Викторина «Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Викторина «Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского» Викторина может проходить в одном классе. Если есть возможность, то организатор викторины может задействовать несколько кабинетов, решая задания, команды или индивидуальные участники переходят из класса в класс. В качестве помощников учителя выступают старшеклассники, которые проявляют интерес к изучению истории и педагогической деятельности.
Иконка файла материала Викторина.doc
Викторина «Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского»  Форма мероприятия Викторина. Могут участвовать ученики индивидуально, можно проведение состязания между классами или группа ребят Подготовительная работа Учитель выбирает вариант, исходя из  особенностей подготовки класса 1. экскурсия в Радонеж, 2. экскурсия в Троице – Сергиеву Лавру и Сергиев Посад  3. экскурсия в Государственный исторический музей 4. просмотр фильма “Житие преподобного Сергия  Радонежского”  5. Преподобный Сергий Радонежский. Житие  рассказывает детям митрополит Волоколамский  Илларион (Алфеев). Ход викторины Ученики или группы решают задания по разным темам,  возможна организация продвижения по станциям – секциям. Названия тем: БЛОК 1 “Чему и как учили в 13­14 веках на Руси”. БЛОК 2 “Загадки на Руси”. БЛОК 3 "Сергий Радонежский и его жизнь" БЛОК 4 “Команда, вместе решим!” БЛОК 5 "Картины и стихи по истории – источники знаний" расширить знания учащихся об истории православия на Руси,  деятельности её просветителей Развивать творческие способности школьников в  разнообразных видах деятельности (развитие речи, рисование), формирование умения работать в группе, ставить цель и  стремиться её достигнуть, используя знания ребят группы Жюри объявляет итоги викторины. Все участники получают  сертификаты, команды получают грамоты победителей и  призеров.  цели образовательные развивающие Подведение итогов Викторина может проходить в одном классе. Если есть возможность, то организатор викторины  может задействовать несколько кабинетов, решая задания, команды или индивидуальные участники  переходят из класса в класс. В качестве помощников учителя выступают старшеклассники, которые  проявляют интерес к изучению истории и педагогической деятельности. БЛОК 1. “Чему и как учили в 13­14 веках на Руси”.Вопросы. 1. Основным материалом для письма при обучении был(и) А пергамент В береста Б бумага Г глиняные таблички Ответ: В 2. Писало в Древней Руси – это: А Рукописная книга В Заглавная буква Б Заостренная палочка для письма Г Свинцовая печать Ответ: Б 3. Начав читать книгу, её надо дочитать. А как это можно сказать, используя фразеологизм: А Без лишних слов В Не сомкнуть глаз Б До костей Г От корки до корки Ответ: Г 4. Соотнесите слова из двух столбиков: А азбука 1 Слово из греческого языка, от названий первых двух букв– знаки того или иного  языка, расположенных в принятом для данного языка порядке. Б букварь 2 Пособие, состоящее из примеров, упражнений, заданий В алфавит 3 Знаки кириллицы, расставленные по порядку Г задачник 4 Сборник словарных статей о буквах Ответ: А азбука 3 Знаки кириллицы, расставленные по порядку Б букварь 4 Сборник словарных статей о буквах В алфавит 1 Слово из греческого языка, от названий первых двух букв– знаки того или иного  языка, расположенных в принятом для данного языка порядке. Г задачник 2 Пособие, состоящее из примеров, упражнений, заданий 5. Ученые знают, что в те времена, ребят учили писать и читать две буквы вместе, согласная плюс  гласная. Мы это называем слогом. А как это называлось в Средние века?А Склад В созвучие Б слог Г билингва Ответ: А 6. Примерно в 10 лет Варфоломей пошел учиться. Где дети учились грамоте в Средние века? А гимназия В церковная школа Б лицей Г академия Ответ: В 7. О чем мальчик попросил старца? А Найти убежавшую лошадь В Научиться считать Б Научиться писать иконы Г Научиться читать книжные тексты Ответ: Г. 8. Рассмотрите фотографию старинной книги. Именно с использованием подобных книг учили читать  в Средневековой Руси. Книга называлась А Букварь В Всемирная история Б Псалтырь Г Библия Ответ: Б. 9. Учителя в Средние века часто обращались к материалам “Поучений Владимира Мономаха”. Ниже  даны высказывания, завершите их, используя предложенные слова. Число и падеж можно менять. А Б В Г Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече ..... Что знаете хорошего, того не .... Чего не знаете, тому .... Остерегайтесь ... и ..., это губит ... и ...  