ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период
Оценка 4.8

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа
Детсад
11.06.2018
ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным перио-дом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.
ВКР (НОВЫЙ) (Автосохраненный).docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области  «Камышловский педагогический колледж» Выпускная квалификационная работа Программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период для развития физических качеств дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование Исполнитель: Пушкарёва А. А.,  студентка 4 до группы Руководитель:  Штыркина А. И.,  преподаватель  педагогических дисциплин Камышлов, 2018 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка..................................................................................................................2 Теоретико­методологические основы использования спортивных игр в летний  оздоровительный период для развития физических качеств у старших дошкольников..........2 Обоснование структуры и содержания программы использования спортивных игр в летний  оздоровительный период, направленных на развитие физических навыков у дошкольников  старшего возраста........................................................................................................................23 Анализ ресурсов и условий реализации программы использования спортивных игр в летний  оздоровительный период, направленных на развитие физических качеств у старших  дошкольников...............................................................................................................................29 Педагогические условия реализации программы использования спортивных игр в летний  оздоровительный период, направленных на развитие физических качеств у старших  дошкольников...............................................................................................................................33 Список литературы......................................................................................................................38 Пояснительная записка Теоретико­методологические   основы  использования   спортивных игр в летний оздоровительный период для развития физических качеств у старших дошкольников «Физическое   воспитание   ребенка   есть   база   для   всего остального.   Без   правильного   применения   гигиены   в   развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». Анатолий Васильевич Луначарский Дошкольный   возраст   обоснованно   считается   наиболее   важным периодом   в   процессе   формирования   личности   человека.   В   этом   возрасте более   интенсивно   развиваются   различные   способности,   формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.  По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно   обоснованной   системе   физического   образования   и   воспитания,   в которой   превалирует   принцип   осознанности.   Осознанность   движений обеспечивает   возможность   рационально   и   экономично   пользоваться   ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека. Одно из важных направлений образовательной работы по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является физическое   развитие.  Забота   о   всестороннем   развитии   подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В   стандарте   Федерального   государственного   стандарта   дошкольного образования указано, что образование детей дошкольного возраста переходит на качественно новый уровень, поскольку не только устанавливает нормы и требования к общей структуре образовательной программы, но и позволяет формировать содержание  с учетом интересов участников образовательного процесса. Правительство Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020   годы»   (постановление   от   15   апреля   2014   г.   №   295)  указано,   что   в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта. Выдающийся   педагог   В.   А.   Сухомлинский   подчеркивал,   что   от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно   правильно   организовать   работу   по   физическому   развитию   именно   в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Идея   гуманизации  современного   образования   (основано   на гуманистических принципах отечественной педагогики конца  XIX  – начала XX  века К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Лесгафта)  склоняется к тому,   что   дошкольное   воспитание   является   центральной   в   процессе   его обновления. Ученые, специалисты­практики все более склоняются к выводу, что   система   физического   воспитания   дошкольников   должна   нести   в   себе целостное,   гуманистическое   воздействие   на   личность,   обеспечивать реализацию   права   каждого   ребенка   на   постоянное   и   наиболее   полное физическое развитие.  В   литературе   по   теории   и   практики   физического   воспитания   детей дошкольного   возраста   значительное   влияние   оказали   научно­методические работы Н. А. Межилова, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, А.И. Быковой., а   так   же  в   литературе   по   теории   и   методике   физического   воспитания   и развития   ребенка   (Э.Й.   Адашкявичене,   Е.Н.   Вавилова,   В.Г.   Гришин,   Т.И. Дмитренко, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина) подчеркивается, что спортивные игры позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность [3, стр. 125]. Однако,   результаты   исследования,   вопросов   организации   спортивных игр в условиях дошкольной образовательной организации, представленные в работах Л. Н. Волошиной, позволяют отметить ряд имеющихся трудностей в процессе   организации   игровой   (подвижной)   деятельности   детей,   среди которых:  Воздействие   подвижных   игр   с   элементами   спорта   на   развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста;  Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр;   Организация   процесса   игры   в   соответствии   с   индивидуальными особенностями физического состояния каждого ребенка. Немаловажную роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл   и   Н.   А.   Метлов.   Им   написано   свыше   130  работ  по   физическому воспитанию,   в   которых   подчеркивается   что,   в  играх   с   элементами   спорта совершенствуется   «чувство   мышечных   усилий»,   «чувство   пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных анализаторов. А.   И.   Быкова  разработала  методику   развития   движений   ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Все   эти   исследования,   методики   по   теории   и   практике   позволяют глубже   понять,   что   дети   дошкольного   возраста   с   большим   удовольствием занимаются физкультурой. Интерес вызывают спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, городки и др.).  Спортивные   игры   рекомендуется   осваивать   с   детьми   со   старшей группы, так как спортивные игры:  это игры команд, соревнующихся между собой, следовательно, дети должны обладать «чувством команды»;  это игры, требующие подчинения правилам, довольно жёстким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих;  каждая спортивная игра требует конкретной техники. Особенно   когда  на   улице   тепло   и   есть   возможность   гулять,   играть столько, сколько пожелаешь. Разумеется лето, для ребенка это счастливое время   активности   и   движения.  Простор   и   свежий   воздух   необходимы   для здоровья и гармоничного развития ребенка. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать противоречия:   Между   Федерального требования     Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования к организации условий физического   развития   ребенка   и   недостаточной   разработанностью развивающей среды групп по использованию спортивных игр.  Между научной обоснованностью физического развития средствами спорта   и   недостаточностью   специализированных   программ   и  методических материалов для дошкольной организации по использованию спортивных игр в работе со старшими дошкольниками.  Между   сложившейся   практикой   физического   развития дошкольников   в   системе   дополнительного   (спортивного)   образования   и неготовностью воспитателей использовать ее в работе детского сада.  Выявленные   противоречия   позволили   определить   проблему исследования: недостаточно методической и практической разработанности обеспечения   по   использованию   спортивных   игр   для   развития   физических качеств у старших дошкольников.   Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная методическая   и   практическая   разработанность   определили   выбор   темы исследования:   программа   использования   спортивных   игр   в   летний оздоровительный период для развития физических качеств дошкольников. Объектом   исследования   является   процесс   формирования   физических качеств у дошкольников  посредством использования программы  спортивных игр в летний оздоровительный период. Форма   проектирования:   программа   использования   спортивных   игр   в летний оздоровительный период, направленных на формирование физических качеств у старших дошкольников. Для   раскрытия   темы   дипломного   проекта   необходимо   достижение следующей   цели:   на   основе   анализа   теоретических   подходов   и   практики деятельности   педагогов,   разработать,   провести   пробацию   и   оценку результативности программы использования спортивных игр, направленных на формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Для   достижения   поставленной   цели   необходимо   последовательно решить следующие задачи: 1) теоретически   обосновать   возможности  спортивных  игр  в   летний оздоровительный   период,   направленных   на   развитие   физических   качеств   у старших дошкольников; 2) разработать и обосновать программу использования спортивных игр в летний   оздоровительный   период,   направленных   на   развитие   физических качеств у детей старшего дошкольного возраста; 3) проанализировать   ресурсы   и   условия   реализации   программы использования   спортивных   игр   в   летний   оздоровительный   период, направленных   на   развитие   физических   качеств   у   старших   дошкольников   в МДОУ Зайковский детский сад № 1; 4) пробировать, описать педагогические условия реализации программы использования   спортивных   игр   в   летний   оздоровительный   период, направленных   на   развитие   физических   качеств   у   старших   дошкольников   в МДОУ Зайковский детский сад № 1; 5) оценить   результативность   реализации   программы  использования спортивных игр в летний оздоровительный период, направленных на развитие физических   качеств   у   старших   дошкольников   на   базе  МДОУ   Зайковский детский сад № 1. Для   решения   поставленных   задач   использовались   следующие теоретические   методы   исследования:   анализ   психолого­педагогической   и методической литературы по вопросу использования спортивных игр в летний оздоровительный период. Эмпирическими   методами   исследования,   используемыми   в   работе, являются: тестирование, анкетирование, опрос, экспертная оценка.  Новизна   исследования   заключается   в   создании   программно   – методического   продукта   направленного   на   совершенствование   работы   в области   физическое   развитие,   на   развитие   физических  качеств   в   летний оздоровительный период, посредством проведения спортивных игр у детей старшего дошкольного возраста. Материалы   исследования   могут   быть   использованы   педагогами дошкольной организации, работником по физическому воспитанию, а также студентами, осваивающие специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» на практике, при организации летнего оздоровительного периода. Для   раскрытия   теоретических   подходов   необходимо   начать   с определения понятийного аппарата. В   настоящее   время   до   сих   пор   не   найден   единый   термин   для характеристики двигательных возможностей человека.  Для   более   полной   характеристики   рассматриваемого   вопроса   были изучены   работы  крупных   учёных,   которые   предлагают   свои   варианты названия: Зациорский В. М. рассматривал физические качества как  те стороны моторики   человека,   которые:  проявляются   в   одинаковых   параметрах движения и измеряются тождественным способом — имеют один и тот же измеритель   (например,   максимальную   скорость);   имеют   аналогичные физиологические и биохимические механизмы и требуют проявления сходных свойств психики.  А.   В   Кенеман   и   Д.   В.   Хухлаева   рассматривают   понятие   физическое развитие   как   процесс   изменения   форм   и   функций   организма   человека   в течение индивидуальной жизни. [12, стр. 7].  В работах Н. Н.Кожуховой и Л. А. Рыжковой сказано, что физические качества – это ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие ­ сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств   организма,   которые   определяют   силовые,   скоростно­силовые   и временные характеристики движения ребенка. Проанализировав позиции разных авторов, можно определить общность подходов и выделить понятие  Н. Н. Кожуховой и Л. А. Рыжковой. Данная позиция   дает   понять,   что   физические   качества   –   это   сложный   комплекс морфофункциональных,   биологических   и   психологических   свойств организма,   которые   определяют   силовые,   скоростно­силовые   и   временные характеристики   движения  ребенка, так  как  они являются  итогом  сложных перестроек   организма, особенностями, образом жизни. [12, стр. 8].   обусловленных   возрастом,   индивидуальными Таким   образом,   основываясь   на   результатах   проведенного   научно­ теоретического   исследования   в   русле   рассматриваемых   вопросов, осуществлен   логический   переход   к   дальнейшему   педагогическому   поиску, направленного   на   определение,   уточнение   и   конкретизацию   основных методологических   положений,  способствующих   повышению   эффективности организации спортивных игр в условиях ДОО. К   физическим   качествам   относятся:   сила,   быстрота,   выносливость, ловкость, меткость, гибкость.  Матвеев Л. П. отождествляя понятия «качества « и «способности» в этой   связи   выделяет   силовые,   скоростные   способности,   способность проявлять выносливость, гибкость. В отличие от других авторов выделяет двигательно­координационных   способностей,   отводя   им   ведущую   роль.   Он относит   к   ним:  способность   целесообразно   координировать   движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое). Таким образом, двигательные навыки, заложенные природой в ребенке, являются материальной основой для развития физических качеств.  Среди физических качеств особое место занимает  быстрота.  Быстроту можно   определить,   как   способность   человека   совершать   двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Выделяют следующие основные формы проявления быстроты: Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения). Быстрота  характеризуется,   как   способность   человека   осуществлять движения   с   определенной   скоростью   или   как   способность   человека осуществлять   двигательные   действия   в   минимальный   для   данных   условий отрезок времени.  Сила – это физическое качество, которое необходимо для преодоления сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы   обеспечивает   не   только   преодоление   внешнего   сопротивления,   но   и придает   ускорение   массе   тела   и   различным   предметным   снарядам   (что наблюдается, например, при передаче мяча). От   развития   силы   зависит   в   значительной   степени   развитие   других физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно­силовые качества. По мере освоения детьми упражнений на формирование силовых качеств они могут применяться в спортивных играх. Выносливость  представляет   собой   способность   человека   длительное время   выполнять   мышечную   работу   без   снижения   ее   интенсивности. Физиологическая   сущность   качества   выносливости   заключается   в способности организма противостоять утомлению. Ловкость – это сложное двигательное качество, и измерять его очень трудно. Является необходимым компонентом любого движения (бег, прыжок, метание, лазание и т.д.). Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности. Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость. Ловкость  представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями   (способность   быстро   обучаться),   быстро   перестраивать деятельность   в   соответствии   с   требованиями   внезапно   меняющейся обстановки.  Гибкость   дает   легкость,   свободу   действий,   раскрепощённость, непринужденность,   грациозность,   пластичность,   изящность,   умение   как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его. Гибкий человек красив   с   эстетической   точки   зрения.   Негибкий   ребенок   тратит   гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление. Достаточная гибкость бережет мышцы ребенка от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений. Несомненная важность при выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются  все физические качества, но преимущественное значение   приобретает   какое­либо   одно   из   них.   