Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Шахунский колледж аграрной индустрии»
«ГБПОУ ШКАИ»
Индивидуальный проект
По дисциплине: география
Тема: «Влияние инфраструктуры сферы жилищно-коммунального хозяйства на качество жизни населения»
Автор: обучающаяся 1 курса, группы 16
Профессия: 08.01.01
Мастер жилищно-коммунального
хозяйства
Яранцева Алёна Сергеевна
Руководитель: преподаватель по географии
Оценка: ___________ /_____________/
подпись руководителя
г. Шахунья
2020 г
Содержание
Введение............................................................................................................. 3
Глава 1. Роль жилищно-коммунального
хозяйства в современном обществе... 5
1.1. Структура жилищно-коммунального хозяйства......................................... 5
1.2. Жилищно-коммунальное обслуживание..................................................... 10
Глава 2. Место показателей развития жилищно-коммунального хозяйства в системе
качества жизни................................................................................................... 13
Глава 3. Анализ проблем развития и стратегического управления жилищно-коммунального
хозяйства в Нижегородской области ....................................... 16
Глава 4. Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства в России 19
Заключение ........................................................................................................ 23 Список литературы ........................................................................................................ 25
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что жилищно-коммунальное хозяйство является одним из важнейших структурных элементов, обеспечивающих функционирование народного хозяйства и качество жизни населения России.
На современном этапе социально-экономических реформ проблемы стабилизации и повышения уровня и качества жизни населения стали центральными. От их решения во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований, и, в конечном счете, политическая стабильность в обществе. Повышается роль разносторонних исследований в области качества жизни как научной основы государственных мер, способствующих обеспечению наибольшей социальной эффективности экономических процессов.
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека.
Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение коммунальных услуг до непосредственных потребителей.
Степень теоретической разработанности проблемы. В развитие теории, методологии, формирования и регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг внесли вклад работы следующих авторов: Л.В. Акифьева, Н. Г. Аминова, Е. В. Агитаева, О. В. Журавлевой, И. П. Иванова, Е. А. Каменевой, Ю. Н. Казанова, Е. И. Николаевой, Н. В. Проваленовой, В. В. Светицкой, Ю. Ф. Симионова, Н.А. Соломатова, Л.И. Спирина, Н. И. Сутягиной, Ю. В. Тишукова, Л. Н. Чернышева и др.
Повышению качества продукции, услуг, а также реализации системного и комплексного подходов к ее решению посвящены работы: О. В. Аристова, Дж. Джурана, Е. Н. Михеевой, В. М. Мишина, А. Г. Зекунова, К. В. Темирова и др.
Проблематике совершенствования качества предоставления жилищно-коммунальных услуг посвящены работы: О. Н. Алфериной, И. Н. Гусейнова, А. П. Литвинского, С. П. Нотенко, И. Н. Рыженко, Н. А. Сосновского, Н.А. Соломатовой, Н. А. Хромова, А. А. Чалиева, Т. В. Шибановой и др.
Оценивая результаты, полученные в работах перечисленных авторов, можно отметить, что большинство материалов носит критический характер, в то время, как возникают проблемы повышения качества ЖКУ практического характера. Это обусловило выбор темы исследования, постановку цели и задач.
Цель исследования – проанализировать жилищные условия в контексте обеспечения качества жизни населения Нижегородской области.
Для достижения поставленной цель нам не обходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть роль жилищно-коммунального хозяйства в современном обществе;
- изучить место показателей развития жилищно-коммунального хозяйства в системе качества жизни;
- проанализировать проблемы развития и стратегического управления жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородской области;
- исследовать перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства в России.
Объект исследования: жилищно-коммунальное хозяйство.
Предмет исследования: инфраструктура среды жилищно-коммунального хозяйства.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики РФ и территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
Научная новизна исследования состоит в разработке методических подходов, обеспечивающих формирование эффективной системы управления качеством жилищно-коммунального обслуживания потребителей рынка ЖКУ.
Теоретическая значимость: не смотря на то, что про ЖКХ раньше не был такой часто узнаваемой профессией. Но резко начинает набирать обороты и все больше людей узнают про такую профессию.
Практическая значимость: заключается в том, использование методических подходов к оценке качества жилищно-коммунальных услуг, путей совершенствования организационно-экономических отношений субъектов рынка ЖКУ, в комплексе будут способствовать повышению качества жилищно-коммунального обслуживания.
