприятие этого произведения. Какие чувства у вас возникли?
(Чувство тяжести, подавленности изза вереницы бессмысленно жестоких поступков, изза того, что попирается
человеческое достоинство).
Как Вы понимаете название романа, почему это печальный детектив? С чем связана печаль автора? (С тем, что разрушаются жизни дорогих ему людей, умирают деревни, что жизнь в городе и в деревне
ограниченная и замкнутая. Печально оттого, что рушатся устои, на которых извечно держалась доброта
человека).
Во многих произведениях Астафьева герои выражают его эстетический идеал и нравственную позицию?
Есть ли такие герои в романе “Печальный детектив”?
(Да, прежде всего это Леонид Сошнин, бывший оперуполномоченный милиции. Горестное его повествование о
собственных злоключениях и бедах окружающей среды подтверждает емкую значимость заглавия романа.
Леонид Сошнин – человек неравнодушный, честный, принципиальный, бескорыстный. Он противостоит злу по
совести, а не по службе.
Учащиеся отмечают и таких героев, как тетя Граня, тётя Лина, Маркел Тихонович, Паша Силакова. Приводя
примеры из текста, делают выводы, что эти герои для Астафьева – идеал человека, отмечают, что тётя Граня –
идеал доброты и сострадания. Скольким детишкам заменила она мать, привила любовь к труду, честности,
доброте. А ведь сама жила очень скромно, без достатка. Да и детей своих не имела, но от её доброты рождалась
только доброта. Когда жестокие люди обидели тётю Граню, а она их простила, Леонид Сошнин мучился болью от
несправедливости совершённого. Ему хотелось всякий раз бежать за тётей Граней и кричать на весь народ,
чтобы она его простила “и всех нас”).
В наше сложное время тоже много сирот и детских домов. Правильно ли поступают те люди, которые
помогают детским домам, берут на воспитание детей? Это могут сделать только люди с достатком?
(Отвечая на этот злободневный вопрос, ребята приводят примеры из своих жизненных наблюдений
(беспризорники, состояние детских домов, продажа детей за границу и т.п.). Решая непростой вопрос, они,
естественно, мыслят позитивно, понимая, что дело не в материальном положении тех людей, кто хочет отдать
теплоту своего сердца ребёнку. Смогут ли они когданибудь поступить так? Ответа однозначного нет. Но
разговор, который состоялся, это зёрнышко добра, брошенного в их души).
Почему, ценя доброту и великодушие тёти Грани, автор утверждает: “Вольно…удобно живётся
преступнику среди такого добросердечного народа”?
(Пожалуй, это один из самых сложных вопросов в романе. Это попытка и писателя, и читателей осмыслить с
беспощадной правдой русскую душу. Становится горько оттого, что доброта перерастает во всепрощенчество.
Многие критики упрекали Астафьева в том, что он неуважительно отзывается о русском характере, что
всепрощенчество идёт от широты души русского человека. Но это не так. Устами своего героя Леонида Сошнина
писатель говорит, что загадку души мы придумали сами и что всепрощенчество идёт от неумения уважать себя.
Писатель прав, утверждая, что нельзя праздновать Пасху, не пережив поста. Трезвость авторского взгляда не
умаляет сострадания к тем, кто по своей и по нашей вине оказался на краю пропасти. В романе остро поставлена
проблема деформации добра и зла. В.П.Астафьев ценит добросердечие, душевную чуткость, готовность
защищать слабого, утверждает, что нужно оказывать активное противостояние злу).
Но как сделать так, чтобы не было возможности зреть человеческому злу?
( Эта мысль очень важна для писателя. Отвечая на этот вопрос, учащиеся отмечают, что, в основе
взаимоотношений людей должны быть любовь, доброта, уважение, а совесть будет напоминать об
ответственности за всех живущих рядом. Человек, умеющий предотвратить зло добротой, вот идеал писателя).
Астафьев писал: “Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети
счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это ещё и мука наша! Дети – это наш суд на
миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – всё наголо видать”. Как вы
понимаете слова писателя? Можно ли сказать, что тема семьи в романе тоже одна из главных?
