"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "
Оценка 4.6

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
история
9 кл—11 кл
20.01.2020
"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "
Вклад учителей- воинов Якутии в годы ВОВ 1941-1945гг. в дело победы над фашисткой Германией.
Вклад учительства.docx

Вклад учительства в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

ПЛАН

  1. Вклад учителей Якутии в годы ВОВ 1941-1945 г.г.
  2. Вклад учителей школы №17 в годы войны.
  3. Заключение.
  4. Использованная литература.

 

Цель работы:

показать героизм тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

Задачи :

Воспитание патриотизма  и уважения к истории у молодого поколения на примере самоотверженного труда учителей в годы войны.

Гипотеза: Если с детства формировать уважительное отношение к героическому прошлому своей страны, то в будущем мы получим нравственно здоровое поколение.

 

 

Вклад учителей Якутии в годы Великой Отечественной войны

 

Война самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдания многих  людей и в первую очередь детей. Во все времена война приносила горе, смерть, разрушение. И, особенно, трагической была Великая Отечественная война 1941-1945 годов. И, не случайно, ее называют Великой так, как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.

   Каждый человек в годы войны своим трудом на фронте и в тылу старался приблизить Победу. В этой борьбе активное участие принимали дети. Почти каждая семья проводила мужа, сына , брата. Дома остались лишь старики, женщины и дети, на плечи которых легли все тяготы военного труда.

В годы войны, несмотря на трудности, школы продолжали работать. В школах не хватало учителей, учебников, тетрадей, чернил,  учебно-наглядных пособий, керосина и свеч. Учителя уходили на войну, но школы продолжали работать. Небывалый патриотический  подъем учителей и учащихся получил яркое выражение в их стремлении своим  настойчивым и упорным трудом, своей отличной работой и учебой ускорить приближение дня победы. Школы наряду с выполнением своих непосредственных задач обучения и воспитания молодежи, призваны оказывать широкую помощь колхозам окружать теплом и вниманием семьи фронтовиков. Большой объем сельскохозяйственных работ вынуждал руководство колхозов использовать в качестве рабочей силы учащихся независимо от их возраста. Только летом 1942 года, на колхозных полях трудились 1140 человек. Ребята выращивали картофель, ухаживали за телятами на фермах, заготавливали сено. Так, 12 школьников Октёмской школы, летом 1942 года , скосили 400 га лугов и заготовили 5.709 центнеров сена. Осенью 1943 года из колосков, собранных пионерами и школьниками Намского района  намолотили 1200 пудов зерна, 250 учащихся Нюрбинского района собрали 120 центнеров колосков.

            Комсомольские организации Якутии собрали и сдали в фонд обороны страны 2.327.500 рублей, для населения освобождённых районов  от немецких оккупантов. В фонд помощи семьям фронтовиков, детям – сиротам, комсомольские организации Якутии , в 1943 году, внесли 1.800.000 рублей, собрали 208 кг продуктов. Коллектив школы №17 города Якутска в годы войны несмотря на трудности, активно помогал фронту своим самоотверженным трудом и материальной помощью.

 

Данные о помощи в Красной Армии и фонде Обороны в  1941-1942 гг.

Учащиеся школы:

1.Учащиеся сдали около 24415 рублей облигациями.

2.Собрано 140 штук теплых вещей для Красной Армии.

3.Организовано 34 подарка для детей красноармейцев.

4.Отослали бойцам Красной Армии 53 подарка.

5.Собрано лому и цветных металлов на 1237 рублей 62 коп.

6.Сдано железных банок 3000 штук.

7.На строительства танков собрано 203 рубля 60 коп.

Учителя школы:

1.Сдали около 14825 рублей облигациями.

2.Теплых вещей 21 штук.

3.Подписка на лотерею 2150 рублей.

4.Сбор на танки 1400 рублей.

5.Заем последнего выпуска на сумму 6525 рублей.

6.В фонд Обороны перечислили 1-дневный заработок в сумме 1210 руб.62 коп.