Структура работы: состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Роль жилищно-коммунального хозяйства в современном обществе
1.1. Структура жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложный многоотраслевой промышленно-технологический комплекс. Оно объединяет жилищное хозяйство, водоснабжение, водоотведение, коммунальную энергетику, внешнее благоустройство, дорожное хозяйство, санитарную очистку и прочее. Юридические лица, которые непосредственно обслуживают объекты жилищно-коммунального хозяйства и предоставляют услуги потребителям, называют организациями жилищно-коммунального хозяйства. Причем это могут быть как государственные и муниципальные унитарные предприятия, так и акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, товарищества собственников жилья и т.п. Основные фонды ЖКХ подразделяются на две группы: жилищный фонд и коммунальные фонды (коммунальная инженерная инфраструктура).
Жилищный фонд включает недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества. В зависимости от целевого назначения подразделяется на: социальный, коммерческий, специализированный, индивидуальный. По форме собственности: частный, смешанный, государственный, муниципальный. В управлении жилищным фондом муниципальных образований принимают участие: комитеты и управления социальной защиты населения, жилищные комитеты и управления, комитеты и управления жилищно-коммунального хозяйства, комитеты и управления муниципальным имуществом, строительные комитеты и департаменты. Объекты муниципального жилищного фонда в основном используются в форме передачи в наем: имущественный, коммерческий, аренды, хозяйственное ведение, кондоминиум.
Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.). Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствующих субъектов в ЖКХ – муниципальные унитарные предприятия.
Преобладающая хозяйственная структура – многоотраслевые предприятия Федеральным органом государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-коммунальные отделы (ЖКО), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления.
1. Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются местными органами власти.
2. К вопросам местного значения относятся: содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
3. регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
4. создание условий для жилищного и социально-культурного-досугового строительства;
5. организация, содержание и развитие муниципальных энерго, газо, тепло водоснабжения, канализации;
6. организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
Коммунальное хозяйство включает:
1. Санитарно-технические предприятия – водопровод, канализация, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.
2. Транспортные предприятия – городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
3. Энергетические предприятия – электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.
К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.
Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:
1. частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома
2. государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
3. муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
4. общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
5. коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.
6. Особое значение для города (поселения) имеют объекты коммунального назначения ЖКХ:
7. Водопровод - это система непрерывного водоснабжения потребителей для удовлетворения их нужд. Водопровод может удовлетворять нужды: питьевые, хозяйственные, производственные, противопожарные, ирригационные (орошение).
8. Канализация - это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, с целью их очистки от загрязнений, и дальнейшей эксплуатации, либо возвращению в водоем. Необходимый элемент современного городского хозяйства.
9. Капитальный ремонт помещений - он подразумевает значительные работы по улучшению состояния зданий и сооружений. Нередко капитальный ремонт сродни реконструкции некоторых частей здания или же всего здания.
10. Текущий ремонт зданий - имеет своей целью незначительные изменения для поддержания эксплуатационных параметров зданий и сооружений.
11. Теплоснабжение - система снабжения теплом, слежение за изоляцией горячей воды в батареях, обеспечение котельных и ТЭЦ, а также система завоза топлива к ним.
12. Электроснабжение - это система непрерывного электроснабжения потребителей. Сеть электроснабжения – комплекс инженерных сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для передачи электрической энергии от источников к потребителям. Субъектами деятельности ЖКХ являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.
1.2. Жилищно-коммунальное обслуживание
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований России стало проблемой общегосударственного значения. Причинами кризиса явились многолетнее недофинансирование, неэффективная тарифная политика, предопределяющая дотационность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ – возможности влиять на их количество и качество, неэффективная система централизованного управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери тепло энергии, воды и других ресурсов. В большинстве городов страны, особенно крупных, уровень жилищно-коммунального обслуживания остается низким и не соответствует предъявляемым требованиям, возложенные на него задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения.
Особенно явно это проявляется в крупных городах, таких как, например, Санкт-Петербург, так как в нем сосредоточен огромный жилищный фонд, концентрированно проживает большая часть населения страны, сосредоточены основные мощности жилищно-коммунальных предприятий. Именно здесь наиболее ярко проявляются негативные черты жилищной сферы: абсолютный монополизм, чрезмерная ведомственность, недостаточная квалификация кадров, техническая и технологическая отсталость и, как результат, неудовлетворительный уровень работы, игнорирование интересов населения и низкое качество предоставляемых услуг потребителям. Жилищно-коммунальное хозяйство непосредственно связано с населением и является ведущим в технологической цепочке обслуживания населения.
