Виртуальный урок: идеи, находки, решения
Оценка 4.6

Виртуальный урок: идеи, находки, решения

Оценка 4.6
Научные работы
docx
русский язык +1
5 кл—11 кл
24.03.2021
Виртуальный урок: идеи, находки, решения
Опыт работы учителя во время дистанционного обучения
Виртуальный урок. Паршина С.В..docx

Виртуальный урок: идеи, находки, решения (из опыта работы учителя)

Паршина Снежана Вадимовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Лицей №1

 им. академика Б.Н. Петрова» г. Смоленск

 

2020 год изменил нашу жизнь и нашу школу. Виртуальный урок… Для многих российских учителей решение этого вопроса сегодня является актуальной проблемой. В условиях пандемии переход на дистанционное обучение стал внезапным, но необходимым условием, поэтому опыт, представленный мной в статье, имеет практическую значимость и может быть полезен как учителям русского языка, так и другим учителям-предметникам.

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1], - такое определение дает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Вести уроки в дистанционном режиме, несомненно, оказалось делом непростым. Но самое главное – и учителям, и обучающимся, и их родителям стало понятно, что качественное образование должно быть доступно не только в школе, но и дистанционно, поэтому в педагогической среде широко обсуждается вопрос: как эффективно провести виртуальный урок?

В своей педагогической практике с марта 2020 года в связи с пандемией я применяла несколько электронных образовательных ресурсов. Среди них ЯКласс как один из инструментов для достижения качественных образовательных результатов.

Что даёт ЯКласс мне как учителю? Появляется дополнительная возможность организации образовательного процесса с применением инновационных технологий за счет:

·       реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения;

·       реализации принципа построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

·       организации учебного процесса во внеурочной время (дистанционно);

·       реализации дифференцированного подхода (разноуровневые задания);

·       использования естественного мотивирующего фактора. У детей формируется психологическая уверенность в собственных силах;

·       повышения ИКТ-компетентности обучающихся;

·       наличия большого спектра заданий для самостоятельной работы;

·       автоматического учёта результатов. Результаты выполнения работ сразу отображаются в разделе «Результаты учащихся»;

·       анализа усвоения учебного материала и выявления проблемных тем.

Учителям предлагаются бесплатные вебинары в онлайн-трансляции, именные сертификаты высылаются на почту участникам. Ознакомиться со всеми мероприятиями можно в разделе «Вебинары» на сайте yaklass.ru. Проверочные работы выдавать ученикам можно разными способами, а не только через одноимённый раздел. Самый очевидный вариант — тесты. Тесты — простой и, вопреки распространённому мнению, не самый скучный способ проверки знаний, который в условиях дистанта может облегчить жизнь и педагогам, и родителям. Плюсы тестирования:

·       объективность;

·       быстрота проверки — на некоторых онлайн-сервисах можно сделать это автоматически;

·       можно использовать для нескольких групп/классов одновременно, что экономит усилия учителя при подготовке.

Тесты универсальны. Их можно использовать во время онлайн-занятия — включить демонстрацию экрана, вывести на онлайн-доску или отправить ученикам ссылку на опрос. Такой небольшой тест из 4–5 вопросов поможет определить, насколько дети усвоили материал конкретной темы.

Тесты для домашних работ могут быть более объёмными, в том числе включать задания с развёрнутым ответом, как в некоторых ОГЭ и ЕГЭ — у учеников будет время и порассуждать, и, если необходимо, потренироваться в экзаменационном формате.

Для контрольной работы пригодятся тесты большего объёма с заданиями разного уровня и типа — это даст возможность объективнее оценить результаты.

Самые распространённые задания: закрытого (простой и сложный выбор, определение соответствия/последовательности и др.) и открытого типов (ученик вписывает ответ сам — дополняет контекст или формулирует ответ в свободной форме).

Если нет времени создавать проверочную с нуля, поможет «ЯКласс».

На портале есть возможность задавать ученикам как тренировочные тесты (отлично подойдут для домашних заданий), так и проверочные (они видны только учителю, и заранее прорешать их не удастся). Тесты проверяются автоматически, к тому же у преподавателя есть возможность корректировать и комментировать ответы, а также просматривать и общие результаты класса/группы, и детальные (каждого ученика).

