ЦЕЛЬ: Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения мхов, папоротников, плаунов и хвощей жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека;
Воспитывающие: продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности. Развитие коммуникативных умений. Создание положительного психологического микроклимата.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, папоротников, плаунов и хвощей сравнение объектов разных систематических групп (мхи и водоросли), умение рассматривать объекты, выявлять сходство и различие, фиксировать результаты, делать выводы.
Регулятивные: умение ставить цели, задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результатов в процессе учебной деятельности, корректировать, анализировать деятельность в процессе урока.
Коммуникативные:
воспринимать текст и фотографии слайдов с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем
Личностные: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения
Основные понятия: Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф, папоротник, хвощи и плауны.
Ресурсы: Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020.
Учебник: «Биология». 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.;
Оборудование: компьютер, экран, мох сфагнум; коллекция торфа, гербарий; презентация к уроку.
Тип урока – урок комбинированный
Технология построения урока Системно-деятельностный подход
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД
|
1. |
Орг. момент |
Приветствует учащихся, Проверяет готовность к уроку. – Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! – Вы готовы к нашему уроку?
|
Дети готовятся к учебной деятельности
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. |
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
2.
|
Актуализация знаний |
Создание проблемной ситуации. Рассмотрите рисунок (на слайде). Слайд1 Какое растение уже изученное ранее нами изображено? К каким растениям относят водоросли высшим или низшим? Какими признаками обладают высшие растения?
Почему водоросли относят к низшим растениям?
Какие органы есть у растений на слайде в отличие от водорослей? Слайд 2
Почему у водорослей нет органов и тканей, а у мхов и других растений на слайде есть? Слайд 3 Ребята сравнивают строение водорослей и мхов и делают вывод о более сложной организации мхов. |
Ответ детей: Водоросль.
Ответ детей: Низшим.
Ответ детей: Тело высших растений разделено на органы, которые выполняют определённые функции.
Ответ детей: Нет стеблей, листьев, корней. У них тело слоевище.
Ответ детей: Стебель, листья, корни, но есть ризоиды. Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.
Ответ детей: Водоросли – низшие растения, а другие высшие. |
Коммуникативные УУД: - формулировать свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: - умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации. Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; |
3.
|
Определяем тему и задачи урока Слайд №3
Слайд №4 |
Ребята назовите растения, которые мы не изучали, нам предстоит их изучить? Тема нашего урока: Мхи, папоротники, плауны, хвощи.
Ребята, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Учитель корректирует цель урока и показывает на слайде. Цель урока: изучить особенности строения мхов, папоротников, плаунов и хвощей их жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека.
Ребята, какие задачи вы поставите перед собой в ходе изучения материала?
|
Ответ детей: Мхи, папоротники, плауны, хвощи.Ребята открыли тетради и записали тему урока.
Ответ детей: средой обитания, строением, их жизнедеятельностью, роль в природе.
Ответ детей: 1. Среда обитания 2. Строение и их жизнедеятельность 3. Значение растений в жизни природы и человека. |
Регулятивные УУД: - умение слушать и анализировать информацию; - формулировать цель урока после обсуждения с учителем.
Коммуникативные УУД: - формулировать свои мысли в устной форме. Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; - развивать умение высказывать своё мнение
Метапредметные: Выявление причинно- следственной связи. |
4.
|
Открытие новых знаний. Слайд№5
Слайд№6
Слайд№7
Слайд№8
Слайд№9
Слайд№10
Слайд№11
Слайд №12
Слайд №13
Самостоятельное применение знаний. |
Учитель. Мхи это первые наземные растения. Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зелёный ковёр, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Где встречаются мхи? Распространение мхов. Работа с учебником. Задание классу: Откройте учебник страницу 66 и найдите ответ на вопрос: где распространены мхи? Учитель: Отправляемся в лес. Инструктаж. Ребята по мере изучения растений заполняем инструктивную карточку и в конце урока делаем вывод, что мы узнали (Приложение1) В лесу, мы встречаем интересные зелёные кочки Вопрос: что это?
Приблизив их , мы видим растения, определяем их по рисункам, открыв учебник стр 66-67
Изучаем строение Кукушкиного льна по рисунку на слайде и зарисуем в тетрадях. К каким мхам относят кукушкин лён стр. уч. 67 Вопрос: почему?
У каких растений мы встречали ризоиды? Что такое ризоиды и какую роль играют ризоиды в жизни растений?
Продолжаем путешествие, на нашем пути мы встречаем болото и видим там интересное растение, определяем его по учебнику
Изучаем строение мха сфагнума стр 67 и рассматриваем слайд Сравниваем мхи кукушкин лён и сфагнум, находим черты сходства и различия
Продолжаем наше путешествие и на своём пути мы встречаем в аквариуме новое растение . Найдите название данного растения стр.66 На данном слайде мы с вами познакомимся с размножение мхов. Назовите виды размножения мха
Без чего невозможно размножение? Роль мхов в природе и жизни человека. стр 68 в учебнике |
Ответ детей: Преимущественно в хорошо увлажнённых местах.
