Вкр
Оценка 4.9

Вкр

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
окружающий мир
Взрослым
27.02.2018
Вкр
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Институт детства КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Проектная деятельность как условие развития у младших школьников исследовательских навыков». Объект исследования: формирование исследовательских навыков младших школьников. Предмет исследования: проектная деятельность младших школьников. Цель исследования: теоретически выявить и путем экспериментальной работы проверить эффективность использования проектной деятельности младших школьников для формирования исследовательских навыков младших школьников. . Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть сущность понятий «проектная деятельность» и «исследовательские навыки» 3. Определить особенности формирования исследовательских навыков младших школьников в рамках организации проектной деятельности младших школьников. 4. Подобрать и апробировать занятия для формирования исследовательских навыков в проектной деятельности. 5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы. Гипотеза исследования: в основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что формирование исследовательских навыков у младших школьников будет более эффективным, если в образовательном процессе использовать проектную деятельность. Для решения поставленных задач и проверки результатов исследования применялись следующие методы исследования: - анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; - организация целенаправленной экспериментальной работы; - изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике, для решения частных исследовательских задач, также наблюдение, беседы, тесты, изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся. Указанные методы используются в определённой системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа. Работа проводилась в три этапа: - теоретический – изучение и анализ литературы по проблеме, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы выпускной квалификационной работы; - экспериментальный – проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; - обобщающий – анализ и сравнение полученных результатов, литературное оформление выпускной квалификационной работы . Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатом опытной работы. Апробация и внедрение результатов проводилось через выступление на совместном методическом объединении учителей начальных классов, автором в практической педагогической деятельности в качестве учителя начальных классов. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования исследовательских навыков младших школьников на уроках. База исследования: МКОУ – Веселовская СОШ, Краснозерского района , 2 класс. Содержание исследования изложено во введении, двух главах, заключении, списке использованных источников, приложений.Выпускная квалификационная работа
ВКР Дубинина Н.В.-1.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Институт детства                                                                             ______________  З.В. Бродовская «___»_________ 20__ г. ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ Зав.кафедрой ПиМНО ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ Выполнила студентка 62 группы  Дубинина Наталья Викторовна                  Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» Специализация информатика Форма обучения      заочная  Научный руководитель к.п.н.,  доцент  __________ З.В. Бродовская Новосибирск 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы метода  проектирования –одного из видов   развития исследовательских навыков младших школьников………………8         1.1.  Сущность понятия « проектная деятельность»……………..…………..8 1.2. Проектная деятельность младших школьников …………….…………..13 1.3. Методики исследования уровня сформированности исследовательских  навыков  младших школьников……………………………..………………..……23 ГЛАВА   2.   Экспериментальная   работа   по   формированию   исследовательских навыков проектной деятельности………………………………………………………………………31   школьников   младших процессе   в     2.1 Содержание экспериментальной работы по формированию исследовательских   . навыков   младших   школьников   в   процессе   проектной   деятельности   ……………………………………………………………………31  2.2. Анализ результатов экспериментальной работы  по формированию  исследовательских навыков младших школьников в процессе проектной  деятельности ............................................................................................................53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………… ….….65 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….…....72 2 ВВЕДЕНИЕ  Актуальность исследования За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании:   непрерывное самообразование,   овладение   новыми   информационными   технологиями.   Система   переориентация   на   деятельностный   подход, общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и   повышению   уровня   своей   профессиональной   готовности   молодые   люди. Модернизация   общего   образования   требует   разработки   новой   модели   начальной школы,   перехода   от   традиционной   установки   на   формирование   преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в   новых   условиях   открытого   общества.   