«ЯКласс» даёт учителю возможность сэкономить усилия и подготовить разные типы проверочных работ (для доступа к разделу необходима действующая подписка Я+). Это могут быть диагностические, контрольные, самостоятельные и домашние работы.

Если вы пользователь «ЭлЖур», то с помощью «ЯКласс» можно создать проверочную или домашнюю работу— она появится у учеников в электронном дневнике, а у вас - в электронном журнале. Кроме того, на «ЯКласс» можно найти весёлые и познавательные тесты в разделе «Переменка».

Итак, тесты могут стать большим подспорьем как для педагога, так и для родителя — удобный, интерактивный, универсальный способ проверить знания ребят, и сделать это будет просто, эффективно и объективно.

С «ЯКласс» подготовить школьников к итоговым работам будет легко. На портале в разделе «Предметы» учитель может создать и загрузить авторскую рабочую программу, проверочную работу как для всей параллели, так и для отдельно взятого класса. Экономится время на поиск подходящих заданий, нужно только выбрать уже готовые и разбитые по тематике степени сложности задания. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим урок или получившим неудовлетворительную оценку. Каждый ученик получает свой вариант заданий. Готовый результат учитель получает моментально, имеет возможность распечатать отчёт о проведённой проверочной работе или вывести его на экран интерактивной доски.

Ссылки заданий мои ученики получали с помощью email рассылки.

Что даёт ЯКласс обучающимся? Этот портал можно рассматривать как тренажёр, в основе которого – обучение на собственных ошибках, поэтому он помогает ученику самостоятельно освоить любую тему, найти задания для подготовки к контрольным, Всероссийским проверочным работам и государственным экзаменам.

Кроме того, ученики имеют возможность

·     бесконечно выполнять задания, которые никогда не повторяются. В случае ошибки система пошагово объясняет, как правильно выполнить задание, отсылает к теоретическому материалу, что реально помогает понять учебный материал;

·     выбора индивидуальной траектории обучения, т. е. каждое задание имеет десятки новых генераций, что позволяет каждому ученику в классе иметь собственное задание, при этом отсутствует возможность списывания;

·     видеть отсчёт времени при выполнении заданий и учиться работать в указанных временных рамках;

·     получить независимую оценку своей работы, что положительно влияет на отношения между учителем и учеником;

·     повторить нужную тему перед контрольной или проверочной работой;

·     самостоятельно и дистанционно обучаться;

·     улучшить свой результат по любому предмету;

·     проявить себя и стать лидером в классе или даже в школе;

·     дети могут решать задания удалённо, над ними никто не будет смеяться, если что-то пойдёт не так;

·     те, кто преуспевает по школьной программе, могут решать более интересные и сложные задания, даже олимпиадного уровня;

·     использование разноуровневого контента позволяет создать «ситуацию успеха».

Что дает ЯКласс родителям? Это не просто образовательный сайт, а дистанционная возможность:

·       участвовать в образовательном процессе;

·     видеть результаты работы своего ребёнка, полученные от независимого эксперта. В разделе «Портфолио учащегося» собраны наиболее важные данные: в каком объёме ребёнок выполняет домашние и контрольные работы учителя; реальное количество времени, затраченное на обучение; список тем и задач, с которыми школьник хорошо или плохо справляется;

·       помочь ребенку устранить пробелы в знаниях без репетитора;

·       повысить ИКТ-компетентность ребенка.

Данная образовательная платформа обладает удобной навигацией, доступна для школьников разных возрастов, включает предметы школьной программы.

Прежде чем приступать к выполнению задания, дети могут повторить или изучить теорию по предмету. Каждое задание имеет определённый вес в баллах, система ведёт их подсчет и накопление. Мотивом к выполнению заданий является накопление баллов для определения и поощрения обучающегося. Это удобный инструмент для индивидуального подхода. В разделе «ТОПы» дети видят свои баллы и своё место в рейтинге класса, школы, города. И здесь речь не о соревновательном моменте, а о вовлечении ученика в управление собственной успеваемостью. Выполнив две проверочные, которые учитель сделал специально для него, ребёнок видит, что поднялся в ТОПе на строчку. Это даёт дополнительный стимул продолжать стараться.