7.Собрано серебра в сумме 7 руб.50 коп.

 

В школе было 163 пионера и 160 октябрят. По итогам 4-ой четверти 1941-42 уч. г. 103 ударников и отличников, что составляет 23,7% от общего числа учащихся школы.

 

 

Помощь Красной Армии в 1942-1943 гг.:

-     Перечислено в фонд Обороны – 287 руб.

-     Передано в Госбанк на танковую колонну – 1037 руб.12 коп.

-     Сдано теплых вещей для партизан – 68 шт.

-     Собрано кисетов и платков  -  334 шт.

-     Отправлено посылок для раненых – 7 шт.

-     Сдано утиля на сумму – 495 руб.

-     Учителями и учащимися собрано 900 руб. на подарки Красной Армии в честь 25-летия РККА.

-     Учащиеся школы посетили раненых бойцов, находящихся в Областной больнице и отнесли им подарки. 

 

Работниками школы на оборону страны за 1942 год отчислено:

-     Однодневный заработок на сумму 3184 руб.90 коп.

-     На 1-ый военный заем 6113 руб.

-     На военный налог 7034 руб.45 коп.

-     На подарки бойцам 1135 руб.

-     На 1-ю и 2-ю лотерею 2325 руб.

-     На 2-ой военный заем подписались на 13640 руб.

 

В школе пионеров 170, октябрят 125, членов КСМ – 11.

Число ударников – 84, отличников – 18. Успеваемость учащихся за год выразилась в 77.5% при качестве 50,7% (снижение успеваемости за счет арифметики и русского языка)

 В школе организована Первичная организация ОСО-авиахима с охватом 43 членов. ОСО провела большую работу по сдаче на значок ЮПВХО (юные члены противоздушной химической обороны) и ПВХО. Среди учащихся школы сдали нормы на ЮПВХО – 216, на ПВХО 1-ой ступени – 184 чел.

В школе работали кружки: «Пулеметный» (рук. Шиц А.П.) с охватом 13 учащихся, «Ворошиловский стрелок» с охватом 42 чел.

 

Для оказания помощи детям красноармейцев установлены стипендии в количестве по классам:

1”а” класс – 3 чел., 1”б” класс – 5 чел.,

2”а” класс – 3 чел., 2”б” кл. – 4 ,

3 кл. – 3 чел.,

4 “а” кл. – 2 чел., 4”б” кл. – 4 чел.,

5”а” кл.- 2 чел., 5”б” кл.- 5 чел.,

6”а” кл. – 3 чел., 6”б” кл.- 2 чел.,

7”а” кл. – 3 чел., 7”б” кл.- 3 чел.

            Итого 42 человека.   Завуч: Евсеева  [НА РС(Я) ф.57. оп.1. д.282. л.18.]

      Школа основана в 1920 г. Осенью 1941 года реорганизована в семилетнюю школу под №17. Первым директором работала Высочина Полина Сергеевна, имеющая высшее филологическое образование. Завучем до 27 декабря 1941 года проработала Мозголина А.А. После нее на эту должность временно  работал Шиц Аркадий Петрович, учитель алгебры и геометрии.

                    Учителя школы №17  1941-1942 уч.года:

 

1. Данилова Е.Н. – русск.яз. и литература 5 класс.

2. Назарова А.А.  – русск. яз. и  литература 7 кл.

3. Высочина П.С. -  русск.яз.и литература 6 кл.

4. Бянкин А.К.      -  арифметика 5 кл.

5. Шиц А.П.          -  алгебра, геометрия 6,7 кл.

6. Коротенко Т.В. -  история 5-7 кл.

7. Соколова Е.П.  -  естествозн., химия, сельск. хозяйство. 5-7 кл.

8. Бавировский В.С.- география 5-7 кл.

9. Сазонова А.А.   – немецкий яз. 5-7 кл.

10. Кузнецов В.И. -  физика 6-7 кл.

11.Непомнящий     - черчение 6-7 кл, рисование 5-6 кл.