Допустим,   при   беге   на короткие   дистанции   —   быстрота;   при   беге   на   длинную   дистанцию   — выносливость,   а   при   прыжках   в   длину   и   в   высоту   с   разбега   —   сила   в сочетании с быстротой. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия.  Полноценное  физическое развитие дошкольника — это, прежде всего, своевременное   формирование   двигательных   навыков   и   умений,   развитие интереса   к   различным   доступным   ребёнку   видам   движений,   воспитание положительных,   нравственно­волевых   черт.  Посредством   движения   в дошкольном   возрасте   закладываются   наиболее   благоприятные   основы   для формирования   физиологической   основы   всех   будущих   физических   качеств человека.   Упражнения,   направленные   на   развитие   физических   качеств, применяются   в   строгой   последовательности,   включаются   в   разные   формы двигательной деятельности. На   протяжении   дошкольного   детства   осуществляется   беспрерывное развитие   физических   качеств,   о   чем   свидетельствует   показатели   общей физической подготовленности детей. Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают.  На   необходимость   развивать   физические   качества   ребенка   указывает Вавилова Е. Н. и относит к ним способности овладевать новыми движениями, осваивать   их   самостоятельно,   умение   действовать   экономно,   проявлять необходимый   в   конкретных   условиях   уровень   быстроты,   ловкости,   силы, выносливости, повышения работоспособности и адаптационных возможностей детей. Следует  подчеркнуть, необходимость  развития  физических  качеств с дошкольного возраста, что обусловлено рядом причин: 1.   Они   позволяют   укрепить   организм   ребенка   и   в   первую   очередь сердечнососудистую, дыхательную, костно­мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию. 2.   Целенаправленная   работа   по   воспитанию   физических   качеств   у дошкольников   улучшает   функционирование   организма,   повышает   их работоспособность, что особенно важно при подготовке детей к школе. 3. Необходимость развития у детей дошкольного возраста физических качеств определяется еще и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки. Педагог   должен   предусмотреть,   чтобы   упражнения   не   были продолжительными,   однообразными.   Желательно   их   повторить   в   разных условиях   с   разной   интенсивностью,   с   усложнениями   или,   наоборот,   со снижением требований. Таким образом, следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь   следует   обращать   внимание   на   воспитание   координационных способностей,   в   частности   на   такие   компоненты,   как   чувство   равновесия, точность,   ритмичность,   согласованность   отдельных   движений.   При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему тоже. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия. Закрепление   навыков   основных   движений   успешно   осуществляется   в спортивных играх. При этом необходимо помнить, что включать движение в игры   можно   только   в   том   случае,   если   оно   хорошо   освоено   детьми. Последовательность движений и условия игр важно менять, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и сообразительности. Закрепление накопленного   опыта   осуществляется   при   выполнении   этих   движений   на прогулке.   Для   развертывания   самостоятельной   двигательной   деятельности необходимо   иметь   достаточное   количество   пособий   и   игр   и   специальное место,   где   дети   могли   бы   упражняться   в   выполнении   разнообразных движений. Принятый   в   Российской   Федерации   Закон   «Об   образовании» предоставил дошкольным организациям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждая образовательная организация   вправе   самостоятельно   разрабатывать   стратегию   и   тактику построения   работы   по   физическому   воспитанию,   ориентированные   модели воспитания   и   физической   культуры;   обеспечивать   условия   для   развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка. Создание   многочисленных   программ   физического   воспитания раскрепощает   педагога,   создает   условия   для   выбора   программного содержания. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным   является   и   вопрос   методики,   т.е.   как   формировать   двигательную культуру, развивать двигательные способности ребенка. В то же время известно, что в процессе выполнения интересного дела, в   значительно   повышается котором   есть   соревновательный   момент, эмоциональный   тонус,   что   приводит   к   более   позднему   наступлению утомления   даже   при   трудной   работе.   Захваченные   игрой   дети   легче преодолевают   возникающие   трудности,   учатся   доводить   начатое   дело   до конца. Делая из этого вывод, можно сказать, что одним из средств являются спортивные   игры.   Как   уже   было   сказано   выше,   в   практике   используется недостаточное методическое обеспечение по использованию спортивных игр для развития физических качеств у старших дошкольников. Спортивные   игры   ­   это   виды   игровых   состязаний,   основой   которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства   определённой   цели   спортивным   снарядом   (обычно   им является мяч спортивный, целью ­ ворота, площадка и т.д.).  Спортивные   игры   способствуют   совершенствованию   деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально­ волевых   качеств.   Очень   ценно,   что   занятия   спортивными   играми   и упражнениями   способствуют   воспитанию   положительных   черт   характера, создают   благоприятные   условия   для   воспитания   дружеских   отношений   в коллективе.   Они   проводятся   летом   и   зимой   на   открытом   воздухе,   что является эффективным средством для закаливания ребенка. Спортивные   упражнения   ­   мощное   средство   всестороннего  развития детей и подростков: они не только улучшают физическое состояние ребенка, но и способствуют реализации целого ряда задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания; стимулируют они (что очень важно в детском   возрасте)   и   развитие   психических   и   волевых   качеств.   Арсенал современной   физической   культуры   содержит   огромное   количество разнообразных спортивных упражнений. Стоит отметить, что спортивные упражнения способствуют укреплению основных   мышечных   групп,   развитию   костной,   сердечно   ­   сосудистой, дыхательной,   нервной   систем.   Они   развивают   психофизические   качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия. Очень   ценно,   что   занятия  спортивными   играми   и   упражнениями способствуют  воспитанию  у  дошкольников  положительных  черт  характера, создают   благоприятные  условия  для   воспитания   дружеских   отношений   в коллективе.   Особенно   занятия   ценятся   на   свежем   воздухе.  Потребность   в новых знаниях и навыках обеспечения и поддержания здоровья дошкольников через   элементы   техники   спортивных   игр   с   использованием   летних   видов спортивного инвентаря. Лето  – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей и формирования у них привычки к здоровому образу жизни. В этот период года дошкольники   проводят   большую   часть   времени   на   свежем   воздухе. Недостаточность   двигательных   функций   у   детей   проявляется   во   всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической   и   речевой   моторике.   Установлена   прямая   зависимость   между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. В связи с этим задача педагогов использовать это время для повышения уровня двигательной активности. В   обобщенном   виде   задачи   образовательной   области   физическое развитие   в   летний   период   в   соответствии   Федеральным   государственным образовательным стандартом дошкольного образования предполагают:  формирование   и   обогащение   опыта   двигательного   поведения   у дошкольников;  развитие физических качеств (координации, гибкости, равновесия), крупной и мелкой моторики обеих рук;  формирование опорно­двигательной системы организма;  становление   целенаправленности   и   саморегуляции   в   двигательной сфере;  формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение спортивными играми с правилами; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа   жизни. То   есть,   следует   подчеркнуть,   что   спортивные   игры   относятся   к сложным подвижным играм. Это виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства   определённой   цели   спортивным   снарядом   (обычно   им является мяч спортивный, целью – ворота, площадка и т. п.). Большинство спортивных   игр   представляет   собой   комплексы   естественных   движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары и т.