(В результате рассуждений приходим к мысли о том, что писатель с большой горестью рассказывает о случаях
семейного разлада, ущербности человеческих отношений. Он обращает наше читательское внимание на то, как
воспитывают и чему учат в семье, на “дух” семьи).
Как воспитывают своих детей Октябрина Сыроквасова, алкоголичка Урна, тёща Леонида Сошнина, жена
Сошнина, как воспитывают Юльку мать и бабка Тутыщиха? (Учащиеся рассказывают эпизоды из романа, анализируют их и приходят к мысли, что Астафьев пишет об
опасном типе женщин, стремящихся уподобиться мужчинам. Отвратительна Октябрина Сыроквасова,
деятельница от культурного фронта, которая считает, что только она способна выбирать, чьи произведения
печатать, а чьи нет. Отвратительна алкоголичка Урна. Она, к сожалению, явление нашей действительности.
Женщинапьяница страшнее мужчины. Отвратительны и те, кто заменяют духовное воспитание материальным
благополучием).
Слушая ваши ответы, хочу заметить, что В.П.Астафьев во многих своих произведениях говорит о
женщинематери с особой чуткостью. Оставшись сиротой, он с собой любовью пронёс через всю жизнь
её светлый образ. В своей автобиографической статье “Сопричастный всему живому…” писатель
призывает и нас, читателей, бережно относиться к женщине, к матери. О матери он напишет прекрасную
повесть “Последний поклон”.
Выступление ученика (отрывок из статьи В.П.Астафьева “Сопричастный всему живому…”)
“…Иногда я плакал от умиления, охватившего меня, неосознанно сожалея, что нет моей мамы и не видит она
всего этого мира живого и не может радоваться ему вместе со мной.
Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями,
победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые помогают глубже чувствовать доброту. И
лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь и особенно остро
не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и наступает то
успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю.
Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не
может. Это говорит вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать”.
Почему в конце романа В.П.Астафьев написал с заглавной буквы только два слова “Земля и Семья”?
(О семье в романе говорится как о фундаменте не только государства, но и цивилизации. Эти два семейных дома
нельзя разрушать. Если разрушить семью, разрушится дом Земля, и тогда человек погибнет. Мир семьи и мир
природы всегда пребывают в вечном, неразрывном, хотя и противоречивом единстве, нарушение которого грозит
вырождением и гибелью).
Эту мысль Астафьев разовьёт в своём романе “Царьрыба”, с которого мы начали разговор о творчестве
писателя. Таким образом, Виктор Петрович Астафьев помогает нам задуматься над многими нравственными
проблемами, а главное, он говорит о бездуховности не в смысле отсутствия культурных интересов (хотя и об
этом), а в смысле отсутствия ответственности, когда человек забывает спросить с самого себя и перекладывает
ответственность на всех: школу, коллектив, государство.
Домашнее задание по выбору
Сочинение на тему “Тема семьи в романе В.П.Астафьева “Печальный детектив”.
Сочинение на тему “Как раскрывается тема добра и зла в романе В.П.Астафьева “Печальный детектив”?”
Сочинение на тему “Какие переклички с русской классикой вы заметили в романе “Печальный
детектив”?”
Прочитать одно из названных произведений Астафьева и дать краткий отзыв о нём.
Литература
1. Астафьев В.П. Повести. Рассказы. М.: Дрофа, 2002 (Библиотека отечественной классической
художественной литературы).
2. Астафьев В.П. “Сопричастный ко всему живому…” // Литература в школе. 1987, №2 .
3. Русская литература 20 века. 11 класс, в двух ч. Под редакцией В.В.Агеносова. М,: Дрофа, 2006.
4. Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины 20 века. М., 2004.
5. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М.: Высшая школа, 1988.
6. Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. М.: Вако,
2004.
7. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс: Книга для учителя.
М.: Сфера, 2006.
Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы
Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы
Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы
Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы
Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.