 

                        Классные руководители:

 

1”а” кл (41 уч-ся)  - Степанова Т.И.

1”б” кл.(43 уч-ся)  - Лужнова П.И.

2”а” кл.(38 уч-ся)  - Калинина Л.И..

2”б” кл.(36уч-ся)   - Алантьева В.М.

3”а” кл.(38 уч-ся)  - Куклина В.В.

3”б” кл.(41 уч-ся)  - Авдеева Т.А.

4 кл.(41 уч-ся)       - Лутовинова А.П.

5”а” кл.(34 уч-ся)  - Бянкин А.К.

5”б” кл.(36 уч-ся)  - тоже он.

6”а” кл.(33 уч-ся)  - Сазонова А.А.

6”б” кл.(23 уч-ся)  - Коротенко Т.В.

7 кл.(29 уч-ся)      -  Соколова Е.П.

                         Всего учителей 19. 2 члена ВКП(б), 3 члена КСМ.

                         Всего учащихся – 453 чел.

 

        НА РС(Я) [ ф.693.оп.1,д.346, лл.1-19. ]

 

 

               Список учителей школы №17 на начало 1942-43 уч.г.г.:

 

1.      Припузов Виталий Константинович – учитель 4 кл.

2.      Евсеева Клавдия Федоровна           -  биология,химия

3.      Шиц Аркадий Петрович                     - завуч

4.      Жукова Зоя Николаевна                   -  русск.яз. и лит.

5.      Попова Вера Михайловна                 - арифметика,алгебра.

6.      Авдеева Тамара Андриановна         - начальн.кл.

7.      Лужнова Паина Ивановна                 - начальн.кл.

8.      Бянкина Антонина Агеевна               - начальн.кл.

9.      Алантьева Вера Михайловна           - начальн.кл.

10.  Лутовинова Анна Петровна          - начальн.кл.

11.  Шалаева Анна Степановна          - начальн.кл.

12.  Высочина Полина Сергеевна      - директор

13.  Данилова Евгения Н.                   – языковед

14.  Коротенко Т.В.                               – историк

15.  Юнгман Ирина Кондр.                   – немецкий язык.

            32  Цой Николай Максимович             - черчение.

 

              НА РС(Я)      [ Фонд 693. оп.1,д.459, л.л 23,36,134-144,400:]

 

        О та­ком патриотическом порыве учащихся газета .«Социалистичес­кая Якутия» в первые месяцы войны писала: «В общежитии по ул. Орджоникидзе № 58, по инициативе команды ПВХО, создана детская группа в помощь семьям призванных в Красную Ар­мию. На квартирах, откуда ушли в Красную Армию, наклеены красные звездочки. Сюда приходят учащиеся и спрашивают, какая требуется помощь. Ребята приносят женщинам воду, ухаживают за детьми, выполняют различные поручения».[i] Этот патриотический!"! поступок говорит о том, что учащиеся далеких якутских школ, не ожидая указания, самостоятельно начали работу по оказанию помощи семьям фронтовиков. Поддерживаемые партийными, комсомольскими и профсоюз­ными организациями, тимуровцы ежегодно расширяли круг деятельности и привлекали в свои ряды большое количест­во детей. Если в 1942 году в республике было организовано 420 тимуровских команд с охватом 2450 школьников, то в 1944/45 учебном году работало уже 5030 тимуровцев, которые оказали помощь 1503 семьям военнослужащих. Тимуровцы за­готовили 3786 кубометров дров, перевезли из лесу 1123 кубо­метра, подвезли 1812 бочек воды, '518 возов сена и 768 кубометров льда.[ii] [ Якутия. Великая отечественная в цифрах. Якутск 2010 с.2  В годы войны большое внимание уделялось укреплению молодежных коммунистических организаций- пионерских и комсомольских. Пионерские и комсомольские организации носили, в основном, политический характер. Основными идеями пионерской организации были преданность Коммунистической партии, революционным идеалам, боевым и трудовым традициям советского народа, борьба за построение коммунизма. Комсомольцы и пионеры Якутии оказывали большую помощь в улучшении учебно воспитательной работы в школах, укреплении сознательной дисциплины и развертывании культурно массовой работы среди учащихся. В 1942/43 учебном году в республике насчитывалось 155 школьных комсомольских организаций, объединявших 1828 учащихся- комсомольцев 155 пионерских дружин, 778 отрядов, в которых насчитывалось более 20,5 тысячи пионеров. Большим авторитетом, в те годы пользовалась команда Доры Золотарёвой из школы № 9 г.Якутска. Всего в Якутске, в начале  1943 года, в 92 тимуровских командах было 922 человека. Они обслуживали 127 семей фронтовиков и детские сады. С первых дней войны , в летние каникулы, трудились пионеры и школьники на колхозных полях и фермах.