Таким   образом,   приоритетной   целью образования   в   современной   школе   становится   развитие   личности,   готовой   к правильному   взаимодействию   с   окружающим   миром,   к   самообразованию   и саморазвитию. Исходя из «Концепции модернизации российского образования на период до 2020   года»   с   учетом   национальной   программы   «Наша   новая   школа» общеобразовательная школа обязана играть роль формирования новейшей системы универсальных   знаний,   знаний,   навыков   и   умений,   а   еще   приобрести   опыт самостоятельной   деятельности   и   субъективной   ответственности   обучающихся, другими словами – актуальные ключевые компетентности. Деятельностный   подход   в   сфере   образования   имеет   содержание стратегической   цели,   которая   заключается   в   направлении   развития   всех составляющих   системы   обучения,   а   также   имеет   практико­ориентированное направление   в   процессе   обучения   с   целью   формирования   у   учеников   ключевых компетентностей   с   точки   зрения   универсальных   способов   учебной   и   социальной 3 деятельности,  что  является   новейшей   идеологией   сущности  образования,  которая акцентирует   результат   обучения,   обозначает   возможности   ребенка   вести   себя адекватно в разнообразных жизненных ситуациях. Любая ключевая компетентность представляет   собой   совокупность   умений   и   знаний,   которые   имеют   отношение   к определенному  аспекту   практической   деятельности,  в  которую  в  той  или   другой степени включена каждая личность. При   разработке   Федеральных   государственных   образовательных   стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование   у   младших   школьников   умения   учиться,   создание   условий способствующих   реализации   потенциальных   возможностей   учащихся, обеспечивающих их личностный рост. Установлено, что знания, умения, полученные в школе, оказываются невостребованными в жизни. В русле деятельностного подхода предполагается   максимально   разгрузить   до   предметное   ядро   содержания образования   от   знаний   «про   запас»,   переориентировать   содержание   на востребованные в жизни практико­ориентированные умения и универсальные виды деятельности. Школа должна ориентироваться на сформированность не только знаний, но и умений   применять   их   на   практике,   формировать   и   развивать   ключевые компетентности обучающихся. Психолого­педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах Л.С.   Выготского,   В.В.   Давыдова,   Е.Л.   Мельниковой,   А.Э.   Симановского,   Н.Ф. Талызиной,   Д.Б.   Эльконина,   П.М.   Эрдниева,   И.С.   Якиманской;   методическое осмысление   ­   в   работах   В.В.   Афанасьева,   А.В.   Белошистой,   В.А.   Гусева,   М.И. Зайкина, Л.В. Занкова, Т.А. Покровской, Е.И. Смирнова, Т.Г. Ходот, И.В. Шадрина, И.Ф. Шарыгина и других.  Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и   навыков,   необходимых   в   исследовательском   поиске,   ­   одна   из   основных практических задач современного образования. 4 Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы;   выдвигать   гипотезы;   давать   определение   понятиям;   классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи. В учебно­воспитательном процессе проектный метод ­ это технология развивающего   способствующая   активизации   познавательной   деятельности, обучения, формированию   личностных   качеств,   развитию   умения   работать   в   коллективе   и группе. Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его   называли   методом   проблем   и   связывался   он   с   идеями   гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В России метод проектов  связан  с именем  С.Т. Шацкого. Первая   опытная  станция  по   народному образованию   Наркомпроса   РСФСР,   руководимая   С.Т.   Шацким,   может   служить уникальным примером создания педагогической системы, в которой особое место деятельности. принадлежит исследовательской     В   современной   России   вопросами   проектного   метода   занимаются   Н.В.   Матяш «Психология   проектной   деятельности   школьников   в   условиях   технологического образования»,   РИФ   «Белый   ветер»,   2000   г.,   Е.С.   Полат,   М.Ю.   Бухаркина,   М.В. Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе   образования»,   М.,   2004   г.,   Н.Ю.   Пахомова   «Метод   учебного   проекта   в образовательном   учреждении»,   и   другие.   2003   г.,   АРКТИ,   М.,               Исходя   из   выше   изложенного   нами   сформулирована  тема   дипломного исследования:  «Проектная   деятельность   как   условие   развития     у   младших школьников исследовательских навыков». 5 Объект  исследования:  формирование  исследовательских   навыков  младших школьников.  Предмет исследования: проектная деятельность младших школьников.  Цель   исследования:  теоретически   выявить   и   путем   экспериментальной работы проверить эффективность использования проектной деятельности младших школьников для формирования исследовательских навыков младших школьников.  . Задачи исследования:  1.  Проанализировать   психолого­педагогическую   и   методическую   литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть сущность понятий «проектная деятельность» и «исследовательские навыки»  3.   Определить   особенности   формирования  исследовательских   навыков младших   школьников   в   рамках   организации   проектной   деятельности   младших школьников. 4. Подобрать и апробировать занятия для формирования  исследовательских навыков в проектной деятельности. 5. Проанализировать результаты опытно­экспериментальной работы. Гипотеза   исследования:  в   основу   выпускной   квалификационной   работы положено предположение о том, что формирование  исследовательских навыков у младших школьников  будет более эффективным, если в образовательном процессе использовать проектную деятельность. Для   решения   поставленных   задач   и   проверки   результатов   исследования применялись следующие методы исследования: ­   анализ   психолого­педагогической,   методической,   другой   научной литературы; ­ организация целенаправленной экспериментальной работы; 6 ­   изучение,   анализ,   обобщение   массового   опыта   в   школе   по   выявлению реального состояния проблемы в практике, для решения частных исследовательских задач, также наблюдение, беседы, тесты, изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся.  