п.), выполняемые игроком   или   взаимодействующими   партнёрами   в   борьбе   с   соперником   и направленные на создание игровых ситуаций, которые в итоге обеспечивают победу.  Наряду   с   этим   рассмотрены  примерные   основные   образовательные программы   дошкольного   образования,   такие   как:   «Радуга»,   «Истоки», «Успех» и «Детство». В  основной   образовательной  программе   «Радуга»  подчеркивается важность   внимания   педагогов   к   физической   культуре.   От   обучения   детей физической   культуре   зависит   их   психофизическое   здоровье,   поэтому программа,   начиная   с   младшего   дошкольного   возраста,   воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на   творческое   использование   двигательного   опыта.  Активно   используются подвижные   игры   с   элементами   соревнований,   командные   игры,  игры  с элементами спортивных игр  При   анализе   программы   «Истоки»,   можно   отметить   тот   факт,   что главная  роль   —   разностороннее   развитие   ребенка,   формирование универсальных способностей. В разделе «физическое развитие» говорится о том,   что   педагог   должен   создавать   условия   для   освоения   элементов спортивных   игр   (баскетбол,   хоккей,   футбол,   бадминтон,   городки), формировать   интерес   к   физической   культуре,   к   некоторым   спортивным событиям в стране, развивать основные физические качества. Программа «Успех» предполагает участие в таких спортивных играх, как: городки, бадминтон, элементы футбола, хоккей, баскетбол. В разделе физическое   развитие   внимание   уделяется   в   основном   развитию   основных физических   качеств,   координации   движений   и   формированию   опорно­ двигательной системы организма. В программе детство активно применяются элементы спортивных игр: городки,   баскетбол,   бадминтон,   футбол.   Задача   по   физическому   развитию детей старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы развить умения осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов   упражнений,   а   также   умение   анализировать   (контролировать   и оценивать) свои движения и движения товарищей. Очевидно,   что   анализ   программ   позволяет   отметить   многообразие средств, призванных обеспечить формирования у дошкольников физических качеств, и среди этого многообразия представлены спортивные игры, которым в практике уделяется недостаточное внимание. (Приложение 1) В   существующих   современных   программах   воспитания   детей, реализуемых   сегодня   педагогами   дошкольных   организаций,   перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Это хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон. В   спортивной   и   педагогической   литературе   описано   их   содержание, однако   большинство   педагогов   затрудняются   в   выстраивании   системы обучения детей той или иной игре, спортивному упражнению и чаще всего ограничиваются  тем, что выносят на прогулку  спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании.  В   летний   период   образовательный   процесс   в   детском   саду характеризуется   большой   свободой   творчества,   широкой   вариативностью форм и методов работы с детьми, образовательного содержания, которое в силу   времени   года   и   особой   ситуации   развития   для   детей   насыщено событиями, экспериментами, наблюдением и двигательной активностью. Для педагога это время выполнять то, что в течение учебного года запланировать и сделать сложно, ввиду недостатка времени. Игры с элементами спортивных игр требуют большей, чем в подвижных играх,   собранности,   организованности,   наблюдательности,   определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции. Использование   спортивных   игр   в   работе   с   дошкольниками   является значительная   роль   спортивных   игр   в   оздоровлении   детей,   так   как   они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка. Спортивные   игры   оказывают   огромное   воспитательное   значение   на занимающихся дошкольников. Воспитывается решительность, самообладание, ответственность, происходит осознание важности коллективных действий для достижения цели. При   использовании   спортивных   игр   у   детей   формируется   интерес   к физической   культуре   и   спорту.   Для   подтверждения   данных   научных положений   был   изучен инструкторов по физической культуры и тренеров.  опыт   педагогов   практиков:   воспитателей, Опыт работы инструктора  по физической культуре МДОУ «Детский сад   №4   «Берёзка»   «Школа   мяча».   Изучив   подробно,   позволило   выделить следующие   положения:   Сохранение   и   укрепление   здоровья   дошкольника, формирование   у   них   привычку   к   ЗОЖ   является   одной   из   основных   задач работы дошкольного учреждения. Особое место в организации физкультурно­оздоровительной работы в дошкольном   учреждении   в   соответствии   с   программными   требованиями занимает формирование навыка владения мячом [3, стр.12]. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно, так как мяч – это один из спортивных инвентарей, который доступен и может использоваться как в самостоятельной, так и в совместной деятельности   детей,   в   помещении   и   на   улице.   Для   детей   мяч   ­   это привлекательный   «снаряд»,   символизирующий     приобщение   к   спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу и т. д. Игры   с   мячом   занимают   значительное   место   среди   других   средств физического воспитания детей дошкольного возраста, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их   выполнения.   Однако,   наблюдая   за   многократным   монотонным   и однообразным повторением действий детей 4­6 лет с мячом, педагог пришел к выводу, что интерес у дошкольников к манипуляциям  с мячом пропадает. Результаты   анкетирования   по   организации   физкультурно­оздоровительной работы в ДОУ показали, что родители воспитанников отмечают однообразие двигательных навыков детей, организуемых ими игр. Это привело к поиску новых форм и методов активизации детей при действии с мячом, а также к новым формам взаимодействия с родителями с учетом   концептуальных   подходов   программы   «От   рождения   до   школы»   к организации физкультурно­оздоровительной работы с детьми. Опыт построен на   возможностях   повышения   двигательной   активности   детей   дошкольного возраста   в   процессе   овладения   навыками   игры   с   мячом   посредством использования подвижных игр. Можно   сделать   вывод   о   том,   что   реализация   данного   опыта   имеет перспективу   дальнейшего   использования   в   практике   работы   дошкольных образовательных организаций и последующего развития в свете утверждения Федеральных   государственных   образовательных   стандартов   дошкольного образования, в части касающейся требований к содержанию образовательной программы дошкольного образования и основных задач. Опыт   работы   тренера­преподавателя   Медведевой   Н.   П.   позволил сделать следующие выводы:  Продолжительность   и   структура   подготовки   зависят   от   многих факторов, в числе которых в первую очередь следует назвать:  структуру   соревновательной   деятельности   и   подготовленности спортсменов, обеспечивающую высокие спортивные результаты;  закономерности   становления   различных   сторон   спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов, ведущих для данного вида спорта функциональных систем;  индивидуальные   и   половые   особенности   спортсменов,   темпы   их биологического   созревания   и   связанные   с   ними   темпы   роста   спортивного мастерства;  возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специализированной тренировке;  содержание тренировочного процесса;  состав средств и методов, динамику нагрузок, построение различных структурных   образований,   дополнительные   факторы   (специальное   питание, тренажеры,   восстановительные   и   стимулирующие   работоспособность средства).  Названные факторы определяют общую продолжительность подготовки, время,   необходимое   для   достижения   спортивных   результатов,   возрастные зоны, в которых эти результаты обычно демонстрируются [19]. Подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных   игр,   применением   игрового   метода.   