ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ НА ТЕМУ:
«Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру»
Класс – 5
Тип урока – повторительно-обобщающий
Форма урока – игра-путешествие
Цели урока:
Задачи урока:
Оборудование:
Компьютер, телевизор, раздаточный материал для групп – листы с заданиями, лист оценивания работы групп, реквизит для сценок, жетоны (следы ног)
Ход урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I Организационный этап
|
5 мин. |
Вступительное слово. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Давайте вспомним, какие страны Древнего Востока мы изучили. Название «Древний Восток» было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными. Сегодня мы отправляемся в путешествие по Древнему Востоку. Оно будет называться «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру» (1 слайд). Путешествие наше будет необычным. Вы плывете на трех кораблях. Экипаж уже заранее определен. Мы будем путешествовать по островам наших знаний. Их сейчас вы видите на экране (2 слайд). Вы вспомните знаменитых древних правителей, важные события и когда они происходили, оцените достижения народов Древнего Востока в мировой культуре, повторите исторические понятия. На каждом острове знаний вас ждут интересные задания. Выполняя их, ваши команды будут получать баллы. Баллы будет подсчитывать сегодня _____________ . Поприветствуйте! Экипаж того корабля, который лучше всех справится с предстоящими трудностями, получит высокие отметки. А также будет оценена работа всех тех учащихся, кто наберет больше 3 жетонов за правильные ответы. Помните, что вы работаете в одной команде! И так мы отправляемся. В течение одной минуты придумайте свое название кораблю и выберите капитана. Название и фамилию капитана напишите на своем маршрутном листе |
Учащиеся рассаживаются за три стола, по 6 человек. Три ученика переодеваются в рабов, берут реквизит и тоже садятся в группы. Группы заранее сформированы. 1 ученик – мой помощник – будет фиксировать правильные ответы. Называют страны: Египет, Междуречье, Финикия, Палестина, Индия, Китай, Ассирия, Лидия, Мидия, Персия
В течение 1 минуты выбирают капитана и придумывают название своему кораблю. Записывают это на маршрутных листах. Слабые учащиеся получают тесты, которые должны в ходе урока выполнить и сдать. |
II ход игры |
30 мин |
|
|
1. жеребьевка |
2 мин |
Познакомимся с нашими командами. Прошу выйти капитанов. Проведем жеребьевку и выясним, какой корабль первым отправится в путешествие |
Капитаны выходят, называют название своего корабля
Проходят жеребьевку. (1,2,3) |
2. Знаменитые правители (3 слайд)
|
5 мин |
Определите, какие правители древности могли написать о себе приведенные ниже слова! Какими государствами они управляли? За каждого правильно угаданного правителя – 1 балл. За страну – еще 1 балл.
|
Команды по очереди отвечают на вопросы о правителях. (приложение № 1) |
3. Гости |
5 мин |
Плывут ваши корабли, плывут, и вдруг увидели лодку, а в ней люди. Вы подобрали этих людей. Что это за люди? Откуда вы? Расскажите нам
|
Входят 3 раба. Беседа рабов и команд Команды отвечают – рабы 1 раб - Я прибыл из страны, где пленных заставляли много трудиться, а если мы не повиновались, нам отрезали ухо. Команды - Междуречье 2 раб - А в моей стране рабов не убивают, хотя и заставляют много трудиться. Я сопровождал купеческий караван с товарами. Меня щедро наградили, только я не знаю, что это за вещи. Может быть вы мне поможете, ребята? (из корзины вытаскивает – сахар, шахматы, чай, рис) Команды – из Индии 3 раб – А меня в моей стране заставляли строить каналы, усыпальницы для владыки, дороги, таскать тяжелые камни. Меня так много били, что я забыл откуда я. Команды – Египет Рабы занимают места в командах |
4. «Важные события» |
3 мин |
Следующий остров – Важные события. Перед вами события, которые нужно соединить со своими датами. В течение 5 минут вы соотносите события с нужными датами. Выполняете задание на своих маршрутных листах. Затем отдаете задание жюри. Давайте вместе посмотрим, как правильно должны соотноситься |
Команды работают. Выполняют задание. Отдают лист жюри. Приложение № 2 |
5. Отдых |
2 мин |
Проведем физкультминутку Ветер сильно вдруг подул
(руки вверх и наклоны в сторону)
|
Физкультминутка |
6. Исторические понятия |
5 мин |
Следующий остров – «Исторические понятия». Здесь вам предстоит отгадать кроссворд, состоящий из понятий, с которыми мы познакомились при изучении Древнего Востока. В течение 5 минут вы отгадываете, затем сдаете жюри. За каждое отгаданное слово – 1 балл. |
Отгадывание кроссворда в группе. Сдают жюри. (Приложение № 3) |
7. Древние названия |
5 мин |
Жители Древнего Востока давали своим странам, городам, людям и т.д. очень красивые, интересные, и самое главное, правильные названия. Например, финикийцы свой город Сидон называли «местом для рыбной ловли», а город Тир – «скалой». Вам нужно отгадать три таких древних названия.
|
Команды по очереди выбирают кружочки с баллами и отвечают. Жюри подсчитывает Приложение № 4) |
8. Культурные достижения |
5 мин |
Это конкурс капитанов. Прошу капитанов выйти. Для вас блиц - вопросы по культуре стран Древнего Востока. За каждый правильный ответ 1 балл.
|
Капитаны выходят. Отвечают на вопросы по очереди. Приложение № 5 |
9 Подведение итогов. Рефлексия |
5 мин |
Игра закончена. Слово жюри. Скажите Чем наш урок отличался от обычного? Что вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Будем ли еще проводить такие уроки? |
Учащиеся слушают Жюри. Участвуют в рефлексии. |
10 Домашнее задание |
3 мин |
Ваше домашнее задание – последний слайд. Творческое. Давайте создадим свой собственный музей Древнего Востока. Нарисуйте рисунок на тему Древнего Востока. Выполните в рабочей тетради задания на с. 39-50 |
Записывают домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.