Для ЖКХ характерны:
а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;
б) социальная значимость;
в) низкая заменяемость другими услугами.
Существенной особенностью отрасли коммунального хозяйства является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий - поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.
Большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями).
При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение). Как и за любые другие, граждане обязаны вносить плату за пользование жилыми помещениями и плату за коммунальные услуги.
Платежи за коммунальные услуги взимаются помимо квартирной платы. В современном понимании квартирная плата–это плата за жилое помещение (наем площади), которое принадлежит иному собственнику– муниципалитету, субъекту Федерации, государству, частной компании и т.д. При этом оплату за услуги можно условно подразделить на платежи: за тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, эксплуатацию, содержание и ремонт общего имущества дома и уборку придомовой территории.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает около 30 видов деятельности. Подо отраслями являются техническое обслуживание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка и утилизация отходов); ресурсоснабжение (тепло, электричество, вода, канализация, газ); бытовое обслуживание (гостиницы, бани, прачечные, ритуальные услуги) и т.д.
Каждая подотрасль представлена совокупностью жилищно-коммунальных предприятий: санитарно-технических, энергетических, транспортных, по внешнему благоустройству.
В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования систем жизнеобеспечения территорий большинство коммунальных предприятий (в первую очередь связанных с сетевой поставкой ресурсов) занимают монопольное положение на обслуживаемой территории (локальные монополии). При этом географические границы товарных рынков определяются административными границами городов и районов, за исключением межрайонных электрических, водопроводных сетей и ряда других объектов межрайонного значения.
При отсутствии приборов в многоквартирном или жилом доме устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг и ресурсов (холодной и горячей волы, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) для определения размера оплаты ЖКУ.
Нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций едиными для домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры и степень благоустройства. Срок действия нормативов составляет не менее трех лет.
Глава 2. Место показателей развития ЖКХ в системе качества жизни
Категория качества жизни впервые была введена в научный оборот в 60- х годах XX века в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Разработка категории качества жизни так или иначе нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом. В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами.
В настоящее время в России существует несколько трактовок понятия качества жизни и ряд подходов к определению его структуры. Это и система индексов развития человеческого потенциала, принятая ООН, и совокупность социально-экономических показателей качества жизни, используемая Росстатом, и перечень показателей уровня жизни, соотносимых с системой потребительских бюджетов, разрабатываемых Всероссийским центром уровня жизни, и система показателей здоровья населения, используемая Минздравом России, разработки академических институтов РАН и многие другие.
Но каждый из этих подходов в отдельности не позволяет сформулировать необходимые и достаточные условия для создания хорошо организованного и четко управляемого механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения качества жизни всех слоев населения России. Необходимо обобщить разные позиции и на этой основе выработать единую точку зрения на качество жизни, его сущность и структуру, подготовить эффективный инструментарий оценки качества жизни на федеральном и региональном уровнях, разработать программу управления и формирования нового качества жизни на базе достижений научно-технического прогресса и использования приоритетных социальных технологий
На решение этих задач направлены, в частности, усилия Минпром науки России, инициировавшего проведение комплексных исследований проблем качества жизни. По заданию Минпром науки России во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) в последние годы разработана концепция качества жизни населения и методология его оценки. В основе концепции качества жизни населения лежит тезис о том, что «жизнь - это главная ценность».
Таким образом, «качество жизни» - чрезвычайно широкоемногоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество
Одной из важнейших народнохозяйственных проблем является повышение качества жизни населения, базовую характеристику которого составляют жилищные условия населения. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение количественно - качественных параметров жилья и качества его содержания и обслуживания. Потребность в жилище относится к числу первичных жизненных потребностей человека. Основная функция жилища - обеспечить человеку благоприятную среду обитания. Жилище, включенное в систему коммунального и бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека, определяющую качество жизни.
Показатели жилищных условий населения и уровня его обслуживания можно разделить на несколько групп:
- наличие, состояние и движение жилого фонда;
- жилищные условия населения;
- обслуживание и финансирование жилого фонда;
- развитие социальной инфраструктуры и ее функционирование;
- оценка населением жилищных условий и качества коммунального обслуживания;
- развитие рынка жилья.
Таким образом, развитие жилищно-коммунального хозяйства является важнейшим индикатором качества жизни населения, что особенно четко проявляется в период реформирования жилищно-коммунальной сферы.
Глава 3. Анализ проблем развития и стратегического управления жилищно-коммунального хозяйство в Нижегородской области
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики. это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.