         Летом 1943 года, в Усть – Майском, Намском ,Таттинском, Нюрбинском, Сунтарском и других районах,  на полях и фермах работали 5 406 пионеров и школьников. Совхозам активно помогали школьники г.Якутска.

Проня Андросов, пионер  Уолбинской  семилетней школы награждён Медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.»

         Только от пионеров и школьников Якутии поступило в  Фронд Обороны страны 2.327.500 рублей, а для бойцов, партизан и детей , освобождённых районов , поступило много тёплой одежды и подарков, всего на 400 000 рублей.

          Комсомольцы  прииска «Аллах -Юнь», по добыче золота,   собрали 370 000 руб. На эти средства была построена эскадрилья самолетов  «Комсомолец  Аллах -Юня».

         [Из архивных фондов «История педагогики г. Якутска. Дворец детства,

     Многие учителя были призваны в действующую армию. Такие районы, как Горный, Усть-Алданскин, Намский, Мегино- Кангаласский, Вилюйский, отправили на фронт почти половину состава педагогов, работавших в школах и в детских учрежде­ниях. В армию была призвана самая здоровая, энергичная и работоспособная часть учительства. Это обстоятельство серьезно отразилось на качестве работы школ и внешкольных учреждений.

        За годы войны вилюйчан - педагогов было мобилизовано 137 учителей, из них вернулись с поля боя 47 человек или более трети мобилизованных.  В 1941 г. из 22 мобилизованных педагога  погибло 10, в 1942 г. – из 71 погибло 39, в 1943 г. из 33 - 6, в 1944 г. из 11 - 2. Наибольшие потери относятся к первым годам войны. В 1941-42 годах из 93 мобилизованных погибло 39 человек.

За время войны 17 учителей были награждены боевыми орденами. Среди них:

Кондаков Николай Алексеевич – кавалер орденов Боевого Красного Знамени, Отечественной войны II степени и Красной Звезды, в 1990 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Корякин Константин Евгеньевич – награжден орденами Отечественной войны I и II, Славы III степеней, участник Парада Победы  на Красной площади 24 июня 1945 года.

         Из школы №1 г. Алдана почти все учителя – мужчины ушли на фронт: Н.А. Емельянов воевал на 4-м Украинском фронте, И.Л. Саливон сражался на Крымском, Закавказском и 2-м Украинском фронтах, в составе отдельной Приморской армии, И.А. Прилепин, участвовал в военных действиях на Дальнем Востоке, И.С. Александров, о котором известно немного – до войны он был учителем физкультуры, погиб на фронте. Так из села Кутана на фронт ушли пятеро педагогов: Платонов Р.Р., Софронов М.К., Соловьев К.К., Мартынов С.А.,  Романюк, двое последних пали смертью храбрых на полях войны. Участниками трудового фронта были преподаватели А.Г. Солобоева, В.П. Давшева, Л.М. Верещагина..  Классный руководитель 6 «б» класса  школы №1 г. Алдана Молодцова Анна совместно с детьми стали  инициаторами сбора средств на танк «Алданский пионер».  Невосполнимы утраты школ Амгинского района в годы Великой Отечественной войны. На разных фронтах смертью храбрых погибли учителя: Н.Н.Тимофеев, П.П. Степанов, А.Н.Михайлов, И.Р.Ядрихинский, Р.И.Мохсоголов, А.П.Неустроев и мн. др. В пекле боя, помня о своих учениках, они писали письма с фронта, призывая детей стремиться к знаниям, отлично учиться и помогать на трудовом фронте ради победы и светлого будущего. Эти письма бережно хранятся в музеях школ. Несмотря на лишения, для детей делалось все возможное.

