викторина по изо "Весёлые художники"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 17.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

бланки работы для команд

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала викторина по ИЗО.doc
Конспект викторины по ИЗО  «ВЕСЁЛЫЕ ХУДОЖНИКИ» для учащихся 5­х  классов. Автор: Акулич Ритта Викторовна, учитель изо МБОУ СОШ №93 Барабинского района  Новосибирской области. Описание материала: предлагаю вам конспект игры – викторины по ИЗО «Весёлые  художники». Мероприятие предназначено для организации внеурочной деятельности в  рамках предметной недели по изобразительному искусству «В мире прекрасного».  Тематика мероприятия актуальна в свете реализации одного из направлений  воспитательной работы в школе ­ формирования у учащихся представлений об  эстетических идеалах и воспитания ценностного отношения к прекрасному.  Общая характеристика мероприятия Мероприятие представляет собой игру. Данная форма проведения мероприятия  выбрана не случайно. Игра ­ это признанный метод обучения и воспитания,  обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые  действуют в органическом единстве. Игра предназначена для учащихся 5­х классов и разработана с учетом  их  возрастных особенностей. В игре участвуют две команды данной параллели, имеющие  капитана, название и девиз. Промежуточные и окончательные итоги подводятся  гласно. Вопросы чередуются с творческими конкурсами, командная игра – с игрой со  зрителями.  Игра состоит из 12 этапов (конкурсов): 1. Приветствие 2. Разминка 3. «Изобразие» 4. «Народные промыслы» 5. «Украшение волшебной птицы» 6. «Расширяем кругозор» 7. Конкурс капитанов 8. «Найти 7 отличий» 9. «Пропавшие слова» 10.«Поддержи команду» 11.«Мыслитель и я». 12.Блиц – турнир Из них три конкурса – игры со зрителями и болельщиками, которые проводятся  во   время выполнения  командами творческих заданий.  Конкурс капитанов и конкурс«Найди отличия» так же проводятся параллельно.  Поэтому  игра  проходит  насыщенно, не затянуто, что помогает поддерживать интерес всех её участников.   Цель мероприятия: Развитие интереса к предмету изобразительное искусство.        Задачи:  Образовательные:   Выработать предметные  компетенции.  Повторить и обобщить ранее изученный  материал. Развивающие:  Развивать творческие способности учащихся.  Развивать коммуникативные способности и навыки групповой работы.  Развивать умение выступления перед аудиторией. Воспитательные:  Воспитывать ценностное отношение к прекрасному  Формирование эстетических идеалов.  Воспитывать чувства личной ответственности за общее дело. Оборудование:  выставка детских работ для оформления зала, 2 стола  для команд, стол и стулья для жюри.    Средства ИКТ: компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран.                                Форма использования – проецирование на экран. Смена слайдов осуществляется по  щелчку. Оборудование для конкурсов:  конкурс «Изобразие»  ­  лист формата А4  с овалом и волнистой линией (2 шт.),  маркеры (2 шт.);                                       конкурс «Украшение волшебной птицы»  ­ заготовки птиц, цветная бумага, клей,  маркеры. (2 шт.);                                                                                                                    конкурс Капитанов  ­  карточки­задания с анаграммами(2 шт.);   конкурс «Найдите 7 отличий» ­ лист формата А4 с изображениями (2 шт.);                 конкурс «Вставьте пропущенные слова» ­ текст с пропущенными словами. (2шт.);   конкурс болельщиков  карточка­задание «Дорисуй рисунок»( 2 шт);                             конкурс  «Мыслитель и я» ­  два стула.Форма проведения: командная игра­ викторина  Участники: команды учащихся 5­х классов по 5 человек от каждого класса,  их  болельщики ­ одноклассники,  классные руководители,  учитель ИЗО, члены жюри. Подготовительный этап: Для учителя:  Составить сценарий мероприятия.    Сформировать 2 команды из  учащихся 5­а, 5­б классов. Подготовить:   карточки – задания  к конкурсам,  музыкальное сопровождение, грамоты и призы для победителей, итоговую таблицу для  жюри. Для команд: Выбрать капитана.  Придумать  название, девиз и эмблемы.  Подготовить  приветствие.  СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы отдохнуть и поиграть вместе с  командами на внеклассном мероприятии по изобразительному искусству "Веселые  художники". Смелей, ребята! Выше нос! Места свои займите, К победе поспешите и всех нас удивите! Приглашаем команды, занять свои места. Оценивать ваши выступления сегодня будут  члены жюри в составе ... (Объявляется состав жюри.)                                               Начнем игру с приветствия.    Узнаем всё про вас сейчас: откуда вы, художники, и  как зовут всех вас? 1  Конкурс  «ПРИВЕТСТВИЕ» Для первого конкурса проведем жеребьевку.  Итак, приветствие команд…     Молодцы! Пока жюри совещается и оценивает приветствия команд, переходим к  следующему конкурсу: 2 Конкурс «РАЗМИНКА».                                                                                      Игра наша продолжается, разминка начинается. Ответить нужно на вопросы и загадки, Быстро, правильно назвав  разгадки. За каждый правильный ответ — ждет балл.Аплодисментами  всех вас поддержит зал.  ­ Для начала, для порядка,   загадаю три загадки  (вопросы задаются командам по  очереди, в случае неверного ответа, ход переходит следующей команде): 1.Натяну его на раму, Он матерчат, плотен, толст. Для картины нужен... (холст) 2. Картину ею обрамляют, внутрь фотографии вставляют. Да и оконный переплет  на сей ответ вас наведет (рама) 3.  Перед чем стоит художник? (мольберт) ­ А теперь три вопроса,  о  простых предметах, необходимых на уроках  ИЗО: 1.Как называется книга, где живут рисунки?  (Альбом). 2.Специальная дощечка, на которой художник смешивает краски? (Палитра) 3.Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без  неё  не обойтись   (Бумага) ­ А эти три вопроса о жанрах изобразительного искусства: 1. Как называют художника, который рисует животных? (Анималист)  2.  Как называется картина, изображающая природу? (Пейзаж)                                       ­ Правильно, ребята. (Обращаясь к залу):                                                                               Если видишь ­  на картине нарисована река, или ель и белый иней,  Или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш –  Обязательно картина называется … пейзаж! (зал хором) 3. Как называется жанр изобразительного  искусства, который переводится с  французского, как  «Мёртвая натура»?  (Натюрморт) ­ Молодцы.   Если видишь на картине чашку кофе на столе,  Или морс в большом кувшине, или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу, значит, это – …натюрморт! (зал хором) ­ Теперь на шедевры вы посмотрите, ну и  авторов нам назовите 1.Назовите автора  картины и скажите или  как она называется. (Виктор Михайлович  Васнецов, «Богатыри»)  2.А как называется эта картина и  кто её автор?  («Тройка»,  Василий Григорьевич  Перов)3.Название и автор картины.   (Иван Иванович Шишкин  «Рожь») ­ А теперь два общих вопроса командам. Побеждает тот, кто быстрее поднимет руку,  при условии правильного ответа, разумеется: Вот мольберт, а вот треножник – напиши меня художник, Если вышло не похоже, не печалься, ну и что же. Красный глаз над синим ухом? Все равно не падай духом! Значит, поработал мало, начинай свой труд сначала. Вопрос: В каком жанре работал художник?  (Портрет) ­ Перед вами рисунок художника (рисунок 1).  Какие жанры изобразительного  искусства перемешал он в одной картине? (Портрет, пейзаж, натюрморт,   анималистический жанр) А в целом получился бытовой жанр. Члены жюри подводят итоги второго тура нашей викторины, а мы переходим к  следующему заданию. 3 Конкурс «ИЗОБРАЗИЕ»  Один художник решил нарисовать картину. Он провел маркером на листе несколько  линий... И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте  проникнуть в замысел художника и завершите его работу. На слайде пример выполнения работы (рисунок 2). Здесь овал превратился в мышку. А ваши волшебные маркеры должны превратить его в ёжика, черепаху или свинку. Дорисуйте рисунок, выбрав себе карточку­задание. В задании написано, что именно  должна нарисовать команда. (Капитаны подходят, выбирают карточки,  возвращаются к рабочим столам команд и приступают к работе). (Приложение  3). (Учитель, обращаясь к залу) ­ У меня осталось еще три карточки. Может быть, кто­то  из болельщиков тоже хочет попробовать свои силы в этом конкурсе? Победителя ждет  приз зрительских симпатий. (3 добровольца берут карточки и тоже приступают к  работе) А пока ребята рисуют, поиграем с вами, уважаемые зрители.       Игра со зрителями Вопросы хитрые задам.   