На   этапе   начальной подготовки   не   должны   планироваться   тренировочные   занятия   со значительными физическими и психическими нагрузками. Особое внимание на этапе предварительной базовой подготовки нужно обращать   на   развитие   различных   форм   проявления   быстроты,   а   также координационных способностей и гибкости. При высоком естественном темпе прироста   физических   способностей   нецелесообразно   планировать   остро воздействующие тренировочные средства: комплексы упражнений с высокой интенсивностью   и   непродолжительными   паузами   отдыха,   ответственные соревнования, тренировочные занятия с большими нагрузками и т. д. Единичный опыт воспитателя муниципального бюджетного дошкольной образовательной   организации   «Детский   сад   комбинированного   вида   №45» города Братска. Екатерина Владимировна Бритова указывает: «Спортивные упражнения и игры относятся к тем видам игровой деятельности детей, в которых   ярко   выражена   роль   движений.   Исходя,   из   своей   практики   она отметила,   что   в   процессе   организации   спортивных   игр   и     элементов спортивных   игр   с   детьми   дошкольного   возраста   возникают   уникальные возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Благотворно воздействуют на детей игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не   связанными   с   длительным   и   односторонним   силовым   напряжением, особенно статическим 9, стр.3. Наряду с этим им приходится исполнять роли водящего, организатора игры, что развивает организаторские навыки. Проанализировав   диагностику,   проведенную   в   старшей   группе, воспитатель обратила внимание, что большинство детей не всегда проявляют должного   усилия   при   выполнении   большинства   физических   движений, нарушают правила, в игре увлекаясь её процессом. Не проявляют интереса к самостоятельной организации игр и спортивных упражнений. В связи с этим был разработан перспективный план на тему: «Использование спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков». В дальнейшей работе с детьми   педагог   планирует   расширить   и   систематизировать   знания   детей   о спортивных   играх,   закреплять   и   совершенствовать   двигательные   умения   и навыки. Обратить особое внимание на правила безопасности при проведении игр. Анализ  опыт   педагогов   практиков  позволил   нам   выявить   наиболее обоснованную точку зрения: Во­первых, в системе работы по формированию физических качеств у дошкольников   педагоги   разных   специализированных   групп   стараются внедрять   новые   технологи   по   укреплению   здоровья   и   применять   их   как   в обычной форме, так и в нетрадиционной. Во   –   вторых,   при   обучении   спортивным   играм   в   детском   саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность   к   самостоятельным   занятиям.   Воспитателю   необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала   по   спортивным   играм   имеют   свою   специфику.   Их   организация требует   учёта   возрастных   особенностей   детей,  их   физического   развития   и физической подготовленности. В   –   третьих,   в   основном   в   работе   с   дошкольниками   применяются подвижные   игры.   Спортивные   игры   и   упражнения   с   элементами   спорта используются крайне редко. В   –   четвертых,   у   каждого   работника   свой   подход   к   применению спортивных игр и упражнений и каждый достигает своего результата.   В – пятых, целесообразно привлекать родителей, для создания центров по двигательному развитию, проведения спортивных праздников. Таким   образом,   для   того,   чтобы   реализовать   педагогическую разработанность   программы   использования   спортивных   игр,   разработана программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период для детей старшего дошкольного возраста. Обоснование структуры и содержания программы использования спортивных   игр   в   летний   оздоровительный   период,   направленных   на развитие физических навыков у дошкольников старшего возраста Под педагогическим  проектированием  понимается  обязательный  этап деятельности   любого   педагога,   который   предполагает   предварительную разработку   основных   деталей   предстоящей   деятельности   учащихся   и педагогов Педагогическое   проектирование   используется   каждым   педагогом   и является основной и значимой функцией. Это можно объяснить тем, что она является   организаторской,   гностической   (поиск   содержания,   методов, средств взаимодействия с обучающимися) или коммуникативной. Педагогическое   проектирование   состоит   в   том,   чтобы   создавать предположительные результаты предстоящей деятельности и прогнозировать её результат. Формой   проектирования   в   данном   дипломном   проекте   является программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период для развития физических качеств дошкольников старшего возраста. Прежде   чем,   переходить   к   обоснованию   структуры   и   содержания программы, определим понятие. Что   такое   программа?   Педагогический   словарь   трактует   данное понятие, как: подборка информации, определяющей полностью и однозначно ход   деятельности,   которую   следует   осуществить,   чтобы   заданный   процесс проходил в соответствии с планом.  Педагогический словарь трактует ещё одно определение. Программа ­ это   документ,   определяющий   концептуальные   основы,   направления   и содержание   деятельности   детского   объединения,   организационные   и методические   особенности   учебно­воспитательного   процесса,   а   также   его условия и результаты. Различия   между   первым   и   вторым   пониманием   «программы» достаточно велики. Если в первом случае главное место уделяется подборке информации   какой­либо   деятельности,   которую   следует   осуществить   в соответствии с планом, то во втором случае основное внимание уделяется именно методическим особенностям, его условиям и результатам. Понятие «программа» в дипломном проекте определяется как система, совокупность   формирование   физических   качеств   посредством   проведения спортивных игр, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой­либо определённой общей цели. Данная   программа   написана   на   основании   основной   образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева А. Г. Гогоберидзе О. В. Солнцева   и   другие.   Программа   определяет   содержание   и   организацию образовательной   деятельности,   обеспечивает   развитие   личности   детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа рассчитана на 3 месяца для детей старшего дошкольного возраста (детей шестого года жизни). Целостность   и   гармоничность   формирования   личности   дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В настоящее время среди специалистов   в   области   физического   воспитания   широко   обсуждаются вопросы развития физических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ программной литературы свидетельствует о том,   что   проблема   физического   развития   ребенка   в   значительной   мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства. Анализ   существующих   специализированных   программ   позволил отметить, используемые   в   воспитательно­образовательном   процессе,   что   парциальные   программы   дошкольного   образования,   являются прекрасным   дополнением   к   основной   комплексной   образовательной программе.  Принципы   парциальных   программ   просты.   Существует   несколько направлений   воспитания.   