Из Верхневилюйского района в  первый год войны больше 40 молодых учителей были призваны в действующую армию. Из них не вернулись Дмитриев И.В. (Ботулу), Тобуков Е.М. (Дюллюкю), Родионов Е.М. (Нам), Иванов В.К.-Кустукуров, Александров А.Г. (Оросу), Воронкин Н.С (Тойоку), Марков Н.И. (Хоро), Д.Н. Саввинов (Онхой), A.M. Яковлев (Тонуо Куулу), П.А. Дягилев (Меик),С.М. Егоров ,Е.К. Алексеев , А.П. Васильев , Г.П. Филиппов ,(Верхневилюйская сем.шк.), Г.В. Лазерев, Г.Г. Хабытчаров (Оросу), К.Д. Егоров, Федоров С.Г. (Саабыйа)-Харбалаах и его три брата тоже не вернулись с поля боя.

Из Чурапчинского района в  Великой Отечественной войне участвовали около 180 работников образования и студентов Чурапчинского педучилища, из них 65 человек погибли на фронте. Начиная с 1942 г. возвращались с фронта учителя-участники ВОВ. Многие из них демобилизовались из-за тяжелых ранений. Не вернулись с фронта 71. Количество учителей-участников ВОВ награжденных орденами и медалями – 25. В том числе награждены орденами: капитан С.Е. Аммосов орденом Красного Знамени, Р.Х. Кривошапкин, С.К. Макаров, А.А.Монастырев, Г.Д. Протодьяконов орденом Великой Отечественной войны I степени,  Р.Х.Кривошапкин, А.И.Попов, Г.И.Попов, П.Е.Пудов, Н.Г.Скрябин орденом Великой Отечественной войны  II степени, В.О.Алексеев, И.Д.Егоров, Г.Д.Ефимов, А.Г.Новгородов, П.В.Парфенов, П.Р.Сидоров, П.Е.Спиридонов, Е.А.Шестаков, Г.И.Попов, Н.Н.Герасимов орденом Красной Звезды, М.Н.Артемьев, А.С.Бродников, Н.М.Дьяконов, И.М.Павлов, М.М.Пермяков, П.Т.Пинигин, В.С.Соловьев орденом Славы III степени. Прославленный артиллерист, сержант Гаврил Дмитриевич Протодьяконов награжден орденом Отечественной войны I степени и тремя медалями «За отвагу». В 1998 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Командир стрелковой роты старший лейтенант Роман Христофорович Кривошапкин вернулся с фронта с двумя боевыми орденами, а старший сержант Гаврил Иванович Попов – с тремя орденами Учителя-фронтовики, удостоившиеся  звания заслуженных учителей школ РСФСР и ЯАССР: Макаров С.К., Старостин П.А., Местников Р.И. Заслуженные учителя школ ЯАССР: Бродников А.С., Васильев П.М., Максимов А.Е., Потапов К.Д., Сидоров А.Ф., Оконешников И.А., Соловьев Н.С. 

Из Намского района 67 учителей призваны на военную службу в ряды Рабочей Крестьянской Красной армии (РККА), 2 человека, будучи студентами ВУЗ–ов г.Ленинграда стали участниками блокады, таким образом, 69 педагогов являются участниками Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В течение четырех лет войны призваны: 52 действующих учителя из школ Намского района, 2 студента педагогического училища г.Якутска, 3 учителя призваны в 1940г из Якутской национальной военной школы, 7 учителей - из школ других районов, 3 человека, имеющие другую специальность, но впоследствии получившие педагогическое образование  и работавшие в школах Намского улуса. Из них 23 педагога не вернулись на любимую работу.