Электронный образовательный ресурс ЯКласс создаёт условия для заинтересованности обучающихся, для успешной деятельности каждого ученика, чем помогает  разнообразить форму работы с индивидуальными образовательными маршрутами и достичь положительных результатов.

Образовательная онлайн-платформа Учи.ру, которой я также пользовалась, сейчас имеет более 30 000 интерактивных заданий в игровом формате. Начать пользоваться ресурсом просто. Достаточно зарегистрироваться на сайте http://uchi.ru в качестве учителя, получить доступ к личному кабинету, раздать логины и пароли своим ученикам, распечатав приглашения (в них также указаны коды доступа для родителей).

Преимущества платформы - сервис оценивает успехи ребёнка в заданиях и может сам определить, какие задачи нужно решать ему сейчас, подобрать сложность и последовательность для изучения, основываясь на прошлых результатах и ошибках школьника.

Основные преимущества:

· улучшение результатов в школе;

· увеличивается интерес к обучению;

· повышается усвоение школьного материала;

· уникальные решения для детей с особыми потребностями в обучении;

· статистика ребёнка в реальном времени для родителей и учителей.

Для учителей Учи.ру предлагает удобный инструмент для анализа успехов ученика, построения индивидуальной программы для обучения и упрощения работы.

Задания могут быть выданы в качестве домашних, а также использованы как закрепление материала или дополнительная подготовка для тех детей, которые еще плохо усвоили материал.

Для родителей данный сервис будет полезен, ведь они могут следить за статистикой ребёнка, анализировать проблемы и предметы, с которыми ученик плохо справляется, узнать, сколько времени он потратил на выполнение заданий и так далее.

С помощью функций «Создать задание из карточек» и «Создать проверочную работу» можно дать ученикам темы на самостоятельную отработку, а затем оценить их усвоение. Раздел «Повторение» поможет освежить знания за предыдущий класс в начале учебного года. Сервис удаленной работы позволит общаться с ребятами по видеосвязи и в чате, демонстрировать видео и файлы со своего компьютера, выделяя важные моменты виртуальными указкой и маркером, и вызывать отвечающих. В личном кабинете находятся отчеты о прохождении учениками курсов на Учи.ру: какие разделы уже освоены, какие — нет, когда последний раз ребенок заходил на платформу. Онлайн-встречи со специалистами платформы и приглашенными экспертами помогают разобраться со всеми функциями Учи.ру и развивать навыки, полезные в профессиональной сфере. Кроме того, на платформе часто проходят бесплатные олимпиады, которые тренируют у школьников наблюдательность и умение находить нестандартные решения, а также расширяют их кругозор. Соревновательный эффект и награды поддерживают мотивацию и интерес к учебе. Используя инструменты Учи.ру, я облегчаю свою нагрузку и делаю уроки разнообразными. Занятия на платформе Учи.ру повышают успеваемость учеников на 30%. Эффективность подхода подтвердила научная и педагогическая экспертиза РАН. Интерактивные задания полностью соответствуют ФГОС и ПООП.

Также я работала на платформе РЭШ. «Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны. Данные уроки строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Они полностью соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Уроки «Российской электронной школы» - это выверенная последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей между предметами. В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.

Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart мной стала использоваться в апреле и показалась также очень удобной в работе, необходимо только зарегистрироваться на сайте https://edu.skysmart.ru. Для того чтобы отправить задание обучающимся, достаточно выбрать необходимые предметы и темы, скопировать высланную системой ссылку и отправить ее ученикам любым удобным способом: Вконтакте, Whatsapp, Viber, по электронной почте.

Достоинства тетради:

·                     задания проверяются автоматически;

·                     все материалы в свободном доступе;

·                     работает с компьютера, планшета и телефона.

На данной платформе стали доступными УМК по русскому языку 5-11 классы: Ладыженской Т.А., Бархударова С.Г.; Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В.И. и др.; Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Нарушевича А.Г. и др.; УМК по литературе Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. и др..