Указанные   методы   используются   в   определённой   системе,   для   которой характерно   возрастание   роли   тех   или   иных   методов   на   отдельных   этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа. Работа проводилась в три этапа:  ­  теоретический   –  изучение   и   анализ   литературы   по   проблеме,   составление плана   работы,   определение   основных   параметров   исследования   (объект,   предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы  выпускной квалификационной работы; ­   экспериментальный   –   проведение   констатирующего,   формирующего   и контрольного экспериментов; ­  обобщающий –  анализ  и  сравнение   полученных  результатов,  литературное оформление выпускной квалификационной работы . Обоснованность,   достоверность  положений   и   выводов   исследования обеспечивается результатом опытной работы. Апробация   и   внедрение  результатов   проводилось   через   выступление   на совместном   методическом   объединении   учителей   начальных   классов,   автором   в практической педагогической деятельности в качестве учителя начальных классов.  Практическая значимость  работы определяется возможностью использовать разработанную   систему   упражнений   в   практической   деятельности   учителей начальной школы по проблеме формирования  исследовательских навыков  младших школьников на уроках. База исследования: МКОУ – Веселовская  СОШ, Краснозерского района , 2 класс. 7 Содержание исследования  изложено во введении, двух главах, заключении, списке использованных источников, приложений. 8 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ – ОДНОГО  ИЗ ВИДОВ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. 1.1. Сущность понятия «проектная деятельность».     Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными  понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими  разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания,  так и с точки зрения разных уровней методологии науки. Понятие «проектная деятельность школьников» находит свое отражение на стыке  двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и  психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как  основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологическое  содержание. Термин «проект» в переводе с латинского означает – бросание вперед. Так  характеризует понятие «проект» Е.С. Полат: «Проект – это прототип, идеальный  образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях –  план, замысел какого­то действия». По мнению автора книги «Психология проектной деятельности школьников в  условиях технологического образования» Н.В. Матяш термин «проект» пришел в  гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание  испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случаев  понятие «проект» подразумевает неявное расширение – «технический проект».  Однако, все чаще проект употребляется в общенаучном значении.      По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом  деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно­ ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное  творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с  проблемой творчества, является творческой по сути. На основании этого, Н.В.  Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников – это  деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или  9 субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.      По К.М. Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого  сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от  небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как спецефической  форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс. Процесс создания проекта называется «проектирование». Дж.К. Джонс приводит  более десятка определений процесса проектирования, главное из которых  «проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной  среде». В широком смысле проектирование – это деятель­ность по осуществлению  изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование  понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. В.С. Кузнецов определяет проектирование важнейшим компонентом образовательного процесса,  служащего для создания новых понятий и концепций.      Проектное обучение зародилось и стало успешно развиваться в рамках  англосаксонской культурно­образовательной традиции в начале XX века. Это  явление тесно связано с внедрением в образование идей философии прагматизма  Джоном Дьюи, который полагал, что содержание образования должно быть  максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся.  «То, что называется учебным предметом, ­ арифметика, история, география или одна из естественных наук, ­должна основываться на материале, который изначально  выводится из обычного жизненного опыта» (Дьюи Дж. «Демократия и образование»).  Только таким образом, по его мнению, можно придать обучению «естественный  характер», сделать школу для ребенка местом «общественной жизни», а учебную  деятельность – средством реализации и развития индивидуальных личностных  особенностей. Единственный путь к овладению социальным наследием, с точки  зрения теоретиков прагматизма, ­ приобщение ребенка к тем видам деятельности,  которые «позволили цивилизации стать тем, чем она является (Дж. Дьюи). Поэтому основное внимание в содержании образования должно быть уделено не  усвоению «абстрактных» истин и не развитию когнитивных способностей, а занятиям 10 конструктивного характера. В этих условиях предельно прагматичный «метод  проектов» оказался самым приемлемым педагогическим инструментом.     