10. Добрый, забывать, учиться, ложь, пьянство, слово, тело. Ответ: А Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово.Б Что знаете хорошего, того не забывайте. В Чего не знаете, тому учитесь. Г Остерегайтесь лжи и пьянства это губит душу и тело. 11. Правители Древней Руси много уделяли развитию культуры и образования. Определите, роль  каждого из них. А Владимир  1 Князь создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. Она  Святой Б Ярослав  Мудрый В Владимир  Мономах Г Дмитрий  Донской Ответ: А Владимир  Святой Б Ярослав  Мудрый В Владимир  Мономах Г Дмитрий  Донской включала в себя переводные произведения с греческого и с  древнеболгарского. Во время своего правления он открывал школы “учения  книжного” не только в Киеве, но и в Новгороде. 2 Его современником был Сергий Радонежский, который совместно с  учениками основал более 40 монастырей, бывшими центрами летописания,  иконописи 3 В 988 г. Киевская Русь приняла православие, и князь открывает в Киеве  первую школу “учения книжного”. 4 Одним из главных средств воспитания детей князь считал образование: “Не  забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь”.  Оставил потомкам свое замечательное “Поучение”. 3 В 988 г. Киевская Русь приняла православие, и князь открывает в Киеве  первую школу “учения книжного”. 1 Князь создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. Она  включала в себя переводные произведения с греческого и с  древнеболгарского. Во время своего правления он открывал школы “учения  книжного” не только в Киеве, но и в Новгороде. 4 Одним из главных средств воспитания детей князь считал образование: “Не  забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь”.  Оставил потомкам свое замечательное “Поучение”. 2 Его современником был Сергий Радонежский, который совместно с  учениками основал более 40 монастырей, бывшими центрами летописания,  иконописи, образования. БЛОК 2 “Загадки на Руси”. 1. Ниже даны загадки. Они все про школу и про учение. Отгадай! 1 Черные, кривые, от рожденья все немые. Станут в ряд ­ сейчас заговорят. 5 В белое поле синие Протянулись линии, А по ним друзья идут, Друг друга за руки ведут.6 На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов­богатырей Знает каждый грамотей. 7 Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. Что­нибудь без меня Начертить сумей­ка. Угадайте­ка, друзья,. Кто же я?­... 2 Белый камушек растаял, На доске следы оставил. 3 Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней ­ станешь вчетверо умней. 4 По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей ­ Чиста страница. 2. Рисунки в помощь: БЛОК 3. Сергий Радонежский и его жизнь 1. Рассмотрите картины, рассказывающие о жизненном пути Сергия Радонежского. Расставьте  события в хронологическом порядке Ответ: Г, А, Д, Б, Е, В. 2. Родителей Сергия Радонежского звали: а) Петр и Феврония  в) Кирилл и Мария  б) Адриан и Наталия г) Николай и Александра Ответ: в. 3. Братьев Сергия Радонежского звали: а) Борис и Глеб  в) Петр и Павел  б) Петр и Стефан г) Николай и Александр Ответ: б. 4. Сое имя при крещении преподобный Сергий получил в честь а) Апостола Варфоломея в) Апостола Павла  б) Апостола Петра г) Апостола Иоанна Ответ: а.5. Ниже дана карта, на ней под номерами указаны города, связанные с жизнью Сергия Радонежского. Определи, под каким номером обозначены города и селения: а) Ростов Великий в) Москва  б) Радонеж г) Сергиев Посад Ответ: а) 4 б) 3 в) 1 г) 2 6. Определите, с какими событиями в жизни Сергия Радонежского связаны места а) Ростов Великий 1 Поселение, возникшее около стен Троицкого монастыря  б) Радонеж 2 Место, куда переехали родители Сергия  в) Сергиев Посад 3 Место рождения г) Москва  4 Сюда приходил Сергий к святителю Алексию Ответ: а) 3 б) 2 в) 1 г) 4 7. Определи даты событий из жизни Сергия Радонежского а) Рождение Сергия б) Сергий благословил войско князя Дмитрия, которое отправлялось на  сражение с Мамаем в) Сергий стал игуменом монастыря г) Основание монастыря на холме Маковец, близ Хотькова 1 1314 2 1337 3 Примерно  1342  4 1380 Ответ: а) 1 б) 4 в) 3 г) 2 БЛОК 4 “Команда, вместе решим!” 