Работа с учебником. Ответ детей: это Кукушкин лён
Работа с инструктивной карточкой
Ответ: Листостебельный Ответ: у него есть стебель и листья, а также ризоиды. Ответ: водоросли Ответ: Ризо́иды — нитевидные образования из одной или нескольких однорядных клеток; служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ.
Ответ: мох сфагнум
Заполняем таблицу
Ответ: сходство - есть листья и стебель, поэтому их относят к листостебельным мхам
Ответ: Риччия
Работа с учебником стр.68. Ответ: мхи размножаются половым и бесполым путём.
Ответ: без наличия воды. Работа с учебником , заполняем схему мхи в природе в жизни человека |
Познавательные УУД: - делать выводы на основе анализа текста учебника; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - сотрудничать друг с другом..
Предметные: Умение определять условия необходимые, для жизни растений.
|
5 |
Слайд №14 |
Закрепление материала по мхам |
|
Регулятивные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - осуществлять познавательную и личную рефлексию.
|
6 |
Физ. минутка. Слайд№ 15 |
|||
7. |
Открытие новых знаний. Слайд №16
Слайд№ 17 Слайд №18 Слайд №19 Слайд №20 |
Продолжаем путешествие и мы встречаем растение, знакомое всем и его название? Большинство современных папоротников — травянистые растения, но во влажных тропических областях встречаются также папоротники-деревья. Некоторые из современных папоротников живут на стволах деревьев, а некоторые виды стали комнатными растениями. Рассматриваем строение папоротника стр 70 Размножение папоротника рис.41 Работа со слайдом, значение папоротника Закрепление по размножению папоротника |
Ответ: Папоротник
Работа с учебником и с таблицей |
Познавательные УУД: - делать выводы на основе анализа текста учебника; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; |
8. |
Открытие новых знаний. Слайд №21
Слайд №22
Слайд №23 Слайд №24 Слайд №25
Слайд №26
|
Продолжаем путешествие и мы встречаем растение, определяем его название, используя учебник стр.72 Плауны растут в основном в сосновых лесах. Растут они очень медленно (чтобы вырасти, молодому растению требуется до 20 лет). У плаунов ползучий стебель, на котором расположены чешуйчатые или игольчатые листья. Стебель может достигать 5 м в длину.
Они плотно прижимаются к земле и при помощи коротких корней укрепляются на ней. Продолжаем путешествие и мы встречаем растение, определяем его название, используя учебник стр.73 Хвощи — многолетние травянистые растения, которые размножаются при помощи спор и корневищ. Рассматриваем виды хвоща Рассматриваем строение хвоща Мы возвращаемся домой и около школы мы встречаем хвощ Рассматриваем значение плаунов, папоротника и хвоща |
Ответ: Плаун
Работа с учебником и с таблицей
Ответ: Хвощ
Виды хвоща: полевой, лесной и полевой. Работа с учебником и с таблицей |
Познавательные УУД: - делать выводы на основе анализа текста учебника; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Предметные: Умение определять условия необходимые, для жизни растений.
|
Закрепление. Слайд №27 Слайд №28 |
Назовите растения на слайде.
Проверяем таблицу |
|
Регулятивные: контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
|
|
8. |
Рефлексия |
Учитель выставляет оценки. Дети дают ответ на вопрос: почему мхи относят к высшим растения? Размножаются мхи с помощью спор, поэтому их относят к высшим споровым растения. |
||
9. |
Домашнее задание. |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. §17,18
|
|
Приложение 1 Мхи, папоротники, плауны, хвощи.
Инструктивная карточка ___________________________________________________________(Ф.И класс)
Проверка д/з. Вопросы:
1. Какое растение уже изученное ранее нами изображено? _________________
2. К каким растениям относят водоросли высшим или низшим? ___________________
3. Какими признаками обладают высшие растения? _____________________________________
4. Почему водоросли относят к низшим растениям? _________________________________________
5. Какие органы есть у растений на слайде в отличие от водорослей?___________________________________
6. Почему у водорослей нет органов и тканей, а у мхов и других растений на слайде есть?______________________________
Виртуальная экскурсия в лес.
растения органы |
Мхи |
Папоротник |
Плаун |
Хвощ |
||
Кукушкин лён |
Сфагнум |
Риччия |
||||
Стебель |
|
|
|
|
|
|
Лист |
|
|
|
|
|
|
Корень |
|
|
|
|
|
|
Ризоиды |
|
|
|
|
|
|
Расположение спор |
|
|
|
|
|
|
Вывод |
|
|
|
|
|
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ф.И. учащихся |
Актуализация знаний |
Открытие новых знаний |
Применение новых знаний |
Работа на уроке |
Оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.