Нижегородская область является одним из регионов Приволжского федерального округа и располагается в центральной части России. Жилищно-коммунальное хозяйство Нижегородской области представляет собой многоотраслевой комплекс, развитие которого регулируется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области. На данное министерство возложены функции по координации деятельности в сфере градостроительства, строительства и архитектуры, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и другие полномочия в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
В Нижегородской области действует Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, целью которой в сфере ЖКХ является обеспечение высокого уровня доступности жилья и предоставление качественных коммунальных услуг как основы для комфортной жизни населения, высвободив временные и материальные ресурсы жителей на саморазвитие. Данная стратегия утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889 [2].
Нижегородская область участвует в федеральных приоритетных проектах и программах РФ. Одним из таких проектов, который финансируется в настоящее время, является проект «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг», в рамках которого планируется снижение аварийности в коммунальной инфраструктуре до 30% и повышение уровня удовлетворенности граждан качеством оказываемых услуг до 85%. Целями региональной программы газификации Нижегородской области на 2018– 2022 годы являются:
– повышение надежности системы газоснабжения и газораспределения в целях обеспечения потребителей области природным газом в требуемых объемах;
– развитие инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области;
– повышение энергетической и экономической эффективности функционирования автомобильного транспорта;
– обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения.
В регионе реализуется государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области». Одной из ключевых целей программы является повышение энергетической эффективности экономики, а также обеспечение достойного уровня благосостояния и качества жизни населения Нижегородской области. В 2019 году, по оперативным данным Министерства финансов Нижегородской области, на жилищно-коммунальное хозяйство из бюджета Нижегородской области было выделено 299,4 млн. рублей, что составляет 2,4% от общих расходов бюджета.
Проанализируем состояние жилищно-коммунального хозяйства и городской среды Нижегородской области.
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети к 2017 году по Нижегородской области составляет почти 10000 км и почти половина нуждается в замене. На протяжении всего рассматриваемого периода протяжение уличной водопроводной сети выросло на 79,4 км, а длина сети, нуждающейся в замене, уменьшилась на 314 км. Количество аварий водопровода с 2012 года снизилось на 71%, но все-таки остается в 2017 году достаточно высоким – 560 аварий.
Рост зарплат населения во многих регионах страны не соответствует росту тарифов за услуги ЖКХ. Поэтому, чтобы оказать материальную поддержку малоимущим гражданам из средств регионального бюджета выделяется субсидия на оплату ЖКХ, которая позволяет в некоторой степени уменьшить затраты на квартплату.
Рост зарплат населения во многих регионах страны не соответствует росту тарифов за услуги ЖКХ. Поэтому, чтобы оказать материальную поддержку малоимущим гражданам из средств регионального бюджета выделяется субсидия на оплату ЖКХ, которая позволяет в некоторой степени уменьшить затраты на квартплату.
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство Нижегородской области представляет собой многоотраслевой комплекс, развитие которого регулируется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства
Нижегородской области посредством разработки и реализации программных документов. Выявленные отрицательные тенденции в регионе являются, на наш взгляд, результатом невысокого качества предоставления услуг ЖКХ. Для повышения уровня качества обслуживания необходима разработка эффективных механизмов и инструментов соответствующих социально-экономическим условиям развития области.
Глава 4. Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйство в России
Социальная эффективность программ реформирования ЖКХ выражается в повышении качества оказываемых услуг, увеличении степени благоустроенности жилищного фонда, снижении расходов населения на платежи за содержание домохозяйств путем перехода на новые экономические формы взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе и развития конкурентной среды в сфере жилищного обслуживания и ремонтных работ.
Повышение надежности работы производственных систем жилищно-коммунального комплекса позволит снизить до минимума связанные с авариями экстремальные ситуации для населения, что также обозначает повышение качества жизни.
Для гарантированного обеспечения населения доступными по цене ЖКУ необходимо, введение социальных норм потребления ЖКУ. Такие нормы должны определять потребность населения в ЖКУ, в рамках которых будет действовать «социальный» тариф, а потребление сверх социальной нормы будет оплачиваться по экономически обоснованным тарифам. При этом дальнейшее формирование рынка ЖКУ должно быть ориентировано, прежде всего, на усиление конкуренции в этом секторе с целью снижения тарифов и затрат населения и бюджета на ЖКУ при одновременном усилении контроля за исполнением своих обязательств всеми участниками рынка ЖКУ.
