Влияние иррациональных убеждений родителей на развитие личности ребёнка
Если вас что-то сильно расстраивает, попробуйте разглядеть свои очевидные и скрытые категорические, догматические требования. Альберт Эллис
Деятельность КГБУ «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения» осуществляется в соответствии с 44 статьей Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации", в которой говорится, о том, что родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей, которые «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Но нигде не регламентируется необходимость родителей повышать свою компетентность в вопросах воспитания и развития своих детей, для обеспечения благополучного становления личности ребенка.
Невозможно переоценить роль «главного взрослого» в жизни ребенка. Отношения привязанности между родителем и ребенком, формируют его будущую самооценку, способность выстраивать отношения с окружающими. Ребенок развивается за счет привязанности с родителем, перенимает модель поведения и совершенствует свой социальный опыт. Поэтому очень важна степень ответственности родителя в отношении процесса воспитания ребенка, его способность к обучению в этом вопросе, решению проблем, в том, числе и своих собственных.
Известно, что наряду с факторами влияния среды, развитие личности ребёнка зависит от стиля воспитания. Именно организованность обеспечивает при формировании личности её становление. Целенаправленность данного процесса обуславливает степень рациональности (некой «правильности») или иррациональности (неестественности) изменений в сознании индивидуума. При этом необходимо понимать, какие убеждения (установки) рациональны, а какие – иррациональны. Так в области психологии, в частности психоанализа, исследуют когнитивные (от лат. cognitiо – «познание») составляющие эмоций.
Американский психолог Альберт Эллис разработал уникальную методику диагностики выраженности иррациональных установок. Основная идея данной концепции заключается в том, что «в основе эмоциональных и поведенческих расстройств лежит “неправильное”, иррациональное мышление о мире и о себе» [Чупахина, 2003: с. 4]. Таким образом, на развитие личности ребёнка может отрицательно повлиять психотравматический опыт его родителей, поскольку способы восприятия мира передаются от старшего поколению к младшему, одновременно с познанием окружающего мира по мере взросления.
Исследователи (Эллис А., Драйден У., 2002) выделили два отличительных признака иррациональных от рациональных идей: «Во-первых, они обычно абсолютизированы (или догматизированы) и выражаются в форме жестких “должен”, “обязан”, “надо”. Во-вторых, они ведут к негативным эмоциям, которые серьезно препятствуют осуществлению целей (например, к депрессии, тревоге, вине, гневу)» [Цит. по Соловьёвой, 2010: 25]. Следовательно, рациональные идеи – основоположники здорового поведения, а иррациональные приводят к его дисфункциональным проявлениям. К убеждениям (или установкам) учёные относят словесные формулы типа: «Ты не должен…!», «Говори правильно», «Ты не сможешь!» и проч., которые через некоторое время переходят от внешнего проявления на внутренние глубины личности (интериоризируются). Постоянные формулировки становятся убеждениями, которые определяют эмоции человека.
Негативные эмоции по А. Эллису проявляются не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта. Таким образом, на формирование иррациональных установок личности влияют внутренние и внешние факторы, взаимодействуя между собой. Вопрос, – какие из убеждений «перевесят чашу весов», зависит от общего развития личности. Следует отметить, что и те, и другие составляют индивидуальную систему убеждений человека.
Так, из опыта, можно привести примеры воспитания детей. Если ребенок перенимает от родителей установку вроде «Ты не должен вести себя так…», то он может вовсе замыкаться в себе, при этом, не понимая какое поведение считается правильным. Или, например, родители воспитали ребенка с убеждением «Деньги – самое главное в жизни», а во взрослой жизни их недостаточно у этого ребенка, то, как один из факторов, данное иррациональное убеждение привело к пагубному воздействию на личность, а именно к депрессии, алкоголизму.
Если оценивать влияние иррациональных установок родителей на поведенческие стимулы ребёнка, необходимо добавить наличие психологических аспектов, влияющих на приспособление личности к социальной среде. Негативную роль играют иррациональные убеждения, позитивную – рациональные убеждения. Речь идёт об адаптации личности к среде; так как её степень полностью зависит от того, какую картину мира создаёт человек в своём сознании, это обуславливает успешность функционирования личности в окружающем мире.
Ю.С. Адамчук
Библиографический список
1. Соловьёва С.Л. Психологическое консультирование. Справочник практического психолога. М. СПб. 2010. 238 с.
2. Ромек Е.А. Логика эмоций // Школьный психолог. 2006. № 24. С. 24-26.
3. Чупахина Ю.А. Влияние иррациональных убеждений родителей на иррациональные убеждения детей, формирующиеся к юношескому возрасту: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2003. 28 c.
4. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд. / Пер. с англ. Т. Саушкиной. СПб., 2002. 352 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.