В личном кабинете и вам, и вашим ученикам показываются одинаковые баллы. Если вам присылают скриншот с более высокими баллами, ориентируйтесь на результат в вашем личном кабинете. Создатели тетради заблокировали возможность скопировать текст задания, чтобы ученики не искали ответ в Интернете. Также можно ограничивать время выполнения задания. По ссылке на задание для каждого ученика генерируются уникальные варианты. На основе типовых заданий алгоритмы формируют новые, которые невозможно найти в Интернете. Автоматическая проверка работ экономит до двух часов времени в день. Сервис очень удобен для работы с часто или длительно отсутствующими учениками. Он позволяет ребенку изучать материал самостоятельно, а учителю — своевременно аттестовать ребенка. Тетрадь зарекомендовала себя как хорошее решение для промежуточного контроля с доступными, но эффективными заданиями, и как инструмент организации самостоятельной работы обучающихся. Skysmart входит в федеральный перечень рекомендованных цифровых ресурсов.

За данный период дистанционного обучения мне не поступило информации от обучающихся о том, что какой-то урок являлся для них трудным. Все задания присылали обучающиеся вовремя, а тренировочные работы имели ограничение во времени для выполнения и проверялись системой. Тренажеры и тесты помогают обучающимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала. По результатам выполнения контрольных заданий я выставляла оценки и давала комментарии. За счет использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля ускоряется процесс получения образования. Это позволяет обучающимся разумнее, рациональнее планировать свое время, совершенствует умения взаимодействовать с компьютерной техникой, самостоятельно принимать ответственные решения.

На Учи.ру  карточки разработаны таким образом, что подходят под любой УМК и соответствуют современным образовательным стандартам. Во время выполнения каждого задания система строит диалог с ребенком, реагируя на правильность и даже скорость принятия ответа. В случае правильного решения хвалит ученика и предлагает новое задание. В случае ошибки система задает вопросы, которые помогают ученику прийти к верному решению. При этом система подбирает персональные задачи и уровень сложности. Таким образом, обучающийся с учетом индивидуальных особенностей изучает материал, строя собственную образовательную траекторию развития. Для каждого ученика в личном кабинете имеются разделы «Портфолио», «Вебинары», «Олимпиады». Учитель в личном кабинете имеет разделы «Главная», «Мои классы», «Портфолио», «Вебинары».

Программа «Российской электронной школы» полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, поэтому можно использовать материалы уроков для подготовки к контрольным работам, Всероссийским проверочным работам, экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ. Имеется открытый доступ к банку заданий, которые использовались на экзаменах прошлых лет. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов.

Одним из способов повышения мотивации в изучении русского языка является участие школьников в олимпиадах. Особенностью участия в олимпиадах на платформе Учи.Ру является то, что каждый ученик, вне зависимости от уровня обучаемости и обученности, может принять участие в олимпиадах различного уровня, сделать это совершенно бесплатно. Есть уникальная возможность разбора олимпиадных задач прошлых лет, задач повышенного уровня сложности. Каждый участник получает сертификат, призер – похвальную грамоту, победитель – диплом, учитель и учебное заведение - благодарственные письма. Наградные материалы можно скачать и распечатать. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий.

Для работы по подготовке к ЕГЭ можно использовать образовательный портал «Решу ЕГЭ» http://rus.reshuege.ru/, интерактивный информационно-обучающий сайт «Русский на 5» http://russkiy-na-5.ru/, открытый банк заданий ГИА 11 класс, 9 класс http://opengia.ru/, тренировочные упражнения на сайте «Самоподготовка» http://samopodgotovka.com/. На РЭШ и в интерактивной тетради https://edu.skysmart.ru. также есть карточки и тесты для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, для каждого ученика генерируются свои варианты.

Современная школа предъявляет к оснащению рабочего места учителя новые требования. Это автоматизированное рабочее место учителя, которое кроме телевизора и компьютера (ноутбука), должно включать в себя проектор и экран, принтер, сканер, цифровую видеокамеру, наушники, колонки,  веб-камеру. Все это позволяет готовить материал к уроку для демонстрации на экране и для распечатки раздаточного материала, приглашать к компьютеру детей во время урока и давать им индивидуальное задание, предоставлять обучающимся возможность провести свое мультимедиа выступление, выводить нужную информацию (в том числе и из Интернета) на экран. Техника для интерактивного обучения для школ не сертифицируется, но обязательно сопровождается технической документацией качества от производителя.