 

[ из архивных документов улусов Якутии]

 

Около сорока процентов учителей Якутии принимали непосредственное участие на фронтах Великой Отечественной войны, мужественно и ге­роически сражались за Родину.

Рядовой учитель начальной школы поселка Селигдар бывшего Алданского округа А. И. Харин был на фронте политруком роты разведчиков. Только в одном из рейдов восемь разведчи­ков под его командованием захватили в плен 60 немцев, забрали у них оружие, включая четыре станковых пулемета. За боевые заслуги, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, А. И. Харин был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За боевые заслуги».

Учитель Синской семилетней школы Орджоникидзевского района Д. Е. Кузьмин еще до начала Отечественной войны, в 1939 г. добровольно ушел в Советскую Армию. Успешно окончив военное пехотное училище, Кузьмин идет на фронт. Он героически сражается за оборону Москвы, на Калининград­ском и Ленинградском фронтах. В одном из боев батальон под его командованием в деревнях Паньково и Джигули уничтожил 250 немцев, взял в плен 70 солдат и офицеров, захватил много орудий, винтовок, автоматов, боеприпасов и обоз в 60 лошадей. За этот героический подвиг учитель Кузьмин награжден боевым орденом Красного Знамени.

Заведующий учебной частью Бютяйдяхской семилетней шко­лы Мегино-Кангаласского района И. С. Кычкин за ратные под­виги награжден тремя орденами и четырьмя медалями. Заслуженный учитель школы Якутской АССР Н. В. Егоров в 1942 г. первое боевое крещение получил под Сталинградом. Затем при­нимал активное участие в освобождении Украины и Молдавии. В 1945 г. участвовал в освобождении многих городов и сел Австрии, Румынии , Болгарии и Венгрии. За боевые заслуги Н. В. Егоров награжден семью боевыми орденами и медалями.

Учитель-коммунист И. Е1. Кузьмин из Таттинского района в июне 1942 г. был призван в армию и сражался до конца войны. Он принимал участие в освобождении Румынии, Венгрии, Югославии, Австрии. Парторг стрелкового батальона И. В. Кузь­мин за героизм, отвагу награжден орденами Отечественной вой­ны I и II степени, Красной Звездой и четырьмя боевыми меда­лями. Бывший директор Сунтарской средней школы 1". Т. Аки­мов свой боевой путь закончил в Берлине. Он награжден двумя орденами и медалями и удостоен Почетной Грамоты маршала Ф. И. Толбухина. Ныне заслуженный учитель школы ЯАССР И. С. Игнатьев участвовал в сражениях на третьем Прибалтий­ском фронте, награжден орденами Красной Звезды и Славы III степени. Кавалер ордена Отечественной войны I степени и семи боевых медалей, учитель из Чурапчинского района Г. Д. Про­тодьяконов прошел славный боевой путь от героического Ста­линграда до' Берлина. В день двадцатилетия победы над фа­шистской Германией Г. Д. Протодьяконов по приглашению Ми­нистерства Обороны СССР участвовал в параде Победы на Красной Площади. Бывший учитель, нюрбинский комсомолец С. И. Бушков, ныне партийный работник, будучи комсоргом роты личным героическим примером увлекал бойцов. В 1942 г., находясь в засаде близ одной из деревень Западного фронта, С. Бушков один отразил атаку 30 гитлеровцев. О боевых делах этого отважного снайпера-учителя писала с восхищением фрон­товая газета «За Родину»: «По дороге шло тридцать воору­женных автоматами немцев... Бушков нажал курок. Носом в снег рухнул первый фашист, за ним другой, третий... Спокойно уверенно стрелял Бушков. Наконец, несколько уцелевших нем­цев не выдержали и побежали обратно...».