Автором его стал профессор педагогики учительского колледжа при  Колумбийском университете Уильям Киллпатрик. Суть его новаторской идеи  заключалась в том, что дети, вместо распространенного в гимназиях той поры  преимущественно репродуктивного изучения «абстрактных знаний»,  малоприложимых к жизненной реальности, исходя из своих интересов, вместе с  учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую­либо практическую  задачу, они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями. При этом важно понимать, что в результате обучение в его традиционном, гимназическом  варианте было полностью вытеснено работой над индивидуальными (в Советском  Союзе коллективными) проектами.      В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса  РСФСР, руководимая им, может служить уникальным примером создания  педагогической системы, в которой особое место принадлежит исследовательской  деятельности. Исследовательской деятельностью активно занимался не только весь  педагогический коллектив, но и школьники. В первую очередь школьники активно  исследовали окружающую среду: социально­ экономическую, физико­ географическую и т.д.      В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое  распространение и развитие (особенно в 20­х – 30­х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для  решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Однако, русская культура всегда была бесконечно далека от идей прагматизма. Поэтому и метод  проектов в нашем образовании выглядел как неприемлемый, чужеродный, несущий  дух «делячества» (термин 30­х годов) и не прижился. В России никогда не подходили к образованию так приземленно и утилитарно.      В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA,  11 которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира,  российские школьники ни разу не поднялись выше 27­го места. Это свидетельствует  об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники  мало знают или, что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по­прежнему  в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо  современному человеку. Российская школа, верная своим традициям, наполняет  головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять  проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то  есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на  собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. В психологическом  знании понятие «проектирование» в последнее время приобрело значительную  актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования  образовательных систем.       В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности к проектной деятельности.  Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические  проектные умения: ­ распознавать проблему и преобразовывать ее в цель предстоящей работы; ­ определить перспективу и спланировать необходимые шаги; ­ найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей на  участие в своем проекте); ­ оценивать достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы  избежать их в будущем); ­ осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей  компетентности. Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного  мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства,  спорта. Основная идея метода проекта в том, что обучение школьников должно строиться на 12 активной основе, через целесообразную познавательную деятельность, сообразуясь с  личным интересом ученика именно в этом знании. Важно показывать детям их  личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им  пригодиться в жизни.      Итак, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно  выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно­познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с  обязательной презентацией этих результатов. Этот метод всегда предполагает  решение какой­то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование  разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных  областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в  информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты  выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если  теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конечный  результат, готовый к внедрению.      Работа по методу проектов предполагает не только наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое  планирование действий, четкое распределение (если имеется ввиду групповая  работа) ролей, т.е., заданий для каждого участника при условии тесного  взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает  какая­либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются  интегрированные знания из различных областей, а также применение  исследовательских методик. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних  13 случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в  рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться  преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных  профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих,  тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно,  ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные,  но и творческие, прикладные.      