Их   используют   либо   по   отдельности,   либо комбинируют, добиваясь лучшего эффекта. Проанализировав   научную   литературу,   можно   констатировать проблему, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность использования   спортивных   игр   в   летний   оздоровительный   период   для развития физических качеств дошкольников старшего возраста. В   структуре   парциальной   программы   в   соответствии   с   Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, выделено три раздела (целевой, содержательный, организационный). В программу включены следующие структурные компоненты:  Титульный   лист  с   указанием   названия   программы,   года   издания, места;  Оглавление,   содержит   перечень   разделов   и   других   структурных единиц текста с указанием номеров страниц, с которых начинаются рубрики текста;  Целевой   раздел   программы,   где   входит   пояснительная   записка   с указанием   актуальности,   целевых   ориентиров,   планируемые   результаты освоения данной программы;  Содержательный раздел: содержание программы, формы организации, календарно­тематическое планирование, формы взаимодействия с семьями;  Организационный   раздел,   представлены   такие   компоненты,   как   перечень методическое   и   материально­техническое   обеспечение, методических пособий, материально­техническое оснащение;  Список   литературы,   с   перечислением   источников,   при   помощи которых разрабатывалась программа. За   основу   программы   использования   спортивных   игр   в   летний оздоровительный   период   для   развития   физических   качеств   дошкольников взяты именно такие структурные компоненты. Программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период требует детального планирования, состоящей из частей, компонентов и   элементов,   так   как   его   центральной   задачей   является   формирование физических качеств детей старшего дошкольного возраста, через применение спортивных игр. Так как программа – это методическая разработка, то нами на основе анализа методических рекомендаций были учтены следующие требования: 1) содержание   методической   разработки   должно   четко соответствовать теме и цели; 2) содержание   методической   разработки   должно   быть   таким,   чтобы педагоги   (студенты   практиканты)   могли   получить   сведения   о   наиболее рациональной организации, эффективности форм; 3) материал   должен   быть   систематизирован,   изложен   максимально просто и четко; 4) язык методической разработки должен быть четким, лаконичным,   Применяемая   терминология   должна   убедительным. грамотным, соответствовать педагогическому тезаурусу; 5) рекомендуемые   методы,   формы   и   средства   должны   обосноваться ссылками на свой педагогический опыт; 6) методическая   разработка   должна   учитывать   конкретные материально­технические   условия   осуществления   учебно­воспитательного процесса; 7) должна   содержать   конкретные   материалы,   которые   может использовать педагог в своей работе (дидактический материал и т.д.) В   программе   нашли   отражение  ведущие   принципы   отечественной педагогики. 1. Принцип   развивающего   характера   образования.   Развитие способностей   ребенка,   обогащение   воображения,   памяти,   мышления, восприятия, способствует вовлечение ребенка в разные виды деятельности, использование имитации игровых упражнений. 2. Принцип   социализации.   Игровое   содержание   программы предполагает коллективную, двигательную деятельность, совместное решение двигательных задач, воспитание личностных отношений, коммуникативных и организаторских умений. 3. Принцип   оздоровительной   направленности   обеспечивается проектированием физкультурно­оздоровительных мероприятий по программе с   учетом   здоровья   и   физического   развития   ребенка.   Оптимальное использование   естественных   сил   природы   в   сочетании   с   физическими упражнениями повышает функциональные возможности организма детей. 4. Принцип   индивидуализации   нацеливает   на   построение образовательной   деятельности   на   основе   индивидуальных   особенностей каждого   ребенка,   при   котором   сам   ребенок   становится   ее   субъектом, активным в выборе содержания двигательной деятельности. 5. Принцип  вариативности  образования обеспечивает педагогу  право свободного выбора модулей программы в зависимости от погодных условий, двигательных   предпочтений   детей,   особенностей   предметно   развивающей среды   дошкольной   организации.   В   организации   физкультурных   занятий предусмотрена возможность выбора детьми физкультурных пособий, видов двигательной деятельности, участников совместной деятельности. 6. В   проектировании   содержания   и   организации   физкультурных занятий   на   открытом   воздухе   были   заложены   также   принципы   интеграции различных   видов   деятельности:   игровой,   познавательной,   двигательной, коммуникативной. Программа предусматривает овладения умениями играть в  спортивные игры: 1. Городки – формируются такие физические качества, как ловкость, сила, равновесие, так же развивается сообразительность, быстрота мышления; 2. Пионербол – формируются такие физические качества, как ловкость, сила, быстрота, выносливость и реакция; 3. Футбол   –   формируются   такие   физические   качества   как   ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость и реакция быстроты движений; Для   реализации   программы   в   детском   саду   созданы   необходимые условия.   Всё   оборудование   доступно   детям   и   безопасно,   соответствует нормам СанПиН.  В   санитарно­эпидемиологических   правилах   и   нормативах   (утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) указано, какие необходимы размеры площадок для организации проведения   спортивных   игр.   То   есть   для   организации   спортивной   игры   – футбол,   необходима   площадка   размером   30х15м,   в   центре   площадки обозначается   круг   диаметром   2м,   по   коротким   сторонам   ставят   ворота длиной 2м, высотой  1,5м.  Для  организации  спортивной  игры –  пионербол, необходима площадка размером 3,5х8м, а высота сетки должна быть равна высоте   ребёнка   с   поднятой   вверх   рукой.   Спортивная   игра   –   городки, организуется   на   ровной   утрамбованной   земляной   площадке   прямоугольной формы размером 8х12, 7х10м. Для   оценки   результативности   программы   необходимо   подобрать диагностический инструментарий. Создаваемая   программа   рассчитана   для   использования   педагогами дошкольных   образовательных   организаций,   инструкторами   по   физической культуре,   для   планирования   образовательного   процесса   в   летний оздоровительный период. Анализ ресурсов и условий реализации программы использования спортивных   игр   в   летний   оздоровительный   период,   направленных   на развитие физических качеств у старших дошкольников В настоящее время, формирование ценностей здорового образа жизни детей,   полноценное   развитие   их   организма  –   одна   из   основных   проблем   в современном   обществе.   В   период   дошкольного   детства   у   ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и   гармоничного   физического   развития.   Нормально   развивающий   ребенок   с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно   стремятся   удовлетворить   в   непосредственно­образовательной деятельности по физической культуре, но особой удовольствие они получают на свежем воздухе в летний период. В   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте дошкольного   образования   говорится,   о   значимости   физического   развития детей в частности из задач, на решение которых направлен стандарт, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В содержании программы по Федеральному государственному   образовательному   стандарту   дошкольного   образования, закладывается   область   «Физическое   развитие»,   которая   включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических   качеств,   такие   как:   гибкость   и   координация,   способствующие правильному   формированию   опорно­двигательной   системы   организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, а так же с правильным, не несущим ущерба организму, выполнением основных движений   (бег,   ходьба,   повороты   в   обе   стороны,   прыжки),   формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период   для   развития   физических   качеств   детей   старшего   дошкольного возраста   проходила   доказательство   в   рамках   следующей   образовательной организации (далее ОО). Образовательная   организации:   Муниципальное   дошкольное образовательное учреждение Зайковский детский сад №1. Детский сад находится по адресу: Свердловская область, Ирбитский район, п. Зайково, ул. Гагарина, 4, с режимом работы: пятидневная рабочая неделя  с 7.00 – 17.30  часов с учетом  выходных  – суббота,  воскресенье  и праздничных   дней.  ОО   имеет   следующий   телефон   8(343)5534592   и   адрес электронной почты (E ­ mail): mkdoyzdc1@mail.ru. В детском саду имеются: 7 групповых помещений, спортивный, музыкальный зал, кабинет медицинского работника.  Тип   образовательной   организации   –   дошкольное   образовательное учреждение. Руководит   дошкольным   образовательным   учреждением   заведующий педагог высшей квалификационной категории.  Дошкольное образовательное учреждение посещают дети с 1,5 лет до 7 лет. Численность   обучающихся,   по   реализуемой   основной общеобразовательной программе ­ образовательной программе дошкольного образования МДОУ Зайковского детского сада № 1.  Направленность группы Общеразвивающая Общеразвивающая Группа, возрастная категория «Лучики» (1,5­2 года) «Звездочки» "Совята"(2­3г) «Почемучки» года) Общеразвивающая «Пчелки» (4­5 лет) «Непоседы» (5­6 лет) Общеразвивающая «Фантазеры» (6­7 лет) Общеразвивающая Итого   (3­4 Общеразвивающая   Количеств о групп 1 2 Количество детей 13 39 1 1 1 1 7 23 19 20 26 140 Содержание воспитательно­образовательного процесса в детском саду определяется   примерной   образовательной   программой   дошкольного образования   «Детство»   под   ред.   