Вместе с тем, необходимо признать, что одной из главных причин недостаточности финансирования модернизации жилищно-коммунального хозяйства является низкий уровень фактических платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, сформировался «замкнутый» круг - высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги обусловлен низким техническим уровнем жилищно-коммунального хозяйства, изношенностью основных фондов, отсутствием внедрения новых технологий, и в то же время из-за неспособности населения оплачивать данные тарифы и необходимости отвлечения бюджетных ресурсов на покрытие разницы в тарифах наблюдается недостаток ресурсов для модернизации и технического перевооружения жилищно-коммунального хозяйства
Выход из создавшегося положения Минрегион России видит в разработке и реализации в регионах Российской Федерации долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с отходами потребления и вторичными материальными ресурсами и генеральных схем очистки территорий поселений.
В планах Минрегиона России законодательное оформление четких правил работы в сфере утилизации отходов потребления. На текущий момент в сфере ЖКХ осуществляют свою деятельность свыше 66,8 тыс. предприятий и организаций.
При этом доля частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения составляет 69,4% от общей численности предприятий, в теплоснабжении – 92,1%, в электроснабжении – 87,2%, в сфере утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов – 75,8%, в газоснабжении – 92,1%. За семь лет наиболее активный рост предприятий частной формы собственности произошел в секторе жилищных услуг, где их доля возросла более чем в 3,7 раза: с 25% в 2003 году до 93,3% по состоянию на 1 июля 2012 года.
Много лет важнейшей проблемой ЖКХ называли недостаток инвестиций в отрасль. Сегодня можно говорить о позитивных сдвигах. Отмечен интерес частного капитала к отрасли. Появились крупные частные операторы: Группа компаний «Росводоканал», АО «Евразийский», «Российские коммунальные системы». Международный банк развития и реконструкции и Европейский банк развития предоставили отрасли займы порядка 1,5 млрд долларов.
Сбербанком России утверждена Концепция участия АО «Сбербанк России» в проекте модернизации и реформирования ЖКХ. Минрегионом России реализуется утвержденный Правительством Российской Федерации План действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, основной идеей которого является обязательное применение параметров долгосрочного тарифного регулирования.
Общий бюджет изображен на жилищно-коммунальные хозяйства изображён на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты бюджета вы деленого на ЖКХ, %
Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства изображён на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты анализа состояния ЖКХ, %
Сбербанком России утверждена Концепция участия ПАО «Сбербанк России» в проекте модернизации и реформирования ЖКХ. Минрегионом России реализуется утвержденный Правительством Российской Федерации План действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, основной идеей которого является обязательное применение параметров долгосрочного тарифного регулирования
Такие программы уже приняты во всех муниципалитетах республик Коми, Башкортостан, Марий Эл, Алтай, Алтайского края, Костромской, Калининградской, Астраханской, Кемеровской, Амурской и Сахалинской областях. До конца года 2012 года такие программы должны быть приняты повсеместно. Проводимая работа уже приносит реальные результаты. Впервые за несколько лет в ряде регионов снижен уровень износа основных фондов: это республики Саха (Якутия), Хакасия, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Камчатский край, Волгоградская, Костромская, Липецкая, Омская, Ульяновская области. Особенно заметное снижение износа произошло в республиках Дагестан и Коми, Амурской, Челябинской и Сахалинской областях. Осенне-зимний период 2011–2012 годов, несмотря на все имевшиеся катаклизмы и аномальные явления, прошел в целом нормально.
Все жилищно-коммунальные системы выдержали нагрузку. Всего за этот период произошло 17 аварийных и чрезвычайных ситуаций. В прошлом отопительном периоде их было 22 (сокращение на 22,7%). Вместе с тем возросло число технологических сбоев на объектах ЖКХ страны: с 18 940 в предыдущем периоде до 19 792 случаев в настоящее время (рост 4,5%), что говорит об острой необходимости модернизации и капитального ремонта коммунальной инфраструктуры. Процесс реформирования жилищно-коммунального комплекса выявил проблему кадрового дефицита отрасли.
Заключение
Состояние жилищно-коммунального комплекса и его влияние на качество жизни населения в настоящий период можно охарактеризовать как кризисное. Из перечня проблем ЖКХ невозможно выделить самую главную причину нынешнего нестабильного состояния жилищно-коммунального комплекса. Так как все они носят взаимосвязанный характер и порождают одну другую
Существуют объективные обстоятельства, накладывающие отпечаток на реформирование ЖКХ, которые можно сгруппировать следующим образом:
- политические, связанные с обстановкой и порядком в стране, с взаимоотношениями между структурами и уровнями власти.