Тематика проектов может касаться какого­то теоретического вопроса учебной  программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу,  дифференцировать процесс обучения. Чаще темы проектов относятся к какому­то  практическому вопросу, актуальному для практической жизни и требующему  привлечение знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их  творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается  вполне естественная интеграция знаний. Главная идея метода проектов – направленность учебно­познавательной  деятельности на результат, который получается при решении практической или  теоретической проблемы. Этот результат называется «проект», что в переводе  означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается  обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на  формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и  практических умений. Технология организации проектной деятельности включает в  себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов,  творческих по сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником  задуманного результата. Критерии оценки проектов: ­ социальное значение проблемы; ­ актуальность и важность поставленных проблем; ­ самостоятельность разработки проекта; ­ реалистичность; 14 ­ экономичность; ­ перспективность; ­ результаты. Методика работы над проектом: ­ подготовка к работе над проектом; ­ выбор проблемы; ­ сбор информации; ­ разработка собственного варианта решения проблемы; ­ реализация плана действий; ­ подготовка к защите проекта; ­ презентация проекта; ­ рефлексия. Рассматривая метод проектов как педагогическую технологию, следует не  забывать, что в ее структуру входят: • концептуальная основа; • содержательная часть обучения: ­ цели (общие и конкретные) обучения; ­ содержание учебного материала; ­ процессуальная часть – технологический процесс: ­ организация учебного процесса; ­ методы и формы учебной деятельности школьников; ­ методы и формы работы учителя; ­ деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; ­ диагностика учебного процесса. Концептуализация рассматривается как совокупность взглядов на замысел, (идею) и  разнопозиционных отношений к нему: Этапы Цели этапа Содержание работы ученика Организационные фрагменты  15 уроков Подготовительный: ­ мотивация; ­ целеполагание; ­ осознание проблемной ситуации; ­ выбор темы проекта; ­ постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи;  создание проблемно­мотивационной среды урока. Концептуализация. Программирование. Проектирование: ­ построение ориентированной схемы действий; ­ обсуждение вариантов решения; ­ составление маршрута получения результатов; Беседа, дискуссия, «мозговой штурм». Планирование: ­ построение плана деятельности; ­ обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов; ­ продумывание хода деятельности; ­ распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции (роли); ­ самообразование и актуализация знаний. Самостоятельная работа, групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум. Практический: Получение продукта, результат проектной деятельности за счет решения  определенных задач ­ исследование, решение отдельных задач, компоновка и т.д.; ­ сбор и обработка данных; ­ интерпретация результатов; ­ графическое представление результатов. Самостоятельная работа, практикум, экскурсия, лабораторная работа. Аналитический: Рефлексия. Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы. 16 Семинар, круглый стол, консультация. Контрольно­коррекционный: Коррекция. Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок. Беседа,  консультация, индивидуально­групповая рефлексия. Заключительный: Защита проекта. Представление содержания работы, обоснование выводов.  Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие. Условия использования метода проектов и определения границ его целесообразности (по Т.И. Шамовой): ­ образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике  деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его  мотивацию в учении; ­ комплексный подход к разработке учебных проектов способствует  сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности; ­ глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет  универсального их использования в разных ситуациях; ­ гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого  потенциала учащихся. Правила успешной проектной деятельности: * В команде нет лидеров. Все члены команды равны. * Команды не соревнуются. * Все члены команды должны получать удовольствие от общения с другом и от того,  что они вместе выполняют проектное задание. * Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. * Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно  быть так называемых «спящих партнеров». * Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие  проектное задание. 17 Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат): * Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи),  требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения. * Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. * Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на  уроке или во внеурочное время. * Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных  результатов и распределением ролей). * Использование исследовательских методов, что предполагает: 1) определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; 2) выдвижение гипотезы их решения; 3) обсуждение методов исследования; 4) оформление конечных результатов; 5) анализ полученных данных; 6) подведение итогов; 7) корректировка; 8) получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода  «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.) Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется по крайней мере три  различные классификации (Сергеев И.С.). Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого  проекта. 1) Практико­ориентированный нацелен на социальные интересы самих участников  проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть  использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. 2) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное  исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение  задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее  18 проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы  современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический  опрос и др. 3) Информационный проект направлен на сбор информации о каком­то объекте,  явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. 4) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный  подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,  спортивные игры, видеофильмы, произведения изобразительного или декоративно­ прикладного искусства и т.