Т.И.   Бабаева,А.Г.   Гогоберидзе,   О.В. Солнцева   и   другие,   для   детей   младшего,   среднего,   старшего   дошкольного возраста. В программе «Детство» физическое развитие направлено на:  развитие   умения   осознанного,   активного,   с   должным   мышечным напряжением   выполнения   всех   видов   упражнений   (основных   движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений);  развитие умения анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей;  формирование   первоначальных   представлений   и   умений   в спортивных играх и упражнениях;   становление у детей ценностей здорового образа жизни; развитие   представления   о   своем   теле   и   своих   физических возможностях;  формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами;  Тем самым можно сделать вывод о том, что разработанная программа использования   спортивных   игр   в   летний   оздоровительный   период соответствует   задачам   физического   развития   детей   старшего   дошкольного возраста. Программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период для развития физических качеств дошкольников была реализована в Муниципальном   дошкольном   образовательном   учреждение   «Зайковский детский сад №1» в старшей группе «Непоседы» (5­6 лет). Воспитатель данной группы   имеет   –   1   квалификационную   категорию   и   стаж   педагогической деятельности: 19 лет. В   программе   так   же   указана   сфера   совершенствования   двигательной активности   детей,   то   есть,   развития   представлений   о   своем   теле   и   своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка. Для   удовлетворения   естественной   потребности   детей   в   движении взрослые   организуют   пространственную   среду   с   соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории, занятия, которые   способствуют   получению   детьми   положительных   эмоций   от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно­двигательной системы детского организма. Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают   детей   выполнять   физические   упражнения,   способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений. В детском саду созданы все условия для развития физических качеств. Групповая комната просторная и хорошо проветриваемая, не содержит травмо­опасных сооружений. Предусмотрено оборудование необходимое для развития основных движений. Физкультурный зал дошкольного учреждения оснащён   современным   спортивным   инвентарем,   необходимым   крупным   и мелким оборудованием. Площадка для прогулок имеет хорошо закреплённые конструкции для организации игровых мероприятий.  Таким образом, выше перечисленные условия позволят достичь целей дипломного проекта. Педагогические   условия   реализации   программы   использования спортивных   игр   в   летний   оздоровительный   период,   направленных   на развитие физических качеств у старших дошкольников В   обществе   на   сегодняшний   день   остро   стоит   вопрос   о   физическом воспитании личности. Исходя из этого, возникает необходимость в изучении физического   развития   и   нахождения   путей   их   оптимизации   в   дошкольных образовательных организациях. Использование   спортивных   игр   с   детьми   дошкольного   возраста   в условиях   дошкольных   образовательных   организация   представляет   собой сложный   процесс   организации   физической   деятельности   детей, опосредованной   эмоциональной,   мотивационной   и   когнитивной   сферой личности ребенка и предполагает его методическое сопровождение педагогом на протяжении всего игрового действия. Теоретиками по физическому воспитанию детей доказано, что забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. Все   вышеперечисленное   имеет   особое   значение   для   современного подрастающего   поколения,   поэтому   тема   работы   актуальна   и   в   настоящее время. Пробация   программы   использования   спортивных   игр   в   летний оздоровительный   период   для   развития   физических   качеств   дошкольников старшего возраста может осуществляться при организации прогулки в летний оздоровительный период на старшей группе. Идея пробации заключается в использовании спортивных игр в летний оздоровительный   период для развития физических качеств  детей  старшего дошкольного возраста. Замысел   пробации   данного   проекта   заключается   в   том,   чтобы использовать   образовательный   процесс   для   формирования   физических качеств,   посредством   проведения   спортивных   игр   у   детей   старшего дошкольного возраста. Объект пробации: процесс формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Форма пробации: программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период для развития физических качеств дошкольников. Программа  использования спортивных игр в летний оздоровительный период   для   развития   физических   качеств   дошкольников   разработана   в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного   образования   и   примерной   образовательной   программой «Детство»  под редакцией Т.И. Бабаева А. Г. Гогоберидзе О. В. Солнцева и другие. Так   же   программа  использования   спортивных   игр   в   летний оздоровительный   период  является   дополнением   к   рабочей   программе воспитателя,   и   способствует   развитию   физических   качеств,   посредством использования   спортивных   игр   в   условиях   дошкольной   образовательной организации.  Педагогическая цель: повышение уровня сформированности физических качеств   у   детей   старшего   дошкольного   возраста,   посредством   реализации программы использования спортивных игр в летний оздоровительный период.  Цель   пробации:   доказать   результативность   разработанной   программы использования   спортивных   игр   в   летний   оздоровительный   период   для развития физических качеств  детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1)   подобрать   диагностический   инструментарий,   провести   первый диагностический замер у воспитанников старшей группы МДОУ Зайковский детский сад №1;  2) осуществить реализацию программы использования спортивных игр в летний   оздоровительный   период   для   развития   физических   качеств дошкольников; 3) провести вторичный замер по выявлению уровня сформированности физических качеств у детей старшего дошкольного возраста и экспертную оценку результативности программы; 4) обработать и проанализировать результаты первичной и вторичной   не   сформулировать   выводы   о   результативности   диагностики, / результативности использования спортивных игр в летний оздоровительный период   для   развития   физических   качеств   детей   старшей   группы   МДОУ Зайковский детский сад №1;  В целях проведения пробации можно выделить следующие принципы, на которых строится организация деятельности детей проведения спортивных игр:  Выстраивать   работу   с   учетом   возрастных   и   индивидуальных особенностей ребенка;   Создание благоприятных условий обеспечения материальной базы;  Охрана и укрепление здоровья;  Организация   мотивационного   аспекта   и   постепенного   включения   в спортивный или соревновательный характер  Сотрудничество   с   ребенком   –   оказание   помощи   в   затруднениях, проблемных ситуациях и выработке навыков саморегуляции и контроля.  Пробация   программы   использования   спортивных   игр   проводилась   в МДОУ   Зайковский   детский   сад   №1   в   старшей   группе,   за   время преддипломной практики, сроком 4 недели  (с 07 мая – 2 июня 2018г.) Пробация осуществлялась в три этапа, таких как: Первый этап – подготовительный. Предполагает проведение первичного замера  уровня   развития   физических   качеств   детей   старшего   дошкольного возраста,   оценку   методических   и   организационных   условий   реализации программы, материально­технической базы Зайковского детского сада № 1 для   реализации   программы.   Внесение   изменений   в   рабочую   программу воспитателя. Второй   этап   –   внедренческий.  реализацию образовательных форм в ходе прогулки в 1 половине дня направленных на   Предполагает развитие   физических   качеств   детей   старшего   дошкольного   возраста, посредством использования спортивных игр. Третий этап – аналитический. Проведение контрольных диагностик по оценки   уровня   сформированности   физических   качеств   дошкольников, сопоставление   1   и   2   замера   и   оформление   аналитической   справки   по результатам   диагностики.  