 За проявленный героизм на фронтах Великой Отечественной войны многие учителя удостоены орденами и ме­далями СССР. Среди них: С. С. Гурьев, И. П. Канаев, 3. П. Саввин, А. И. Федоров, А. И. Сосин, X. Н. Иннокентьев, В. С. Павлов, В. И. Борисов, И. И. Эртюков, Г. Д. Ефимов, А. В. Григорьев, И. И. Яковлев, Г. М. Иванов, И. А. Тарасов,

С. Габышев, М. Г. Носов, М. С. Матвеев, М. С. Егоров, Г. Д. Архангельский, А. Д. Данилов, А. А. Мартынов, Г. Г. Софронов, П. А. Марков, И. JI. Омучканов, П. Н. Находкин, Г. Корнилов, Т. Е. Мординов, Н. А. Кондаков, Н. П. Саввинов и многие другие.

 

 

 

Заключение

Просвещенцы Якутии, успешно выполнив свой воинский долг, показав храбрость, отвагу, смелость, приумножили славу своего родного народа. Якутские учителя, находясь в окопах, блиндажах, в даль­них пограничных зонах и на передовых позициях фронта, обу­чали солдат русскому языку, были переводчиками, политинфор­маторами среди бойцов, помогали методическими советами командирам обучать солдат военному делу.

Учителя Якутской республики вместе со всем народом нашей великой Родины помогали всеми средствами ковать победу над врагом в глубоком тылу. Они работали с максимальной энер­гией по воспитанию и обучению подрастающего поколения, вложили огромный труд в улучшение учебно-воспитательной работы школ, осуществление плана всеобщего обязательного обучения детей школьного возраста, в обогащение учебно-ма­териальной базы школ, в организацию систематической помо­щи фронту и тылу, в повышение своего идейно-политического и профессионального уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

            1. А.Г.Николаева и др. «Школа окнами на Вилюй» Якутск, 2012 г. с.41.   

2.В.С.Иванова(Зверева) «От первых школ до наших дней». Якутск, 2007

     с.11, 12, 13, 18, 19, 20, 24, 28.

3.В.Ф.Афанасьев «Роль Н.К.Крупской в строительстве советской школы народов   Поволжья,   Сибири, Дальнего Востока Красноярск, 1987 г. с.11, 126.

   4.Е.П.Антонов и др. «Руководители Якутии” ж/л Якутск, 2012  г. с.439.

 5. «Жизнь национальностей» Якутск, 1923 г.  № 5, с.143.

             6.  «Кыhыл Сулус»  г/а № 53 от 15.04. 1940 г

 7.«Социалистическая Якутия»  г/а № 161 от 15.07.1933 г.

 8.  «Социалистическая Якутия»  г/а №107 от 14. 05.

 9. НА РС(Я) ф.57. оп.1. д.282. л.18.

 10. НА РС(Я) ф.57. оп.1.д.282. л.4.

 11. НА РС(Я) ф.57. оп. 1. д.282. л.3.

  12. НА РС(Я) ф.57. оп.1. д.281. л.л.2,5.

  13. НА РС(Я) ф.57. оп.1. д.282 л.л. 12, 13, 52.

  14. НА РС(Я) ф.57. оп.1. д.143.

  15. НА РС(Я) ф. 57. оп.1. д.124. л.66.

  16. НА РС(Я) ф. 57. оп.1. д.283. л.16.

  17. НА РС(Я) ф. 4. оп.5. д.897.

  18. НА.РС(Я) ф. 4. оп.9. д.1070. л.2.

  19. НА РС(Я) ф.57. оп.2. д.79. л.24.

  20. НА РС(Я) ф.4. оп.9. д.1200. л.64.

  21.«Якутия. Рекорды, самое первое». Якутск, 2004 г. с.138.

  22. Якутия. Великая Отечественная Война в цифрах. Якутск, 2010 г. с. 221

 

 

 

 

 

 

 

Республика Саха (Якутия)

Городское Управление Образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

 

 

 

 

Вклад учительства в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 

 

                                                                                                                                                                                          Парфенова Пелагея Семеновна

учительница истории и обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "

"Вклад учительства в годы Великой отечественной войны "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020