Коль отрицательный ответ, Прошу ответить словом «нет»,   А  утвердительный, ­  тогда Скажите громко слово «да»  ­ Оранжевый и красный цвет  ГОРЯЧИМИ считают?… (Нет, тёплыми) ­ В театр идём смотреть балет, а на скульптуры в БАНЮ?… (Нет, в музей) ­ Эти предметы быта (рисунок 4) – СОЛОНИЦЫ?   (да) ­ Правда ли, что русские избы украшаются ПОЛОТЕНЦАМИ?  (да) А теперь закончите правильно предложение: ­ Короли все на портретах нарисованы    в… (коронах) ­ Картину рисую я акварелью, как папа на даче ствол пилит… ( пилой)Пока мы играли, ребята справились со своим заданием, и готовы представить свои  работы. (Жюри совещается, подводит итоги командного конкурса «ИЗОбразие», а  зрители – конкурса болельщиков). В 5 классе мы изучаем  декоративно­прикладное искусство, как один из видов  изобразительного искусства. И наш следующий конкурс декоративно­прикладной  направленности. 4 Конкурс «ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА» ­ В произведениях народного искусства встречается причудливый узор­ раскидистое  дерево с крупными цветами, плодами, чудо­птицами, сидящими на ветках. Как  называется данный символ? (древо жизни). Нарисуй его. ­ Данный образ соединился с образом матери­земли, этот образ занимает одно из  главных мест в украшении жилища, изображался в виде кругов и ромбов (символ  солнца). Нарисуй его. Члены жюри  совещаются, а мы переходим к следующему конкурсу. 5 Конкурс "УКРАШЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ ПТИЦЫ" Когда­то очень давно на Руси было такое поверье, что сказочная птица счастья  приносит своему обладателю добро и удачу. Каждый человек старался вырезать из  дерева или расписать как можно красивее эту птицу и украсить ею свой дом.                   Кстати, кто помнит, как на Руси звали птицу с пышным хвостом?   (пава или павлин)    Сейчас вы будете украшать волшебную птицу разноцветными перьями. И пусть эти  птицы принесут  вам удачу и хорошее настроение. Время на украшение птицы – 4  минуты. Техника выполнения ­ свободная. А пока команды работают, мы снова играем  с залом. 6. Конкурс болельщиков «РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР»                                                   (Баллы прибавляются той команде, чей болельщик оказался более эрудированным) ­ На столе лежат краски, палитра,  карандаш и ластик. На листе бумаги нужно  нарисовать пейзаж.  С чего начать? (Достать лист бумаги)        ­ Какой из трёх цветов: красный, жёлтый, синий является основным? (Все три) ­ Как российские школьники запоминают цвета радуги? (Каждый  охотник желает  знать, где сидит фазан ). А знаете ли вы другие поговорки на эту тему? (Как,   однажды Жан звонарь головою сшиб фонарь.  Кот ослу, жирафу, зайке голубые  сшил фуфайки)  И еще один шуточный вопрос: ­ Что рисует художник с чувством юмора? (Карикатуры и шаржи)Работа команд уже близится к завершению.  Дадим им еще минутку для нанесения  последних штрихов,  а вот капитанов  я прошу  подойти ко мне. 7.Конкурс  капитанов «АНАГРАММЫ» Всем известно, что художники очень хорошо ориентируются как в пространстве, так и  на плоскости. Капитаны тоже прекрасно справляются с этой задачей. Поэтому,  наш  следующий конкурс для вас, капитаны. Вам предстоит переставить буквы в  предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящее к сфере  искусства. Помните, что исходное и новое слово состоят из одних и тех же букв.             Капитаны получают задание  (Приложение 4) КАРКАС  –  К… (краска) МОЛЬБА  –  А… (альбом) ЗАМОК  –  М… (мазок) НАНОМЕТР  –  О… (орнамент) НАТИРКА  –  К… (картина)  Время на выполнение задания – 3 минуты. Выполнив задание,  передаете  его в жюри.  Итак, капитаны, вперёд, время не ждёт! (звучит мелодия капитанов)                             А наши команды, тем временем, готовы представить нам свои работы.  (Представление работ залу и передача их в жюри для оценки) Раз капитаны на  ответственном задании, команды играют  неполным  составом. 8. Конкурс «НАЙТИ 7 ОТЛИЧИЙ»  Найдите 7 отличий и укажите,  под каким номером «правильная» картина  И.И.Шишкина.  На выполнение  задания 1 минута.   Для удобства команды получают  ксерокопию с репродукции картины,  на которой отмечают отличия)    (Приложение 5). ­ Вернёмся к конкурсу капитанов.  Вот каким было задание и какие слова из области  искусства в нем зашифрованы.   (Жюри объявляет итоги конкурса капитанов).  