Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы
Оценка 4.9

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл—11 кл
29.03.2018
Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы
Цели урока: дать краткий обзор жизни и творчества писателя; раскрыть проблемы, поставленные в романе; заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева; вырабатывать умение вести дискуссию. Оборудование урока: портрет и выставка книг писателя, фотографии. Предварительное задание: подготовка индивидуальных заданий (сообщение, выразительное чтение отрывков). Ход урока Вступительное слово учителя Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без печалей и радостей не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно, накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности – на его произведения. Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы второй половины XX века, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его судьбой.
Виктор Петрович Астафьев и его роман.doc
Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы Цели урока: дать краткий обзор жизни и творчества писателя; раскрыть проблемы, поставленные в романе;  заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева; вырабатывать умение вести дискуссию. Оборудование урока: портрет и выставка книг писателя, фотографии. Предварительное задание: подготовка индивидуальных заданий (сообщение, выразительное чтение отрывков). Вступительное слово учителя Ход урока Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без печалей и радостей не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и  жил человек, несомненно, накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности – на его произведения. Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы второй  половины XX века, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его судьбой. Сообщение учащегося Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в ночь на второе мая 1924  года. Он рано лишился матери (она утонула в Енисее), воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в  детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал…Мальчик оказался сиротой при живом отце, который после  гибели жены вскоре завел другую семью и о сыне не заботился. Годы детства и отрочества Астафьева были  схожи с судьбами его сверстников. Душу спасали книги, которые подросток читал запоем. Об этом писатель  расскажет в повестях “Кража” и “Последний поклон”. Незадолго до Великой Отечественной войны он окончит школу ФЗО, будет работать на железнодорожной  станции, а осенью 1942 года уйдёт на фронт. Трижды раненный, контуженный, он всё же выживет, создаст  семью. О тяжёлых послевоенных годах он расскажет в повести “Весёлый солдат”. В эти тяжёлые годы  В.П.Астафьев с семьёй живёт на Урале – там легче было найти работу. Свой первый рассказ он написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Рассказ о судьбе связиста  Моти Савинцева похвалили и напечатали в газете “Чусовской рабочий”. Произошло это в 1951 году. И с этого  момента всю свою жизнь В.П.Астафьев посвятил писательскому труду, о котором он скажет так: “Писательский  труд – беспрестанный поиск, сложный, изнуряющий, доводящий порой до отчаяния. Лишь посредственности,  привыкшей пользоваться “вторичным сырьём”, ­ живётся легко и вольготно. Я же автор рассказов, повестей,  среди которых есть и получившие признание читателей, переведённые на многие языки, всякий раз со страхом  приступаю к новой вещи, потом уж “разгоняюсь, вхожу” в неё, пока не закончу, ­ никакого покоя не знаю”. Такое отношение к своему труду свидетельствует о высокой ответственности. Учитель Проза Виктора Астафьева развивалась на классических традициях русской литературы Л.Н.Толстого,  Ф.М.Достоевского. Философское осмысление жизни, роль человека на земле, любовь к родине и родному дому,  добро и зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным представителям – детям, женщинам, старикам,  зверью, природе, роль семьи – вот те далеко не все нравственные вопросы, которые Виктор Астафьев решает в  своих произведениях. У поэта Н.Новикова есть такие стихи: Никогда ничего не вернуть, Как на солнце не вытравить пятна, И, в обратный отправившись путь, Всё равно не вернётся обратно. Эта истина очень проста, И она, точно смерть, непреложна, Можно в те же вернуться места, Но вернуться назад Невозможно… Да, невозможно вернуть бездумно погубленную природу – дом человека. Она отплатит опустошением души.  Виктор Астафьев прекрасно это осознаёт и желает предупредить о надвигающейся катастрофе. Это желание – боль писателя, его тоска и горькая тревога. Послушайте отрывок из заключительной главы “Нет мне ответа”  романа “Царь­рыба”. Выступление ученика “Мана! Я поискал глазами рыжий гребешок Манского быка. Нету! Гидростроители смахнули. И сама красавица  река ощетинена торосами сплавленного леса. Через Ману проложен мост. Когда в устье реки бурили грунт под  опоры, на восемнадцатиметровой глубине попадалась в пробы древесина. Утопленный и зарытый лес, всё  больше лиственница – она в воде почти не гниёт. Может, потомки благодарить ещё нас будут за хотя бы таким  вот хитрым образом сделанные для них запасы древесины? Прощай, Мана! И прости нас! Мы истязали не только природу, но и себя, и не всегда по дурости, больше по  нужде… Переменилась моя родная Сибирь. Всё течёт, всё изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так  есть. Так будет. Всему свой час и время всякому делу под небесами; Время родиться и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное; Время убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться; Время разбрасывать камни и время собирать камни; Время молчать и время говорить. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”. Учитель Каждое время рождает свои вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами и  отвечать на них должны мы сегодня для того, чтобы сохранилась жизнь. Об этом говорится и в романе  “Печальный детектив”. Сообщение ученика “Печальный детектив” был опубликован в 1­ом номере журнала “Октябрь” за 1986 год. Атмосфера тех лет – это  начало перестройки. Власть взяла курс на гласность во всех сферах общественной жизни. Во многих  произведениях было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Перед читателем раскрывались неприглядные  картины современного быта и духовное обнищание человека. Такой материал обусловил и жанр “Печального  детектива” ­ вариант публицистического обличительного дневника. Именно в публицистике 80­х годов 20 века  ярко проявились приметы новой литературно­общественной ситуации. Разве можно считать случайным то  обстоятельство, что стилистика романа Астафьева “Печальный детектив” перекликается с принципами письма  писателей­шестидесятников 19­го века, которые провозгласили своей целью и назначением литературы  воспитание в человеке свободы, ответственности и сознательности. Вот почему роман “Печальный детектив”  требует вдумчивого чтения и глубокого осмысления. Аналитическая беседа  Попробуйте передать эмоциональное восприятие этого произведения. Какие чувства у вас возникли? (Чувство тяжести, подавленности из­за вереницы бессмысленно жестоких поступков, из­за того, что попирается  человеческое достоинство).  Как Вы понимаете название романа, почему это печальный детектив? С чем связана печаль автора? (С тем, что разрушаются жизни дорогих ему людей, умирают деревни, что жизнь в городе и в деревне  ограниченная и замкнутая. Печально оттого, что рушатся устои, на которых извечно держалась доброта  человека).  Во многих произведениях Астафьева герои выражают его эстетический идеал и нравственную позицию? Есть ли такие герои в романе “Печальный детектив”? (Да, прежде всего это Леонид Сошнин, бывший оперуполномоченный милиции. Горестное его повествование о  собственных злоключениях и бедах окружающей среды подтверждает емкую значимость заглавия романа.  Леонид Сошнин – человек неравнодушный, честный, принципиальный, бескорыстный. Он противостоит злу по  совести, а не по службе. Учащиеся отмечают и таких героев, как тетя Граня, тётя Лина, Маркел Тихонович, Паша Силакова. Приводя  примеры из текста, делают выводы, что эти герои для Астафьева – идеал человека, отмечают, что тётя Граня –  идеал доброты и сострадания. Скольким детишкам заменила она мать, привила любовь к труду, честности,  доброте. А ведь сама жила очень скромно, без достатка. Да и детей своих не имела, но от её доброты рождалась только доброта. Когда жестокие люди обидели тётю Граню, а она их простила, Леонид Сошнин мучился болью от  несправедливости совершённого. Ему хотелось всякий раз бежать за тётей Граней и кричать на весь народ,  чтобы она его простила “и всех нас”).  В наше сложное время тоже много сирот и детских домов. Правильно ли поступают те люди, которые  помогают детским домам, берут на воспитание детей? Это могут сделать только люди с достатком? (Отвечая на этот злободневный вопрос, ребята приводят примеры из своих жизненных наблюдений  (беспризорники, состояние детских домов, продажа детей за границу и т.п.). Решая непростой вопрос, они,  естественно, мыслят позитивно, понимая, что дело не в материальном положении тех людей, кто хочет отдать  теплоту своего сердца ребёнку. Смогут ли они когда­нибудь поступить так? Ответа однозначного нет. Но  разговор, который состоялся, ­ это зёрнышко добра, брошенного в их души).  Почему, ценя доброту и великодушие тёти Грани, автор утверждает: “Вольно…удобно живётся  преступнику среди такого добросердечного народа”? (Пожалуй, это один из самых сложных вопросов в романе. Это попытка и писателя, и читателей осмыслить с  беспощадной правдой русскую душу. Становится горько оттого, что доброта перерастает во всепрощенчество.  Многие критики упрекали Астафьева в том, что он неуважительно отзывается о русском характере, что  всепрощенчество идёт от широты души русского человека. Но это не так. Устами своего героя Леонида Сошнина  писатель говорит, что загадку души мы придумали сами и что всепрощенчество идёт от неумения уважать себя.  Писатель прав, утверждая, что нельзя праздновать Пасху, не пережив поста. Трезвость авторского взгляда не  умаляет сострадания к тем, кто по своей и по нашей вине оказался на краю пропасти. В романе остро поставлена  проблема деформации добра и зла. В.