Проведение   экспертной   оценки   программно   ­ методического продукта. В пробации были задействованы следующие субъекты: автор проекта, воспитатель старшей группы, дети 5­6 лет (шестого года жизни).  Для   выявления   уровня   развития   физических   качеств   детей   старшего дошкольного возраста, на основе сопоставления результатов были взяты за основу диагностики (см. Таблицу 1). Таблица   1   –   Диагностические   методы   и   методики   для   определения уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. д о т е М и к и т с о н г а и д Тестир ование Тестир ование Методика диагностики (название, автор, возраст группы) Диагностика физической подготовленности старших дошкольников  (М. А. Рунова)  (Приложение 3) Показатели физической подготовленности Цель диагностики   Определение степени развития   физических качеств:   сила,   быстрота, ловкость, гибкость,   выносливость, равновесие. Обработка  результатов  (уровни, шкалы и  др.)   Результат   заносится в общую диагностическую таблицу педагогом  р е м а З 1,2   Определение степени развития   физических качеств, таких как: сила, Обработка данных и интерпретация результатов 2 быстрота, ловкость, гибкость,   выносливость, равновесия Обследование физической подготовленности   детей старшей группы осуществляется   в   3 уровня:   высокий, средний, низкий Результат   заносится в   диагностическую таблицу 2 Тест детей   с   5­6лет     (М. А. Рунова) (Приложение 3) Протокол тестирования физической подготовленности детей 5­6 лет (М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской,В. А.Лях) (Приложение 4) Для   сбора   отзывов   на   разработанный   программно   ­   методический продукт   составлен   лист   экспертной   оценки.   В   оценке   могут   участвовать воспитатели   ДОО   с   опытом   работы,   первой   и   высшей   квалификационной категорией. Таким  образом, последовательная пробация методического  продукта, сбор   и   анализ   диагностической   информации,   обработка   результатов экспертной оценки позволят оценить действенность программы и определить возможности его применения в практике работы воспитателей. 1. Аверьянова Е. А.Педагогический опыт работы инструктора по физо Список литературы по теме: «оздоровление дошкольников через взаимодействие с родителями». 2. Алиева И. Г. / Описание опыта работы инструктора по физической культуре, по теме «Современные подходы к развитию детского двигательного творчества средствами нетрадиционного физкультурного оборудования"/2012 г. 3. Ашмарин Б. А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. ­ М. : Просвещение, 1979. – 225с. 4. Безносиков,   И.   Я.   Физкультурно­оздоровительная   работа   с   детьми дошкольного возраста: учебно­методическое пособие/ 1998. ­ 66 с. 5. Бочарова,   Н.   И.   Физическая   культура   дошкольника   в   ДОУ. Программно­методический   комплекс.   /   М.   :   Издательство:   Центр педагогического образования, 2007, 89 с. 6. Галушко И. Н. / Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста со спортивными играми (баскетбол для дошкольников)/ Москва, 2013. 7. Детство:   Примерная   основная   общеобразовательная   программа дошкольно­Д38   го   образования   /   Т.   И.   Бабаева,   А.   Г.   Гогоберидзе,   З.Л. Михайлова и др. ­ СПб. : ООО Издательство «Детство­пресс», 2011. ­ 528 с. 8. Дьяченко, О. М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. ­ Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. ­ М.: Гном и Д, 2001. ­ 144 с., стр. 72. 9. Е.   В.   Бритова   /   Сообщение   из   опыта   работы   «Использование подвижных   и   спортивных   игр   в   формировании   двигательных   умений   и навыков у детей» , 2014 г. 10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации (ред.  от 25.11.2013;   с  изм.  и  доп.,  вступ.  в  силу  с 01.01.2014); 11. Игнатова   Е.   А.   /   Методическая   разработка   по   физкультуре   по теме:     «Методика   обучения   дошкольников   элементам   спортивных   игр»   / опубликовано в 2014 г. 12. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. / Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / М.: Просвещение, 1985.­271с.. 13. Кожухова Н. Н., Рыжова Л. А., Самодурова М. М. / Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений / Под ред.С.А. Козловой.­ М.: Издательский центр "Академия", 2002.­320 с.. 14. Мащенко   М.   В.,   Шишкина,   В.   А.   Физическая   культура дошкольника. / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина ­ Мн.: Ураджай, 2000. ­ 156 с.  15. Мониторинг   в   детском   саду.   Научно   ­   методическое   пособие. Детство­пресс Санкт­Петербург, 2011­ 599 с. 16. Н. И. Николаева «Школа мяча», Санкт – Петербург, детство – пресс 2008. 17. Н. П. Воробьёва «Спортивные игры» / М. Педагогика,1973г. 18. Настюхина Е. Г. / Диагностика физического развития дошкольников/ 2012 г.. 19. Научно   –   практический   журнал   «Инструктор   по   физкультуре дошкольного образовательного учреждения» №1 2009 г. 20. Новокрещенова Е. М. / Методическая разработка по физкультуре по теме:   «Методика   обучения   детей   в   старшем   дошкольном   возрасте   игры   в баскетбол» / Опубликовано 19.06.2013. 21. Ночовка   Т.   А   /   Методическая   разработка   (старшая, подготовительная группа) на тему: развлечение «Трус не играет в хоккей» для детей старшего дошкольного возраста / Опубликовано 28.01.2016. 22. Осокина   Т.   И.   /   Физическая   культура   в   детском   саду.   М., «Просвещение», 1973. Стр.288. 23. Программа «Истоки» / Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева и др. / ТЦ Сфера, 2014. — 161 с. 24. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика­синтез, 2014 – 368 с.. 25. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3­е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика­Синтез, 2005. ­ 208с. 26. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. ­ М.: Мозаика­синтез, 2004. ­ 304 с. 27. С.М. Киселёва/  Описание  опыта  инновационной   педагогической деятельности   «Развитие   физических   качеств   старших   дошкольников   в процессе организации подвижных игр». 28. Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – Сан­ ПиН 2.4.1.3049­13; 29. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001. ­368с. 30. Сухарев   А.   Г.   Здоровье   и   физическое   воспитание   детей   и подростков. / А. Г. Сухарев ­ М., 1991. ­ 257 с. 31. У.   С.   Чернова   /   Организация   спортивных   игр   и   спортивных упражнений в условиях ДОУ.; 32. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. 33. Фролов   В.   Г   /   Физкультурные   занятия,   игры   и   упражнения   на прогулке. — М. Просвещение, 1996 г.  34. «Физическая подготовка детей 5­6 лет к занятием в школе» / Под ред. Кенемана А. В. – М.: Просвещение, 1980. 35. Чепцова Н. А./ Анализ современных образовательных программ дошкольного воспитания ­ «Развитие», «Детство», «Шаг за шагом», 2012 г. 36. Шебеко   В.   Н.   Физическое   воспитание   дошкольников:   Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. В. Шишкина ­ 4­е изд., испр. ­ М.: Издательский центр "Академия", 2000. ­ 176 с. 37. Волошина   Л.Н.   Игровые   программы   и   технологии   физического воспитания детей 5–7 лет // Физическая культура, 2003. № 4. С. 39–43. 38. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. 39. Кожухова   Н.Н.   и   др.  Воспитатель   по   физической   культуре   в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. лед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. 40. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.Л., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с. 41. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с. 42. Фомина   А.И.  Физкультурные   занятия   и   спортивные   игры   в детском   саду:   Пособие   для   воспитателя   подгот.   к   школе   группы.   –   М.: Просвещение, 1984. – 159 с. 43. Фролов   В.Г.,   Юрко   Г.П.  Физкультурные   занятия   на   воздухе   с детьми   дошкольного   возраста:   Пособие   для   воспитателя   дет.   сада.   –   М.: Просвещение, 1983. – 191 с. 44. Цымбалова Л.Н. Подвижные игры для детей. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 192 с. 45. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки   России)   от   17   октября   2013   г.   N   1155   г.   Москва   «Об утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта дошкольного образования»; 46. Конвенция   о  правах   ребенка  (одобрена   Генеральной   Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559­1 // СПС Консультант Плюс.

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период

ВКР по теме программа использования спортивных игр в летний оздоровительный период
Скачать файл