- экономические, определяющие состояние общественного воспроизводства, благосостояния, инфляции, рыночных отношений, устранение монополизации и расширение конкуренции, финансового состояния хозяйствующих субъектов, роста финансового потенциала, в том числе и за счет внешнеэкономических условий.
- информационные проблемы, связанные с обеспечением участников процесса ценообразования полной и достоверной информацией по формированию издержек услуг, финансовому состоянию предприятий монополистов
Проблема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной на протяжении многих лет, улучшению состояния ЖКХ уделялось и уделяется в наши дни много внимания и прилагаются множество усилий для стабилизации сложившейся ситуации.
Проводимые преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства содержат конструктивные меры, позволяющие осуществлять взвешенную политику повышения уровня оплаты ЖКУ с обязательным гарантированным усилением мер по социальной защите населения.
Реальное положение с финансированием предприятий ЖКХ показывает, что модернизация оборудования собственными средствами невозможна, там едва хватает средств на текущее содержание инженерной инфраструктуры городов. За последние годы сумма средств из бюджетов всех уровней, направляемая в жилищно-коммунальное хозяйство, практически не меняется и составляет порядка трети от годовой потребности.
К сожалению, дальнейшее увеличение бюджетных ассигнований на эти цели не представляется реалистичным. Переложить платежи населения на промышленные предприятия, увеличив перекрестное субсидирование, нецелесообразно, ибо сохранение перекрестного субсидирования отрицательно сказывается на развитии экономики в целом и конкурентоспособности отечественных производителей. Таким образом, остается один источник - полная оплата потребляемых ЖКУ высокодоходными категориями граждан.
По мере перехода к полной оплате ЖКУ потребителями отрасль становится инвестиционно привлекательной. И чем быстрее мы преодолеем этот рубеж, тем скорее станет понятной и прозрачной экономика предприятий, требующих значительных финансовых ресурсов для модернизации основных фондов.
Цель работы достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, выполнены.
Список литературы
1. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 07.04.2020 N 115-ФЗ).
2. Постановление Правительства Нижегородской области от 21.12.2018 N 889 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года».
3. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года.
4. Арьков, С. В. Проблемы управления жилым хозяйством; факторы, влияющие на эффективность управления жилищным фондом и методические подходы к его управлению / С. В. Арьков // - М.: Экономика стр-тва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactiveplus.ru/e-articles/337/Action337-117634.pdf
5. Белозеров, С. А. Модернизация сферы ЖКХ как фактор повышения уровня жизни населения России / С. А. Белозеров, А. Э. Ващук // - М.: Уровень жизни населения регионов России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/1028/view
6. Иванов, А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ): проблемы и пути их решения. / А. Р. Иванов. // - М. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhilischno-kommunalnoe-hozyaystvozhkh-problemy-i-puti-ih-resheniya
7. Катина, К. В. Влияние инфраструктуры сферы ЖКХ на качество жизни населения: современный аспект / К. В. Катина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 725-727. – URL: https://moluch.ru/archive/114/30147/ (дата обращения: 25.12.2020).
8. Минаев, Н. Основные проблемы и представления для развития региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов на современном этапе / Н. Минаев и др.// - М.: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=14073
9. Назаренко, М.А. Будет ли когда-нибудь решена в России жилищная проблема / М.А. Назаренко - М.: Жилищно-коммунальное хозяйство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://workspay.ru/work/28886
10. Пирогов Н. Л. Экономика российского ЖКХ: проблемы управления и инновации / Н. Л. Пирогов, К. Ю. Решетов // Бизнес в законе - М.: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/114/30147/
11. Шаронина, Л.В. Анализ и оценка эффективности институциональных преобразований в сфере ЖКХ: макро- и мезоуровень / Л. В. Шаронина, С. В. Сташ // - М.: Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – Т. 16 вып. 12. – С. 2218.
12. Хрипков, К.А. Повышение эффективности в сфере ЖКХ на муниципальном уровне / К.А. Хрипков // -М. «Научно-практический журнал Аллея Науки» – №16. – 2017. – С. 2.
13. Матреско, Д.В. Управление жилищно – коммунальным хозяйством в муниципальном образовании / Д.В. Матреско // - М.: Студенческий научный форум – 2017. – С. 45-46
14. Нифонтов, Д.А. Тенденции развития жилищного законодательства РФ / Д.А. Нифонтов // - М.: Реформа ЖКХ. Состояние и проблемы. – 2018. – №11 – С. 54-62.
Приложение 1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.