П.Астафьев ценит добросердечие, душевную чуткость, готовность  защищать слабого, утверждает, что нужно оказывать активное противостояние злу).  Но как сделать так, чтобы не было возможности зреть человеческому злу? ( Эта мысль очень важна для писателя. Отвечая на этот вопрос, учащиеся отмечают, что, в основе  взаимоотношений людей должны быть любовь, доброта, уважение, а совесть будет напоминать об  ответственности за всех живущих рядом. Человек, умеющий предотвратить зло добротой, ­ вот идеал писателя).  Астафьев писал: “Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети ­  счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это ещё и мука наша! Дети – это наш суд на  миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – всё наголо видать”. Как вы  понимаете слова писателя? Можно ли сказать, что тема семьи в романе тоже одна из главных? (В результате рассуждений приходим к мысли о том, что писатель с большой горестью рассказывает о случаях  семейного разлада, ущербности человеческих отношений. Он обращает наше читательское внимание на то, как  воспитывают и чему учат в семье, на “дух” семьи).  Как воспитывают своих детей Октябрина Сыроквасова, алкоголичка Урна, тёща Леонида Сошнина, жена  Сошнина, как воспитывают Юльку мать и бабка Тутыщиха? (Учащиеся рассказывают эпизоды из романа, анализируют их и приходят к мысли, что Астафьев пишет об  опасном типе женщин, стремящихся уподобиться мужчинам. Отвратительна Октябрина Сыроквасова,  деятельница от культурного фронта, которая считает, что только она способна выбирать, чьи произведения  печатать, а чьи нет. Отвратительна алкоголичка Урна. Она, к сожалению, явление нашей действительности.  Женщина­пьяница страшнее мужчины. Отвратительны и те, кто заменяют духовное воспитание материальным  благополучием).  Слушая ваши ответы, хочу заметить, что В.П.Астафьев во многих своих произведениях говорит о  женщине­матери с особой чуткостью. Оставшись сиротой, он с собой любовью пронёс через всю жизнь  её светлый образ. В своей автобиографической статье “Сопричастный всему живому…” писатель  призывает и нас, читателей, бережно относиться к женщине, к матери. О матери он напишет прекрасную повесть “Последний поклон”. Выступление ученика (отрывок из статьи В.П.Астафьева “Сопричастный всему живому…”) “…Иногда я плакал от умиления, охватившего меня, неосознанно сожалея, что нет моей мамы и не видит она  всего этого мира живого и не может радоваться ему вместе со мной. Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями,  победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые помогают глубже чувствовать доброту. И  лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь и особенно остро  не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и наступает то  успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю. Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не  может. Это говорит вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать”. ­ Почему в конце романа В.П.Астафьев написал с заглавной буквы только два слова “Земля и Семья”? (О семье в романе говорится как о фундаменте не только государства, но и цивилизации. Эти два семейных дома нельзя разрушать. Если разрушить семью, разрушится дом Земля, и тогда человек погибнет. Мир семьи и мир  природы всегда пребывают в вечном, неразрывном, хотя и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью). Эту мысль Астафьев разовьёт в своём романе “Царь­рыба”, с которого мы начали разговор о творчестве  писателя. Таким образом, Виктор Петрович Астафьев помогает нам задуматься над многими нравственными  проблемами, а главное, он говорит о бездуховности не в смысле отсутствия культурных интересов (хотя и об  этом), а в смысле отсутствия ответственности, когда человек забывает спросить с самого себя и перекладывает  ответственность на всех: школу, коллектив, государство. Домашнее задание по выбору  Сочинение на тему “Тема семьи в романе В.П.Астафьева “Печальный детектив”.  Сочинение на тему “Как раскрывается тема добра и зла в романе В.П.Астафьева “Печальный детектив”?”  Сочинение на тему “Какие переклички с русской классикой вы заметили в романе “Печальный  детектив”?”  Прочитать одно из названных произведений Астафьева и дать краткий отзыв о нём. Литература 1. Астафьев В.П. Повести. Рассказы. М.: Дрофа, 2002 (Библиотека отечественной классической  художественной литературы). 2. Астафьев В.П. “Сопричастный ко всему живому…” // Литература в школе. 1987, №2 . 3. Русская литература 20 века. 11 класс, в двух ч. Под редакцией В.В.Агеносова. М,: Дрофа, 2006. 4. Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины 20 века. М., 2004. 5. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М.: Высшая школа, 1988. 6. Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. М.: Вако, 2004. 7. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс: Книга для учителя.  М.: Сфера, 2006.

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы

Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018