Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как же обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям?
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Цель:
Привить детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
2. Обогащать развивающую среду в группе дидактическими и настольно-печатными играми.
3. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
4. Развивать творческие способности: любознательность, наблюдательность и чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности
5. Развивать способности классифицировать, обобщать математический материал и приобщать к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.
Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-либо неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.
Перед собой, в первую очередь, ставила задачу - сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным.
Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике, какие методы обучения использовать?
В процессе ФЭМП у дошкольников я использую разнообразные методы обучения:
· Практические
· Наглядные
· Словесные
· Игровые
При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.
Наиболее широко использую дидактические игры. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.
Мною была создана картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах.
Игры по ФЭМП:
1. Настольные игры
«Форма и цвет»
«Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
«Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами)
«Подбери ключик к замочку»
«Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
«Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
«Найди свою пару» (варежку)
2. Игры – путешествия
Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (треугольник или квадрат) и т. д.
3. Игры – соревнования
«Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)
«Цветочная полянка»
«Бабочки и цветы»
4. Игры на количество и счёт
5. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала:
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Прогулка в лес» (сколько елочек – столько и зайчиков»
6. Настольно –печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мозаика»
• «Пазлы»
7.Дидактические игры:
• «Кто больше найдёт отличий?» и т. д.
В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Мною были использованы следующие средства:
· совместная деятельность воспитателя с детьми
· самостоятельная деятельность детей
· предметно - развивающая среда
На протяжении учебного года дети посредством дидактических игр и упражнений совершенствовали умения выполнять действия с предметами, отличающимися по форме, цвету и величине, как на специально организованных видах деятельности, мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе.
В конце года было проведено итоговое занятие «Путешествие в страну Математики».
Были подготовлены консультации для родителей о развитии математических способностей у дошкольников с использование дидактических игр, знакомство с занимательными и развивающими играми, проводимыми с детьми. Проведены консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания.
Изучение выбранной темы помогло мне в организации занятий по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.