1. Решите задачу. Как учёные определили дату рождения Сергия Радонежского  Сергий родился в 1314 году в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Согласно Житию младенец  был окрещен на 40­й день после рождения и наречен Варфоломеем. Память святого Варфоломея празднуется православной церковью 11 мая, день памяти апостола.Попробуйте определить день рождения Сергия Радонежского. Ответ: 11 июня минус 40 дней получается 3 мая. 3 мая 1314 года – день рождения Сергия  Радонежского. 2. В 1337 году Сергий Радонежский близ села Хотьково, на горе Маковец основал небольшой  монастырь. Территория монастыря состояла из частей: жилой, общественной и оборонительной. До  наших дней план монастыря не сильно изменился. Рассмотрите план и определите основные  постройки. Ответ: 1) Троцкий храм 2) стены в) кельи г) колокольня 3. В основанном Сергием Радонежском монастыре в 1355 году был введен новый, общежитийный  устав. Прочитайте предложенный текст, вставьте пропущенные слова. Киновия ( греч. кпйнпвйпт — совместная жизнь, 1.... ) — христианский 2. ... , одна из двух форм  организации монашества на начальном историческом этапе. Монахи киновии все необходимое (3. ..., 4. ..., 5. ...) получают от 6. ... .  Труд монахов киновии 7. ... , результаты труда полностью принадлежат 8. ... . Все монахи киновии  (вплоть до настоятеля) не имеют права 9. ... . Ответ: 1. Общежитие 2. Монастырь  3. Еду, одежду, обувь 3­6. монастыря 7. безвозмезден. 8. монастырю 9. собственности и личного имущества. 3. Что здесь изображено 4. Рассмотрите предложенные икону и картины художника Сергея Ерошкина. 1. Как звали этих монахов Троицкого монастыря? 2. Как их имена связаны с именами Сергия Радонежского и князя Дмитрия Ивановича? 3. Судьбы этих монахов?Ответ:  1. Александр Пересвет и Андрей Ослябя. 2. Они по велению Сергия Радонежского стали воинами в дружине князя и затем участвовали в  Куликовской битве. 3. Пересвет погиб в поединке с монгольским воином Челубеем, Ослябя (одна из версий) погиб на Куликовом поле. Оба похоронены на территории московского Симонова монастыря. Оба  причислены к лику святых. БЛОК 5. Картины и стихи по истории – источники знаний Р.Запесоцкая. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы по содержанию стихотворения. Как звали отрока? В каком месте был основан монастырь? Имя первого игумена монастыря? Кому была посвящена первая, заложенная в монастыре  церковь? Что такое келья? Об этом знать должны все дети: Давным­давно на белом свете Жил отрок. Он молился Богу, Просил в учении подмогу. Однажды отрок Старца встретил, И тот сказал: "Ты духом светел. Ты сможешь хорошо учиться  И перед Богом отличиться". Он стал отшельником, монахом; В лесу с ночным боролся страхом, Молитвой бесов прогоняя, Природу светом наполняя. С годами он в лесу прижился, С медведем даже подружился. Был сердцем чист, молился много. И этим угодил он Богу. Когда о Сергии узнали, К нему тянуться люди стали. Сперва ученики­монахи К нему слетелись, словно птахи. И вот работа закипела. Все так старались сделать дело: Обитель Божию построить И жизнь на Божий лад настроить. Однажды чудный свет полился, Когда Святой в ночи молился, Чтоб наш Господь, всех благ  Даритель, Благословил Свою Обитель. Застыл он на пороге кельи: В сияньи дивно птицы пели!Как звали монахов – участников Куликовской битвы? Где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского? И Голос был: "Бессчетны птицы ­ Вот сколько к Богу обратится". Когда Угодник Божий в храме Служил пред Чашею с Дарами, То в алтаре ­ священном месте Сам Ангел с ним молился вместе, Крылатый воин Божьей рати. И видели монахи­братья, Как вдруг огонь с небес спустился И прямо в Чашу опустился. Так жил подвижник Православья, Христа и Богоматерь славя. И по его дана молитве Победа в Куликовской битве. Свою показывая милость, К нему Пречистая явилась И обещала, что Обитель Спасет Господь наш Вседержитель. Открыто людям Божье Слово. Окончен путь земной Святого, И Преподобный в вечной жизни О нашей молится Отчизне. Угодника нетленно тело ­ Живет его святое дело. Он всем нам показал дорогу, Которая приводит к Богу. ИТОГИ Жюри объявляет итоги викторины. Все участники получают сертификаты, команды получают  грамоты победителей и призеров.

Посмотрите также