Конспект по истории для 7 класса. Поможет сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
- осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;
- выяснить причины и после6дствия церковного раскола;
Узнают значение слов: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.
власть и церковь. церковный раскол.doc
1
Конспект урока по истории России в 7 классе по теме: "Власть и
церковь. Церковный раскол"
Антоненкова Анжелика Викторовна
Учитель истории 1 категории
МОУ Будинской ООШ Тверской области
Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли
Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
- осветить проблемы в отношениях между государством и
церковью;
- выяснить причины и после6дствия церковного раскола;
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный экран,
карточки для проверки домашнего задания.
Основные понятия: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол,
протопоп.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
Заполните пропуски.
Вариант 1.
1. Первым русским царём новой династии стал
_____________________________________________________________________________
2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать
____________________________________________________________________________
3. Новый царь любил _____________________ и тратил большие деньги на
их приобретение.
4 .В народе нового царя прозвали
_____________________________________________
5. То второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя родился
сын _________________________
6. Постепенно свою роль начинает утрачивать
_________________________________
7. Увеличение территорий страны привело к увеличению числа
________________
8. Во главе главных административных единиц царь ставил
_____________________
1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось
______________ лет.
2. Вступая на престол, новый царь обещал не править без бояр и
_____________________________________________________________________________
3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын
_____________________________________________________________________________
4. ОТ первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13
детей, в том числе сыновья __________________ и __________________, и дочь
________________
Вариант 2. 5. Последний Земский собор был созван в ______________ году.
6. Впоследствии из Боярской думы выделилась
«_________________________» дума
7. в XVII веке главными административными единицами оставались
______________________, которые делились на более мелкие звенья
_________________ и _____________________________.
8. В 1649 г. был создан новый свод законов, который назывался
_____________________________________________________________________________.
2
Вариант1
Ключи:
1 Михаил Фёдорович Романов
2 Марфа
3
Цветы
4
Тишайшим
5
Пётр
6
Боярская дума
7
Приказов
8
воевод
Вариант 2
116
Земского собора
Алексей
1
2
3
4 Фёдор и Иван, Софья
5
6
7
8
1653 г.
Ближняя
Уезды, станы и волости
Соборным уложением 3
3. Сообщение темы и целей урока.
- В истории нашей страны много периодов, которые являются очень
поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово
«раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и
оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня –
разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из
случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий.
В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения,
произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли
реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране
или отдельным личностям?
План урока: ( сл. 2)
1.Церковь после Смуты.
2.Патриарх Филарет.
3.Реформа патриарха Никона.
4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
5. Церковный собор 1666-1667 гг.
6.Протопоп Аввакум.
4. Изучение нового материала.
1) беседа и рассказ учителя:
1. Церковь после Смуты.
- Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека?
- Каким было положение церкви в годы Смуты? ( тяжёлым)
- Какой путь для себя выбрали священнослужители в годы правления
Лжедмитрия? (Часть священнослужителей во главе с патриархом
Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на
царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы
высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.)
- Как вели себя в Москве поляки? ( разрушали, грабили, сжигали)
- Смута стала суровым испытанием и для церкви.
Находившиеся в
Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и
осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все
450 московских церквей. Массовым явлением были убийства
служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался
и фактический глава Русской православной церкви митрополит
Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы
верующих в священнослужителей.
2. Патриарх Филарет.
- ( сл. 3) После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя
Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву.
Участники церковного Собора избрали его новым патриархом
Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни
государства значительно возросли. 4
- Почему? Он был, по существу, вторым царем: все доклады о
государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а
решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и
такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал
один патриарх.
- Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и
власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного
характера так и не были решены при нем. Среди них главным был
вопрос обновления церковных книг и обрядов.
3. Реформа патриарха Никона.
-( сл. 4) В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных
книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок
и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений
вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все
молились используя разные молитвы, крещения пальцами.
( сл.5) По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
1) Одни предлагали исправить церковные книги и обряды,
вернувшись к древнерусским обрядам.
2) Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней
давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время
переписывались.
-( сл.6) Новым главой Русской православной церкви был избран Никон
– митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную
реформу.
- Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.57-58.
( сл. 7)
В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было
введено:
2) работа по учебнику:
Крещение тремя пальцами;
Поясные поклоны вместо земных;
Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
- Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения?
- Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же
начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и
утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение
церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил
реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии
не только с греческой, но и с русской традицией.
4. Усиление разногласий между церковной и светской
властью.
- ( сл. 8)
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже
фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре
выступил с идеей первенства церковной власти над царской и
предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру
царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. 5
- Как вы думаете отреагировал Михаил Фёдорович на такое
предложение?
- Это заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго
терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском
соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было
серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из
проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших
обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал
ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву.
Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить
церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву
православных патриархов из других стран.
4) работа по учебнику:
Стр. 59 – « Церковный собор»
- Давайте прочитаем о том, как состоялся Церковный суд над Никоном.
5) рассказ учителя:
6. Протопоп Аввакум.
Протопоп – обиходное название старшего православного
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп
Аввакум.
- Давайте запишем определение:
( сл. 9)
священника.
- ( сл. 10) С юных лет посвятив себя церкви, он был активным
сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы
Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был
лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и
заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
- ( сл. 11)
Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду
старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в
Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с
церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667
годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из
священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность
и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-
1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его
сподвижники были заживо сожжены.
- Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты,
пыталась занять господствующее положение в политической системе
страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к
конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении
подготовило почву для превращения ее в придаток государственной
власти. 5. Подведение итога урока
6. Домашнее задание:
тетрадь.
Вопросы на стр. 60
Параграф 7, вопросы, записи, повторить термины, рабочая
6
"Власть и церковь. Церковный раскол"
"Власть и церковь. Церковный раскол"
"Власть и церковь. Церковный раскол"
"Власть и церковь. Церковный раскол"
"Власть и церковь. Церковный раскол"
"Власть и церковь. Церковный раскол"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.