А в  конкурсе «Найди 7 отличий» победила команда… 9. Конкурс  «ПРОПАВШИЕ  СЛОВА» Сейчас наши команды ждёт новое испытание. Капитаны получают текст, в котором  часть слов утрачена. Попробуйте восстановить текст.                                                 Будьте внимательны, ребята.  Количество букв в каждом слове равно количеству  штрихов, заключённых в скобки. (Приложение 6)                                                                 А у нас вновь игра со зрителями.10. Конкурс для болельщиков «ПОДДЕРЖИ КОМАНДУ»                                           За каждый правильный ответ команда получает дополнительное очко.   Известно, что все художники очень наблюдательны.  Верю, что и вы с легкостью  справитесь с заданием. ­ Задание «Найди тень». Внимательно посмотрите на слайд (рисунок 7)и назовите номер правильной тени  (1) Перед вами рисунок «Мечта рыболова» (рисунок 8).  Какую рыбу с картинки рыболову  удалось поймать? (Ту, что в ведре) ­ На картинке (рисунок 9) художник намеренно допустил ошибку. Найдите её. (цветы   вместе с плодами). ­ Где допущена ошибка в изображении предметов? Какой рисунок (рисунок 10)  правильный и почему? (3, на остальных не учтен объем предметов) Наше жюри уже подвело итоги конкурса «Пропавшие слова» и сейчас нам объявят  его  итоги. 10 Конкурс  «МЫСЛИТЕЛЬ И Я» Для этого конкурса нам понадобится два стула и по одному участнику от каждой  команды.                                                                                                                                      Всем известно, что скульптура – это один из видов изобразительного искусства. Перед  вами исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статуя  французского скульптора Рене Франсуа Oгюста Родена “Мыслитель”, 1888г.  Ваша  задача, внимательно изучив скульптуру в течение того времени, пока мелькают слайды,  по команде принять позу мыслителя. Побеждает тот, кто будет ближе к оригиналу. Ну и в завершении нашей игры блиц – турнир «Вопрос­ответ» по теме «Древние корни  народного искусства», который  и выявит победителя: ­ Основа народного костюма. (Рубаха) ­ Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении  элементов.  (Орнамент) ­ Резная доска на фасаде избы, идущая по свесу крыши .  (Причелина) ­ Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. (Традиция) Правильно, ребята.  В каждой семье, у каждого народа есть свои традиции.                И  именно народное творчество помогает нам лучше узнать быт, традиции и уклад жизни  русского народа. И я надеюсь, что наша сегодняшняя викторина тоже станет доброй  традицией.Жюри совещается, подводит итоги конкурса. ­ А наша игра «Веселые художники» подошла к концу.  Сейчас наше уважаемое жюри     объявит   её итоги.          Команды награждаются грамотами  и призами. Один приз – специальный:  «Самому активному болельщику Спасибо вам, ребята, за игру Играли вы и весело и дружно.  И если вдруг не победили вы ...                                                                                                 То огорчаться вам совсем не нужно­ Победа ваша  ждёт вас  впереди!!! АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ Мероприятие   разработано   с   учетом   возрастных   особенностей   учащихся   5   классов, четко определены его цель и задачи. Структура мероприятия хорошо продумана.  В игре участвуют три команды из 5­а, 5­б классов,  имеющие капитана, название и девиз.  Промежуточные и окончательные итоги подводятся гласно. Вопросы чередуются с творческими конкурсами,  командная игра – с игрой со зрителями. Учащиеся активны на всем протяжении мероприятия.   Время игры используется рационально. Этапы (конкурсы) логически выстроены и завершены. Оборудование   мероприятия   красочно,   соответствует   теме,   презентацией и музыкальными вставками.   сопровождается   Игра способствует закреплению базовых знаний по искусству, развитию творческих способностей, формированию умения групповой работы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ : • Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству»:  Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2006 • Свиридова О.В. «Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе.»  ­  Волгоград: Учитель, 2007• Туманова Е.С., Романова Л.Ю., Старостина Т.В. «Изобразительное искусство 4­8  классы. В мире красок народного творчества. Уроки и внеклассные мероприятия» ­  Волгоград: учитель, 2009