Оборудование школьных кабинетов (стол, шкафы, стеллажи, стулья для учеников)  должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям САНПИН. Оно должно быть изготовлено из экологически безопасных материалов, поддающихся незатруднительной уборке, быть пожаробезопасным, отвечающим нормативам охраны труда.

Работая дистанционно с учениками, учитель должен как-то с ними общаться, чтобы организовать учебный процесс. Многие используют социальные сети или видеочаты, однако большинство полагается на электронную почту. Трудности возникают с любым из этих способов коммуникации: и чаты, и почта одинаково быстро засоряются, так что уже через несколько минут становится трудно что-либо найти в потоке информации. Чтобы это происходило в меньшей степени, я попросила обучающихся делать соответствующие пометки в теме письма, отправляя домашние задания на проверку, в вайбере создала целые группы классов для передачи им информации, установила время для общения для каждого класса отдельно. У всех моих учеников, к счастью, есть доступ к Интернету, несмотря на это список заданий я готовила на количество уроков в неделю, чтобы ученики могли своевременно узнать необходимую информацию. Достаточно трудно для меня было работать в прямом эфире: требовалось много времени для подготовки уроков, и не все дети смогли выходить на видеосвязь. Конечно же, дистанционное обучение создает определенные проблемы в коммуникации, и одной из таких проблем является предоставление обратной связи. На все поступающие вопросы я старалась отвечать своевременно, но чаще дети задавали мне их лично, и на это уходило много времени. Среди достоинств дистанционного обучения назову возможность одновременного включения в процесс обучения обучающихся, находящихся в разных районах города.

В заключение можно сказать, что дистанционное обучение сегодня востребовано, приобретает всё большую значимость и, следовательно, будет быстро развиваться с ростом технических и интеллектуальных возможностей.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации»; ст.16, ч.1; http://www.consultant.ru

 

Виртуальный урок: идеи, находки, решения (из опыта работы учителя)

Виртуальный урок: идеи, находки, решения (из опыта работы учителя)

Что даёт ЯКласс мне как учителю?

Что даёт ЯКласс мне как учителю?

Такой небольшой тест из 4–5 вопросов поможет определить, насколько дети усвоили материал конкретной темы

Такой небольшой тест из 4–5 вопросов поможет определить, насколько дети усвоили материал конкретной темы

Итак, тесты могут стать большим подспорьем как для педагога, так и для родителя — удобный, интерактивный, универсальный способ проверить знания ребят, и сделать это будет…

Итак, тесты могут стать большим подспорьем как для педагога, так и для родителя — удобный, интерактивный, универсальный способ проверить знания ребят, и сделать это будет…

Что дает ЯКласс родителям? Это не просто образовательный сайт, а дистанционная возможность: · участвовать в образовательном процессе; · видеть результаты работы своего ребёнка, полученные от…

Что дает ЯКласс родителям? Это не просто образовательный сайт, а дистанционная возможность: · участвовать в образовательном процессе; · видеть результаты работы своего ребёнка, полученные от…

Это удобный инструмент для индивидуального подхода

Это удобный инструмент для индивидуального подхода

Для учителей Учи.ру предлагает удобный инструмент для анализа успехов ученика, построения индивидуальной программы для обучения и упрощения работы

Для учителей Учи.ру предлагает удобный инструмент для анализа успехов ученика, построения индивидуальной программы для обучения и упрощения работы

Также я работала на платформе

Также я работала на платформе

На данной платформе стали доступными

На данной платформе стали доступными

На Учи.ру карточки разработаны таким образом, что подходят под любой

На Учи.ру карточки разработаны таким образом, что подходят под любой

Наградные материалы можно скачать и распечатать

Наградные материалы можно скачать и распечатать

Работая дистанционно с учениками, учитель должен как-то с ними общаться, чтобы организовать учебный процесс

Работая дистанционно с учениками, учитель должен как-то с ними общаться, чтобы организовать учебный процесс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021