п. 5) Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается  открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли  разрешен конфликт и заключен договор? По комплексности (иначе говоря, по предметно­содержательной области) можно  выделить два типа проектов. 1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной  области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и  деятельности. 2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под  руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. 1) Внутриклассные. 2) Внутришкольные. 3) Региональные. 4) Межрегиональные. 5) Международные. Классификация проектов по продолжительности. 1) Мини­проекты могут укладываться в один урок или менее. 2) Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются  19 для координации деятельности участников, основная работа осуществляется во  внеклассной деятельности и дома. 3) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их  выполнение занимает примерно 30­40 часов и целиком проходит при участии  руководителя. 4) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь  годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. 1.2. Проектная деятельность младших школьников     По оценке специалистов Министерства образования, выпускники начальной школы недостаточно хорошо владеют умениями пользоваться информацией. Причина в том,  что весь начальный этап обучения единственным источником информации выступает  учебник, преобладает устная работа с текстом описательного характера. Это создает  трудности в обучении пятиклассников. Вариантом решения задачи успешной  адаптации ребенка к новым условиям обучения в 5 классе может стать обращение к  методу учебных проектов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения  на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать  младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что  именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок,  личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то  нарушается преемственность между этапами развития учебно­познавательной  деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается  впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.      По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К.  Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.),  эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к  которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией  учителя, его направленностью на создание личностно­ориентированного  20 педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми  формами взаимодействия с детьми. Также в психолого­педагогической литературе  неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем  наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание  реальных возможностей учащихся, развитие их интеллекта, воли, мотивов». Кроме  того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании  активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в  учебно­познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской  помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в  начальной школе. Однако, для продуктивной проектно­учебной деятельности  младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость»,  заключающаяся в следующем.      Во­первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений,  лежащих в основе эффективных социально­интеллектуальных взаимодействий в  процессе обучения, к которым относится: ­ умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос  учителю в ситуации «дефицита информации или способов действий); ­ умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в  зависимости от ситуации, чтобы все слышали); ­ умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать); ­ умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное,  рациональное, оригинальное решение, рассуждение). Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют  необходимые правила общения, регулирующие как внешнюю сторону, построение  высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.      Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности  выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная  21 зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности  умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя: ­ развитие аналитико­синтетических действий; ­ сформированность алгоритма сравнительного анализа; ­ умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих  условие задачи; ­ возможность выделять общий способ действий; ­ перенос общего способа действий на другие учебные задачи. При этом качественными характеристиками развития всех составляющих  обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта,  мера самостоятельности и обоснованность. К «интеллектуальной зрелости» также  относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость,  вариативность и самостоятельность.      В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной  проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной,  дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая  способствует формированию у детей следующих умений: ­ адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; ­ обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения  учебной задачи с акцентом на положительное; ­ выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей  готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является  необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в  процессе обучения. Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальной  школе эффективна следующая последовательность его модификаций: от  недолговременных (1­2 урока) однопредметных проектов к долговременным,  межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. 22

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр

Вкр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018